Рекомендации кредиторам при неплатежеспособности должника

В последнее время в связи со сложной экономической ситуацией в стране многие субъекты хозяйствования не выдерживают конкуренции, валютных потрясений и налоговых нагрузок и инициируют процедуру добровольной ликвидации или банкротства.

Чтобы не упустить возможность вовремя заявить свои требования к должнику, необходимо помнить об основных этапах данных процедур.

Добровольная ликвидация

Юридическое лицо можно ликвидировать по решению его учредителей, участников либо органа, уполномоченного на это учредительными документами (подп. 1 п. 2 ст. 57 ГК).

Ликвидатор в течение 10 рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан в письменной форме уведомить о таком решении регистрирующий орган (п. 1 ст. 59 ГК).

Рекомендуем отслеживать в электронных реестрах, например в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (http://www.portal.nalog.gov.by/grp/), на сайте журнала «Юстиция Беларуси» (http://justbel.info/Liquidation/FindMyRequest), сведения о юридических лицах, находящихся в процессе ликвидации, в целях своевременного заявления требования кредитора.

Его необходимо письменно заявить после получения информации о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Срок для заявления требования кредитора начинает течь с даты размещения в электронных реестрах сведений о нахождении юридического лица в процессе ликвидации и не может быть меньше двух месяцев.

Рекомендуем в требование кредитора включить сумму основного долга, сумму неустойки, если ее предусматривает договор или законодательство, а также сумму процентов по ст. 366 ГК. Если ликвидатор откажется включить требование в реестр требований кредиторов либо не уведомит о включении его в реестр, целесообразно обратиться в суд с иском о понуждении к включению требования в реестр требований кредиторов (п. 4 ст. 60 ГК). В противном случае оно будет считаться погашенным (п. 6 ст. 60 ГК).

Требование, включенное в реестр, подлежит удовлетворению в соответствии с установленной очередностью (п. 1 ст. 60 ГК) и исходя из промежуточного ликвидационного баланса по истечении месяца со дня его утверждения.

Кредитор вправе подать в экономический суд заявление о банкротстве ликвидируемого должника по истечении трех месяцев с даты получения его уведомления о нахождении в процессе ликвидации в случае отсутствия в указанный период уменьшения задолженности (часть пятая ст. 233 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 года N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон)).

Добровольное банкротство

Должник вправе обратиться в суд с заявлением о банкротстве, если его неплатежеспособность приобретает либо уже имеет устойчивый характер (ст. 9 Закона). При этом требуется направить копии заявления о банкротстве кредиторам и иным лицам, участвующим в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) (часть пятая ст. 27 Закона).

Следовательно, кредитору прежде всего необходимо узнать, подал ли должник заявление о банкротстве в экономический суд. Данную информацию можно получить в канцелярии экономического суда по месту нахождения должника.

Рекомендуем отслеживать письма должника, а также раз в месяц уточнять в экономическом суде по месту его нахождения информацию о том, поступило ли в суд заявление должника о банкротстве. Если суд назначил судебное заседание для рассмотрения вопроса о принятии к производству заявления должника, рекомендуем присутствовать на заседании и представить свои кандидатуры управляющего.

Если суд по каким-либо причинам не доверяет предложенным кандидатурам, стоит согласиться на кандидатуру управляющего, предложенную крупными кредиторами (банки, налоговые органы).

Рекомендуем после назначения управляющего в деле о банкротстве отслеживать публикации о возбуждении производства по делу, чтобы не пропустить двухмесячный срок на подачу требования кредитора управляющему.

Этот срок начинает течь со дня опубликования сообщения об открытии конкурсного производства (часть первая ст. 89 Закона). Информацию о возбуждении производства по делу можно найти, к примеру, на сайте Единого государственного реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.gov.by/).

После подачи требования необходимо проконтролировать его включение управляющим в реестр требований кредиторов.

Рекомендуем прийти на первое собрание кредиторов, на котором решается вопрос об образовании комитета кредиторов, и принять все меры по включению в его состав своего представителя.

Это позволит оперативно получать информацию о текущем состоянии дела о банкротстве, а также влиять на принятие решений.

Требование после включения в реестр требований кредиторов подлежит удовлетворению в соответствии с установленной Законом очередностью (как правило, в пятую очередь, за исключением требований, обеспеченных залогом).

Неустойка и проценты по ст. 366 ГК, заявленные в требовании, подлежат удовлетворению только после погашения основного долга перед кредиторами пятой очереди (часть вторая ст. 146 Закона).

Инициирование процедуры банкротства кредитором

Кредитор вправе подать в суд заявление о банкротстве должника, если в совокупности:

  1. существуют достоверные, документально подтвержденные сведения о том, что неплатежеспособность должника имеет или приобретает устойчивый характер;
  2. к должнику применялось принудительное исполнение, не произведенное в течение трех месяцев, либо в процессе принудительного исполнения выявился факт отсутствия у должника имущества, достаточного для удовлетворения предъявленных к нему требований;
  3. задолженность перед кредитором, подавшим заявление о банкротстве должника, составляет не менее 100 базовых величин.

Субсидиарные должники

В случае отказа основного должника от удовлетворения требования кредитора или ненаправления в разумный срок ответа на предъявленное требование обязанность по его исполнению возлагается на лицо, несущее субсидиарную ответственность (п. 1 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27 октября 2006 г. N 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности»).

К субсидиарной ответственности на сумму неудовлетворенных требований кредиторов можно привлечь:

  • учредителей (участников) юридического лица;
  • лиц (в том числе руководителя должника), имеющих право давать обязательные для юридического лица указания либо иным образом определять его действия (часть вторая ст. 11 Закона).

При этом необходимо наличие доказательств, что причиной банкротства стали именно указания и (или) действия данных лиц.

Закон предусматривает два варианта привлечения их к субсидиарной ответственности.

1. Через управляющего в рамках производства по делу о банкротстве.

В обязанности управляющего входит подача исков о привлечении к субсидиарной ответственности виновных в банкротстве должника лиц (абзац восемнадцатый части первой ст. 77 Закона).

Такие иски предъявляются в экономический суд после открытия ликвидационного производства в случае выявления недостаточности имущества должника для удовлетворения требований кредиторов и рассматриваются до вынесения определения о завершении ликвидационного производства.

Плюсы: за подачу управляющим иска о субсидиарной ответственности не взимается государственная пошлина.

Минусы: в случае удовлетворения иска денежные средства будут взыскиваться в пользу всех кредиторов.

Сумма субсидиарной ответственности, взысканная с учредителя, руководителя и (или) иных лиц должника, скорее всего, будет передаваться кредиторам по договорам уступки права требования ввиду отсутствия у данных лиц денежных средств для погашения задолженности перед должником.

2. Кредиторами самостоятельно после завершения дела о банкротстве должника.

Кредитор в случаях, установленных Законом, вправе предъявить иск о привлечении лица к субсидиарной ответственности в течение 10 лет с момента возбуждения производства по делу о банкротстве (часть шестая ст. 11 Закона).

Плюсы: при удовлетворении такого иска сумма субсидиарной ответственности взыскивается именно в пользу кредитора, обратившегося в суд. С одного лица можно взыскать всю сумму субсидиарной ответственности всех виновных в банкротстве лиц (часть вторая ст. 11 Закона).

Минусы: за подачу иска кредитор уплачивает государственную пошлину.

Как в первом, так и во втором случае для привлечения виновных в банкротстве лиц к субсидиарной ответственности следует собрать достаточную доказательственную базу. Наиболее слабое звено в доказательственной базе по данным искам — наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) учредителей и (или) руководителя должника и его банкротством.

Минимизация рисков

Процедуры ликвидации и банкротства занимают достаточно длительное время, однако чем раньше их инициировать, тем больше у кредитора шансов получить удовлетворение своих требований.

Для учредителей должника положительный аспект своевременной ликвидации и банкротства — возможность избежать субсидиарной ответственности по обязательствам созданного ими юридического лица, а следовательно, и дополнительных финансовых затрат.