Обращение с отходами с точки зрения таможенного законодательства

В общем случае отходы производства при совершении внешнеэкономических операций могут возникать в силу разных причин. В частности, их могут ввозить сами субъекты хозяйствования в целях совершения с данной категорией товаров производственных или иных коммерческих операций, отходы также могут образовываться непосредственно на территории страны (при попадании товаров, находящихся под таможенным контролем, в аварии; при переработке сырья, помещенного под таможенные процедуры переработки под таможенным контролем, свободной таможенной зоны и т.д.).

Отметим, что таможенное законодательство не дает всеобъемлющего определения термина «отходы». В этом случае необходимо руководствоваться нормами ст. 32 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», где установлено, что одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму. При необходимости уточнения терминов и их определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение.

В связи с этим следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З «Об обращении с отходами» (далее — Закон N 271-З) под отходами понимаются вещества или предметы, образующиеся в процессе осуществления экономической деятельности, жизнедеятельности человека и не имеющие определенного предназначения по месту их образования либо утратившие полностью или частично свои потребительские свойства. Очевидно, что данное определение следует применять и при отнесении тех или иных товаров к категории отходов в таможенном праве.

Ввиду того что вопросы совершения таможенных операций в отношении отходов интересуют значительный круг субъектов хозяйствования, рассмотрим их более подробно.

1. Особенности ввоза отходов из-за пределов Евразийского экономического союза.

В ряде случаев промышленные предприятия заключают договоры с иностранными фирмами, которыми предусматривается ввоз в страну отходов производства в целях использования их в качестве сырья для собственного производства (например, ввоз отходов, содержащих драгоценные металлы, для получения драгоценных металлов, ввоз отходов молочной промышленности для получения казеина и т.п.).

В этом случае отходы рассматриваются как обычный товар, соответственно все таможенные операции в данном случае осуществляются как с обычным товаром.

Справочно. В силу подп. 35 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) товар — это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств — членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Однако отходы являются специфическим товаром, который может нанести вред окружающей среде, здоровью человека и животных. Поэтому ряд отходов ограничен или запрещен к ввозу в страну. В связи с этим следует учитывать, что в силу п. 1 ст. 152 ТмК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений.

Вопрос: Организация намерена ввезти в Республику Беларусь товар «Отходы фотопленки, содержащие галоиды серебра и (или) металлическое серебро», классифицируемый в товарной подсубпозиции 7112 99 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» (далее — ТН ВЭД). Необходимо ли получать разрешение или лицензию на ввоз данного товара и если необходимо, то какой орган его (ее) выдает?

Ответ: Товар «Отходы фотопленки, содержащие галоиды серебра и (или) металлическое серебро», классифицируемый в товарной подсубпозиции 7112 99 000 0 ТН ВЭД, включен в раздел 2.3 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, введенного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее — Решение N 30).

Согласно ч. 1 п. 4 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов (приложение 7 к Решению N 30) ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.11.2014 N 199 «Об Инструкции об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии и Инструкции об оформлении разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров», или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 N 45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и методических указаниях по его заполнению».

В свою очередь в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2008 N 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через Государственную границу Республики Беларусь» (далее — постановление N 1397) указанную лицензию выдает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

Согласно ч. 1 п. 4 Положения о порядке и условиях выдачи Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды заключений (разрешительных документов) на ввоз и (или) вывоз опасных отходов, ограниченных к перемещению через Государственную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера, утвержденного постановлением N 1397, для получения заключения (разрешительного документа) юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие ввоз и (или) вывоз отходов, в том числе перемещающие их транзитом через Республику Беларусь, представляют в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь документы согласно пункту 6.21 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь».

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с п. 2 ст. 152 ТмК ТС товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза. Принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на перевозчика либо на их собственника. Аналогичным образом следует поступать и в случае, если при ввозе товаров, ограниченных к ввозу или вывозу, не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений (например, необходимые лицензии).

2. Таможенные операции в отношении товаров, которые попали в аварию.

В некоторых случаях отходы образуются в тех случаях, когда товары попадают в аварию или они попадают под воздействие природных и техногенных катаклизмов. Рассмотрим данный вопрос несколько подробнее.

Вопрос: ЗАО «А» в мае 2014 г. ввезло из Республики Польша и поместило под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) транспортное средство (автомобиль-тягач). В процессе эксплуатации товар попал в дорожно-транспортное происшествие и восстановлению не подлежит. Следует ли ЗАО «А» уплачивать ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость в отношении поврежденного транспортного средства и следует ли данное транспортное средство (образовавшиеся отходы) помещать под какую-либо таможенную процедуру?

Ответ: В соответствии со ст. 283 ТмК ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.

Указанная обязанность прекращается у декларанта:

1) при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с п. 1 ст. 281 ТмК ТС, за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

2) в случаях, установленных п. 2 ст. 80 ТмК ТС.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 80 ТмК ТС установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в случае уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 4 ТмК ТС авария — вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения, которые не вызваны преднамеренными действиями собственника и (или) лица, во владении которого товары находились на момент таких изменений, за исключением естественных изменений при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), а также чрезвычайных и непредотвратимых при этих условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

Согласно п. 158 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530 «О страховой деятельности» (далее — Положение N 530), размер страхового возмещения при причинении вреда транспортному средству определяется в случае гибели (уничтожения) действительной стоимостью этого транспортного средства на день наступления страхового случая, расходами на его эвакуацию с места дорожно-транспортного происшествия к месту хранения на территории Республики Беларусь (для нерезидентов Республики Беларусь — до границы Республики Беларусь), утилизацию остатков, оформление необходимых документов в связи со страховым случаем и по определению размера вреда. Транспортное средство считается погибшим (уничтоженным), если его ремонт технически невозможен или экономически нецелесообразен. Ремонт считается экономически нецелесообразным, если расчетная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость превышает 80 процентов действительной (остаточной) стоимости транспортного средства на день наступления страхового случая.

Таким образом, если повреждения транспортного средства, попавшего в дорожно-транспортное происшествие, подпадают под требования п. 158 Положения N 530 и в соответствии с данным документом транспортное средство рассматривается как погибшее (уничтоженное), что зафиксировано в документах компетентных органов (Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Республики Беларусь, страховая организация), то обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении данного транспортного средства считается погашенной.

Согласно ст. 281 ТмК ТС действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) завершается до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под таможенную процедуру реэкспорта в порядке и на условиях, предусмотренных ТмК ТС. Также действие таможенной процедуры временного ввоза (допуска) может быть завершено до истечения срока временного ввоза помещением временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, в порядке и на условиях, предусмотренных ТмК ТС.

Согласно ч. 1 ст. 307 ТмК ТС уничтожение — таможенная процедура, при которой иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Таможенная процедура уничтожения может применяться также в отношении товаров, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы (ч. 3 ст. 307 ТмК ТС).

При этом следует обратить внимание, что в соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 309 ТмК ТС отходы, образовавшиеся в результате уничтожения товаров, при возможности их дальнейшего использования должны быть помещены под соответствующую таможенную процедуру и для целей взимания ввозных таможенных пошлин и налогов рассматриваются как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в таком состоянии.

Таким образом, транспортное средство, помещенное под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), которое оказалось уничтоженным в результате дорожно-транспортного происшествия, необходимо поместить под таможенную процедуру уничтожения.

При этом следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 2 п. 5 ст. 236 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 N 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон N 129-З), если под таможенную процедуру уничтожения помещаются товары, которые оказались уничтожены, безвозвратно утрачены вследствие аварии или действия непреодолимой силы, декларант в письменном виде информирует таможенный орган, в регионе деятельности которого произошли указанные события, если таможенным законодательством Таможенного союза не установлено иное, о месте и дате, когда произошли указанные события, а также об отходах, образовавшихся в результате уничтожения (их наименование, количество, стоимость при возможности дальнейшего коммерческого использования отходов).

Отметим, что в силу норм ст. 237 и 204 Закона N 129-З отходы, образовавшиеся в результате помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения, рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, если они передаются организациям, осуществляющим деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья, а также по обезвреживанию отходов, их захоронению.

Перечень организаций, осуществляющих деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья, а также по обезвреживанию отходов, их захоронению, при передаче которым отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, уничтожения, такие отходы рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 N 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Перечень).

При этом после помещения указанного транспортного средства под таможенную процедуру уничтожения оно в силу норм ст. 96 ТмК ТС считается не находящимся под таможенным контролем.

3. Особенности совершения таможенных операций с отходами, образовавшимися в результате переработки товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, свободной таможенной зоны и свободного склада.

Определение таможенной процедуры переработки на таможенной территории дается в п. 1 ст. 239 ТмК ТС: это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Согласно ст. 264 ТмК ТС переработка для внутреннего потребления — это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, с применением запретов и ограничений, а также ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Определение таможенной процедуры свободной таможенной зоны дано в п. 1 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010): это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории свободной таможенной зоны или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза.

В свою очередь, таможенная процедура свободного склада — это таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза (ч. 1 п. 1 ст. 8 Соглашения о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010)).

Очевидно, что все эти процедуры объединяет то, что в их рамках могут осуществляться производственные операции с иностранными товарами, соответственно неизбежно образуются отходы производства. При этом они приобретают статус иностранных товаров, следовательно, они подлежат помещению по иные процедуры (исключение — отходы, относящиеся к категории переработанных в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования).

Ввиду того что наиболее доступной для значительного количества субъектов хозяйствования является таможенная процедура переработки на таможенной территории, совершение таможенных операций в отношении отходов рассмотрим на ее примере.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 240 ТмК ТС помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории допускается при условии представления документа об условиях переработки товаров на таможенной территории. Согласно подп. 8 п. 2 ст. 244 ТмК ТС документ об условиях переработки товаров на таможенной территории в т.ч. должен содержать сведения о наименовании, классификации остатков и отходов в соответствии с ТН ВЭД, их количестве и стоимости.

Порядок выдачи указанного документа регламентируется Положением о помещении товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2011 N 1373 «О некоторых вопросах помещения товаров под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории и признании утратившими силу некоторых постановлений и структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — Положение N 1373). Положением N 1373 определено, что под термином «отходы» понимаются товары, неизбежно образующиеся при совершении операций по переработке иностранных товаров, за исключением остатков, продуктов переработки и производственных потерь.

Согласно Положению N 1373 для получения документов об условиях переработки товаров лица, заинтересованные в переработке товаров, представляют в таможню (одну из таможен), в регионе деятельности которой предполагается помещение товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории и завершение этой таможенной процедуры, два экземпляра заявления, а также два экземпляра условий переработки, где указываются сведения об образующихся отходах, а также прилагают к заявлению ряд документов.

В частности, к заявлению и условиям переработки прилагаются документы, которые содержат сведения об образующихся отходах:

— извлечения (выписки) из научно-технической (проектной, конструкторской, технологической, научной, патентной или иной) документации, содержащей сведения о соответствии используемого технологического процесса переработки товаров и (или) норм выхода продуктов переработки техническим нормативным правовым актам, а в случае указания в условиях переработки сведений о нормах расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки также извлечения (выписки) из научно-технической (проектной, конструкторской, технологической, научной, патентной или иной) документации, содержащей сведения о соответствии норм расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки техническим нормативным правовым актам (представляются для медицинской техники и изделий медицинского назначения);

— копия договора, заключенного с территориальным подразделением Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов, о сдаче лома и отходов черных и цветных металлов (в случае их образования в результате операций по переработке товаров в таможенных процедурах переработки для внутреннего потребления или переработки на таможенной территории и оставления в Республике Беларусь);

— извлечения (выписки) из технологического процесса переработки товаров с указанием норм выхода продуктов переработки, а в случае указания в условиях переработки сведений о нормах расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки также извлечения (выписки) из технологического процесса переработки товаров с указанием норм расхода товаров для переработки на единицу продукта переработки, наименования и количества остатков, отходов и производственных потерь (представляются в отношении товаров, отнесенных к компетенции Белорусского государственного концерна пищевой промышленности «Белгоспищепром») (п. 4 Положения N 1373).

По результатам рассмотрения представленных документов таможня выдает документ об условиях переработки товаров, который оформляется на бланке письма таможни и содержит сведения об образующихся отходах.

Согласно ст. 246 ТмК ТС отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров на таможенной территории, подлежат помещению под иную таможенную процедуру, за исключением случая, когда указанные отходы переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования. Для таможенных целей указанные отходы рассматриваются как товары, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза в этом состоянии.

Особенности определения таможенной стоимости отходов устанавливаются Положением об особенностях определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате переработки иностранных товаров, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 512 (далее — Положение N 512).

Справочно. Ввиду того что производственные потери, образующиеся и (или) безвозвратно теряющиеся в результате совершения операций по переработке, не подлежат помещению под иную таможенную процедуру, таможенная стоимость отходов не определяется в случае, когда отходы переработаны в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования (п. 1 ст. 246 и п. 1 ст. 271 ТмК ТС).

В частности, если отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории или таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, по своим качественным характеристикам аналогичны этим иностранным товарам, то таможенной стоимостью оцениваемых отходов является таможенная стоимость данных иностранных товаров, умноженная на отношение количества оцениваемых отходов к общему количеству иностранных товаров, указанному в документе об условиях переработки иностранных товаров. Сведения о таких отходах приводятся отдельно в документе об условиях переработки товаров на таможенной территории (ст. 244 ТмК ТС) или документе об условиях переработки товаров для внутреннего потребления (ст. 269 ТмК ТС).

В иных случаях применяются методы определения таможенной стоимости отходов по стоимости сделки с ввозимыми товарами, по стоимости сделки с идентичными товарами, по стоимости сделки с однородными товарами, метод вычитания или резервный метод.

Метод определения таможенной стоимости отходов по стоимости сделки с ввозимыми товарами может быть применен в отношении оцениваемых отходов при соблюдении условий, установленных п. 1 ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (заключено в г. Москве 25.01.2008) (далее — Соглашение об определении), если договором на оказание услуг по переработке товаров предусмотрена продажа отходов на таможенной территории Таможенного союза и декларант представляет счет-фактуру и / или иные платежно-расчетные документы, подтверждающие цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за отходы.

В свою очередь, п. 1 ст. 4 Соглашения об определении установлено, что таможенной стоимостью товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже при выполнении следующих условий:

1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами (т.е. отходами), за исключением ограничений, которые:

  • установлены совместным решением органов Таможенного союза;
  • ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
  • существенно не влияют на стоимость товаров;

2) продажа товаров (т.е. отходов) или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 Соглашения об определении могут быть произведены дополнительные начисления;

4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что эта взаимосвязь не влияет на стоимость сделки.

При использовании для определения таможенной стоимости отходов иных методов определения таможенной стоимости товары считаются идентичными оцениваемым отходам или однородными с ними, если они произведены на таможенной территории Таможенного союза.

При невозможности определить таможенную стоимость отходов в соответствии с методами определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами, по стоимости сделки с однородными товарами либо в результате использования метода вычитания их таможенная стоимость определяется по резервному методу.

При этом метод сложения для определения таможенной стоимости отходов не применяется.

В случае применения резервного метода определения таможенной стоимости отходов могут, в частности, использоваться:

  • а) цена продажи оцениваемых отходов при их первой реализации на таможенной территории Таможенного союза покупателю, не являющемуся взаимосвязанным ни с одним из участников сделки по переработке иностранных товаров;
  • б) цена продажи идентичных оцениваемым отходам товаров и / или однородных с ними, проданных покупателю, не являющемуся взаимосвязанным ни с одним из участников сделки по переработке иностранных товаров.

Вопрос: Организация намерена поместить под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления отходы ткани, которые образовались в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории. Какие документы организация обязана представить в таможенный орган для декларирования таможенной стоимости отходов, которая будет определяться по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами?

Ответ: В соответствии с п. 10 Положения N 512 для подтверждения заявленной таможенной стоимости отходов декларантом должны быть представлены:

— документ об условиях переработки товаров на таможенной территории (ст. 244 ТмК ТС) или документ об условиях переработки товаров для внутреннего потребления (ст. 269 ТмК ТС);

— в зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости отходов документы в соответствии с приложением 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», а именно:

  • учредительные документы декларанта;
  • договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;
  • счет-фактура (инвойс);
  • банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;
  • страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;
  • договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), — в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров;
  • договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;
  • документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями сделки);
  • договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товар (если это предусмотрено условиями сделки);
  • другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Согласно ст. 204 Закона N 129-З отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, если они передаются организациям, осуществляющим в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторичного сырья, а также по обезвреживанию отходов, их захоронению, согласно Перечню. Срок передачи этих отходов указывается в заявлении декларанта таможенной процедуры переработки на таможенной территории, поданном в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся такие отходы, с указанием в нем наименования организации, для передачи которой предназначены отходы.

В случае если отходы не переданы, они не рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, а следовательно, подлежат помещению под иную таможенную процедуру до истечения срока действия таможенной процедуры переработки товаров на таможенной территории.

Справочно. В соответствии со ст. 249 ТмК ТС действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории завершается до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки, под таможенную процедуру реэкспорта. Действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории может быть завершено до истечения срока переработки товаров помещением продуктов переработки, иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или иную таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры транзита.

4. Положения национального таможенного законодательства в отношении отходов.

Некоторые вопросы, касающиеся отходов, регламентируются национальным законодательством.

В силу п. 10 ст. 148 Закона N 129-З на территории складов временного хранения не должны складироваться отходы любого вида и бытовой мусор.

Вопрос: Организация осуществляла временное хранение бытового мусора на территории таможенного склада (на территории таможенного склада находился контейнер для хранения коммунальных отходов). Данный факт был установлен. Предусмотрена ли какая-либо ответственность за подобное хранение?

Ответ: В соответствии со ст. 14.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) нарушение требований законодательства к местам хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин.

В силу п. 11 ст. 198 Закона N 129-З на территории складов временного хранения не должны складироваться отходы любого вида и бытовой мусор.

Согласно Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой под словом «складировать» понимается «поместить на склад, в хранилище».

В соответствии с Законом N 271-З места временного хранения отходов — это специальное оборудование (контейнеры, урны и т.п.), площадки и иные места, предназначенные для временного хранения отходов.

Контейнер для хранения коммунальных отходов является местом временного хранения отходов, а следовательно, нахождение данного контейнера с коммунальными отходами на таможенном складе есть не что иное, как складирование отходов на таможенном складе.

Таким образом, за складирование отходов на таможенном складе предусмотрена административная ответственность по ст. 14.15 КоАП.

В заключение отметим, что в соответствии со ст. 86 Закона N 129-З отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в Республике Беларусь, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в Республике Беларусь и пригодные только для переработки в сырье, считаются товарами, полностью полученными в Республике Беларусь. При этом названная норма касается случаев экспорта отходов в иные страны.