Общесоциальные меры предупреждения взяточничества

Предупреждение преступности — сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. Различают два уровня предупреждения преступности: общесоциальный и специально-криминологический. В данной статье автор попытался всесторонне охарактеризовать общесоциальные меры предупреждения взяточничества с учетом современного состояния развития общества и на основе изложенного материала сформулировал обоснованные выводы.

Одним из главных направлений в борьбе с преступностью является ее предупреждение. В криминологической литературе для обозначения деятельности, направленной на устранение причин и условий преступления, используются такие термины, как «предупреждение», «предотвращение», «пресечение», «профилактика» и др. В ряде случаев эти понятия различают, а в других отождествляют. Не вдаваясь в существо этих споров и применительно к исследуемой проблеме, мы будем их использовать как взаимозаменяющие. Такой подход в большинстве своем оправдан, использовался и используется в монографиях и учебниках по криминологии [3].

Предупреждение преступности следует рассматривать как многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных деяний, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и (или) поведение которых указывают на такую возможность [3].

Теоретически основы предупреждения преступности разработаны в работах таких видных ученых, как А.И.Алексеев, Г.А.Аванесов, Ю.М.Антонян, М.М.Бабаев, А.Э.Жалинский, Ю.А.Ветров, И.И.Карпец, В.Н.Кудрявцев, Г.М.Миньковский, Э.И.Петров, А.М.Яковлев и многих других.

В трудах по криминологии встречаются в основном две точки зрения по вопросу об уровнях и видах профилактики преступлений. Одни утверждают, что существуют два уровня профилактики:

  1. общесоциальный, включающий в себя комплекс общих, неспециальных мер, действующих смешанно и непосредственно не направленных на устранение причин и условий преступлений как на уровне общества, так и личности;
  2. специально-криминологический, сориентированный на устранение причин и условий преступлений.

Вторая позиция заключается в том, что выделяются три уровня профилактики: 1) общесоциальный; 2) групповой и 3) индивидуальный. Мы являемся сторонниками той точки зрения, которая придерживается двухуровневой системы профилактики.

Предупреждение преступности общесоциальным путем осуществляется посредством мероприятий, которые проводятся с целью внесения изменений в развитие общества, отдельных общественных отношений (экономических, политических, социальных и т.д.). В данном случае нет целенаправленного воздействия на причины и условия преступности. Эта работа осуществляется косвенно.

Общесоциальное предупреждение базируется на совокупности экономических, политических, идеологических, правовых и иных мероприятий, направленных на улучшение соответствующих сфер социальной жизнедеятельности. Основная цель общесоциальных мероприятий заключается в улучшении различных сфер общественной жизни, которые создают предпосылки для устранения преступности, пресекается или ослабляется в конечном счете действие общих причин и условий преступности, отдельных ее видов и конкретных преступлений.

Признаками мер общего предупреждения являются: масштабность, всеохватывающий и разносторонний характер, комплексность и взаимозависимость, непрерывность и радикальность [1].

Общесоциальная профилактика выходит за рамки криминологии и является составной частью общественной практики вообще и предметом всех наук об обществе и человеке. Такое предупреждение преступности является одним из главных направлений и практической задачей всех многообразных усилий государства и общества в сфере борьбы с антиобщественными преступными проявлениями.

Отдельные криминологи меры как общесоциального, так и специального предупреждения преступности классифицируют на следующие виды: экономические, политические, правовые, психологические и организационные [4].

Применительно к взяточничеству мы предлагаем несколько иную классификацию общесоциальных мер предупреждения. Это социально-экономические, организационно-правовые и иные меры. Такая классификация, на наш взгляд, является более оптимальной и уже апробирована в национальном нормотворчестве при разработке Государственной программы по усилению борьбы с коррупцией на 2002 — 2006 годы.

Социально-экономические меры предупреждения преступности направлены на нейтрализацию криминогенных последствий функционирования экономической сферы. Переход экономики государства на рыночные отношения повлек определенные негативные последствия в социальной сфере. В этой связи к социально-экономическим мерам по предупреждению взяточничества следует отнести дальнейшее проведение экономических реформ государства, направленных на обеспечение более высокого уровня социальной защищенности населения и избавление его от острой материальной нужды и нищеты.

Достижение этой глобальной цели основывается на решении следующих вспомогательных задач: снижение уровня реальной инфляции; постепенное повышение уровня заработной платы, который опережал бы уровень инфляции в стране; повышение уровня пенсий по старости и инвалидности до социально необходимых размеров, позволяющих достойно жить пенсионерам разных категорий; поиск и апробирование новых подходов в решении жилищной проблемы; снижение безработицы и решение проблем занятости населения; выход на более высокий уровень государственной поддержки многодетных семей; снижение степени поляризации населения по уровню доходов; ресурсное обеспечение прожиточного минимума населения.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. N 384 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы [5]. Реализация данной Программы направлена на устойчивое повышение уровня и качества жизни населения на основе роста денежных доходов, развития системы государственных социальных стандартов по обслуживанию населения. Прогнозируется сбалансированный рост доходов и заработной платы на основе роста ВВП, производительности труда и улучшения качественных параметров экономики, при этом предполагается, что заработная плата одного работника на конец 2010 года в долларовом эквиваленте составит не менее 500 долларов США.

Таким образом, социально-экономические меры направлены на то, чтобы устранить стимулы для совершения коррупционных преступлений. Необходимые для жизни средства должностные лица могут и должны зарабатывать честным путем.

Организационно-правовые меры — это совершенствование как системы контроля за деятельностью аппарата управления, так и правовой регламентации общественных отношений в условиях становления рыночной экономики, направленной на максимальную детализацию регулирования общественных отношений и исключение при этом возможности злоупотреблений должностных лиц.

Организационно-правовые меры в борьбе со взяточничеством — это разработка и внедрение новых социальных технологий, объективно препятствующих совершению корыстных преступлений; привлечение институтов гражданского общества в борьбе с коррупционной преступностью; обеспечение надлежащего государственного и общественного контроля за экономической деятельностью юридических и физических лиц; обеспечение четкой правовой регламентации деятельности всех ветвей власти, законности и гласности в их деятельности; устранение коллизий в законодательстве и восполнение пробелов в правовом регулировании отдельных видов экономических отношений.

Международный опыт борьбы со взяточничеством свидетельствует, что эффективность противодействия данному негативному явлению будет во много раз выше, если в этом направлении будут задействоваться не только государственные органы, но и институты гражданского общества. Гражданское общество реализуется в виде совокупности неправительственных институтов и самоорганизующихся посреднических групп, способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил гражданского или правового характера. К сожалению, приходится констатировать, что гражданское общество у нас, как и на всем постсоветском пространстве, находится еще в зачаточном состоянии. Вместе с тем первостепенной задачей в борьбе с коррупционной преступностью следует считать развитие институтов гражданского общества. На данном этапе развития очень важно, чтобы деятельность всех государственных органов была «прозрачна» для гражданского общества, а государство не могло вмешиваться в деятельность этих институтов.

В соответствии с Государственной программой по усилению борьбы с коррупцией на 2002 — 2006 годы в качестве организационно-правовых мер предусматривалось создание единого государственного органа как для производства криминологических экспертиз проектов нормативных правовых актов, так и для регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К сожалению, эти мероприятия пока еще не реализованы.

В научных и учебных публикациях российских криминологов особая роль отводится криминологическому сопровождению крупномасштабных социальных явлений и процессов как одной из мер общесоциального предупреждения преступности. Этим целям служит, прежде всего, криминологическая экспертиза, которая представляет собой изучение, анализ, оценку ее предмета — экономических, социальных, культурно-воспитательных и иных мероприятий с целью определения их возможного или существующего влияния на преступность, ее причинный комплекс, тенденции, качественно-количественные характеристики, последствия, другие криминологически значимые показатели [2]. Причем криминологической экспертизе может подвергаться не только законотворческая работа, но и проекты концепций, целевые программы, основные направления и другие документы. В этой связи при разработке новой Государственной программы по усилению борьбы с коррупцией на 2007 — 2010 годы, на наш взгляд, следует вновь обратиться к вопросу о создании государственного органа по производству криминологических экспертиз, обобщив при этом уже имеющийся международный опыт.

К иным мерам по предупреждению взяточничества следует отнести: политические, идеологические, психологические, технические и др. Они выполняют вспомогательную роль в решении основной задачи — предупреждения преступности. Если политические меры предупреждения преступности — это принципы государственной политики борьбы с преступностью, то идеологические меры включают комплекс мероприятий по идейно-политическому, трудовому и нравственному воспитанию. К техническим мерам относятся различные средства и приспособления, затрудняющие либо препятствующие совершению преступлений.

Таким образом, иные меры общесоциального предупреждения взяточничества — это выработка и пропагандирование средствами массовой информации антикоррупционной политики государства; разработка долгосрочных государственных программ по усилению борьбы с коррупцией; поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике; формирование у населения антикоррупционного социального поведения, веры в успех дела борьбы с коррупцией; наличие принципа политической воли, т.е. неуклонного выполнения руководителями страны принятых на себя обязательств и данных народу обещаний; формирование идеалов честного государственного служащего; воспитание негативного отношения к коррупционным проявлениям; применение полиграфа при приеме на государственную службу и дальнейшем продвижении по службе.

На основании изложенного можно сформулировать следующие выводы:

  1. Предупреждение взяточничества на общесоциальном уровне — это система взаимосвязанных между собой мер, проводимых государственными, общественными и другими организациями в целях выявления и нейтрализации причин коррупционной преступности и условий, ей способствующих.
  2. Среди специалистов нет единого мнения о системе предупреждения преступности. Некоторые криминологи считают, то предупреждение преступности представляет собой трехуровневую систему, другие придерживаются мнения, что это процесс двухуровневый. По нашему мнению, применительно к теме исследования наиболее удачно применение двухуровневой системы предупреждения взяточничества, так как роль индивидуального предупреждения в оказании непосредственного воздействия на лиц, склонных к совершению коррупционных проявлений, ввиду большой латентности незначительна.
  3. Деятельность государства в осуществлении общесоциального предупреждения состоит из социально-экономических, организационно-правовых и иных мер, которые направлены на устранение, ослабление и нейтрализацию процессов и явлений, детерминирующих преступность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. Изд. четвертое, исправл. и дополн. — М.: Издательство «Щит-М», 2004. — 315 с., с. 113.

2. Алексеев А.И. Криминология. Курс лекций. Изд. четвертое, исправл. и дополн. — М.: Издательство «Щит-М», 2004. — 315 с., с. 116.

3. Криминология: Учебник / Под ред. проф. Н.Ф.Кузнецовой, проф. В.В.Лунеева. — 2-е изд. перер. и дополн. — М.: Волтерс Клувер. 2004. — 640 с., с. 185.

4. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е.Эминова. — 2-е изд., перер. и дополн. — М.: Юристъ. 2000. — 678 с., с. 368 — 371.

5. «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь», 19.06.2006, N 92, 1/7667 (указ).