Общие условия стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению

Общие условия стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению представляют собой требования процессуального закона, соблюдение которых при организации и проведении административного процесса создает наиболее благоприятную обстановку для успешного осуществления принципов и задач административного процесса на данной стадии.

К общим условиям стадии подготовки дела об административном правонарушении относятся:

  1. подведомственность дел об административном правонарушении на стадии подготовки дела к рассмотрению;
  2. сроки производства на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению;
  3. протоколирование процессуальных действий;
  4. заявление и разрешение ходатайств;
  5. недопустимость разглашения сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении;
  6. участие специалиста, переводчика и понятых;
  7. применение научно-технических средств;
  8. порядок вызова участников административного процесса;
  9. разъяснение прав и обязанностей участникам административного процесса;
  10. удостоверение факта отказа от подписания процессуального документа;
  11. суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым.

1. Подведомственность дел об административном правонарушении на стадии подготовки дела к рассмотрению.

О совершении административного правонарушения должностным лицом таможенного органа, ведущего административный процесс, составляется протокол административного правонарушения. Данным правом наделены должностные лица, указанные в ст. 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). Также в ст. 3.30 ПИКоАП указаны административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), и должностные лица органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за совершение данных правонарушений.

2. Сроки подготовки дела к рассмотрению (ст. 10.1 ПИКоАП) следующие:

  1. по общему правилу — не позднее 10 суток со дня начала административного процесса;
  2. по делам о таможенных, экологических правонарушениях и правонарушениях против порядка налогообложения — не позднее 2 месяцев со дня начала процесса (по административным правонарушениям, предусмотренным главами 13, 14, 15 КоАП).

Содержанием действий по принятию решений является анализ и оценка совокупности имеющихся по делу об административном правонарушении фактических данных для установления наличия или отсутствия предусмотренных законом условий и оснований.

Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, проводит такие необходимые процессуальные действия, как опрос, осмотр, освидетельствование, назначает и проводит экспертизы, получает образцы для сравнительного исследования. Также на данной стадии решается вопрос о применении технических средств, которые могут использоваться для фиксации, изъятия следов административного правонарушения и вещественных доказательств. В обязательном порядке на данной стадии разъясняются права и обязанности участникам административного процесса.

Отличительная особенность данной стадии административного процесса состоит в том, что в ходе ее проводятся следующие процессуальные действия:

  1. опрос правонарушителя, потерпевшего, свидетелей (по итогам опроса составляется протокол);
  2. осмотр места совершения административного правонарушения (помещения, жилища, предметов и документов);
  3. освидетельствование;
  4. получение образцов для сравнительного исследования;
  5. экспертиза.

Также на данной стадии могут применяться такие меры обеспечения административного процесса, как административное задержание физического лица, личный обыск задержанного, наложение ареста на имущество, изъятие вещей и документов, привод. В отношении юридических лиц применяются меры обеспечения административного процесса в соответствии с ч. 2 ст. 8.1 ПИКоАП, а именно: изъятие документов и имущества, принадлежащих юридическому лицу, и наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее юридическому лицу.

3. Протоколирование процессуальных действий.

Согласно абз. 21 ст. 1.4 ПИКоАП процессуальные действия представляют собой предусмотренные ПИКоАП и производимые в соответствии с его положениями действия уполномоченных на то должностных лиц, совершаемые в ходе административного процесса. Таким образом, практически любое действие, осуществляемое должностным лицом органа, ведущего административный процесс, в соответствии с требованиями ПИКоАП, будет являться процессуальным и может оформляться протоколом. Но не все протоколы процессуальных действий могут являться источниками доказательств в административном процессе. Согласно статье 6.10 ПИКоАП к ним относятся:

  • протокол осмотра;
  • протокол освидетельствования;
  • протокол административного задержания;
  • протокол изъятия вещей и документов;
  • протокол опроса;
  • протокол судебного заседания;
  • протокол заседания коллегиального органа.

Последние два протокола относятся исключительно к стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Должностные лица органов, ведущих административный процесс, наделяются полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии со ст. 3.30 ПИКоАП и решением руководителя государственного органа.

4. Разрешение ходатайств регламентировано ст. 10.7 ПИКоАП. Каждый участник административного процесса имеет право заявлять ходатайства. Ходатайство — устная или письменная просьба участника административного процесса, адресованная должностному лицу органа, ведущего административный процесс. Письменные ходатайства участников административного процесса приобщаются к делу, устные заносятся в протокол процессуального действия, в протокол об административном правонарушении.

Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. Когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела об административном правонарушении. О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства сообщается лицу, заявившему ходатайство, а в протоколе делается отметка с указанием мотивов отказа.

5. Недопустимость разглашения сведений, содержащихся в деле об административном правонарушении, не означает, что административный процесс является тайным. Согласно ч. 1 ст. 10.8 ПИКоАП сведения, содержащиеся в деле об административном правонарушении, могут быть преданы гласности лишь с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, а в случае, если такие сведения затрагивают личную жизнь потерпевшего, — с разрешения потерпевшего и в том объеме, в каком он признает это возможным. Требование или распоряжение должностного лица, ведущего административный процесс, о запрете разглашения определенных сведений, ставших известными участникам административного процесса, с учетом особого характера таких сведений следует признать законным. Соответственно несоблюдение данного требования или распоряжения может стать основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 23.4 КоАП.

Если предание этих данных гласности не будет мешать и не повлечет нарушения прав участников административного процесса, судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, могут разрешить их огласку в определенных пределах. Разрешение может быть оформлено, например, в виде резолюции на ходатайство определенного лица или органа с определением объема оглашаемой информации. Вместе с тем гласность должна находиться в разумных пределах, т.е. разглашение не должно противоречить интересам ведения административного процесса, не должно повлечь нарушение прав и законных интересов участников административного процесса, причем информация о личной жизни потерпевшего может быть разглашена только с его согласия.

6. Участие специалиста, переводчика и понятых.

Данная категория участников административного процесса характеризуется тем, что они не имеют в деле об административном правонарушении личного интереса и не обладают никакими властными полномочиями. Кто в административном процессе может являться специалистом, переводчиком и понятым, регламентировано ст. 4.8, 4.9, 4.10 ПИКоАП, также в указанных статьях прописаны их права и обязанности.

7. Применение научно-технических средств регламентировано ст. 10.4 ПИКоАП. Результативность процесса по делу об административном правонарушении в настоящее время зависит от эффективного применения научно-технических средств. В административном процессе применяется звуко- и видеозапись, фотосъемка, используются научно обоснованные способы обнаружения, фиксации и изъятия следов административного правонарушения и вещественных доказательств. Под научно-техническими средствами понимают приборы, инструменты, приспособления, материалы и методы их применения, специально разработанные, приспособленные или взятые без изменения из других областей деятельности человека и используемые для обнаружения, фиксации, изъятия, исследования доказательств, а также осуществления иных действий по выявлению и предупреждению правонарушений.

Научно-технические средства используются в работе правоохранительных органов лишь в том случае, если их применение соответствует следующим принципам.

1. Принцип правомерности использования научно-технических средств направлен на укрепление законности. Его применение правомерно лишь тогда, когда оно прямо предусмотрено или рекомендовано законом, или не противоречит закону по своей сущности, и осуществляется в формах, предусмотренных процессуально-исполнительным законодательством или ведомственными нормативными актами.

2. Принцип научной состоятельности. На основе достижений естественных и технических наук арсенал научно-технических средств и приемов, применяемых в борьбе с правонарушениями, постоянно пополняется и совершенствуется. Поэтому встает вопрос об их научной состоятельности, которая проверяется практикой. Однако к такой проверке следует допускать лишь те из них, применение которых в условиях эксперимента дает хороший результат.

3. Принцип соблюдения прав личности. Он следует непосредственно из требований Конституции Республики Беларусь и общих принципов права: соблюдения законности, гуманности и демократизма нашего законодательства. Применение научно-технических средств и методов не должно унижать честь и умалять достоинство граждан, препятствовать осуществлению ими своих прав в ходе ведения административного процесса.

4. Принцип безопасности применения научно-технических средств. Ряд средств и методов научного исследования, успешно использующихся в различных областях человеческой деятельности, не может быть применен при ведении административного процесса, так как подвергает опасности жизнь и здоровье граждан или может повлечь уничтожение материальных ценностей.

5. Принцип эффективности. Этот принцип означает, что при ведении административного процесса могут быть применены лишь те приборы, приспособления, инструменты, материалы и методы их использования, с помощью которых удается достаточно быстро получить объективную и полную информацию, необходимую для решения задач, стоящих перед должностными лицами органа, ведущего административный процесс.

6. Принцип применения научно-технических средств уполномоченными на то лицами. Эти лица должны соблюдать установленный законом или ведомственными нормативными актами порядок использования научно-технических средств, применять их в определенной, регламентированной форме и не выходить за пределы своей компетенции.

7. Принцип сохранения исследуемого объекта. Только эксперт и только при определенных условиях может проводить исследование, влекущее порчу или уничтожение вещественного доказательства. Остальные участники процесса имеют право использовать научно-технические средства лишь таким образом, чтобы это не повлекло изменение внешнего вида или уничтожение исследуемого объекта.

8. Принцип экономичности также играет существенную роль. Если получение сведений об определенных фактах с помощью привлечения сведущих лиц и применения научно-технических средств связано с большими материальными затратами и эти сведения можно получить другим путем, то от использования научно-технических средств следует отказаться. В том случае, когда одни и те же данные можно получить с помощью различных научных методов и средств, нужно использовать те из них, применение которых связано с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Научно-технические средства в зависимости от выполняемых с их помощью функций подразделяются на следующие группы:

  1. научно-технические средства обнаружения следов и других объектов;
  2. научно-технические средства фиксации;
  3. научно-технические средства изъятия;
  4. научно-технические средства исследования доказательств;
  5. научно-технические средства, используемые в деятельности по предупреждению правонарушений.

В административном процессе технические средства применяются по решению должностного лица органа, ведущего административный процесс, а также по ходатайству участников административного процесса. При применении технических средств должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано уведомить участвующих в производстве процессуального действия. О применении технических средств в порядке ст. 10.4 ПИКоАП делается отметка в протоколе процессуального действия либо в протоколе об административном правонарушении.

Если же научно-технические средства применялись вне рамок административного процесса, то использование данных, полученных с их помощью, в качестве доказательств в административном процессе осуществляется в несколько ином порядке. Если до начала административного процесса были использованы технические средства в порядке, предусмотренном нормами не ПИКоАП, а других нормативных правовых актов, то полученные результаты могут приобщаться в дальнейшем к материалам дела об административном правонарушении на основаниях, предусмотренных ст. 6.11 ПИКоАП. Если же технические средства использовались недолжностным лицом органа, уполномоченного вести административный процесс, то результаты использования технических средств приобщаются к материалам дела об административном правонарушении путем составления протокола изъятия.

8. Порядок вызова участников административного процесса регламентирован ст. 10.9 ПИКоАП.

Лицо, участвующее в административном процессе, вызывается в суд, орган, ведущий административный процесс, повесткой, которая вручается данному лицу под расписку, а в случае его временного отсутствия — совершеннолетнему члену его семьи, нанимателю, с которым оно состоит в трудовых отношениях, администрации учреждения образования, в котором оно проходит обучение. Юридическое лицо, участвующее в административном процессе, о вызове его представителя в суд, орган, ведущий административный процесс, извещается повесткой, которая направляется по месту нахождения юридического лица. Вызов лиц, участвующих в административном процессе, может быть сделан также повесткой, высылаемой по почте, телефонограммой или с использованием иных средств связи.

Вызов лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, производится через их родителей или иных законных представителей.

В повестке указывается, кто и в качестве кого вызывается, куда и к кому, время явки, а также последствия неявки без уважительных причин.

В случаях неявки без уважительных причин отдельные участники административного процесса (физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший — физическое лицо, свидетель) могут быть подвергнуты приводу.

9. Согласно ст. 10.6 ПИКоАП разъяснение прав и обязанностей участникам административного процесса полностью лежит на должностном лице, ведущем административный процесс. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, обязано разъяснить участникам административного процесса их права и обеспечить возможность осуществления этих прав. В данном случае речь идет о таких участниках административного процесса, как лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный представитель, представитель, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой. Одновременно им должны быть разъяснены возложенные на них обязанности и последствия их невыполнения. Так, ч. 3 ст. 10.10 ПИКоАП определено, что перед опросом должностное лицо органа, ведущего административный процесс, удостоверяется в личности опрашиваемого, предупреждает потерпевшего (физическое лицо), свидетеля об ответственности за отказ, уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений, о чем делается отметка в протоколе опроса, которая удостоверяется подписью опрашиваемого.

Кроме того, свидетелю и потерпевшему разъясняется право не свидетельствовать против самого себя, членов своей семьи и своих близких родственников. Данное конституционное положение (ст. 27 Конституции Республики Беларусь) закреплено и в примечании к ст. 24.5 КоАП.

Если должностное лицо не разъяснит участникам административного процесса их права и обязанности, а равно не обеспечит возможность осуществления этих прав, то это является нарушением, влекущим соответствующие процессуальные последствия. В соответствии со ст. 2.2 ПИКоАП суд, орган, ведущий административный процесс, при ведении административного процесса обязаны соблюдать требования ПИКоАП. Нарушение положений ПИКоАП влечет ответственность и признание решений, принятых по делу об административном правонарушении, не имеющими юридической силы. При этом доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного ПИКоАП, не имеют юридической силы и не могут являться основанием для принятия решения по делу об административном правонарушении.

10. Удостоверение факта отказа от подписания процессуального документа.

Если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, свидетель, понятой, переводчик или другое лицо, участвующее в производстве процессуального действия, откажутся подписать протокол об административном правонарушении, объяснение или иной процессуальный документ, когда их подпись обязательна, об этом делается отметка в таком процессуальном документе, заверяемая подписью лица, его составившего (ч. 1 ст. 10.5 ПИКоАП). Лицу, отказавшемуся подписать процессуальный документ, предоставляется возможность дать объяснение о причинах отказа, которое заносится в этот процессуальный документ. Нельзя не обратить внимание на то, что если лицо не подписывает протокол, то это не означает, что оно не согласно с его содержанием, как и подпись участника процессуального действия не означает согласия его с результатами данного процессуального действия. Если в протоколе отсутствует подпись соответствующего участника административного процесса либо запись об отказе от его подписания, в последующем это может послужить основанием для обжалования или опротестования принятого по делу решения.

Если одно из лиц, указанных в ч. 1 ст. 10.5 ПИКоАП, вследствие физических недостатков, болезни или неграмотности не может собственноручно подписать процессуальный документ, об этом делается отметка, заверяемая подписями лиц, участвующих в производстве процессуального действия, с указанием причин, в силу которых процессуальный документ не мог быть подписан собственноручно этим лицом (ч. 2 ст. 10.5 ПИКоАП).

11. Суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым, определены в ст. 10.25 ПИКоАП.

Свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой имеют право на возмещение понесенных ими расходов в связи с участием в административном процессе. Суммы, причитающиеся свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам и понятым, выплачиваются судом, органом, ведущим административный процесс, по выполнении ими своих обязанностей. Выплата сумм производится за счет средств республиканского бюджета не позднее пяти суток со дня представления указанными лицами соответствующих документов.

Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 N 1775 «Об утверждении Положения о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, лицам, оказывающим содействие в проведении следственного действия» (далее — постановление N 1775)).

Эксперт, специалист, переводчик имеют право на вознаграждение за выполнение своих обязанностей, кроме случаев, когда эти обязанности выполнялись в порядке служебного задания.

При выполнении экспертом, специалистом или переводчиком своих обязанностей в порядке служебного задания расходы, связанные с явкой к месту проведения процессуальных действий и обратно и иные, предусмотренные Положением о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, лицам, оказывающим содействие в проведении следственного действия, утвержденным постановлением N 1775, авансируются организацией, в которой они работают. Орган, ведущий административный процесс, или суд возмещает организации расходы, понесенные в связи с выполнением ее работником функций эксперта, специалиста или переводчика.

Потерпевшим и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, не имеющим постоянного заработка, основного места работы либо не являющимся рабочими или служащими, за отвлечение их от обычных занятий выплачивается вознаграждение исходя из средней заработной платы в данной местности, а свидетелям, не состоящим в трудовых отношениях, при разрешении споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, — компенсация исходя из фактических затрат времени и в соответствии с минимальной заработной платой, установленной законодательством.

По делам об административных правонарушениях выплачиваются из бюджетных средств, выделяемых органу и суду на эти цели:

  • суммы, выплачиваемые потерпевшим и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, — на покрытие их расходов на явку к месту проведения процессуальных действий и обратно, наем жилого помещения, а также в качестве суточных;
  • суммы, выплачиваемые потерпевшим и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, не имеющим постоянного заработка, — за отвлечение их от обычных занятий;
  • суммы, выплачиваемые потерпевшим и их представителям, свидетелям, понятым, работающим и имеющим постоянный заработок, — в возмещение недополученной ими заработной платы за все время, затраченное в связи с вызовом в орган или суд;
  • вознаграждения, выплачиваемые экспертам, специалистам, переводчикам, за выполнение ими своих обязанностей, кроме случаев, когда эти обязанности выполнялись в порядке служебного задания;
  • суммы, выплачиваемые государством организации, в которой работает эксперт, специалист или переводчик, если он выполнял свои обязанности в порядке служебного задания.