Особое практическое значение в правоприменительной деятельности имеют процессуальные сроки административного задержания, под которыми понимаются временные отрезки, специально обозначенные в Процессуально-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях <1> (далее — ПИКоАП).
<1> Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 N 194-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — N 14. — 2/1291.
Впервые ПИКоАП закрепляет норму, согласно которой срок административного задержания физического лица исчисляется с момента его фактического задержания (ч. 3 ст. 8.4 ПИКоАП).
Однако на практике точка начала отсчета времени административного задержания не может не являться условной, то есть всегда существует вероятность некоторой разбежки в обозначении начального временного периода административного задержания. Это связано с тем, что существующее противоборство (даже не всегда физическое) между лицом, которое задерживается, и должностным лицом, осуществляющим задержание, порождает конфликтную, стрессовую ситуацию, в связи с чем временной фактор не является в момент задержания существенным. Впоследствии фиксация момента задержания осуществляется в основном после того, как задержанное лицо доставлено в правоохранительный орган, при составлении протокола об административном задержании (при отсутствии письменного заявления с указанием в нем времени совершения проступка). Поэтому представляется более логичным и соответствующим целям правоохранительной деятельности исчисление срока административного задержания физического лица с момента его доставления в правоохранительный или иной государственный орган.
Однако, как отмечает А.А.Ложевский, «можно определить, что у лица, подвергнутого административному задержанию (в случае исчисления срока с момента доставления), нарушается конституционное право личной неприкосновенности на срок, четко не установленный в законе. Этот срок может быть больше, чем три часа, так как значительное удаление места, откуда осуществляется доставление правонарушителя, от органа внутренних дел, пункта охраны общественного порядка либо другого органа, имеющего право производить административное задержание и доставление граждан; отсутствие транспорта или его неритмичная работа и другие обстоятельства могут значительно повлиять на сроки доставления правонарушителя» <2>.
<2> Ложевский А.А. Задержание граждан по административному законодательству Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. — Омск, 2004. — С. 13.
В то же время следует отметить, что административно-процессуальное законодательство государств постсоветского пространства в настоящее время единодушно в том, что касается момента определения начала исчисления срока административного задержания, который везде подлежит исчислению с момента доставления нарушителя в соответствующий государственный орган, а также исчисляется с момента вытрезвления лица, находящегося в состоянии опьянения (ч. 4 ст. 255 Кодекса Латвии об административных правонарушениях, ч. 3 ст. 236 Кодекса Эстонии об административных правонарушениях, ч. 5 ст. 263 Кодекса Украины об административных правонарушениях, а также ст. 27.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации). В этом смысле белорусское законодательство является новаторским и максимально приближенным к обеспечению гарантий прав граждан на неприкосновенность и достоинство личности.
В научной литературе приводятся различные классификации видов административного задержания. Указанные классификации не могут не являться условными, а их разнообразие и отсутствие единого подхода в определении их видов только подчеркивают всю сложность понятия «административное задержание» и разнообразие всех его проявлений.
Так, по мнению Д.Н.Бахрака, законодательством предусмотрено две основные разновидности задержания:
- превентивное задержание, которое преследует цель предотвращения противоправных деяний, применяемое как в связи с совершением административного проступка, так и в связи с преступлением, а также в отношении неделиктоспособных лиц (помещение в медицинский вытрезвитель, помещение несовершеннолетних в специальный приемник-распределитель и т.п.);
- процессуальное задержание, которое преследует двойную цель: предотвращение наступления вредных последствий и уклонение виновного от ответственности <3>.
<3> Бахрак Д.Н. Административное право России: учеб. для вузов. — М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2001. — С. 467.
В свою очередь А.И.Сухаркова и А.А.Постникова полагают, что существуют общие и специальные виды задержания, которые различаются по своим основаниям, срокам и порядку осуществления. Общее административное задержание осуществляется с целью пресечения правонарушений, установления личности, составления протокола на срок не свыше трех часов. Специальное административное задержание отличается более длительными сроками и применяется только при совершении конкретного правонарушения, указанного в законе (например, мелкое хулиганство) <4>.
<4> Сухаркова А.И., Постникова А.А. Административное право Республики Беларусь. — Могилев: Могилевская областная типография, 1999. — С. 129.
По мнению А.Н.Крамника, административное задержание существует в четырех видах:
- административное задержание;
- процессуальное задержание;
- превентивное задержание;
- иные виды административного задержания <5>.
<5> Крамник А.Н. Административно-правовое принуждение / А.Н.Крамник. — Минск: Тесей, 2005. — С. 58.
В литературе в зависимости от целей выделяют также процессуально-обеспечительное и пресекательное задержание. Первый вид задержания преследует цели процессуального обеспечения. Процессуальное задержание допускается в целях участия лица (предполагаемого правонарушителя) при рассмотрении дела об административном правонарушении.
По мнению автора, на основании статьи 8.4 ПИКоАП административное задержание физического лица в зависимости от сроков задержания делится на следующие виды.
1. Общее административное задержание физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, длящееся не более трех часов, если иное не установлено ПИКоАП (ч. 1 ст. 8.4 ПИКоАП). Формулировка «может длиться», приведенная в ч. 1 ст. 8.4 ПИКоАП, устанавливает общий срок административного задержания, который не может превысить трех часов с момента фактического задержания. При этом важной гарантией соблюдения положений ст. 8.4 ПИКоАП являются особые требования к оформлению протокола об административном задержании. В протоколе административного задержания в обязательном порядке должно быть отражено время фактического задержания (ст. 8.5 ПИКоАП).
Время фактического задержания имеет двойное процессуальное значение:
- во-первых, оно представляет собой начальную точку отсчета срока административного задержания, а впоследствии, возможно, и точку отсчета исполнения административного ареста;
- во-вторых, определяет срок рассмотрения административного дела, так как ч. 2 ст. 11.2 ПИКоАП предусматривает, что в случае административного задержания физического лица и установления личности задержанного дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, должно быть рассмотрено не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания. Следует помнить, что положение ч. 2 ст. 11.2 ПИКоАП распространяется только на лиц, которые подвергнуты административному задержанию.
С какого момента следует исчислять срок административного задержания в случае доставления правонарушителя в компетентный государственный орган гражданами или иными лицами, в чьи функциональные обязанности не входит подобное право?
Представляется, что ответ на этот вопрос может быть получен исходя из анализа статьи 8.1 ПИКоАП, согласно которой меры обеспечения административного процесса применяются судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс (ч. 3 ст. 8.1 ПИКоАП). Поэтому непосредственное фактическое задержание правонарушителя, а также его последующее доставление в компетентные органы, осуществляемое лицами, не указанными в ст. 8.3 ПИКоАП, а также иных законодательных актах, нельзя приравнивать к задержанию в смысле ст. 8.2 ПИКоАП и исчислять срок административного задержания в порядке, предусмотренном в ч. 3 ст. 8.4 ПИКоАП.
2. Специальное административное задержание: на срок свыше трех часов, но не более чем на семьдесят два часа. На указанное время могут быть задержаны следующие категории лиц, приведенные в ч. 2 ст. 8.4 ПИКоАП:
- физические лица, совершившие административное правонарушение, за которое в качестве административного взыскания предусмотрены административный арест, депортация;
- физические лица, находящиеся в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, — до вытрезвления;
- военнослужащий, совершивший административное правонарушение, — до передачи его военному патрулю, военному коменданту, командиру (начальнику) воинской части или военному комиссару;
- физическое лицо, совершившее административное правонарушение и имеющее признаки выраженного психического расстройства и создающее своими действиями явную опасность для себя и окружающих, — до передачи его в организацию здравоохранения;
- физическое лицо, нарушившее пограничный режим, режим Государственной границы Республики Беларусь или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь либо совершившее умышленное незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь, — до установления личности. При невозможности установления личности указанного физического лица оно может быть задержано в течение семидесяти двух часов на срок до десяти суток с санкции прокурора (ч. 5 ст. 8.4 ПИКоАП).
Основания для административного задержания в пределах срока, указанного в ч. 2 ст. 8.4 ПИКоАП, не являются обязательными. Должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лишь вправе применить в отношении задержанного специальный (увеличенный) срок административного задержания в предусмотренных законом случаях, но не должно этого делать в обязательном порядке. Решение о задержании правонарушителя по указанным основаниям принимается должностным лицом, которое осуществляет задержание на срок до трех часов, или иным должностным лицом, которому был передан задержанный, самостоятельно, исходя из внутреннего убеждения этого должностного лица.
К специальному административному задержанию можно также отнести задержание правонарушителя, который отказывается назвать свои данные. Подобное задержание допускается на срок до трех часов и рассматривается в качестве такового, когда исчерпаны все меры установления личности правонарушителя. Более того, указанная категория лиц на вполне законных основаниях может быть помещена в Центр изоляции правонарушителей (далее — ЦИП).
Правовым основанием для этого служит абз. 12 ч. 1 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» <6> (далее — Закон об органах внутренних дел), согласно которому органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции обязаны проводить мероприятия по установлению личности граждан, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения, или граждан, которые отказываются сообщить о себе сведения. Однако на практике оформление подобных материалов осуществляется крайне редко.
<6> Об органах внутренних дел Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З // Народная газета. — 23.08.2007. — N 166.
Общее и специальное административное задержание характеризуют понятие «административное задержание» не в целом, а лишь применительно к административному задержанию, осуществляемому в рамках административного процесса, регламентированного в ПИКоАП.
3. Следующий вид административного задержания носит исключительный (особый) характер. Его рассмотрение в рамках настоящей статьи, а также выделение в классификации в качестве отдельного вида административного задержания представляется вполне логичным и целесообразным, так как позволяет характеризовать административное задержание в целом как общее собирательное понятие.
Исключительное административное задержание, предусмотренное Законом Республики Беларусь от 24.06.2002 N 117-З «О чрезвычайном положении» <7> (далее — Закон о чрезвычайном положении) и Законом Республики Беларусь от 13.01.2003 N 185-З «О военном положении» <8> (далее — Закон о военном положении), представляет собой административное задержание лиц, допустивших определенные нарушения чрезвычайного и военного положения в период особого правового режима деятельности государства и общества.
<7> О чрезвычайном положении: Закон Республики Беларусь от 24.06.2002 N 117-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2002. — N 75. — 2/866.
<8> О военном положении: Закон Республики Беларусь от 13.01.2003 N 185-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 8. — 2/934.
Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и Законом о чрезвычайном положении на всей территории Республики Беларусь или в ее отдельных местностях особый временный правовой режим деятельности государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, допускающий установленные Законом о чрезвычайном положении ограничения (приостановление) прав и свобод граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей (ст. 1 Закона о чрезвычайном положении).
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона о чрезвычайном положении граждане, нарушившие правила комендантского часа, установленные в случае введения чрезвычайного положения, задерживаются силами, обеспечивающими режим чрезвычайного положения, до окончания комендантского часа, а граждане, не имеющие при себе документов, удостоверяющих личность, — до выяснения их личности, но не более чем на трое суток по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя. По решению суда указанный срок может быть продлен не более чем на десять суток. В случае введения карантина вследствие возникновения угрозы распространения опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений на территории, на которой введено чрезвычайное положение, граждане, подлежащие выдворению за ее пределы в соответствии с абзацем 7 статьи 13 Закона о чрезвычайном положении, задерживаются на общих основаниях до истечения установленного срока наблюдения за такими гражданами (ч. 3 ст. 26 Закона о чрезвычайном положении).
Часть 2 статьи 28 Закона о чрезвычайном положении устанавливает, что прекращение (отмена) чрезвычайного положения влечет за собой прекращение административного производства по делам о нарушении режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному задержанию или аресту по указанным основаниям.
Абзац 2 статьи 1 Закона о военном положении определяет военное положение как особый правовой режим деятельности государства и общества, временно вводимый на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы Республике Беларусь или нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), связанный с предоставлением государственным органам и органам военного управления, местным советам обороны полномочий, необходимых для предотвращения военной угрозы Республике Беларусь или отражения нападения на Республику Беларусь (акта вооруженной агрессии), а также с временным ограничением прав и свобод личности и прав организаций, возложением на них дополнительных обязанностей.
Режим военного положения определяется Законом о военном положении и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для устранения военной угрозы или отражения нападения (ст. 10 Закона о военном положении). На основании указа Президента Республики Беларусь о введении военного положения в период действия военного положения наряду с иными мерами обеспечения режима военного положения применяется задержание граждан при нарушении ими режима военного положения на срок не более трех суток (абз. 19 ст. 12 Закона о военном положении). Подобным правом наделяются Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования, привлеченные для обеспечения режима военного положения в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь (абз. 7 ч. 3 ст. 13 Закона о военном положении).
4. Иные виды административного задержания. К иным видам административного задержания следует отнести:
- помещение лица в медицинский вытрезвитель;
- задержание хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других людей, для принудительного лечения в лечебно-трудовых профилакториях;
- задержание безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, для последующего направления их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, или в организации здравоохранения, а также задержание несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений;
- задержание лиц без определенного места жительства;
- задержание лиц, нуждающихся в принудительном лечении от психического расстройства (заболевания), а также в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением;
- задержание в связи с обеспечением депортации или высылки иностранных граждан с территории Республики Беларусь.
В литературе указанные виды задержания чаще всего именуют превентивными мероприятиями. Так, например, по мнению И.И.Маха, превентивное задержание преследует цель предотвращения новых противоправных деяний, оно может применяться как в связи с административным проступком, так и в связи с преступлением, а также к неделиктоспособным лицам. Примерами превентивного задержания являются: помещение в медицинский вытрезвитель; неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в принудительном лечении и др. <9>
<9> Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И.Мах. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2006. — С. 379.
Представляется, что так как последний указанный вид задержания подразумевает собирательное понятие различных видов задержания, не нашедших места в первых трех видах классификации, более правильным и соответствующим правовой природе административного задержания будет именовать его «иным административным задержанием».
Учитывая исключительную социальную значимость, иные виды административного задержания следует рассмотреть более детально, так как их многообразие и своеобразная специфика правового регулирования предопределяют некоторые особенности их применения в правоохранительной деятельности.
4.1. Помещение лица в медицинский вытрезвитель.
Медицинский вытрезвитель является учреждением милиции, предназначенным для содержания лиц, находящихся в состоянии опьянения, и оказания им первичной медико-санитарной помощи, и действует при управлении (отделе) внутренних дел (п. 1 Примерного положения о медицинском вытрезвителе, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2003 N 1690 <10> (далее — Примерное положение о медицинском вытрезвителе)).
<10> Об утверждении Примерного положения о медицинском вытрезвителе: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2003 N 1690 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — N 2. — 5/13590.
Порядок организации работы нарядов медицинского вытрезвителя, доставления и содержания в медицинском вытрезвителе лиц, находящихся в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, если они не ориентируются в окружающей обстановке либо могут причинить вред себе или окружающим, определен Инструкцией об организации работы медицинского вытрезвителя, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 22.03.2004 N 65 <11> (далее — Инструкция).
<11> Об утверждении Инструкции об организации работы медицинского вытрезвителя: постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 22.03.2004 N 65 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2004. — N 57. — 8/10774.
В медицинский вытрезвитель доставляются лица, находящиеся в пьяном виде (п. 13 Инструкции), и содержатся до вытрезвления только те лица, которые находились в общественных местах в состоянии опьянения, если они могли причинить вред себе или окружающим (подп. 10.2 п. 10 Примерного положения о медицинском вытрезвителе).
Согласно п. 20 Инструкции категорически запрещается доставление в медицинский вытрезвитель лиц, находящихся в бессознательном состоянии, с травмами головы и иными телесными повреждениями, с симптомами острого отравления, наркотического опьянения, другим явно выраженным тяжелым состоянием здоровья, беременных женщин с явными признаками беременности, престарелых граждан, инвалидов первой и второй группы инвалидности (при наличии у них подтверждающего документа), лиц с явными признаками инвалидности или психического заболевания. При обнаружении указанных лиц экипаж либо наряд милиции немедленно вызывает на место скорую медицинскую помощь и передает информацию дежурному либо в оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел. Указанные лица передаются прибывшим медицинским работникам.
В медицинский вытрезвитель также не доставляются следующие категории граждан:
- военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные, имеющие при себе документы, удостоверяющие личность (передаются военным патрулям или в военную комендатуру) (ч. 1 п. 23 Инструкции);
- сотрудники органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований, прокуратуры, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (передаются в соответствующие государственные органы) (ч. 2 п. 23 Инструкции);
- лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Беларуси, Героя Социалистического Труда, лица, награжденные орденами Славы трех степеней, Трудовой Славы трех степеней (передаются родственникам) (ч. 3 п. 23 Инструкции);
- (При невозможности передачи указанных лиц, находящихся в пьяном виде, они доставляются в медицинский вытрезвитель на общих основаниях (ч. 4 п. 23 Инструкции)).
- лица, перечисленные в ч. 6 ст. 8.2 ПИКоАП и соответственно в ч. 1 п. 25 Инструкции (лица, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, судьи, народные заседатели);
- иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом;
- несовершеннолетние доставляются в медицинский вытрезвитель лишь в исключительных случаях, когда невозможно установить их личность и место жительства, а также передать законным представителям (родителям, усыновителям, опекунам, попечителям) либо представителям учреждений образования (п. 24 Инструкции);
- лица, находящиеся в пьяном виде, задержанные по подозрению в совершении преступления (передаются в оперативно-дежурную службу территориального органа внутренних дел) (п. 26 Инструкции).
Согласно ч. 2 п. 25 Инструкции другие категории иностранных граждан, а также лица без гражданства доставляются в медицинский вытрезвитель на общих основаниях.
Пунктом 28 Инструкции предписано доставленных в медицинский вытрезвитель лиц регистрировать в журнале регистрации лиц, доставленных (помещенных) в медицинский вытрезвитель. Сотрудник органов внутренних дел, доставивший в медицинский вытрезвитель лицо, находящееся в пьяном виде, составляет протокол административного задержания, протокол личного обыска и докладывает рапортом на имя начальника территориального органа внутренних дел обстоятельства и причины его задержания. После вытрезвления доставленного лица на основании указанных документов составляется протокол об административном правонарушении (ст. 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП)). После полного вытрезвления лица, помещенного на вытрезвление, врач (фельдшер) обязан повторно провести медицинский осмотр и дать заключение о возможности его выписки (п. 39 Инструкции).
Административное задержание физического лица при помещении его в медицинский вытрезвитель является одновременно иным и специальным видом административного задержания, так как срок содержания в медвытрезвителе может превышать общий трехчасовой срок административного задержания.
4.2. Задержание хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других людей, для принудительного лечения в лечебно-трудовых профилакториях.
Часть 2 статьи 24 Закона об органах внутренних дел предоставляет органам внутренних дел в соответствии с законом право задерживать и содержать в местах содержания под стражей, помещать в иные предназначенные для содержания лиц помещения подразделений органов внутренних дел: лиц, направляемых на принудительное лечение от хронического алкоголизма, наркомании; несовершеннолетних при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно п. 1 Положения о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц, утвержденного постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 21.06.1991 N 888-XII <12> (далее — Положение), в лечебно-трудовых профилакториях содержатся хронические алкоголики и наркоманы, которые своим поведением, связанным со злоупотреблением алкоголем или потреблением наркотических средств, систематически нарушают общественный порядок или права других лиц.
<12> Об утверждении Положения о лечебно-трудовых профилакториях для хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц: постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 21.06.1991 N 888-XII // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. — 1991. — N 23. — Ст. 323.
Хронические алкоголики и наркоманы, которые своим поведением, связанным со злоупотреблением алкоголем, или на почве употребления наркотических средств систематически нарушают общественный порядок или права других лиц, могут быть по решению районного (городского) суда принудительно изолированы на срок от одного года до полутора лет в лечебно-трудовых профилакториях для их медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду согласно ч. 2 п. 1 Закона Республики Беларусь от 21.06.1991 N 885-XII «О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц» <13> (далее — Закон о мерах воздействия). Срок применения принудительных мер воздействия исчисляется с момента прибытия их в профилакторий (ч. 3 п. 1 Положения). В соответствии с п. 5 Закона о мерах воздействия подготовка и направление материалов, подлежащих рассмотрению в суде, осуществляются органами внутренних дел.
<13> О мерах принудительного воздействия в отношении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически нарушающих общественный порядок или права других лиц: Закон Республики Беларусь от 21.06.1991 N 885-XII // Ведомости Верховного Совета БССР. — 1991. — N 23. — Ст. 311.
В соответствии с приложением 3 к распоряжению ГУВД Мингорисполкома от 23.08.2005 N 96 «О дополнительных мерах по совершенствованию организации конвоирования лиц, находящихся под стражей, и административно задержанных» (далее — распоряжение ГУВД Мингорисполкома от 23.08.2005 N 96) при помещении в ОСПР ГУВД (в настоящее время ЦИП) лица, осужденного на принудительное лечение от алкоголизма в условиях ЛТП, с целью его дальнейшей отправки необходимо наличие: оформленного пакета (конверта), на лицевой стороне которого помещаются сведения об установочных данных лица с фотографией, скрепленные гербовой печатью РУВД. В пакет (конверт) помещается дело направляемого в ЛТП, в котором должны быть следующие документы:
- наряд ДИН МВД Республики Беларусь о направлении лица в ЛТП (срок действия 2 месяца, для женщин — 3 месяца);
- копия решения городского (районного) суда;
- два экземпляра заключения врачей-специалистов учреждения органов здравоохранения Республики Беларусь о признании лица хроническим алкоголиком или наркоманом;
- три копии официальных предупреждений о том, что в случае нарушения лицом в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического опьянения в течение года общественного порядка или прав других лиц будет возбуждено ходатайство о направлении его в ЛТП;
- анкета установленного образца;
- учетно-наблюдательная карточка;
- четыре фотографии 4 x 6 (анфас и профиль), заверенные печатью органов внутренних дел, с приложением негатива;
- справка о наличии (отсутствии) судимостей.
В личное дело лица, направляемого в ЛТП, помещается конверт, в который должны быть помещены:
- паспорт либо копия формы N 1;
- военный билет либо справка о его утере, скрепленная гербовой печатью;
- трудовая книжка либо справка о ее утере, скрепленная гербовой печатью;
- другие документы (справка органа, назначившего пенсию, размер пенсии);
- страховое свидетельство для лиц, состоящих на индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования;
- для направляемых в ЛТП женщин — справка от врача-гинеколога (из женской консультации по месту жительства) о наличии или отсутствии беременности, со дня выдачи которой прошло не более 2-х недель на момент направления в ЛТП.
Следует отметить, что лица, направляемые на принудительное лечение в ЛТП, не могут содержаться в иных специальных учреждениях милиции кроме ЦИП (при его отсутствии — в ИВС) и непосредственно лечебно-трудового профилактория.
4.3. Задержание безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, для последующего направления их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, или в организации здравоохранения, а также задержание несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений.
Правовым основанием задержания указанной категории лиц являются Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» <14>, а также Инструкция по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27.10.2003 N 242 (далее — Инструкция N 242).
<14> Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Закон Республики Беларусь от 31.05.2003 N 200-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 64. — 2/949.
На основании подп. 58.3, 58.5 п. 58 Инструкции N 242 в РУВД, ГО-РОВД, ОВДТ и (или) ИДН (если они находятся вне помещения РУВД, ГО-РОВД, ОВДТ) могут быть доставлены несовершеннолетние: самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений; а также безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства, для последующего направления их в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, или в организации здравоохранения, в том числе: оставшиеся без попечения законных представителей — родителей, усыновителей, опекунов, попечителей; брошенные; самовольно оставившие семью, ушедшие из учреждений образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений; не имеющие места жительства и (или) средств к существованию.
Безнадзорным является лицо в возрасте до восемнадцати лет, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны законных представителей — родителей, усыновителей, опекунов, попечителей либо должностных лиц. Беспризорным является безнадзорный, не имеющий места жительства.
Указанные категории несовершеннолетних могут содержаться в РУВД, ГО-РОВД, ОВДТ не более трех часов (п. 59 Инструкции N 242).
Впоследствии они подлежат направлению в приемники-распределители для несовершеннолетних (далее — ПРН). Несовершеннолетние помещаются в ПРН на основании определения суда (подп. 63.2 п. 63 Инструкции N 242), а в исключительных случаях могут быть помещены в ПРН на основании постановления о помещении несовершеннолетнего в ПРН, утверждаемого начальником РУВД, ГО-РОВД, ОВДТ либо его заместителем (подп. 63.3 п. 63 Инструкции N 242).
Материалы на указанных несовершеннолетних, помещенных в ПРН на основании постановления начальника РУВД, ГО-РОВД, ОВДТ либо его заместителя, в течение трех суток после их помещения в ПРН представляются сотрудниками ПРН в суд по месту расположения ПРН для решения вопроса об их дальнейшем содержании или освобождении.
О помещении в ПРН лиц, указанных в п. 62 Инструкции N 242, не позднее 24 часов уведомляется прокурор по месту расположения ПРН (п. 64 Инструкции N 242).
В ПРН помещаются несовершеннолетние, совершившие правонарушения, влекущие меры административной ответственности, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории Республики Беларусь, где ими было совершено правонарушение (подп. 62.3 п. 62 Инструкции N 242).
На несовершеннолетних, оставшихся без попечения законных представителей — родителей, усыновителей, опекунов, попечителей; самовольно оставивших семью, ушедших из учреждений образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений; не имеющих места жительства и (или) средств к существованию, составляется акт о помещении несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. Акт заверяется оперативным дежурным РУВД, ГО-РОВД, ОВДТ. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган опеки и попечительства (п. 65 Инструкции N 242).
На брошенных несовершеннолетних составляется акт об обнаружении брошенного ребенка, копия которого направляется в ИАЦ ГУВД, УВД, УВДТ (ч. 1 п. 66 Инструкции N 242).
Правовая природа указанного вида административного задержания является достаточно сложной и не всегда представляет собой административное задержание в том правовом смысле, который закладывается в его понятие изначально. Однако принудительность указанных выше действий, направленных на ограничение личной свободы несовершеннолетних, достаточно близко примыкает к сфере административного задержания в целом, поэтому его исключение из иных видов административного задержания было бы более чем неоправданным.
4.4. Задержание лиц без определенного места жительства.
Легальное определение указанной категории лиц дано в абз. 4 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» <15> (далее — Закон об основах профилактики), согласно которому гражданин без определенного места жительства — гражданин, утративший социально полезные и родственные связи, не имеющий места жительства, уклоняющийся от трудовой деятельности, в том числе занимающийся бродяжничеством и (или) попрошайничеством и (или) существующий за счет других случайных источников. Кроме того, определение понятия БОМЖ содержится в ряде нормативных актов, принятых и на местном уровне. Так, подп. 2.1 п. 2 Инструкции о порядке регистрации граждан без определенного места жительства в городе Пинске, утвержденной решением Пинского городского исполнительного комитета от 26.02.2008 N 244 «О порядке регистрации граждан без определенного места жительства в городе Пинске» <16>, определяет, что гражданин без определенного места жительства (гражданин БОМЖ) — гражданин Республики Беларусь, утративший прописку (регистрацию) в г. Пинске, социально полезные и родственные связи, длительное время не имеющий постоянного места жительства и работы, в том числе вернувшийся из мест лишения свободы, проживающий на улице или в других неприспособленных для жизни местах, а также в профильных и специальных учреждениях. Схожее определение содержится в подп. 2.1 п. 2 Инструкции о порядке регистрации граждан без определенного места жительства в городе Бресте, утвержденной решением Брестского городского исполнительного комитета от 20.12.2007 N 2241 «О порядке регистрации граждан без определенного места жительства в г. Бресте» <17>.
<15> Об основах деятельности по профилактике правонарушений: Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 N 453-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — N 277 — 2/1549.
<16> О порядке регистрации граждан без определенного места жительства в городе Пинске: решение Пинского городского исполнительного комитета от 26.02.2008 N 244 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — N 230. — 9/14770.
<17> О порядке регистрации граждан без определенного места жительства в г.Бресте: решение Брестского городского исполнительного комитета от 20.12.2007 N 2241 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2008. — N 191. — 9/13603.
Указанные нормативные акты определяют порядок регистрации лиц категории «БОМЖ», а также снятия их с регистрационного учета. В частности, согласно абз. 2 ст. 15 Закона об основах профилактики в целях профилактики правонарушений, совершаемых гражданами без определенного места жительства, органами внутренних дел выявляются, регистрируются граждане без определенного места жительства и направляются (доставляются) в центры временного пребывания граждан без определенного места жительства.
В то же время согласно абз. 5 ч. 1 ст. 24 Закона об органах внутренних дел органам внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции предоставлено право доставлять в органы внутренних дел лиц без определенного места жительства и занятий в целях установления их личности, проверки по учетам органов внутренних дел и оказания им социальной либо медицинской помощи.
Правовая природа изоляции лиц категории «БОМЖ», включающая в себя их административное задержание, в настоящее время представляется недостаточно проработанной и регламентируется указанной выше ч. 1 ст. 24 Закона об органах внутренних дел. Сроки административного задержания указанной категорий лиц недостаточно обозначены, а также регламентируются внутренними ведомственными приказами и распоряжениями МВД, что является не совсем верным. Указанная категория лиц содержится в ЦИП (ИВС). Однако для помещения лица категории «БОМЖ» в данное специальное учреждение милиции необходимо собрать необходимые документы и санкционировать задержание в районной прокуратуре.
При помещении в ОСПР ГУВД (в настоящее время ЦИП) лица категории «БОМЖ» на основании приложения 3 к распоряжению ГУВД Мингорисполкома от 23.08.2005 N 96 необходимо наличие:
- постановления о задержании лица, занимающегося бродяжничеством, утвержденного начальником РУВД и санкционированного прокурором района (3 экземпляра). Постановление скрепляется гербовыми печатями РУВД и прокуратуры района;
- рапорта о задержании лица, занимающегося бродяжничеством, и его объяснения;
- протокола об административном задержании;
- протокола личного досмотра (обыска) и досмотра вещей с изъятыми ценностями и предметами (3 экземпляра);
- карты постановки на видеоучет, скрепленной гербовой печатью РУВД. На карте постановки на видеоучет обязательно наличие штампа ЭКО РУВД о постановке лица категории «БОМЖ» на дактилоскопический учет;
- справки о проверке установочных данных лица категории «БОМЖ» на предмет нахождения его в розыске.
Если задержанное лицо без определенного места жительства является гражданином иностранного государства, то к указанным материалам прилагаются справки о сообщении в органы Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Министерство иностранных дел Республики Беларусь для информирования Министерства иностранных дел того государства, гражданином которого является задержанное лицо, а также к материалам прилагается соответствующая справка об информировании о задержании Национального бюро Интерпола в Республике Беларусь.
4.5. Задержание лиц, нуждающихся в принудительном лечении от психического расстройства (заболевания), а также в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением.
Задержание лица, нуждающегося в принудительном лечении, осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 01.07.1999 N 274-З «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» <18> (далее — Закон о психиатрической помощи). Согласно ст. 30 Закона о психиатрической помощи гражданин, страдающий психическим расстройством (заболеванием), может быть госпитализирован в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до решения суда, если его обследование и лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство (заболевание) обусловливает: его непосредственную опасность для себя и (или) окружающих; его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности; существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если он будет оставлен без психиатрической помощи.
<18> О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Закон Республики Беларусь от 01.07.1999 N 274-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. — 1999. — N 25. — Ст. 421.
Решение о принудительной госпитализации и лечении гражданина, страдающего психическим расстройством (заболеванием), до его освидетельствования в соответствии со статьей 33 Закона о психиатрической помощи комиссией врачей-психиатров и решения суда принимается врачом-психиатром. Принятое решение оформляется записью в медицинской документации.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона о психиатрической помощи работники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении принудительной госпитализации и лечения и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому гражданину и его осмотра.
Ранее порядок принудительного освидетельствования, госпитализации и лечения определялся постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.1998 N 2012 «Об утверждении Положения о порядке принудительного медицинского освидетельствования граждан, в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением, и их принудительной госпитализации и лечении» (далее — постановление N 2012) <19>, утратившим силу со 2 января 2009 года. Так, в соответствии с п. 17 Положения о порядке принудительного медицинского освидетельствования граждан, в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением, и их принудительной госпитализации и лечении, утвержденного постановлением N 2012, было установлено, что орган внутренних дел после получения решения суда оказывает содействие работникам лечебно-профилактических учреждений в принудительной доставке больного в региональное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для принудительного лечения граждан, имеющих венерические заболевания или больных туберкулезом.
<19> Об утверждении Положения о порядке принудительного медицинского освидетельствования граждан, в отношении которых имеются достаточные основания считать, что они имеют венерические заболевания или больны туберкулезом с бактериовыделением, и их принудительной госпитализации и лечении: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.1998 N 2012 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. — 1999. — N 1. — Ст. 23.
Согласно абз. 5 ч. 1 ст. 24 Закона об органах внутренних дел органам внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах их компетенции предоставлено также право доставлять в органы внутренних дел лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями явную опасность для себя или окружающих, в целях передачи их в организации здравоохранения или по месту жительства (месту пребывания).
На основании изложенного следует отметить, что задержание граждан, страдающих психическими расстройствами, а также имеющих венерические заболевания или страдающих туберкулезом, вправе осуществлять медицинские работники на основании решения суда, а также соответствующей медицинской документации. Работники органов внутренних дел при осуществлении подобного задержания обязаны оказывать только содействие медицинским работникам (за исключением задержания лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями явную опасность для себя или окружающих).
4.6. Задержание в связи с обеспечением депортации и высылка иностранных граждан с территории Республики Беларусь.
Указанный вид иного административного задержания является основной мерой обеспечения исполнения такого вида административного взыскания, как депортация, которое представляет собой административное выдворение за пределы Республики Беларусь иностранного гражданина и лица без гражданства (ст. 6.11 КоАП). Однако согласно п. 6 ч. 2 ст. 8.2 ПИКоАП обеспечение исполнения административного взыскания в виде депортации выступает в качестве одной из целей административного задержания физического лица.
Часть 7 статьи 8.4 ПИКоАП предусматривает, что в целях обеспечения исполнения административного взыскания в виде депортации физическое лицо, в отношении которого применена указанная мера административного взыскания, с санкции прокурора может быть задержано на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации.
На основании ч. 2 п. 7 Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007 N 333 <20> (далее — Положение о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства), в случае, если к иностранцу, которому отказано в добровольном выезде, не было применено административное задержание, в целях обеспечения исполнения постановления о депортации он может быть задержан на основании протокола административного задержания с санкции прокурора на срок, необходимый для исполнения данного постановления.
<20> Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007 N 333 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — N 69. — 5/24894.
При уклонении иностранца от добровольного выезда из Республики Беларусь в срок, установленный в постановлении о депортации, отсутствии в его действиях признаков преступления компетентный орган на основании протокола административного задержания с санкции прокурора принимает меры по его задержанию на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации (п. 8 Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства).
Более того, иностранные граждане или лица без гражданства, нарушившие правила пребывания или транзитного проезда, при невозможности установить их личность в течение сорока восьми часов могут быть задержаны с санкции прокурора на срок, необходимый для установления личности. Лицо, осуществившее задержание иностранного гражданина или лица без гражданства, не позднее трех суток со дня задержания сообщает об этом в Министерство внутренних дел Республики Беларусь для информирования о случившемся дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного (ч. 6 ст. 8.4 ПИКоАП).
Порядок и основания высылки иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован ст. 61 Закона Республики Беларусь от 03.06.1993 N 2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» <21> (далее — Закон о правовом положении иностранных граждан). Согласно указанной статье Закона о правовом положении иностранных граждан иностранец может быть выслан из Республики Беларусь в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц, если он не может быть подвергнут депортации. Решение о высылке принимается органом внутренних дел или органом государственной безопасности. Высылка может быть осуществлена путем добровольного выезда иностранца из Республики Беларусь или в принудительном порядке.
<21> О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 03.06.1993 N 2339-XII // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2005. — N 121. — 2/1138.
Согласно ч. 1 ст. 63 Закона о правовом положении иностранных граждан высылка в принудительном порядке осуществляется, если: имеются основания полагать, что иностранец может уклониться от выполнения решения о высылке путем добровольного выезда; иностранец не выехал из Республики Беларусь в срок, установленный в решении о высылке путем добровольного выезда.
После принятия решения о высылке в принудительном порядке орган внутренних дел или орган государственной безопасности с санкции прокурора принимают меры по задержанию иностранца на срок, необходимый для высылки (ч. 2 ст. 63 Закона о правовом положении иностранных граждан).
Таким образом, сроки административного задержания так или иначе связаны с его видами. ПИКоАП категоричен в определении временных отрезков административного задержания, а его виды в определенных случаях взаимодополняют друг друга, что, в свою очередь, не исключает их условную классификацию ввиду существующих объективных различий.