Объявление о добровольном банкротстве юридического лица в законодательстве Республики Беларусь

В законодательстве об экономической несостоятельности (банкротстве) содержатся нормы, регламентирующие порядок объявления о добровольном банкротстве юридического лица. Они закреплены, в частности, в Законе Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве). Между тем обращает на себя внимание то обстоятельство, что по содержанию нормы об объявлении о добровольном банкротстве юридического лица аналогичны соответствующим правилам в постановлении Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств N 10-15 «О модельном законе «О несостоятельности (банкротстве)» (принятом в г. Санкт-Петербурге 06.12.1997) (далее — Модельный закон), что объясняет появление в Законе о банкротстве данных положений.

Однако правоприменительная практика как своеобразный «цензор» позволяет выявлять те проблемы, которые остаются нерешенными при формальной урегулированности отношений правовыми нормами, а также позволяет констатировать невостребованность тех или иных норм. Как раз применительно к объявлению о добровольном банкротстве юридического лица необходимо ставить вопрос о целесообразности наличия соответствующих норм в законодательстве, поскольку с теоретической и с практической точек зрения их реализация затруднена.

Закон о банкротстве отдельно регулирует порядок объявления о добровольном банкротстве, который может быть инициирован только в отношении юридического лица.

Условиями объявления о добровольном банкротстве являются:

  1. наличие признаков неплатежеспособности юридического лица, носящей устойчивый характер;
  2. получение письменного согласия всех кредиторов юридического лица на объявление о добровольном банкротстве.

Следствием добровольного банкротства является ликвидация юридического лица.

Правом объявления о добровольном банкротстве наделен руководитель юридического лица (ч. 1 ст. 254 Закона о банкротстве), однако для принятия руководителем такого решения требуется согласие участников (учредителей), собственника имущества юридического лица, что подтверждает ч. 2 ст. 254 Закона о банкротстве, в которой указано на то, что объявление о добровольном банкротстве юридического лица и его ликвидации может быть сделано на основании решения собственника имущества юридического лица — унитарного предприятия или органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами юридического лица на принятие решения о его ликвидации. Тем самым право объявить о добровольном банкротстве не может быть реализовано руководителем автономно.

Закон о банкротстве устанавливает алгоритм объявления о добровольном банкротстве:

1) публикация сообщения о добровольном банкротстве юридического лица и его ликвидации в республиканских средствах массовой информации, в котором должен быть указан срок для предъявления требований кредиторов и выдвижения возражений кредиторов против ликвидации юридического лица (не менее двух месяцев со дня опубликования сообщения о добровольном банкротстве юридического лица и его ликвидации).

В связи с этим недостаточно ясны нормы Закона о банкротстве, в частности, необходимо ли еще до размещения сообщения в СМИ истребовать письменное согласие кредиторов, как это усматривается из ч. 3 ст. 254 Закона о банкротстве, или же при выдвижении возражений кредиторами против ликвидации юридического лица после размещения сообщения в СМИ считать добровольное банкротство невозможным в силу наличия таких возражений. Полагаем, поскольку сообщение о добровольном банкротстве юридического лица и его ликвидации свидетельствует о фактическом объявлении о добровольном банкротстве, то до такого объявления, то есть до размещения сообщения в СМИ, письменное согласие всех кредиторов должно быть получено. При этом для последних, вероятно, остается в силу Закона о банкротстве еще возможность возразить против добровольного банкротства и в период до истечения двухмесячного срока для предъявления требований кредиторов;

2) рассмотрение предъявленных требований кредиторов, включение их в реестр требований кредиторов;

3) осуществление расчетов с кредиторами по правилам, установленным для ликвидационного производства в конкурсном производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), за исключением тех положений, которые регламентируют деятельность хозяйственного суда в ходе конкурсного производства (ст. 255 Закона о банкротстве).

При этом особенность объявления о добровольном банкротстве состоит в том, что создается ликвидационная комиссия (ликвидатор), председатель которой (ликвидатор) исполняет обязанности управляющего.

Что касается организационных аспектов добровольного банкротства, то в п. 24 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 02.12.2005 N 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» хозяйственным судам разъяснено относительно того, что дела о банкротстве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые возбуждены по основаниям, указанным в ст. 247 — 257 Закона о банкротстве, не учитываются при определении количества дел, находящихся в производстве одного временного (антикризисного) управляющего.

Тем самым можно предположить, что оговорка в норме ч. 5 ст. 255 Закона о банкротстве о председателе ликвидационной комиссии (ликвидатора), который выполняет обязанности управляющего, означает, что его соответствие требованиям, предъявляемым к управляющему на основании ст. 62 Закона о банкротстве <1>, возможно только тогда, когда председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) будет лицо, являющееся управляющим и имеющее право осуществлять данный вид деятельности.

<1> Полагаем, нормы ст. 62 Закона о банкротстве следует учитывать в совокупности с принятыми изменениями в законодательстве о лицензировании, поскольку лицензирование деятельности управляющих в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» отменено. В частности, нормативно определен порядок аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему, утвержденный постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.03.2011 N 43 «Об утверждении Инструкции о порядке аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему», согласно которому управляющие осуществляют свою деятельность при наличии аттестата управляющего.

К слову, отметим, что в Модельном законе подобных требований к председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) не установлено (п. 3 ст. 174).

Законодатель также установил ответственность за нарушение порядка добровольного банкротства юридического лица и его ликвидации, в частности, требований, предусмотренных ст. 254 — 256 Закона о банкротстве, а также в случае сокрытия юридическим лицом имущества, незаконной передачи им своего имущества третьим лицам.

Ответственность в указанных случаях носит имущественный характер и применяется к собственнику имущества юридического лица — унитарного предприятия, учредителям (участникам) юридического лица и его руководителю, которые солидарно несут субсидиарную ответственность перед кредиторами в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Установлен также специальный срок предъявления требований кредиторами — 10 лет со дня завершения ликвидации юридического лица (ст. 257 Закона о банкротстве).

Однако для отношений, вытекающих из объявления о добровольном банкротстве, отметим некоторую нелогичность. Так, одним из условий объявления о добровольном банкротстве юридического лица является неплатежеспособность, носящая устойчивый характер (или с точки зрения терминологии законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) имеющая устойчивый характер). Иными словами, речь идет о неплатежеспособности субъекта хозяйствования в течение четырех кварталов, предшествующих составлению последнего бухгалтерского баланса, при наличии на дату составления последнего бухгалтерского баланса значения коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами <2>, превышающего нормативные значения коэффициентов (подп. 3.4 п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2011 N 1672 «Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования»).

<2> Определяется на основании постановления Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 N 140/206 «Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования».

С юридической точки зрения в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12.11.2003 N 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее — Указ N 508) можно выделить два понятия, характеризующие неплатежеспособность должника, в т.ч. неплатежеспособность, имеющую устойчивый характер:

  1. экономическая несостоятельность — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации);
  2. банкротство — неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства) (подп. 1.4 п. 1 Указа N 508).

Таким образом, в двух указанных случаях для экономической несостоятельности и для банкротства обязательным является факт их признания хозяйственным судом. Поскольку применительно к объявлению о добровольном банкротстве банкротом себя объявляет сам должник, хотя установлено правило о том, что подобное объявление должно быть только со стороны хозяйственного суда, отсюда следует вывод о том, что объявление о добровольном банкротстве по своей сути не является банкротством в смысле Закона о банкротстве и Указа N 508, хотя и влечет, как следствие, ликвидацию субъекта хозяйствования.

Полагаем, с точки зрения правовых последствий процедуры добровольного банкротства юридического лица и добровольной ликвидации субъектов хозяйствования <3> аналогичны, с тем отличием, что ликвидация урегулирована более четко и системно, что позволяет реализовать соответствующий правовой механизм субъектам; в свою очередь, реализация механизма объявления о добровольном банкротстве затруднена в том числе в силу недостаточной регламентации соответствующих отношений.

<3> Под добровольной ликвидацией в данном контексте мы понимаем ликвидацию юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), проводимую на основании норм Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о ликвидации).

Предлагаем сравнить нормы о добровольном банкротстве юридического лица и добровольной ликвидации.

 

  Добровольная ликвидация  

  субъектов хозяйствования 

  Объявление о добровольном 

банкротстве юридического лица

Основания    

Решение собственника       

имущества (учредителей,    

участников) либо органа    

юридического лица,         

уполномоченного уставом, в 

том числе принятое в связи 

с истечением срока, на     

который создано это        

юридическое лицо,          

достижением цели, ради      

которой оно создано,       

признанием хозяйственным   

судом государственной      

регистрации данного        

юридического лица          

недействительной           

Наличие признаков           

неплатежеспособности        

юридического лица, носящей  

устойчивый характер;        

получение письменного       

согласия всех кредиторов    

юридического лица на        

объявление о добровольном   

банкротстве                 

Комментарий. Обратим внимание: при наличии неплатежеспособности         

юридического лица для добровольной ликвидации нет правовых оснований:   

одновременно при наличии такой неплатежеспособности субъект             

хозяйствования — юридическое лицо, скорее, воспользуется общими нормами 

Закона о банкротстве, если имеются основания для подачи заявления       

должника в суд                                                          

Необходимость

создания     

ликвидационной

комиссии     

(ликвидатора)

Создается на основании     

Положения о ликвидации.    

При этом лицо, принявшее   

решение о ликвидации,      

назначает ликвидационную   

комиссию (ликвидатора),    

распределяет обязанности   

между председателем и      

членами ликвидационной     

комиссии (в случае         

назначения ликвидационной  

комиссии) и устанавливает  

порядок и сроки ликвидации 

(п. 6 Положения о          

ликвидации).               

Специальных требований к   

составу ликвидационной     

комиссии не установлено.   

Со дня назначения          

ликвидационной комиссии    

(ликвидатора) к ней        

переходят полномочия по    

управлению делами          

юридического лица.         

Ликвидационная комиссия    

(ликвидатор) от имени       

ликвидируемого юридического

лица выступает в суде      

Создается в силу ч. 5 ст. 255

Закона о банкротстве.       

Председатель ликвидационной 

комиссии (ликвидатор)       

исполняет обязанности       

управляющего и должен       

отвечать требованиям,       

предъявляемым к управляющему

Обращение в  

суд с        

заявлением   

должника о   

банкротстве  

В случае, если до          

исключения из Единого      

государственного регистра  

юридических лиц и          

индивидуальных             

предпринимателей (ЕГР)     

субъекта хозяйствования,   

решение о ликвидации       

(прекращении деятельности) 

которого принято           

собственником имущества    

(учредителями, участниками)

либо органом юридического  

лица, уполномоченным       

уставом, в регистрирующий  

орган поступила письменная 

информация от кредиторов о 

наличии у него непогашенной

задолженности перед        

кредиторами, этот субъект  

хозяйствования не может    

быть исключен из ЕГР в     

течение двух месяцев с     

момента получения данной   

информации (п. 16 Положения

о ликвидации).             

При этом субъект           

хозяйствования не          

исключается из ЕГР, если в 

регистрирующий орган в     

течение указанного         

двухмесячного срока        

представлено определение   

суда о запрете такого      

исключения либо определение

хозяйственного суда о      

возбуждении производства по

делу о банкротстве,        

влекущее ликвидацию        

(прекращение деятельности) 

субъекта хозяйствования в  

соответствии с             

законодательством об       

экономической              

несостоятельности          

(банкротстве).             

Если стоимость имущества   

должника — юридического    

лица, в отношении которого 

в соответствии с           

законодательством принято  

решение о ликвидации,      

недостаточна для           

удовлетворения требований  

кредиторов, такое           

юридическое лицо           

ликвидируется в порядке,   

установленном Законом о    

банкротстве.               

При выявлении данного      

обстоятельства             

ликвидационная комиссия    

обязана подать в           

хозяйственный суд заявление

о банкротстве юридического 

лица в течение одного      

месяца со дня выявления    

этого обстоятельства.      

При выявлении данного      

обстоятельства после       

принятия решения о         

ликвидации юридического    

лица и до назначения       

ликвидационной комиссии    

(назначения ликвидатора)   

собственник имущества      

юридического лица —        

унитарного предприятия,    

учредитель (участник)      

юридического лица или его  

руководитель либо иной      

уполномоченный орган       

обязаны подать в           

хозяйственный суд заявление

о банкротстве юридического 

лица в течение одного месяца

со дня выявления этого     

обстоятельства (ст. 247

Закона о банкротстве)      

Руководитель юридического   

лица обязан в течение       

четырнадцати дней со дня    

окончания срока для         

предъявления требований     

кредиторов и выдвижения     

возражений кредиторов против

ликвидации юридического лица

подать в хозяйственный суд  

заявление должника в случае,

если поступили письменные   

возражения хотя бы одного   

кредитора юридического лица 

против добровольного        

банкротства юридического лица

и его ликвидации            

Последствия  

неподачи     

заявления    

должника в суд

Собственник имущества      

юридического лица —        

унитарного предприятия,    

учредители (участники)     

юридического лица, его     

руководитель и председатель

ликвидационной комиссии    

(ликвидатор), допустившие  

нарушение требований       

ст. 247 Закона о           

банкротстве, солидарно несут

субсидиарную ответственность

по платежным обязательствам

юридического лица, а также 

обязательствам, вытекающим 

из трудовых и связанных с  

ними отношений, и другим   

расходам в размере         

неудовлетворенных          

требований кредиторов      

(ст. 249 Закона о          

банкротстве)               

В случаях нарушения         

требований, предусмотренных 

Законом о банкротстве,      

сокрытия юридическим лицом  

имущества, незаконной       

передачи им своего имущества

третьим лицам собственник   

имущества юридического лица —

унитарного предприятия,     

учредители (участники)      

юридического лица и его     

руководитель солидарно несут

субсидиарную ответственность

перед кредиторами в размере 

неудовлетворенных требований

кредиторов. Указанные       

требования кредиторов могут 

быть предъявлены в течение  

десяти лет со дня завершения

ликвидации юридического лица

Инициатива   

кредиторов   

относительно 

подачи       

заявления    

кредитора в  

суд          

Заявление о банкротстве    

юридического лица в случае 

если стоимость имущества   

должника — юридического    

лица, в отношении которого 

в соответствии с           

законодательством принято  

решение о ликвидации,      

недостаточна для           

удовлетворения требований  

кредиторов, вправе подать  

кредитор этого должника    

(ч. 4 ст. 247 Закона о     

банкротстве)               

Любой из кредиторов         

юридического лица в любой   

момент до завершения        

ликвидации юридического лица

может подать в хозяйственный

суд заявление кредитора     

Таким образом, в ряде случаев правила об объявлении о добровольном банкротстве и добровольной ликвидации созвучны, за исключением оснований для инициирования процедур, т.к. при наличии неплатежеспособности юридического лица, носящей (имеющей) устойчивый характер, отсутствует возможность добровольной ликвидации, но допускается объявление о добровольном банкротстве.

С нашей точки зрения, институт банкротства в целом должен быть подконтролен хозяйственному суду и может существовать только посредством полномочных субъектов — управляющих. Объявление о добровольном банкротстве по собственной инициативе должника без решения хозяйственного суда не соответствует логике развития института банкротства в республике. В связи с этим для целей защиты интересов кредиторов, исключения коллизий и неясностей законодательства необходимо исключить нормы об объявлении о добровольном банкротстве, оставив единственную возможность для субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) добровольной ликвидации (прекращения деятельности), что урегулировано на сегодняшний день нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».