Обзор административных правонарушений, предусмотренных главой 23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, выявленных в ходе проверок органами (организациями) ведомственного контроля в 2015 году (часть 1)

В соответствии с частью 1 статьи 23.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь влечет наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до 200 процентов стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления — до 500 базовых величин.

Примеры.

1. При проверке документов, подтверждающих соответствие требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь, на изготавливаемую предприятием мебель, включенную в перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, было установлено следующее.

Предприятием в соответствии с договором поставки были изготовлены и реализованы шкафы для одежды (детские) и кровати. Данная продукция согласно подпункту 57.1 пункта 57 перечня продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республики Беларусь (далее — Перечень продукции), установленного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60 (далее — постановление N 60) (шкафы для одежды (детские) — код 9403 30 910 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» (далее — ТН ВЭД); кровати — код 9403 50 000 ТН ВЭД), подлежит обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. Однако она была изготовлена и реализована без документов, подтверждающих ее соответствие требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь.

В соответствии с требованиями статьи 26 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — Закон N 269-З) обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов, а также объекты оценки соответствия, в отношении которых требования технических регламентов не установлены и которые включены в перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, действует в отношении конкретного объекта оценки соответствия до вступления в силу технического регламента на этот объект оценки соответствия. Реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без прохождения всех необходимых процедур подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются. Согласно части 2 статьи 24 Закона N 269-З подтверждение соответствия удостоверяется сертификатом соответствия или сертификатом компетентности, выдаваемыми аккредитованным органом по сертификации заявителю на подтверждение соответствия, либо зарегистрированной декларацией о соответствии, принятой изготовителем (продавцом).

Согласно подпункту 2.6 пункта 2 постановления N 60 документом, подтверждающим соответствие требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь продукции, включенной в раздел II Перечня продукции, является декларация о соответствии или сертификат соответствия.

Таким образом, предприятием были реализованы шкафы для одежды (детские) и кровати без документов, подтверждающих их соответствие требованиям технических нормативных правовых актов Республики Беларусь, т.е. без сертификатов соответствия.

2. Проверкой было установлено, что ООО «Д» в июне — августе 2014 г., феврале 2015 г. выполнялись строительно-монтажные работы, подлежащие сертификации, на объектах II уровня ответственности без наличия сертификатов соответствия.

Согласно пункту 1 статьи 4 технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748 (далее — ТР 2009/013BY), работы в строительстве могут размещаться на рынке при их соответствии существенным требованиям безопасности ТР 2009/013BY.

Согласно пункту 1 статьи 7 ТР 2009/013BY подтверждение соответствия существенным требованиям безопасности ТР 2009/013BY выпускаемых в обращение работ в строительстве носит обязательный характер и осуществляется путем проведения сертификации.

Согласно пункту 1 статьи 1 ТР 2009/013BY технический регламент распространяется на завершенные строительством (возведенные, реконструированные, с завершенным капитальным ремонтом, реставрированные, благоустроенные) и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения первого — четвертого классов сложности на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.

В Перечень строительных материалов и изделий (независимо от страны происхождения), работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), являющегося приложением к ТР 2009/013 BY (далее — Перечень материалов), включены работы по: возведению монолитных бетонных и железобетонных конструкций (пункт 149), монтажу каменных и армокаменных конструкций (пункт 166).

Согласно подпункту 5.1 пункта 5 Изменения N 1 ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения к расчету», введенного в действие на территории Республики Беларусь постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по архитектуре и строительству от 01.04.1994 N 6, объекты, на которых выполнялись строительно-монтажные работы, относятся к объектам II уровня ответственности (нормальный), следовательно, на них распространяются требования ТР 2009/013/ВY.

Аналогичные требования предусмотрены абзацем 2 пункта 1 статьи 1 ТР 2009/013/ВY в отношении завершенных строительством (возведенных, реконструированных, с завершенным капитальным ремонтом, реставрированных, благоустроенных) и вводимых в эксплуатацию зданий и сооружения первого — четвертого классов сложности, с учетом того что согласно подпункту 5.4.2 пункта 5.4 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 2331-2014 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 14.02.2014 N 7 «Об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», объекты, на которых выполнялись строительно-монтажные работы, относятся к четвертому классу сложности.

В соответствии с частью 3 статьи 26 Закона N 269-З выполнение работ, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без прохождения всех необходимых процедур подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещается.

Таким образом, в июне — августе 2014 г., феврале 2015 г. ООО «Д» в нарушение требований частей 1 и 3 статьи 26 Закона N 269-З, пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 1, части 1 пункта 4 статьи 7 ТР 2009/013/ВY, пунктов 149, 166 Перечня материалов были выполнены работы без наличия сертификатов соответствия на выполнение работ по возведению монолитных бетонных и железобетонных конструкций, монтажу каменных и армокаменных конструкций.

В соответствии с частью 1 статьи 23.12 КоАП выпуск, в том числе в продажу и после ремонта, либо поставка (реализация) продукции, не соответствующей обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и образцов (эталонов) по качеству, маркировке, комплектности, упаковке и другим требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до 100 процентов от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления — до 500 базовых величин.

Пример.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Республики Беларусь от 29.06.2003 N 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» (далее — Закон N 217-З) реализуемые продовольственное сырье и пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать предъявляемым к продовольственному сырью и пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным требованиям к допустимому содержанию в них химических веществ, в том числе радиоактивных, и иных веществ и микроорганизмов, представляющих опасность для жизни и здоровья нынешнего и будущих поколений.

Согласно пункту 3 части 10 статьи 11 Закона N 217-З не допускается реализация продовольственного сырья, пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, не имеющих установленных сроков годности и (или) сроков хранения, а также сроки годности и (или) сроки хранения которых истекли.

В соответствии с частью 2 подпункта 4.1.1 пункта 4.1 ГОСТ 31339-2006 Межгосударственный стандарт «Рыба, нерыбные объекты и продукция из них. Правила приемки и методы отбора проб», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 N 35 (далее — ГОСТ 31339-2006), партией считают определенное количество продукции одного наименования, вида обработки, одной или нескольких дат изготовления, одного изготовителя, оформленное одним документом, удостоверяющим качество и безопасность.

Согласно абзацу 8 статьи 1 Закона N 217-З партия продовольственного сырья и пищевых продуктов — совокупность единиц продовольственного сырья и пищевых продуктов, произведенных и упакованных в идентичных условиях и сопровождаемых одним документом, удостоверяющим их качество и безопасность.

В соответствии с частью 7 статьи 11 Закона N 217-З качество и безопасность производимых продовольственного сырья и пищевых продуктов подтверждаются удостоверением качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов и иными документами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Согласно пункту 4.1 государственного стандарта Республики Беларусь ГОСТ 813-2002 «Сельди и сардина тихоокеанская холодного копчения. Технические условия», введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.10.2003 N 44 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене государственных стандартов Республики Беларусь, межгосударственных стандартов, Правил ЕЭК ООН и общегосударственного классификатора» (далее — ГОСТ 813-2002), сельди и сардина тихоокеанская (иваси) холодного копчения должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ 813-2002 по технологическим инструкциям с соблюдением санитарных норм и правил, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с подпунктом 4.2.4 пункта 4.2 ГОСТ 813-2002 по органолептическим, физическим и химическим показателям сельдь и сардина тихоокеанская (иваси) холодного копчения первого сорта должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1 ГОСТ 813-200, а именно: массовая доля поваренной соли 5 — 8%.

В нарушение части 1 статьи 11 Закона N 217-З, подпункта 4.2.4 пункта 4.2 ГОСТ 813-2002 изготовленная партия сельди атлантической холодного копчения 1-го сорта не соответствовала требованиям ГОСТ 813-2002 по массовой доле поваренной соли (ниже нижнего предела, фактическое значение показателя по результатам исследований составило 3,5%). Обществом указанная продукция, не соответствующая обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, со склада готовой продукции была реализована торговым организациям, а также отпущена в собственную торговую сеть.

В соответствии с частью 2 статьи 23.13 КоАП применение в сфере законодательной метрологии неисправных средств измерений, средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, нарушение методик выполнения измерений либо правил пользования средствами измерений влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин.

Примеры.

1. Согласно частям 3, 5, 6 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 05.09.1995 N 3848-XII «Об обеспечении единства измерений» (далее — Закон N 3848-XII) средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии, в отношении которых осуществлено утверждение типа средств измерений, подлежат поверке или калибровке. Средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии и прошедшие поверку, могут применяться в областях, указанных в перечне областей в сфере законодательной метрологии, в которых применение средств измерений допускается после их поверки с установленной периодичностью (межповерочным интервалом) юридическими лицами, входящими в государственную метрологическую службу, утвержденном постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.03.2007 N 17 «Об утверждении перечня областей в сфере законодательной метрологии» (далее — Перечень). Средства измерений, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии, допускаются к реализации, применению, передаче в аренду, в том числе прокат, после поверки или калибровки.

В соответствии с Перечнем для спидометров при определении налоговой базы установлен межповерочный интервал не более 24 месяцев.

В соответствии с пунктом 4.7.4 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.04.2006 N 19, который разработан и направлен на обеспечение безопасности дорожного движения, жизни и здоровья людей, транспортные средства должны быть оснащены средствами измерения скорости — спидометрами, которые должны находиться в работоспособном состоянии. В соответствии с подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1745-2007 «Спидометры автомобильные. Требования к эксплуатации и пломбированию», утвержденного и введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.04.2007 N 23 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», спидометры всех типов подлежат государственной поверке, так как только поверенный спидометр может дать достоверную информацию о скорости движения.

В ходе проверки было установлено, что в нарушение частей 3, 6 статьи 13 Закона N 3848-XII, Перечня обществом применялись неповеренные спидометры, установленные на эксплуатируемые автомашины. Документы, подтверждающие факт проведения государственной поверки вышеуказанных автомобилей за последние два года и до момента окончания проверки, а также клеймо на спидометрах отсутствовали. Поверка спидометров не была проведена.

2. В ходе проверки была проведена оценка технического состояния и соблюдения периодичности поверки средств измерений, применяемых на предприятии при проведении испытаний готовой продукции. В проверяемом периоде было выявлено применение в сфере законодательной метрологии средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку, а именно: угольник поверочный и штангенциркуль применялись с истекшим сроком поверки. Кроме того, в нарушение требований частей 3 и 6 статьи 13, абзаца 6 части 1 статьи 16, частей 4 и 8 статьи 25 Закона N 3848-XII, пункта 1 раздела 09 Перечня в складском помещении был допущен к использованию измеритель влажности воздуха — гигрометр психометрический, не прошедший в установленном порядке метрологический контроль (госповерку), при установленной законодательством периодичности поверки не реже одного раза в 12 месяцев.

В соответствии со статьей 23.16 КоАП непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин.

Примеры.

1. В абзаце 6 подпункта 1.16.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 N 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» установлено, что в соответствии с каждым заключенным внешнеторговым договором резиденты обязаны в установленные сроки в случае завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления) уведомить об этом банк, в котором была зарегистрирована сделка, в порядке и сроки, установленные Национальным банком Республики Беларусь.

В соответствии с частью 3 пункта 20 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 N 46, информация о завершении всех операций по внешнеторговому договору представляется экспортером (импортером) в банк, осуществлявший регистрацию (перерегистрацию) сделки по этому договору, в произвольной форме не позднее 30 календарных дней со дня установления экспортером (импортером) факта полного завершения всех операций по внешнеторговому договору (с учетом его продления). При этом данная информация может содержаться в сведениях о поступивших денежных средствах в виде записи «Все операции по внешнеторговому договору (с учетом его продления) завершены». Ответственность за несвоевременность представления информации о завершении всех операций по внешнеторговому договору и ее недостоверность возлагается на экспортера (импортера).

Вместе с тем в нарушение вышеуказанной нормы при завершении последней операции по внешнеторговому контракту на поставку комплекса оборудования в банк была представлена информация о завершении всех операций с нарушением установленного законодательством срока.

2. Общество в соответствии с пунктом 68 Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 N 15 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, и внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 8 августа 2007 г. N 159», представляло в Национальный банк Республики Беларусь отчетность о движении средств по счету, открытому в банке-нерезиденте на основании соответствующего разрешения. Проверкой было установлено, что в отчетность о движении средств по счету за июль, август, сентябрь, декабрь 2014 г. и июль 2015 г. были внесены недостоверные сведения.