Окончание подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению: общие положения

По завершении производства всех процессуальных действий в рамках дела об административном правонарушении должностным лицом органа, ведущего административный процесс, принимается решение о дальнейшей юридической судьбе материалов дела. Это решение зависит от различных факторов: наличия или отсутствия доказательств виновности конкретного лица в совершении административного правонарушения, обстоятельств, исключающих административный процесс; сроков производства по делу об административном правонарушении и др. С принимаемым решением Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП) связывает окончание стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Окончание подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению представляет собой не только завершение данной стадии административного процесса, но и определенный процессуальный рубеж, достигнув которого, орган, ведущий административный процесс, выясняет: достаточно ли в его распоряжении доказательств, подтверждающих те либо иные обстоятельства, входящие в предмет доказывания; имеются ли какие-либо препятствия в привлечении виновного лица к административной ответственности и возможно ли их устранить; реализованы ли все подлежащие обеспечению права, свободы и законные интересы участников административного процесса. Необходимость в этом процессуальном решении возникает лишь тогда, когда в полном объеме выполнены все задачи стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. Таким образом, решение об окончании данной стадии принимается в том случае, если:

  1. собрано достаточное количество доказательств, позволяющих определить дальнейшую юридическую судьбу дела;
  2. осуществлены все необходимые процессуальные действия;
  3. обеспечено осуществление прав, свобод и законных интересов всех заинтересованных участников административного процесса.

Относительно первого условия следует сказать, что юридическая судьба дела об административном правонарушении определяется наличием достаточных оснований для составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Осуществление всех необходимых процессуальных действий означает исчерпание всех необходимых процессуальных средств и способов доказывания обстоятельств, необходимых для вынесения соответствующего решения о прекращении ведения административного процесса или о направлении по вынесении протокола об административном правонарушении дела на рассмотрение. Вместе с тем собранная совокупность доказательств должна быть оценена в качестве достаточной для принятия процессуального решения. Но не стоит считать, что следует проводить все возможные процессуальные действия по данному делу и использовать для этого все время, предоставляемое ПИКоАП на подготовку дела об административном правонарушении для рассмотрения. Решение по делу должно приниматься не только законно и обоснованно, но и оперативно, поскольку именно этим определяется соблюдение прав, свобод и законных интересов лиц, привлекаемых к участию в административном процессе.

Однако принятие решения об окончании стадии подготовки дела не означает во всех случаях, что имеется очевидный и безо всякого сомнения обоснованный вывод относительно совокупности обстоятельств, входящих в предмет доказывания. В некоторых ситуациях решение об окончании подготовки дела диктуется невозможностью принятия однозначного процессуального решения с одновременным исчерпанием всех процессуальных возможностей доказывания виновности конкретного лица в совершении административного правонарушения. Это означает, что отсутствует возможность дальнейшего ведения административного процесса в отношении данного лица. Кроме того, ПИКоАП обязывает закончить подготовку дела к рассмотрению в определенные им сроки, по истечении которых соответствующее должностное лицо не может не принять решение об окончании подготовки. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч. 2 ст. 10.1 ПИКоАП.

Констатируя соблюдение этих условий, должностное лицо, ведущее административный процесс, в соответствии с ч. 1 ст. 10.26 «Окончание подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения» ПИКоАП принимает одно из следующих процессуальных решений:

  • составляет протокол об административном правонарушении (п. 1);
  • прекращает дело об административном правонарушении (п. 2).

Некоторое недоумение вызывает то традиционное, исторически сложившееся определение законодателем форм (видов) окончания: в одном случае это принятие процессуального решения (прекращение дела), а в другом — процессуальное оформление принятого решения (составление протокола). Причем в последнем случае процессуальное оформление решения не в полной мере соответствует абз. 18 ст. 1.4 ПИКоАП, где даются разъяснения применяемых терминов. Процессуальное решение исходя из буквального толкования норм данного ПИКоАП должно приниматься только путем вынесения постановления. Отсутствует указание на наличие у протокола об административном правонарушении функции оформления принятого процессуального решения и в ст. 10.2 «Протокол об административном правонарушении» ПИКоАП, в ч. 1 которой говорится, что данный протокол составляется для фиксации обстоятельств совершенного административного правонарушения. Вместе с тем анализ положений ПИКоАП показывает, что далеко не все принимаемые процессуальные решения отражаются в соответствующих постановлениях (например, отсутствует даже закрепление процессуальной оценки того либо иного объекта в качестве вещественного доказательства — не выносится постановление о приобщении его к материалам дела в качестве вещественного доказательства; не выносится постановление о признании лица законным представителем, потерпевшим и др.). В одних случаях это нецелесообразно, поскольку снижает оперативность ведения административного процесса, что является одним из самых очевидных и важных его преимуществ, в других же — сказывается, на наш взгляд, отсутствие внимания административно-процессуальной науки, которая могла бы выработать более системный, обоснованный подход к порядку вынесения решений в административном процессе.

Несмотря на различный характер и порядок вынесения процессуального решения об окончании стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, законодательство предусматривает перечень действий, характерный для обоих видов окончания. Эти действия обязательны для осуществления и являются важнейшими процессуальными гарантиями прав, свобод и законных интересов участников административного процесса.

Первым из этих действий является уже упомянутое выше принятие решения об окончании подготовки дела. Это решение принимается устно и оформляется составлением протокола об административном правонарушении или вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении. Выносимое решение может явиться результатом как свободной оценки должностным лицом, ведущим административный процесс, имеющихся в деле доказательств, так и выполнением императивных требований ПИКоАП. В первом случае, признав имеющуюся совокупность доказательств по делу об административном правонарушении достаточной для изобличения виновного и привлечения его к административной ответственности, лицо, ведущее административный процесс, выносит решение об окончании подготовки дела и направлении его на рассмотрение. Это решение при данных обстоятельствах может быть принято на любом этапе подготовки дела. Во втором же случае лицо, ведущее административный процесс, встречается с перечнем обязательных к исполнению требований административно-процессуального законодательства. Так, согласно ч. 2 ст. 11.2 «Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении» ПИКоАП подготовка дела об административном правонарушении, влекущего арест или депортацию, при установлении личности задержанного лица должна быть окончена не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания. При неустановлении лица, совершившего административное правонарушение, должностное лицо, ведущее административный процесс, также обязано окончить подготовку дела прекращением дела об административном правонарушении по истечении (по общему правилу) десяти суток с момента начала административного процесса (ч. 1 ст. 10.1 ПИКоАП).

Несколько нелогичным и сложным с точки зрения ведения административного процесса и принимаемых процессуальных решений является окончание подготовки дела к рассмотрению по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности по приостановленному делу об административном правонарушении. Здесь дело об административном правонарушении прекращается без возобновления его подготовки к рассмотрению. Таким образом, приостановленный административный процесс сразу же прекращается. Это не в полной мере корректно относительно юридической техники, но пока законодатель не считает необходимым вносить здесь какие-либо изменения или дополнения.

С решением об окончании подготовки дела об административном правонарушении (в любой из его форм) ознакамливаются физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, а также представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс. Факт ознакомления и получения копии протокола об административном правонарушении или постановления о прекращении дела об административном правонарушении подтверждается собственноручной подписью указанных лиц.

Следующим действием, которое необходимо совершить при окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, является систематизация дела об административном правонарушении. Она осуществляется в хронологическом порядке и имеет значение как для удобства в ознакомлении с материалами дела, так и для исключения их утери или подмены.

По завершении систематизации материалов дела об административном правонарушении должностное лицо, ведущее административный процесс, уведомляет участников ведения подготовки дела к рассмотрению о ее окончании. При этом уведомляются не все участники, а лишь те, которых ПИКоАП считает заинтересованными в деле. К заинтересованным участникам ч. 2 ст. 10.26 ПИКоАП относит:

  1. лицо, в отношении которого ведется административный процесс;
  2. лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено;
  3. их законных представителей;
  4. их представителей;
  5. защитника.

Лицо, в отношении которого ведется административный процесс, должно уведомляться в любом случае, вне зависимости от того, является ли это лицо недееспособным, несовершеннолетним, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Причем последнее во всех случаях уведомляется письменно с направлением уведомления на имя руководителя юридического лица.

Достаточно сложным для понимания является уведомление об окончании подготовки дела к рассмотрению лица, в отношении которого прекращено дело об административном правонарушении, и именно в силу того, что этого участника административного процесса не существует. Во-первых, глава 4 ПИКоАП не содержит указания на такое лицо. Но, даже если его посчитать таким эпизодическим участником, как задержанное лицо, заявитель и т.п., все равно остаются серьезнейшие вопросы о том, когда же и на основании чего указанное лицо появляется. Во-вторых, появление данного лица увязывается с вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении. И если следовать логике рассматриваемой нормы ПИКоАП, с вынесением постановления о прекращении дела прекращается сам административный процесс. Иначе, почему же вместо правомерно существующего и не прекращавшего своего участия лица, в отношении которого ведется административный процесс, появляется не имеющее четкого процессуального статуса лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено?

В силу указанного закономерны два взаимоисключающих вывода:

  • а) с прекращением дела об административном правонарушении административный процесс не прекращается и уведомляться должно лицо, в отношении которого ведется административный процесс;
  • б) с прекращением дела об административном правонарушении административный процесс прекращается и уведомляться должно лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено.

Представляется совершенно очевидной правильность первой позиции, поскольку при прекращении административного процесса прекращаются и правоотношения между его участниками. А значит, между ними не существует никаких взаимных прав и обязанностей, закрепленных в ПИКоАП.

Затронутая проблема имеет и иные, не менее важные последствия. Если посчитать правомерным уведомление о прекращении дела лица, в отношении которого прекращено дело об административном правонарушении, то логичным будет вопрос: когда же постановление о прекращении дела вступает в законную силу? Если рассматривать в качестве верной позиции то, что постановление о прекращении вступает в законную силу сразу же по его вынесении, то существующая редакция рассматриваемых положений об уведомлении в некоторой степени оправданна. То есть уведомлять следует лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено. При прекращении процесса, как уже говорилось, любые правоотношения между его участниками прекращаются, а значит, не может существовать никаких прав на обжалование (кроме случаев обжалования решения по делу об административном правонарушении, вступившего в законную силу, при наличии жалобы до вступления его в законную силу). А такой подход существенно ограничивает права уведомляемых лиц на обжалование вынесенного постановления, поскольку у заинтересованных лиц фактически ликвидируется право на обжалование.

Можно было бы предположить, что для реализации права на обжалование постановления о прекращении подготовки дела об административном правонарушении применимы положения главы 7 ПИКоАП. Так, ст. 7.1 «Право обжалования действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс» ПИКоАП говорит о том, что «действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, кроме постановления по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы в установленном настоящим Кодексом порядке участниками административного процесса, а также иными юридическими и физическими лицами, если производимые процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы». Внимательное прочтение приведенной статьи указывает на то, что раскрываемое в главе 7 ПИКоАП право на обжалование не распространяется на постановление по делу об административном правонарушении. Что предусматривается под таким постановлением, определяется в ст. 11.9 «Постановление по делу об административном правонарушении» ПИКоАП. Указанное постановление исходя из норм указанной статьи может быть вынесено исключительно после рассмотрения дела об административном правонарушении. Это, в свою очередь, не позволяет, если рассматривать вопрос с формально-логической точки зрения, отнести любое решение, вынесенное на стадии подготовки дела к рассмотрению, к постановлению по делу об административном правонарушении. Вместе с тем более обстоятельный анализ содержания норм глав 10 и 11 ПИКоАП позволяет прийти к иной точке зрения.

Так, п. 3 ч. 1 ст. 11.10 «Виды постановлений» ПИКоАП среди видов постановлений, выносимых по делу об административном правонарушении, указывает постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Нетрудно заметить, что абсолютно идентичное решение может быть принято в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10.26 «Окончание подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения» ПИКоАП на стадии подготовки дела к рассмотрению. Причем практически идентичны не только выносимые решения, но и основания их принятия. Лишь на стадии подготовки дела к рассмотрению перечень оснований несколько шире за счет указания в качестве основания к прекращению дела неустановление лица, подлежащего привлечению к административной ответственности в установленные законодательством сроки.

Совпадение оснований, порядка принятия и процессуального оформления не может не вызывать и идентичных правовых последствий. А значит, принятое решение о прекращении дела вне зависимости от стадии, на которой оно вынесено, следует считать постановлением по делу об административном правонарушении. Идентичность же принимаемых решений должна вызывать и аналогичный порядок их обжалования.

Возможен и иной подход к указанному решению. Если принять за правильное положение о том, что постановление о прекращении дела об административном правонарушении на стадии подготовки дела к рассмотрению не является постановлением по делу об административном правонарушении, то применимой к жалобам заинтересованных участников административного процесса следует считать главу 7 ПИКоАП. Часть 1 ст. 7.3 «Сроки подачи жалоб и порядок их рассмотрения» ПИКоАП гласит: «Жалоба на действия и решения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, может быть подана в течение срока ведения административного процесса и до вынесения постановления по делу об административном правонарушении». В этом случае становится абсолютно непонятным, что является тем конечным сроком, с которым прекращается право на подачу жалобы. Согласно ч. 1 ст. 7.3 ПИКоАП им является постановление по делу об административном правонарушении. Но окончательное решение по делу об административном правонарушении уже вынесено, и это — постановление о прекращении дела. Никаких иных решений по делу более приниматься не должно. В силу этого непонятно, какого еще следует ждать решения для окончания срока на подачу жалобы. Все приведенное делает совершенно нерешаемым вопрос о том, как подавать жалобу на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, если в порядке главы 7 ПИКоАП таковой возможности вообще не предусмотрено.

Из указанного можно сделать только один вывод: к постановлению о прекращении дела об административном правонарушении на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению должны быть применимы положения не главы 7, а главы 12 ПИКоАП. И такое постановление при отсутствии жалоб и протестов должно вступать в законную силу по истечении десяти суток, определенных ПИКоАП на его обжалование или опротестование.

Одновременно с несовершеннолетним или недееспособным лицом, в отношении которого ведется административный процесс, а также несовершеннолетним или недееспособным потерпевшим уведомляются их законные представители.

Кроме того, об окончании подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению уведомляются представители лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего и защитник. Представитель участвует в административном процессе в том случае, если оказание им юридической помощи признается необходимым со стороны потерпевшего (физического лица) или индивидуального предпринимателя, в отношении которого ведется административный процесс. Защитник уведомляется об окончании подготовки дела, когда он оказывает юридическую помощь, осуществляет защиту прав, свобод и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Применительно к положениям ч. 2 ст. 10.26 «Окончание подготовки дела об административном правонарушении для рассмотрения» ПИКоАП следует отметить, что законодатель посчитал излишним включить в перечень уведомляемых лиц представителя юридического лица. Представляется, что это связано с тем, что полномочия данного участника процесса имеют сугубо делегированный и подчиненный характер. Правильной указанную норму об уведомлении следует считать лишь в тех обстоятельствах, когда представителем юридического лица является его руководитель или работник в соответствии с их полномочиями. Юридическое лицо в этом случае самостоятельно уведомляет их об окончании дела. Если же представитель юридического лица является адвокатом и выполняет свои обязанности по доверенности, то более верным с юридической точки зрения следует признать его отдельное уведомление.

Такое уведомление, как уже говорилось, осуществляется письменно или устно в зависимости от ситуации. Устная форма уведомления характерна для тех случаев, когда подготовка дела осуществлялась на месте совершения административного правонарушения и в присутствии указанных лиц. В остальных случаях желательна письменная форма. В отношении юридических лиц, которые участвуют в деле об административном правонарушении в качестве потерпевшего или лица, в отношении которого ведется административный процесс, письменная форма должна соблюдаться во всех случаях.

Одновременно с уведомлением об окончании подготовки заинтересованным участникам процесса разъясняется их право на ознакомление с материалами дела об административном правонарушении. При этом право на ознакомление реализуется ими не безусловно, а лишь при наличии соответствующего ходатайства, представленного ими должностному лицу, осуществляющему подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению. Такое ходатайство при окончании подготовки дел составлением протокола об административном правонарушении может быть в соответствии со ст. 10.7 «Разрешение ходатайств» ПИКоАП составлено как устно, так и письменно. В случае подачи устного ходатайства оно заносится в протокол об административном правонарушении, письменное — приобщается к делу об административном правонарушении. При окончании же подготовки дела вынесением постановления о прекращении дела об административном правонарушении исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 10.7 «Разрешение ходатайств» ПИКоАП возможно представление только письменных ходатайств, поскольку никаких процессуальных действий уже не осуществляется и соответственно не составляется никаких протоколов. Вместе с тем представляется, что если должностному лицу, ведущему административный процесс, при проведении заключительных процессуальных действий на стадии подготовки дела к рассмотрению очевидно, что дело будет прекращено, то уведомление об окончании дела, как и заявление ходатайства об ознакомлении с ним, может быть осуществлено в рамках данного процессуального действия с определением сроков окончания дела и датой ознакомления с делом. В этом случае устное ходатайство может быть внесено в протокол данного процессуального действия.

Поскольку согласно ч. 1 ст. 10.28 «Ознакомление с материалами дела об административном правонарушении» ПИКоАП заинтересованные участники административного процесса имеют право ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении в день окончания подготовки дела об административном правонарушении, то ограниченность этих сроков может создать проблемы для своевременного прибытия указанных лиц. В этом случае возможны следующие решения. Если по составлении протокола об административном правонарушении дело должно быть рассмотрено в течение суток (абз. 2 ст. 10.30 «Направление дела об административном правонарушении» ПИКоАП), то уведомление об окончании должно направляться предварительно, с тем, чтобы соответствующее лицо имело возможность прибыть к месту ознакомления с делом. Аналогично следует поступать и при других сроках рассмотрения дела об административном правонарушении.

Для законного представителя отсылочная норма ч. 1 ст. 10.29 ПИКоАП предусматривает общий с другими заинтересованными участниками порядок ознакомления с делом об административном правонарушении. Вместе с тем ч. 2 указанной статьи предусматривает возможность отказа законному представителю в допуске к ознакомлению с делом об административном правонарушении. Это предусмотрено, если должностное лицо органа, ведущего административный процесс, признает, что ознакомление законного представителя с материалами дела об административном правонарушении может идти в ущерб интересам лица, в отношении которого ведется административный процесс. Конечно же, в данном случае законодатель охраняет не все интересы такого лица, а лишь те, которые имеют правомерный характер. Таким образом, законный представитель может быть не допущен к ознакомлению с материалами дела, если ведет асоциальный или аморальный образ жизни; если он занимается противоправной деятельностью; имеет уголовно-процессуальный статус подозреваемого или обвиняемого; отбывает уголовное наказание, не связанное с лишением свободы; к нему применена иная мера уголовной ответственности; имеются другие сведения о том, что он способствовал или может способствовать противоправной деятельности лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Согласно ч. 1 ст. 10.28 «Ознакомление с материалами дела об административном правонарушении» ПИКоАП время, с которого заинтересованные лица допускаются к ознакомлению с делом об административном правонарушении, определяется как день окончания подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. Статья 1.4 ПИКоАП не содержит толкования того, что подразумевается под словом «день» (световой, астрономический, рабочий или какой-то другой), а интерпретация терминов «ночное время» и «процессуальный срок», приведенных в указанной статье, не дает возможности определить содержание данного понятия. В силу этого представляется возможным и правильным применить имеющий место в практике правоприменительной деятельности подход, согласно которому термин «день» в данном случае интерпретируется как рабочий день конкретного должностного лица, осуществляющего подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению. Причем дата этого дня определяется датой протокола об административном правонарушении или датой принятия решения о прекращении дела об административном правонарушении, определенной уведомлением соответствующим заинтересованным участникам процесса об окончании дела.

При ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении в зависимости от вида принятого решения об окончании подготовки дела к рассмотрению могут иметь место различные варианты в объеме и готовности предъявляемых документов. При окончании подготовки дела составлением протокола об административном правонарушении материалы дела, подписанные и вступившие в юридическую силу, представляются в полном объеме. При этом согласно ч. 5 ст. 10.2 «Протокол об административном правонарушении» ПИКоАП физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, и представителю юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, под расписку вручается копия протокола об административном правонарушении.

Если же принимается решение о прекращении дела об административном правонарушении, то действующая редакция норм глав 7, 11 и 12, а также ст. 10.7 ПИКоАП практически не позволяет подать ходатайство после вынесения и подписания уполномоченным должностным лицом постановления о прекращении дела об административном правонарушении. В силу этого представляется правильным, чтобы постановление о прекращении дела об административном правонарушении считалось постановлением по делу об административном правонарушении, которое должно объявляться лицу, в отношении которого ведется административный процесс, в порядке ст. 11.11 ПИКоАП и вступать в законную силу, как уже указано раньше, в порядке ст. 11.12 ПИКоАП.

Возможно и иное компромиссное решение. Заинтересованные лица уведомляются о принятии решения о прекращении дела об административном правонарушении. Они ознакамливаются с составленным, но еще не подписанным соответствующим должностным лицом постановлением о прекращении дела, рассматриваются их ходатайства. И если разрешение ходатайств не изменило сути принятого решения, то оно подписывается и, таким образом, вступает в законную силу.

В ходе ознакомления с материалами дела об административном правонарушении заинтересованным участникам административного процесса могут стать известными сведения, составляющие государственные секреты и иную охраняемую законом тайну. О нахождении такой информации в материалах дела должно быть осведомлено лицо, осуществляющее подготовку дела к рассмотрению. Именно поэтому на него возлагается обязанность при наличии таких сведений уведомить соответствующих участников процесса об ответственности за их разглашение. Это уведомление берется в виде подписки том, что соответствующее лицо предупреждено об ответственности по ст. 22.13 «Разглашение коммерческой или иной тайны» Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, ст. 255 «Разглашение коммерческой тайны», ст. 373 «Умышленное разглашение государственной тайны», ст. 374 «Разглашение государственной тайны по неосторожности» Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК). Возможно также предупреждение при необходимости по ст. 375 «Умышленное разглашение служебной тайны» УК. Подписка может оформляться совместно с указанием об ознакомлении с материалами дела в протоколе об административном правонарушении или в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении.

Несмотря на то что в ст. 10.28, 10.29 ПИКоАП отсутствуют на то указания, исходя из п. 9 ч. 1 ст. 4.1, п. 6-1 ч. 2 ст. 4.2, ч. 2 ст. 4.3, ч. 6 ст. 4.5 ПИКоАП лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший, законный представитель, защитник и представитель соответственно имеют право при ознакомлении с материалами делать выписки из них и с разрешения органа, ведущего административный процесс, делать копии с них.

В ходе ознакомления с материалами дела об административном правонарушении заинтересованный участник административного процесса может заявить ходатайство о производстве процессуальных действий, приобщении тех либо иных предметов и документов к материалам дела и др. Эти устные или письменные ходатайства разрешаются в порядке ст. 10.7 «Разрешение ходатайств» ПИКоАП. Согласно ч. 2 указанной статьи ходатайство должно быть немедленно рассмотрено должностным лицом, которому поручена подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению. Если немедленное разрешение такого ходатайства невозможно, то оно должно быть разрешено до рассмотрения дела об административном правонарушении. В силу того что ст. 10.7 ПИКоАП расположена в главе 10 ПИКоАП, действие норм которой распространяется на стадию подготовки дела к рассмотрению, представляется, что субъектом разрешения ходатайств во всех случаях является должностное лицо, осуществляющее подготовку дела к рассмотрению. В этом случае общие сроки разрешения ходатайств увеличивают сроки нахождения материалов дела у должностного лица, осуществляющего подготовку дела к рассмотрению, но не более чем на пять суток (абз. 3 ст. 10.30 ПИКоАП). Иная ситуация возникает в том случае, если в качестве санкции за административное правонарушение возможен административный арест или депортация, а физическое лицо подвергнуто административному задержанию и личность его установлена. Ходатайство по общему правилу должно быть разрешено немедленно, но не позднее сорока восьми часов с момента фактического задержания, если лицо подвергалось административному задержанию и его личность установлена, поскольку именно по окончании этого срока должно быть рассмотрено дело об административном правонарушении. Вместе с тем все эти варианты верны лишь в том случае, если окончанием подготовки дела будет служить протокол об административном правонарушении.

Если проведенные процессуальные действия не изменяют суть квалификации административного правонарушения и существенно не влияют на последующее рассмотрение дела об административном правонарушении, то полученные в ходе разрешения ходатайства материалы, документы и предметы приобщаются к делу об административном правонарушении без изменения содержания протокола об административном правонарушении. Если же результаты разрешения ходатайства изменяют квалификацию деяния, то ранее составленный протокол об административном правонарушении должен быть аннулирован (уничтожен) и составлен новый, соответствующий вновь выявленным обстоятельствам. С полученными материалами снова должны быть ознакомлены все заинтересованные участники процесса.

При вынесении такого решения, как постановление о прекращении дела об административном правонарушении, сроками разрешения ходатайств являются сроки ведения подготовки дела к рассмотрению. Приняв ходатайства к разрешению, должностное лицо, осуществляющее подготовку, принимает необходимые меры, что находит отражение в материалах дела. Если результаты разрешения ходатайств не влияют на принятое процессуальное решение об окончании, то выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Если же с разрешением ходатайств возникла необходимость изменения процессуального решения с привлечением лица к административной ответственности, то может быть составлен протокол об административном правонарушении. О принятом решении вновь уведомляются все заинтересованные лица, которые по ходатайству могут еще раз ознакомиться с материалами дела. В случае отсутствия изменений в решении о прекращении дела об административном правонарушении постановление подписывается соответствующим должностным лицом и немедленно объявляется заинтересованным лицам с вручением им копии постановления по их ходатайству. При отсутствии указанных лиц при вынесении постановления его копия в течение пяти дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Поскольку, как уже говорилось ранее, постановление о прекращении дела об административном правонарушении вызывает идентичные последствия как на стадии подготовки дела к рассмотрению, так и на стадии рассмотрения, то и процессуальные гарантии ч. 1 и 2 ст. 11.11 ПИКоАП представляются применимыми и к главе 10 ПИКоАП.

Факт ознакомления с материалами дела отражается в деле об административном правонарушении путем соответствующей записи об этом в протоколе об административном правонарушении или в постановлении о прекращении дела об административном правонарушении. Эта запись оставляется должностным лицом, ведущим подготовку дела к рассмотрению.

О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства ч. 2 ст. 10.7 ПИКоАП говорит лишь то, что такое решение сообщается лицу, заявившему ходатайство, а о принятом решении с указанием его мотивов указывается в соответствующем протоколе. Представляется, что такой порядок вполне применим, если окончание дела имеет форму составления протокола об административном правонарушении. Как поступать в случае вынесения постановления о прекращении дела, ПИКоАП не сообщает. Здесь уместными представляются два варианта: указание на принятое решение и его мотивы в вынесенном постановлении о прекращении дела об административном правонарушении (по аналогии с указанием на ознакомление с материалами дела) или вынесение отдельного постановления о полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства. Предпочтительным является второй вариант, поскольку он более корректен с точки зрения юридической техники и позволяет в полном объеме изложить все обстоятельства применительно именно к данному принятому процессуальному решению.