В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях [1] (далее — КоАП) отсутствует понятие состава административного правонарушения. Несмотря на это, согласно пункту 2 части 1 статьи 9.6 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [2] отсутствие в деянии состава административного правонарушения относится к обстоятельствам, исключающим административный процесс в отношении физического лица. Кроме того, главы КоАП, касающиеся, например, экономической сферы, в большинстве случаев в качестве отраженного в диспозиции состава правонарушения определяют целые области экономических отношений: незаконные действия, незаконный допуск, нарушение правил, нарушение требований, нарушение порядка, нарушение сроков, нарушение законодательства и т.п. Причем соответствующими правилами (порядком и т.п.) в значительной части являются положения гражданско-правовых институтов, что предполагает привлечение к административной ответственности по сугубо гражданско-правовым основаниям за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, в т.ч.: за несоблюдение должностным лицом организации сроков возврата заемных денежных средств (статья 11.17 КоАП), за невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет (статья 11.49 КоАП), или за нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров (статья 9.25 КоАП) и т.п. Этим и обусловлено написание данной статьи.
В самом общем виде определение административному правонарушению дается в статье 2.1 КоАП, исходя из которого признаками административного правонарушения, совокупность которых позволяет квалифицировать деяние в качестве административного правонарушения, являются: совершение деяния (действие или бездействие); противоправность деяния (деяние запрещено КоАП); наличие вины (отношение лица к совершенному им деянию) в форме умысла или неосторожности; за совершение деяния предусмотрена административная ответственность. В настоящее время в теории административного права продолжается дискуссия об общественной опасности административных правонарушений. Представляется, однако, что любое административное правонарушение обладает признаком общественной опасности, т.е. нанесения вреда объектам, охраняемым законодательством об административных правонарушениях, или угрозы нанесения такого вреда, т.к. нарушение конкретных общеобязательных правил обычно создает опасность наступления негативных для общества последствий (в меньшей степени, чем при совершении преступления).
В то же время отсутствие в деянии состава административного правонарушения исключает возможность привлечения лица, его совершившего, к административной ответственности. С помощью признаков административного правонарушения можно получить общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение — быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности [3]. Термин «правонарушение» обозначает материальный (реальный) объект, существующий в действительности, в то время как «состав правонарушения» обозначает идеальный (абстрактный) объект, логическое содержание материального объекта, его логическую конструкцию (модель). Эти понятия взаимосвязаны, но не идентичны. Как уже указывалось, общее понятие административного правонарушения включает в себя четыре признака, которые образуют его конструкцию, а понятие его состава характеризуется четырьмя элементами, конструкция каждого из которых является основой индивидуализации и разграничения разных видов административных правонарушений, что обусловливает первичность понятия правонарушения и вторичность понятия состава правонарушения. С проблемой состава административного правонарушения связано отнесение конкретного предмета деяния к подмножеству административных правонарушений, решение вопроса о системе Особенной части КоАП; решение вопросов, связанных с конструкциями диспозиций, вины, соучастия, покушения, необходимой обороны и крайней необходимости. Поэтому рассмотрение понятия состава административного правонарушения имеет очень важное как теоретическое, так и практическое значение, т.к. позволяет правильно квалифицировать совершенное деяние органами административной юрисдикции, способствует эффективному применению административных взысканий.
Прежде всего, необходимо отметить, что состав административного правонарушения — это логическая конструкция, которую образуют не только элементы, но и отдельные признаки. Состав административного правонарушения в смысле содержания этого понятия образует общие, существенные, отличительные признаки деяния, отражаемого составом. Эти признаки объединены в особые группы, получившие наименование элементов состава. Каждый элемент состава представляет собой совокупность признаков, отражающих соответствующую сторону (часть) деяния. Поэтому объединение признаков внутри состава в четко обозначенные группы (элементы) не является случайным и произвольным. Отдельные признаки состава административного правонарушения определяют конкретизированное содержание и особенности каждого элемента в конкретном составе.
В общем понятии состава административного правонарушения характеризующие его объективные и субъективные признаки подразделяются на обязательные (включая альтернативные) и факультативные. Обязательные — это признаки, наличие которых необходимо в любом составе. Факультативные — это признаки, которые предусмотрены и являются обязательными для одних составов и не предусмотрены, а потому не обязательны для других составов (предмет и потерпевшее лицо; последствие, причинная связь между деянием и последствиями, место, время, обстановка (условия), способ, орудия, средства совершения; специальный и особый субъект; мотив и цель). Помимо указанного деления на обязательные и факультативные признаки состава административного правонарушения могут быть классифицированы по степени общественной опасности на: конструктивные — присущие как основному, так и квалифицированному и привилегированному составам; квалифицирующие — отягчающие обстоятельства, включенные в состав; привилегирующие — смягчающие обстоятельства, включенные в состав. Материальный, формальный и усеченный составы различаются между собой конструкцией, при которой в составе одних действий имеется результат общественно опасного действия (материальный признак), в других — результат предусматривается не как уничтожение правового блага, а как формирование фактической комбинации, опасной для правового блага, в третьих — законодателем намеренно урезано развитие объективной стороны состава, в результате чего наступления вредного результата не требуется.
В доктрине административного права даются различные определения, которые сходятся в выделении четырех идентифицирующих элементов (объективного и субъективного характера) состава административного правонарушения как его теоретической конструкции (закрепленной в законодательстве модели): объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон [4; 5; 6; 7]. Остановимся на более подробном рассмотрении этих элементов.
1. Объект административного нарушения.
Объектом административного правонарушения во всех случаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности (от объекта правонарушения следует отличать предмет и орудия совершения административного правонарушения — объекты окружающего материального мира). Государство с помощью норм права охраняет не все общественные отношения, а лишь те из них, которые являются наиболее важными и сохранение которых отвечает интересам личности, общества и государства. В целом круг объектов административных правонарушений обозначен в статье 1.2 КоАП: защита человека, его прав и свобод, законных интересов, прав юридических лиц, окружающей среды и санитарно-эпидемического благополучия населения, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений.
В то же время в теории обычно выделяют три вида объектов административного правонарушения: общий, родовой и видовой (непосредственный). Общим объектом административных проступков признаются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются административным. Родовым объектом административных проступков признается блок общественных отношений, составляющий неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. В качестве критерия деления общего объекта на части может быть взята отрасль общественной деятельности, где складываются общественные отношения. Исходя из родовых объектов посягательств составы административных правонарушений сгруппированы по главам в Особенной части КоАП. Видовым, или непосредственным, объектом административного правонарушения признается объект посягательства отдельно взятого административного правонарушения. В административном праве поддерживается либо трехчленная классификация объектов административного проступка [8; 9; 10], либо четырехчленная классификация объектов [11; 12; 13].
При этом в составах административных правонарушений, содержащих указание на два или более непосредственных объекта, можно выделить основной, дополнительный и факультативный непосредственные объекты. Основной непосредственный объект — это то общественное отношение, ради охраны которого и издана норма. Дополнительным объектом признается общественное отношение, которому причиняется вред при посягательстве на основной объект, что обусловливает необходимость его административно-правовой охраны, осуществляемой включением в качестве дополнительного объекта в конструкцию состава административного правонарушения (часть 4 статьи 9.19, статьи 10.7, 10.9 КоАП). Наличие дополнительного объекта свидетельствует о более высокой общественной опасности административного правонарушения и всегда влияет на его квалификацию, поскольку является обязательным признаком соответствующего состава административного правонарушения. Факультативным объектом является заслуживающее административно-правовой охраны общественное отношение, которому при совершении административного правонарушения может быть причинен вред (статья 15.29, часть 1 статьи 15.47, статья 20.9 КоАП). Причем в отличие от дополнительного объекта возможность причинения вреда факультативному объекту не является неизбежной.
Особенная часть КоАП, предусматривающая ответственность за конкретные виды правонарушений, делится в зависимости от характера и природы нарушаемых организационных процедур на 16 глав. В основе данного деления лежит однородность организационно-управленческих норм, защита которых и выступает в качестве важнейшей задачи административного законодательства. Однако данное деление не в полной мере корреспондирует с делением, установленным в части 1 статьи 1.2 КоАП, хотя, возможно, в данном случае законодатель видит поглощение более узких задач более широкими. Тем не менее в защиту установленного правопорядка входит и защита установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка. Таким образом, представленное в части 1 статьи 1.2 КоАП разделение задач является несовершенным.
В то же время в главах Особенной части КоАП составы административных правонарушений можно сгруппировать по следующим видам (объединить отдельные главы):
- против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина (глава 9 КоАП) — связанные с нанесением физического вреда (статья 9.1), защитой чести и достоинства (статьи 9.2 и 9.3), воспитанием и содержанием детей (статьи 9.4, 9.5, 9.27), защитой права на труд, (статьи 9.15 — 9.20, 9.23, 9.25), защитой иных прав и свобод, в т.ч. на вероисповедание, участие в выборах, партиях, митингах, язык, пенсию, авторство, предоставление документов и информации, рассмотрение обращений (статьи 9.6 — 9.14, 9.21, 9.22, 9.24 — 9.26). Необоснованным исходя из названия является отнесение к данной главе административных правонарушений, связанных с рассмотрением обращений юридических лиц. Статьи 12.10 и 12.47 КоАП, касающиеся защиты прав граждан в рамках исполнения обязательств по строительству жилых помещений, предпочтительней перенести в главу 9 либо в главу 21 КоАП;
- против собственности (глава 10 КоАП) — связанные с защитой государственной (статьи 10.1 — 10.4) и индивидуальной (частной) (статьи 10.5 — 10.9) собственности;
- в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности (глава 11 КоАП) — связанные с финансовыми операциями посредством использования денежных средств государственной и частной формы собственности (статьи 11.7, 11.16 — 11.18, 11.33, 11.53, 11.60 — 11.62, 11.67 — 11.69, 11.74), валютными операциями (статьи 11.1 — 11.3, 11.5, 11.6, 11.36 — 11.40, 11.42, 11.43 — 11.49), операциями с ценными бумагами (статьи 11.9 — 11.11, 11.59, 11.73, 11.76), банковской деятельностью (статьи 11.8, 11.28, 11.30 — 11.32, 11.70 — 11.72, 11.75), страховой деятельностью (статьи 11.21, 11.23, 11.54, 11.64 — 11.66). Название главы требует корректировки с учетом нахождения в ее составе административных правонарушений в сфере страховой деятельности. Сомнение вызывает нахождение в названной главе КоАП статьи 11.4, определяющей административную ответственность за нарушение порядка деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также статей 11.24 — 11.26, связанных с защитой конкуренции (предпочтительней данные статьи включить в главу 12 КоАП). В то же время статьи 12.18 — 12.20, 12.39, 23.73, 23.75 требуют переноса в главу 11 КоАП;
- в области предпринимательской деятельности (глава 12 КоАП) — связанные с порядком организации, ведения и ликвидации (статьи 12.1, 12.7, 12.8, 12.12, 12.13, 12.15, 12.31), общими правилами торговли (статьи 12.4, 12.6, 12.9, 12.16, 12.17, 12.33, 12.34, 12.37, 12.38, 12.46), торговлей отдельными видами товаров, в том числе подакцизной группы, черными и цветными металлами (статьи 12.2, 12.3, 12.5, 12.9, 12.21 — 12.28, 12.30, 12.35, 12.43, 12.48), осуществлением отдельных видов деятельности, в том числе биржевой, риэлтерской, гастрольно-концертной, оценочной, игорного бизнеса (статьи 12.11, 12.13, 12.36, 12.41, 12.42, 12.44, 12.45);
- против порядка налогообложения (глава 13 КоАП) — связанные с постановкой на учет в налоговом органе (статьи 13.1, 13.2), представлением информации, документов и деклараций в налоговый орган (статьи 13.3, 13.4, 13.8), связанные с учетом и уплатой налогов (статьи 13.5 — 13.7, 13.13), с проведением операций по счетам в банке (статьи 13.9 — 13.11, 13.14);
- против порядка таможенного регулирования (глава 14 КоАП) — связанные с перемещением (оформлением) товаров через границу, соблюдением режимных требований (статьи 14.1 — 14.19);
- против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования (глава 15 КоАП) — виды соответствуют обозначенным в названии главы (статьи 15.1 — 15.64);
- против здоровья населения (глава 16 КоАП) — возможно включение главы 16 КоАП в предыдущую главу 15 КоАП, поскольку здоровье населения взаимосвязано с экологической безопасностью (статьи 16.1 — 16.9);
- против безопасности движения и эксплуатации транспорта (глава 18 КоАП) — в зависимости от видов транспорта и правил пользования ими, содержания транспортной инфраструктуры (статьи 18.1 — 18.43);
- против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства (глава 21 КоАП) — виды соответствуют обозначенным в названии главы (статьи 21.1 — 21.19);
- против порядка управления (глава 23 КоАП) — требует пересмотра (перестроения и группировки по отдельным направлениям) с учетом возможности включения в нее глав 17 (против общественного порядка и нравственности), 19 (в области охраны историко-культурного наследия), 20 (против порядка использования топливно-энергетических ресурсов), 22 (в области связи и информации) и переноса из нее отдельных статей в другие главы КоАП, 24 (против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции), 25 (против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета) КоАП.
В развитие обозначенной предпосылки необходимо отметить, что совокупность объектов правонарушений, имеющая место в действительности, на самом деле представляется не общим объектом посягательства, а является некоторым классом (множеством), в рамках которого могут быть выделены определенные подклассы (подмножества) и элементы (отдельные предметы, явления). Роль подкласса, очевидно, играет любая разновидность объектов правонарушений, включающая в себя некоторые отличительные признаки, тем самым выделяясь из всего класса. Отдельно взятый объект правонарушения выступает как элемент класса объектов и одновременно какого-то подкласса. Более того, анализ класса, подкласса и элемента предполагает предметом изучения при данной классификации не вид и род объектов правонарушений, а совсем иное: их иерархию, для которой главной является характеристика не горизонтальных, а именно вертикальных связей — отношений составных частей к сложному целому.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 N 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апреля 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2003. — N 63. — 2/946.
2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 N 194-З: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 2007. — N 14. — 2/1291.
3. Административное право: учебник / под ред. Л.Л.Попова. — М.: Юристъ, 2009. — С. 313.
4. Бочаров, С.Н. Административная юрисдикция: учеб. пособие / С.Н.Бочаров, А.В.Зубач, М.В.Костенников, А.В.Куракин, М.Г.Сальников, В.А.Тюрин. — М.: МосУ МВД России: Изд-во «Щит-М», 2005. — С. 12.
5. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации / А.П.Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М.Козлов. — М.: Зерцало: Теис, 1996. — С. 275.
6. Дмитриев, Ю.А. Административное право: учеб. для юридических вузов / Ю.А.Дмитриев, А.А.Евтеева, С.М.Петров. — М.: Эксмо, 2005. — С. 288.
7. Аверина, Е.А. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. пособие / Е.А.Аверина. — М.: ТК Велби: Изд-во «Проспект», 2005. — С. 136.
8. Козлов, Ю.М., Попов, Л.Л. Административное право: учеб. / Ю.М.Козлов, Л.Л.Попов. — М.: Юристъ, 2000. — С. 319 — 320.
9. Карасева, М.В. Финансовое право. Общая часть: учеб. / М.В.Карасева. — М.: Юристъ, 1999. — С. 185 — 186.
10. Севрюгин, В.Е. Проблемы административного права: учеб. пособие / В.Е.Севрюгин. — Тюмень, 1994. — С. 141.
11. Бахрах, Д.Н. Административное право России: учеб. для вузов / Д.Н.Бахрах. — М.: НОРМА, 2000. — С. 489 — 490.
12. Кисин, В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация: учеб. пособие / В.Р.Кисин. — М., 1991. — С. 14.
13. Розенфельд, В.Г. Административное принуждение. Административная ответственность. Административно-юрисдикционный процесс: учеб. пособие / В.Г.Розенфельд, Ю.Н.Старилов. — Изд. Воронежского университета, 1993. — С. 49.