Организационно-правовые меры по защите свидетелей и иных участников уголовного процесса по делам, связанным с транснациональной организованной преступной деятельностью

Важнейшая роль в преодолении противодействия оперативно-розыскным и следственным мероприятиям по борьбе с транснациональной организованной преступностью отводится созданию системы организационно-правовых мер по защите свидетелей и иных участников уголовного процесса.

Анализ международного опыта свидетельствует о том, что в ряде государств мирового сообщества уделяется самое пристальное внимание этому вопросу, что в первую очередь выражается в принятии соответствующего законодательства, которое сосредоточено на мерах по защите свидетелей путем предоставления им возможности переезда на новое место жительства и изменения фамилии, а также путем предоставления физической защиты в случае угрозы со стороны подозреваемого, обвиняемого или его сообщников из состава транснационального организованного преступного формирования (далее — ТОПФ).

Существуют и другие меры защиты свидетелей и других участников уголовного производства. Например, в Китае личность гражданина, сообщившего о преступлении, не разглашается на протяжении всего следствия, за исключением случаев, когда это лицо дает согласие на то, чтобы его личность была раскрыта. Осведомители, которые сотрудничают с полицией, также находятся под защитой. В Германии нет специального законодательства, предусматривающего переезд свидетелей на новое место жительства и изменение фамилии. Вместе с тем законы Германии обеспечивают другие способы защиты свидетелей. В частности, сотрудники полиции могут принять меры по защите свидетеля в рамках своих полномочий. Кроме того, в Уголовном кодексе Федеративной Республики Германия предусмотрено, что во время судебного разбирательства вместо сведений, относящихся к месту жительства свидетеля, фиксируются лишь данные о его работе. Но в тех случаях, когда оглашение даже таких сведений создает основания для беспокойства за жизнь свидетеля либо других лиц, свидетель вправе отказаться от показаний, которые его могут идентифицировать. Вместе с тем в немецком законодательстве отсутствуют положения, касающиеся защиты осведомителей из числа преступников, которые не могут выступать со свидетельскими показаниями в суде <1>.

<1> Организационно-правовой аспект деятельности силовых структур зарубежных стран: учеб. пособие / под ред. А.В.Мелехина. — М.: ВНИИ МВД РФ, 2000. — С. 50.

Иная ситуация в Италии. Здесь принято специальное законодательство о защите свидетелей. Оно включает положения об их переезде на новое место жительства. Руководство программой осуществляется через специальную центральную службу защиты в рамках Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел и через Канцелярию Государственного обвинителя по делам, возбуждаемым против мафии. Принимаются также неофициальные меры по защите осведомителей силами полиции.

В Великобритании хотя и отсутствует какое-либо законодательство в отношении защиты свидетелей, полиция может в рамках своей компетенции обеспечить их переезд на новое место жительства и изменение фамилии лиц, давших свидетельские показания в уголовных процессах и предположительно находящихся в связи с этим в опасности. Такие меры принимаются и в отношении соучастников, согласившихся свидетельствовать против подсудимого, однако законодательных положений о защите осведомителей не существует <2>.

<2> Там же. — С. 53.

В США на основе соответствующего законодательства также реализуется специализированная программа защиты свидетелей, согласно которой разрешается переезд свидетелей на новое место жительства и изменение фамилии. Кроме того, в соответствии с этой программой, которая регулируется подробными правилами и процедурами, помимо просто личной охраны свидетеля и его семьи предоставляются следующие услуги: а) выдача документов, позволяющих свидетелю получить новую «легенду»; б) предоставление свидетелю временного жилья; в) обеспечение перевозки домашней мебели и другого личного имущества на новое место жительства; г) выделение свидетелю средств к существованию; д) оказание помощи свидетелю в трудоустройстве; е) предоставление других необходимых услуг, с тем чтобы свидетель мог обеспечить нормальную жизнь своей семье.

Лицо, разгласившее эти сведения, может быть привлечено к уголовной ответственности и подвергнуто наказанию в виде тюремного заключения на срок до 5 лет либо штрафу в размере до 5 тыс.дол. США. Такая новелла в законодательстве США — знак особого внимания к проблеме безопасности свидетелей. Кроме того, в США помимо официальной программы защиты свидетелей организации, ведущие расследование, могут также оказать определенную помощь в переезде на новое место жительства, например, путем выдачи наличных денег. И наконец, существуют неофициальные процедуры защиты осведомителей, которые не выступают со свидетельскими показаниями в суде <3>.

<3> См.: Исмаилова, Л.Ю. Проблемы разработки систем поддержки принятия решения правоохранительными органами в ходе расследования дел по делам об организованной преступности / Л.Ю.Исмаилова // Материалы третьего парламентского международного «круглого стола» по проблемам борьбы с транснациональной преступностью: сб. ст. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2002. — С. 36.

Проблема защиты свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства нашла свое отражение в международных нормативных правовых актах. Так, в материалах проекта руководящих принципов ООН по борьбе с организованной преступностью подчеркивается, что законодательные положения о защите свидетелей имеют большое значение для борьбы с данным негативным явлением. Рекомендуется, чтобы национальные системы уголовного правосудия уделяли пристальное внимание программам и законам, направленным на обеспечение безопасности свидетелей, вплоть до переселения и изменения их фамилий, а также физической защиты при наличии угрозы со стороны обвиняемого и его сообщников. С учетом финансовых возможностей стран предлагается также создавать специальные службы, которые занимались бы всем этим кругом вопросов. Кроме того, предлагается обеспечить безопасное содержание под стражей заключенных, свидетелей (например, включая их отдельное размещение) и принять законодательство для решения других возможных практических проблем <4>.

<4> См.: Проект руководящих принципов ООН по борьбе с организованной преступностью: Международный семинар, Суздаль (Российская Федерация), 21 — 25 окт. 1991 г. // Вестник НЦБ Интерпола Российской Федерации. — М., 1994. — N 10. — С. 52.

Следует отметить, что программы оказания помощи свидетелям играют ключевую роль в борьбе с организованной преступностью в странах, где это явление широко распространено, и поэтому там многие граждане соглашаются сотрудничать с правоохранительными органами. Качество помощи свидетелей и фактов, которые благодаря им официальные представители могут собрать, зависит также от качества обеспечиваемой защиты (физической, психологической и экономической).

Нередко возникают вопросы о выборе наиболее подходящего учреждения, которое могло бы управлять этими программами. В странах, где полиция и органы прокуратуры отвечают за защиту готовых к сотрудничеству соучастников и свидетелей преступлений, обсуждаются вопросы риска, вытекающие из взаимодействия этих трех сторон. Представляется, что лучшим вариантом решения данной проблемы может быть привлечение услуг независимого органа.

Другая программа мер противодействия транснациональной организованной преступности предусматривает оказание помощи жертвам (потерпевшим). Такие программы направлены на усиление противодействия распространению влияния криминальных организаций на легальную экономику, которое нередко начинается с вымогательства, и укрепление личной защищенности граждан, подвергшихся такому давлению, оказание им психологической помощи с целью последующей реабилитации.

С необходимостью обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших правоохранительные органы Республики Беларусь столкнулись относительно недавно, когда многие участники процесса стали уклоняться от явки на предварительное следствие с оказанием на них преступниками различных мер негативного воздействия. В результате Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — УПК) был дополнен новыми положениями.

В частности, ст. 65 УПК предусматривается обязанность органа, ведущего уголовный процесс, при наличии достаточных данных, указывающих на то, что имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, защищающего свои или представляемые права и интересы, а также иного участника уголовного процесса, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе, принять предусмотренные законом меры по обеспечению безопасности этих лиц и их имущества. При этом решения о применении мер безопасности обычно принимаются:

  1. при установлении органом, ведущим уголовный процесс, обстоятельств, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности;
  2. в случае получения органом, ведущим уголовный процесс, иной информации об обстоятельствах, указывающих на наличие оснований для принятия мер безопасности;
  3. по заявлению участника уголовного процесса о необходимости принятия мер безопасности.

Согласно ч. 1 — 2 ст. 66 УПК к мерам безопасности, которые применяются к участникам процесса, относятся:

1. Процессуальные меры безопасности:

  1. неразглашение сведений о личности;
  2. освобождение от явки в судебное заседание;
  3. закрытое судебное заседание.

2. Иные меры безопасности:

  1. использование технических средств контроля;
  2. прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров;
  3. личная охрана, охрана жилища и имущества;
  4. изменение паспортных данных и замена документов;
  5. запрет на выдачу сведений.

Неразглашение сведений о личности заключается согласно ч. 1 ст. 67 УПК в изменении фамилии, имени, отчества, других анкетных данных, изменении сведений о месте жительства и работы (учебы) в заявлениях и сообщениях о преступлениях, материалах проверок, протоколах следственных и судебных действий, а также иных документах органов, ведущих уголовный процесс, путем замены этих данных другими. Подлинные данные, образец подписи, который будет использоваться в документах защищаемого лица, и постановление о применении данной меры безопасности незамедлительно направляются органом предварительного расследования прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием, и хранятся им по правилам секретного делопроизводства.

Производство следственных действий с участием защищаемого лица в ходе предварительного расследования, а также его допрос в судебном заседании могут осуществляться вне визуальной видимости других лиц, в том числе находящихся в зале судебного заседания, или с применением мер, обеспечивающих неузнаваемость защищаемого лица, о чем делается отметка в протоколе следственного действия или судебного заседания (ч. 2 ст. 67 УПК).

Потерпевший, гражданский истец, их представители, свидетель, эксперт могут быть освобождены от явки в судебное заседание, когда этого требуют интересы обеспечения их безопасности или безопасности членов их семей, близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими, а также имущества, если другими мерами обеспечить безопасность не представляется возможным. Если защищаемое лицо освобождается от явки в судебное заседание, в суде оглашаются показания, данные им на предварительном расследовании, воспроизводится звуко-, кино- либо видеозапись его допроса с соблюдением мер, обеспечивающих неузнаваемость (ч. 1 — 2 ст. 68 УПК).

Статья 69 УПК регламентирует использование технических средств контроля и прослушивания телефонных и иных переговоров. Они могут применяться в случае явной угрозы жизни, здоровью, имуществу защищаемого лица по его заявлению, или с его письменного согласия могут использоваться технические средства контроля, а также производиться прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров в порядке, предусмотренном УПК.

Согласно ст. 73 УПК при наличии оснований для принятия мер безопасности орган, ведущий уголовный процесс, обязан в течение суток принять решение об их применении или об отказе в применении. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение). Постановление (определение) о применении мер безопасности незамедлительно направляется для исполнения в орган внутренних дел или государственной безопасности по месту жительства, работы или учебы защищаемого лица. В необходимых случаях о принятом решении уведомляется защищаемое лицо.

Государственный орган, которому поручено осуществление мер безопасности, незамедлительно устанавливает перечень необходимых для защиты лица или его имущества мер и осуществляет их реализацию. О принятых мерах безопасности в течение суток извещается орган, ведущий уголовный процесс и принявший решение об их применении.

Закон устанавливает определенную ответственность за невыполнение обязанностей по применению мер безопасности участников уголовного процесса. Так, в соответствии со ст. 75 УПК должностные лица органа, ведущего уголовный процесс, и органа, обеспечивающего применение мер безопасности, а равно должностные лица правоохранительных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений, виновные в непринятии или ненадлежащем осуществлении мер безопасности либо в разглашении сведений о защищаемых лицах, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В то же время, несмотря на разработанность в УПК института обеспечения безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, в Законе Республики Беларусь от 27.06.2007 N 244-З «О борьбе с организованной преступностью» (далее — Закон N 244-З) отсутствует упоминание о необходимых дополнительных гарантиях защиты их прав и свобод. Представляется, что угроза применения указанных мер негативного воздействия исходит в первую очередь от представителей организованной преступности. Данное обстоятельство, на наш взгляд, обуславливает необходимость дополнения Закона N 244-З соответствующей статьей «Защита свидетелей, потерпевших и других лиц, участвующих в процессе уголовного судопроизводства по делам, связанным с организованной преступностью».

Кроме того, с учетом международного опыта, а также возрастающей общественной опасности ТОПФ представляется целесообразным дополнить ч. 2 ст. 66 УПК пунктом 6, предусматривающим возможность изменения помимо паспортных данных места жительства и работы, внешности, трудоустройства защищаемого. На наш взгляд, подобные меры не могут быть в полном объеме охвачены положениями ч. 3 ст. 66 УПК, в соответствии с которой с учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, имущественных и иных прав защищаемых лиц могут быть приняты и другие меры обеспечения безопасности, не противоречащие УПК и иным законам Республики Беларусь.

Безусловно, подобное нововведение потребует соответствующего государственного обеспечения и относится к числу наиболее затратных. Однако в данном случае цель борьбы с ТОПФ оправдывает необходимость дополнительного бюджетного финансирования в рамках соответствующей государственной программы защиты свидетелей и поддержки (реабилитации) жертв преступлений, совершенных ТОПФ. Например, в США благодаря подобного рода целенаправленной политике в сфере борьбы с организованной преступностью удалось преодолеть даже веками культивировавшийся в мафиозной среде один из основополагающих принципов — закон «омерты» (молчания). Эффективность американской программы защиты свидетелей, в том числе членов ТОПФ, позволила ликвидировать один из крупнейших мафиозных кланов США («Банако»), когда один из его участников дал свидетельские показания.

Реализация указанных мер может иметь решающее значение в вопросе оказания содействия следствию со стороны членов ТОПФ, решивших путем деятельного раскаяния пойти на сотрудничество с правоохранительными органами.

Кроме того, на наш взгляд, целесообразно разработать межведомственный нормативный правовой акт о порядке и условиях применения мер безопасности, в котором следует раскрыть весь механизм применения законодательных норм и отрегулировать взаимодействие органов, осуществляющих меры безопасности, со всеми органами, учреждениями и организациями, которые могут привлекаться к осуществлению названных мер. Принятие подобного документа — необходимый шаг, поскольку он восполняет существующий пробел и позволяет решить проблемные вопросы организационного, методического и технического обеспечения применения законодательных норм.

Государственная защита участников уголовного процесса и иных лиц, содействующих уголовному правосудию, — относительно новый для Беларуси правовой институт. Работники органов уголовной юстиции большого опыта применения различных мер безопасности не имеют. Поэтому для них имеет важное значение наличие научно обоснованных методических рекомендаций по применению таких мер. Это важно и с точки зрения укрепления законности, единообразного применения норм законов о государственной защите участников уголовного процесса и иных лиц, содействующих уголовному правосудию.

Таким образом, в целях создания необходимых условий для борьбы с транснациональной организованной преступностью, надлежащего отправления правосудия по уголовным делам предлагается повысить эффективность системы мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному правосудию, а также их близких, жизнь, здоровье и имущество которых подвергаются объективной угрозе в связи с таким содействием. Необходимо также подчеркнуть, что обеспечение безопасности лиц, участвующих в обнаружении, предупреждении, пресечении, расследовании и раскрытии преступлений, судебном рассмотрении дел, состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами правовых, организационных, технических и иных мер, направленных на защиту жизни, здоровья, имущественных и других прав и законных интересов указанных лиц, а также их близких. Лицо, в отношении которого уполномоченным на то государственным органом принято решение о применении мер безопасности, предлагается именовать защищаемым лицом.

Итак, содержащиеся в действующем уголовно-процессуальном законодательстве Республики Беларусь нормы еще недостаточно действенны, чтобы обеспечить безопасность свидетелей и потерпевших от преступных посягательств со стороны невыявленных членов ТОПФ.

На наш взгляд, предложенное изменение законодательства в определенной мере могло бы решить проблему защиты потерпевших и свидетелей от криминального воздействия на них со стороны преступников и других лиц, не заинтересованных в раскрытии противоправной деятельности ТОПФ.