Организация прокурорского надзора за законностью исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (часть 2)

1 (2). Общий порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях

В связи с наличием различных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, от прокуроров требуется принятие соответствующих мер к обеспечению правильного применения субъектами правоприменительной практики норм действующего законодательства.

1.1 (2.1). Порядок вступления постановления в законную силу.

Основанием для обращения постановления к исполнению является вступление его в законную силу.

Справочно. Вступление постановления в законную силу означает, что с этого момента оно подлежит исполнению и является обязательным для органов принудительного исполнения и физических лиц. С этого времени лицо, совершившее правонарушение, официально признается правонарушителем.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

  • по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) (часть 1 статьи 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП)). Исключение составляют случаи вынесения постановлений о наложении штрафа в порядке, предусмотренном частями 3 и 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП, когда протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу с момента его вынесения, а также административного ареста и депортации (часть 1 статьи 13.2 ПИКоАП);
  • немедленно после вынесения по жалобе (протесту) постановления суда, должностного лица, уполномоченных рассматривать жалобу (протест) (статья 12.10 ПИКоАП).

При обжаловании (опротестовании) постановления о наложении административного взыскания оно подлежит исполнению после оставления жалобы (протеста) без удовлетворения (часть 2 статьи 13.2 ПИКоАП).

Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа подлежит принудительному исполнению по истечении срока, установленного законодательством для добровольного исполнения (часть 3 статьи 13.2 ПИКоАП).

В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно (часть 2 статьи 13.3 ПИКоАП).

Постановление о наложении административного взыскания с отметкой об исполнении возвращается в суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление (статья 13.5 ПИКоАП).

1.2 (2.2). Основания для прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Перечень оснований для прекращения исполнения постановления о наложении административного взыскания приведен в статье 13.4 ПИКоАП. Среди них, в частности, можно выделить следующие:

  • принятие законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;
  • смерть лица, в отношении которого вынесено постановление;
  • отмена постановления;
  • ликвидация юридического лица либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, в отношении которых вынесено постановление;
  • предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь.

1.3 (2.3). Отсрочка (рассрочка) исполнения постановлений, освобождение от административного взыскания.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, депортации, штрафа или конфискации дохода невозможно в установленные сроки, суд, орган, ведущий административный процесс, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановлений на срок, установленный частью 1 статьи 14.7 ПИКоАП (исполнение административного ареста на срок до одного месяца, депортации, штрафа или конфискации дохода — на срок до шести месяцев).

В этих же случаях согласно части 2 статьи 14.7 ПИКоАП судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, вынесшие постановление о наложении административного взыскания, по ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, могут рассрочить исполнение административного взыскания в виде:

  • административного ареста — до двух месяцев;
  • штрафа, конфискации дохода — до шести месяцев.

Об отсрочке, рассрочке исполнения административного взыскания выносится постановление, в котором указываются сроки и порядок отсрочки, рассрочки исполнения административного взыскания. Постановление объявляется лицу, подвергнутому административному взысканию, и направляется органу, исполняющему постановление о наложении административного взыскания (часть 3 статьи 14.7 ПИКоАП).

При нарушении лицом, подвергнутым административному взысканию, сроков отсрочки, рассрочки исполнения административного взыскания, а также порядка исполнения рассрочки административного взыскания постановление об отсрочке, рассрочке исполнения административного взыскания утрачивает силу по решению суда, органа, ведущего административный процесс, вынесших постановление о наложении административного взыскания (часть 4 статьи 14.7 ПИКоАП).

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, подвергнутые административному взысканию и ходатайствующие об освобождении от административного взыскания, могут быть по решению Президента Республики Беларусь полностью или частично освобождены от административного взыскания (часть 1 статьи 14.8 ПИКоАП).

Срок давности обращения к исполнению постановления о наложении административного взыскания, а также основания приостановления течения указанного срока установлены статьей 13.6 ПИКоАП.

1.4 (2.4). Контроль за приведением в исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Постановления по делам об административных правонарушениях приводятся в исполнение уполномоченными на то органами в порядке, установленном в разделе IV ПИКоАП.

Вопросы, связанные с исполнением постановления о наложении административного взыскания, разрешаются судом, органом, ведущим административный процесс, или соответствующим должностным лицом государственного органа, которому поручено исполнение постановления о наложении административного взыскания, в трехдневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса (часть 1 статьи 13.7 ПИКоАП).

Контроль за правильным и своевременным исполнением постановления о наложении административного взыскания возлагается на судью, должностное лицо органа, вынесших постановление (статья 13.8 ПИКоАП).

1.5 (2.5). Вопросы, подлежащие выяснению прокурором при проверке соблюдения требований закона на стадии обращения к исполнению постановлений о наложении административных взысканий.

В ходе прокурорской проверки законности исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях необходимо проверять также соблюдение норм ПИКоАП, регулирующих порядок наложения административных взысканий.

При ознакомлении с постановлениями о привлечении к административной ответственности граждан и юридических лиц по каждому делу устанавливается, подтверждается ли их вина рассмотренными доказательствами, правильно и мотивированно ли дана квалификация правонарушения либо изложены основания прекращения производства по делу, обоснованно ли применено административное наказание и не выходит ли оно по своему виду, размерам и срокам за предусмотренные законом рамки.

Выяснению в числе прочих подлежат следующие вопросы:

  • не нарушаются ли установленные статьей 13.2 ПИКоАП сроки обращения постановления по делу об административном правонарушении к исполнению;
  • на законных ли основаниях (согласно требованиям статьи 14.7 ПИКоАП) устанавливается отсрочка или рассрочка исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
  • всегда ли выполняются требования статей 12.6 и 12.12 ПИКоАП о приостановлении исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (за исключением постановлений о наложении административных взысканий в виде административного ареста или депортации) в случае принесения прокурором протеста на такое постановление;
  • выполняются ли требования об объявлении лицу, подвергнутому административному взысканию и направлению органу, исполняющему постановление о наложении административного взыскания, копии постановления, вынесенного по вопросам об отсрочке, о рассрочке, приостановлении исполнения постановления по делу об административном правонарушении;
  • всегда ли судом, органом, ведущим административный процесс, выносится постановление о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении при наличии оснований, указанных в статье 13.4 ПИКоАП;
  • не нарушаются ли требования статьи 13.6 ПИКоАП о недопустимости исполнения постановлений, которые не обращены к исполнению в установленный указанной статьей срок;
  • нет ли фактов невозвращения органом или должностным лицом, исполняющим постановление по делу об административном правонарушении, такого постановления субъектам, вынесшим его, в случае невозможности его исполнения в полном объеме или частично;
  • всегда ли должностным лицом органа, ведущего административный процесс, во исполнение требований статьи 8.9 ПИКоАП изымаются орудия или средства совершения административного правонарушения; вещи, изъятые из оборота; имущество или доходы, полученные вследствие совершения административного правонарушения, а также предметы административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация, на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Приведенный перечень вопросов не является исчерпывающим, однако отражает ключевые моменты, на которые прокурорам необходимо обращать внимание в ходе плановых проверок. При поступлении в органы прокуратуры жалоб и иной информации проверки будут носить более конкретный и узконаправленный характер.

При проверке исполнения отдельных видов административных взысканий подлежат изучению также иные вопросы, содержащиеся в разделе 2 (3) «Осуществление надзора за исполнением отдельных видов административных взысканий» настоящей статьи.

2 (3). Осуществление надзора за исполнением отдельных видов административных взысканий

Перечень видов административных взысканий содержится в статье 6.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП). К ним относятся: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью; конфискация; депортация; взыскание стоимости.

2.1 (3.1). Исполнение постановлений о наложении административного взыскания в виде предупреждения.

В соответствии со статьей 15.1 ПИКоАП постановление о наложении административного взыскания в виде предупреждения приводится в исполнение судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, вынесшими это постановление, путем объявления его лицу, подвергнутому административному взысканию, а в случае вынесения постановления в отсутствие этого лица — путем вручения (направления) ему копии постановления в течение 3 дней с момента вынесения постановления.

2.2 (3.2). Исполнение постановлений о наложении административного взыскания в виде штрафа.

Постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа должно быть исполнено добровольно физическом лицом в сроки, указанные в постановлении. Факт реального исполнения должен подтверждаться соответствующим банковским документом (чеком) либо квитанцией установленного образца, которые приобщаются к делу об административном правонарушении.

Справочно. Согласно части 1 статьи 15.3 ПИКоАП штраф должен быть уплачен физическим лицом, подвергнутым административному взысканию, не позднее 1 месяца, а юридическим лицом — не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования (опротестования) такого постановления — не позднее 1 месяца со дня уведомления об оставлении жалобы (протеста) без удовлетворения.

В случае наложения административного взыскания в виде штрафа в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 10.3 ПИКоАП, штраф должен быть уплачен в течение 5 дней со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания либо может быть уплачен на месте (часть 2 статьи 15.3 ПИКоАП).

При наличии специального субъекта административного правонарушения — несовершеннолетнего штраф в ходе исполнения должен быть уплачен от его имени, а в квитанции об уплате должны быть указаны его данные.

В случае неуплаты штрафа в срок суд, должностные лица органа, вынесшего постановление о наложении административного взыскания, осуществляющие контроль за исполнением взыскания в виде штрафа, должны принять меры к его принудительному исполнению.

В связи с этим в суде, органе, вынесшем постановление о наложении административного взыскания, необходимо проверить соблюдение порядка обращения к принудительному взысканию штрафа, предусмотренного статьей 15.4 ПИКоАП, а также срока давности к исполнению постановления о наложении административного взыскания.

Справочно. В соответствии со статьей 13.6 ПИКоАП не подлежит исполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вступления его в законную силу.

Принудительное исполнение административного взыскания в виде штрафа производится судебным исполнителем районного (межрайонного), городского, районного в городах отдела принудительного исполнения.

В отделе принудительного исполнения необходимо проверить соблюдение требований Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 N 40 (далее — Инструкция N 40).

По книге учета исполнительных документов и исполнительных производств следует изучить следующие вопросы:

  • о дате поступления представления о принудительном исполнении постановления по делу об административном правонарушении;
  • о дате передачи этих документов конкретному судебному исполнителю для исполнения;
  • о сроке исполнения документов.

По материалам исполнительного производства у судебного исполнителя необходимо проверить:

  • соблюдение сроков возбуждения исполнительного производства, предусмотренных пунктом 37 Инструкции N 40;
  • наличие соответствующего постановления о возбуждении исполнительного производства.

Справочно. Следует учитывать, что судебным исполнителем не должен устанавливаться срок для добровольного исполнения исполнительного документа, поскольку он предусмотрен законом и указывается при вынесении постановления по делу об административном правонарушении.

Необходимо иметь в виду, что взыскание, как правило, обращается на имущество должника, в первую очередь на его денежные средства.

В то же время согласно пункту 63 Инструкции N 40 взыскание на имущество должника не обращается, если он работает либо получает пенсию, а разовый и полный размер взыскания не превышает той доли месячной заработной платы или пенсии, на которые в соответствии с законодательством может быть обращено взыскание. В этих случаях исполнительный документ направляется на соответствующее предприятие, в учреждение или организацию по месту работы должника или по месту получения им пенсии для удержания с него суммы долга.

Справочно. Размер удержаний из заработной платы должника и приравненных к ней доходов, пенсии, а также доходов, на которые не может быть обращено взыскание, предусмотрен статьями 523 — 525 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК).

Кроме того, в случаях, когда сумма взыскания не превышает 10 базовых величин и в исполнительном производстве имеются достоверные сведения о месте работы должника, судебный исполнитель вправе обратить взыскание на заработную плату должника без проверки его имущественного положения (часть 1 пункта 131 Инструкции N 40).

В связи с этим, изучая материалы исполнительного производства, прокурорам необходимо оценить обоснованность направления исполнительного документа (постановления о наложении взыскания и предложения об удержании) по месту работы должника или по месту получения им пенсии.

Справочно. Если исполнительный документ направляется по месту работы должника за пределы территории, обслуживаемой судебным исполнителем, то для обеспечения контроля исполнения копия предложения об удержании в обязательном порядке направляется органу принудительного исполнения, в районе которого находится наниматель должника. Данная копия предложения приобщается к материалам исполнительного производства.

Следует также проверить своевременность направления копий постановлений о наложении штрафа в кредитные и иные организации в случае неуплаты штрафа в установленный частью 1 статьи 15.3 ПИКоАП срок.

Необходимо обратить внимание на осуществление судебным исполнителем контроля за поступлением денежных сумм в счет погашения штрафа.

Справочно. Одной из форм такого контроля является проверка судебным исполнителем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, у которых работает должник, на предмет правильности и своевременности производства удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника и пересылки удержанных сумм взыскателю. Графики проверок утверждаются на полугодие.

Ввиду создания органов принудительного исполнения и исключения судебных исполнителей из юрисдикции суда указанный график должен утверждаться соответствующим должностным лицом органа принудительного исполнения. На практике зачастую такие графики не составляются и работа в данном направлении судебным исполнителем не ведется.

При выполнении в полном объеме требований исполнительного документа исполнительное производство завершается вынесением постановления об окончании исполнительного производства по форме согласно приложению 10 к Инструкции N 40.

В ходе проверки также необходимо оценить обоснованность вынесения постановлений: об отказе в возбуждении исполнительного производства по форме согласно приложению 6 к Инструкции N 40, о возвращении исполнительного документа без возбуждения исполнительного производства по форме согласно приложению 7 к Инструкции N 40, о возвращении исполнительного документа взыскателю по форме согласно приложению 9 к Инструкции N 40.

Следует иметь в виду, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, должны быть исполнены в четырехмесячный срок (пункт 36 Инструкции N 40). Все действия судебного исполнителя в обязательном порядке отмечаются в электронной карточке автоматизированной информационной системы ведения возбужденных исполнительных производств (АИС ВИП) (пункт 228 Инструкции N 40).

2.3 (3.3). Исполнение постановлений о конфискации, взыскании стоимости (глава 16 ПИКоАП).

Постановления о конфискации, взыскании стоимости исполняют судебные исполнители, за исключением постановлений о конфискации огнестрельного, газового оружия и боеприпасов, которые исполняются уполномоченными лицами органов внутренних дел (статья 16.1 ПИКоАП).

Справочно. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение (часть 1 статьи 6.10 КоАП).

Административное взыскание в виде конфискации применяется только в качестве дополнительного взыскания и лишь в случаях, прямо предусмотренных статьями Особенной части КоАП (части 3, 5 статьи 6.3 КоАП).

Если санкция статьи Особенной части КоАП предусматривает возможность применения или неприменения дополнительного административного взыскания в виде конфискации, в мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении должно содержаться обоснование принятого решения.

Вместе с тем в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, конфискации подлежат предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся.

Так как Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 N 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» из санкций частей 1-1, 4 статьи 12.7, статьи 12.35 КоАП исключены слова «независимо от того, в чьей собственности они находятся», то в указанных случаях конфискация может быть применена исключительно в отношении имущества, находящегося в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.

В то же время при совершении правонарушений, предусмотренных частями 1-1, 4 статьи 12.7, статьей 12.35 КоАП, когда предметы административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения не находятся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) у лица, совершившего административное правонарушение, может применяться взыскание стоимости в соответствии с частью 2 статьи 6.12 КоАП.

Справочно. Взыскание стоимости состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 6.12 КоАП).

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяется в качестве альтернативы конфискации этого предмета в случае его отсутствия либо если его реализация невозможна или экономически нецелесообразна, а также если имущество, являющееся предметом административного правонарушения, орудием или средством совершения административного правонарушения, не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения по мотиву экономической нецелесообразности его реализации не применяется, если легальность происхождения предмета административного правонарушения, его качество, безопасность, сроки годности, другие характеристики его потребительских свойств не подтверждены материалами дела об административном правонарушении.

Справочно. Суды придерживаются положения, что взыскание стоимости как вид административного взыскания может применяться в случаях, когда в силу объективно установленных обстоятельств, указанных в части 2 статьи 6.12 КоАП, не представляется возможным применение предусмотренной в санкции статьи Особенной части КоАП конфискации предмета административного правонарушения, орудий, средств совершения административного правонарушения.

Порядок замены административного взыскания в виде конфискации предмета административного правонарушения на взыскание его стоимости разъяснен постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 N 8 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».

По письменному ходатайству лица, подвергнутого административному взысканию, может быть принято решение о возврате конфискованных предметов (за исключением орудий административного правонарушения) этому лицу со взысканием стоимости этих предметов (такое лицо обязано в течение пяти суток уплатить денежную сумму, составляющую стоимость конфискованного имущества) (часть 3 статьи 16.2, часть 1 статьи 16.3 ПИКоАП).

Вопрос о замене административного взыскания в виде конфискации предмета административного правонарушения на взыскание его стоимости разрешается на стадии исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 16.2 ПИКоАП).

Порядок взыскания стоимости конфискованного имущества в случае принятия решения о его возврате лицу, подвергнутому административному взысканию, а также возврата конфискованных вещей регламентируется статьей 16.3 ПИКоАП.

Применительно к конфискации прокурорам в ходе проверок следует также проверять, всегда ли судебными исполнителями либо органами внутренних дел принимаются меры по реализации возмездно изъятых либо конфискованных по решению суда вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения.

Справочно. Специальная конфискация предметов, указанных в части 2 статьи 6.10 КоАП, подлежит применению независимо от того, предусмотрена ли она в санкции статьи Особенной части КоАП, а также независимо от наложения административного взыскания либо освобождения лица от административной ответственности, например при малозначительности административного правонарушения.

Проверке подлежит также соблюдение порядка реализации арестованного имущества должника через скупочные, комиссионные магазины или с публичных торгов.

Справочно. Данный порядок регулируется главой 12 Инструкции N 40, главами 17 — 19 Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.11.2009 N 21.

2.4 (3.4). Исполнение постановлений о лишении специального права (глава 17 ПИКоАП).

Постановления о лишении специального права исполняют судебные исполнители, за исключением исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами и судами, которые исполняют должностные лица органов административной юрисдикции, к ведению которых отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях и вынесение постановлений о наложении соответствующего административного взыскания (статья 17.1 ПИКоАП).

Лица, в отношении которых вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде лишения специального права, считаются лишенными этого права со дня вступления постановления в законную силу (часть 1 статьи 17.5 ПИКоАП).

Справочно. Если после вынесения постановления о лишении специального права лицо, лишенное этого права, не сдало документы, удостоверяющие наличие соответствующего специального права, то срок лишения специального права исчисляется с момента фактического изъятия у него этих документов, за исключением случаев, когда фактическое изъятие документов осуществлено по истечении срока лишения такого права (часть 2 статьи 17.5 ПИКоАП).

Осуществляя надзор за законностью исполнения постановлений о лишении специального права, прокурор должен проверить соблюдение уполномоченными на то органами установленной главой 17 ПИКоАП процедуры исполнения решений о лишении специального права, а также возвращения изъятых документов их владельцам по истечении срока лишения специального права.

2.4.1 (3.4.1). Исполнение постановлений о лишении права управления транспортными средствами (статья 17.2 ПИКоАП).

Постановления о лишении права управления транспортными средствами в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 18.13, 18.14, 18.16, 18.17, 18.21 КоАП, исполняются начальниками, заместителями начальников управлений, отделов, отделений Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГАИ), а при отсутствии в отделах внутренних дел исполнительных комитетов отделов и отделений ГАИ — старшими государственными автомобильными инспекторами; командирами, заместителями командиров строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ; старшими государственными автомобильными инспекторами, государственными автомобильными инспекторами, старшими инспекторами, инспекторами дорожно-патрульной службы и другими инспекторами, осуществляющими контроль за соблюдением правил дорожного движения в соответствии с предоставленными полномочиями.

Порядок исполнения постановлений о лишении права управления транспортными средствами регулируется статьей 17.2 ПИКоАП и постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 28.02.2007 N 45 «Об утверждении порядка изъятия удостоверения на право управления транспортными средствами и талона к нему» (далее — постановление N 45).

В частности, в соответствии с пунктами 2 и 3 постановления N 45 в случае, если водительское удостоверение и талон к нему не были изъяты, а лицо, лишенное права управления транспортными средствами, уклоняется от их сдачи, работники ГАИ принимают необходимые меры к изъятию водительского удостоверения, а именно: информируют участковых инспекторов милиции, работников дорожно-патрульной службы ГАИ, администрацию по месту работы нарушителя.

В случае выявления у лица водительского удостоверения и талона к нему, подлежащих сдаче, должностные лица органов внутренних дел обязаны изъять указанные документы.

2.4.2 (3.4.2). Исполнение постановлений о лишении права управления судами (статья 17.3 ПИКоАП).

Постановление о лишении права управления судами исполняется уполномоченными лицами соответствующих инспекций по безопасности судоходства (часть 2 статьи 17.1 ПИКоАП).

Справочно. Согласно пункту 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 N 1922 «О некоторых вопросах создания государственного учреждения «Белорусская инспекция речного судоходства» и признании утратившими силу некоторых решений Правительства БССР» органом по безопасности судоходства в Республике Беларусь является государственное учреждение «Белорусская инспекция речного судоходства».

Порядок изъятия диплома (свидетельства, удостоверения), а также талона предупреждения к диплому (свидетельству, удостоверению) плавсостава судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях Республики Беларусь, регулируется Положением о талоне предупреждения к диплому (свидетельству, удостоверению) плавсостава судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13.09.2002 N 32.

Справочно. При совершении судоводителем административного правонарушения диплом (свидетельство, удостоверение) судоводителя изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении и уплаты штрафа. Факт изъятия диплома (свидетельства, удостоверения) фиксируется в талоне предупреждения, который возвращается судоводителю. Должностное лицо, произведшее просечку талона предупреждения, изъятие диплома (свидетельства, удостоверения) и талона предупреждения, сообщает об этом в линейный участок судоходной инспекции и руководителю организации, на балансе которой находится судно. Изъятые талоны предупреждения и дипломы (свидетельства, удостоверения) направляются в судоходную инспекцию (пункты 12 и 13 указанного Положения).

2.4.3 (3.4.3). Исполнение постановлений о лишении права охоты (статья 17.4 ПИКоАП).

Согласно пункту 177 Правил ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 N 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими», изъятие государственного удостоверения на право охоты у охотника осуществляется должностным лицом органа охотничьего контроля или пользователя охотничьих угодий, его вышестоящих организаций при выявлении фактов незаконной охоты, о чем делается запись в соответствующем протоколе и карточке учета нарушений и уплаты государственной пошлины.

Изъятое государственное удостоверение на право охоты после рассмотрения материалов дела, если гражданин привлечен к административной ответственности без лишения права охоты либо освобожден от ответственности, возвращается гражданину органом охотничьего контроля или пользователем охотничьих угодий, изъявшим государственное удостоверение на право охоты.

В случае привлечения гражданина к административной ответственности с лишением права охоты изъятое государственное удостоверение на право охоты передается в организацию Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, выдавшую его, для признания недействительным (пункты 179, 180 указанных Правил).