Постановление экономического суда Гродненской области от 27.10.2015 (дело N 486-9Ап/2015) «О наложении административного взыскания»

Название документа: Постановление экономического суда Гродненской области от 27.10.2015 (дело N 486-9Ап/2015) «О наложении административного взыскания»

Обстоятельства: ИП вменялось хранение и реализация товаров без наличия требуемых документов, подтверждавших их приобретение (поступление), хранение.

Решение: На ИП наложен штраф со взысканием стоимости арестованного товара.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ГРОДНЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

27 октября 2015 г. (дело N 486-9Ап/2015)

О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Судья экономического суда с участием должностных лиц органа, ведущего административный процесс, — заместителя начальника отдела Е., ведущего юрисконсульта юридического отдела С. и лица, в отношении которого ведется административный процесс, — индивидуального предпринимателя Я. (далее — ИП Я.), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, поступившее из ИМНС по району г. Гродно, в отношении ИП Я., 12.09.1980 года рождения, проживающей по адресу: г. С., ул. Щ., не замужем, имеет одного иждивенца, ранее к административной ответственности за данное правонарушение не привлекавшейся, о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП),

Установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 30.09.2015 установлено, что 10.08.2015 в 10 ч 30 мин. в торговом объекте по адресу: г. Г., ул. Т., ИП Я. осуществляла хранение и реализацию 2 мотоциклов и 1 скутера на общую сумму 92 367 000 рублей (согласно заключению эксперта) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих приобретение (поступление), хранение.

Собственником товара являются: мотоциклов «KAWASAKI KL650D», «BMW R11506S» — ИП Б., скутера «BAOTIAN OUBA049» — ИП Р.

На ТМЦ в количестве 3 единиц на сумму 92 367 000 рублей наложен арест, произведено изъятие ключей согласно протоколу описи от 10.08.2015.

Таким образом, лицу, в отношении которого ведется административный процесс, вменяется совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

При составлении протокола об административном правонарушении в протоколе опроса ИП Я. пояснила, что ввиду незнания законодательства не оформила документы.

В судебном заседании ИП Я. просит прекратить дело об административном правонарушении в связи с отсутствием состава (события) административного правонарушения по мотивам, изложенным в письменном ходатайстве (правовой позиции по делу). В частности, в обоснование своих возражений по существу составленного протокола об административном правонарушении ИП Я. приводит следующие доводы:

  • весь реализуемый и находящийся в торговом объекте товар не является собственностью ИП Я., а реализуется по договорам поручения (комиссии), следовательно, реализуемый товар ИП Я. ни у кого не приобретала, и вменяемое ей правонарушение в части приобретения товара без документов является надуманным;
  • вменяемое нарушение возникло по вине ИП Б. и ИП Р., бухгалтерские документы не оформлены ими, следовательно, и претензии логично предъявлять им;
  • с оценкой стоимости изъятого имущества, произведенной сторонней организацией, ИП Я. не согласна;
  • при проведении проверки должностными лицами налоговой инспекции допущен ряд существенных нарушений Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Исследовав приложенные к протоколу об административном правонарушении документы, являющиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

В соответствии с ч. 4 ст. 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

В силу норм подп. 1.12 п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами:

Подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, — в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке;

Подтверждающих приобретение товарно-материальных ценностей при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, — в местах реализации.

Такими документами в соответствии с нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 N 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192 (далее — Инструкция N 192), являются товарно-транспортные накладные (форма ТТН-1) и товарные накладные (форма ТН-2). Товарно-транспортная накладная (форма ТТН-1) и товарная накладная (форма ТН-2) согласно п. 2 Инструкции N 192 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

Хранение и реализация ИП Я. в торговом объекте 2 мотоциклов и 1 скутера при отсутствии необходимых документов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

Доводы ИП Я., приведенные ею в ходе судебного заседание в обоснование своих возражений по существу составленного протокола об административном правонарушении, не приняты судом во внимание как противоречащие законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела многочисленные нарушения, якобы допущенные должностными лицами инспекции при проверке (государственный налоговый инспектор Ж. не принимал участие в проверке; метод контрольной закупки в ходе проверки не применялся). Иные доводы ИП Я. также отклоняются судом как не влияющие на выводы о наличии в ее действиях состава вмененного административного правонарушения.

При определении вида и размера административной ответственности суд исходит из следующего:

  • Факт совершения административного правонарушения и вина индивидуального предпринимателя Я. подтверждены собранными по делу доказательствами, которых достаточно;
  • ИП Я. вину не признает, к административной ответственности за данное правонарушение привлекается впервые; имеет одного иждивенца;
  • Не установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства.

Поэтому с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести совершенного административного правонарушения, необходимым и достаточным будет административное взыскание, предусмотренное ч. 4 ст. 12.17 КоАП в виде штрафа в размере 5 базовых величин на сумму 900 000 рублей с взысканием стоимости имущества (мотоциклы и скутер в количестве 3 единиц) в сумме 92 367 000 рублей без конфискации имущества, указанного в протоколе описи арестованного и (или) изъятого имущества от 10.08.2015.

Решение о взыскании с правонарушителя стоимости имущества в сумме 92 367 000 рублей суд принимает на основании п. 3 ч. 2 ст. 6.12 КоАП, поскольку указанное имущество не находится в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение.

Следует отменить арест, наложенный на имущество (протокол описи от 10.08.2015).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11.9 — 11.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

Постановил:

ИП Я. на основании ч. 4 ст. 12.17 КоАП привлечь к административной ответственности и подвергнуть штрафу в доход государства в размере 5 базовых величин на сумму 900 000 рублей с взысканием стоимости имущества (мотоциклы и скутер в количестве 3 единиц) в сумме 92 367 000 рублей без конфискации имущества, указанного в протоколе описи арестованного и (или) изъятого имущества от 10.08.2015.

Отменить арест на имущество (протокол описи от 10.08.2015).

Штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу постановления о наложении штрафа.

Документы, подтверждающие уплату штрафа, должны быть представлены в экономический суд Гродненской области не позднее 08.12.2015.

В случае непредставления лицом, подвергнутым административному взысканию, документа, подтверждающего его уплату, судом в территориальный орган принудительного исполнения будет направлено представление на принудительное взыскание.

При оформлении платежных документов в графе «назначение платежа» следует указать: «взыскано по постановлению экономического суда N 486-9Ап/2015».

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение десяти суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу об административном правонарушении, а при его вынесении в присутствии лица, в отношении которого ведется административный процесс, — не позднее десяти суток со дня его объявления в Верховный Суд Республики Беларусь через экономический суд, вынесший постановление, в порядке, предусмотренном ст. ст. 12.1 — 12.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.