Организация прокурорского надзора за законностью исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (часть 3)

1 (3.5). Исполнение постановлений об административном аресте (глава 18 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Специфическая особенность исполнения постановления судьи об административном аресте в отличие от остальных административных взысканий, в том числе и при назначении наказаний судьей, заключается в том, что такое постановление исполняется немедленно после его вынесения, т.е. независимо от подачи жалобы в вышестоящий суд и ее рассмотрения. Этот случай является исключением из общего правила об исполнении постановлений о наложении административных взысканий.

Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста приводится в исполнение органами внутренних дел немедленно (часть 2 статьи 11.12 и статья 18.1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП)).

Порядок деятельности специальных учреждений органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста, по обеспечению в них режима содержания лиц, подвергнутых административному аресту, регулируется Правилами внутреннего распорядка специальных учреждений органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста, утвержденными постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.08.2007 N 194 (далее — ПВР).

Справочно. Согласно абзацу 2 статьи 1.4 ПИКоАП административно арестованные — физические лица, подвергнутые административному взысканию в виде административного ареста и отбывающие его в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий.

Проводя проверку законности в специальных учреждениях, прокурор должен изучить в дежурной части книгу учета лиц, доставленных за проверяемый период, ознакомиться с материалами дел об административных правонарушениях.

Прокурор должен проверить, не относится ли лицо, в отношении которого вынесено административное взыскание в виде ареста, к перечисленным в части 2 статьи 6.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) лицам, в отношении которых административный арест не применяется.

Справочно. Административный арест не может применяться:

  • к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста;
  • несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
  • лицам, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;
  • лицу, занимающему высшую государственную должность Республики Беларусь, и к лицу, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;
  • члену Совета Республики, депутату Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и депутатам местных Советов депутатов;
  • судье;
  • народному заседателю.

Прокурор также знакомится с жалобами и заявлениями граждан, оспаривающих обоснованность наложенного административного взыскания в виде административного ареста. При необходимости он может провести беседы с указанными лицами в целях выяснения обстоятельств совершения ими правонарушений.

Особое внимание прокурор должен уделять проверке законности применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Поводом для таких проверок могут послужить поступившие в прокуратуру сведения о нарушениях законодательства (публикации в СМИ, жалобы и обращения граждан, информация из органов Министерства внутренних дел Республики Беларусь и т.д.).

Порядок и основания применения сотрудниками милиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия предусмотрены главой 5 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь».

С целью определения правомерности применения указанных выше средств прокурор в процессе проверки должен выяснить следующие вопросы:

  • имелись ли законные основания для применения спецсредств;
  • предупреждались ли нарушители сотрудником милиции о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие;
  • были ли исчерпаны все возможности для того, чтобы ущерб (вред), причиненный в результате применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, оказался минимальным.

Необходимо проверить:

  • оказывалась ли лицам, получившим телесные повреждения, доврачебная помощь, были ли отправлены в лечебные учреждения нуждающиеся в этом лица и уведомлялись ли об этом их родственники;
  • был ли уведомлен прокурор о случаях смерти или ранения, причиной которых послужило применение огнестрельного оружия, и было ли доложено об этом в рапорте вышестоящему руководству органов внутренних дел;
  • возмещен ли ущерб лицам, не причастным к совершению правонарушения, но оказавшимся в зоне применения специальных средств или огнестрельного оружия, а если не возмещен, то по каким причинам и имеется ли намерение его возместить;
  • имели ли работники, применившие физическую силу, специальные средства или оружие, соответствующую подготовку.

В случае выявления фактов превышения сотрудниками милиции полномочий в ходе применения специальных мер по пресечению административных правонарушений, а также установленного при этом порядка действий прокурору следует выяснить, решен ли вопрос о привлечении к ответственности виновных сотрудников.

Прокурору необходимо убедиться, что место и условия содержания административно арестованных лиц соответствуют требованиям, определенным частью 3 пункта 1 ПВР и частью 1 статьи 18.7 ПИКоАП.

Проверке также подлежат вопросы соблюдения иных требований ПВР, которые касаются условий содержания лиц, подвергшихся административному аресту, в том числе:

— соответствуют ли предъявляемым требованиям центр изоляции правонарушителей органа внутренних дел, а также камеры в изоляторе временного содержания органа внутренних дел.

Справочно. На практике встречаются случаи, когда при отсутствии центра изоляции правонарушителей лица, которым назначено наказание в виде административного ареста, помещаются в изоляторы временного содержания. С учетом того что условия содержания и в центре изоляции правонарушителей, и в изоляторе временного содержания установлены ПВР и являются идентичными, признать допустимым такое размещение лиц, отбывающих административный арест, можно при соблюдении условия об их раздельном содержании с задержанными по подозрению в совершении преступлений лицами;

— проводится ли в отношении каждого административно арестованного дактилоскопирование и фотографирование, проходят ли они первичный медицинский осмотр;

— нет ли препятствий к получению передач во время содержания в специальном учреждении;

— выдается ли при освобождении лицам, отбывшим административный арест, соответствующая справка с указанием в ней срока содержания в специальном учреждении и основания освобождения.

При проведении проверок прокурорам необходимо остро реагировать на случаи использования административного задержания (ареста) в целях раскрытия преступления путем оказания давления на лиц (особенно подростков) для признания ими вины, организовать контроль за устранением нарушений прав и свобод административно арестованных.

Справочно. Согласно пункту 3 статьи 35 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» прокурор обязан немедленно освободить своим постановлением лиц, незаконно отбывающих наказание в виде ареста.

2 (3.6). Исполнение постановлений о лишении права заниматься определенной деятельностью (глава 19 ПИКоАП).

2.1 (3.6.1). Постановление о лишении права заниматься определенной деятельностью приводится в исполнение должностным лицом органа, выдавшего специальное разрешение (лицензию).

Справочно. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций приведен в приложении 1 к Положению о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение N 450).

Исполнение постановления о лишении права заниматься определенной деятельностью производится путем изъятия специального разрешения (лицензии) (статья 19.2 ПИКоАП).

Под обращением постановления о лишении права заниматься определенной деятельностью к исполнению следует понимать направление (передачу) данного постановления от судьи, его вынесшего, к лицам, уполномоченным приводить его в исполнение (лицензирующим органам).

Пунктом 88 Положения N 450 предусмотрена процедура аннулирования лицензии. Так, лицензия аннулируется по решению:

а) лицензирующего органа, если:

  • лицензия выдана на основании представленных ее соискателем недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о выдаче лицензии;
  • лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о ее выдаче;
  • лицензия выдана на основании заключения экспертизы, признанной в соответствии с частью 2 пункта 34 Положения N 450 недействительной;
  • лицензиатом, в отношении которого применен упрощенный порядок лицензирования, предусмотренный в пункте 142 Положения N 450, в установленные сроки не обеспечено выполнение (не представлено письменное уведомление об обеспечении выполнения) лицензионных требований и условий, указанных в пункте 138 Положения N 450, либо им получено отрицательное экспертное заключение по результатам проведения экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям, а также в случае отказа лицензиата от проведения такой экспертизы;

б) суда — в случае принятия незаконного (в том числе с нарушением установленного Положением N 450 порядка) решения о выдаче лицензии.

2.2 (3.6.2). Постановление о лишении права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, исполняется уполномоченными лицами органов внутренних дел путем направления копии постановления в органы, уполномоченные выдавать водительское удостоверение (статья 19.2 ПИКоАП).

2.3 (3.6.3). Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, устанавливается в пределах срока лишения права управления транспортными средствами (часть 2 статьи 6.9 КоАП).

Начало течения срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью.

Срок окончания исполнения данного вида административного взыскания должен определяться в постановлении о лишении права заниматься определенной деятельностью. При этом процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. По истечении срока лишения права заниматься определенной деятельностью специальное разрешение (лицензия), изъятое у лица, подвергнутого данному виду административного взыскания, возвращается.

Надзор за исполнением данного вида постановлений заключается в проверке соблюдения уполномоченными на то органами установленной главой 19 ПИКоАП процедуры исполнения решений о лишении права заниматься определенной деятельностью, правильности исчисления сроков лишения права заниматься определенной деятельностью, а также возвращения изъятых специальных разрешений (лицензий) их владельцам по истечении срока лишения права заниматься определенной деятельностью.

3 (3.7). Исполнение постановлений о депортации (глава 20 ПИКоАП).

Депортация (административное выдворение за пределы Республики Беларусь) как вид административного наказания определена статьей 6.11 КоАП и применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства в качестве как основного, так и дополнительного административного взыскания (часть 2 статьи 6.3 КоАП). Следует учитывать, что депортация является самостоятельным видом административного взыскания (пункт 8 части 1 статьи 6.2 КоАП).

Порядок осуществления депортации установлен Положением о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007 N 333 (далее — Положение N 333).

Административный процесс по делу об административном правонарушении, влекущем наложение административного взыскания в виде депортации, ведут: органы пограничной службы Республики Беларусь, органы внутренних дел Республики Беларусь, органы государственной безопасности Республики Беларусь (далее — компетентные органы) и суд. Постановление о наложении административного взыскания в виде депортации обращается к исполнению немедленно с даты его вынесения и исполняется компетентным органом, а в случае вынесения его судьей — органом внутренних дел.

Согласно пункту 2 Положения N 333 постановление о наложении административного взыскания в виде депортации обращается к исполнению немедленно с даты его вынесения и исполняется исходя из минимального периода времени, необходимого для выезда иностранца из Республики Беларусь. В пункте 11 Положения N 333 указано, что при наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение постановления о депортации невозможно, либо иных обстоятельств, препятствующих исполнению депортации, исполнение постановления о депортации может быть отсрочено на срок до 6 месяцев.

При исполнении постановления о депортации в добровольном порядке срок выезда иностранца из Республики Беларусь не должен превышать тридцати суток с момента вынесения постановления о депортации.

В целях принудительного исполнения постановления о депортации лицо может быть задержано на основании протокола административного задержания с санкции прокурора на срок, необходимый для исполнения данного постановления.

Таким образом, при проверке законности исполнения данного вида постановлений прокурор должен проверить:

а) при добровольном исполнении постановления о депортации:

  • имеется ли ходатайство иностранца о предоставлении ему права добровольно и за счет своих средств покинуть пределы Республики Беларусь;
  • указан ли в постановлении срок выезда иностранца из Республики Беларусь;
  • предупрежден ли иностранец компетентным органом, исполняющим постановление о депортации, об уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Республики Беларусь и нарушение срока запрета въезда в Республику Беларусь (на основании совершения записи в постановлении о депортации);
  • получена ли санкция прокурора на отмену мер по административному задержанию иностранца при исполнении постановления о депортации в добровольном порядке;

б) в случае отказа иностранцу в добровольном выезде:

  • вынесено ли заключение компетентного органа об отказе иностранцу в добровольном выезде;
  • имеется ли санкция прокурора на протоколе административного задержания;
  • не имеют ли место случаи непринятия мер по исполнению решения компетентного органа (суда) о депортации подвергшихся этому наказанию лиц за пределы Республики Беларусь;
  • соответствуют ли условия содержания подлежащих депортации лиц требованиям, определенным частью 3 пункта 1 ПВР и частью 1 статьи 18.7 ПИКоАП.

Справочно. Согласно пункту 9 Положения N 333 иностранцы, задержанные в целях обеспечения исполнения постановления о депортации, содержатся в местах, определенных компетентными органами. В органах внутренних дел данные лица до момента депортации содержатся в местах, предназначенных для отбывания административного ареста. При этом срок такого содержания законом фактически не ограничен;

в) независимо от формы исполнения депортации:

  • законность вынесения постановлений компетентных органов о приостановлении депортации (часть 1 статьи 20.4 ПИКоАП), а также о возобновлении или прекращении депортации;
  • проводится ли в отношении каждого лица, подвергнутого названному наказанию, дактилоскопирование;
  • направлена ли копия постановления о депортации в течение трех суток с даты вынесения постановления о депортации в орган внутренних дел Республики Беларусь (в случае выдачи иностранцу разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь);
  • вручены ли в течение трех дней после определения даты исполнения постановления о депортации компетентным органом (направлено заказным письмом) депортируемому иностранцу или ходатайствовавшему лицу уведомление об оплате расходов, связанных с депортацией, и их предварительный расчет;
  • включен ли иностранец, в отношении которого исполнено постановление о депортации, в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен.

4 (3.8). Исполнение постановления об исправительных работах (глава 21 ПИКоАП).

Исправительные работы как мера административной ответственности устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности (часть 1 статьи 6.6 КоАП).

Исправительные работы отбываются по основному месту работы физического лица, привлеченного к административной ответственности. Если физическое лицо имеет более одного места работы, то исправительные работы отбываются им в той организации, где находится его трудовая книжка.

Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы, производится удержание в доход государства в размере 20% (часть 2 статьи 6.6 КоАП). Порядок исполнения постановления об исправительных работах установлен статьей 21.1 ПИКоАП.

Осуществляя проверку исполнения постановлений об исправительных работах, необходимо проверить:

— обоснованность назначения данного вида административного взыскания.

Справочно. Согласно части 3 статьи 6.6 КоАП исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам I и II группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет, несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, а также лицам, на которых распространяется статус военнослужащего, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

— срок отбывания исправительных работ, обоснованность зачета времени, в течение которого лицо, которому назначены исправительные работы, не работало (статья 21.2 ПИКоАП).

Справочно. Согласно части 3 статьи 21.2 ПИКоАП в срок отбывания взыскания засчитывается время, в течение которого лицо, которому назначены исправительные работы, не работало по уважительным причинам и ему в соответствии с актами законодательства выплачивалась заработная плата. В этот срок также засчитываются время заболевания и время, предоставленное для ухода за больным лицом.

Срок временной нетрудоспособности исполняющего административное взыскание, обусловленной алкогольным опьянением или потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических либо других одурманивающих веществ и действиями лица, находящегося в указанном состоянии, в число отработанных дней не включается (часть 4 статьи 21.2 ПИКоАП);

— выполняет ли администрация организации, в которой лицо отбывает исправительные работы, возложенные на нее законодательством обязанности.

Справочно. Согласно статье 21.3 ПИКоАП на администрацию организации, в которой лицо отбывает исправительные работы, возлагаются обязанности:

  • правильного и своевременного удержания из заработка лица, которому назначены исправительные работы, и перечисления удержанных сумм в соответствующий местный бюджет;
  • трудового воспитания лица, которому назначены исправительные работы, участия в проведении с ним воспитательной работы;
  • уведомления органов, ведающих исполнением данного вида взыскания, об уклонении лица, которому назначены исправительные работы, от отбывания взыскания;
  • имеют ли место случаи уклонения лица от отбывания исправительных работ; законность замены неотбытого срока исправительных работ штрафом или административным арестом (статья 21.4 ПИКоАП).