Организация виктимологической профилактики правонарушений

Виктимологическая профилактика — это специфическая деятельность субъектов профилактики правонарушений, направленная: на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; разработку либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты физических и юридических лиц от преступлений; оказание помощи жертвам преступлений.

Криминологическая характеристика преступности в Республике Беларусь показывает, что наблюдавшаяся в последние годы тенденция существенного сокращения числа учтенных преступлений в 2015 году изменилась в сторону незначительного увеличения численности преступных деяний в основном в результате стабилизации количества краж и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Снизилось количество преступлений, совершенных в общественных местах, уменьшился объем рецидивной преступности и преступных деяний, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, а также число погибших и раненых в результате преступления.

В то же время возросло количество лиц, пострадавших от преступной деятельности (68202 в 2015 году, 65256 в 2014 году), в том числе несовершеннолетних, женщин, лиц пенсионного возраста, граждан иностранных государств, а также жертв преступлений, не занимавшихся общественно полезной деятельностью.

Оценка особенностей развития криминальной ситуации в Республике Беларусь в современных условиях позволяет вести речь о тенденции количественного увеличения социальной группы криминального и виктимного риска, основными характеристиками которой являются: возраст от 30 и старше; неудовлетворенность собственным экономическим и социальным положением; неуверенность в будущем; низкий образовательный уровень (для насильственных и корыстно-насильственных преступников).

Основным социально-психологическим фактором, влияющим на формирование указанной группы и, следовательно, на детерминацию преступности как массового асоциального явления, является распространение в общественном сознании (преимущественно среди представителей данной группы) личностных установок социально-экономического пессимизма, обусловленное рядом объективных обстоятельств исторического характера, в числе которых:

  • обострившийся в условиях экономического кризиса конфликт между государством, реализующим экономические преобразования, в том числе направленные на устранение в социуме позиций социального и экономического иждивенчества, и значительной частью населения, исповедующей указанные позиции;
  • неразвитость (незавершенность и противоречивость развития) нравственной и правовой культуры значительной части населения, возраст активной социализации которой пришелся на период политического и экономического распада СССР, называемый исследователями периодом социокультурной аномии;
  • вестернизация ценностно-целевого комплекса населения, доминирование в массовом сознании ценностных ориентаций, связанных с материальным благополучием, культом денег и материального потребления;
  • — и другие <1>.

<1> Хомич, В.М. НПЦ Генеральной прокуратуры Республики Беларусь как синтез методологического контекста практичности фундаментальной юридической науки и научности правоохранительной деятельности / В.М.Хомич, О.В.Русецкий // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции: сб. науч. тр. / Науч.-практ. центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь; редкол.: В.М.Хомич [и др.]. — Минск, 2016. — С. 14 — 46.

Данные статистки и материалы практики прокурорского надзора свидетельствуют о том, что вопросам предупреждения виктимизации населения на местном уровне не уделяется должного внимания. Эффективность деятельности по виктимологической профилактике остается низкой, что не позволяет говорить о надлежащей реализации на практике положений Концепции защиты жертв преступной деятельности, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 N 74, норм иных нормативных правовых актов в данной сфере.

Организация эффективной виктимологической профилактики на местном уровне предполагает систематическое планирование и реализацию целевых мероприятий по выявлению и защите потенциальных и реальных жертв правонарушений, а также наличие реально действующего механизма взаимодействия субъектов профилактики в ходе осуществления данных видов предупредительной деятельности.

Основными направлениями виктимологической профилактики на местном уровне являются:

  • проведение среди всего населения региона широкой разъяснительной работы о причинах и условиях распространенных правонарушений, средствах и способах защиты от преступных посягательств, ситуациях высокого криминального риска (виктимологическое просвещение). Применение для этого средств массовой информации, сети Интернет, средств наглядной агитации (стенгазеты, фотовитрины, плакаты и др.). Информирование населения о средствах самозащиты включает: изготовление и распространение в жилом секторе специальных памяток-предостережений о способах защиты при различных посягательствах на личность и имущество, листовок, буклетов с рекомендациями о том, как уменьшить риск стать жертвой преступлений; оповещение граждан через средства массовой информации об имеющихся фактах совершения преступлений, их причинах и условиях, типичных действиях преступников, а также алгоритме действий в различных криминальных ситуациях; разъяснение законодательных норм, регламентирующих правомерное применение средств самообороны; привлечение внимания жителей к необходимости принимать меры по обеспечению личной безопасности, охране жилищ, хранилищ ценностей, транспортных средств и другого имущества; и др. При этом важно использовать сведения о лицах, ставших по своей неосмотрительности жертвами преступлений, распространять знания о способах совершения преступлений, рассчитанных на неосмотрительность и излишнюю доверчивость потерпевших;
  • выявление и устранение обстоятельств и ситуаций, обусловливающих совершение преступлений, посредством мониторинговой оценки степени криминогенности мест, территорий и объектов, разработки либо совершенствования уже имеющихся специальных средств защиты имущества, физических и юридических лиц от преступлений. Это направление предполагает реализацию локальных мер виктимологической профилактики (в масштабе городов, районов, микрорайонов, сельсоветов, деревень, сел, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и объединений всех форм собственности, иных отраслевых и территориальных единиц), направленных на снижение риска стать жертвой различных насильственных, корыстно-насильственных и корыстных преступлений, в том числе путем принятия мер по надлежащему освещению улиц, подъездов домов, общественных мест; организации несения службы патрульно-постовых нарядов милиции, маршрутов дружинников в местах, наиболее удобных для совершения преступлений;
  • выявление лиц виктимного риска и оказание социально-экономической, правовой и иной помощи потенциальным жертвам правонарушений в первую очередь тяжких и особо тяжких бытовых преступлений, а также правонарушений, совершаемых с использованием правовой неосведомленности отдельных категорий граждан (например, при купле-продаже жилья, автомобилей, валюты, драгоценностей, бытовой техники и другого ценного имущества). Выявление должно осуществляться посредством периодической оценки социально-экономической информации (возрастной состав, занятость, обеспеченность жильем населения и др.), криминальной статистики (криминологические данные о потерпевших), а также в ходе проведения мониторинговых и контрольно-надзорных мероприятий по оценке уровня социальной защищенности и безопасности различных категорий граждан (престарелые, малообеспеченные, инвалиды, несовершеннолетние и др.). Оказание помощи выявленным лицам должно включать предусмотренные законодательством меры по социальной поддержке населения, а также предоставление объективной информации о причинах и условиях правонарушений, способах предотвращения ситуаций виктимологического характера, в том числе направленных на замещение внеправовых способов разрешения конфликтов в бытовой сфере правовыми приемами достижения искомого результата, а также о мерах, позволяющих обеспечить личную безопасность возможной жертвы преступления. К формам работы по данному направлению также относятся: проведение целевых бесед в детских и образовательных учреждениях со школьниками, студентами, педагогами, а также по месту жительства с родителями и воспитателями о возможных вариантах поведения подростков при совершении в отношении их преступлений; проведение бесед по месту жительства с престарелыми и инвалидами, а также занятий с кассирами, инкассаторами, работниками других учреждений, социальное положение и профессиональная деятельность которых вызывают повышенный интерес для преступников;
  • оказание помощи потерпевшим от совершенных правонарушений, в частности жертвам семейного насилия, в порядке, предусмотренном Законом Республики Беларусь от 04.01.2014 N 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон N 122-З) и иными актами законодательства, в том числе посредством разработки и реализации индивидуальных программ (планов) профилактических действий.

В современных условиях для Республики Беларусь первоочередными объектами виктимологической профилактики являются: лица, группы высокого виктимного риска тяжких насильственных и корыстно-насильственных преступлений; одиноко проживающие престарелые лица; инвалиды; больные алкоголизмом, наркоманией; страдающие психическими заболеваниями; несовершеннолетние, в том числе из семей в социально-опасном положении; лица из социального окружения (родственники, соседи, коллеги по работе), ранее неоднократно судимые за преступления против жизни и здоровья, а также граждане, привлеченные к ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, особенно злоупотребляющие алкоголем, наркопотребители, при этом неработающие или имеющие низкий доход.

В Республике Беларусь существует ряд положений законодательства, регламентирующих деятельность в сфере виктимологической профилактики. Так, в контексте виктимологического просвещения населения предусмотрены требования:

  • по информированию органами внутренних дел во взаимодействии с местными государственными средствами массовой информации, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, граждан о способах и средствах обеспечения личной безопасности, о необходимости оборудования помещений средствами охраны и безопасности, входных дверей в подъезды домов домофонами, кодовыми замками и средствами видеонаблюдения (ч. 10 ст. 14, ч. 4 ст. 16 Закона N 122-З);
  • размещению (распространению) социальной рекламы, а также информированию граждан о формах и методах самозащиты от преступных посягательств юридическими лицами, на которые возложены функции редакций местных государственных средств массовой информации (ч. 3 ст. 9 Закона N 122-З);
  • обеспечению местными исполнительными и распорядительными органами и Министерством внутренних дел Республики Беларусь работы по регулярному опубликованию в средствах массовой информации и размещению в глобальной компьютерной сети Интернет списков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь (п. 3 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 07.01.2012 N 350-З «О противодействии торговле людьми» (далее — Закон N 350-З));
  • разъяснению гражданам органами внутренних дел возможных негативных последствий трудоустройства за границей без участия юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за пределами Республики Беларусь (ч. 4 ст. 14 Закона N 122-З);
  • обеспечению местными исполнительными и распорядительными органами осуществления информационно-разъяснительной работы с семьями (гражданами) о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи (п. 18 Указа Президента Республики Беларусь от 19.01.2012 N 41 «О государственной адресной социальной помощи» (далее — Указ N 41));
  • включению в планы воспитательной работы учреждений образования мероприятий по предупреждению торговли людьми и связанных с ней преступлений, соблюдению учреждениями образования и пунктами коллективного пользования интернет-услугами запрета по предоставлению несовершеннолетним услуг доступа в сети Интернет к информации, которая направлена на содействие незаконной миграции, торговле людьми и связанным с ней преступлениям (п. 2 ст. 16, подп. 1.3 п. 1 ст. 17 Закона N 350-З);
  • обеспечению местными исполнительными и распорядительными органами во взаимодействии с органами внутренних дел и иными субъектами профилактики информационно-просветительской работы по предупреждению насилия в семье, организации деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов по вопросам профилактики насилия в семье (ч. 2 ст. 17 Закона N 122-З);
  • и др.

В рамках работы по выявлению и устранению обстоятельств и ситуаций, обусловливающих совершение преступлений, требования законодательства включают:

  • осуществление мер, предпринимаемых местными исполнительными и распорядительными органами, по организации надлежащей освещенности улиц и дворовых территорий населенных пунктов, а также (по предложению органов внутренних дел) по оборудованию общественных мест массового пребывания граждан, общественных мест, где наиболее часто совершаются правонарушения, системами видеонаблюдения и устройствами экстренной связи, контролируемыми органами внутренних дел (ч. 6 и 7 ст. 14 Закона N 122-З);
  • организацию работы местных исполнительных и распорядительных органов по строительству охраняемых стоянок транспортных средств и созданию гаражно-строительных кооперативов, оборудованию и поддержанию в технически исправном состоянии систем электроосвещения в гаражных массивах, на стоянках транспортных средств (ч. 5 ст. 16 Закона N 122-З);
  • осуществление органами внутренних дел деятельности по выявлению причин и условий, способствующих совершению хищений имущества граждан и организаций, и принятию мер по устранению этих причин и условий, обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей (ч. 1 ст. 16 Закона N 122-З);
  • и др.

В отношении работы по выявлению лиц виктимного риска и оказанию помощи потенциальным жертвам правонарушений законодательство предусматривает:

  • осуществление местными исполнительными и распорядительными органами во взаимодействии с иными органами и организациями мер по обследованию условий проживания одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов, многодетных семей и семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, иных категорий граждан в целях принятия мер по повышению пожарной безопасности таких граждан, а также по оказанию адресной социальной помощи гражданам для обеспечения безопасных условий проживания (ч. 1 ст. 15 Закона N 122-З);
  • предоставление гражданам государственной адресной социальной помощи на основаниях, условиях и в порядке, предусмотренных Положением о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденным Указом N 41;
  • принятие учреждениями социального обслуживания мер по оказанию адресной социальной помощи гражданам для обеспечения безопасных условий проживания, проведение, во взаимодействии с иными государственными органами, организациями и учреждениями, профилактических мероприятий по выявлению фактов насилия в семье (ч. 1 ст. 15, ч. 5 ст. 17 Закона N 122-З);
  • осуществление учреждениями образования и социального обслуживания мер по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальной помощи, а также по оказанию им необходимой помощи в соответствии с индивидуальными программами социальной помощи и реабилитации (ч. 2 ст. 13, ст. 15 Закона Республики Беларусь от 31.05.2003 N 200-З «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»);
  • соблюдение государственными организациями здравоохранения и органами внутренних дел порядка учета граждан, обратившихся (поступивших) в лечебно-профилактические учреждения с телесными повреждениями криминального характера; лиц, которые в силу состояния здоровья не могут сообщить о себе никаких данных и др., закрепленного в Инструкции о порядке учета граждан, обратившихся (поступивших) в лечебно-профилактические учреждения с телесными повреждениями криминального характера; лиц, которые в силу состояния здоровья не могут сообщить о себе никаких данных; поступивших с наркотическим опьянением или отравлением суррогатами; несовершеннолетних с признаками отравления алкоголем, употребления наркотических или токсических веществ, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 04.08.1994 N 183/176 «О порядке учета граждан, обратившихся (поступивших) в лечебные учреждения с травмами, отравлениями или другими механическими повреждениями криминального характера»;
  • осуществление судом, органами уголовного преследования незамедлительного информирования управлений (отделов) образования о принятом решении в отношении имеющих несовершеннолетних детей родителей, об ограничении их дееспособности, о заключении под стражу, направлении в лечебно-трудовые профилактории, розыске, осуждении, признании безвестно отсутствующими, об объявлении умершими, если дети указанных лиц остаются без попечения родителей, для обеспечения государственной защиты детей в таких семьях (ч. 1 п. 7 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 N 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»);
  • выявление организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, семей, ведущих аморальный образ жизни и создающих неблагоприятные условия для воспитания детей, на основании задолженности по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением и коммунальные услуги в течение более шести месяцев (абз. 3 п. 13 Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.200 N 47 (далее — Инструкция N 47));
  • осуществление работы организаций здравоохранения: по выявлению семейно-бытовых условий, свидетельствующих о потенциальном неблагополучии для новорожденного (при постановке женщин на учет по беременности); выявлению несовершеннолетних, пострадавших от насилия или жестокого обращения, а также нуждающихся в медицинском обследовании, наблюдении или лечении вследствие уклонения либо ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по содержанию детей; определению условий жизни семьи ребенка в ходе патронажа медицинского работника к новорожденным, детям раннего возраста и детям-инвалидам; немедленному информированию управлений (отделов) образования о выявленных случаях неблагополучия семей, в которых воспитываются несовершеннолетние (п. 12 Инструкции N 47);
  • и др.

В контексте работы по оказанию помощи потерпевшим от совершенных правонарушений предусмотрены нормативные требования:

  • по оказанию помощи жертвам насилия в семье местными исполнительными и распорядительными органами во взаимодействии с органами внутренних дел, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами управления образованием, учреждениями образования, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями социального обслуживания, иными организациями (ч. 1 ст. 17 Закона N 122-З);
  • созданию местными исполнительными и распорядительными органами государственных организаций (их структурных подразделений) по предоставлению услуг временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье (ч. 3 ст. 17 Закона N 122-З), а также принятию мер по обеспечению местами временного пребывания граждан, в отношении которых вынесено защитное предписание (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2014 N 353 «О некоторых вопросах профилактики правонарушений и признании утратившими силу отдельных постановлений Совета Министров Республики Беларусь»);
  • осуществлению органами внутренних дел деятельности по разъяснению гражданам, пострадавшим от насилия в семье, их прав обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела либо с заявлением об административном правонарушении, по информированию их об организациях, в которых оказывается помощь пострадавшим от насилия в семье (ч. 8 ст. 17 Закона N 122-З), вынесению защитных предписаний на основаниях и в порядке, установленном ст. 31 Закона N 122-З;
  • реализации органами по труду, занятости и социальной защите мер по социальной защите и реабилитации жертв торговли людьми (п. 2 ст. 9 Закона N 350-З);
  • оказанию государственными организациями здравоохранения медицинской и психологической помощи гражданам, пострадавшим от насилия в семье, соблюдению данными организациями требований об уведомлении о совершенном насилии в семье компетентных субъектов профилактики, представлению информации о гражданах, пострадавших от насилия в семье, и гражданах, совершивших насилие в семье (ч. 9 ст. 17 Закона N 122-З);
  • и др.

Перспективными мерами по организации эффективной виктимологической профилактики являются:

  • формирование информационного пространства деятельности, в частности создание и наполнение сведениями региональной базы данных по объектам профилактики (местам и лицам повышенного риска совершения правонарушений), проведенной и планируемой работе, а также определение процедуры использования субъектами профилактики сведений в ходе осуществления деятельности;
  • материальное обеспечение мер виктимологической профилактики, в том числе путем создания фонда защиты жертв правонарушений, формируемого за счет бюджетных и внебюджетных средств, изыскание органами местной власти и государственного управления, государственными органами и юридическими лицами всех форм собственности, средств для оказания финансовой помощи группам повышенного виктимного риска, в том числе по приобретению средств самозащиты для граждан, которые наиболее подвержены опасности стать потерпевшими от преступлений (одиноко проживающие престарелые лица, а также лица, которые в силу своих профессиональных обязанностей подвержены наибольшему риску стать потерпевшими от преступления, например, женщины, работающие в ночную смену, почтальоны, сторожа, таксисты и др.);
  • определение порядка методического обеспечения виктимологической профилактики, повышения уровня криминологических знаний работников субъектов профилактики, в первую очередь не имеющих юридического образования;
  • обеспечение комплексной оценки эффективности виктимологической профилактики в регионе по итогам отчетных периодов (год, полугодие).

Скоординированность действий и оперативное взаимодействие субъектов профилактики правонарушений, других государственных органов (организаций), иных организаций является одним из основных принципов профилактики правонарушений (ст. 4 Закона N 122-З). Координация виктимологической профилактики содержательно включает согласованное планирование и контроль за деятельностью субъектов профилактики по указанным выше базовым направлениям предупредительной деятельности, основной целью реализации которой является устранение (минимизация деструктивного действия) причин и условий, способствующих виктимизации населения региона.

Таким образом, рассматриваемое направление работы субъектов профилактики правонарушений необходимо совершенствовать, прежде всего, в организационном плане. Целенаправленные, скоординированные, системные и предметные действия по виктимологической профилактике, разработка соответствующих управленческих решений органов местной власти, надлежащее кадровое и иное ресурсное обеспечение — все это существенно отразится на повышении эффективности всей предупредительной антикриминальной деятельности в стране.