Ликвидация юридического лица — это форма прекращения деятельности без перехода прав, обязанностей и пропорционально им имущества в порядке правопреемства к другим лицам. Соответственно, как указывал Сидорчук В.К., при ликвидации совпадает прекращение существования юридического лица и его деятельности. Такой исход отличает ликвидацию от иных способов прекращения и вызывает необходимость обеспечения при процедуре ликвидации прав не только самих субъектов хозяйствования, но и их кредиторов. Правовое регулирование оснований и процесса ликвидации осуществляется такими основными нормативными правовыми актами, как:
- Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК);
- Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее — ХПК);
- Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах»;
- Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 N 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон об экономической несостоятельности);
- Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о ликвидации);
- постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22.12.2006 N 18 «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей» (далее — постановление N 18);
- другие акты законодательства.
Особенности ликвидации отдельных видов субъектов хозяйствования (в том числе и при ликвидации по инициативе собственников имущества) установлены, например, в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь — для субъектов хозяйствования с иностранными инвестициями; в Положении о порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2004 N 913 «О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь» — относительно унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности и т.д.
Инициатива собственника имущества предполагает добровольное прекращение деятельности юридического лица. Право на самостоятельную добровольную ликвидацию имеют все юридические лица, за исключением фондов. В соответствии со ст. 119 ГК решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Основанием для такой ликвидации согласно части первой подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации может быть следующее: истечение срока, на который создано юридическое лицо, достижение цели, ради которой оно создано, признание хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной. Однако добровольность в данном случае не всегда подразумевает свободу воли субъекта, принимающего решение о прекращении деятельности. Так, при наличии некоторых из оснований юридические лица обязаны добровольно ликвидироваться в течение установленного законом срока (например, после вступления в законную силу решения суда о признании регистрации недействительной). В противном случае инициатива перейдет к контролирующим органам и ликвидация приобретет характер принудительной.
Таким образом, добровольными основаниями являются именно истечение срока, на который создана организация, а также достижение цели, ради которой она создана. Что касается ликвидации организации при признании судом недействительной ее регистрации в связи с допущенными при ее создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер, то это причина для обязательной ликвидации, не зависящей от воли участников. Следует отметить в связи с этим, что конкретных нарушений, которые бы явились основаниями для признания государственной регистрации недействительной, в данном случае ни подп. 3.1 п. 3 Положения о ликвидации, ни иным законодательством не предусмотрено. В связи с этим можно обратиться к гл. 6 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о государственной регистрации), где предусмотрены основания ответственности субъектов в области государственной регистрации, которыми являются представление ложных, недостоверных сведений для государственной регистрации и иные основания для признания ее недействительной. Однако представляется, что эти основания являются побуждением к принудительной ликвидации по инициативе компетентных органов, а не к добровольной.
Ранее действующий Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 N 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» содержал основания отказа в государственной регистрации, многие из которых нашли свое отражение в новой форме заявления для государственной регистрации, регламентируемой Положением о государственной регистрации. На основе этого можно предположить, что основанием для признания государственной регистрации недействительной могут послужить прежние мотивы для отказа в ней. Например, если на момент государственной регистрации учредитель дочернего хозяйственного общества имел не исполненные в срок гражданско-правовые обязательства, в том числе не возвращенные в срок суммы по кредитному договору, или не имел согласия всех кредиторов учредителя по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества. Карней А.А. по этому поводу отмечает, что первые два из вышеперечисленных оснований ликвидации встречаются редко и, вероятнее всего, могут относиться к некоммерческим организациям. В хозяйственной же деятельности побуждением для добровольной ликвидации субъекта хозяйствования могут быть некие обстоятельства, вызывающие для предприятия риск оказаться неплатежеспособным, и в результате встает вопрос о необходимости прекратить убыточную хозяйственную деятельность. Также это могут быть сезонные предприятия или созданные для реализации какой-либо потребности в предпринимательстве, имеющей временный характер. Так, в период массовой перерегистрации преобразований индивидуальных предпринимателей в частные унитарные предприятия создавались специальные юридические лица, рассчитывающие получить прибыль от оказания подобного рода регистрационных услуг.
Отправной точкой добровольной ликвидации коммерческой организации является принятие единогласного решения о такой ликвидации ее учредителями либо органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Характерно при этом то, что данными действиями учредителей начинается процесс создания юридического лица и прямо противоположный процесс — прекращение его действия.
Принятое учредителями решение оформляется протоколом либо решением собственника (например, в случае ликвидации частного унитарного предприятия, образованного одним учредителем). Учредители, принявшие решение о ликвидации, также сами назначают ликвидационную комиссию и ее состав, что фиксируется в протоколе. Членами ликвидационной комиссии могут быть работники ликвидируемого юридического лица, его директор или учредители либо приглашенные независимые специалисты и эксперты. Соответственно формирование состава ликвидационной комиссии осуществляется в произвольном порядке и специальные условия, которым должны соответствовать члены комиссии, отсутствуют.
При ликвидации юридического лица по решению собственника имущества в регистрирующий орган представляются:
- заявление о ликвидации по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;
- решение о ликвидации;
- легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для учредителей, являющихся иностранными организациями. Необходимость этого документа представляется оправданной для избегания возможных ошибок и заблуждений при ликвидации субъектов хозяйствования с присутствием иностранного капитала.
Что касается индивидуального предпринимателя, то он подает заявление о прекращении деятельности по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь, с указанием в нем сведений о порядке и сроках прекращения деятельности, привлечении физических лиц по трудовым договорам или гражданско-правовым договорам, подписываемое индивидуальным предпринимателем.
На основании указанных документов регистрирующий орган:
- в течение трех рабочих дней со дня получения этих документов представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, для внесения этих сведений в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- не позднее рабочего дня, следующего за днем получения этих документов, направляет уведомление налоговым, таможенным органам, органам Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Белорусскому республиканскому унитарному страховому предприятию «Белгосстрах» (его обособленному подразделению), территориальным архивам местных исполнительных и распорядительных органов о начале процедуры ликвидации юридического лица.
Добровольная ликвидация предполагает отсутствие задолженности или явное желание ликвидируемого субъекта ее скорее погасить. Отсюда следует, что беспрепятственная ликвидация может быть осуществлена при наличии доказательств (например, сведений вышеперечисленных органов) отсутствия любого рода задолженности. В связи с этим и согласно п. 9 Положения о ликвидации в течение тридцати рабочих дней со дня получения уведомления в регистрирующий орган представляются:
- налоговыми органами — справка о наличии или отсутствии у юридического лица задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам, а в отношении индивидуальных предпринимателей — также сведения о привлечении индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам;
- органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь — справка о наличии или отсутствии у юридического лица задолженности перед данным Фондом;
- таможенными органами — справка о наличии или отсутствии у юридического лица задолженности перед бюджетом по взимаемым ими платежам и информация о наличии или отсутствии у этого юридического лица обязательств, не прекращенных перед таможенными органами;
- Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» — справка о наличии или отсутствии у юридического лица задолженности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Осуществление операций по счетам юридического лица, совершение сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются, соответственно сделки и финансовые операции, осуществляемые в целях ликвидации, вполне законны. Более того, осуществление таких сделок зачастую вызвано необходимостью удовлетворения требований кредиторов. Полный расчет с возможными кредиторами — это неотъемлемое условие добровольности ликвидации. Для этого ликвидационная комиссия может прибегать к различным финансовым операциям, в том числе и к продаже предприятия и иного имущества должника на торгах.
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо (прекращающий деятельность индивидуальный предприниматель) несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;
- в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
- в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Четыре очереди вместо пяти были введены Декретом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 3 «О некоторых вопросах залога имущества» (далее — Декрет N 3). Ранее, до 1 марта 2010 г., в соответствии с п. 1 ст. 60 ГК при ликвидации юридического лица требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворялись в четвертую очередь. Однако с принятием Декрета N 3 третья и четвертая очереди были объединены в одну: «в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица (прекращающего деятельность индивидуального предпринимателя), за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества». Таким образом, требования, вытекающие из залога имущества, с 4-й очереди переместились на 3-ю наряду с обязательными платежами в бюджет, что в некоторой степени уравнивает права их субъектов.
При этом подробная регламентация удовлетворения требований кредиторов содержится также в Законе об экономической несостоятельности. Согласно части шестой ст. 142 Закона об экономической несостоятельности капитализация повременных платежей производится на срок до достижения:
- физическим лицом возраста семидесяти лет, но не менее чем за пятнадцать лет. При этом, если возраст физического лица превышает семьдесят лет, срок для капитализации определяется пятнадцатью годами;
- находившимися на иждивении умершего кормильца его детьми, внуками, братьями, сестрами, за исключением признанных детьми-инвалидами, инвалидами с детства, возраста двадцати трех лет;
- находившимися на иждивении умершего кормильца его детьми, внуками, братьями, сестрами возраста четырнадцати лет — в случае возмещения вреда лицам, осуществляющим за ними уход. Выплата управляющим физическому лицу капитализированных повременных платежей прекращает соответствующее обязательство должника.
При определении размера требований по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование, иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принимается во внимание образовавшаяся непогашенная задолженность.
При определении размера требования кредитора по обязательству, обеспеченному залогом имущества должника, учитывается задолженность должника по обязательству в части, обеспеченной залогом имущества должника. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, подлежат удовлетворению за счет должника, в том числе за счет средств, вырученных от реализации его имущества, не являющегося предметом залога.
При определении размера требований кредиторов четвертой очереди учитываются требования по гражданско-правовым обязательствам. Следует отметить, что, в отличие от п. 11 Положения о ликвидации, Закон об экономической несостоятельности и ст. 60 ГК предусматривают пять очередей удовлетворения требований кредиторов. Отсюда следует вывод, что при ликвидационном процессе, возникающем в результате банкротства субъекта хозяйствования, имеют место пять очередей удовлетворения требований кредиторов. При этом имеет значение время установления очередности: до открытия в отношении должника конкурсного производства или после. Задолженность, образовавшаяся на момент ликвидации субъекта в общем порядке, удовлетворяется посредством четырех очередей. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Поскольку ликвидационная комиссия наделена достаточно значительными полномочиями в отношении как должника, так и кредитора, то ее действия должны быть предельно правомерными и грамотными для защиты интересов сторон в полном объеме. В противном случае решения комиссии, не соответствующие закону, могут быть обжалованы в судебном порядке. Так, хозяйственный суд рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску ОАО «А» к ЧТУП «Б» о включении требований истца на сумму 11127483 руб. в состав требований кредиторов.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на договор поставки N К-634 от 27.01.2009, письмо о заявленном требовании кредитора от 21.09.2009, список заказных отправлений, товарно-транспортные накладные на отгрузку продукции за период с 03.03.2009 по 15.04.2009. Истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик возражений на требование кредитора не заявил, председателем ликвидационной комиссии не обеспечено получение судебной корреспонденции. Исследовав материалы дела, суд установил, что на основании договора поставки N К-634 от 27.01.2009 истец отгрузил ответчику за период с 03.03.2009 по 15.04.2009 продукцию на сумму 11421797 руб., что подтверждается товарно-транспортными накладными. Согласно пункту 5.1 договора поставки расчеты за продукцию осуществляются покупателем платежными поручениями не позднее 20 банковских дней со дня отгрузки продукции. Оплата продукции ответчиком произведена не была.
В связи с принятием учредителем решения о ликвидации ЧТУП «Б» кредитор ОАО «А» направил 21.09.2009 требование кредитора в размере 11127483 руб., на которое ответа не получил. Согласно письму горисполкома от 20.07.2010 ЧТУП «Б» начало процедуру ликвидации со сроком по 01.01.2010, председателем ликвидационной комиссии является И., на дату рассмотрения дела в суде ликвидационный баланс, свидетельство и печать в регистрирующий орган не сдавались, информация о продлении сроков ликвидации в горисполком не поступала. Требования открытого акционерного общества «А» являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 60 ГК в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться с иском к ликвидационной комиссии.
Частью пятой п. 21 постановления N 18 определено, что в случае уклонения ликвидационной комиссии от рассмотрения требования кредитора кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в хозяйственный суд с соответствующим иском. Как следует из письма горисполкома, ликвидационный баланс в регистрирующий орган не поступал.
С учетом изложенного суд обязал ликвидационную комиссию ЧТУП «Б» включить требование кредитора ОАО «А» в состав требований кредиторов в сумме 11127483 руб.
На основании ст. 133 ХПК расходы по госпошлине в сумме 556375 руб. следует взыскать с ответчика в пользу истца.
Согласно части первой п. 12 Положения о ликвидации сведения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), порядке и сроке заявления требований его кредиторами публикуются в приложении к журналу «Юстиция Беларуси» в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Сведения также размещаются Министерством юстиции Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте Министерства юстиции Республики Беларусь. Порядок опубликования сведений о ликвидации юридического лица по решению собственника имущества (учредителей, участников) и о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя по решению индивидуального предпринимателя подробно регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 N 1164 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь», которым утверждена Инструкция о порядке опубликования сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования. Так, для опубликования сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования ликвидационная комиссия, индивидуальный предприниматель оформляет заявку на опубликование сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования и направляет ее на электронный адрес учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси»: [email protected]. Примерная форма заявки на опубликование размещается на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» (www.justbel.info). Заявка на опубликование может быть также направлена в учреждение письмом, нарочным либо по факсу.
Включение сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в очередной номер приложения к журналу осуществляется в 16-дневный срок с момента подачи заявки на опубликование при условии оплаты услуг учреждения по опубликованию сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования, за исключением случая освобождения от оплаты услуг.
Сведения о ликвидации (прекращении деятельности) всех субъектов хозяйствования, включенных в очередной номер приложения к журналу, размещаются Министерством юстиции Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте данного Министерства. С учетом поступательного перехода осуществления административных процедур в режим электронного формата такой порядок размещения сведений является наиболее актуальным.
Далее согласно п. 13 Положения о ликвидации ликвидационная комиссия представляет в регистрирующий орган печати организации либо заявление об их отсутствии, окончательный ликвидационный баланс, оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление о его утрате. Индивидуальный предприниматель представляет в регистрирующий орган:
- печати либо заявление об их неизготовлении или сведения о публикации объявлений об их утрате;
- оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии — заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате;
- уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по форме, установленной Министерством юстиции Республики Беларусь.
Регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем представления необходимых документов, запрашивает у соответствующего архива сведения о сдаче субъектом хозяйствования на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда его работников, которые архив должен представить регистрирующему органу в течение трех рабочих дней со дня получения запроса. Представление архивом соответствующих сведений является завершающим этапом, входящим в общий алгоритм юридических действий по ликвидации субъекта хозяйствования по инициативе самого собственника или учредителей.
Регистрирующий орган вносит запись в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования при наличии в совокупности следующих условий:
- ликвидационной комиссией (ликвидатором) представлены необходимые для ликвидации документы и сведения;
- у субъекта хозяйствования отсутствует задолженность перед государственными органами и организациями, перечисленными выше, бюджетом и иными возможными кредиторами;
- архивом представлены сведения о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников субъекта хозяйствования.
Таким образом, при отсутствии хотя бы одного из указанных условий нет оснований для исключения субъекта из соответствующего регистра. Если все условия соблюдены, то регистрирующий орган в течение трех рабочих дней со дня внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь сведения для включения их в данный Регистр и сообщает о ликвидации субъектов хозяйствования в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, государственной статистики, обособленные подразделения Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах».
Информация, размещенная в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте Министерства юстиции Республики Беларусь, является подтверждением факта опубликования сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования при принятии регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него субъекта хозяйствования.
Юридическое лицо считается ликвидированным с даты внесения регистрирующим органом записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении его из этого Регистра. Отсюда следует, что окончательную ликвидацию утверждает запись не о ликвидации, а об исключении из Регистра. Таким образом, ликвидация коммерческой организации (исключение из сферы хозяйственной деятельности) соответствует ее исключению из списка таких организаций.
Юридическое лицо обязано прекратить свою деятельность с даты внесения регистрирующим органом соответствующей записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об исключении из него этого юридического лица. В связи с этим, несмотря на то что фактически юридическое лицо прекратило свою деятельность с момента принятия решения об этом, ликвидируемым оно считается только после внесения об этом записи. Это означает, что весь период ликвидации, который может протекать довольно долго, юридическое лицо считается действующим субъектом хозяйствования и может осуществлять операции, связанные с ликвидацией. В отличие от этого правила, индивидуальный предприниматель, государственная регистрация которого аннулирована, обязан прекратить предпринимательскую деятельность с даты принятия решения регистрирующим органом об аннулировании государственной регистрации.
В заключение следует отметить, что наличие решения о ликвидации юридического лица, принятого учредителями либо органом коммерческой организации, уполномоченным учредительными документами, индивидуальным предпринимателем, не исключает возможности обращения в хозяйственный суд с иском о ликвидации, если принятое решение не выполняется и имеются основания для ликвидации в судебном порядке (п. 8 постановления N 18).
Изложенное позволяет сделать вывод, что основаниями ликвидации юридического лица по решению собственника, учредителей либо органа коммерческой организации, уполномоченного учредительными документами, индивидуального предпринимателя являются истечение срока, на который создано юридическое лицо, достижение цели, ради которой оно создано. Что касается такого основания, как признание хозяйственным судом государственной регистрации данного юридического лица недействительной, то его юридическое содержание ближе к принудительным основаниям, нежели к добровольным. В остальном процедуре рассматриваемой ликвидации присущи все основные положения этой процедуры: принятие решения, создание ликвидационной комиссии, срок и порядок заявления претензий кредиторов, ликвидационный баланс, очередность расчетов, документы, представляемые в регистрирующий орган, и т.д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: с изм. и доп.: текст по состоянию на 3 июля 2011 г. // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.
2. Об экономической несостоятельности (банкротстве): Закон Респ. Беларусь, 13 июля 2012 г., N 415-З // ИБ «КонсультантПлюс: Беларусь» [Электронный ресурс]. — Минск, 2012.
3. О хозяйственных обществах: Закон Респ. Беларусь, 9 дек. 1992 г., N 2020-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2010 N 168-З // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2012.
4. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., N 1: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 27.07.2011 N 5 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2012.
5. О порядке создания унитарных предприятий, учреждений, имущество которых находится в республиканской собственности, их реорганизации и ликвидации и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 июля 2004 г., N 913: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 05.09.2011 N 74 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2012.
6. Инструкция о порядке опубликования сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 31.08.2011 N 1164 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2012.
7. О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей: постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Респ. Беларусь, 22 дек. 2006 г., N 18 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2012.
8. Карней, А.А. Процедура добровольной ликвидации юридического лица / А.А.Карней // ИБ «КонсультантПлюс: Консультации Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск 2012.
9. Сидорчук, В.К. Хозяйственное право: учеб-метод. пособие / В.К.Сидорчук // ИБ «КонсультантПлюс: Консультации Законодательства Белорусский Выпуск» [Электронный ресурс]. — Минск 2012.