Основные вехи и перспективы развития отечественного трудового законодательства

ТК. Расширение контрактной системы найма

ТК вступил в силу 1 января 2000 г. О том, что его разработчики учли советские исторические традиции и частично зарубежный опыт, свидетельствуют следующие основные моменты.

Во-первых, об учете советских традиций законотворческого процесса говорит сам факт принятия ТК взамен Кодекса законов о труде Республики Беларусь. Например, некоторые прибалтийские государства (Латвия, Эстония) пошли по пути принятия обычных и консолидированных законов по отдельным институтам трудового права без полноценной кодификации.

Во-вторых, с некоторыми корректировками сохранились многие правовые институты и традиционные подходы к регулированию тех или иных групп правоотношений (способ определения оснований увольнения по инициативе нанимателя в виде перечня; свобода увольнения по желанию работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок; наличие конкретного перечня дисциплинарных взысканий; отсутствие перечня составов дисциплинарных проступков и т.п.).

В-третьих, законодатель учел исторический опыт развития зарубежного трудового права, что заключается:

  • в закреплении в законе лишь минимальных трудовых стандартов. Они могут расширяться в децентрализованном порядке (через коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные правовые акты и трудовые договоры);
  • закреплении оснований недействительности трудового договора (ст. 22 ТК);
  • большей гибкости при регулировании трудовых отношений (например, при регулировании трудовых отношений с руководителями) и др. <1>

На заметку

За точку отсчета для исторического анализа совершенствования трудового законодательства Республики Беларусь мы возьмем принятие проекта ТК в первом чтении 5 июня 1995 г. Верховным Советом Республики Беларусь 13-го созыва.

На момент принятия в первом чтении проект ТК содержал более 1000 статей. На завершающей стадии разработчики:

  • сократили его более чем в два раза, исключив нормы о профсоюзах, ученическом договоре и ряд глав;
  • существенно сблизили его с правительственным проектом ТК России (в редакции 1999 г.);
  • оптимизировали способ нумерации глав и статей;
  • учли изменения и дополнения, внесенные в Кодекс законов о труде Республики Беларусь 1972 г., иные новеллы в трудовом законодательстве.

После принятия ТК в развитие его бланкетных и отсылочных норм с 1999 по 2007 г. потребовалось издание ряда подзаконных актов. Это, в частности, законы Республики Беларусь от 11 ноября 1999 года N 322-З «О государственных минимальных социальных стандартах», от 17 июля 2002 года N 124-З «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы», новая редакция Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 года N 125-З «О занятости населения Республики Беларусь».

В 1999 г. наметилась негативная тенденция в развитии отечественного трудового законодательства, снизившая эффективность целого ряда норм и защитных механизмов ТК, — широкое распространение контрактной системы найма.

Причиной этого стал временный Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины». В его развитие был принят Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. N 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. N 29» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. N 1180 «Об утверждении Примерной формы контракта нанимателя с работником» и от 25 сентября 1999 г. N 1476 «Об утверждении Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками».

Помимо прочих новелл, вышеназванный Декрет разрешил нанимателям заключать контракты как специфический вид срочного трудового договора с любыми категориями работников. В результате необоснованно расширилось использование срочных трудовых договоров для оформления постоянной работы, появилась излишняя гибкость в регулировании трудовых отношений с частичным выведением этих отношений из-под сферы действия норм ТК.

Реформа ТК

Развитие белорусского законодательства о труде в 2007 — 2008 гг. связано с принятием Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 года N 272-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон N 272-З).

Его разработка была запланирована еще в 2000 г., однако затянулась почти на семь лет. Для сравнения: для разработки Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, внесшего большие изменения и дополнения в ТК России, понадобилось около двух лет.

Новеллы, внесенные Законом N 272-З в ТК, имели важное значение. В частности, Закон N 272-З предусмотрел 141 пункт изменений и дополнений в ТК, скорректировал либо исключил более 2/3 статей. Кроме того, полностью исключил из ТК некоторые главы (например, гл. 30, 38), другие (гл. 15, 39) изложил практически в новой редакции, третьи (например, гл. 12 о трудовых и социальных отпусках) изменил концептуально.

Оценка данной реформы как глобальной давалась в публикациях ряда белорусских ученых в области трудового права <2>.

Исторический анализ позволил выявить следующие негативные тенденции, которые наметились в ходе первого десятилетия применения ТК:

  • возрастающая нестабильность трудового законодательства (если в первые 5 лет действия ТК оставался стабильным, то за последующие 11 лет изменения и дополнения в него вносились 18 раз);
  • снижение эффективности норм ТК в связи с существованием и параллельным применением вступающего в коллизию с ним законодательства о контрактах, а также в связи с наличием в ТК многочисленных отсылочных норм (многие из них ввел Закон N 272-З);
  • существенное ухудшение правового положения работников, снижение защитной функции трудового права, ввиду чего требуется отказ от широкого применения контрактной системы найма;
  • сужение сферы действия норм трудового права за счет специального законодательного регулирования труда государственных служащих и других факторов.

Принятие Закона N 356-З

Наряду с вышеуказанной реформой ТК, нельзя не упомянуть такой важный законодательный акт, как Закон Республики Беларусь от 23 июня 2008 года N 356-З «Об охране труда» (далее — Закон N 356-З).

Охране труда посвящены основные научные работы (включая общую редакцию первого комментария к Закону N 356-З) В.И.Семенкова, выдающегося белорусского ученого в области трудового права, профессора, доктора юридических наук, члена-корреспондента Национальной академии наук Беларуси <3>.

Принятие отдельного закона, а не перенесение всех его норм в текст ТК обусловливается комплексностью законодательства об охране труда. В нем, наряду с нормами трудового права, существует немало норм административного, гражданского права, права социального обеспечения и множество технических нормативных правовых актов (СТБ, СНиПы, СПиНы и др.).

Заметим, что и по сфере действия Закон N 356-З, в отличие от норм гл. 16 ТК, охватывает не только стороны трудового договора, но и иных работающих (граждане, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, обучающиеся) и работодателей (юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекающие граждан и по трудовым, и по гражданско-правовым договорам; организации производственного обучения, базы учебных практик и др.). К слову, в 2013 г. Закон N 356-З изложен в новой редакции.

Крупная реформа ТК

С 2010 г. в Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь разрабатывался проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам регулирования трудовых и связанных с ними отношений».

В июле 2014 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года N 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь», предусматривающий, в числе прочего, корректировку института коллективных трудовых споров.

Поскольку анализ нововведений этого Закона мы уже давали на страницах журналов «Промышленно-торговое ПРАВО» и «Трудовое и социальное право» <4>, приведем краткий перечень наиболее значимых изменений. Так, данный Закон:

  • скорректировал юридическую терминологию (ст. 1 ТК);
  • изменил правила применения международных договоров о труде (ст. 8 ТК);
  • расширил критерии запрещенной дискриминации (указав на возраст и место жительства, а также оставив перечень таких критериев открытым путем использования формулировки: «…иные обстоятельства, не связанные с деловыми качествами и не обусловленные спецификой трудовой функции работника»);
  • расширил сферу применения срочных трудовых договоров у индивидуальных предпринимателей и в микроорганизациях (часть третья ст. 17 ТК);
  • скорректировал перечень случаев изменения существенных условий труда;
  • сократил гарантийные выплаты лицам, работающим по трудовым контрактам;
  • ввел гл. 26-1 ТК об особенностях регулирования труда профессиональных спортсменов и тренеров;
  • согласовал нормы гл. 36 ТК о разрешении коллективных трудовых споров с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 23 июля 2013 г. N 320 «О некоторых вопросах урегулирования коллективных трудовых споров».

Сверхгибкость в индивидуальном трудовом праве

Конец 2014 — начало 2015 г. в трудовом законодательстве ассоциируется с двумя декретами Президента Республики Беларусь: от 15 декабря 2014 г. N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и от 2 апреля 2015 г. N 3 «О предупреждении социального иждивенчества».

Общая черта данных законодательных актов — усиление государственного вмешательства в регулирование трудовых и связанных с ними отношений. Эти декреты вызвали немало комментариев и критических оценок экспертов <5>, поэтому оставим указанные нормативные правовые акты без детального анализа.

В заключение отметим необходимость разработки и утверждения на уровне Главы государства концепции совершенствования законодательства в социальной сфере для решения в будущем трех стратегических задач:

  1. устранения многочисленных противоречий, возникших между ТК и иными законодательными актами, на основе баланса защитной, социальной и экономической функций государства;
  2. соблюдения принципа научности (потребуется привлечение ученых из ведущих вузов) и обязательного трехстороннего обсуждения с социальными партнерами (республиканскими объединениями профсоюзов и нанимателей) планируемых к принятию новых законов, декретов и указов в социально-трудовой сфере;
  3. планомерной подготовки на протяжении последующих пяти лет новой кодификации законодательства о труде с учетом положительного опыта стран — участниц СНГ и ЕАЭС и национальных особенностей.

<1> Томашевский, К.Л. Система источников трудового права Беларуси: история, теория и практика: монография / К.Л.Томашевский. — Минск: Амалфея; Междунар. ун-т «МИТСО», 2013. — С. 41 — 42.

<2> Войтик, А.А. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Республики Беларусь: в ожидании глобальной реформы / А.А.Войтик, О.С.Курылева, К.Л.Томашевский // Рос. ежегодник трудового права. — 2006. — N 2. — С. 640 — 656.

<3> Семенков, В.И. Избранные труды / В.И.Семенков. — Минск: Ред. журн. «Промышленно-торговое ПРАВО», 2013. — 535 с.; Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об охране труда» / под общ. ред. В.И.Семенкова. — Минск: Дикта, 2009. — 560 с.

<4> Томашевский, К.Л. Новеллы Трудового кодекса Республики Беларусь (общие положения и трудовой договор) / К.Л.Томашевский // Промышленно-торговое ПРАВО. — 2014. — N 3. — С. 51 — 55; Он же. Новеллы в общих положениях и главах о трудовом договоре Трудового кодекса Республики Беларусь (комментарий к Закону от 08.01.2014 N 131-З) / К.Л.Томашевский // Трудовое и социал. право. — 2014. — N 1. — С. 15 — 20.

<5> Кривой, В.И. Проступок или преступление / В.И.Кривой // Белорусы и рынок. — 2015. — N 4. — С. 9 — 12; Липень, Л.И. Комментарий и проблемные вопросы применения Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. N 5 / Л.И.Липень. — Минск: Амалфея, 2015. — 64 с.; Черноруцкая, Н.М. Декрет N 5: меры в отношении руководителей организаций / Н.М.Черноруцкая // Промышленно-торговое ПРАВО. — 2015. — N 3. — С. 62 — 65.