Особенности применения административной ответственности за нарушение порядка и условий трудоустройства за пределами Республики Беларусь

В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон) трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, может осуществляться:

  • при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь;
  • самостоятельно, то есть без содействия юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце втором статьи 11 Закона.

На практике возникают отдельные вопросы с применением административной ответственности за нарушение порядка и условий трудоустройства за пределами Республики Беларусь.

В соответствии с частью 5 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) действия, направленные на трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, осуществляемые с нарушением правил и условий осуществления такого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 50 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате таких действий, и лишением права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — от 500 до 1000 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате таких действий, и лишением права заниматься определенной деятельностью.

Согласно подпункту 274.1 пункта 274 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Положение N 450), лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к лицензиату, являются при трудоустройстве за пределами Республики Беларусь:

  • регистрация в 10-дневный срок после получения лицензии в подразделении по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета Республики Беларусь, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов (далее — подразделение по гражданству и миграции) договоров о трудоустройстве;
  • представление при заключении в период осуществления лицензируемой деятельности договоров с иностранным нанимателем о трудоустройстве в подразделение по гражданству и миграции документов, указанных в абзацах втором, третьем и пятом части первой подпункта 275.1 пункта 275 Положения N 450, для их регистрации;
  • формирование и ведение банка данных о гражданах, обратившихся к лицензиату в целях трудоустройства за пределами Республики Беларусь;
  • заключение с гражданином договора о содействии в трудоустройстве;
  • обеспечение заключения иностранными нанимателями трудовых договоров с трудящимися-эмигрантами, трудоустраиваемыми за пределами Республики Беларусь при содействии лицензиата, либо заключение трудовых договоров с такими трудящимися-эмигрантами по поручению иностранного нанимателя от своего имени и предоставление трудящимся-эмигрантам, трудоустраиваемым за пределами Республики Беларусь при содействии лицензиата, до отъезда в государство трудоустройства одного экземпляра соответствующего трудового договора, зарегистрированного в подразделении по гражданству и миграции;
  • информирование гражданина, изъявившего желание получить работу за пределами Республики Беларусь, о положениях законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции, порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь, положениях законодательства государства трудоустройства в области внешней трудовой миграции, местонахождении и номерах телефонов Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, подразделений по гражданству и миграции, местонахождении и номерах телефонов дипломатических представительств или консульских учреждений Республики Беларусь в государстве трудоустройства (при их наличии), международных организациях, осуществляющих защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся-эмигрантов;
  • сохранение в течение срока действия лицензии копий трудовых договоров, а также других документов, подтверждающих права трудящихся-эмигрантов;
  • представление ежеквартально в установленном порядке в подразделение по гражданству и миграции сведений о трудящихся-эмигрантах, трудоустроенных за пределами Республики Беларусь при содействии лицензиата, по форме, утвержденной Министерством внутренних дел Республики Беларусь;
  • представление в подразделение по гражданству и миграции информации о трудящихся-эмигрантах, выехавших из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь, в течение 5 рабочих дней соответственно со дня их выезда из Республики Беларусь и со дня их въезда в Республику Беларусь после окончания трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь;
  • согласование с Министерством внутренних дел Республики Беларусь информационных (рекламных) объявлений о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь граждан в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь;
  • незамедлительное информирование Министерства внутренних дел Республики Беларусь о фактах введения в заблуждение иностранным нанимателем трудящихся-эмигрантов, возникновении угрозы гибели трудящихся-эмигрантов или нанесения ущерба их здоровью.

Грубыми нарушениями законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий являются (пункт 278 Положения N 450):

  • осуществление лицензируемой деятельности на основании не зарегистрированного в подразделении по гражданству и миграции договора о трудоустройстве;
  • получение любых видов предоплаты за содействие в трудоустройстве до заключения гражданином трудового договора, за исключением платы за услуги, предоставленные гражданину в соответствии с договором о содействии в трудоустройстве;
  • введение в заблуждение лицензиатом граждан — потребителей оказываемых услуг, в том числе предоставление им недостоверных сведений о характере трудовой деятельности в государстве трудоустройства;
  • создание условий, в результате которых возникла угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью;
  • направление лицензиатом граждан на работу за пределами Республики Беларусь без заключения трудового договора.

В то же время статьей 9.23 КоАП (специальные нормы) фактически смягчается административная ответственность за нарушение тех же правил и условий осуществления такого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии).

Так, незаключение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданином Республики Беларусь, иностранным гражданином или лицом без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, письменного договора о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь, а равно заключение договора без учета предусмотренных законодательством требований к такому договору влекут предупреждение или наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — предупреждение или наложение штрафа в размере до 500 базовых величин (часть 1 статьи 9.23 КоАП).

Введение граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в заблуждение о характере будущей трудовой деятельности либо нарушение установленного порядка направления их за пределы Республики Беларусь для осуществления трудовой деятельности, совершенные должностным лицом юридического лица, осуществляющего деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим такую деятельность, если в этих действиях нет состава преступления, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 50 до 100 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, и лишением права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — от 100 до 200 базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, и лишением права заниматься определенной деятельностью (часть 2 статьи 9.23 КоАП).

При применении статьи 9.23 КоАП необходимо учитывать то, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, обязаны (статья 15 Закона):

  • заключать договоры о трудоустройстве;
  • заключать договоры о содействии в трудоустройстве;
  • обеспечивать заключение иностранными нанимателями трудовых договоров с трудящимися-эмигрантами, трудоустраиваемыми за пределами Республики Беларусь при их содействии, либо заключать трудовые договоры с такими трудящимися-эмигрантами по поручению иностранного нанимателя от своего имени;
  • регистрировать договоры о трудоустройстве и трудовые договоры, заключенные с трудящимися-эмигрантами, трудоустраиваемыми за пределами Республики Беларусь при их содействии, в подразделениях по гражданству и миграции в месячный срок со дня их заключения;
  • выдавать трудящимся-эмигрантам, трудоустраиваемым за пределами Республики Беларусь при их содействии, до отъезда в государство трудоустройства один экземпляр соответствующего трудового договора, зарегистрированного в подразделении по гражданству и миграции;
  • формировать и вести банк данных о гражданах и иностранцах, постоянно проживающих в Республике Беларусь, обратившихся к ним с целью трудоустройства за пределами Республики Беларусь при их содействии;
  • согласовывать с Министерством внутренних дел Республики Беларусь информационные (рекламные) объявления о трудоустройстве за пределами Республики Беларусь граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь;
  • проверять достоверность информации об иностранных нанимателях, а также об иностранных посреднических организациях, осуществляющих трудоустройство за пределами Республики Беларусь по студенческим программам;
  • представлять ежеквартально в установленном порядке в подразделения по гражданству и миграции сведения о трудящихся-эмигрантах, трудоустроенных за пределами Республики Беларусь при их содействии, по форме, утвержденной Министерством внутренних дел Республики Беларусь;
  • представлять в подразделения по гражданству и миграции информацию о трудящихся-эмигрантах, выехавших из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь, в течение пяти рабочих дней соответственно со дня их выезда из Республики Беларусь и со дня их въезда в Республику Беларусь после окончания трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь;
  • исполнять иные обязанности в соответствии с Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь.

В договоре о содействии в трудоустройстве указываются (статья 18 Закона):

  • наименование юридического лица или фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, номер специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, дата его выдачи, срок действия и наименование органа, выдавшего это специальное разрешение (лицензию);
  • фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) гражданина или иностранца, постоянно проживающих в Республике Беларусь, обратившихся с целью трудоустройства за пределами Республики Беларусь при содействии юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь;
  • содержание услуг (услуги), оказываемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, гражданину или иностранцу, постоянно проживающим в Республике Беларусь, а также порядок оказания этих услуг (услуги);
  • обязанности юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, включая обеспечение заключения гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, трудоустраиваемыми за пределами Республики Беларусь при их содействии, трудовых договоров с иностранными нанимателями либо заключение трудовых договоров с такими гражданами и иностранцами по поручению иностранного нанимателя от своего имени, а также предоставление таким гражданам или иностранцам полной и объективной информации об иностранном нанимателе и о характере предполагаемой у него работы;
  • предварительные условия заключения трудового договора в соответствии с требованиями, установленными статьей 19 Закона;
  • ответственность юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, в случае предоставления не соответствующей действительности информации гражданину или иностранцу, постоянно проживающим в Республике Беларусь, трудоустраиваемым за пределами Республики Беларусь при их содействии;
  • порядок оплаты услуг (услуги) и форма расчетов;
  • условия расторжения договора о содействии в трудоустройстве;
  • срок действия договора о содействии в трудоустройстве;
  • местонахождение (адрес) и банковские реквизиты юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, и гражданина или иностранца, постоянно проживающих в Республике Беларусь;
  • иные условия по соглашению между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими деятельность, связанную с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, и гражданином или иностранцем, постоянно проживающими в Республике Беларусь.

Тем не менее нарушения правил и условий осуществления рассматриваемого вида деятельности, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), могут иметь еще более малозначительный характер по сравнению с нарушениями, предусмотренными статьей 9.23 КоАП (например, могут выражаться в отсутствии регистрации в 10-дневный срок после получения лицензии в подразделении по гражданству и миграции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета Республики Беларусь, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов Республики Беларусь договоров о трудоустройстве; непредставлении при заключении в период осуществления лицензируемой деятельности договоров с иностранным нанимателем о трудоустройстве в подразделение по гражданству и миграции соответствующих документов для их регистрации; неведении банка данных о гражданах, обратившихся к лицензиату в целях трудоустройства за пределами Республики Беларусь). Тем не менее к субъектам хозяйствования будут применяться за их совершение более серьезные меры ответственности. В связи с этим требуется корректировка (пересмотр) заложенного законодателем в КоАП подхода относительно применения административной ответственности за нарушение порядка и условий трудоустройства за пределами Республики Беларусь путем объективного (обоснованного) выделения специальных составов, предусматривающих более мягкую ответственность.