Особенности применения административной ответственности за нарушение требований технических нормативных правовых актов (часть 1)

Технические нормативные правовые акты — технические регламенты, технические кодексы установившейся практики, стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций, технические условия, авиационные правила, зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, фармакопейные статьи, нормы и правила пожарной безопасности, нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, нормы и правила по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр, квалификационные справочники, государственные классификаторы технико-экономической информации, формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению, методики по формированию и расчету статистических показателей, инструкции по организации и проведению государственных статистических наблюдений, формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению, проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, иные нормативные правовые акты, отнесенные законодательными актами Республики Беларусь к техническим нормативным правовым актам, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с абзацем 3 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» (далее — Закон о технормировании) к техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации относятся технические кодексы установившейся практики (далее — технический кодекс). Согласно абзацу 8 статьи 1 Закона о технормировании технический кодекс — это технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о технормировании технические кодексы разрабатываются с целью повышения качества процессов эксплуатации (использования) продукции. Согласно абзацу 7 статьи 1 Закона о технормировании технический регламент — технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг. Согласно части 2 статьи 17 Закона о технормировании требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Согласно Закону о технормировании (часть 5 статьи 20), если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным.

В соответствии со статьей 26 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг и функционирование иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, без прохождения всех необходимых процедур подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются.

В соответствии с частью 1 статьи 23.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь влечет наложение штрафа в размере от 2 до 15 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до 200 процентов стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления — до 500 базовых величин.

Пример.

Открытое акционерное общество (ОАО) «М» для изготовления смесей бетонных имело растворобетонный узел, на котором осуществляется изготовление смесей бетонных, готовых к употреблению, в ассортименте.

Обязательное подтверждение соответствия строительных материалов существенным требованиям безопасности введено с 21.08.2012 техническим регламентом Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 N 1748 (далее — Технический регламент).

Перечень строительных материалов и изделий (независимо от страны происхождения), работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), приведен в приложении к Техническому регламенту (далее — Перечень).

Согласно пункту 1 статьи 1 Технического регламента требования Технического регламента распространяются на:

  • завершенные строительством (возведенные, реконструированные, с завершенным капитальным ремонтом, реставрированные, благоустроенные) и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения первого — четвертого классов сложности (далее — сооружения) на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности;
  • выпускаемую в обращение проектную документацию на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объектов (далее — проектная документация) независимо от страны происхождения;
  • выпускаемые в обращение строительные материалы и изделия (независимо от страны происхождения), работы в строительстве, подлежащие подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности Технического регламента, согласно приложению к Техническому регламенту.

Согласно пункту 2 статьи 1 Технического регламента требования Технического регламента не распространяются на:

  • хозяйственные постройки — служебно-хозяйственные здания и другие сооружения, выполняющие вспомогательные функции для ведения домашнего хозяйства;
  • объекты временного использования — временные стационарные или передвижные объекты торговли, общественного питания, бытового и сервисного обслуживания населения на территориях общего пользования, не относящиеся к объектам недвижимости;
  • объекты гражданской обороны и военного строительства;
  • объекты транспортной инфраструктуры (аэродромы, автомобильные и железные дороги, улицы и дороги городов и населенных пунктов, мосты, в том числе путепроводы, виадуки, эстакады), магистральные инженерные сети;
  • внутриплощадочные газопроводные сети и газовое оборудование предприятий, газотурбинные электростанции, установки для преобразования энергии избыточного давления природного газа в электрическую энергию;
  • строительные материалы и изделия, бывшие в эксплуатации (потреблении);
  • строительные материалы и изделия, ввезенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в качестве комплектующих изделий, материалов и сырья для использования в собственном производстве товаров при наличии у них сертификатов соответствия или деклараций о соответствии Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь на готовую продукцию, производимую с применением указанных комплектующих;
  • строительные материалы и изделия, ввезенные в качестве образцов, экспонатов и рекламных материалов для проведения выставок, ярмарок, рекламных акций;
  • строительные материалы и изделия, ввезенные в качестве проб и образцов для проведения испытаний в целях сертификации или принятия декларации о соответствии Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, испытаний и исследований в других целях;
  • строительные материалы и изделия, ввезенные в единичных экземплярах (количестве), предусмотренных одним внешнеторговым договором, исключительно для собственного использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (в том числе для исследования, изучения и испытаний);
  • строительные материалы и изделия, ввезенные в качестве сырья, материалов и комплектующих для выполнения заказов зарубежных организаций на изготовление продукции в соответствии с заключенными договорами, не предназначенной для реализации на территории Республики Беларусь;
  • строительные материалы и изделия, ввезенные для использования в научно-исследовательских целях, в том числе для выполнения научно-исследовательских программ;
  • строительные материалы и изделия, ввезенные в качестве иностранной безвозмездной помощи;
  • строительные материалы и изделия, поставляемые на экспорт по внешнеторговым контрактам;
  • строительные материалы и изделия, ввезенные для использования дипломатическими или консульскими представительствами иностранных государств, представительствами международных организаций или предназначенные исключительно для обеспечения деятельности представительств иностранных организаций;
  • строительные материалы и изделия, изготавливаемые по индивидуальным чертежам (эскизам) и реализуемые населению для личных нужд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Технического регламента строительные материалы и изделия, работы в строительстве и проектная документация могут размещаться на рынке, а сооружения вводиться в эксплуатацию при их соответствии существенным требованиям безопасности Технического регламента, а также других технических регламентов, требования которых на них распространяются.

Согласно пункту 1 статьи 7 Технического регламента подтверждение соответствия существенным требованиям безопасности Технического регламента выпускаемых в обращение сооружений, проектной документации, указанных в приложении к Техническому регламенту строительных материалов и изделий, работ в строительстве носит обязательный характер и осуществляется путем принятия декларации о соответствии существенным требованиям безопасности Технического регламента (далее — декларация о соответствии) либо проведения сертификации.

Изготовитель (заказчик (застройщик), проектировщик, исполнитель работ в строительстве) обязан принимать необходимые меры по обеспечению соответствия сооружения, проектной документации, работ в строительстве, строительных материалов и изделий существенным требованиям безопасности Технического регламента, что может подтверждаться данными действующей системы производственного контроля изготовителя.

Изготовитель (импортер) или его уполномоченный представитель должен иметь комплект технической документации, обеспечивающий подтверждение соответствия строительных материалов и изделий существенным требованиям безопасности Технического регламента и включающий:

  • декларацию о соответствии либо сертификат соответствия, техническое свидетельство в отношении строительных материалов и изделий (при необходимости);
  • комплект конструкторской и технологической документации, подтверждающий выполнение существенных требований безопасности Технического регламента (при наличии);
  • техническое описание строительных материалов и изделий;
  • заключение об области и условиях применения средств противопожарной защиты, используемых в строящихся сооружениях (при необходимости);
  • протоколы первичных типовых испытаний образцов строительных материалов и изделий, проведенных для подтверждения их соответствия существенным требованиям безопасности взаимосвязанных государственных стандартов и технических кодексов установившейся практики;
  • документы, свидетельствующие о наличии системы производственного контроля изготовителя (свидетельство о технической компетентности или аттестат аккредитации испытательного подразделения или другие документы);
  • сертификаты соответствия (декларации о соответствии, технические свидетельства) комплектующих изделий, материалов и сырья, используемых для производства строительных материалов и изделий (при необходимости);
  • сертификат соответствия системы управления качеством изготовителя (при наличии).

Частью 1 пункта 5 статьи 7 Технического регламента установлено, что изготовитель (импортер) или его уполномоченный представитель в части строительных материалов и изделий, указанных в приложении к Техническому регламенту, составляет декларацию о соответствии, в том числе на основании технической оценки пригодности строительных материалов и изделий, или получает сертификат соответствия и маркирует их знаком соответствия согласно статье 8 Технического регламента.

Согласно пункту 6 статьи 7 Технического регламента сертификация строительных материалов и изделий и регистрация деклараций о соответствии проводятся уполномоченным органом в соответствии с требованиями Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Согласно пункту 7 статьи 7 Технического регламента технической оценке пригодности подлежат строительные материалы и изделия, свойства и условия применения которых влияют на обеспечение безопасности сооружений, строительных конструкций, их частей и элементов внутренних инженерных систем для жизни и здоровья людей, имущества и окружающей среды, в том числе:

  • производство которых по инновационным технологиям впервые осваивается, если они отличаются (по свойствам, конструкции, рецептуре) от строительных материалов и изделий аналогичного назначения, отвечающих требованиям технических нормативных правовых актов;
  • изготовленные по зарубежным нормам и стандартам, не введенным на территории Республики Беларусь;
  • вновь разработанные или модернизированные, свойства и условия применения которых полностью или частично не регламентированы государственными стандартами Республики Беларусь либо отличаются от их требований.

Работы по технической оценке пригодности строительных материалов и изделий для применения в строительстве осуществляются уполномоченными органами по подготовке и выдаче технических свидетельств, назначенными Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, а для технических средств противопожарной защиты — уполномоченными органами, назначенными Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, в соответствии с законодательством, в том числе техническими нормативными правовыми актами. При этом уполномоченный орган:

  • устанавливает или разрабатывает при необходимости методики контроля, измерений и испытаний образцов строительных материалов и изделий в соответствии с порядком, определенным техническими нормативными правовыми актами;
  • организует проведение испытаний образцов строительных материалов и изделий для определения значений показателей безопасности и качества;
  • устанавливает действительные значения показателей безопасности и качества строительных материалов и изделий, обеспечивающие соблюдение существенных требований безопасности Технического регламента;
  • определяет условия и область применения строительных материалов и изделий.

Согласно пункту 8 статьи 7 Технического регламента изготовитель, импортер (уполномоченный представитель) на основе сертификата соответствия или декларации о соответствии, зарегистрированной в уполномоченном органе, маркирует строительные материалы и изделия знаком соответствия согласно статье 8 Технического регламента.

Согласно пункту 10 статьи 7 Технического регламента декларации о соответствии сооружений, проектной документации, строительных материалов и изделий подлежат регистрации в соответствии с требованиями Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Декларация о соответствии вступает в силу с даты регистрации.

Согласно статье 9 Технического регламента изготовитель, импортер, проектировщик, исполнитель работ в строительстве, заказчик (застройщик) и их уполномоченные представители несут ответственность в соответствии с законодательством за соответствие выпускаемых в обращение (размещаемых на рынке) строительных материалов и изделий, проектной документации, работ в строительстве и сооружений требованиям Технического регламента.

Процедура регистрации деклараций о соответствии строительных материалов и изделий осуществляется в соответствии с техническим кодексом установившейся практики (ТКП) 5.1.03-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Декларирование соответствия продукции. Основные положения», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30.04.2012 N 23 «О внесении изменений в постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. N 70, от 10 февраля 2012 г. N 12 и об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

В соответствии с Перечнем смеси бетонные подлежат подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности в форме декларирования соответствия (пункт 102).

В ходе проверки было установлено, что при отсутствии у ОАО «М» документов об оценке соответствия (декларации о соответствии) смесей бетона было изготовлено и уложено на объекте более 100 куб.м смесей бетонных (в ассортименте), что подтверждалось представленными паспортами по изготовлению и качественным характеристикам по прочности бетона, а также актами сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, чем были нарушены пункты 1, 5, 7, 10 статьи 7 Технического регламента.

Кроме того, в нарушение части 2 статьи 17 Закона о технормировании, части 2 пункта 1 и части 1 пункта 5 статьи 7 Технического регламента предприятием без подтверждения соответствия существенным требованиям безопасности Технического регламента была допущена реализация строительных материалов и изделий (декларации о соответствии не принимались и не регистрировались в соответствующем уполномоченном органе), в том числе:

  • относящихся к пункту 113 Перечня и подлежащих подтверждению соответствия требованиям безопасности Технического регламента (стойки, связи, балки деревянные) в форме декларирования соответствия, включая стойки и балки деревянные;
  • относящихся к пункту 206 Перечня и подлежащих подтверждению соответствия требованиям безопасности Технического регламента (комплекты изделий заводского изготовления из различных материалов для конструктивных систем зданий и сооружений) в форме декларирования соответствия на основании технической оценки пригодности, включая панели стеновые деревянные утепленные для домов каркасного типа наружные и внутренние.

В то же время в соответствии с частью 1 статьи 23.12 КоАП выпуск, в том числе в продажу и после ремонта, либо поставка (реализация) продукции, выполнение работ, оказание услуг, не соответствующих обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и образцов (эталонов) по качеству, маркировке, комплектности, упаковке и другим требованиям, установленным законодательством, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до 100 процентов от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления — до 500 базовых величин.

Примеры.

1. В ходе проверки соблюдения обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «X» требований законодательства о техническом нормировании и стандартизации было установлено, что общество осуществляет разлив (фасовку) приобретаемых масел (моторное, трансмиссионное, гидравлическое, индустриальное, компрессорное) в потребительскую тару для последующей реализации. Вся фасованная продукция маркируется с помощью нанесения на потребительскую упаковку самоклеящейся этикетки, изготавливаемой обществом, которая содержит следующие сведения: наименование товара; наименование изготовителя и его местонахождение; обозначение технических нормативных правовых актов, в соответствии с которыми изготовляется товар; сведения о количестве или комплектности товара; сведения о подтверждении соответствия товаров (при наличии); дату изготовления.

В соответствии с государственным стандартом Республики Беларусь (СТБ) 1400-2009 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования», утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21.01.2009 N 3 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее — СТБ 1400-2009), информация о товаре в общем случае должна содержать следующие данные: наименование товара; наименование (фирменное наименование) изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая наименование страны-изготовителя); обозначение технических нормативных правовых актов, в соответствии с которыми изготовляется и поставляется товар; основное (функциональное) назначение и область применения товаров, сведения об основных потребительских свойствах товаров (характеристиках, параметрах, эксплуатационных показателях и т.п.); сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров; сведения о количестве или комплектности (составе) товара; сведения о подтверждении соответствия товаров (при наличии); цену; дату изготовления и при наличии дату упаковывания; гарантийный срок (при установлении); срок службы (при установлении), или срок годности (при установлении), или срок хранения (при установлении); товарный знак (при наличии); штриховой идентификационный код (в соответствии с законодательством); информацию, характерную для конкретных товаров (при необходимости) в соответствии с техническими нормативными правовыми актами.

Таким образом, на реализуемой обществом продукции (масла, расфасованные в потребительскую упаковку) на маркировке отсутствовала информация об основном назначении и области применения товара, потребительских свойствах, правилах и условиях эффективного и безопасного использования, дате фасовки, сроке службы или годности (хранения), штриховой идентификационный код, чем были нарушены требования пункта 1, подпунктов 2.4, 2.6, 2.13 пункта 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 N 90-З «О защите прав потребителей», пунктов 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 и пункта 5.1 СТБ 1400-2009.

2. Для проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь и требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации при производстве продукции на ООО «Б» была выборочно отобрана следующая продукция: блоки бетонные для стен подвалов (2 партии) марок ФБС 12.4.6 и ФБС 24.4.6.

Оценка соответствия проверяемой продукции была проведена на соответствие:

  • Техническому регламенту;
  • СТБ 1076-97 «Конструкции бетонные и железобетонные фундаментов. Общие технические условия» (далее — СТБ 1076);
  • СТБ 1544-2005 «Бетоны тяжелые конструкционные. Технические условия» (далее — СТБ 1544);
  • СТБ 1035-96 «Смеси бетонные. Технические условия» (далее — СТБ 1035);
  • межгосударственному стандарту (ГОСТ) 13015.1-81 «Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Приемка»;
  • ГОСТ 13015.2-81 «Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Маркировка» (далее — ГОСТ 13015.2);
  • ГОСТ 10180-90 «Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам» (далее — ГОСТ 10180);
  • государственным строительным нормам Республики Беларусь СНБ 1.02.05-97 «Порядок согласования и утверждения рабочих чертежей типовых строительных конструкций, изделий и узлов», утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.12.1997 N 555 «Об утверждении государственных строительных норм Республики Беларусь»;
  • СТБ 2174-2011 «Изделия арматурные сварные для железобетонных конструкций. Технические условия», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 23.02.2011 N 8 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и общегосударственного классификатора Республики Беларусь»;
  • ТКП 45-1.01-144-2009 (02250) «Технологическая документация при изготовлении строительных материалов и изделий. Порядок разработки, согласования и утверждения», утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.08.2009 N 251 «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов в строительстве и изменений к ним».

В технических паспортах на проверенную продукцию, в справке о номенклатуре выпускаемой продукции было заявлено о ее соответствии требованиям технических нормативных правовых актов, указанных выше. Ссылки на указанные технические нормативные правовые акты приводятся в рабочих чертежах, технических паспортах на готовую продукцию, в маркировке изделий. Вышеперечисленные технические нормативные правовые акты (СТБ 1076, СТБ 1035) взаимосвязаны с Техническим регламентом.

Блоки бетонные для стен подвалов выпускаются по СТБ 1076 и рабочим чертежам, разработанным унитарным предприятием «Центр научно-технических услуг по строительству» (далее — УП «ЦНТУС»), серии Б1.016.1-1, выпуск 1.98 «Блоки сплошные из тяжелого бетона», введены в действие с 01.10.1998. «Дополнение Д1.04 к выпуску 1.98», разработанное УП «ЦНТУС» и введенное в действие с 25.08.2004, на предприятии отсутствует. Технологическая карта на изготовление блоков отсутствует.

В результате внешнего осмотра, измерительного контроля и испытаний продукции, анализа представленных протоколов испытаний было установлено (протоколы внешнего осмотра, измерительного контроля и испытаний образцов кубов бетона), что блоки бетонные для стен подвалов (2 партии) марок ФБС 12.4.6 и ФБС 24.4.6 не соответствуют требованиям подпункта 2.6 пункта 2 статьи 5 Технического регламента (по взаимосвязанному пункту 4.17 СТБ 1076) и СТБ 1076 по:

  • пункту 4.4 — в связи с непроектной установкой монтажных петель: на 3 блоках ФБС 24.4.6 монтажные петли выступают над поверхностью бетона на 15 — 25 мм. На 11 блоках ФБС 24.4.6 по 2 петли из арматурной стали диаметром 8 мм класса S500; на 1 блоке ФБС 12.4.6 — 1 петля из арматурной стали диаметром 8 мм класса S500; на 3 блоках ФБС 12.4.6 по 1 петле из арматурной стали диаметром 10,14 мм класса S240 при требовании установки по 2 петли из арматурной стали диаметром 10 мм класса S240 на глубину 95 мм от верхней поверхности блока. Высота петли должна быть 75 мм;
  • пункту 4.17 — в связи с отклонениями по длине и ширине блоков ФБС 12.4.6 до +16 мм и +15 мм при допустимом отклонении +/- 12 мм и +/- 8 мм соответственно;
  • пункту 4.17 — в связи с отклонениями по ширине и высоте блоков ФБС 24.4.6 от +10 до +20 мм и -15, -20 мм при допустимом отклонении +/- 8 мм и +/- 10 мм соответственно;
  • пункту 4.22 — в связи с внешним видом и качеством поверхностей: наличие околов и наплывов бетона на боковых поверхностях по высоте глубиной до 14 мм на 12 блоках ФБС 24.4.6; наличие раковин более 15 мм в нижней части 3 блоков ФБС 12.4.6 и 1 блока ФБС 24.4.6 (вытекание цементного молочка), наличие околов бетона на 4 блоках ФБС 12.4.6 глубиной до 25 мм (использование маяков для крепления разделительных вкладышей при формовке);
  • пункту 4.27.2 — по маркировке: в маркировочной надписи не читается завод-изготовитель, отсутствовала дата изготовления на 11 блоках ФБС 24.4.6, которая нанесена в процессе проверки, маркировка выполнена от руки без использования шрифта по ГОСТ 13015.2 (пункт 2.3).

Также на предприятии не соблюдались требования пункта 2.1.3 ГОСТ 10180, определяющие число образцов в серии: оно составляло 3 штуки при требуемых 6 штуках при среднем внутрисерийном коэффициенте вариации прочности бетона, равном 13,5% (согласно таблице 4 ГОСТ 10180). Требуемое число образцов в серии может быть менее при подтвержденном среднем внутрисерийном коэффициенте вариации менее 13,5%. Периодичность проведения испытаний по показателям морозостойкости и водонепроницаемости не реже 1 раза в 6 месяцев не соблюдается. В представленном протоколе по определению удельной эффективной активности естественных радионуклидов не был определен класс бетона или вид изделия, для которого проведены испытания. В протоколе указано «бетон тяжелый дробленый».

Таким образом, выборочно проверенная продукция (блоки бетонные для стен подвалов (2 партии) марок ФБС 12.4.6 и ФБС 24.4.6) не соответствовала требованиям подпункта 2.6 пункта 2 статьи 5 Технического регламента и взаимосвязанному СТБ 1076 по: пункту 4.4 — в связи с непроектной установкой монтажных петель, выступающих над поверхностью бетона на 15 — 25 мм, на 11 блоках ФБС 24.4.6 и 1 блоке ФБС 12.4.6: установлены петли из арматурной стали диаметром 8 мм класса S500 при требовании установки петель из арматурной стали диаметром 10 мм класса S240; пункту 4.17 — в связи с отклонениями по длине, высоте и ширине блоков; пункту 4.22 — в связи с внешним видом и качеством поверхностей: наличием околов и наплывов бетона на боковых поверхностях по высоте; пункту 4.27.2 — по маркировке: в маркировочной надписи не читается завод-изготовитель, отсутствовала дата изготовления на 11 блоках ФБС 24.4.6, которая нанесена в процессе проверки, маркировка выполнена от руки без использования шрифта по ГОСТ 13015.2 (пункт 2.3).

3. Основным видом деятельности УП «П» является выполнение строительно-монтажных работ, производство бетонных и железобетонных изделий, бетонных и растворных смесей. В ходе проверки на складе готовой продукции, в производственном цехе выборочно были отобраны (на основании акта отбора образцов) бетонные и железобетонные изделия: кольца стеновые фальцевые, плиты перекрытий колодцев, плиты днищ, кольца опорные, блоки стен подвалов.

Также для контроля прочности бетонов на сжатие в испытательной лаборатории выборочно были отобраны образцы-кубы товарных смесей бетонных тяжелого бетона (3 партии), смесей растворных (1 партия), колец стеновых (3 партии), колец опорных (1 партия), блоков стен подвалов (2 партии), плит перекрытий (1 партия).

Проверкой было установлено, что выборочно отобранная на складе готовой продукции и в производственном цехе УП «П» продукция не соответствует требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации (согласно протоколам внешнего осмотра и измерений, протоколам испытаний).

Так, кольца стеновые фальцевые марки КСф 10.10, марки КСф 15.10, марки КСф 20.10 не соответствовали требованиям СТБ 1077-97 «Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Общие технические условия» (далее — СТБ 1077) по следующим показателям: по пункту 4.4 — в связи со смещением от проектного положения ходовых скоб; пункту 4.8.1 — по классу применяемой арматуры колец марок КСф 10.10 и КСф 15.10; пункту 4.8.6 — в связи с отсутствием антикоррозионного покрытия ходовых скоб; пункту 4.9.1 — в связи с единичными отклонениями геометрических размеров по высоте колец (КСф 15.10 и КСф 20.10); отклонениями от проектного положения монтажных отверстий; пункту 4.9.4 — в связи с отклонениями толщины защитного слоя бетона до рабочей арматуры (на отдельных кольцах КСф 15.10 и КСф 20.10 имеется обнажение арматуры).

Плиты перекрытий колодцев марки 1ПП 15.1М не соответствовали требованиям СТБ 1077 по: пункту 4.8.4 — в связи с наличием погнутых монтажных петель; пункту 4.9.1 — в связи с отклонениями геометрических параметров по наружному диаметру.

Плиты днищ марки ПН 15М не соответствовали требованиям СТБ 1077 по: пункту 4.8.1 — по размерам арматурных изделий; пункту 4.8.4 — в связи с наличием погнутых монтажных петель; пункту 4.9.1 — в связи с отклонениями геометрических параметров по наружному диаметру.

Кольца опорные марки КО 6.1 не соответствовали требованиям СТБ 1077 по: пункту 4.8.1 — по классу применяемой арматуры; пункту 4.8.4 — по размерам и форме арматурных изделий; пункту 4.9.1 — в связи с отклонениями геометрических параметров по наружному диаметру; пункту 4.9.4 — в связи с отклонениями толщины защитного слоя бетона до рабочей арматуры: на верхней поверхности отдельных колец имеется обнажение рабочей арматуры.

В нарушение пункта 7.2 СТБ 1077 плиты перекрытий, плиты днищ и кольца опорные хранились без прокладок.

Блоки бетонные для стен подвалов марки ФБС 24.4.6 не соответствовали требованиям Технического регламента, СТБ 1076 по: пункту 4.4 — в связи с положением монтажных петель; пункту 4.17 — в связи с отклонениями от линейных размеров по высоте, отклонениями от прямолинейности профиля боковых вертикальных поверхностей. В нарушение требований пункта 7.2 СТБ 1076 блоки хранились в пять рядов по высоте. Высота штабеля составила 3 м при допустимой не более 2,5 м.

Кольца опорные марки КО 6.1 от 03.02.2015 не соответствовали требованиям пункта 4.6.3 СТБ 1077 к отпускной прочности бетона на сжатие.

Также было установлено, что поставленные на строительный объект кольца стеновые не соответствуют требованиям СТБ 1077:

  • кольца стеновые марки КСф15.10 в количестве 3 штук: по пункту 4.4 — в связи со смещением от проектного положения ходовых скоб; пункту 4.9.1 — в связи с отклонениями от проектного положения монтажных отверстий, отклонением геометрического размера по внутреннему диаметру на одном кольце; пункту 4.8.6 — в связи с отсутствием антикоррозионного покрытия ходовых скоб; пункту 4.9.4 — в связи с отклонением толщины защитного слоя бетона до рабочей арматуры (имеется обнажение рабочей арматуры на боковых вертикальных поверхностях колец);
  • кольцо стеновое марки КС 15.6 в количестве 1 штуки: по пункту 4.4 — в связи со смещением от проектного положения ходовых скоб; пункту 4.9.1 — в связи с отклонением по высоте кольца, отклонениями от проектного положения монтажных отверстий; пункту 4.8.6 — в связи с отсутствием антикоррозионного покрытия ходовых скоб;
  • плиты перекрытий колодцев марки 1ПП 15.1М в количестве 3 штук: пункту 4.9.1 — в связи с отклонениями геометрических размеров по наружному диаметру и высоте; пункту 4.12.2 — по маркировке.

Также было установлено, что на строительный объект были поставлены кольца стеновые марки КСф 15.10, не соответствующие требованиям СТБ 1077 по: пункту 4.4 — в связи со смещением от проектного положения ходовых скоб; пункту 4.9.1 — в связи с отклонениями геометрических размеров по наружному диаметру, по высоте на 4 изделиях; пункту 4.8.6 — в связи с отсутствием антикоррозионного покрытия ходовых скоб.

Кроме того, было установлено, что в нарушение требований пунктов 5.2, 5.3 СТБ 1035; пунктов 6.8, 6.9 СТБ 1544; пункта 6.5 СТБ 1307-2012 «Смеси растворные и растворы строительные. Технические условия», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.05.2012 N 26 «О внесении изменения в постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. N 85, об утверждении, введении в действие, отмене и изменении технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и о внесении изменений в общегосударственные классификаторы Республики Беларусь» (далее — СТБ 1307), приемо-сдаточные испытания товарных бетонных и растворных смесей проводятся нерегулярно. Контроль прочности бетона на предприятии осуществляется с нарушением требований пункта 2.1.3 ГОСТ 10180, определяющих число образцов в серии. Контрольные образцы-кубы раствора хранятся с нарушением требований пункта 6.4.7 ГОСТ 5802-86 «Растворы строительные. Методы испытаний». Периодические испытания на прочность, трещиностойкость колец стеновых марки КСф 20.10, плит перекрытий колодцев, плит днищ при постановке на производство не проведены (пункт 5.3 СТБ 1077). Не соблюдается периодичность проведения периодических испытаний смесей растворных и бетонных на удельную эффективную активность естественных радионуклидов (пункт 6.9 СТБ 1307, пункт 6.5 СТБ 1544). Периодические испытания растворных смесей на расслаиваемость, водоудерживающую способность, среднюю плотность и жизнеспособность (пункт 6.8 СТБ 1307) предприятием не проведены.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон об архитектурной деятельности) государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать: требования законодательства, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства; требования градостроительной документации и проектной документации на строительство, утвержденных в установленном порядке. Согласно пункту 2 статьи 53 Закона об архитектурной деятельности строительная деятельность на территории Республики Беларусь должна осуществляться с соблюдением требований Закона об архитектурной деятельности, иных актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, градостроительной документации и проектной документации.