Особенности применения административной ответственности за неисполнение требований контролирующих (надзорных) органов

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке организации и проведения проверок (далее – Положение N 510), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 “О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь” (далее – Указ N 510), контролирующие (надзорные) органы и проверяющие в пределах своей компетенции вправе:

  • в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в том числе в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий). Особенности истребования информации и (или) документов при проведении внеплановой тематической оперативной проверки предусмотрены в пункте 88 Положения N 510;
  • истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости – проводить встречные проверки;
  • истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
  • получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации.

Пунктом 8 Положения N 510 определены обязанности проверяемых субъектов, их представителей, участников контрольного обмера. Так, проверяемые обязаны:

  • выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок (журнала производства работ – в случае, предусмотренном в части четвертой пункта 33 Положения N 510);
  • обеспечить допуск проверяющих к проверке и представить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
  • обеспечить проведение инвентаризации, контрольных обмеров, контрольных запусков в производство сырья и материалов, расчетов и экспертиз, а также других действий по проверке деятельности проверяемого субъекта;
  • содействовать проверяющим в проведении проверки;
  • давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;
  • представить проверяющему затребованные у них в соответствии с пунктом 4 Положения N 510 информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии.

Таким образом, Положением N 510 определены конкретные права контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, связанные с определенными требованиями, и корреспондирующие им обязанности проверяемых субъектов, их представителей. Кроме того, соответствующие полномочия контролирующих (надзорных) органов определены в положениях, определяющих их правовой статус (например, Положение о Комитете государственного контроля Республики Беларусь, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 “О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь”).

В связи с этим статья 23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) предусматривает административную ответственность за неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до 20 базовых величин. Особенностью применения указанной статьи КоАП является необходимость выражения требования в установленной законодательством форме. При этом под формой может пониматься ее типовой образец, утвержденный ведомственными правовыми актами, либо в нормативных правовых актах, определяющих статус государственного органа (задачи, функции, права и обязанности), должна быть дана ссылка на вид формы (например, предписание). Большое значение имеет то обстоятельство, кому требование было предъявлено (вручено), имело ли лицо возможность исполнить данное требование, входило ли исполнение требования в его должностные обязанности.

В то же время статьей 23.2 КоАП предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению, в виде штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин. Сложности возникают в необходимости надлежащей фиксации факта воспрепятствования (например, данный факт может подтверждаться свидетельскими показаниями, однако свидетели могут быть как со стороны проверяющих, так и со стороны проверяемого субъекта). Кроме того, нормы статьи 23.2 КоАП применяются непосредственно в рамках проведения проверки в соответствии с требованиями Положения N 510, а нормы статьи 23.1 КоАП – не только при проведении проверки, но и, например, при осуществлении мониторинга, реализации иных полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам статусными актами.

Статьей 23.4 КоАП предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, в виде штрафа в размере от 2 до 50 базовых величин или административного ареста. Таким образом, субъектами административной ответственности по указанной статье будут являться не только должностные лица проверяемого в соответствии с Указом N 510 субъекта, но и любые иные лица. Особенностью применения статьи 23.4 КоАП является то, что требование или распоряжение должностного лица должно быть законным (основываться на положениях нормативных правовых актов (например, Указа N 510): это может быть обязанность лица совершить определенные действия (воздержаться от них), а также право в соответствующей ситуации требовать их совершения (воздержания от них)); требование или распоряжение должно исходить от должностного лица, которое в силу своих служебных полномочий вправе эти требования и распоряжения предъявлять (например, проверяющего); противоправным должно признаваться умышленное неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа, находящегося при исполнении служебных обязанностей. Отличие статьи 23.4 КоАП от статьи 23.1 КоАП заключается в том, что при применении норм статьи 23.1 КоАП необходимо оформление требования в установленной законодательством форме (письменной), а при применении норм статьи 23.4 КоАП в такой форме нет необходимости: требование может быть и устным.

Также необходимо отметить, что ряд норм КоАП предусматривает усиленную административную ответственность в виде штрафа за невыполнение требований отдельных контролирующих (надзорных) органов, причем перечень субъектов административной ответственности дополняется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.

Так, в соответствии со статьей 23.67 КоАП нарушение запрета органов государственного надзора за соблюдением технических регламентов или органа государственного метрологического надзора на выпуск, реализацию продукции (выполнение работ, оказание услуг) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 200 базовых величин, а на юридическое лицо – до 500 базовых величин. Согласно части второй пункта 61 Инструкции о порядке проведения проверок соблюдения требований технических регламентов, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31.01.2008 N 6, уполномоченные должностные лица органа государственного надзора, проводившего проверку, обязаны не позднее тридцатидневного срока со дня получения материалов проверки вынести предписание о применении к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю мер запретительного характера, обеспечить контроль за их выполнением, а также принять иные меры по устранению выявленных нарушений и привлечению соответствующих лиц к ответственности. Согласно подпункту 58.1 пункта 58 Инструкции о порядке проведения государственного метрологического надзора, утвержденной постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 24.04.2003 N 21, нарушения метрологических правил и норм, отмеченные в акте проверки субъекта хозяйствования, могут являться основанием для выдачи предписания: об устранении нарушений метрологических правил и норм; о запрете применения средств измерений, не прошедших государственные испытания и утверждение типа, поверку или метрологическую аттестацию; о запрете выпуска средств измерений, не прошедших государственные испытания и утверждение типа, поверку или метрологическую аттестацию; о снятии с эксплуатации средств измерений, непригодных к применению; о запрете изготовления, ремонта, поверки, продажи и проката средств измерений; о запрете выполнения работ, не соответствующих обязательным требованиям по измерениям. Аналогично часть 4 статьи 12.17 КоАП предусматривает административную ответственность за реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.

В соответствии со статьей 11.24 КоАП уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин. Согласно подпункту 1.5 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 12.12.2013 N 94-З “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции” (далее – Закон N 94-З) антимонопольный орган выносит хозяйствующим субъектам, должностным лицам хозяйствующих субъектов – юридических лиц обязательные для исполнения предписания: о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; о прекращении недобросовестной конкуренции; о недопущении действий, которые могут явиться препятствием возникновению конкуренции и (или) привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если антимонопольным органом установлен факт нарушения антимонопольного законодательства, а лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее требование, либо в случае осуществления антимонопольным органом контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе за экономической концентрацией; о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания. Кроме того, подпунктом 1.6 пункта 1 статьи 9 Закона N 94-З установлено, что антимонопольный орган выносит государственным органам, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания: об отмене или изменении правовых актов, не соответствующих антимонопольному законодательству; о прекращении или изменении соглашений, не соответствующих антимонопольному законодательству; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Таким образом, нормы КоАП, предусматривающие административную ответственность за неисполнение требований контролирующих (надзорных) органов, требуют взаимосогласования по перечню субъектов административной ответственности и обоснованию применения штрафных санкций в увеличенном размере.