В Республике Беларусь инвалиды (являющиеся дееспособными) наравне с другими гражданами несут ответственность за совершение преступления. В соответствии со статьей 48 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) к лицам, совершившим преступления, могут быть применены следующие основные виды наказания:
- общественные работы;
- штраф;
- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- исправительные работы;
- ограничение по военной службе;
- арест;
- ограничение свободы;
- направление в дисциплинарную воинскую часть;
- лишение свободы;
- пожизненное заключение;
- смертная казнь (до ее отмены).
Законодатель, установив, что инвалид — это лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами (статья 1 Закона Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь»), исключил возможность применения некоторых видов уголовного наказания к инвалидам I и II группы.
Так, не применяются к инвалидам I и II группы:
- общественные работы (пункт 5 части 4 статьи 49 УК);
- исправительные работы (пункт 5 части 3 статьи 52 УК);
- арест (пункт 4 части 2 статьи 54 УК);
- ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа (пункт 5 части 5 статьи 55 УК).
Кроме того, устанавливаются определенные изъятия из общего правила при применении иных мер уголовной ответственности в отношении инвалидов. В частности, инвалидность I или II группы является основанием применения судом отсрочки исполнения наказания на срок от двух до трех лет (часть 2 статьи 77 УК), назначения наказания с условным неприменением наказания в случае назначения наказания в виде лишения свободы на срок до пяти лет лицу, впервые осуждаемому к лишению свободы за преступление, в том числе тяжкое. При этом назначается испытательный срок продолжительностью от одного года до трех лет (часть 2 статьи 78 УК).
Законодательством предусматриваются определенные преференции для инвалидов и при освобождении от наказания. В соответствии с частью 3-1 статьи 90 УК условно-досрочное освобождение от наказания может быть применено к инвалидам любой из трех групп после фактического отбытия ими:
- не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление;
- не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление, а также если ранее лицо осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление;
- не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, а также наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся от наказания и совершившему преступление в течение неотбытой части наказания. При этом срок фактически отбытого лицом наказания в виде лишения свободы не может быть менее шести месяцев.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с частью 7 статьи 90 УК лица, обязанные возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, осужденные за преступления, предусмотренные статьей 174 УК, и за иные преступления, совершенные в период работы в организациях на основании судебного постановления, не подлежат условно-досрочному освобождению от наказания. При этом в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.08.2005 N 25 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности» инвалидность I и II группы является основанием освобождения от родительских обязанностей, в том числе по возмещению расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Соответственно инвалиды I и II группы не могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье 174 УК.
Важное значение, в том числе в части реализации инвалидом права на здоровье, также имеет статья 92 «Освобождение от наказания либо замена более мягким по болезни» УК, часть 2 которой предусматривает, что лицо, заболевшее после вынесения приговора иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания или это наказание может быть заменено более мягким. При этом учитываются тяжесть совершенного преступления, личность осужденного, характер заболевания и другие обстоятельства. В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке представления осужденных к досрочному освобождению от отбывания наказания по болезни, утвержденного постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.02.2002 N 49/10 (далее — Положение), в случае признания инвалидом I или II группы лица, осужденного к общественным работам, исправительным работам или ограничению свободы, орган или учреждение, исполняющее наказание и иные меры уголовной ответственности, направляют в суд представление о его досрочном освобождении от отбывания наказания.
Исполнение наказания
Исходной базой законодательства об исполнении наказания выступают общепризнанные принципы и нормы международного права. Национальное уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения основываются на строгом соблюдении гарантий защиты от жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Положения ряда международных актов, в том числе Международного пакта Организации Объединенных Наций «О гражданских и политических правах» (принят в г.Нью-Йорке 16.12.1966); Конвенции Организации Объединенных Наций «Против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (заключена в г.Нью-Йорке 10.12.1984); Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (совершены 29.11.1985); Конвенции Международной организации труда N 105 «Об упразднении принудительного труда» (заключена в г.Женеве 25.06.1957); Концепции модельного уголовно-исполнительного кодекса для государств — участников Содружества Независимых Государств, принятой постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств от 17.02.1996 N 7-25, нашли свое отражение в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь (далее — УИК) в том числе в таких статьях, как: статья 11 «Право осужденных на личную безопасность», статья 12 «Обеспечение свободы вероисповедания осужденных», статья 13 «Обращения осужденных и порядок их рассмотрения», а также в статье 77 «Общие положения о применении физической силы, специальных средств и оружия в исправительных учреждениях».
Исправление осужденных и возвращение их в общество полноценными гражданами являются одной из основных задач уголовно-исполнительной системы (УИС).
Материально-бытовое обеспечение инвалидов, отбывающих наказание
Осужденные инвалиды в силу указанных выше особенностей в условиях уголовно-исполнительной системы приобретают особый статус, так как требуют к себе пристального внимания со стороны государства и администрации исправительного учреждения. Данные обстоятельства отражаются на материально-бытовом, медицинском обеспечении инвалидов, отбывающих наказание, а также на порядке и условиях их нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Осужденным больным и инвалидам I и II группы создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, устанавливаются повышенные нормы питания (часть 4 статьи 94 УИК). Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2006 N 1564 «Об установлении норм питания лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и специальных учреждениях органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста, в учреждениях уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел и норм обеспечения средствами личной гигиены лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел» (далее — постановление N 1564) утверждены нормы питания, нормы обеспечения средствами личной гигиены, порядок обеспечения диетическими продуктами лиц, нуждающихся в лечебном питании. Выделение дополнительного питания для инвалидов предусматривается нормой 1 «Питание лиц, осужденных к лишению свободы, и лиц, содержащихся в лечебно-трудовых профилакториях». Постановлением N 1564 утверждены также нормы обеспечения средствами личной гигиены лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы и лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, в которых выделение дополнительных средств личной гигиены для инвалидов, отбывающих наказание, не предусматривается. Осужденным, являющимся инвалидами I и II группы, питание, одежда и коммунально-бытовые услуги предоставляются бесплатно (часть 6 статьи 94 УИК). При этом в соответствии с частью 5 статьи 94 УИК осужденные имеют право приобретать за счет собственных средств дополнительно разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные услуги, предусмотренные Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.10.2000 N 174 (далее — Правила внутреннего распорядка), сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
В соответствии с частью 7 статьи 82 «Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости» УИК осужденные, являющиеся инвалидами I и II группы, а также осужденные, находящиеся в больницах и лечебных исправительных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет денежных средств, имеющихся на их лицевых счетах, в размере шести базовых величин. Указанным лицам разрешается получение дополнительной бандероли с лекарственными средствами по заключению лечащего врача, которые хранятся и выдаются медицинской частью исправительного учреждения, а также дополнительной посылки или передачи в течение трех месяцев с продуктами питания, рекомендованными врачом (часть 3 статьи 84 УИК). Перечень рекомендованных лечащим врачом продуктов питания и лекарственных препаратов указывается в медицинской карте и утверждается начальником медицинской части (пункт 114 Правил внутреннего распорядка). Осужденным, являющимся инвалидами I и II группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, выезд за пределы исправительного учреждения разрешается в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица (часть 5 статьи 92 УИК).
Следует указать на установившуюся в учреждениях уголовно-исполнительной системы практику поселения инвалидов отдельно от остальных лиц, отбывающих наказание, обусловленную в большей степени особенностями их материально-бытового и медицинского обслуживания. Однако данная практика законодательно не закреплена и требует самостоятельного решения в виде нормативного правового акта, регулирующего порядок и условия отбытия наказания инвалидами.
В национальном законодательстве основные принципы медико-санитарного обслуживания лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, закреплены в УИК, Законе Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2435-XII «О здравоохранении», Законе Республики Беларусь от 16.06.2003 N 215-З «О порядке и условиях содержания лиц под стражей», Инструкции по медицинскому обеспечению лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 27.08.2003 N 202/39 (далее — Инструкция), а также в иных нормативных правовых актах.
Таким образом, правовое поле медицинского обслуживания осужденных и заключенных под стражу формируется в результате взаимодействия двух ведомств. Система оказания медицинской помощи заключенным в Республике Беларусь строится на основе организации медицинских частей, больниц, иных медицинских подразделений учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лечебных исправительных учреждений (статья 96 УИК). Однако при отсутствии возможности оказания в уголовно-исполнительной системе неотложной и плановой медицинской помощи (в первую очередь специализированной — онкологической, кардиологической, фтизиатрической и иной) необходимые лечебно-диагностические мероприятия проводятся в иных учреждениях государственной системы здравоохранения. Медицинская помощь, в том числе обеспечение медикаментами по врачебным назначениям, оказывается заключенным бесплатно (часть 2 пункта 5 Инструкции).
В соответствии с пунктом 228 Инструкции медицинский контроль за осужденными (в том числе инвалидами) осуществляется путем:
- медицинского обследования при поступлении спецконтингента в учреждения с целью выявления инфекционных, паразитарных и других острых заболеваний;
- проведения медицинских осмотров (при поступлении, профилактических, при убытии из учреждения) с целью своевременного выявления больных, лиц с патологическими состояниями и разработки в отношении их лечебно-оздоровительных мероприятий;
- диспансерного наблюдения за лицами, имеющими заболевания;
- систематической проверки выполнения рекомендаций врачебно-трудовых комиссий по правильному привлечению к труду инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью, а также рекомендаций лечебных учреждений по проведению лечебно-профилактических мероприятий среди больных хроническими заболеваниями.
К наиболее проблемным вопросам медицинского обеспечения инвалидов, отбывающих наказание, следует отнести проведение экспертизы стойкой утраты нетрудоспособности.
Так, в соответствии с пунктом 530 Инструкции при постоянной или длительной утрате трудоспособности, а также значительном ее ограничении больным устанавливается инвалидность. Установление инвалидности производится МРЭК согласно нормативным правовым актам Министерства здравоохранения Республики Беларусь. В то же время пункт 531 Инструкции определяет, что освидетельствование лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, МРЭК проводится в случаях, когда это требуется для оформления документов, подтверждающих право указанных лиц на социальные льготы и социальную защиту. В остальных случаях лица, содержащиеся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, освидетельствуются врачебно-трудовыми комиссиями больниц учреждений.
При этом пункт 2 Положения предусматривает, что МРЭК проводит освидетельствование осужденных к общественным работам, исправительным работам или ограничению свободы только для определения групп инвалидности, а медицинское освидетельствование лиц, осужденных к лишению свободы или аресту, для признания их страдающими заболеваниями, указанными в перечне, производится специальной врачебной комиссией Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — СВК) в составе начальника управления медицинского обеспечения главного управления тылового обеспечения Министерства внутренних дел Республики Беларусь (председатель) и не менее трех врачей (члены комиссии) (пункт 3 Положения).
Соглашаясь с целесообразностью проведения медицинского освидетельствования лиц, осужденных к лишению свободы или аресту, на базе специализированного лечебного учреждения как средства соблюдения режима следует подчеркнуть, что в соответствии с Положением СВК принимает решение о возможности лица быть представленным к досрочному освобождению от отбывания наказания по болезни, т.е. по статье 92 УК, но решения о признании лица инвалидом не принимает. В то же время часть 3-1 статьи 90 УК предусматривает три случая возможности применения условно-досрочного освобождения от наказания в отношении инвалидов, осужденных в том числе за тяжкие и особо тяжкие преступления, санкции которых предусматривают и такой вид наказания как лишение свободы.
Труд осужденных инвалидов
Законодательством предусмотрены два случая привлечения инвалидов к труду. В первом случае в соответствии с частью второй статьи 98 УИК привлечение к труду осужденных к лишению свободы инвалидов I и II группы происходит по их желанию в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде. Осужденные привлекаются к труду на предприятиях или в производственных мастерских исправительных учреждений, а также на иных предприятиях независимо от форм собственности при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных. Размер оплаты труда осужденных, отработавших месячную норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму выработки, не может быть ниже установленного законодательством Республики Беларусь размера оплаты труда за выполнение соответствующих работ (часть вторая статьи 100 УИК).
Во втором случае осужденные к лишению свободы могут привлекаться к выполнению работ без оплаты труда только по коллективному самообслуживанию, в том числе по уборке и благоустройству исправительных учреждений и прилегающих к ним территорий. Однако осужденные, являющиеся инвалидами I и II группы, привлекаются к таким работам только по их желанию (часть вторая статьи 101 УИК).
В исправительных учреждениях, за исключением исправительных колоний — поселений, на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленной заработной платы или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами I и II группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, — не менее 50 процентов начисленной им заработной платы или иных доходов.
Полагаем, что целесообразно внести изменения в УК, уточняющие возможность применения к инвалидам мер уголовной ответственности, а также регулирующие условия и порядок отбытия ими наказания.
Необходимо также отметить разобщенность статистических данных и отсутствие единого учета инвалидов, отбывающих наказание; лиц, получивших инвалидность за период отбытия наказания; отсутствие разграничения в статистических данных между лицами, освобожденными от наказания по болезни и инвалидами, освобожденными от наказания. Это обстоятельство не позволяет глубоко изучить проблемы инвалидов при отбытии ими наказания и требует разработки и создания единого учета.
Другой важной проблемой является отсутствие у трудоспособных осужденных инвалидов трудовых навыков и профессиональной квалификации, а у некоторых вообще какого-либо образования. Это обстоятельство препятствует трудоустройству осужденных инвалидов по многим специальностям. Несмотря на то что в соответствии с частью 2 статьи 109 УИК получение инвалидами I и II группы, осужденными к лишению свободы, образования (общего базового и (или) общего среднего) осуществляется по их желанию, при реализации подобного права зачастую инвалид может сталкиваться с проблемой отсутствия в учреждениях уголовно-исполнительной системы специализированных курсов в системе профессиональной подготовки для слепых, глухих и немых осужденных инвалидов, а также отсутствия в территориальных органах уголовно-исполнительной системы центров по реабилитации инвалидов и квалифицированных специалистов. Решением данной проблемы может стать привлечение общественных организаций и квалифицированных специалистов (учитель для глухих инвалидов и т.д.) для организации процесса обучения и проведения трудовой терапии осужденных инвалидов.
Оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве инвалидам после освобождения
В качестве одной из мер помощи в трудовой реабилитации осужденных инвалидов является оказание помощи освобожденным в их трудовом и бытовом устройстве (статья 192 УИК). После освобождения осужденные инвалиды I и II группы в соответствии с частью третьей статьи 192 УИК при необходимости (нуждающиеся в постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании, не имеющие трудоспособных членов семьи, потерявшие социальные связи) с их согласия направляются комитетом по труду, занятости и социальной защите областного, Минского городского исполнительного комитета в специальные дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов для продолжения социальной адаптации и медицинской реабилитации. В случае отсутствия трудоспособных родственников или их отказа от приема инвалида или престарелого по его просьбе, изложенной в заявлении, инспектор по бытовому и трудовому устройству спецконтингента (далее — БТУ) заблаговременно выясняет через комитет по труду, занятости и социальной защите по месту постоянного жительства освобождаемого возможность его определения в дом-интернат, а в отношении инвалида или престарелого, которые до осуждения не имели постоянного места жительства, — через комитет по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения. Инспектором БТУ совместно со спецотделом, медицинскими работниками исправительного учреждения и другими службами готовятся документы, необходимые для решения вопроса об определении освобождаемого в дом-интернат. За три месяца до освобождения документы направляются инспектором БТУ в соответствующий комитет по труду, занятости и социальной защите. В случае поступления из комитета по труду, занятости и социальной защите ответа об отказе в определении освобождаемого в дом-интернат инспектор БТУ разъясняет освобождаемому порядок и его право обжаловать отказ в вышестоящие органы.
При наличии противопоказаний для определения в дом-интернат инвалида, престарелого, а равно иных объективных причин, препятствующих определению освобождаемого в дом-интернат, документы о его освобождении из исправительного учреждения по отбытии срока наказания оформляются, как правило, по прежнему месту жительства в соответствии с Инструкцией о порядке оказания содействия в бытовом и трудовом устройстве лицам, освобождаемым от отбывания наказания в виде лишения свободы, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 14.06.2007 N 151.