Особенности привлечения к ответственности нанимателя за прием на работу иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, без специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь

Вопросы, связанные с трудоустройством иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, регулируются рядом актов, основное место среди которых занимает Закон Республики Беларусь от 30.12.2010 N 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон N 225-З). Следует отметить, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2016 N 353-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» в Закон N 225-З внесены некоторые изменения, которые вступят в силу 15 июля 2016 г.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 23 обновленного Закона N 225-З и положениями других актов законодательства Республики Беларусь трудящиеся-иммигранты (т.е. иностранцы, не имеющие разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, въехавшие в Республику Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности по трудовому договору у нанимателя Республики Беларусь либо осуществляющие такую деятельность в Республике Беларусь (абзац 11 статьи 1 Закона N 225-З)) осуществляют трудовую деятельность в Республике Беларусь при условии наличия специального разрешения и заключения трудового договора. Осуществление трудовой деятельности трудящимся-иммигрантом в Республике Беларусь без получения нанимателем Республики Беларусь специального разрешения и заключения трудового договора не допускается.

Таким образом, по общему правилу для трудоустройства в Республике Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание, наниматель обязан получить:

разрешение на привлечение иностранной рабочей силы при использовании труда иностранных граждан в количестве, превышающем 10 человек, за исключением иностранцев, являющихся высококвалифицированными работниками, и иностранцев, привлекаемых в качестве руководителей коммерческих организаций, в создании которых они участвовали (в качестве собственников имущества, учредителей, участников);

специальное разрешение на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства, не имеющего разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь.

В свою очередь для получения специального разрешения в отношении указанных лиц наниматель обязан предпринять ряд действий и совершить ряд процедур, предусмотренных как Законом N 225-З, так и иными актами законодательства, такими как:

  • единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»;
  • Инструкция о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, утвержденная постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 07.07.2011 N 247 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы и специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства внутренних дел Республики Беларусь» (далее — Инструкция N 247);
  • другие нормативные правовые акты.

Что касается ответственности нанимателя за прием на работу иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, без специального разрешения, то непосредственно в Законе N 225-З конкретные меры юридической ответственности, которые могут быть применены к нанимателю, не перечислены. В статье 5 Закона N 225-З содержится лишь бланкетная норма, согласно которой лица, виновные в нарушении законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции, несут ответственность, установленную законодательными актами Республики Беларусь. Аналогичная норма содержится и в пункте 14 Инструкции N 247, которым закреплено, что прием на работу иностранцев без специального разрешения влечет ответственность нанимателей Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В то же время в части 4 статьи 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения штрафа в размере до двадцати базовых величин за использование иностранного гражданина или лица без гражданства для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности с нарушением установленного порядка.

Если же данное правонарушение совершается повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, то на основании части 5 статьи 23.55 КоАП это уже влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

Вместе с тем при привлечении нанимателя к ответственности за прием на работу иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, без специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь необходимо иметь в виду то, что в части 2 статьи 2 Закона N 225-З перечислены категории лиц, на которых не распространяется действие Закона N 225-З и соответственно в отношении которых не требуется получение специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Обращаем внимание, что с 15 июля 2016 г. этот список дополнен следующими категориями иностранных граждан:

  • получающими высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающимися по получаемой специальности;
  • получившими высшее образование в учреждениях образования Республики Беларусь и трудоустраивающимися по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение одного года после получения специальности и присвоения квалификации.

Кроме того, напомним, что при применении национального законодательства в области внешней трудовой миграции необходимо учитывать и положения международных договоров Республики Беларусь. Подтверждением тому служит статья 3 Закона N 225-З, согласно которой законодательство Республики Беларусь о внешней трудовой миграции состоит в том числе из международных договоров Республики Беларусь. Более того, если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом 225-З, то применяются правила международного договора Республики Беларусь.

В данной ситуации целесообразно обратить внимание на Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее — Договор). В соответствии с пунктом 4 статьи 97 Договора трудовая деятельность трудящегося государства, являющегося членом Евразийского экономического союза (далее — государства-члены), регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений Договора. В пункте 1 статьи 97 Договора также закреплено, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Таким образом, с учетом обозначенных норм Договора в настоящее время административная ответственность по части 4 статьи 23.55 КоАП может наступать в случае приема на работу и соответственно использования для осуществления трудовой, предпринимательской или иной деятельности иностранцев, не являющихся гражданами государств — членов Договора (т.е. не являющихся гражданами Российской Федерации, Республики Казахстан, Республики Армения и Кыргызской Республики). Вместе с тем при привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 23.55 КоАП также необходимо учитывать и сферу действия Закона 225-З, а именно те общественные отношения, на которые в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 225-З действие Закона N 225-З не распространяется.