В последнее время в нашей стране уделяется значительное внимание организации и проведению контрольными (надзорными) органами проверок. В связи с этим было принято значительное количество новых документов и отменено около ста ранее действовавших. Из вновь принятых наиболее значимым является Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ N 510).
В течение срока, установленного в п. 4 Указа N 510, могут назначаться внеплановые проверки по вопросам соблюдения проверяемым субъектом порядка осуществления оптовой и (или) розничной торговли товарами несобственного производства (торговой посреднической деятельности) (п. 5 Указа N 510). Внеплановая тематическая оперативная проверка может проводиться одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих проверяемому субъекту, в том числе расположенных на территориях разных административно-территориальных единиц (п. 86 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510).
По критериям отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок, утвержденным Указом N 510, подпадает под высокую группу риска следующая торговая посредническая деятельность:
- оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями для автомобилей;
- оптовая торговля радио-, теле- и видеоаппаратурой;
- оптовая торговля древесиной и продукцией обработки древесины;
- оптовая торговля строительными материалами, санитарно-техническим оборудованием;
- оптовая торговля компьютерами и периферийными устройствами;
- розничная торговля вне магазинов (за исключением выездной, развозной, разносной торговли, торговли на ярмарках, торговли с использованием торговых автоматов).
Внеплановые тематические оперативные проверки в объектах общественного питания и розничной торговли вправе проводить (п. 10 Указа N 510):
- органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь;
- Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь и их территориальные органы и др.
Статьей 7 Закона Республики Беларусь от 28.07.2003 N 231-З «О торговле» (далее — Закон о торговле) определены виды торговли, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (ИП) в Республике Беларусь:
- оптовая торговля;
- розничная торговля;
- общественное питание (торгово-производственная деятельность).
При этом субъекты торговли вправе осуществлять один или несколько ее видов в формах, предусмотренных Законом о торговле, в случае если иное не установлено законодательными актами.
Розничной торговлей является торговля товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи. Различают следующие виды розничной торговли.
Торговля по образцам — это торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках.
К посылочной торговле относится торговля, характеризующаяся доставкой товаров с использованием посылок, бандеролей и иных почтовых отправлений и выбором товаров при помощи каталогов и иных информационных источников. Розничная торговля, осуществляемая в форме посылочной торговли, является разновидностью торговли по образцам и регулируется соответствующими нормативными правовыми актами.
Торговля с использованием автоматов. Торговый автомат представляет собой техническое средство, предназначенное для автоматизации процесса продажи определенных товаров.
Выездная торговля — форма розничной торговли, осуществляемая в установленных местах или на определенной территории вне постоянного места расположения торгового объекта.
Биржевая торговля — это торговля, характеризующаяся заключением на биржевых торгах договора купли-продажи.
Торговля на ярмарке проводится в определенном месте и в определенное время. Торговля в такой форме организуется и проводится на местном, республиканском, межгосударственном уровнях уполномоченными государственными органами, торговыми и иными организациями, ИП в целях реализации и рекламы товаров, формирования хозяйственных связей. Реализация товаров на ярмарках может осуществляться по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах и иных информационных источниках.
Электронная торговля осуществляется с помощью заказа, покупки, продажи товаров с использованием информационных систем и сетей. При осуществлении торговли в этой форме договор купли-продажи заключается путем оформления электронного документа в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 N 357-З «Об электронном документе» с учетом требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.09.2006 N 1161 «О некоторых вопросах осуществления розничной торговли по образцам с использованием сети Интернет».
Торговля на рынке включает осуществление торговли сельскохозяйственной продукцией, дикорастущими плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами, а также животными.
Нормативно-правовое регулирование
При организации и проведении проверки организаций розничной торговли и общественного питания проверяется соблюдение нормативных правовых актов, регулирующих различные аспекты таких видов экономической деятельности (см. таблицу 1).
Таблица 1. Нормативно-правовое регулирование функционирования организаций розничной торговли и общественного питания
N
п/п |
Нормативные правовые акты,
регулирующие различные аспекты данного вопроса |
Регулируемые аспекты |
1 | Закон о торговле | Определяет правовые основы
осуществления торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и контроля в области торговли, направлен на создание благоприятных условий для эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг |
2 | Типовой план счетов
бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 N 89 |
Данным счетом пользуются в основном
организации торговли и общественного питания. В организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, счет 41 «Товары» применяется в случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты приобретаются специально для продажи или когда стоимость приобретаемых для комплектации готовых изделий не включается в себестоимость выпускаемой продукции, а подлежит возмещению покупателями отдельно (в отношении готовых изделий, приобретенных для производственной комплектации, приведены пояснения к счету 10 «Материалы» субсчет 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали»). Снабженческо-сбытовые и иные организации, одним из видов деятельности которых является торговля, учитывают на счете 41 «Товары» также покупную тару и тару собственного производства (на отдельном субсчете), кроме тары, служащей для производственных или хозяйственных нужд, учитываемой на счете 01 «Основные средства» или 10 «Материалы». Товары, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 002 «Товарно- материальные ценности, принятые на ответственное хранение». Принятые на комиссию товары учитываются на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию» |
3 | Положение о лицензировании
отдельных видов деятельности, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 (далее — Положение N 17) |
Лицензирование — комплекс
реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством |
4 | Перечень видов деятельности, на
осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденный Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 (далее — Перечень N 17) |
Лицензированию Минским горисполком,
городским (в том числе в городах с районным делением) и районным исполкомами подлежит розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) (п. 44 Перечня N 17) |
5 | Положение о лицензировании
розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2005 N 1221 «О некоторых вопросах лицензирования розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания, а также деятельности, связанной с оборотом (за исключением розничной торговли, экспорта и импорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции (кроме антисептических лекарственных средств и ветеринарных средств, относящихся к непищевой спиртосодержащей продукции), непищевого этилового спирта и табачных изделий» (далее — Положение N 1221) |
Приведены лицензионные требования
при осуществлении розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественного питания |
6 | Правила торговли на рынках
Республики Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 N 1623 «О некоторых вопросах деятельности рынков» |
Регулируют отношения, возникающие
между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по управлению рынками, юридическими лицами, их филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, расположенными вне мест нахождения юридических лиц, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю на рынках на предоставленных им органом управления рынка торговых местах на рынке, иными физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на рынках, а также покупателями |
7 | Правила осуществления розничной
торговли по образцам, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31 |
Регулируют отношения между
покупателем и продавцом товаров при осуществлении розничной торговли по образцам и оказании услуг, связанных с такой торговлей |
8 | Правила комиссионной торговли
непродовольственными товарами, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2007 N 744 |
Регулируют отношения между
комиссионером и комитентом по договору комиссии, а также между комиссионером и покупателем при продаже непродовольственных товаров, принятых на комиссию |
9 | Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 20.12.2008 N 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» (далее — постановление N 1987) |
Утверждено Положение о порядке
выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь; приводится перечень товаров (услуг), государственная закупка которых может осуществляться в форме электронной торговли |
10 | Постановление Совета Министров
Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 09.01.2002 N 18/1 «О приеме наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем» (далее — постановление N 18/1) |
Юридические лица (а также филиалы,
представительства, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет) и индивидуальные предприниматели принимают наличные денежные средства (в том числе авансовые платежи) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Беларуси при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением КСА, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами Беларуси (подпункт 2.1 пункта 2) |
11 | Государственный реестр моделей
(модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, утвержденный постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 04.06.2003 N 29 |
Приведен перечень моделей
(модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь |
12 | Инструкция о некоторых вопросах
регистрации в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.09.2004 N 100 (далее — Инструкция N 100) |
Определяет порядок регистрации
юридическими лицами (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков), их филиалами, представительствами, обособленными подразделениями юридических лиц, имеющими отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, и индивидуальными предпринимателями в инспекциях Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, входных билетов, программ (буклетов), квитанций, применяемых для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, книги кассира- операциониста |
13 | Инструкция о порядке
использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров для приема наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.09.2004 N 103 (далее — Инструкция N 103) |
Определяет порядок использования
юридическими лицами (в том числе Национальным банком Республики Беларусь, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями при осуществлении ими валютно-обменных операций и операций по продаже монет, драгоценных металлов, драгоценных камней и других ценностей), а также филиалами, представительствами и иными обособленными подразделениями юридических лиц, имеющими отдельный баланс и для совершения операций которых юридическим лицом открыт банковский счет с предоставлением права распоряжаться таким счетом должностным лицам обособленного подразделения, и индивидуальными предпринимателями кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, для приема наличных денежных средств (в том числе авансовых платежей, задатка и денежных средств, принимаемых в качестве залога) и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг |
14 | Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 26.05.2000 N 764 (далее — постановление N 764) |
Утверждены:
примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности; примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности |
15 | Постановление Министерства труда
Республики Беларусь от 14.04.2000 N 54 (далее — постановление N 54) |
Утверждены:
Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности; Примерный перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность; Примерный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности |
16 | Инструкция о порядке ведения
кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2008 N 4 (далее — Инструкция N 4) |
Устанавливает единый порядок
проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях, а также организацию контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций в белорусских рублях |
17 | Нормы товарных потерь, методика
расчета и порядок отражения в учете, согласованные с Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством экономики Республики Беларусь, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 02.04.1997 N 42 |
Движение товара от мест
производства до потребителя в силу различных причин сопровождается товарными потерями. Товарные потери делятся на нормируемые и ненормируемые. Нормируемыми потерями являются: естественная убыль товаров; бой, лом товаров вследствие их хрупкости; порча товаров или повреждение потребительской тары, в которую упакована продукция, что, в свою очередь, вызывает потерю потребительских свойств товара; бой порожней стеклянной посуды; технологические отходы, образующиеся при подготовке отдельных видов товаров к продаже. К ненормируемым потерям относятся порча и недостача товаров сверх установленных норм и недостача товаров, по которым такие нормы не установлены. Естественная убыль представляет собой потери товара (уменьшение его массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств товара, воздействия метеорологических факторов и несовершенства применяемых в данное время средств защиты продукции от потерь при транспортировании, хранении и реализации |
18 | Инструкция о порядке продажи
товаров в кредит, утвержденная приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 29.04.1996 N 36 (далее — Инструкция N 36) |
Регулирует порядок продажи
гражданам Республики Беларусь товаров в кредит в предприятиях розничной торговли всех форм собственности |
19 | Методические рекомендации по
документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 09.04.2007 N 74 |
Могут применяться только в той
части, в какой они на момент применения не противоречат действующему законодательству Республики Беларусь |
20 | Постановление Министерства
торговли Республики Беларусь от 14.09.2007 N 53/1 (далее — постановление N 53/1) |
Утверждены:
альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций при осуществлении комиссионной торговли непродовольственными товарами; Инструкция о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций при осуществлении комиссионной торговли непродовольственными товарами |
21 | Методические указания по составу
и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденные приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 20.09.2002 N 86 (далее — Методические указания N 86) |
Регламентируют состав затрат,
включаемых в издержки обращения, разграничение расходов торговых организаций по источникам их покрытия; предусматривают многовариантные решения по учету издержек обращения, с тем чтобы организация торговли имела право выбора наиболее рационального с точки зрения хозяйственной деятельности и условий работы. Могут применяться и служить основой системы управления издержками обращения во всех организациях торговли независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности |
22 | Инструкция по оформлению и учету
счетов при расчетах официантов (барменов) с потребителями в торговых объектах общественного питания, утвержденная постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 31.01.2005 N 3 |
Устанавливает порядок расчетов за
питание, оказанные услуги в торговых объектах общественного питания при обслуживании официантами (барменами) потребителей |
23 | Положение о порядке организации
общественного питания в производственных организациях, утвержденное постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 05.05.2007 N 27 |
Определяет порядок организации
общественного питания рабочих и служащих в производственных организациях |
24 | Приказ Министерства торговли
Республики Беларусь, Белорусского республиканского союза потребительских обществ от 04.01.1995 N 1/3 «О введении характеристик типов предприятий общественного питания в Республике Беларусь» |
Приведены характеристики типов
предприятий общественного питания в Республике Беларусь, разработанные отделом организации общественного питания Министерства торговли Республики Беларусь и управлением общественного питания Белкоопсоюза |
25 | Перечень продукции, услуг,
персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 N 60 |
Приведен перечень продукции,
подлежащей обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь |
Проверка общих вопросов
Лицензирование
Приступая к проверке, проверяющий сначала устанавливает, какие виды торговли осуществляет организация, а затем — какие из них лицензируются. Лицензирование отдельных видов экономической деятельности является одним из средств государственного регулирования деятельности субъектов хозяйствования. В соответствии с п. 2 Положения N 17 лицензирование — комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством (п. 4 Положения N 17).
Согласно п. 44 Перечня N 17 лицензированию Минским горисполком, городским (в том числе в городах с районным делением) и районным исполкомами подлежит розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия).
Требования Положения N 1221 проверяется в части лицензируемой деятельности, включающей следующие составляющие работы и услуги:
- розничная торговля (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий);
- общественное питание;
- розничная торговля алкогольными напитками и (или) табачными изделиями;
- розничная торговля непищевой спиртосодержащей продукцией.
Лицензия не требуется для продажи:
- сельскохозяйственной продукции, в том числе с торговых мест на рынках, торфа и топливного брикета, древесного топлива их производителями (за исключением продажи в торговых объектах);
- бывшего в употреблении у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборудования, инвентаря, транспортных средств, вспомогательных материалов и иных товаров;
- билетов (жетонов) для проезда в пассажирском транспорте, интернет-карт, пластиковых телефонных карт, иных установленных средств, подтверждающих предварительную оплату за услуги, билетов на посещение театрально-зрелищных, выставочных и спортивных мероприятий;
- печатных информационно-рекламных изданий, связанных с основной деятельностью, в театрах, концертных залах и музеях, кассах по продаже билетов для проезда в пассажирском транспорте (программы, афиши, расписания движения транспорта и другие);
- предметов религиозного назначения в культовых зданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях религиозными организациями;
- образцов товаров, экспонируемых на выставках, в том числе международных;
- произведений живописи, графики, скульптуры и предметов народных промыслов их авторами (при наличии документов, подтверждающих профессиональное образование или членство в творческих союзах).
Лицензия не требуется для:
- заправки баллонов, в том числе газобаллонных транспортных средств, сжиженным (сжатым, природным) газом;
- организации питания, если она является вспомогательной деятельностью и обеспечивает выполнение основного вида деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Более внимательно проверяется соблюдение особых требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности (п. 8 Положения N 1221):
- осуществление работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в торговых объектах и (или) торговых объектах общественного питания (за исключением развозной, разносной торговли, торговли на рынках с торговых мест), местонахождение которых указано в лицензии (за исключением летних, сезонных кафе), в любых формах торговли, не запрещенных законодательством, в том числе вне этих торговых объектов и (или) торговых объектов общественного питания, а при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин также в соответствии с доменным именем, указанным в лицензии;
- осуществление лицензиатом, не имеющим торговых объектов, указанных в абз. 2 ч. 2 п. 8 Положения N 1221, развозной, разносной торговли, торговли на рынках с торговых мест, форм торговли, осуществляемых без наличия торгового объекта, в соответствии с указанной в лицензии формой торговли, а при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин также в соответствии с доменным именем, указанным в лицензии;
- соблюдение режима работы, установленного торговому объекту и (или) торговому объекту общественного питания (за исключением торговых объектов развозной, разносной торговли, летних, сезонных кафе, торговли на рынках с торговых мест, осуществление форм торговли без наличия торгового объекта);
- соответствие торгового объекта общественного питания установленным требованиям для данного типа и наценочной категории;
- розничная торговля указанными в лицензии группами алкогольных напитков с соблюдением установленного времени их продажи;
- розничная торговля алкогольными напитками в розлив в торговых объектах и (или) торговых объектах общественного питания, в которых такое право предоставлено в лицензии;
- прием наличных денежных средств и (или) банковских пластиковых карточек в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательством.
К грубым нарушениям лицензиатом, его обособленным подразделением (филиалом) законодательства о лицензировании или установленных требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности относятся (п. 12 Положения N 1221):
- продажа товаров с истекшим сроком годности и (или) хранения, нарушение технологического и санитарно-гигиенического режима производства продукции собственного производства, повлекшие создание опасных условий для жизни, нанесение ущерба здоровью, имуществу потребителя;
- осуществление розничной торговли и общественного питания в местах, не установленных лицензиату местным исполнительным и распорядительным органом, а при осуществлении розничной торговли через интернет-магазин — с использованием доменного имени (доменных имен), не указанного(ых) в лицензии;
- торговля без сопроводительных документов, подтверждающих легальность импорта в Республику Беларусь и (или) приобретения (поставки);
- нарушение установленного порядка формирования и применения цен;
- несоблюдение ассортиментного перечня товаров торгового объекта, ассортиментного перечня продукции собственного производства торгового объекта общественного питания, установленных местными исполнительными и распорядительными органами;
- торговля алкогольными напитками, табачными изделиями без акцизных марок Республики Беларусь и (или) специальных марок, если маркировка указанных напитков и изделий этими марками предусмотрена законодательными актами, а также с поддельными акцизными марками и (или) специальными марками;
- торговля алкогольными напитками, непищевой спиртосодержащей продукцией без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия указанных напитков, продукции требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
- торговля табачными изделиями без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия качества этих изделий установленным требованиям;
- неоднократная (два и более раза в течение года) розничная торговля товарами без наличия документов и (или) маркировки, предусмотренных законодательством для подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
- осуществление индивидуальными предпринимателями розничной торговли непищевой спиртосодержащей продукцией, расфасованной в потребительскую тару (упаковку) емкостью более 1 литра (массой более 1 килограмма);
- несоблюдение режима работы, установленного торговому объекту, включая торговое место на рынке, и (или) торговому объекту общественного питания, а также времени продажи алкогольных напитков, установленных торговому объекту и (или) торговому объекту общественного питания;
- отсутствие профессиональной подготовки и квалификационных разрядов у персонала (поваров, кондитеров, официантов, барменов, буфетчиков) торговых объектов общественного питания;
- осуществление розничной торговли алкогольными и слабоалкогольными напитками, пивом с объемной долей этилового спирта до 7 процентов, табачными изделиями в местах, где она запрещена актами законодательства;
- нарушения, предусмотренные в законодательных актах.
Как отмечалось выше, к лицензионным условиям относится в том числе соблюдение ассортиментного перечня товаров и режима работы розничного торгового объекта. Общие требования по формированию такой информации приведены в приказе Министерства торговли Республики Беларусь от 04.08.2009 N 115, которым утверждены:
- Рекомендации о порядке согласования ассортиментного перечня товаров розничного торгового объекта при осуществлении развозной торговли, ассортиментного перечня товаров, продукции собственного производства торгового объекта общественного питания;
- Рекомендации о порядке согласования режима работы розничного торгового объекта, торгового объекта общественного питания.
Ассортиментный перечень товаров розничного торгового объекта при осуществлении развозной торговли, ассортиментный перечень товаров, продукции собственного производства торгового объекта общественного питания утверждаются руководителем юридического лица или уполномоченным им работником, индивидуальным предпринимателем — владельцами розничных торговых объектов, торговых объектов общественного питания, а также осуществляющими развозную торговлю, с учетом товарного профиля, специализации, месторасположения торгового объекта, размера торговой площади, типа, наценочной категории торгового объекта общественного питания и других факторов. В ассортиментном перечне указывается наименование (вид) товара (товарной группы), продукции собственного производства и количество их разновидностей (моделей, артикулов). Данные аспекты подлежат тщательному контролю.
Подчеркнем, что режим работы торговых объектов также утверждается руководителем юридического лица или уполномоченным им работником, индивидуальным предпринимателем — владельцами розничного торгового объекта, объекта общественного питания с учетом месторасположения торгового объекта, обслуживаемого контингента питающихся, требований нормативных правовых актов.
В режиме работы указывается время начала и окончания работы, обеденного перерыва, выходные и санитарные дни. Режим работы определяется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами и должен соответствовать установленному. В ходе проверки необходимо выяснить, получено ли согласование режима работы со структурными подразделениями районных или городских исполнительных комитетов, местных администраций г. Минска, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере торговли, общественного питания, по месту нахождения торгового объекта.
Режим работы розничного торгового объекта, торгового объекта общественного питания, расположенных на территории производственных, учебных и иных организаций, устанавливается также по согласованию с администрацией этих организаций. Согласованный режим работы действует бессрочно (до закрытия торгового объекта).
Лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе принять решение о приостановлении ее действия при выявлении у лицензиата государственным органом, который в пределах своей компетенции контролирует осуществление лицензиатами видов деятельности, просроченной задолженности по расчетам с поставщиками за реализованную лицензиатом мясную и молочную продукцию, за водку, ликеро-водочные изделия с объемной долей этилового спирта свыше 28% (свыше двух месяцев), за продовольственные товары (свыше трех месяцев) при условии, что производство указанных товаров осуществляется на территории Республики Беларусь.
При повторном выявлении в течение 6 месяцев у лицензиата просроченной задолженности, указанной выше, лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение об ее аннулировании в порядке, установленном законодательством.
За нарушение требований нормативных правовых актов по лицензионным видам деятельности Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена следующая административная ответственность:
- лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности (ч. 1 ст. 6.9 КоАП);
- представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, статистической декларации или периодической статистической декларации, регистрации сделки — влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати процентов контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров (ст. 11.42 КоАП);
- отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, регистрационного номера сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации в установленных законодательством Республики Беларусь случаях — влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг (ст. 11.43 КоАП);
- предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью (ч. 1 ст. 12.7 КоАП);
- предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления, — влечет наложение штрафа в размере до ста базовых величин с конфискацией предметов административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации (ч. 1-1 ст. 12.7 КоАП).
Наряду с административной, предусмотрена уголовная ответственность за нарушение законодательства в области лицензирования в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее — УК):
- предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно (незаконная предпринимательская деятельность), сопряженная с получением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет (ч. 1 ст. 233 УК);
- действия, предусмотренные ч. 1 ст. 233 УК, совершенные лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное указанной статьей, а равно незаконная предпринимательская деятельность, сопряженная с получением дохода в особо крупном размере, — наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ч. 2 ст. 233 УК);
- действия, предусмотренные ч. 1 или 2 ст. 233 УК, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ч. 3 ст. 233 УК).
В контексте ст. 233 УК:
- под доходом от незаконной предпринимательской деятельности следует понимать всю сумму выручки в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее получение. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении;
- доход от незаконной предпринимательской деятельности признается полученным в крупном размере, если он в тысячу и более раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, в особо крупном размере — в две тысячи пятьсот и более раз превышает размер такой базовой величины.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаях осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям юридического лица, или признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (п. 2 ст. 57 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК).
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению хозяйственного суда в случае осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов, признания судом государственной регистрации юридического лица недействительной, аннулирования государственной регистрации индивидуального предпринимателя (подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»).
Проверка качества товара
В ходе проверки устанавливается соблюдение санитарных норм. Основным документом, регулирующим осуществление санитарно-эпидемического контроля, является Закон Республики Беларусь от 23.11.1993 N 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», ст. 19 которого, наряду с другими аспектами, предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- осуществлять санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения среды обитания человека, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения, на улучшение условий воспитания и обучения детей, предупреждение возникновения и распространения заболеваний;
- своевременно информировать население, органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор, об аварийных ситуациях, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемическому благополучию населения;
- обеспечивать проведение производственного контроля за выполнением в процессе осуществления деятельности санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- выполнять постановления и предписания органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор;
- обеспечивать проведение государственной гигиенической регламентации и регистрации, создавать условия для сохранения и укрепления здоровья работников, обеспечивать их гигиеническое обучение;
- приостанавливать производство, применение и (или) реализацию не соответствующей санитарным правилам продукции, в том числе продовольственного сырья, пищевых продуктов и контактирующих с ними материалов и изделий;
- соблюдать иные требования санитарно-эпидемиологического законодательства Республики Беларусь.
Контроль за соблюдением санитарного законодательства осуществляется Министерством здравоохранения Республики Беларусь с помощью Главного управления гигиены и эпидемиологии (Госсаннадзор). Для организаций продовольственной торговли разработаны специальные санитарные правила, в которых определены нормативы и санитарные требования к товарам, торговым помещениям и работникам торговли.
Согласно Закону Республики Беларусь от 29.06.2003 N 217-З «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» товар (работа, услуга), для которого в соответствии с законодательством или нормативным документом установлены требования к качеству, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья, имущества потребителя и охрану окружающей среды, а также средства для достижения безопасности жизни и здоровья потребителя, подлежат государственной гигиенической регламентации и регистрации и (или) обязательной сертификации.
Сертификация — это система мер и действий, направленная на подтверждение соответствия фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов, технических условий и иных нормативных документов, действующих на мировом рынке или в той или иной стране — импортере продукции. Она осуществляется в соответствии с Общими требованиями к порядку и правилам проведения сертификации согласно приложению 2 к Протоколу о едином порядке применения технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и экологических стандартов, норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства — участники соглашений о Таможенном союзе.
Согласно п. 15 Положения о государственной гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.12.2001 N 1807 «О совершенствовании системы государственной гигиенической регламентации и регистрации химических и биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продовольственного сырья и пищевых продуктов, а также материалов и изделий, применяемых для производства, упаковки, хранения, транспортировки, продажи, иных способов отчуждения продовольственного сырья и пищевых продуктов и их использования» (далее — Положение N 1807), документом, подтверждающим государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию продукции, является удостоверение о государственной гигиенической регистрации. Форма удостоверения утверждается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Срок действия удостоверения о государственной гигиенической регистрации составляет:
- на продукцию серийного производства — 3 года;
- на опытную партию или продукцию, ввозимую по договору (контракту) поставки, — до 1 года;
- на технологическое оборудование для производства пищевой и парфюмерно-косметической продукции, торговое оборудование или иное производственное оборудование, установленное на производстве и подлежащее государственной гигиенической регламентации и регистрации, — на период эксплуатации в условиях указанного производства.
Следовательно, в ходе проверки важно установить не только наличие такого удостоверения, но и срок его действия. Следует учитывать, что по истечении срока действия удостоверения о государственной гигиенической регистрации проводится государственная гигиеническая регламентация и регистрация в порядке, установленном п. 8 и 8-1 Положения N 1807, с оформлением нового удостоверения о государственной гигиенической регистрации.
Согласно п. 6 Положения N 1807 государственной гигиенической регламентации и регистрации не подлежат:
- пищевые продукты отечественного производства с ограниченными (до 30 дней) сроками годности и (или) требующие специальных температурных условий хранения (+6 градусов Цельсия и ниже);
- продукция, произведенная в Республике Беларусь по заказам и нормативно-технической документации зарубежных фирм и предназначенная для реализации за ее пределами;
- выставочные и рекламные образцы продукции, не предназначенные для реализации и использования в Республике Беларусь;
- продукция, бывшая в потреблении, в том числе реализуемая через магазины и отделы комиссионной торговли;
- коллекции, созданные учащимися и студентами учреждений образования Республики Беларусь — участниками республиканского фестиваля-конкурса моды и фото «Мельница моды» и международных молодежных фестивалей моды;
- продукция, реализуемая в магазинах беспошлинной торговли.
Отдельным блоком проверяются вопросы, связанные с гарантийными обязательствами по качеству товаров с учетом требований утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 N 778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» Перечня товаров длительного пользования, на период устранения недостатков или замены которых потребителю безвозмездно не предоставляется аналогичный товар; Перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий и составных частей основного изделия, которые по истечении определенного срока могут представлять опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды, срок службы которых обязан устанавливать изготовитель; Перечня технически сложных товаров, при обнаружении существенных недостатков которых (существенного нарушения требований к их качеству) потребитель вправе требовать их замены; Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату.
В тех случаях, когда товар испорчен или истек срок реализации и (или) годности, порядок его утилизации или реализации проверяется на соответствие требованиям нормативных правовых актов.
Устанавливается перечень профессий и должностей работников розничной торговли, которые обязаны проходить медицинские осмотры. Согласно ст. 228 Трудового кодекса Республики Беларусь для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний наниматель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе. Проведение обязательных медицинских осмотров работников регламентируется республиканским органом государственного управления в области здравоохранения по согласованию с республиканским органом государственного управления в области охраны труда. Официальным документом, устанавливающим единый порядок проведения обязательных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, является Порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников, утвержденный постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 08.08.2000 N 33 (далее — Порядок N 33). Его действие распространяется на нанимателей и работников, занятых на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе. Следовательно, независимо от формы собственности организации торговли должны проводить медицинские осмотры работников, включенных в Перечень контингентов, подлежащих предварительным и периодическим осмотрам для предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний (приложение 3 к Порядку N 33) (таблица 2).
Таблица 2
N п/п | Характер проводимых работ <1> | Периодичность осмотра | Участие врачей-специалистов | Лабораторные и функциональные исследования | Медицинские противопоказания в дополнение к общим противопоказаниям |
1 | Работники
предприятий пищевых отраслей промышленности, молочных ферм, молочных кухонь, раздаточных пунктов, баз и складов и баз продовольственных товаров, имеющих контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работники по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также лица, имеющие непосредственный контакт с пищевыми продуктами при транспортировке на всех видах транспорта (автомобильный, речной, морской, железнодорожный, авиатранспорт) |
1 раз в год | Терапевт (п. 1 —
14), дерматовенеролог — при поступлении на работу, стоматолог, отоларинголог — при поступлении на работу для работников кремокондитерских цехов, производств, детских молочных кухонь, учащихся по специальности кондитер |
Крупнокадровая
флюорография, исследование крови на сифилис — при поступлении на работу. Мазки на гонорею — при поступлении на работу. Исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф — при поступлении на работу и в дальнейшем — по эпидпоказаниям. Исследования на паразитарные заболевания — при поступлении на работу и в дальнейшем — в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 19.10.1998 N 279 «Об организации паразитологического обследования населения» (далее — действующий приказ Минздрава). Мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка — при поступлении на работу, в дальнейшем — по медицинским и эпидпоказаниям |
Заболевания и
бактерионосительство для всех контингентов (п. 1 — 14): 1) брюшной тиф, паратифы, сальмонеллез, дизентерия; 2) гименолепидоз, энтеробиоз, амебиаз, лямблиоз, балантидиаз, криптоспоридиоз; 3) сифилис в заразном периоде; 4) лепра; 5) заразные кожные заболевания: чесотка, трихофития, микроспория, парша, актиномикоз с изъязвлениями или свищами на открытых частях тела; 6) заразные и деструктивные формы туберкулеза легких, внелегочный туберкулез с наличием свищей, бактериоурии, туберкулезной волчанки лица и рук; 7) гонорея (все формы) — только для работников медицинских и детских дошкольных учреждений, непосредственно связанных с обслуживанием детей, на срок проведения лечения антибиотиками и получения отрицательных результатов первого контроля; 8) гнойничковые заболевания — только для работников акушерских и хирургических стационаров, отделений патологии новорожденных, недоношенных, а также занятых изготовлением и реализацией пищевых продуктов |
2 | Работники
предприятий общественного питания, торговли, буфетов, пищеблоков всех учреждений, в том числе железнодорожного, авиатранспорта, бортпроводники морского и речного транспорта |
1 раз в год | Дерматовенеролог —
2 раза в год, стоматолог, отоларинголог — при поступлении на работу для работников кремо- кондитерских цехов, производств, детских молочных кухонь, учащихся по специальности |
Крупнокадровая
флюорография, исследование крови на сифилис — при поступлении на работу, в дальнейшем — 1 раз в год. Мазки на гонорею — при поступлении на работу, в дальнейшем — 1 раз в год. Исследования на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологическое обследование на брюшной тиф — при поступлении на работу и в дальнейшем — по эпидпоказаниям. Исследования на гельминтозы — при поступлении на работу, в дальнейшем — в соответствии с действующим приказом Минздрава. Мазок из зева и носа на наличие патогенного стафилококка — при поступлении на работу, в дальнейшем — по медицинским эпидпоказаниям |
<1> На данный контингент при проведении предварительного осмотра заводятся санитарные книжки.
За несоблюдение требований законодательства по качеству товара предусмотрена административная ответственность организаций розничной торговли и общественного питания:
- реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг) без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, или при наличии не соответствующих действительности документов, за исключением совершения нарушений, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 23.11 КоАП, — влечет наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — до ста процентов стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления — до трехсот базовых величин (ч. 3 ст. 23.11 КоАП);
- реализация товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации — влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин (ч. 2 ст. 12.17 КоАП), а деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 12.17 КоАП, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, — влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин (ч. 3 ст. 12.17 КоАП);
- приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь — влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации (ч. 4 ст. 12.17 КоАП).
Проверка операций по расчетам за проданный товар
Выше отмечалось, что различают виды торговли. В связи с этим контролируется соблюдение норм и правил конкретного вида торговли с учетом требований Правил торговли на рынках Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2003 N 1623 «О некоторых вопросах деятельности рынков»; Правил осуществления розничной торговли по образцам, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2009 N 31; Правил оптовой торговли, осуществляемой в форме электронной торговли, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2007 N 924 «Об оптовой торговле, осуществляемой в форме электронной торговли»; Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.2007 N 744 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами и внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2004 г. N 384»; Перечня товаров (услуг), государственная закупка которых может осуществляться в форме электронной торговли, утвержденного постановлением N 1987, и др.
Следующим важным аспектом является контроль приема денежных средств за реализованный товар. Подпунктом 2.1 пункта 2 постановления N 18/1 установлено, что юридические лица (а также филиалы, представительства, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет) и индивидуальные предприниматели принимают наличные денежные средства (в том числе авансовые платежи) и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Беларуси при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовых суммирующих аппаратов, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек, если иное не установлено законодательными актами Беларуси и постановлением N 18/1. Следовательно, в ходе проверки устанавливается, включена ли используемая организацией розничной торговли модель в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
Проверяется соблюдение требований подп. 2.3 п. 2 постановления N 18/1:
- наличие договора на техническое обслуживание и ремонт кассового суммирующего аппарата, специальной компьютерной системы;
- регистрация кассового суммирующего аппарата, специальной компьютерной системы в налоговом органе. Порядок регистрации приведен в Инструкции N 100.
Сформировав необходимую информацию, необходимо проверить использование кассовых аппаратов и систем субъектом предпринимательской деятельности в соответствии с требованиями Инструкции N 103:
- наличие книги кассира-операциониста и правильность ее ведения;
- документы, подтверждающие выдачу кассиру, иному уполномоченному лицу перед началом рабочего дня (смены) наличных денежных средств авансом для расходных операций в размере и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь;
- представление ежеквартально не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет отчета о суммах наличных денежных средств, принятых с использованием кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем и (или) денежных средств, снятых с банковских пластиковых карточек через эти аппараты, системы при продаже товаров.
Для приема денежных средств при реализации юридическими и физическими лицами товаров за наличный расчет в пунктах продажи (обслуживания), где необязательно использование кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, в установленном законодательством порядке могут применяться приходный кассовый ордер формы КО-1 и талон формы 20-фс, утвержденные приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.1999 N 311 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации». Правильность ведения бухгалтерского учета операций с указанными бланками проверяется на соответствие требованиям Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 196 «Об утверждении Инструкции о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства финансов Республики Беларусь».
Поскольку прием денежных средств и реализация товаров осуществляются материально ответственными лицами, следовательно, в организации должен иметься утвержденный приказом руководителя перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми заключаются письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. При его формировании можно исходить из примерного перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержденного постановлением N 764, в том числе контролеры-кассиры всех категорий; контролеры всех категорий; кассиры всех категорий; работники, выполняющие обязанности кассиров; продавцы всех категорий.
Наряду с полной индивидуальной материальной ответственностью, иногда имеет место коллективная (бригадная) материальная ответственность. В этом случае в организации разрабатывается внутрифирменное положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности. Оно утверждается приказом руководителя организации одновременно с перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми должны заключаться письменные договоры о коллективной материальной ответственности. При формировании такого перечня можно воспользоваться Примерным перечнем работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность (приложение 1 к постановлению N 54), в него можно включить в том числе работы по выполнению кассовых операций.
Если организация осуществляет реализацию товаров в кредит, то устанавливается соблюдение организацией розничной торговли требований Инструкции N 36, в том числе в части документального оформления и ценообразования.
Получаемые организацией розничной торговли денежные средства в качестве выручки за реализованный товар должны учитываться, храниться, расходоваться и инкассироваться в соответствии с требованиями по кассовой дисциплине. Общий порядок проведения, учета, оформления кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях, а также организация контроля за соблюдением порядка ведения кассовых операций в белорусских рублях контролируются на соответствие требованиям Инструкции N 4.
Расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, включая нерезидентов, на территории Беларуси производятся в соответствии с порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 N 359. В фактический размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями включаются:
- суммы всех проведенных юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями операций по приему наличных денег от других юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей и по расчетам наличными деньгами с другими юридическими лицами, подразделениями, индивидуальными предпринимателями;
- суммы личных денежных средств физических лиц, использованные в интересах юридических лиц, подразделений, с которыми они состоят в трудовых отношениях, в наличной форме, а также суммы денежных средств, полученные физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями и их работниками) в наличной форме с использованием корпоративных или личных банковских пластиковых карточек, иных платежных инструментов и средств платежа, использованные указанными физическими лицами для расчетов в интересах юридических лиц, подразделений, индивидуальных предпринимателей, с которыми данные физические лица состоят в трудовых отношениях;
- суммы личных денежных средств физических лиц, израсходованные ими с использованием личных банковских пластиковых карточек, электронных денег, иных средств платежа и платежных инструментов посредством проведения безналичных расчетов в интересах юридических лиц, подразделений, с которыми данные физические лица состоят в трудовых отношениях;
- суммы личных денежных средств физических лиц, израсходованные ими с использованием электронных денег посредством проведения безналичных расчетов в интересах индивидуальных предпринимателей, с которыми данные физические лица состоят в трудовых отношениях.
Наряду с проверкой операций по соблюдению лимита расчетов наличными, устанавливаются другие аспекты соблюдения кассовой дисциплины: лимит остатка кассы, инвентаризация денежной наличности, соблюдение условий и правил хранения и инкассирования денежных средств и др.
За несоблюдение требований законодательства по расчетам при реализации товаров организациями розничной торговли и общественного питания предусмотрена ответственность:
- нарушение правил торговли и оказания услуг населению, за исключением совершения нарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 12.17 КоАП, — влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин (ч. 1 ст. 12.17 КоАП);
- продажа товаров или лекарственных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения или при доставке их к месту хранения (реализации) либо сокрытие товаров или лекарственных средств от покупателей (нарушение правил торговли) — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (ч. 5 ст. 12.17 КоАП);
- нарушение правил торговли, выразившееся в продаже алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива несовершеннолетним, — влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (ч. 6 ст. 12.17 КоАП);
- необеспечение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими реализацию алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, контроля за их продажей, повлекшее повторное совершение деяния, предусмотренного ч. 6 ст. 12.17 КоАП, — влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин (ч. 7 ст. 12.17 КоАП);
- реализация товаров с рук, лотков, тележек, автомобилей, а также с использованием иных приспособлений в местах, запрещенных законодательством, — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до трех базовых величин (ч. 8 ст. 12.17 КоАП);
- нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником индивидуального предпринимателя или юридического лица либо нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателем — влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (ст. 12.18 КоАП);
- осуществление платежей наличными денежными средствами с нарушением требований законодательства — влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов от суммы таких платежей (ч. 1 ст. 12.19 КоАП);
- осуществление вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, а также в счет погашения банковских кредитов, выданных для этой цели, в суммах, превышающих пределы, установленные законодательством, при наличии обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, — влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до ста процентов от суммы такого превышения (ч. 2 ст. 12.19 КоАП);
- отсутствие книги замечаний и предложений или нарушение руководителем государственного органа, иной организации или уполномоченным лицом, ответственным за ведение книги замечаний и предложений, либо индивидуальным предпринимателем порядка ведения книги замечаний и предложений в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров (выполнения работ, оказания услуг), либо непредъявление книги замечаний и предложений по первому требованию гражданина, либо нарушение установленного срока рассмотрения изложенных в указанной книге замечаний и предложений, либо неинформирование гражданина в установленный срок об отказе в удовлетворении замечания и (или) предложения — влекут наложение штрафа в размере от четырех до десяти базовых величин (ст. 9.24 КоАП);
- нарушение порядка использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем для приема наличных денежных средств при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) на территории Республики Беларусь через стационарные торговые (обслуживающие) пункты — влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 25 до 200 базовых величин, на индивидуальных предпринимателей — от 20 до 100 базовых величин (подп. 1.10 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2002 N 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» (далее — Указ N 40);
- нарушение порядка использования и учета средств контроля, предназначенных для установки на кассовые суммирующие аппараты и специальные компьютерные системы, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство или ввоз на территорию Республики Беларусь указанных аппаратов и систем либо их техническое обслуживание и ремонт, — влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 25 до 100 базовых величин, на индивидуальных предпринимателей — от 20 до 50 базовых величин (подп. 1.11 п. 1 Указа N 40).
Проверка операций по инвентаризации товаров и тары
При проверке операций по инвентаризации товаров и тары учитываются требования Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 N 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и признании утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь», в части сроков и порядка проведения инвентаризации.
Если проверку организации розничной торговли государственной формы собственности либо с долей государственной собственности проводят специалисты, то учитываются требования Инструкции о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 24.03.2003 N 39/69. Указанная Инструкция применяется контролирующими органами, уполномоченными в соответствии с актами законодательства осуществлять проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, в том числе осуществляющими ведомственный контроль, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами при проверках (ревизиях) подчиненных им (находящихся в их ведении) или входящих в их состав государственных юридических лиц, либо государственными юридическими лицами самостоятельно. Она распространяется на юридические лица и физических лиц, находящихся на территории Республики Беларусь, действиями (бездействием) которых причинен вред государственному имуществу.
Проверка ценообразования и налогообложения
Реализация товаров организациями розничной торговли осуществляется на основании публичного договора. Согласно ст. 396 ГК публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.).
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Общий порядок ценообразования товаров в розничной торговле определен гл. 5 Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 N 183. Розничная цена — цена, устанавливаемая на товары, предназначенные для продажи из розничной торговли физическим лицам для личного, семейного, домашнего или иного потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью, а также в случаях, разрешенных законодательством, — юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Проверяя правильность формирования розничной цены, следует учитывать требования Инструкции о налоге с продаж товаров в розничной торговле, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 28.12.2007 N 102 «О бюджете города Минска на 2008 год», и постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 N 184 «О торговых надбавках на продовольственные товары».
Если организация осуществляет реализацию товаров в кредит, то устанавливается соблюдение организацией розничной торговли требований Инструкции N 36, в том числе в части документального оформления и ценообразования. Согласно Инструкции N 36 продажа товаров в кредит производится по ценам, действующим на момент продажи. Последующее изменение цен на проданные в кредит товары не влечет перерасчета.
В связи с тем что организации розничной торговли иногда получают импортный товар в упаковке, отдельно контролируются аспекты, связанные с исчислением экологического налога. Для правильного определения объекта обложения экологическим налогом необходимо руководствоваться Межгосударственным стандартом (ГОСТ 17527-2003) «Упаковка. Термины и определения», которым установлено, что тара — основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции. Этот же стандарт применяется при определении вида тары.
Проверка операций в бухгалтерском учете
Проверка операций в бухгалтерском учете проводится на соблюдение требований Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденных приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 09.04.2007 N 74 (далее — Методические рекомендации N 74); Инструкции о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций при осуществлении комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденной постановлением N 53/1; Основных положений по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и организациях, утвержденных Министерством финансов СССР от 30.09.1985 N 166 по согласованию с Госкомцен СССР и ЦСУ СССР; Методических указаний N 86, Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 N 1290.
Поскольку в основе бухгалтерского учета лежат требования по документальному оформлению хозяйственных операций, то устанавливается соблюдение требований Методических рекомендаций N 74.
На основании полученной информации данные аналитического учета сверяются с данными синтетического учета и данными, отраженными в бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности.