Реабилитация инвалидов в Республике Беларусь

Этимологически слово «реабилитация» происходит от позднелатинского rehabilitatio и в переводе означает «восстановление». В практику советского социального обеспечения и здравоохранения термин «реабилитация» был введен в начале 60-х годов XX века. До этого времени данное понятие связывалось с областью уголовного права, где под реабилитацией понималось именно снятие обвинения и полное восстановление в правах, потерянных в результате судебного приговора.

Значительный вклад в развитие проблемы реабилитации инвалидов внесли ученые, стоявшие у истоков формирования науки права социального обеспечения, в частности Я.М.Фогель, А.Н.Егоров, П.М.Маргиев и др. Отмечая в своих работах самостоятельность проблемы реабилитации, названные авторы рассматривали реабилитацию в тесной взаимосвязи с вопросами оказания социальной помощи и социального обеспечения инвалидов.

Длительное время, вплоть до начала 90-х годов XX века, в советской юридической науке данный феномен рассматривался довольно ограниченно — как социально-трудовая реабилитация, то есть восстановление профессиональных навыков индивида, помощь ему в трудоустройстве. В законодательстве того периода легальное определение указанного понятия отсутствовало, а подходы к терминологии, содержащейся в юридической литературе, носили противоречивый характер.

Нормативное закрепление дефиниции понятия «реабилитация» произошло в Республике Беларусь только в 90-е годы XX века в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 17.10.1994 N 3317-XII «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (далее — Закон N 3317-XII). Так, под реабилитацией понимался процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости (абзац 3 статьи 1 Закона N 3317-XII) [1]. В данном определении, как и в более ранних дефинициях, проигнорирована профилактика и сущность всей реабилитации сводится к работе с лицами, уже ставшими инвалидами (т.е. с индивидами с формирующейся или имеющейся социальной недостаточностью).

В Законе Республики Беларусь от 23.07.2008 N 422-З «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» (далее — Закон N 422-З) закреплена новая дефиниция понятия «реабилитация инвалидов». Реабилитация инвалидов — это система мер, направленных на оказание помощи инвалидам в достижении ими оптимального физического, интеллектуального и социального уровней деятельности, а также поддержание их посредством предоставления необходимых средств, услуг, информации и иными способами, обеспечивающими улучшение качества жизни и расширение рамок их независимости, состоящая из медицинской, профессиональной, трудовой и социальной реабилитации (абзац 11 статьи 1 Закона N 422-З) [2]. Инвалидам действительно почти постоянно необходимы реабилитационные мероприятия, но политика государства, его исполнительных органов и в первую очередь здравоохранения должна быть ориентирована на предупреждение инвалидности.

В настоящее время конечной целью реабилитации инвалидов признана их социальная интеграция, т.е. активное участие в основных направлениях деятельности и жизни общества, включенность в социальные структуры, предназначенные для здоровых людей и связанные с различными сферами жизнедеятельности человека — учебой, культурой, спортом, профессиональной подготовкой, посильным и приносящим удовлетворение трудом, общественной деятельностью.

Согласно части 1 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 11.11.1991 N 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (далее — Закон N 1224-XII) реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с законодательством на основании индивидуальных программ реабилитации инвалидов, выдаваемых медико-реабилитационными экспертными комиссиями по результатам медико-социальной экспертизы.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПРИ) представляет собой документ, определяющий комплекс реабилитационных мероприятий, конкретные виды и сроки проведения реабилитации инвалида, а также ответственных за ее проведение исполнителей. Программа является обязательной для исполнения соответствующими государственными органами, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, занимающимися реабилитацией инвалидов. Однако в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона N 1224-XII отказ инвалида или его законного представителя от ИПРИ в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает указанных лиц от ответственности за ее исполнение. Полагаем, что указанную норму следует конкретизировать, в частности предусмотреть письменную форму отказа инвалида или его законного представителя от ИПРИ, уточнить последствия данного отказа для самого инвалида и др. Отсутствие реализации указанной нормы было отмечено и в решении Конституционного Суда Республики Беларусь от 10.07.2009 N Р-358/2009 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов» (далее — Решение N Р-358/2009). В связи с этим Конституционный Суд Республики Беларусь, основываясь на выявленном конституционно-правовом смысле части 4 статьи 9 Закона N 1224-XII, пришел к выводу, что в целях правоприменения освобождение от ответственности соответствующих государственных органов, организаций и лиц, занимающихся реабилитацией инвалидов, за исполнение ИПРИ может иметь место только при добровольном и осознанном отказе инвалида или его законного представителя от ИПРИ в целом или от реализации отдельных ее частей, причем при условии, что такой отказ подтвержден соответствующими доказательствами.

Поскольку исполнение ИПРИ зависит не только от государственных органов, организаций и лиц, занимающихся реабилитацией инвалидов, но и от самого инвалида (его законного представителя), его желания и готовности осуществлять предусмотренные программой меры по реабилитации, то бесспорный отказ инвалида (его законного представителя) от реализации программы в целом либо отдельных ее частей не может быть поставлен в вину указанным органам, организациям и лицам и является основанием для освобождения их от ответственности за неисполнение программы [3].

Конституционный Суд Республики Беларусь в Решении N Р-358/2009 также отметил, что при таком законодательном подходе будут обеспечиваться должный баланс интересов граждан и государства, исключаться возможность злоупотребления своим правом как инвалидом, его законным представителем, так и соответствующими государственными органами, организациями и лицами и тем самым реализовываться принципы взаимной ответственности, разумности и справедливости.

На практике для подтверждения отказа инвалида от реализации отдельной части ИПРИ рекомендуется работнику заявление нанимателю подавать в письменной форме, что позволит считать такое решение добровольным и осознанным.

Поскольку исполнение ИПРИ является обязанностью как нанимателя, так и работника, то осознанный и бесспорный отказ инвалида является основанием для безусловного приема нанимателем отказа работника, что выражается изданием соответствующего приказа. В такой ситуации наниматель освобождается от ответственности за неисполнение ИПРИ.

ИПРИ состоит из трех разделов, таких как:

  • программа медицинской реабилитации;
  • программа профессиональной и трудовой реабилитации;
  • программа социальной реабилитации.

Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 01.07.2011 N 65 «Об установлении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, утверждении Инструкции о порядке ее заполнения и о признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. N 10» установлена форма индивидуальной программы реабилитации инвалида [4].

Программа медицинской реабилитации содержит сведения о нуждаемости (отсутствии нуждаемости) инвалида в медицинской реабилитации.

В разделе ИПРИ, посвященном профессиональной и трудовой реабилитации, в частности, указываются следующие показатели: освоение содержания образовательных программ, нуждаемость в трудоустройстве по профессии, специальности, адаптации к трудовой деятельности в профессии, должности, оснащении рабочего места специальными приспособлениями для осуществления трудовой деятельности. Подчеркивая перспективность широкого применения ИПРИ, Р.В.Кирсанов отмечает, что «индивидуальная программа реабилитации, по сути, представляет собой «мини-закон», подробно регулирующий трудовые отношения с участием ее обладателя» [5, с. 19 — 20].

В программе социальной реабилитации отражается информация о нуждаемости в обучении навыкам самообслуживания и самостоятельного проживания, постоянной посторонней помощи и уходе, социальном обслуживании, обеспечении техническими средствами социальной реабилитации и т.п.

Финансирование мероприятий по выполнению ИПРИ осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Одной из важнейших проблем, стоящих в настоящее время перед учеными различных отраслей наук, является проработка вопроса, касающегося градации процесса реабилитации, выделения отдельных ее видов.

Законодатель выделяет виды реабилитации в зависимости от характера мероприятий, предоставляемых инвалидам в ходе ее проведения. Нельзя не согласиться с подобной позицией, поскольку она позволяет содержательно определить сущность всего процесса реабилитации. Так, выделяют медицинскую, профессиональную, трудовую и социальную реабилитации.

Медицинская реабилитация

Реабилитация в медицине, по сути, является начальным звеном системы общей реабилитации, поскольку инвалид прежде всего нуждается в медицинской помощи. Между периодом лечения инвалида и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к нормальной жизнедеятельности. В то же время мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в соответствующем учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания.

Мы в свою очередь разделяем позицию Н.В.Антипьевой, которая полагает, что «медицинскую реабилитацию надо отличать от лечения, которое имеет целью предотвращение непосредственной опасности для жизни и здоровья, вызванной болезнью или увечьем в результате несчастного случая. Реабилитация же составляет следующий за лечением этап (отнюдь не обязательный, ведь необходимость в нем наступает лишь в том случае, если проведение лечения не смогло предотвратить нарушение здоровья), имеющий восстановительный характер» [6, с. 22].

Под медицинской реабилитацией инвалидов понимается комплекс мероприятий, направленных на восстановление жизнедеятельности организма человека и компенсацию его функциональных возможностей, нарушенных вследствие перенесенных заболеваний.

Правильное представление о последствиях болезни имеет принципиальное значение для понимания сути медицинской реабилитации и направленности реабилитационного воздействия. Оптимальным является устранение или полная компенсация повреждения путем проведения восстановительного лечения. Однако это не всегда представляется возможным, и в этих случаях целесообразно организовать жизнедеятельность инвалида таким образом, чтобы исключить влияние на него существующего анатомического дефекта. Если при этом прежняя деятельность невозможна или отрицательно влияет на состояние здоровья, необходимо переключение инвалида на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.

Медицинская реабилитация инвалидов — медицинские меры по преодолению ограничений жизнедеятельности, применяемые к человеку с уже сложившимися стойкими, в большинстве случаев необратимыми, патологическими изменениями, нарушением функций органов и систем организма.

Основной целью медицинской реабилитации является не устранение признаков болезни, а восстановление общего состояния здоровья до оптимального уровня, максимально возможное восстановление нарушенных функций. Поскольку медицинская реабилитация на протяжении длительного периода рассматривалась как основной вид реабилитации инвалидов, ее формы и методы давно сформированы и широко используются в многочисленных учреждениях реабилитационного профиля.

К организациям, занимающимся медицинской реабилитацией инвалидов, относятся:

  • отделения медицинской реабилитации организаций здравоохранения;
  • научно-практические центры;
  • центры медико-социальной и (или) социальной реабилитации;
  • лечебно-производственные мастерские;
  • организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, занимающихся медицинской реабилитацией;
  • иные организации, занимающиеся медицинской реабилитацией.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 422-З государство гарантирует медицинскую реабилитацию инвалидов в государственных организациях здравоохранения.

Принципы, на которых строится система медицинской реабилитации, были изложены в 1980 году К.Ренкером, одним из основоположников восстановительной медицины. Он, в частности, выделял: непрерывность и основательность; комплексность, доступность и гибкость [7].

В Республике Беларусь на законодательном уровне закреплено, что медицинская реабилитация основывается на принципах комплексности и преемственности проведения мероприятий по медицинской реабилитации.

Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется в соответствии с клиническими протоколами и ИПРИ.

Профессиональная реабилитация

Под профессиональной реабилитацией инвалидов понимается комплекс мероприятий, направленных на полное или частичное восстановление трудоспособности, включающий профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации инвалидов. Согласно абзацу 7 пункта 4 Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.10.2007 N 97, профессиональная трудоспособность — это способность человека работать в условиях производства или службы. При этом имеется в виду труд как физический, так и умственный, как квалифицированный, так и неквалифицированный [8].

Профессиональная реабилитация инвалидов направлена на обеспечение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда и предусматривает полное или частичное возобновление сниженной или потерянной профессиональной трудоспособности посредством профессиональной ориентации, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации инвалидов.

Профессиональная ориентация инвалидов согласно статье 28 Закона N 422-З включает:

  1. анализ медицинского, психологического, образовательного, профессионального и социального уровней инвалидов и их возможного развития;
  2. профессиональную информацию и консультацию;
  3. профессиональный подбор.

Комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов в соответствии с ИПРИ обеспечивают инвалидам оказание услуг по профессиональной ориентации в целях определения их возможностей для профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и последующей занятости с учетом их склонностей, а также потребностей рынка труда.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации инвалидов, в том числе зарегистрированных в качестве безработных в комитете по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениях (отделах) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов, могут осуществляться в учреждениях образования и иных организациях в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Переподготовка и повышение квалификации специалистов со средним специальным и высшим образованием, имеющих инвалидность, могут осуществляться в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, а также в учреждениях (их подразделениях), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров.

Многими специалистами в области права, медицины, социологии признается главенствующая роль профессиональной реабилитации. Поэтому реабилитационный процесс, в результате которого гражданин приступил к профессиональной деятельности, считается наиболее плодотворным, а трудоустройство инвалида является конечной целью реабилитации в большинстве ИПРИ. Так, одной из рекомендаций Международного научно-практического семинара «Профессиональная реабилитация — социальная защита лиц с ограниченными возможностями», проходившего в г. Минске 28 — 29 октября 2003 г., стала следующая.

Профессиональная реабилитация, обеспеченная системой обучения и переобучения на профессии, востребованные рынком труда, может последовательно становиться альтернативой пенсии или дополнительной поддержкой в защите молодых лиц с ограниченными возможностями. Это позволит совершенствовать пенсионирование в более тяжелых случаях или где переобучение на новые профессии нецелесообразно по показателю тяжести нарушений здоровья, возраста, психофизиологическим или экономическим соображениям. Данный подход позволит обеспечить самозащиту лиц, приобщенных к профессиональной деятельности, и увеличить уровни пенсий тем лицам, профессиональная реабилитация которых нецелесообразна [9, с. 168].

Трудовая реабилитация

Инвалиды имеют право на труд наравне со всеми трудоспособными гражданами. Однако реализовать данное право они могут только при наличии трудовой рекомендации, которая входит в ИПРИ. При этом государство обеспечивает инвалидов дополнительными гарантиями как при трудоустройстве, так и в процессе труда.

В первую очередь дополнительные гарантии в области содействия занятости предоставляются гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных конкурировать на рынке труда. Абзац 4 части 1 статьи 11 Закона Республики Беларусь от 15.06.2006 N 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» называет в числе таких граждан, наряду с иными категориями, инвалидов (независимо от группы и причины инвалидности) [10]. К дополнительным гарантиям в области содействия занятости относятся: разработка и реализация целевых государственных программ содействия занятости населения, создание дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установление брони для приема на работу, предоставление услуг по профессиональной ориентации, а также организация обучения по специальным программам и др.

Трудовая реабилитация инвалидов — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение инвалидам возможности получения и (или) сохранения подходящей для них работы, включающий адаптацию к трудовой деятельности и трудоустройство инвалидов.

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности направлена:

  • на приобретение и совершенствование инвалидами профессиональных знаний, умений и навыков работы с учетом полученной или имеющейся у них специальности (профессии);
  • приобретение, восстановление и развитие имеющихся у инвалидов трудовых способностей и закрепление их в процессе осуществления трудовой деятельности;
  • повышение конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.

Более подробная регламентация вопросов, касающихся адаптации инвалидов к трудовой деятельности, осуществляется в Положении о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2009 N 128 «Об утверждении Положения о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности» (далее — постановление N 128) [11]. В соответствии с пунктом 3 указанного Положения адаптация инвалидов к трудовой деятельности может осуществляться в организациях любых организационно-правовых форм и у индивидуальных предпринимателей.

Наниматели, изъявившие желание осуществлять адаптацию инвалидов к трудовой деятельности, должны иметь необходимые возможности и условия для реализации мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности в соответствии с законодательством.

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности осуществляется нанимателями по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на договорной основе. Организации и индивидуальные предприниматели, создающие и сохраняющие рабочие места для адаптации инвалидов к трудовой деятельности, имеют право на компенсацию затрат по оплате труда инвалидов, финансирование для приобретения оборудования, материалов и спецодежды за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Адаптация инвалидов к трудовой деятельности осуществляется при наличии у них специальности (профессии) (кроме видов деятельности, не требующих профессиональной подготовки) в соответствии с ИПРИ. Срок такой адаптации может устанавливаться от 6 месяцев до 1 года.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 1224-XII в целях реализации творческих и производственных способностей инвалидов и с учетом ИПРИ им обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, в специализированных организациях, цехах и на участках, применяющих труд инвалидов, а также заниматься предпринимательской и иной деятельностью, не запрещенной законодательством [12].

Трудоустройство инвалидов осуществляется в порядке, установленном законодательством, в том числе путем бронирования рабочих мест и создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. При этом согласно части 2 статьи 31 Закона N 422-З специализированное рабочее место представляет собой рабочее место для работы на нем инвалида, условия труда на котором не противоречат ИПРИ.

Броня приема на работу представляет собой определенное местными исполнительными и распорядительными органами количество рабочих мест, на которые наниматель обязан принять по направлению государственной службы занятости лиц, которым предоставлены гарантии по трудоустройству. Порядок установления брони для приема на работу инвалидов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Минимальное количество рабочих мест, в том числе специализированных, для трудоустройства инвалидов устанавливается нанимателям местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами. Затраты на создание таких рабочих мест свыше трех процентов от среднесписочной численности работников компенсируются нанимателям за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством. За счет этих средств им также компенсируются затраты на приобретенное специализированное оборудование для создания рабочих мест для инвалидов.

Создание и сохранение специализированных рабочих мест для инвалидов в организациях, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, и организациях, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, осуществляются за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь. Порядок финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов определяется Положением о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов, утвержденным постановлением N 128.

Для инвалидов, получивших инвалидность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, наниматель обязан создать рабочие места на данном производстве.

Согласно пункту 2 статьи 305 Трудового кодекса Республики Беларусь инвалиды имеют преимущественное право на заключение трудового договора о выполнении работы на дому [13]. В свою очередь местные исполнительные и распорядительные органы создают необходимые условия для организации труда в надомных условиях и предпринимательской деятельности инвалидов путем предоставления нежилых помещений для указанной деятельности.

Таким образом, к организациям, занимающимся профессиональной и трудовой реабилитацией инвалидов, относятся:

  • учреждения образования;
  • комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов;
  • организации, создающие рабочие места для инвалидов, и организации, осуществляющие адаптацию инвалидов к трудовой деятельности;
  • организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов, занимающиеся профессиональной и трудовой реабилитацией;
  • иные организации, занимающиеся профессиональной и трудовой реабилитацией.

Законодательство Республики Беларусь в отношении трудоустройства инвалидов и государственная система реабилитации не всегда учитывают, что нанимателю нужен не инвалид, а работник. Поэтому, как справедливо отмечает И.Н.Ясырева, «цель трудовой реабилитации — сделать из инвалида конкурентно привлекательного работника и помочь ему подобрать рабочее место, соответствующее его состоянию здоровья, профессиональной подготовке, личностным особенностям и наклонностям» [14, с. 61].

Социальная реабилитация

Под социальной реабилитацией понимается комплекс мероприятий, направленных на улучшение качества жизни инвалидов посредством создания им условий для независимого проживания и интеграции в общество.

Социальная реабилитация включает:

  • социальную адаптацию инвалидов;
  • обеспечение инвалидов техническими средствами социальной реабилитации;
  • социальное обслуживание инвалидов на дому, в том числе оказание им повседневной помощи;
  • развитие творчества, физической культуры и спорта среди инвалидов;
  • иные виды социальной реабилитации в соответствии с ИПРИ.

Социальная адаптация инвалидов направлена на их психологическую поддержку и обучение основным социальным навыкам личной гигиены, самообслуживания, передвижения, общения в целях достижения наиболее полного удовлетворения потребностей инвалидов и создания оптимальных условий для их интеграции в общество, а также адаптации внешней среды к потребностям инвалидов.

Система полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности (реабилитации) включает ряд основных направлений и их форм, среди которых большое значение отводится использованию инвалидами технических средств реабилитации. Под техническими средствами социальной реабилитации понимаются специальные устройства, изделия, приспособления, содержащие технические решения, предназначенные и используемые для устранения или возможно более полной компенсации стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2007 N 1722 «О Государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан» утверждены: Государственный реестр (перечень) технических средств социальной реабилитации (далее — Государственный реестр); Положение о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации органами по труду, занятости и социальной защите; Положение о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации государственными организациями здравоохранения [15].

Согласно Государственному реестру техническими средствами социальной реабилитации являются:

  • технические средства социальной реабилитации для передвижения (инвалидные коляски, кресла-коляски, велоколяски, трости, ходунки, костыли);
  • технические средства социальной реабилитации, используемые в качестве реабилитационных приспособлений (специальные столики, стулья, матрацы, поручни, приставки, сиденья);
  • протезно-ортопедические изделия (протезы, ортезы, распорки, спецрукавицы (спецперчатки), ортопедическая обувь);
  • технические средства социальной реабилитации для граждан с нарушениями органов зрения и (или) слуха (диктофоны, сотовые телефоны, часы с синтезатором речи, телефоны с усилителем звука, слуховые аппараты, глазные протезы, лупы);
  • другие технические средства социальной реабилитации (зубные протезы, шприцы, глюкометры, стомийное оснащение).

К организациям, занимающимся социальной реабилитацией инвалидов, относятся:

государственные организации, подчиненные республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, в компетенцию которых входит осуществление мероприятий, направленных на улучшение качества жизни инвалидов;

  • стационарные учреждения социального обслуживания;
  • центры медико-социальной и (или) социальной реабилитации;
  • центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • территориальные центры социального обслуживания населения;
  • организации, имущество которых находится в собственности общественных объединений инвалидов;
  • организации, занимающиеся художественным творчеством;
  • организации физической культуры и спорта.

Таким образом, в данной статье мы определили сущность процесса реабилитации инвалидов в Республике Беларусь, виды реабилитации в зависимости от характера мероприятий, предоставляемых инвалидам в ходе ее проведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 17 окт. 1994 г., N 3317-XII // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

2. О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 23 июля 2008 г., N 422-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

3. О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов» [Электронный ресурс]: решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 10 июля 2009 г., N Р-358/2009 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

4. Об установлении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, утверждении Инструкции о порядке ее заполнения и о признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. N 10 [Электронный ресурс]: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 1 июля 2011 г., N 65: в ред. постановления Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 30.06.2012 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

5. Кирсанов, Р.В. Особенности правового регулирования труда лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Р.В.Кирсанов; Уральск. гос. юрид. акад. — Екатеринбург, 2000. — 22 с.

6. Антипьева, Н.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.05 / Н.В.Антипьева; Омск. гос. ун-т. — Омск, 2000. — 27 с.

7. Ренкер, К. Основы реабилитации / К.Ренкер. — М.: Медицина, 1980. — 116 с.

8. Об утверждении Инструкции о порядке и критериях определения группы и причины инвалидности, перечне медицинских показаний, дающих право на получение социальной пенсии на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, и степени утраты их здоровья [Электронный ресурс]: постановление Министерства здравоохранения Респ. Беларусь, 25 окт. 2007 г., N 97: в ред. постановления Министерства здравоохранения Респ. Беларусь от 13.03.2014 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

9. Рекомендации Международного научно-практического семинара по проблеме «Профессиональная реабилитация — социальная защита лиц с ограниченными возможностями» // Профессиональная реабилитация — социальная защита лиц с ограниченными возможностями: материалы Междунар. науч.-практ. семинара, Минск, 28 — 29 окт. 2003 г. / ГИУСТ БГУ; редкол.: Э.И.Зборовский [и др.]. — Минск, ГИУСТ БГУ, 2006. — С. 163 — 170.

10. О занятости населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 15 июня 2006 г., N 125-З: с изм., внесенными Законом Респ. Беларусь от 30.12.2015 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

11. Об утверждении Положения о порядке финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов и Положения о порядке организации и финансирования мероприятий по адаптации инвалидов к трудовой деятельности [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 2 февр. 2009 г., N 128: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 04.03.2015 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

12. О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 11 нояб. 1991 г., N 1224-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 16.11.2010 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

13. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июля 1999 г., N 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2015 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.

14. Ясырева, И.Н. Законодательное развитие института реабилитации инвалидов в России. Виды реабилитации / И.Н.Ясырева // Закон и право. — 2007. — N 9. — С. 59 — 62.

15. О Государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 дек. 2007 г., N 1722: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 25.04.2016 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.