Инструкция о порядке хранения и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в торговых объектах на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 31.05.2011 N 24/34 «Об утверждении Инструкции о порядке хранения и учета изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в торговых объектах на территории Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства торговли Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 14 апреля 2004 г. N 16/66» (далее — Инструкция), разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.07.2003 N 231-З «О торговле» и Законом Республики Беларусь от 21.06.2002 N 110-З «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон N 110-З).
Требования, установленные Инструкцией, распространяются на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней (субъекты).
Торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется, как и ранее, в торговых объектах, имеющих помещение для хранения товарного запаса (специальную кладовую либо хранилище).
Оптовая и розничная торговля осуществляется ювелирными, бытовыми и другими изделиями из драгоценных металлов, в том числе изделиями, имеющими отдельные части, детали из драгоценных металлов (часы в корпусах из драгоценных металлов, ручки с перьями из драгоценных металлов, зажигалки, книги в окладах, зеркала в оправе из драгоценных металлов, альбомы, папки с пластинками для надписей и т.п.), а также изделиями со вставками из драгоценных камней, изделиями из драгоценных камней либо отдельными ограненными (для жемчуга — в естественном виде) драгоценными камнями, сертифицированными по международным стандартам или стандартам, действующим на территории Республики Беларусь.
В соответствии с пунктами 228 и 229 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 N 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми:
к соискателю лицензии на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями, являются:
- наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании объекта (места) выполнения работ и (или) оказания услуг;
- создание условий для обеспечения сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, а также системы их учета;
к лицензиату, являются:
- соблюдение лицензионных требований и условий, предъявляемых к соискателю лицензии на деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- соблюдение требований и условий, установленных нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, регулирующими лицензируемую деятельность;
- наличие режима охраны объекта (места) выполнения работ и (или) оказания услуг, используемого для осуществления лицензируемой деятельности.
На основании статьи 7 Закона N 110-З государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляются посредством:
- лицензирования деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- установления специальных требований к учету и отчетности при хранении, транспортировке, производстве, обработке, переработке, использовании и обращении драгоценных металлов и драгоценных камней.
При этом на основании статьи 11 Закона N 110-З Министерство финансов Республики Беларусь в пределах своей компетенции разрабатывает и принимает нормативные правовые акты, регулирующие вопросы производства, переработки, обработки, использования, хранения и учета драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе сбора и переработки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, а также расчетов за них.
Статьей 19.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, установлен административный штраф, налагаемый:
- на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
- на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Следует отметить, что порядок учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении в Российской Федерации установлен:
- Правилами учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2000 N 731;
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.08.2001 N 68н, которым утверждена Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении.
Статья 142 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях за нарушение установленных правил получения, расходования, учета, хранения драгоценных металлов и камней или изделий, их содержащих, совершенное в незначительном размере, предусматривала штраф в размере от шести до двадцати месячных расчетных показателей. Указанная статья Законом Республики Казахстан от 20.01.2006 N 123-3 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях» исключена.
В соответствии с п. 5 Инструкции в розничных торговых объектах изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящиеся в рабочее время в торговом зале, помещаются в запирающиеся витрины и (или) прилавки-витрины, а по окончании рабочего дня перемещаются для хранения в специальную кладовую (хранилище).
Изделия из серебра без вставок из драгоценных камней, а также изделия, имеющие отдельные части из драгоценных металлов, указанные в части второй пункта 5 Инструкции, по окончании рабочего дня допускается хранить в торговом зале в запирающихся витринах и (или) прилавках-витринах либо в иных помещениях магазина в сейфах или металлических шкафах.
Таким образом, пункты 5 и 8 Инструкции являются:
- структурными элементами данного нормативного правового акта, содержащими законченные нормативные положения, без конкретного указания в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» на какой-либо иной структурный элемент пункта;
- содержат отсылочные (бланкетные) нормы к иным актам законодательства и техническим нормативным правовым актам.
В связи с этим в целях отражения компетенции уполномоченных государственных органов на принятие и утверждение соответствующих норм, уяснения понятий, определений, технических и правовых категорий, содержащихся в Инструкции (которая может пониматься неоднозначно), необходимо обратиться к соответствующим техническим нормативным правовым актам и практике их применения.
Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 N 34 (далее — Инструкция N 34), также устанавливает порядок использования, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них или их содержащих на территории Республики Беларусь.
В соответствии с Инструкцией N 34 организации, осуществляющие деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями (любую), обязаны:
- соблюдать требования действующих нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также в ломе и отходах;
- проводить в установленные сроки инвентаризацию драгоценных металлов и драгоценных камней во всех местах хранения и в производстве (местах эксплуатации) и отражать результаты инвентаризации в бухгалтерском учете;
- осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, лома и отходов, их содержащих, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами;
- составлять статистические отчеты о движении драгоценных металлов и драгоценных камней по формам государственной статистической отчетности в порядке, установленном Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.
Вместе с тем установленный Инструкцией N 34 порядок должны соблюдать юридические лица, независимо от форм собственности и подчиненности, осуществляющие деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, если иной порядок не установлен актами законодательства.
При этом Инструкция N 34 не регламентирует (но не исключает распространение действия отдельных норм) использование, учет и хранение драгоценных металлов и драгоценных камней в составе товарной продукции, находящейся в торговых организациях (магазинах, складах), поскольку в пункте 118 Инструкции N 34 однозначно установлено, что:
- кладовые, склады, где сосредоточены драгоценные металлы и драгоценные камни, должны быть оборудованы техническими средствами охранной и пожарной сигнализации и закрываться на замок, а по окончании рабочего дня — пломбироваться или опечатываться;
- не допускается хранение драгоценных металлов и драгоценных камней вместе с другими материалами;
- ювелирные мастерские, торговые объекты, а также помещения, в которых осуществляется скупка изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе, прием их в залог, на хранение, для изготовления изделий, оборудуются охранной и тревожной сигнализацией;
- для хранения драгоценных металлов и драгоценных камней могут быть использованы хранилища ценностей или отдельные сейфы, имеющие стойкость к взлому не ниже V класса, установленного в соответствии со стандартом СТБ 51.2.01-99 «Оборудование и технические средства для обеспечения банковской деятельности. Сейфы и хранилища ценностей. Технические условия» (далее — СТБ 51.2.01-99);
- хранение изделий из серебра возможно в сейфах, металлических шкафах. При этом сейфы и металлические шкафы должны быть прочно прикреплены к полу или стене (за исключением засыпных сейфов).
В то же время в законодательстве не определены термин и такая экономическая категория, в основном характерная для плановой экономики, как «товарная продукция» (и ее состав), под которой в экономических словарях (различных издательств) понимается объем всей произведенной предприятием за определенный период (чаще всего за год) конечной продукции, исчисленный в денежном выражении.
Руководители организации негосударственной формы собственности при необходимости на основе Инструкции N 34 разрабатывают и утверждают локальные акты, определяющие порядок работы (деятельности) с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Таким образом, для расшифровки терминов и однозначного понимания Инструкции могут быть применены нормы Инструкции N 34 в части, не противоречащей законодательству, поскольку, несмотря на кажущуюся либерализацию отношений в сфере торговли драгметаллами и камнями, вопросов в этой области стало не меньше, чем было ранее.
На основании Инструкции N 34 хранение драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в организациях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их во всех местах хранения, при производстве, переработке, использовании, обращении, эксплуатации и транспортировке.
Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней, продукции и изделий из них, а также лома и отходов, их содержащих, осуществляется в помещениях, отвечающих установленным требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации. Вскрытие их по мере необходимости проводится материально ответственным лицом, а при его отсутствии — комиссией, назначенной руководителем организации, с составлением акта.
Отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней из мест хранения осуществляется по документу с разрешительными подписями уполномоченных должностных лиц и работника бухгалтерии организации, а также подписями материально ответственных лиц, отпускающих и принимающих ценности.
Склады и кладовые, в которых производятся прием и отпуск драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них, оснащаются весоизмерительными приборами.
Взвешивание должно производиться на исправных весах, зарегистрированных в Государственном реестре средств измерения Республики Беларусь. Весы (разновесы к ним) должны иметь свидетельство об их своевременной государственной метрологической поверке либо в паспорте (формуляре) должна быть отметка о прохождении государственной метрологической поверки.
Периодические поверки весоизмерительных приборов в межповерочный период могут осуществляться метрологической службой организации.
В то же время нормы Инструкции N 34 в части, противоречащей Инструкции, не применяются.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции торговые объекты, в которых производятся приемка, отпуск (отгрузка) и продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оснащаются весоизмерительными приборами, зарегистрированными в Государственном реестре средств измерения Республики Беларусь.
На основании пункта 124 Инструкции N 34 ответственность за организацию хранения и обеспечение сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе и при их транспортировке, несет руководитель организации. Ответственность за сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней несут материально ответственные лица. Это положение является важным при определении вины лиц, подлежащих ответственности за нарушения инструкций.
Согласно пункту 125 Инструкции N 34 организации обязаны обеспечить условия сохранности драгоценных металлов и драгоценных камней при их транспортировке. Порядок осуществления транспортировки ценностей регламентирован частями второй — четвертой пункта 125 Инструкции N 34.
Ответственность за сохранность драгоценных металлов и драгоценных камней при транспортировке собственными средствами возлагается на владельца.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 08.11.2006 N 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон N 175-З) инженерно-технические средства защиты — средства, применяемые для обеспечения необходимого механического противодействия противоправным посягательствам на охраняемые объекты (защитные кабины, двери, люки, стекла, решетки, ставни, жалюзи, замки, запирающие устройства, сейфы, хранилища ценностей, механические ограждения и преграды и иные средства).
При этом согласно статье 7 Закона N 175-З Министерство внутренних дел Республики Беларусь определяет порядок и условия оборудования объектов, подлежащих обязательной охране специальным органом охраны, средствами и системами охраны, требования к оборудованию данных объектов инженерно-техническими средствами защиты, видам и типам устанавливаемых на них средств и систем охраны.
Кроме того, в перечень объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны Министерства внутренних дел, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 25.10.2007 N 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности», входят объекты (территории, здания, сооружения), на (в) которых осуществляются переработка, хранение либо реализация драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и валютных ценностей. В соответствии с подпунктами 5.1.1 и 5.1.2 пункта 5 руководящего документа «Требования к технической укрепленности объектов подлежащих обязательной охране Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь» (РД 28/3.012-2005), утвержденного Министром внутренних дел Республики Беларусь 30.06.2005 (далее — РД 28/3.012-2005), ювелирные магазины, базы, склады и другие объекты, использующие в своей деятельности ювелирные изделия, драгоценные металлы и камни (предприятия по обработке драгоценных камней и металлов, ремонту и изготовлению ювелирных изделий и т.п.), а также сейфовые комнаты, предназначенные для хранения денежных средств, ценных бумаг, ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней, относятся к объектам подгруппы АI, а хранилища ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней как специальные помещения объектов особо важных и повышенной опасности относятся к объектам подгруппы АII. При этом объекты подгрупп А I — II отнесены к особо важным, повышенной опасности и жизнеобеспечения, противоправные действия (кража, грабеж, разбой, терроризм и другие) на которых в соответствии с уголовным законодательством Республики Беларусь могут привести к крупному, особо крупному экономическому или социальному ущербу государству, обществу, предприятию, экологии или иному владельцу имущества.
Пунктом 6 РД 28/3.012-2005 установлены определенные требования к технической укрепленности объектов подгрупп А I — II (см. более подробно сайт Департамента охраны МВД Республики Беларусь // Руководящие документы [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.ohrana.gov.by/legislation/rukovodyashhie-dokumenty.html. — Дата доступа: 02.05.2012).
В силу требований абзаца шестого статьи 7 Закона N 175-З Министерство внутренних дел Республики Беларусь является государственным органом, специально уполномоченным определять порядок и условия оборудования объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь (Департамент), средствами и системами охраны, а также требования к технической укрепленности (оборудованию инженерно-техническими средствами защиты) данных объектов, видам и типам устанавливаемых на них средств и систем охраны. В соответствии с абзацем девятым статьи 1 Закона N 175-З замки, запирающие устройства, сейфы, хранилища ценностей, механические ограждения и преграды и иные средства относятся к инженерно-техническим средствам защиты, применяемым для обеспечения необходимого механического противодействия противоправным посягательствам на охраняемые объекты.
В отношении рассматриваемых правоотношений также действует государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ) 1424-2003 «Замки сейфовые. Требования и методы испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому», утвержденный постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 31.10.2003 N 44 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене государственных стандартов Республики Беларусь, межгосударственных стандартов, Правил ЕЭК ООН и общегосударственного классификатора» (далее — СТБ 1424-2003).
За нарушение требований Инструкции, РД 28/3.012-2005 и иных нормативных правовых актов, в том числе технических, в которых установлены специальные требования, в части третьей статьи 11.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрена административная ответственность, влекущая наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо — от тридцати до ста процентов от стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях.
В соответствии с п. 6 Инструкции организацию хранения и создание условий с целью сохранности изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, в том числе при их перемещении, обеспечивают руководитель организации, индивидуальный предприниматель.
Ювелирные магазины, базы, склады и другие объекты, использующие в своей деятельности ювелирные изделия, драгоценные металлы и камни (предприятия по обработке драгоценных камней и металлов, ремонту и изготовлению ювелирных изделий и т.п.), а также сейфовые комнаты, предназначенные для хранения денежных средств, ценных бумаг, ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней, наркотических средств и психотропных веществ, в соответствии с техническими нормативными актами отнесены к объектам подгруппы АI.
Хранилища ювелирных изделий, драгоценных металлов и камней являются специальными помещениями объектов особо важных и повышенной опасности (объекты подгруппы АII).
Согласно главе 3 «Определения» СТБ 51.2.01-99 под сейфом понимается металлический одностенный или двустенный шкаф, оснащенный дверью, запирающейся замком (системой замков) или запирающим механизмом. В свою очередь, под запирающим механизмом понимается совокупность всех замковых устройств и силовых элементов, обеспечивающих запирание двери сейфа или хранилища.
В РД 28/3.012-2005 приведены определения терминов «сейф», «замковое устройство», аналогичные содержащимся в СТБ 51.2.01-99.
Кроме того, в руководящем документе «Сейфы и хранилища ценностей. Классификация. Методы испытаний. Применение» (РД 28/3.003-2004), утвержденном Министром внутренних дел Республики Беларусь 07.06.2004, и ранее действовавшем РД 28/3.003-97 «Сейфы и хранилища ценностей. Классификация. Методы испытаний. Применение» также приведены определения терминов «сейф», «замковое устройство», аналогичные содержащимся в СТБ 51.2.01-99. Более подробную информацию можно найти на сайте Департамента охраны МВД Республики Беларусь // Руководящие документы [Электронный ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.ohrana.gov.by/legislation/rukovodyashhie-dokumenty.html. — Дата доступа: 02.05.2012.
Согласно подпункту 3.3 пункта 3 главы 3 «Определения» СТБ 1424-2003 под механическим сейфовым замком понимается замок, функция назначения и секретность которого обеспечиваются с помощью только механических элементов. В соответствии с приложением А к СТБ 1424-2003 сейфовый замок имеет два штатных состояния: открытое и закрытое. При этом рабочий цикл сейфового замка представляет собой последовательность следующих штатных операций: ввод ключа, открывание, закрывание и вывод ключа.
Из изложенного следует, что хранение изделий из драгоценных металлов в сейфе означает наличие определенной степени защиты от несанкционированного доступа к ним в виде использования замкового устройства (запирающего механизма), обеспечивающего секретность отпирания двери.
Таким образом, наличие вставленных (не выведенных) в (из) металлические (х) шкафы(ов) ключей от них однозначно исключает хранение изделий из драгоценных металлов и камней и является фактом их нахождения в хранилище с нарушениями обязательных правил и норм, так как металлические шкафы с вставленными (не выведенными из замочных скважин) от них ключами не обеспечивают необходимое механическое противодействие противоправным посягательствам на охраняемые объекты особой важности вследствие свободного доступа к содержимому металлических шкафов и соответственно не являются инженерно-техническим средством защиты.
При таких обстоятельствах нахождение изделий из драгоценных металлов и камней в нерабочее время в металлических шкафах с вставленными (не выведенными из замочных скважин) ключами от данных шкафов не является хранением ювелирных изделий, так как указанные шкафы в этом случае не обеспечили свое функциональное назначение, выраженное в необходимом механическом противодействии противоправным посягательствам на охраняемые объекты.
Следовательно, факт наличия в нерабочее время изделий из драгоценных металлов и камней в металлических шкафах с вставленными в них ключами от данных шкафов свидетельствует о нарушении лицензиатом установленного порядка хранения изделий из драгоценных металлов и камней.
Таким образом, если в ходе проверки или во время предварительного следствия (например, по уголовному делу о хищении драгоценностей) будет установлено, что металлические шкафы или сейфы, в которых находились ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, на момент первичного открытия хранилища во внерабочее время были незакрыты или закрыты с вставленными в них ключами (от данных шкафов или сейфов) в замочные скважины дверей этих шкафов или сейфов, можно сделать вывод о том, что к изделиям из драгоценных металлов и камней, находящихся в данных шкафах и сейфах, при открытии хранилища во внерабочее время имелся свободный доступ.
Кроме того, в соответствии с формами типовых договоров об оказании охранных (платных) услуг Департаментом охраны Министерства внутренних дел, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2005 N 154 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 19 августа 2004 г. N 6», Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь (исполнитель) несет ответственность (за исключением случаев освобождения от ответственности, установленных договором) за ущерб, причиненный по его вине заказчику в результате:
- хищения находящегося на объектах имущества заказчика, совершенного путем кражи, грабежа либо разбоя, уничтожения, повреждения этого имущества посторонними лицами, несанкционированно проникшими на объекты (в период времени, когда объекты охраняются милицейской, военизированной либо сторожевой охраной);
- краж находящегося на объектах имущества заказчика, совершенных посредством проникновения на охраняемые объекты посторонних лиц (в период времени, когда объекты находятся под пультовой охраной).
Между тем исполнитель освобождается от ответственности:
- за кражу, уничтожение, повреждение находящегося на объектах имущества, если органами дознания, предварительного следствия или судом будет установлено, что они совершены в связи с несдачей заказчиком объектов под охрану согласно условиям договора;
- за ущерб, причиненный имуществу заказчика посторонними лицами в результате передачи им (либо утраты заказчиком) ключей (дубликатов ключей), разглашения установленных паролей, схем блокировки объекта техническими средствами охраны, передачи кодов средств доступа, совершения работниками заказчика иных действий, способствовавших нарушению целостности объекта и проникновению на него посторонних лиц, а также при открытии объекта без представителей исполнителя при нарушении его целостности;
- за кражу, уничтожение, повреждение изделий с драгоценными камнями, из золота, серебра, платины и палладия, часов в золотых, серебряных и платиновых корпусах, оставленных на объектах вне сейфов или металлических шкафов (ящиков);
- за нарушение целостности объекта (повреждение запирающих устройств, окон, витрин, дверей, стен, потолков и т.п.) при проникновении или попытке проникновения на него посторонних лиц;
- за ущерб, причиненный объектам посторонними лицами путем разбития дверей и окон, уничтожения, повреждения объектов без проникновения на эти объекты.
Пример 1 (условный).
В цену иска, предъявленного к Департаменту охраны (ответчик), истец (торговое предприятие) включил стоимость ювелирных изделий из золота, изделий из серебра, похищенного из магазина во внерабочее время.
В обоснование заявленных требований истец сослался на договор об охране объектов Департаментом охраны, перечень объектов, справку о состоянии сохранности, акт обследования технического состояния объекта, письмо органа уголовного преследования, сличительную ведомость, акт сверки расчетов, бухгалтерскую справку.
По договору охраны на ответчика возложены обязательства по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей, принятых под охрану, от расхищения и не допускать проникновения посторонних лиц на охраняемые объекты.
Однако в день совершения кражи ювелирные изделия не были убраны в сейф или в хранилище и находились на витринах, что является нарушением п. 5 Инструкции. В момент совершения кражи в магазине имелся сейф, блокированный средствами сигнализации.
Согласно акту обследования технического состояния объекта, составленному с участием представителей ответчика, в магазине истца имеется возможность для осуществления торговли и хранения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней: помещение для хранения изделий из золота, драгкамней и драгметаллов находится внутри здания магазина, комната блокирована средствами охранно-пожарной сигнализации в 2 рубежах защиты, установлена кнопка тревожной сигнализации, входная дверь закрывается на замки, дополнительно установлена металлическая решетчатая дверь, сейф для хранения закреплен к полу и блокирован средствами сигнализации.
В заключении по факту кражи из магазина, составленном по результатам служебной проверки, указано, что хранение и реализация изделий из драгоценных металлов осуществлялись с грубыми нарушениями. Комната хранения ювелирных изделий фактически оборудована одним рубежом сигнализации. Техническая укрепленность объекта не соответствует предъявляемым требованиям по охране материальных ценностей. Потолочное перекрытие магазина, стена комнаты хранения драгметаллов, граничащая с другим магазином, не капитальные, на дверных и оконных проемах отсутствуют металлические решетки.
При наличии указанных нарушений на момент совершения кражи в акте обследования технического состояния объекта ответчик указал, что в магазине истца имеется возможность для осуществления торговли и хранения изделий из драгметаллов и драгкамней. Предложения ответчика по устранению вскрытых недостатков оказались не выполненными истцом, их выполнение не было проконтролировано ответчиком.
Как было установлено из представленных истцом и ответчиком материалов, протокола допроса заведующей магазином истца, ювелирные изделия из драгоценного металла после окончания рабочего дня не были убраны в сейф, а оставлены на витрине.
В силу договора Департамент освобождается от ответственности за кражу, а также хищение, совершенное путем грабежа или разбойного нападения, изделий с драгоценными камнями, из золота, платины и палладия; часов в золотых, серебряных и платиновых корпусах, оставленных на объекте вне сейфов или металлических шкафов (ящиков), прикрепленных к полу.
В соответствии со статьями 372 и 375 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины. Лицо признается виновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям гражданского оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Суд вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Таким образом, истец нарушил Инструкцию (по окончании рабочего дня не убрал в сейф или в хранилище изделия из золота), чем способствовал увеличению суммы ущерба (вреда), причиненного кражей. В протоколе осмотра места происшествия отмечено, что дверь, ведущая в комнату хранения, и металлический сейф повреждений не имеют.
В свою очередь ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанность по охране товарно-материальных ценностей, что выразилось в неосуществлении контроля по устранению истцом вскрытых недостатков. Отсутствие решеток на окнах позволило преступникам покинуть здание магазина до приезда группы задержания.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчика стоимости изделий из серебра признаны обоснованными.
Остались без удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика стоимости изделий из золота, так как установлена вина истца в нарушении порядка хранения указанных изделий, предусмотренного Инструкцией.
Письмо следователя по результатам расследования уголовного дела, на которое ссылается истец, не признано надлежащим доказательством вины ответчика в полном объеме, так как прокуратурой отменено постановление о приостановлении предварительного расследования как незаконное.
При этом отделы охраны Департамента охраны не несут ответственность за кражу, уничтожение, повреждение изделий с драгоценными камнями, из золота, серебра, оставленных на охраняемых объектах «вне сейфов» или специальных кладовых (хранилищ).
Факт отсутствия специальных кладовых (хранилищ) или сейфов либо металлических шкафов или иных приспособлений для хранения ценностей, имеющих определенную степень устойчивости к воздействию внешних факторов (в том числе металлические шкафы, ящики и стеллажи), в ювелирных магазинах подлежит фиксации в актах обследования (осмотра), составляемых проверяющими уполномоченных контролирующих органов.
При этом должностные лица (проверяющие) уполномоченных контролирующих органов должны установить факты нахождения изделий, указанных в актах описи, обследования (осмотра), вне сейфов, специальных кладовых (хранилищ), металлических шкафов и выяснить причины совершения правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в ст. 11.4 КоАП. При этом извлечения из пояснений (объяснений) должностных лиц (работников) ювелирных магазинов, равно как и акты обследований (осмотров), описи, инвентаризации, целесообразно отражать в акте проверки и приобщить к материалам проверки и делу об административном правонарушении. В противном случае они могут утратить доказательственное значение.
Пример 2 (условный).
Согласно акту проверки торговой организации изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, включая личные украшения из серебра, находились (хранились) в нерабочее время вне сейфов, специальных кладовых (хранилищ), металлических шкафов, а именно:
- на незапирающихся на замок прилавках ювелирного магазина;
- в помещениях магазина в картонных коробках на столе;
- на незапирающихся витринах торгового зала магазина.
Вместе с тем в соответствии с частями первой и второй пункта 5 Инструкции в розничных торговых объектах изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящиеся в рабочее время в торговом зале, помещаются в запирающиеся витрины и (или) прилавки-витрины, а по окончании рабочего дня перемещаются для хранения в специальную кладовую (хранилище).
Изделия из серебра без вставок из драгоценных камней, а также изделия, имеющие отдельные части из драгоценных металлов (ручки с перьями из драгоценных металлов, изделия из хрусталя, стекла и иных материалов в оправах и окладах из драгоценных металлов, книги, бювары, альбомы, папки с пластинками для надписей из драгоценных металлов и подобные изделия), по окончании рабочего дня допускается хранить в торговом зале в запирающихся витринах и (или) прилавках-витринах либо в иных помещениях магазина в сейфах или металлических шкафах.
Таким образом, торговой организацией допущены нарушения требований Инструкции, ответственность за которые предусмотрена в ст. 11.4 КоАП.
Согласно ч. 3 п. 5 Инструкции запрещается хранение в одном сейфе (металлическом шкафу, витрине, прилавке-витрине) ценностей, ответственность за сохранность которых несут разные материально ответственные лица (бригады).
Договоры о полной материальной ответственности, как правило, заключаются с заведующей магазином, всеми продавцами и товароведом-оценщиком, в которых предусматривается полная материальная ответственность каждого.
Кроме того, субъекту торговли ювелирными изделиями целесообразно заключать договоры о полной индивидуальной (коллективной материальной ответственности), в том числе с продавцами, завскладом и кладовщиками, водителями, завмагазинами, дежурными администраторами, уборщицами, ювелирами и бухгалтером, т.е. со всеми работниками, имеющими непосредственный доступ к товарно-материальным ценностям.
Жесткие требования Инструкции и иных нормативных правовых актов в этой сфере (в части обеспечения надлежащего режима хранения) обусловлены прежде всего обеспечением общественной и экономической безопасности, поскольку магазины, как правило, расположены в многолюдных местах, часть имеющихся в реализации ювелирных изделий сдаются на комиссию физическими и юридическими лицами.
В Инструкции отсутствуют отдельные требования, предъявляемые к торговым организациям, установленные в иных актах законодательства.
В соответствии с п. 5 Положения о порядке осуществления государственного пробирного надзора на территории Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 N 977 «О порядке осуществления государственного пробирного надзора на территории Республики Беларусь» (далее — Положение N 977), изделия из драгоценных металлов, изготовленные на территории Республики Беларусь, а также ввезенные в Республику Беларусь для реализации, должны соответствовать установленным пробам и быть представлены в Министерство финансов Республики Беларусь для обязательного опробования и клеймения государственным пробирным клеймом Республики Беларусь, кроме:
- изделий, не подлежащих обязательному опробованию и клеймению, согласно приложению к Положению N 977;
- изделий, подлежащих добровольному опробованию и клеймению, согласно пункту 8 Положения N 977;
- изделий, опробование и клеймение которых, по определению Министерства финансов Республики Беларусь, технически невозможно.
Пунктом 6 Положения N 977 предусмотрены условия опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов, изготовленных на территории Республики Беларусь, а также ввезенных на территорию Республики Беларусь.
Согласно Закону N 110-З:
- государственное пробирное клеймо — знак установленного в Республике Беларусь образца, наносимый на ювелирные и иные изделия из драгоценных металлов и удостоверяющий пробу драгоценных металлов;
- клеймение — нанесение государственного пробирного клейма на ювелирные и иные изделия из драгоценных металлов.
Государственное регулирование и контроль в сфере деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляются посредством:
- лицензирования деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- государственной монополии на опробование и клеймение ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, изготовленных на территории Республики Беларусь и (или) ввезенных на территорию Республики Беларусь для реализации.
По Положению N 977 именник — это клеймо изготовителя, оттиск которого наносится на все изготавливаемые этим изготовителем изделия из драгоценных металлов и содержит изображение присвоенных изготовителю индивидуальных знаков (шифр изготовителя), а также знаков, указывающих на год изготовления изделия (шифр года).
Таким образом, при проверке документов во исполнение указанных требований выясняются обстоятельства, связанные с представлением на клеймение в Госпробнадзор ювелирных изделий <1>, в том числе в части соответствия количества и веса ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, представленных на клеймение в Госпробнадзор, объемам импортированных в республику ювелирных изделий по договорам поставок проверяемым субъектом.
<1> Госпробнадзор осуществляет «поштучное» клеймение ювелирных изделий: парные изделия (серьги, запонки) принимаются на клеймение как два отдельных изделия.
Следует отметить, что статьей 223 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) за нарушение правил о сделках с драгоценными металлами и камнями установлена уголовная ответственность.
Статьей 258 УК также установлена уголовная ответственность за незаконные изготовление, использование либо сбыт государственных пробирных клейм или подделку государственного пробирного клейма Республики Беларусь или иностранных государств, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.
Таким образом, для привлечения к уголовной ответственности по данным составам преступлений необходимо установление наличия умысла на совершение данных противоправных деяний.
Пример 3 (условный).
В ходе проведения проверки на оптовом складе торговой организации было обнаружено изделие из драгоценных металла и камня импортного производства без видимых признаков наличия на отдельной его части (кулоне со вставками из бриллиантов) оттиска государственного пробирного клейма Республики Беларусь.
В соответствии с актом экспертизы представленные на исследование изделия (цепь и кулон) не припаяны друг к другу и являются съемными, в связи с чем экспертиза проводилась как для двух отдельных изделий. В результате исследования установлено, что цепь имеет оттиск знака инспекции пробирного надзора Министерства финансов Республики Беларусь, а на кулоне данный оттиск отсутствует.
Указанное изделие поступило в торговую организацию от нерезидента Республики Беларусь, неоднократно отгружалось в розничную торговую сеть, т.е. было вовлечено в хозяйственный оборот.
В соответствии с пунктом 81 Инструкции о порядке проведения пробирных работ и услуг, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 21.02.2005 N 20 (далее — Инструкция N 20), изделия отечественного и зарубежного производства клеймятся на основной части клеймом литеры «Б» соответствующего металла и пробы.
Изделия, ввезенные из-за рубежа и имеющие четкие оттиски пробирных клейм в метрической системе проб страны-изготовителя, могут клеймиться клеймом литеры «А». Второстепенные и дополнительные (съемные) части этих изделий клеймятся клеймом литеры «Д» соответствующего металла и пробы при условии технической возможности его постановки и сохранения товарного вида изделий.
В соответствии с пунктом 83 Инструкции N 20 второстепенные и дополнительные части изделий (если они являются разъемными и легко отделимыми, не припаянными к основной части изделия) клеймятся клеймом литеры «Д».
Таким образом, в нарушение указанных требований торговая организация вовлекала в оборот ювелирное изделие из драгоценного металла (золото) со вставкой из бриллианта без оттиска государственного пробирного клейма Республики Беларусь на его съемной части. Ответственность за данные нарушения предусмотрена в ст. 11.4 КоАП.
Пунктом 6 Инструкции N 34 предусмотрено, что организации, осуществляющие деятельность с драгоценными металлами и драгоценными камнями, обязаны осуществлять хранение драгоценных металлов и драгоценных камней (в том числе изделий из них) в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 2 Инструкции ее требования распространяются на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, т.е. на субъектов как оптовой, так и розничной торговли.
Торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется в торговых объектах, имеющих помещение для хранения товарного запаса (специальную кладовую (хранилище)).
Специальных требований по хранению изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней организациями оптовой торговли в Инструкции не установлено.
Термин «товарный запас» применительно к рассматриваемым отношениями в законодательстве не раскрыт, в связи с чем возможно обратиться к Методике по расчету потребления алкогольных напитков на душу населения, утвержденной приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 27.09.2006 N 215, в соответствии с которой товарные запасы — количество продукции (товаров), находящейся в организациях промышленности, оптовой, розничной торговли и общественного питания на определенную дату.
Исходя из «Современного экономического словаря» (под редакцией Б.А.Райзберга, Л.Ш.Лозовского, Е.Б.Стародубцевой. — М.: ИНФРА-М, 2006) товарные запасы — количество товаров определенного вида, находящихся в данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах. Наличие товарных запасов служит важным условием непрерывности процесса производства и обращения товаров. В то же время запасы не должны быть избыточными, так как при этом увеличиваются издержки производства и обращения.
Таким образом, при осуществлении оптовой торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, по нашему мнению, возможно осуществлять их хранение на основании заключенных договоров с организациями, имеющими специальные разрешения (лицензии) на предоставление услуг по хранению драгоценных металлов и драгоценных камней, банками, предоставляющими услуги по хранению (хранение в депозитарии, сейфовых комнатах).
Следовательно, в нерабочее время ювелирные изделия торговой организации могут храниться в депозитарии банка. Для проведения предпродажной подготовки, а также по мере поступления заявок от покупателей (или от специалиста по продажам) в офис торговой организации из депозитария в установленном порядке может доставляться необходимое количество ювелирных изделий, которые в течение рабочего дня (до отгрузки покупателям в этот же день по накладной или перемещения в этот же день обратно в депозитарий) размещаются в охраняемом офисе торговой организации.
В соответствии со ст. 786 ГК вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода. Правила статьи 786 ГК применяются, если договором хранения не предусмотрено иное.
При просрочке уплаты вознаграждения за хранение более чем на половину периода, за который оно должно быть уплачено, хранитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от поклажедателя немедленно забрать сданную на хранение вещь. Если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи. Это правило применяется и в случае, когда поклажедатель обязан забрать вещь до истечения срока хранения.
Поклажедатель, передав вещи по возмездному договору на хранение, в силу ст. 786 ГК обязан уплачивать хранителю причитающееся вознаграждение в порядке, определенном договором, например, на основании выставляемых хранителем счетов, счетов-фактур, с указаниями в них стоимости оказанных услуг по хранению имущества. При этом в качестве обоснования вознаграждения стороны могут указать протокол согласования цен, подписанный сторонами.
В вознаграждение за хранение могут быть включены различные расходы хранителя на хранение ювелирных изделий.
Получая вознаграждение за хранение, организация-хранитель должна возмещать расходы по договору за свой счет.
Таким образом:
- размер вознаграждения определяется по соглашению сторон;
- договором хранения могут быть предусмотрены как выплаты хранителю вознаграждения за хранение, так и возмещение хранителю иных расходов, не включенных в само вознаграждение за хранение;
- размер вознаграждения за хранение либо тарифы, на основании которых он исчисляется, и порядок оплаты хранения определяются сторонами в договоре.
Вместе с тем в долгосрочном договоре хранения может быть установлен предельный размер вознаграждения по договору хранения имущества, исчисляемый в процентном соотношении от оценочной стоимости этого имущества.