Особенности ведения административного процесса по делам об административных правонарушениях, касающихся представления данных государственной статистической отчетности

К административным правонарушениям, связанным с представлением данных государственной статистической отчетности, относятся нарушения, перечисленные в статье 23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере ведения государственной статистической отчетности относятся органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и государственной статистики, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и соответственно Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 N 345-З «О государственной статистике» (далее — Закон о статистике), Указа Президента Республики Беларусь от 26.08.2008 N 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики».

Территориальная компетенция Комитета государственного контроля Республики Беларусь определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. Территориальными органами государственной статистики являются органы, созданные республиканским органом государственного управления в области государственной статистики в соответствующих административно-территориальных единицах. К территориальным органам государственной статистики относятся главные статистические управления областей и города Минска. В структуру главных статистических управлений областей и города Минска входят отделы статистики в районах и городах (районах города Минска).

Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена статьей 3.7 и пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП); органов государственной статистики — пунктом 23 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.10.2008 N 389 «О наделении полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению».

Кроме того, к субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 23.18 КоАП, относятся органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, органы, осуществляющие государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой государственного лесного фонда и воспроизводством лесов, органы Министерства экономики Республики Беларусь, прокурор.

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, связанным с представлением данных государственной статистической отчетности, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Закона о статистике и различных постановлений Национального статистического комитета Республики Беларусь, утверждающих соответствующие формы государственной статистической отчетности и указания по их заполнению. Согласно приказу Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14.12.2012 N 303 «О ведении государственной статистики в 2013 году» в 2013 году государственную статистику ведут:

  • органы государственной статистики по 115 формам централизованной государственной статистической отчетности, из них по 46 — годовой периодичности (для отчета за 2012 год) и периодичностью представления один раз в год, по 3 — полугодовой, по 22 — квартальной периодичности, по 32 — месячной, по 12 — иной периодичности представления, и по 15 иным формам государственных статистических наблюдений;
  • уполномоченные государственные организации по 127 формам нецентрализованной государственной статистической отчетности, из них по 68 — годовой периодичности (для отчета за 2012 год) и периодичностью представления один раз в год, по 12 — полугодовой периодичности, по 30 — квартальной, по 13 — месячной, по 4 — иной периодичности представления, и по 1 иной форме государственных статистических наблюдений.

Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.

1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с несоблюдением порядка представления данных государственной статистической отчетности).

Сущность и характер действий (бездействия) определяются: объектом посягательства (порядок управления в сфере сбора, обработки, обобщения, накопления, хранения, защиты, представления, распространения и использования органами государственной статистики и уполномоченными государственными организациями первичных статистических данных и сводных статистических данных (информации) об экономическом, демографическом, социальном и экологическом положении в Республике Беларусь) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (статья 23.18 КоАП), способом нарушения порядка представления данных государственной статистической отчетности (где, в каком месте было деяние совершено, когда (время, дата) это деяние было совершено, как действовало лицо, нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства, какие средства и орудия (инструменты) были применены).

2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).

Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком представления данных государственной статистической отчетности.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении таких действий (бездействия), связанных с несоблюдением порядка представления данных государственной статистической отчетности, как:

  • представление искаженных данных государственной статистической отчетности;
  • несвоевременное представление такой отчетности органам государственной статистики;
  • непредставление такой отчетности органам государственной статистики.

Так, например, наиболее часто выявляемыми нарушениями являются следующие искажения данных государственной статистической отчетности, предоставляемой органам государственной статистики:

  • по формам государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты и прибыль) — несоответствие указанной в отчете просроченной кредиторской и дебиторской задолженности по налогам и сборам данным бухгалтерского учета; недостоверные данные о выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг, налогах и сборах, включаемых в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, покупной стоимости товаров, себестоимости реализованной продукции, работ, услуг, прибыли, убытке от операционных доходов и расходов, от внереализационных доходов и расходов, налогах и сборах из прибыли, задолженности по налогам и сборам; неверные сведения об обороте по дебету (кредиту) субсчетов;
  • по формам государственной статистической отчетности 4-ис, 6-ис и 1-ис (инвестиции) — отражение в отчете данных о вводе в действие объектов без наличия в акте приемки объекта в эксплуатацию хотя бы одной подписи члена комиссии, без необходимых заключений органов государственного надзора, а также при наличии мотивированных возражений со стороны органов государственного надзора, недостоверных сведений о сумме инвестиций в основной капитал, выполненных строительно-монтажных работах и объеме незавершенного строительства на конец года, о фактическом размере использованных инвестиций по затратам на новое строительство и затратам на приобретение машин и оборудования по объектам, строительство которых будет продолжаться в последующие годы, о введенных в действие основных средствах;
  • по форме государственной статистической отчетности 1-мп (микро) — неотражение фонда заработной платы работников несписочного состава и внешних совместителей; несоответствие отраженных в отчете сведений о себестоимости реализованной продукции, работ, услуг и о чистой прибыли данным бухгалтерского учета (счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» и 99 «Прибыли и убытки»); неточные сведения о налогах и сборах, о прибылях и убытках от реализации продукции, товаров, работ, услуг;
  • по форме государственной статистической отчетности 12-т — неуказание численности работников, принятых на работу на дополнительно введенные рабочие места, несоответствие в отчете количества специалистов и служащих штатному расписанию;
  • по формам государственной статистической отчетности 1-мр (лом) и 2-мр (драгметаллы) — расхождение данных об образовании и использовании лома и отходов черных и цветных металлов в отчете со сведениями в первичных учетных документах; неуказание сведений об остатках поступления и расхода драгоценных металлов и изделий из них, об образовании их в течение отчетного периода в ломе и отходах;
  • по форме государственной статистической отчетности 12-вэс (услуги) — недостоверные данные о стоимостном выражении услуг и коде услуг;
  • по форме государственной статистической отчетности 1-торг (опт) — учет оборотов по розничной торговле, несмотря на то что в данном отчете должна содержаться информация только по оптовой торговле; недостоверные сведения о собственных (без сданных в аренду) и арендованных объектах, о площади временно приспособленных помещений под склад; расхождение сведений о стоимости проданных товаров отечественного производства в общем объеме оптового товарооборота с данными складского (бухгалтерского) учета; неотражение данных о продаже товаров отечественного производства, в то время как предприятием осуществлялась реализация товаров, произведенных в Республике Беларусь, которые были реализованы не на территории Республики Беларусь, а экспортированы в Российскую Федерацию.

Наиболее часто выявляемыми нарушениями являются следующие искажения данных государственной статистической отчетности, представляемой государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию:

  • по форме государственной статистической отчетности 1-отходы — недостоверные данные об объеме образования отходов, его полном перечне, их движении (наличии, остатках); указание наименования отдельных отходов и их кода, не соответствующих классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 N 85 (далее — классификатор отходов); неуказание наименования, кода, кода физического состояния и класса опасности отхода;
  • по форме государственной статистической отчетности 2-торг (конкурс) — неверное отражение общей суммы средств, предусмотренных заказчиком на отчетный период для закупки товаров (работ, услуг), общей суммы ориентировочных стоимостей закупок, общей стоимости заключенных договоров по закупкам товаров (работ, услуг), средств, направленных на закупки товаров (работ, услуг) без применения процедур закупок; отражение сведений о количестве заключенных договоров, участников-победителей процедур закупок, которые не соответствуют фактическому количеству заключенных договоров, участников-победителей этих процедур закупок;
  • по форме государственной статистической отчетности 4-энергосбережение — отражение в отчете неверных сведений о фактической экономии ТЭР (в том числе в стоимостном выражении в соответствии с данными бухгалтерского учета), объеме внедрения, фактических затратах на внедрение, сроке внедрения.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности.

Субъектом правонарушения является должностное лицо и (или) иное уполномоченное лицо, ответственное за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальный предприниматель.

От составов, предусмотренных статьей 23.18 КоАП, необходимо отличать состав, предусмотренный статьей 23.16 КоАП (непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения), который не касается представления данных государственной статистической отчетности (статья 23.18 КоАП является специальной по отношению к статье 23.16 КоАП).

3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (статья 7.6 КоАП).

Согласно пункту 6 части 1 статьи 7.6 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 23.18 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 2 лет со дня совершения и 3 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения. При этом днем обнаружения административного правонарушения, выявленного в ходе проверки, считается день вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с пунктом 69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Данное правонарушение в части непредставления данных государственной статистической отчетности является длящимся (в части искажения данных — разовым). В связи с этим при ведении административного процесса по рассматриваемой категории дел важно выяснить точную дату представления данных государственной статистической отчетности в соответствующие органы (дату совершения правонарушения, связанного с искажением данных, и дату прекращения длящегося правонарушения, связанного с непредставлением либо несвоевременным представлением (момент начала (установленная законодательством дата представления данных государственной статистической отчетности) и прекращения совершения)).

Кроме того, материалы проверки по фактам искажения данных государственной статистической отчетности (часть 1 статьи 23.18 КоАП) необходимо направлять в правоохранительные органы для дачи правовой оценки в порядке, предусмотренном статьями 173 и 174 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь. В данном случае необходимо иметь в виду, что административное взыскание по части 1 статьи 23.18 КоАП может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения.

4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (статья 9.6 ПИКоАП).

Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь, утверждающего форму государственной статистической отчетности и указания по ее применению, и непринятие нового постановления, а также увеличение сроков представления данных статистической отчетности до пределов, позволяющих констатировать факт отсутствия состава административного правонарушения, выразившегося в несвоевременном представлении данных.

Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 23.18 КоАП, в зависимости от распределения должностных обязанностей (например, неознакомление с должностной инструкцией либо иным документом, закрепляющим обязанность по составлению и представлению статистической отчетности, может привести к выводу об отсутствии соответствующих полномочий).

С учетом необходимости направления материалов по факту искажения данных государственной статистической отчетности (совершенного из корыстной или иной личной заинтересованности) не исключается наличие по тому же факту в отношении физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, уголовного дела (часть 2 статьи 427 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Подтверждением отсутствия в правонарушении признаков преступления может являться наличие в деле об административном правонарушении копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Если же юрисдикционный акт, подтверждающий отсутствие в совершенном физическим лицом правонарушении признаков преступления, отсутствует в деле об административном правонарушении и усматриваются эти признаки, дело об административном правонарушении может быть прекращено по правилам части 2 статьи 3.32 ПИКоАП.

5. Отсутствие обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (статья 5.5 КоАП).

В связи с отсутствием обязательств, повлекших причинение имущественного вреда, в том числе завышение стоимости таких обязательств перед бюджетом, а также использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства при представлении данных государственной статистической отчетности, основания для применения статьи 5.5 КоАП отсутствуют.

6. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (статья 7.2 КоАП).

К наиболее часто встречающимся смягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемого административного правонарушения относятся чистосердечное раскаяние физического лица; добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка.

7. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 7.3 КоАП).

К наиболее часто встречающимся отягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемого административного правонарушения относится его совершение должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

8. Основания для освобождения от административной ответственности (статьи 8.2, 8.3, 8.8 КоАП).

Во многих случаях рассматриваемое административное правонарушение может признаваться малозначительным ввиду его формального характера, отсутствия имущественного вреда государству. Совершение данного административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, также может повлечь освобождение от административной ответственности. Статья 8.8 КоАП не подлежит применению ввиду того, что субъектом административного правонарушения является физическое, а не юридическое лицо (рассматриваемый вид административного правонарушения не подпадает под действие статьи 23.18 КоАП).

9. Основания для уменьшения административного взыскания в виде штрафа (статья 7.9 КоАП).

В случае добровольного исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, и отсутствия отягчающих обстоятельств возможно уменьшение размера административного взыскания в два раза.

Система доказательств по делам об административных правонарушениях, связанным с представлением данных государственной статистической отчетности, включает следующие элементы:

  • содержательный (сведения о фактах нарушения порядка представления данных государственной статистической отчетности лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении);
  • материальный (материальная форма источников доказательств в виде соответствующих документов, подтверждающих состав административного правонарушения, связанного с ведением государственной статистической отчетности, в частности, акта проверки, непосредственно отчета, бухгалтерских документов, подтверждающих искажение, ответа органа государственной статистики о непредставлении отчета и др.);
  • процессуальный (процессуальная форма доказательств, к которым по рассматриваемой категории дел, как правило, относятся протоколы опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, иных лиц, имеющих отношение к составлению и представлению данных государственной статистической отчетности, протокол об административном правонарушении и иные процессуальные документы).

К обязательным письменным доказательствам (первичным источникам) относятся непосредственно отчет, первичные учетные и иные документы, подтверждающие искажение данных государственной статистической отчетности; к дополнительным (вторичным источникам) — акт проверки, протоколы опроса, протокол об административном правонарушении и т.д. В то же время в случае непредставления данных государственной статистической отчетности основными (прямыми) доказательствами будут являться акт о непредставлении отчета, письменная информация органа государственной статистики (вышестоящего органа в рамках ведомственной подчиненности) о непредставлении отчета; косвенными — акт проверки, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью документы, подтверждающие необходимость составления и представления отчета, протоколы опроса, протокол об административном правонарушении и т.д. В рассматриваемой категории дел экспертиза и привлечение специалиста фактически не применяются.

Подготовка дел об административных правонарушениях, связанных с ведением государственной статистической отчетности, к рассмотрению, как правило, характеризуется тем, что известно событие правонарушения, известно лицо, которое, возможно, совершило административное правонарушение. В связи с этим необходимо установить, действительно ли оно виновно в совершении противоправного деяния, является ли надлежащим субъектом административной ответственности, т.е. содержит ли оно все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. Типовая версия касается события правонарушения (факта представления искаженных данных государственной статистической отчетности, непредставления либо несвоевременного представления данных) и совершения конкретным лицом (должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности) правонарушения, т.е. перечня фактических данных, которые могут быть признаны в качестве доказательства по делу, какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами и какие элементы состава необходимо доказать, что было рассмотрено выше. На основе типовой версии определяют задачи, очередность их решения и сроки при построении индивидуальных (частных) версий. С учетом предмета имеющихся доказательств при завершении первоначального этапа дополнительно определяют: спорные факты (например, по подтверждению искажения данных государственной статистической отчетности), какие новые доказательства могут быть получены на основе использования собранных (дополнительные документы, например дополнительное разъяснение органа государственной статистики), какие действия требуется для этого провести (в частности, истребовать дополнительные документы, оформить протоколы опроса иных лиц и т.д.). В рамках аналитического этапа осуществляется проверка правовых оснований привлечения виновного лица к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, в частности, проводятся: проверка объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (его сравнение с объяснениями иных лиц); исследование всех версий по делу (в отношении каждого физического лица, имеющего отношение к составлению и представлению данных государственной статистической отчетности); проверка всех доказательств в совокупности и устранение противоречий между ними; систематизация всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу. В содержание заключительного этапа входят: процессуальные действия по завершению подготовки (составление протокола об административном правонарушении по статье 23.18 КоАП либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении при наличии соответствующих оснований, рассмотренных выше); действия, проводимые по ходатайству лица, в отношении которого ведется административный процесс (например, представление разъяснения органа государственной статистики о правильности заполнения соответствующей формы отчета для приобщения его к материалам дела об административном правонарушении и т.д.), или по письменному указанию прокурора (например, о необходимости направления материалов в правоохранительные органы для дачи правовой оценки); необходимые организационные и организационно-технические мероприятия, связанные с направлением дела для рассмотрения.

Таким образом, юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с порядком представления государственной статистической отчетности (статья 23.18 КоАП), строится на том, что в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона о статистике респонденты обязаны представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных.

Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 23.18 КоАП.

1. Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.07.2011 N 197 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 197) утверждена форма государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» (далее — форма 12-т (задолженность)) месячной периодичности, которая введена в действие начиная с отчета по состоянию на 1 марта 2012 г.

Согласно части 1 пункта 1, частям 1, 2 пункта 5 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате», утвержденных постановлением N 197 (далее — Указания N 197), государственную статистическую отчетность по форме 12-т (задолженность) при наличии просроченной задолженности по заработной плате представляют коммерческие организации — юридические лица со средней численностью работников за календарный год 16 человек и более, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс; данные о просроченной задолженности по заработной плате отражаются по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок выплаты заработной платы; просроченной задолженностью по заработной плате для целей настоящего государственного статистического наблюдения являются начисленные суммы заработной платы работникам, включая внутренних и внешних совместителей, но не выплаченные организацией до 24 часов последнего дня месяца, следующего за месяцем, за который эти суммы начислены.

В нарушение подпункта 2.1 пункта 2 статьи 12, пункта 2 статьи 17 Закона о статистике, пункта 3 постановления N 197, части 1 пункта 1 Указаний N 197 ОАО «Б» в сентябре — октябре 2012 г. не было обеспечено представление в отдел статистики отчета по форме 12-т (задолженность) по состоянию на 01.11.2012, 01.12.2012 при наличии просроченной задолженности по выплате заработной платы за сентябрь и октябрь 2012 г.

2. В соответствии с частью 1 пункта 1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» (далее — Указания N 133), утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.07.2011 N 133 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 133), государственную статистическую отчетность по форме 12-тэк «Отчет о расходе топливно-энергетических ресурсов», утвержденной постановлением N 133 (далее — форма 12-тэк), представляют юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс.

Согласно пункту 2 Указаний N 133 юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представляют отчет по форме 12-тэк в органы государственной статистики по месту своего нахождения с учетом данных по всем входящим в их структуру подразделениям. Согласно части 1 пункта 5 Указаний N 133 данные отчета отражаются в соответствии с данными первичных учетных документов организации (товарно-транспортных и товарных накладных, счетов-фактур, приходно-расходных документов, материальных отчетов, ведомостей, актов и других).

В соответствии с пунктом 8 Указаний N 133 в разделе I отчета по форме 12-тэк отражаются данные об источниках поступления, фактическом расходе, отпуске другим организациям и населению котельно-печного топлива (данные граф 1, 2, 3, 6, 7, 8), тепловой (данные граф 4 и 9) и электрической (данные граф 5 и 10) энергии на основании данных бухгалтерского учета расхода топлива и энергии организаций. Согласно части 1 пункта 9 Указаний N 133 в графах 1 и 6 раздела I отчета по форме 12-тэк отражаются данные о расходах всех видов топлива и отходов, используемых в качестве котельно-печного топлива, то есть используемых на выработку электрической и тепловой энергии на электростанциях, теплоэлектроцентралях (ТЭЦ), мини-ТЭЦ, в котельных и непосредственно в качестве топлива в печах, сушилках, горнах и прочем технологическом и отопительном оборудовании как производственного, так и коммунально-бытового назначения.

Согласно части 1 пункта 13 Указаний N 133 по строке 110 «Израсходовано — всего» раздела I отчета по форме 12-тэк отражаются данные о расходе котельно-печного топлива, тепловой и электрической энергии на производство всех видов продукции (работ и услуг), включая данные о потерях, расходах на прочие производственные и коммунально-бытовые нужды организаций (расход в столовых, буфетах, прачечных, детских учреждениях, поликлиниках, спортивных объектах, рабочих и студенческих общежитиях и так далее, находящихся на балансе организации, представляющей отчет). В соответствии с пунктом 21 Указаний N 133 по строке 150 «Получено от других организаций» раздела I отчета по форме 12-тэк отражаются данные о количестве теплоэнергии (данные граф 4 и 9) и электроэнергии (данные граф 5 и 10), поступивших от других организаций независимо от ведомственной подчиненности.

Установлено, что в учреждение в 2012 году от других организаций поступила тепловая энергия в количестве 2531,24 Гкал, электрическая энергия — 264373 кВт·ч. В нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона о статистике, пункта 21 Указаний N 133 учреждение 11.01.2013 представило в отдел статистики искаженные (недостоверные) данные в отчетах по форме 12-тэк за январь — декабрь 2012 г. Так, по строке 150 «Получено от других организаций» раздела I отчета по форме 12-тэк в графе 4 «Тепловая энергия, Гкал» за 2012 год было завышено потребление тепловой энергии на 2,76 Гкал, в графе 5 «Электрическая энергия, тыс.кВт·ч» за 2012 год завышено потребление тепловой энергии на 10,627 тыс.кВт·ч.

Установлено, что по строке 110 «Израсходовано — всего» раздела I отчета по форме 12-тэк в графе 1 «Котельно-печного топлива, всего» за январь — март 2013 г. обществом был отражен расход котельно-печного топлива в количестве 212 т у.т. По строке 110 «Израсходовано — всего» раздела I отчета по форме 12-тэк в графе 4 «Тепловая энергия, Гкал» за январь — март 2013 г. обществом был отражен расход тепловой энергии в количестве 97 Гкал. По строке 110 «Израсходовано — всего» раздела I отчета по форме 12-тэк в графе 5 «Электрическая энергия, тыс.кВт·ч» за январь — март 2013 г. обществом был отражен расход электрической энергии в количестве 389 тыс.кВт·ч. Согласно данным бухгалтерского учета за январь — март 2013 г. обществом были потреблены электрическая энергия в количестве 471,967 тыс.кВт·ч, тепловая в количестве 109,79 Гкал, котельно-печное топливо — 248 т у.т.

В нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона о статистике, пункта 8, части 1 пункта 9, части 1 пункта 13 Указаний N 133 общество 12.04.2013 представило в отдел статистики искаженные (недостоверные) данные в отчете по форме 12-тэк за январь — март 2013 г. Так, по строке 110 «Израсходовано — всего» раздела I отчета по форме 12-тэк в графе 1 «Котельно-печного топлива, всего» обществом был занижен расход котельно-печного топлива на 36 т у.т., в графе 4 «Тепловая энергия, Гкал» занижено количество потребленной тепловой энергии на 13 Гкал, в графе 5 «Электрическая энергия, тыс.кВт·ч» занижено количество потребленной электрической энергии на 83 тыс.кВт·ч.

3. Проверкой достоверности представляемых ОАО «М» статистических данных были установлены нарушения подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона о статистике, пунктов 4, 9, 12, 15 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.10.2009 N 228 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 228) (с 02.02.2012 — Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11.01.2012 N 3 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 3), с 22.01.2013 — Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.10.2012 N 183 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах» и указаний по ее заполнению»), пунктов 4, 7, 11, подпункта 32.4 пункта 32 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 12.10.2012 N 185 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 185), при заполнении статистической отчетности формы 12-ф (расчеты) «Отчет о состоянии расчетов», утвержденной постановлением N 185 (далее — форма 12-ф (расчеты)), за 2012 год, представленной в отдел статистики.

Проверкой были установлены факты несоответствия данных бухгалтерского учета на 01.01.2012 данным, отраженным в статистической отчетности формы 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденной постановлением N 228 (далее — форма 12-ф (прибыль)) (представлена в отдел статистики 10.02.2012). Так, согласно данным бухгалтерского учета себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг за 2011 год составила 11413 млн.руб., в то же время по данным статистического отчета формы 12-ф (прибыль) за 2011 год в строке 18 «Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг» была отражена сумма 11704 млн.руб. (завышена на 291 млн.руб.). Кроме того, согласно данным бухгалтерского учета убыток от внереализационных доходов и расходов составил 207 млн.руб., чистый убыток — 211 млн.руб., в то же время по данным статистического отчета формы 12-ф (прибыль) за 2011 год в строке 21 «Прибыль, убыток (-) от внереализационных доходов и расходов» отражен убыток в сумме 249 млн.руб. (завышен на 42 млн.руб.), в строке 24 «Чистая прибыль, убыток (-)» — чистый убыток в сумме 253 млн.руб. (завышен на 42 млн.руб.). Аналогично в статистической отчетности формы 12-ф (прибыль) «Отчет о финансовых результатах», утвержденной постановлением N 3, за 2012 год (представлена в отдел статистики 21.03.2013) в строке 28 «Чистая прибыль, убыток (-)» был отражен заниженный на 160 млн.руб. убыток (согласно данным бухгалтерского учета чистый убыток за 2012 год составил 4087 млн.руб., в статистической отчетности отражен чистый убыток в сумме 3927 млн.руб.). Данные расхождения допущены по причине неотражения в статистическом отчете прочих расходов (выбытие неустановленного оборудования на сумму 160,2 млн.руб. в марте 2012 г.).

При проверке статистической отчетности формы 12-ф (расчеты) за 2012 год были установлены факты несоответствия данных бухгалтерского учета на 01.01.2013 данным, отраженным в статистической отчетности формы 12-ф (расчеты), представленной в отдел статистики 21.03.2013. Так, в статистической отчетности формы 12-ф (расчеты) в строке 101 «Дебиторская задолженность — всего» и строке 104 «Кредиторская задолженность — всего» ОАО «М» были отражены суммы 3964 млн.руб. и 5020 млн.руб. соответственно. Согласно данным бухгалтерского учета дебиторская задолженность на 01.01.2013 ОАО «М» составила 3971 млн.руб., кредиторская задолженность — 5235 млн.руб. Таким образом, в статистической отчетности формы 12-ф (расчеты) на 01.01.2013, представленной ОАО «М» в отдел статистики, сумма дебиторской задолженности была занижена на 7 млн.руб., кредиторской — на 215 млн.руб.

4. Согласно пунктам 1, 2 постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 31.10.2011 N 286 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)» (далее — постановление N 286) государственную статистическую отчетность по форме 12-п «Отчет о производстве промышленной продукции (работ, услуг)», утвержденной постановлением N 286 (далее — форма 12-п), месячной периодичности, начиная с отчета за январь 2012 г., представляют юридические лица, юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, основным видом экономической деятельности которых является производство продукции (работ, услуг) в сфере горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.

Согласно общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2006 N 65 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и общегосударственного классификатора Республики Беларусь», производство общемашиностроительных узлов и деталей классифицируется по коду 29142 и относится к подсекции DK «Производство машин и оборудования» секции D «Обрабатывающая промышленность».

Вместе с тем ОАО «Г» в адрес Главного статистического управления по области были представлены искаженные данные государственной статистической отчетности по форме 12-п. Так, согласно пункту 32 Указаний по заполнению в формах государственной статистической отчетности статистических показателей о производстве промышленной продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 20.12.2010 N 268 (далее — Указания N 268), инновационная продукция — это новая продукция или продукция, которая в течение последних трех лет подвергалась в значительной степени технологическим изменениям. Продукция считается отгруженной инновационной в течение трех лет с момента ее первой отгрузки.

Согласно разделу I отчета по форме 12-п (строка 851) за январь — декабрь 2012 г. объем отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в фактических отпускных ценах без НДС и других налогов и платежей из выручки составил в 2012 году 63%. При этом вышеуказанный показатель рассчитывался исходя из перечня инновационной продукции, изготавливаемой ОАО «Г», включающего продукцию, отгружаемую обществом в 2003 — 2007 годах, т.е. более 3 лет назад.

Таким образом, в нарушение пункта 32 Указаний N 268 в представленных ОАО «Г» к проверке отчетам по форме 12-п (строка 851) сведения об объемах отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции в фактических отпускных ценах без НДС и других налогов и платежей из выручки за январь — декабрь 2012 г. были искажены.

5. В соответствии с постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.07.2011 N 131 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-тэк (запасы поставщиков) «Отчет о запасах нефти, нефтепродуктов и природного газа» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 131) ОАО «Б» составляло и представляло в статистическое управление государственную статистическую отчетность по форме 12-тэк (запасы поставщиков) «Отчет о запасах нефти, нефтепродуктов и природного газа», утвержденной постановлением N 131 (далее — форма 12-тэк (запасы поставщиков)).

Согласно данным отчета по форме 12-тэк (запасы поставщиков) по состоянию на 1 января 2013 г. ОАО «Б» по строкам 02 «Автомобильный бензин» и 03 «Дизельное топливо» были отражены фактические запасы в количестве 257 тонн автомобильного бензина и 446 тонн дизельного топлива.

В соответствии с пунктом 4 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-тэк (запасы поставщиков) «Отчет о запасах нефти, нефтепродуктов и природного газа», утвержденных постановлением N 131 (далее — Указания N 131), по строкам 01 — 06 отчета по форме 12-тэк отражаются данные о нефти и каждом виде нефтепродуктов в отдельности, числящихся по первичным учетным документам организации в остатках по состоянию на восемь часов утра (для нефтеперерабатывающих организаций — на ноль часов) первого числа отчетного месяца во всех местах хранения, включая арендованные.

В связи с тем что согласно первичным учетным документам, отраженным в бухгалтерском учете по субсчету 41-4 счета 41 «Товары, покупные изделия» по местам хранения, фактические запасы нефтепродуктов по состоянию на 01.01.2013 составляли 257 тонн автомобильного бензина и 545 тонн дизельного топлива, то ОАО «Б» по строке 03 отчета по форме 12-тэк (запасы поставщиков) были занижены фактические запасы дизельного топлива на 99 тонн.

6. В соответствии с постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 01.07.2011 N 134 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-тэк (топливо) «Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 134) ОАО «Б» составляло и представляло в отдел статистики государственную статистическую отчетность по форме 4-тэк (топливо) «Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива», утвержденной постановлением N 134 (далее — форма 4-тэк (топливо)).

ОАО «Б» в отчете по форме 4-тэк (топливо) за январь — декабрь 2012 г. было отражено следующее:

  • по строке 1010 «Бензины автомобильные» в графе 2 «Поступило с начала года» — 826 т, в графе 3 «Израсходовано с начала года» — 7 т, в графе 4 «Кроме того, реализовано (отпущено) с начала года населению» — 807 т, в графе 6 «Остатки на конец отчетного периода» — 12 т;
  • по строке 1030 «Топливо дизельное» в графе 2 «Поступило с начала года» — 2957 т, в графе 3 «Израсходовано с начала года» — 13 т, в графе 4 «Кроме того, реализовано (отпущено) с начала года населению» — 2861 т, в графе 6 «Остатки на конец отчетного периода» — 83 т.

В соответствии с Указаниями по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-тэк (топливо) «Отчет об остатках, поступлении и расходе топлива», утвержденными постановлением N 134 (далее — Указания N 134), определен порядок заполнения отчета по форме 4-тэк (топливо), согласно которому:

  • организации, занятые в торговой деятельности, отражают в отчете данные о движении того количества топлива, которое предназначено для их собственных нужд и которое реализовано (отпущено) населению (пункт 6 Указаний N 134);
  • по строке 1010 отражаются данные о бензинах автомобильных, за исключением специальных бензинов, полученных и использованных как растворители (бензин «Калоша», «Уайт-спирит» и другой) (пункт 10 Указаний N 134);
  • по строке 1030 отражаются данные о топливе дизельном (дизельном летнем, дизельном зимнем) для автомобильного и железнодорожного транспорта, за исключением биодизельного топлива (пункт 12 Указаний N 134);
  • в графе 2 раздела I отчета по форме 4-тэк (топливо) отражаются данные о количестве топлива, полученного в отчетном периоде, независимо от источников поступления (от собственного производства, по импорту, от других организаций, из государственного резерва и других источников) (пункт 30 Указаний N 134);
  • в графе 3 раздела I отчета по форме 4-тэк (топливо) отражаются данные о фактическом расходе топлива за отчетный период на все нужды организации: производственные, эксплуатационные, строительные, транспортные, сельскохозяйственные, коммунально-бытовые и так далее (пункт 31 Указаний N 134);
  • в графе 4 раздела I отчета по форме 4-тэк (топливо) организации, в том числе занятые в торговой деятельности, отражают данные обо всем топливе, непосредственно реализованном физическим лицам, а также объединениям граждан (садоводческим товариществам, товариществам собственников, организациям застройщиков, потребительским кооперативам по газификации и тому подобным), включая отпуск своим рабочим и служащим (пункт 32 Указаний N 134);
  • организации — потребители топлива, являющиеся одновременно производителями топлива, а также организации, занятые в торговой деятельности, в графах 1 и 6 раздела I отчета по форме 4-тэк (топливо) отражают данные об остатках топлива, предназначенного только для собственных нужд организации и реализации населению (часть 7 пункта 29 Указаний N 134).

Согласно первичным учетным документам, отраженным в бухгалтерском учете ОАО «Б» за 2012 год по субсчету 41-4 счета 41 «Товары, покупные изделия» по местам хранения, по субсчету 60-1 счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по контрагентам ПКФ «О» и ОАО «Л», по субсчету 10-3 счета 10 «Материалы, топливо», а также справке общества об объемах выручки от розничной торговли нефтепродуктами в отчете по форме 4-тэк (топливо) за январь — декабрь 2012 г. следовало отразить следующие данные:

  • по строке 1010 «Бензины автомобильные» в графе 2 «Поступило с начала года» — 811 т, в графе 3 «Израсходовано с начала года» — 7 т, в графе 4 «Кроме того, реализовано (отпущено) с начала года населению» — 804 т, в графе 6 «Остатки на конец отчетного периода» — 0 т;
  • по строке 1030 «Топливо дизельное» в графе 2 «Поступило с начала года» — 2866 т, в графе 3 «Израсходовано с начала года» — 13 т, в графе 4 «Кроме того, реализовано (отпущено) с начала года населению» — 2848 т, в графе 6 «Остатки на конец отчетного периода» — 5 т.

Таким образом, в отчетах ОАО «Б» по формам 12-тэк (запасы поставщиков) и 4-тэк (топливо) за 2012 год были отражены недостоверные (искаженные) статистические данные, что является нарушением требований подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона о статистике, а также пункта 4 Указаний N 131, пунктов 6, 30, 32 и части 7 пункта 29 Указаний N 134.

Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях по части 3 статьи 23.18 КоАП.

1. Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.09.2011 N 277 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 277) утверждена форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» годовой периодичности, которая введена в действие начиная с отчета за 2011 год (далее — форма 1-отходы).

В соответствии с пунктом 3 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденных постановлением N 277 (далее — Указания N 277), форма 1-отходы заполняется на основании данных следующих форм первичных учетных документов:

  • ПОД-9 «Книга учета отходов», ПОД-10 «Книга общего учета отходов», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 N 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды»;
  • акта инвентаризации отходов производства согласно приложению 3 к Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 N 17;
  • товарно-транспортных накладных;
  • актов выполненных работ по договорам, заключенным на оказание услуг по использованию, захоронению и обезвреживанию отходов.

В соответствии с пунктом 10 Указаний N 277 в графе 2 формы 1-отходы отражается фактический объем образовавшихся отходов в отчетном году.

Согласно частям 1 и 3 пункта 6 Указаний N 277 данные в форме 1-отходы, характеризующие количество отходов в тоннах, по неопасным отходам и отходам 4-го класса опасности отражаются с двумя знаками после запятой, по отходам 1-го, 2-го и 3-го классов опасности — с тремя знаками после запятой; данные о количестве термометров ртутных, использованных или испорченных, отработанных люминесцентных трубок и отработанных ртутных ламп, игнитронов, силовых трансформаторов с охлаждающей жидкостью на основе ПХБ, силовых конденсаторов с диэлектриком, пропитанным жидкостью на основе ПХБ, малогабаритных конденсаторов с диэлектриком на основе ПХБ отражаются в штуках.

В соответствии с пунктами 7 и 8 Указаний N 277 в графах А и Б формы 1-отходы указываются соответственно наименование отходов и их код, в графе Г формы 1-отходы указываются: для опасных отходов — класс опасности, для неопасных отходов — «н/о» согласно классификатору отходов. В графе В формы 1-отходы указывается код физического состояния отходов в соответствии с перечнем кодов и наименований физического состояния отходов согласно приложению 1 к Указаниям N 277 (далее — перечень кодов физического состояния).

Согласно пункту 18 Указаний N 277 в графе 15 формы 1-отходы отражается объем отходов, переданных на захоронение как на объекты захоронения отходов, имеющиеся у организации, так и на объекты захоронения отходов, принадлежащие иным организациям, оказывающим по договору услуги по захоронению отходов.

Следует отметить, что обществом в период с 01.11.2012 по 30.11.2012 была проведена инвентаризация отходов производства, образующихся в обществе, согласно которой в обществе в ноябре 2012 г. образовалось 12 видов отходов, и при этом сведения о 5 видах отходов не были отражены в форме 1-отходы. Кроме того, в 2012 году согласно ТТН на объект захоронения (полигон твердых бытовых отходов) было вывезено 890,52 т зерновых отходов 3-й категории вместо 770,57 т, указанных в отчете по форме 1-отходы.

Таким образом, в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона о статистике, абзацев 3 и 4 пункта 3, пунктов 7, 8, 10 и 18 Указаний 277 обществом 12.01.2013 были представлены республиканскому научно-исследовательскому унитарному предприятию «Белорусский научно-исследовательский центр «Экология» недостоверные (искаженные) данные государственной статистической отчетности по форме 1-отходы за 2012 год (в графах А, Б, В, Г, 2 не были указаны соответственно наименование, код, код физического состояния, класс опасности, объем образования 5 видов отходов, образовавшихся в обществе в ноябре 2012 г., в том числе: бумажные и картонные фильтры, пропитанные нефтепродуктами (код 1870900 классификатора отходов, код физического состояния — 32 согласно перечню кодов физического состояния, класс опасности — 3, объем образования — 6 шт.); полиэтилен, вышедшие из употребления пленочные изделия (код 5712110 классификатора отходов, код физического состояния — 32 согласно перечню кодов физического состояния, класс опасности — 3, объем образования — 0,3 т); опилки натуральной чистой древесины (код 1710200 классификатора отходов, код физического состояния — 26 согласно перечню кодов физического состояния, класс опасности — 4, объем образования — 0,05 т); кусковые отходы чистой древесины (код 1710700 классификатора отходов, код физического состояния — 32 согласно перечню кодов физического состояния, класс опасности — 4, объем образования — 0,08 т); зола от сжигания быстрорастущей древесины, зола от сжигания дров (код 3130601 классификатора отходов, код физического состояния — 05 согласно перечню кодов физического состояния, класс опасности — 3, объем образования — 0,002 т).

2. Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15.08.2011 N 233 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 233) утверждена форма государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности» (далее — форма 4-аренда) квартальной периодичности, которая введена в действие начиная с отчета за январь — сентябрь 2011 г.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 4-аренда (Госкомимущество) «Отчет об использовании зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в государственной собственности», утвержденных постановлением N 233 (далее — Указания N 233), государственную статистическую отчетность по форме 4-аренда представляют юридические лица, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, сооружения, изолированные помещения, нежилые помещения в жилых зданиях, находящиеся в государственной (республиканской и коммунальной) собственности.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 Указаний N 233 в отчете отражаются данные о зданиях (кроме жилых), сооружениях, изолированных помещениях, их частях и нежилых помещениях в жилых зданиях, сданных в аренду, переданных в безвозмездное пользование либо неиспользуемых, числящихся в бухгалтерском учете в составе основных средств (далее, если не определено иное, — объекты).

Установлено, что в нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона о статистике, абзаца 2 пункта 1 Указаний N 233 предприятием в проверяемом периоде и на момент проверки (10.04.2013) не было обеспечено представление в облисполком государственной статистической отчетности по форме 4-аренда. Вместе с тем в бухгалтерском учете в составе основных средств числились здания, а также в них имелись переданные в аренду нежилые помещения.

Следует отметить, что проверке представлен отчет по форме 4-аренда за январь — декабрь 2012 г., в котором:

в графе 2 по строке 3 на странице 5 указано «779,2 кв.м» вместо «779 кв.м» (копия технического паспорта прилагается);

в графе 6 на странице 4 по строке «Общество с ограниченной ответственностью «В» указана сумма арендной платы, полученной арендодателем за отчетный период, в размере «15,1 млн.руб.» вместо «13,2 млн.руб.»; на странице 5 по строке «ЧТПУП «П» — в размере «11,5 млн.руб.» вместо «11,4 млн.руб.»;

в графе 7 на странице 4 по строке «Общество с ограниченной ответственностью «В» не указана задолженность по арендной плате с начала действия договора аренды в размере «3,7 млн.руб.»; на странице 5 по строке «ЧТПУП «П» — в размере «5,0 млн.руб.»;

в графе 8 по строке «Всего» указана сумма арендной платы, перечисленной арендодателем в бюджет за отчетный период в размере «152,216 млн.руб.» вместо «142,865 млн.руб.»;

в графе 1 таблицы 2 отчета по форме 4-аренда:

  • по строке 01 отражено количество зданий, сооружений и изолированных помещений, числящихся у предприятия в хозяйственном ведении и относящихся к капитальным строениям (далее — капитальные строения), в количестве «26» вместо «16» (были отражены сооружения, относящиеся к специфическим сооружениям, которым присуще отсутствие стен, пола, потолка (площадки, ограждения и иное));
  • по строке 03 отражена общая площадь капитальных строений в размере «18769,5 кв.м» вместо «7503,9 кв.м»;
  • по строке 04 отражена общая площадь капитальных строений, прошедших государственную регистрацию, в размере «10427,2 кв.м» вместо «7396,6 кв.м».

3. Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.04.2011 N 67 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 2-торг (конкурс) «Отчет о государственных закупках товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов» и указаний по ее заполнению» (далее — постановление N 67) утверждена форма государственной статистической отчетности 2-торг (конкурс) «Отчет о государственных закупках товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов» (далее — форма 2-торг) полугодовой периодичности, которая введена в действие начиная с отчета за январь — июнь 2011 г.

Согласно пункту 3 постановления N 67 форма 2-торг распространяется на юридические лица, осуществляющие государственные закупки товаров (работ, услуг).

В соответствии с частью 1 пункта 1 Указаний по заполнению формы государственной статистической отчетности 2-торг (конкурс) «Отчет о государственных закупках товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов», утвержденных постановлением N 67 (далее — Указания N 67), государственную статистическую отчетность по форме 2-торг представляют юридические лица, осуществляющие государственные закупки товаров (работ, услуг) за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, вышестоящему органу (организации).

Согласно пункту 2 Указаний N 67 для целей настоящего государственного статистического наблюдения под вышестоящим органом (организацией) понимается один из следующих органов управления (одна из организаций), в подчинении которого (составе) находится заказчик (организатор, уполномоченная организация) либо который осуществляет управление принадлежащими государству акциями (долями в уставном фонде) заказчика (организатора, уполномоченной организации):

Конституционный Суд Республики Беларусь, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь; Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Генеральная прокуратура Республики Беларусь; Национальный банк Республики Беларусь; Управление делами Президента Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь, иные государственные органы (организации), подчиненные (подотчетные) непосредственно Президенту Республики Беларусь; Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Аппарат Совета Министров Республики Беларусь, Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь;

республиканский орган государственного управления и иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь;

местный исполнительный и распорядительный орган;

руководящий орган республиканского государственно-общественного объединения, объединения профессиональных союзов или профессионального союза, иного общественного объединения.

Предприятием 05.07.2012 и 29.12.2012 была составлена и направлена своей вышестоящей организации государственная статистическая отчетность по форме 2-торг за 1-е и 2-е полугодия 2012 года.

Согласно пункту 19 Указаний N 67 по строке 27 отчета по форме 2-торг заполняются сведения об общей цене всех заключенных договоров по централизованным закупкам.

Централизованное осуществление закупок — осуществление закупок однородных товаров уполномоченной организацией или организация процедур закупок одним из заказчиков либо организатором для нужд нескольких заказчиков.

В нарушение подпункта 2.2 пункта 2 статьи 12 Закона о статистике, пункта 19 Указаний N 67 предприятием по строкам 06, 27 отчетов по форме 2-торг за 1-е и 2-е полугодия 2012 года в графах 1, 2, 8, 10 и 11 были отражены сведения о количестве заключенных договоров по централизованным закупкам и их стоимости, которые не соответствуют (занижены) фактическим данным. К примеру, по строке 06 отчета по форме 2-торг за 2-е полугодие 2012 года в графах 1, 2, 8 и 10 было указано количество заключенных договоров по централизованным закупкам всего и по видам процедур закупок соответственно 21, 1, 6, 14, в графе 11 указано «-«, а следовало указать 289, 32, 44, 210, 3. По строке 27 отчета по форме 2-торг в графах 1, 2, 8 и 10 указаны стоимости заключенных договоров по централизованным закупкам всего и по видам процедур закупок соответственно 4825,4 млн.руб., 1729,2 млн.руб., 2506,5 млн.руб., 589,7 млн.руб., а в графе 11 указано «-«, а следовало указать 56651,5 млн.руб., 29720 млн.руб., 10880,8 млн.руб., 15470,5 млн.руб., 580,2 млн.руб.

Согласно пункту 22 Указаний N 67 в справочной информации по строке 33 (таблица 3 формы 2-торг) отражается количество организаций (юридических лиц), данные по которым включены в отчет. В нарушение пункта 22 Указаний N 67 предприятием по строке 33 таблицы 3 отчетов по форме 2-торг за 1-е и 2-е полугодия 2012 года не было указано количество юридических лиц, данные по которым включены в отчет, а следовало указать 1.