К административным правонарушениям, связанным с выплатой заработной платы, относятся нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 9.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, связанным с выплатой заработной платы, относятся органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и соответственно Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З «Об охране труда», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».
Территориальная компетенция Комитета государственного контроля Республики Беларусь определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. В состав Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь входят обособленные территориальные подразделения (областные, Минское городское управления), в состав обособленных территориальных подразделений (областных управлений) входят межрайонные отделы.
Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена статьей 3.7 и пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП); органов Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь — статьей 3.23 и пунктом 24 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП.
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях, связанным с выплатой заработной платы, составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в ходе непосредственного обнаружения правонарушения (проверок) либо рассмотрения жалоб граждан в основном на несвоевременную выплату заработной платы (фактическая основа дела) и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет N 29), Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)).
Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.
1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с несоблюдением порядка и сроков выплаты заработной платы).
Сущность и характер действий (бездействия) определяются: объектом посягательства (права человека и гражданина) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (диспозиция части 1 статьи 9.19 КоАП), способом совершения невыплаты заработной платы (где, в каком месте было деяние совершено, когда (время, дата) это деяние было совершено, как действовало лицо, нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства, какие средства и орудия (инструменты) были применены).
2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).
Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с порядком и сроком выплаты заработной платы.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя действий (бездействия), влекущих невыплату заработной платы в установленные законодательством (коллективным договором, соглашением или трудовым договором) сроки.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица (работника организации) в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по выплате заработной платы юридическим лицом.
Субъектом правонарушения является юридическое лицо (наниматель), с которым работник состоит в трудовых отношениях, а также физическое лицо — руководитель организации либо работник, ответственный за начисление и выплату заработной платы (заместитель руководителя организации (обособленного подразделения), руководитель структурного подразделения (его заместители), специалист или иной работник, которому законодательством или нанимателем предоставлено право принимать все или отдельные решения, вытекающие из трудовых и связанных с ними отношений), по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.
Проблемным вопросом квалификации рассматриваемого состава является его соотнесение с составами, предусмотренными частью 4 статьи 9.19 (иные нарушения законодательства о труде) и статьей 9.25 (нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров) КоАП.
Часть 4 статьи 9.19 КоАП предусматривает административную ответственность за иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных статьями 9.16 — 9.18 КоАП и частями 1 и 3 статьи 9.19 КоАП, причинившие вред работнику. Таким образом, необходимо отличать нарушения, связанные с порядком и сроками выплаты заработной платы, от иных нарушений законодательства о труде.
Так, в ходе проверки соблюдения организацией законодательства о труде по вопросу о своевременности выплаты заработной платы, выплаты заработной платы не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, а также в части порядка применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.03.2001 N 21 «Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. N 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета», оплаты за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, компенсации за работу в выходной день, государственные праздники и праздничные дни было установлено следующее.
Оплата труда работников осуществлялась на основании коллективного договора на 2010 — 2013 годы, Положения о материальном стимулировании труда работников. Должностные оклады, надбавки, доплаты, премии за период с 01.01.2011 по 29.03.2013 начислялись и выплачивались работникам в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22.10.2010 N 151 «Об оплате труда работников государственных органов (организаций) и признании утратившими силу постановлений, отдельных структурных элементов постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12.01.2012 N 4 «Об оплате труда работников государственных органов (организаций) и признании утратившими силу постановлений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, отдельного структурного элемента постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь», постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.05.2012 N 59 «Об оплате труда работников государственных органов (организаций) и признании утратившим силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 января 2012 г. N 4» и т.д.
Проверкой было установлено: ввиду того, что нанимателем велся неточный учет рабочего времени водителей, оплата труда им производилась не в полном размере. Например, Ж. согласно путевым листам от 03.12.2012, 20.12.2012, 21.12.2012, 22.12.2012 отработал в указанные дни с 6 ч 40 мин до 17 ч 00 мин. В то же время в табеле учета рабочего времени за декабрь 2012 г. 20.12.2012, 21.12.2012, 22.12.2012 ему было проставлено по 8 часов работы. Согласно путевому листу от 27.12.2012 Ж. отработал с 15 ч 00 мин до 20 ч 30 мин, что составляет 5 часов работы. В табеле учета рабочего времени за декабрь 2012 г. ему было проставлено 8 часов работы. Согласно путевому листу от 13.10.2012 Ж. отработал с 8 ч 00 мин до 16 ч 00 мин. В табеле учета рабочего времени 13.10.2012 проставлен как выходной день. За работу в выходной день оплата не была произведена, другой день отдыха не предоставлялся.
Таким образом, по результатам проверки вопроса оплаты за работу в сверхурочное время, выходные дни, компенсации за работу в выходной день было установлено, что нанимателем допускалось нарушение статьи 69 ТК.
Статья 9.25 КоАП предусматривает административную ответственность за несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством. Применение административной ответственности по указанной статье связано с несоблюдением требований Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее — Указ N 314), направленных на обеспечение своевременного расчета с гражданами за выполненную работу, оказанную услугу и созданный объект интеллектуальной собственности по гражданско-правовым договорам и защиты их отдельных социально-трудовых прав (в частности, юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, в том числе порядок расчета сторон, включая суммы, подлежащие выплате).
Так, в ходе проверки было установлено, что в нарушение абзацев 1, 3, 5 подпункта 1.1 пункта 1 Указа N 314 обществом в 2011 — 2013 годах было заключено 4 договора подряда на выполнение работ с физическими лицами на общую сумму 16840805 руб., в которых не были предусмотрены обязательства по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора. В другом случае в нарушение абзаца 6 подпункта 1.1 пункта 1 Указа N 314 обществом в 10 гражданско-правовых договорах, заключенных с гражданами (в штате общества не состояли) на общую сумму 18150000 руб. (на выполнение работ по уборке складских, подсобных помещений, торгового зала, оборудования, инвентаря, холодильных прилавков, холодильников, территории вокруг магазина; на выполнение погрузочно-разгрузочных работ в магазине), не было обеспечено указание существенного условия — ответственности за неисполнение обществом обязательств по оплате выполненных работ в виде неустойки в размере не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки.
3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (статья 7.6 КоАП).
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 7.6 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.19 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня его совершения и не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения. Данное правонарушение является длящимся. В связи с этим при ведении административного процесса по рассматриваемой категории дел важно выяснить дату выплаты заработной платы, установленную в коллективном договоре, соглашении или трудовом договоре, либо с учетом даты ухода в отпуск, увольнения, а также дату непосредственной выплаты заработной платы (непосредственного выполнения обязанности по выплате заработной платы, т.е. прекращения совершения правонарушения).
4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (статья 9.6 ПИКоАП).
Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает изменение порядка и сроков выплаты заработной платы, установленных Декретом N 29 и ТК (например, возможности их переноса в ряде случаев). Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.19 КоАП (например, нахождение руководителя в отпуске). Наличие по тому же факту в отношении лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.
5. Отсутствие обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (статья 5.5 КоАП).
Не являются административным правонарушением при условии устранения нарушений и (или) возмещения вреда в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки неисполнение или ненадлежащее исполнение иных (кроме неуплаты или неполной уплаты должностным лицом юридического лица налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей) обязательств, повлекших причинение имущественного вреда в размере не более одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период (для должностного лица юридического лица — за период выполнения им соответствующих функций, но не более чем за проверенный период), а также использование денежных средств с нарушением требований законодательства на сумму не более десяти базовых величин. Сложности может вызвать расчет одного процента от подлежавших исполнению обязательств за проверенный период с учетом неравномерности выплаты (определения периода) и принятия за основу подлежащей сравнению суммы выплаты заработной платы.
6. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (статья 7.2 КоАП).
К наиболее часто встречающимся смягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемого административного правонарушения относятся чистосердечное раскаяние физического лица; добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка.
7. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 7.3 КоАП).
К наиболее часто встречающимся отягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемого административного правонарушения относится его совершение должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей, продолжение противоправного деяния, несмотря на требование его прекратить.
8. Основания для освобождения от административной ответственности (статьи 8.2, 8.3, 8.8 КоАП).
В отдельных случаях рассматриваемое административное правонарушение может признаваться малозначительным ввиду его формального характера (небольшие периоды просрочки и суммы невыплаченной заработной платы, единичные случаи невыплаты). Совершение данного административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, также могут повлечь освобождение от административной ответственности. Статья 8.8 КоАП не подлежит применению ввиду того, что не подпадает под виды административных правонарушений, в отношении которых она может применяться.
9. Основания для уменьшения административного взыскания в виде штрафа (статья 7.9 КоАП).
В случае добровольного исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, и отсутствия отягчающих обстоятельств возможно уменьшение размера административного взыскания в два раза.
Система доказательств по делам об административных правонарушениях, связанным с ведением книги замечаний и предложений, включает следующие элементы:
- содержательный (сведения о фактах нарушения порядка и сроков выплаты заработной платы лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении);
- материальный (материальная форма источников доказательств в виде соответствующих документов, подтверждающих состав административного правонарушения, связанного с выплатой заработной платы, в частности, акта проверки, коллективного договора (соглашения), трудового договора, положения о форме и системе оплаты труда, приказов об отпуске, увольнении и т.д., расчетной ведомости на выплату заработной платы, выписки из лицевого счета, справки о заработной плате и др.);
- процессуальный (процессуальная форма доказательств, к которым по рассматриваемой категории дел, как правило, относятся протоколы опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевших (работников, которым не была выплачена заработная плата), иных должностных лиц, имеющих отношение к осуществлению выплаты заработной платы, протокол об административном правонарушении).
К обязательным письменным доказательствам (первичным источникам) относят документы, подтверждающие срок выплаты и непосредственную выплату заработной платы (коллективный договор (соглашение), трудовой договор, приказы об отпуске, увольнении и т.д., расчетная ведомость на выплату заработной платы, выписка из лицевого счета и др.), к дополнительным (вторичным источникам) — акт проверки, форму государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду», утвержденную постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 04.08.2011 N 219 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т «Отчет по труду» и указаний по ее заполнению», форму государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате», утвержденную постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.07.2011 N 197 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению», протоколы опроса, протокол об административном правонарушении и т.д. В рассматриваемой категории дел экспертиза и привлечение специалиста фактически не применяются.
Подготовка дел об административных правонарушениях, связанных с выплатой заработной платы, к рассмотрению, как правило, характеризуется тем, что известно событие правонарушения, известно юридическое лицо, которое совершило административное правонарушение, и известно физическое лицо, которое возможно совершило административное правонарушение. В связи с этим необходимо установить, действительно ли имеется вина лица в совершении противоправного деяния, является ли оно надлежащим субъектом административной ответственности, т.е. содержит ли оно все необходимые элементы состава правонарушения, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. Типовая версия касается события правонарушения (факта невыплаты заработной платы) и совершения конкретным лицом (юридическим, руководителем либо иным уполномоченным должностным лицом нанимателя) правонарушения, т.е. перечня фактических данных, которые могут быть признаны в качестве доказательства по делу, а также того, какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами и какие элементы состава правонарушения необходимо доказать, что было рассмотрено выше. На основе типовой версии определяют задачи, очередность их решения и сроки при построении индивидуальных (частных) версий. С учетом предмета имеющихся доказательств при завершении первоначального этапа дополнительно определяют: спорные факты (например, по квалификации, определению того, является ли выплачиваемая сумма заработной платой в соответствии с законодательством), какие новые доказательства могут быть получены на основе использования собранных (дополнительные документы, например, должностные инструкции, иные (ранее не предъявленные) приказы, другие документы, подтверждающие факт нахождения в отпуске соответствующего должностного лица, и т.д.), какие действия требуется для этого провести (в частности, истребовать дополнительные документы, оформить протоколы опроса иных лиц и т.д.). В рамках аналитического этапа осуществляется проверка правовых оснований привлечения виновного к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, в частности, проводятся: проверка объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (его сравнение с объяснениями иных лиц); исследование всех версий по делу (в отношении каждого физического лица, имеющего отношение к выплате заработной платы); проверка всех доказательств в совокупности и устранение противоречий между ними; систематизация всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу. В содержание заключительного этапа входят: процессуальные действия по завершению подготовки дела об административном правонарушении (составление протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 9.19 КоАП либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении при наличии соответствующих оснований, рассмотренных выше); действия, проводимые по ходатайству лица, в отношении которого ведется административный процесс (например, представление документов, свидетельствующих о выплате заработной платы, для приобщения их к материалам дела об административном правонарушении и т.д.), или по письменному указанию прокурора (например, о проведении опроса иных лиц, изучения их должностных инструкций); необходимые организационные и организационно-технические мероприятия, связанные с направлением дела для рассмотрения.
Таким образом, юридическая основа дел об административных правонарушениях, связанных с выплатой заработной платы (часть 1 статьи 9.19 КоАП), строится на том, что в соответствии с пунктом 4 Декрета N 29 выплата заработной платы производится регулярно в дни, определенные коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), но не реже одного раза в месяц. Для отдельных категорий работников законодательством могут быть определены другие сроки выплаты заработной платы. При совпадении сроков выплаты заработной платы с государственными праздниками, праздничными или выходными днями она должна производиться накануне их. Средний заработок за все время трудового отпуска выплачивается не позднее чем за один день до начала трудового отпуска. Согласно статье 77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя, производятся в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете. Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 N 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выплаты страховых взносов на эти суммы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходный налог, исчисленный из сумм, удерживаемых в бесспорном порядке и подлежащих налогообложению. Указанные средства направляются только на выплату заработной платы, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, оплату отпусков работников соответствующих нанимателей, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и на уплату в бюджет подоходного налога. Данные операции производятся обслуживающим нанимателя банком в порядке, установленном Национальным банком Республики Беларусь (постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 63 утверждена Инструкция об организации исполнения платежей с текущих (расчетных) счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством). Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29.07.2011 N 197 утверждены форма государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и Указания по заполнению формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате».
Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях, связанных с выплатой заработной платы.
1. Согласно коллективному договору ОАО «Б» выплата заработной платы производится работающим по контракту 25-го числа каждого месяца, по трудовому договору два раза в месяц — 10-го и 25-го числа. Проверкой было установлено, что в ОАО «Б» по состоянию на:
- 25.10.2012 имелась задолженность по выплате 187 работникам общества заработной платы за сентябрь 2012 г. в сумме 141799850 руб. (выплачена в период с 26.10.2012 по 01.11.2012 с превышением установленного срока на 1 — 7 дней);
- 25.11.2012 имелась задолженность по выплате 179 работникам общества заработной платы за октябрь 2012 г. в сумме 301800000 руб. (выплачена в период с 26.11.2012 по 22.12.2012 с превышением установленного срока на 1 — 30 дней);
- 25.12.2012 имелась задолженность по выплате 169 работникам общества заработной платы за ноябрь 2012 г. в сумме 362199950 руб. (выплачена в период с 27.12.2012 по 29.12.2012 с превышением установленного срока на 2 — 8 дней);
- 25.01.2013 имелась задолженность по выплате 161 работнику общества заработной платы за декабрь 2012 г. в сумме 166664420 руб. (выплачена в период с 29.01.2013 по 31.01.2013 с превышением установленного срока на 5 — 7 дней).
В нарушение частей 1 и 3 пункта 4 Декрета N 29 ОАО «Б» не была обеспечена в установленный коллективным договором срок (до 25-го числа каждого месяца) выплата заработной платы работникам общества за сентябрь — декабрь 2012 г. согласно копиям платежных поручений и спискам работников.
2. Согласно коллективному договору заработная плата работникам предприятия производилась 2 раза в месяц: аванс — не позднее 16-го числа при наличии средств, окончательный расчет — не позднее 1-го числа месяца, следующего за отчетным. При совпадении сроков выплаты заработной платы с выходными днями или государственными праздниками и праздничными днями она должна была производиться накануне их.
Согласно абзацу 5 подпункта 2.2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 26.03.1998 N 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» Праздник труда — 1 мая является в Республике Беларусь общереспубликанским праздничным днем.
В нарушение частей 1, 3 пункта 4 Декрета N 29 на предприятии имело место превышение установленного коллективным договором срока выплаты заработной платы за апрель 2013 г. 36 работникам на сумму 46403710 руб. по сроку выплаты 30.04.2013 (выплачена 02.05.2013 и 04.05.2013, превышение срока составило 2 — 4 дня).
3. В соответствии с коллективным договором ОАО «В» на 2011 — 2014 годы выплата заработной платы производится два раза в месяц — 10-го и 25-го числа последующего месяца. Выборочной проверкой было установлено, что выплата заработной платы в ГУ «О» проводилась позже установленного коллективным договором срока. Так, зачисление заработной платы на лицевые счета работников учреждения за октябрь 2012 г. было произведено по платежным поручениям от 13.11.2012 и спискам, приложенным к нему от 13.11.2012, т.е. на 3 дня позже установленного срока.
В ходе проверки также были выявлены нарушения нанимателем сроков выплаты заработной платы при предоставлении отпуска. Так, согласно приказу от 19.11.2012 заместителю генерального директора был предоставлен отпуск с 21.11.2012. Средний заработок за время трудового отпуска работнику был выплачен 21.11.2012 в сумме 1673000 руб. и 27.11.2012 в сумме 7315000 руб. (платежные поручения от 21.11.2012 и от 27.11.2012). Согласно приказу от 16.11.2012 начальнику отдела экономики был предоставлен отпуск с 19.11.2012. Средний заработок за время трудового отпуска работнику был выплачен 21.11.2012 в сумме 467000 руб. и 27.11.2012 в сумме 4343000 руб. (платежные поручения от 21.11.2012 и от 27.11.2012). Согласно приказу от 20.11.2012 ведущему инженеру был предоставлен отпуск с 22.11.2012. Средний заработок за время трудового отпуска работнику был выплачен 23.11.2012 в сумме 4224000 руб. и 27.11.2012 в сумме 3405000 руб. (платежные поручения от 23.11.2012 и от 27.11.2012).
Согласно пояснениям генерального директора ОАО «В» нарушение срока выплаты заработной платы произошло по причине отсутствия денежных средств на расчетном счете, связанного с неоплатой за выполненные работы.
Кроме того, согласно приказам «Об увольнении» по ОАО «В» в период апрель — май 2013 г. были уволены следующие работники, выплата окончательного расчета которым произведена с нарушением сроков, установленных трудовым законодательством: инженер по новым технологиям (приказ от 23.04.2013) — уволен с 23.04.2013, выплата окончательного расчета в сумме 1419820 руб. произведена 08.05.2013; электромонтер (приказ от 29.04.2013) — уволен с 29.04.2013, выплата окончательного расчета в сумме 2254200 руб. произведена 08.05.2013; инженер-строитель (приказ от 06.05.2013) — уволен с 06.05.2013, выплата окончательного расчета в сумме 1941100 руб. произведена 15.05.2013.
Таким образом, ОАО «В» были нарушены требования части 1 статьи 77, статьи 176 ТК, части 4 пункта 4 Декрета N 29.