Особенности ведения административного процесса по делам об административных правонарушениях в сфере обращения с отходами (часть 1)

К административным правонарушениям в сфере обращения с отходами относятся нарушения, предусмотренные статьей 15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере обращения с отходами относятся органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и соответственно Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII «Об охране окружающей среды», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2013 N 503 «О некоторых вопросах Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь».

Территориальная компетенция Комитета государственного контроля Республики Беларусь определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. В систему Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь входят территориальные органы: областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды, городские и районные инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена статьей 3.7 и пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП); органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь — статьей 3.20 и пунктом 28 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27.02.2007 N 17 «О наделении должностных лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальных органов полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению».

Кроме того, к субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.63 КоАП, относятся органы внутренних дел, органы, осуществляющие государственный санитарный надзор, организации, осуществляющие эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющие коммунальные услуги.

Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере обращения с отходами составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в основном в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, норм Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 N 271-З «Об обращении с отходами», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 N 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами», постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 N 85 «Об утверждении классификатора отходов, образующихся в Республике Беларусь», постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 N 112 «Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления», постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 N 45 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства» и др.).

Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.

1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния, связанного с несоблюдением порядка обращения с отходами).

Сущность и характер действий (бездействия) определяются: объектом посягательства (экологическая безопасность и окружающая среда) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (диспозиции статьи 15.63 КоАП), способом нарушения правил обращения с отходами (где, в каком месте было деяние совершено, когда (время, дата) это деяние было совершено, как действовало лицо, нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства, какие средства и орудия (инструменты) были применены).

2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).

Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с обращением отходов.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение требований законодательства об обращении с отходами:

  • невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары;
  • нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами (неведение книги учета отходов, отсутствие инструкции по обращению с отходами производства, нарушения порядка сбора и размещения отходов и т.д.).

Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства об обращении с отходами юридическим лицом.

Субъектами правонарушения являются физическое лицо (работник, ответственный за соблюдение требований законодательства об обращении с отходами), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.

При применении статьи 15.63 КоАП необходимо учитывать то, что частью 3 статьи 11.4 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка осуществления деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в том числе с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими; статьей 11.78 КоАП — за нецелевое использование и (или) использование с нарушением законодательства об обращении с отходами средств, поступивших в виде платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и тары; статьей 12.2 КоАП — за нарушение порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования, заготовки (закупки) или реализации металлопродукции, черных и цветных металлов, их лома и отходов; статьей 12.3 КоАП — за отказ должностного лица или индивидуального предпринимателя от заключения в установленном порядке контракта на поставку (сдачу) лома черных и цветных металлов и их отходов, а равно несдачу в установленные сроки или в предусмотренном объеме неделового металлолома, лома черных и цветных металлов и их отходов, подлежащих поставке; частью 1 статьи 12.29 КоАП — за нарушение установленного порядка вывоза из Республики Беларусь бывших в употреблении технологического оборудования, транспортных средств, машин и механизмов, узлов и агрегатов, а также полуфабрикатов, заготовок или иных изделий из цветных металлов, лома и отходов черных и цветных металлов, а равно покушение на такой вывоз; частью 1 статьи 15.4 КоАП — за нарушение правил безопасности производства, хранения, использования, транспортировки, захоронения или иного обращения с генно-инженерными организмами, радиоактивными, бактериологическими, химическими веществами или отходами; статьей 15.5 КоАП — за нарушение порядка захоронения радиоактивных отходов.

3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (статья 7.6 КоАП).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 7.6 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.63 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения; частью 2 статьи 15.63 КоАП — не позднее 6 месяцев со дня его совершения. В связи с этим необходимо надлежащим образом учитывать дату вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с пунктом 69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а также дату совершения нарушения законодательства об обращении с отходами.

4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (статья 9.6 ПИКоАП).

Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену отдельных норм законодательства в сфере обращения с отходами. Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника организации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.63 КоАП (например, совершение правонарушения неуполномоченным должностным лицом). Наличие по тому же факту в отношении лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.

5. Отсутствие обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (статья 5.5 КоАП).

Не является административным правонарушением при условии устранения нарушений и (или) возмещения вреда в течение трех рабочих дней со дня подписания акта проверки использование денежных средств и товарно-материальных ценностей с нарушением требований законодательства на сумму не более 10 базовых величин. Сложности может вызвать определение предмета использования для расчета указанной суммы.

6. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (статья 7.2 КоАП).

К наиболее часто встречающимся смягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемого административного правонарушения относятся чистосердечное раскаяние физического лица; добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка.

7. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 7.3 КоАП).

К наиболее часто встречающимся отягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемого административного правонарушения относится его совершение должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

8. Основания для освобождения от административной ответственности (статьи 8.2, 8.3, 8.8 КоАП).

В отдельных случаях рассматриваемое административное правонарушение может признаваться малозначительным ввиду его формального характера. Совершение данного административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, на практике не встречаются. При отсутствии ущерба государственной собственности и выгоды имущественного характера (дохода, который юридическое лицо получило (могло получить), либо затрат, которых юридическое лицо избежало (могло избежать) в результате совершения должностным лицом или иным работником юридического лица административного правонарушения) к юридическому лицу может быть применена статья 8.8 КоАП.

9. Основания для уменьшения административного взыскания в виде штрафа (статья 7.9 КоАП).

В случае добровольного исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, и отсутствия отягчающих обстоятельств возможно уменьшение размера административного взыскания в два раза.

Система доказательств по делам об административных правонарушениях, касающимся соблюдения требований законодательства об обращении с отходами, включает следующие элементы:

  • содержательный (сведения о фактах нарушения законодательства об обращении с отходами лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении);
  • материальный (материальная форма источников доказательств в виде соответствующих документов, подтверждающих состав административного правонарушения, связанного с несоблюдением требований законодательства об обращении с отходами, в частности, акта проверки, схемы осмотра, фотографий места совершения нарушения и др.);
  • процессуальный (процессуальная форма доказательств, к которым по рассматриваемой категории дел, как правило, относятся протоколы осмотра места совершения правонарушения, опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, иных работников, имеющих отношение к выполнению требований законодательства об обращении с отходами, протокол об административном правонарушении).

К обязательным письменным доказательствам (первичным прямым источникам) относятся в основном документы, подтверждающие результаты осмотра места совершения нарушения (фотографии, схемы и т.д.), иные документы, подтверждающие образование (наличие) отходов (форма государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства», утвержденная постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19.09.2013 N 208 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-отходы (Минприроды) «Отчет об обращении с отходами производства» и указаний по ее заполнению», формы ПОД-9 «Книга учета отходов», ПОД-10 «Книга общего учета отходов», утвержденные постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 02.06.2009 N 33 «Об утверждении форм учетной документации в области охраны окружающей среды и Инструкции о порядке применения и заполнения форм учетной документации в области охраны окружающей среды», акты инвентаризации отходов производства, ТТН, акты выполненных работ по договорам, заключенным на оказание услуг по использованию, захоронению и обезвреживанию отходов, и т.д.); к дополнительным (вторичным косвенным источникам) — акт проверки, протоколы опроса, протокол об административном правонарушении и т.д. В рассматриваемой категории дел об административных правонарушениях может быть привлечен специалист.