К основным наиболее часто совершаемым (выявляемым) в сфере земельных отношений административным правонарушениям относятся нарушения, перечисленные в статьях 15.10, 23.41, 23.42, 23.80 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), в частности:
- неиспользование земельного участка в течение срока, установленного законодательными актами;
- нецелевое использование предоставленного земельного участка;
- самовольное занятие земельного участка;
- нарушение сроков возврата временно занимаемых земель;
нарушение должностным лицом местного исполнительного и распорядительного органа порядка формирования, изъятия и предоставления земельных участков, установленных законодательными актами сроков рассмотрения заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о предоставлении земельных участков, порядка и сроков работы комиссии по выбору места размещения земельного участка, согласования документов, необходимых для принятия решений об изъятии и предоставлении земельных участков, сроков принятия таких решений, порядка перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам.
К главным субъектам доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере земельных отношений относятся органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель (статьи 15.10, 23.41, 23.42 КоАП), прокурор (статья 23.80 КоАП), которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) на основании Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» и соответственно Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — КоЗ), Указа Президента Республики Беларусь от 11.12.2009 N 622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель», а также Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».
Территориальная компетенция Комитета государственного контроля Республики Беларусь определяется с учетом того, что его территориальными органами являются комитеты государственного контроля областей и межрайонные комитеты государственного контроля. Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами непосредственно и (или) через свои землеустроительные службы, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, иными государственными органами. В систему органов прокуратуры входят прокуратуры областей, города Минска, районов, районов в городах, городов, межрайонные прокуратуры.
Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена статьей 3.7 и пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП); органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, — пунктом 29 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП; прокурора — пунктом 7 части 2 статьи 3.30 ПИКоАП.
Предмет доказывания по делам об административных правонарушениях в сфере земельных отношений составляют обстоятельства, устанавливаемые уполномоченными органами в большинстве случаев в ходе непосредственного обнаружения правонарушения, в частности проверок (фактическая основа дела), и касающиеся содержания нормы либо комплекса норм материального права, регулирующих соответствующие материальные правоотношения (в частности, КоЗ, Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ N 667) и др.).
Таким образом, выяснению (доказыванию) подлежат следующие имеющие значение для правильного разрешения дела моменты.
1. Обстоятельства, подтверждающие наличие события административного правонарушения (место, время, способ и средства (при их применении) совершения противоправного деяния в сфере земельных отношений).
Сущность и характер действий (бездействия) определяются: объектом посягательства (порядок управления, использования и охраны земель) и объективной стороной состава, описанной в соответствующей норме (диспозиции статей 15.10, 23.41, 23.42, 23.80 КоАП), способом нарушения порядка предоставления и использования земельных участков (где, в каком месте было деяние совершено; когда (время, дата) это деяние было совершено; как действовало лицо; нарушает ли это деяние нормы действующего законодательства; какие средства и орудия (инструменты) были применены).
2. Обстоятельства, подтверждающие наличие состава административного правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность (объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона).
Непосредственным объектом правонарушения являются отношения, связанные с предоставлением и использованием земельных участков.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение требований законодательства в сфере земельных отношений:
- неиспользование земельного участка в течение срока, установленного законодательными актами;
- нарушение порядка снятия, использования и сохранения плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель;
- нарушение порядка консервации деградированных сельскохозяйственных земель;
- невыполнение обязательных мероприятий по защите земельного участка от водной, ветровой эрозии или других процессов разрушения;
- невыполнение иных требований по охране земель;
- нецелевое использование предоставленного земельного участка;
- самовольное занятие земельного участка;
- нарушение сроков возврата временно занимаемых земель;
- нарушение порядка формирования земельных участков;
- нарушение порядка изъятия земельных участков;
- нарушение порядка предоставления земельных участков;
- нарушение установленных законодательными актами сроков рассмотрения заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о предоставлении земельных участков;
- нарушение порядка и сроков работы комиссии по выбору места размещения земельного участка;
- нарушение порядка согласования документов, необходимых для принятия решений об изъятии и предоставлении земельных участков;
- нарушение срока принятия решений об изъятии и предоставлении земельных участков;
- нарушение порядка перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам;
- незаконный отказ в предоставлении и изъятии земельного участка;
- незаконный отказ в заключении договора аренды земельного участка;
- непринятие мер по предоставлению и изъятию земельного участка в установленные сроки;
- нарушение порядка предоставления и распространения информации о свободных (незанятых) земельных участках.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием юридическим лицом всех необходимых мер по соблюдению требований законодательства в сфере распоряжения государственным имуществом.
Субъектами правонарушения являются физическое лицо (должностное лицо местного исполнительного и распорядительного органа, должностное лицо юридического лица), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.
3. Обстоятельства, подтверждающие соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности (статья 7.6 КоАП).
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 7.6 КоАП за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 23.41 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня его совершения и не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7.6 КоАП за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.10 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 6 месяцев со дня совершения.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 7.6 КоАП за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 23.42 и 23.80 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее 3 лет со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.
В связи с этим необходимо надлежащим образом учитывать дату вручения акта проверки проверяемому субъекту (его представителю) под роспись либо его направления проверяемому субъекту в соответствии с пунктом 69 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».
4. Отсутствие иных обстоятельств, исключающих административный процесс (статья 9.6 ПИКоАП).
Принятие акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, подразумевает отмену отдельных норм в рассматриваемой области законодательства (так, например, в приложении к Указу N 667 приведен перечень утративших силу отдельных указов и положений указов Президента Республики Беларусь). Недоказанность виновности физического лица, в отношении которого ведется административный процесс по рассматриваемым статьям, в совершении административного правонарушения подразумевает отсутствие совокупности доказательств, подтверждающих вину конкретного работника организации в совершении административного правонарушения (например, совершение правонарушения неуполномоченным должностным лицом). Наличие по тому же факту в отношении лица, в отношении которого ведется административный процесс, постановления о наложении административного взыскания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, исключающие административный процесс, встречаются очень редко.
5. Отсутствие обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением (статья 5.5 КоАП).
Статья 5.5 КоАП в отношении административных правонарушений, предусмотренных статьями 15.10, 23.41, 23.42, 23.80 КоАП, практически не применяется.
6. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (статья 7.2 КоАП).
К наиболее часто встречающимся смягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемых административных правонарушений относятся: чистосердечное раскаяние физического лица; добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание; наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка.
7. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность (статья 7.3 КоАП).
К наиболее часто встречающимся отягчающим обстоятельствам при совершении рассматриваемых административных правонарушений относится совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей, однако, как правило, оно не признается в качестве отягчающего и не учитывается при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.
8. Основания для освобождения от административной ответственности (статьи 8.2, 8.3, 8.8 КоАП).
В большинстве случаев отсутствуют основания для признания рассматриваемых административных правонарушений малозначительными. Совершение данного административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, добровольное исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, также может повлечь освобождение от административной ответственности. В отношении административных правонарушений, предусмотренных статьями 23.41, 23.42, 23.80 КоАП, статья 8.8 КоАП не применяется. В то же время применение статьи 8.8 КоАП возможно при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.10 КоАП.
9. Основания для уменьшения административного взыскания в виде штрафа (статья 7.9 КоАП).
В случае добровольного исполнения возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание, и при отсутствии отягчающих обстоятельств возможно уменьшение размера административного взыскания в два раза.
Система доказательств по делам об административных правонарушениях в сфере земельных отношений включает следующие элементы:
- содержательный (сведения о фактах нарушения требований законодательства в сфере предоставления и использования земельных участков);
- материальный (материальная форма источников доказательств в виде соответствующих документов, подтверждающих состав административного правонарушения в сфере земельных отношений, в частности акта проверки, решений местных исполнительных и распорядительных органов, соответствующей корреспонденции, договоров, регистрационных и иных документов);
- процессуальный (процессуальная форма доказательств, к которым по рассматриваемой категории дел, как правило, относятся протоколы осмотра места совершения правонарушения, опроса лица, в отношении которого ведется административный процесс, иных работников, имеющих отношение к выполнению требований земельного законодательства, протокол об административном правонарушении).
К обязательным письменным доказательствам (первичным прямым источникам) относятся в основном документы, подтверждающие результаты осмотра места совершения нарушения (фотографии, схемы и т.д.), а также документы, непосредственно связанные с предоставлением и использованием земельных участков; к дополнительным (вторичным косвенным источникам) — акт проверки, протоколы опроса, протокол об административном правонарушении и т.д. В рассматриваемой категории дел возможно привлечение специалиста землеустроительной службы.
Подготовка дел об административных правонарушениях в сфере земельных отношений к рассмотрению, как правило, характеризуется тем, что известно событие правонарушения, известно лицо, которое, возможно, совершило административное правонарушение. В связи с этим необходимо установить, действительно ли оно виновно в совершении противоправного деяния, является ли надлежащим субъектом административной ответственности, а также все обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу. Типовая версия касается события правонарушения (факта нарушения требований законодательства в сфере земельных отношений) и совершения конкретным лицом правонарушения, т.е. перечня фактических данных, которые могут быть признаны в качестве доказательства по делу, какие элементы события и насколько полно установлены этими доказательствами и какие элементы состава необходимо доказать, что было рассмотрено выше. На основе типовой версии определяют задачи, очередность их решения и сроки при построении индивидуальных (частных) версий. С учетом предмета имеющихся доказательств при завершении первоначального этапа дополнительно определяют: спорные факты (например, по специфическим вопросам, касающимся предоставления и использования земельных участков), какие новые доказательства могут быть получены на основе использования собранных (дополнительные документы, например должностные инструкции, приказы, решения исполкома и т.д.), какие действия требуется для этого провести (в частности, истребовать дополнительные документы, оформить протоколы опроса иных лиц и т.д.). В рамках аналитического этапа осуществляется проверка правовых оснований привлечения виновного к ответственности, изучаются все связи между элементами состава правонарушения, в частности проводятся: проверка объяснений лица, в отношении которого ведется административный процесс (сравнение с объяснениями иных лиц); исследование всех версий по делу (в отношении каждого лица, имеющего отношение к предоставлению и использованию земельных участков); проверка всех доказательств в совокупности и устранение противоречий между ними; систематизация всех материалов и решение вопроса о том, насколько объективно, полно, всесторонне установлены все обстоятельства по делу. В содержание заключительного этапа входят: процессуальные действия по завершению подготовки (составление протокола об административном правонарушении по рассматриваемым статьям КоАП либо вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении при наличии соответствующих оснований, рассмотренных выше); действия, проводимые по ходатайству лица, в отношении которого ведется административный процесс (например, о приобщении иных документов к материалам дела и т.д.), или по письменному указанию прокурора (например, о проведении опроса иных лиц); необходимые организационные и организационно-технические мероприятия, связанные с направлением дела для рассмотрения.
Таким образом, юридическая основа дел об административных правонарушениях в сфере земельных отношений строится на том, что в соответствии с частью 1 статьи 35 КоЗ предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решений об изъятии и предоставлении земельных участков в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Согласно части 1 статьи 20 КоЗ земельный участок считается созданным, измененным, прекратившим существование с момента государственной регистрации соответственно его создания, изменения, прекращения существования. Право на земельный участок, ограничения (обременения) права на земельный участок возникают, переходят, прекращаются с момента государственной регистрации соответственно их возникновения, перехода, прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 20 КоЗ.
В соответствии со статьей 29 КоЗ в компетенцию районных исполнительных комитетов в области использования и охраны земель входит:
- представление на утверждение в областной исполнительный комитет схемы землеустройства районов, формирование фондов перераспределения земель районов, утверждение проектов землеустройства, иной землеустроительной документации, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства об охране и использовании земель;
- принятие решений об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах районов для целей, связанных с ведением лесного, сельского, подсобного сельского хозяйства, традиционных народных промыслов (ремесел), а также из земель городов районного подчинения, сельских населенных пунктов, поселков городского типа, дачных кооперативов, садоводческих товариществ, за исключением земель, решения по которым принимаются сельскими, поселковыми исполнительными комитетами, и одновременно при необходимости осуществление перевода земель из одних категорий и видов в другие, а также принятие решений об установлении и прекращении ограничений (обременений) прав на такие земельные участки;
- изменение целевого назначения предоставленных ими земельных участков и условий их отвода в соответствии с законодательными актами;
- принятие решений о приобретении в государственную собственность расположенных в границах района и находящихся в частной собственности земельных участков (кроме находящихся в частной собственности граждан земельных участков из земель сельских населенных пунктов и поселков городского типа) при передаче данных земельных участков гражданами, негосударственными юридическими лицами Республики Беларусь;
- формирование перечней свободных (незанятых) земельных участков, в том числе с расположенными на них неиспользуемыми объектами недвижимости, подлежащими сносу, находящихся в населенных пунктах на территории района, включая садоводческие товарищества, дачные кооперативы, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства, дачного строительства;
- осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель в границах района;
- разрешение земельных споров в отношении земель, земельных участков, находящихся в границах района, принятие решений об изъятии и предоставлении которых относится к их компетенции, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 92 КоЗ;
- осуществление иных полномочий в области использования и охраны земель в соответствии с КоЗ и иными актами законодательства.
В соответствии со статьями 70, 89 КоЗ каждый землепользователь обязан: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать сроки занятия земельных участков, возвратить предоставленные во временное пользование или аренду земельные участки по истечении срока, на который они предоставлялись, либо своевременно обратиться за их продлением, предотвращать зарастание сельскохозяйственных земель древесно-кустарниковой растительностью (насаждениями) и сорняками.
В соответствии с частью 1 статьи 72 КоЗ самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением случаев использования по целевому назначению гражданами земельных участков, предоставленных им до 1 января 1999 г. для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, строительства и эксплуатации индивидуального гаража для хранения транспортного средства, сведения о которых внесены в земельно-кадастровую документацию, случая, предусмотренного частью первой статьи 44 КоЗ, а также иных случаев использования по целевому назначению земельных участков гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, предусмотренных актами Президента Республики Беларусь, решениями иных государственных органов, осуществляющих государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства, либо по постановлению суда.
В соответствии с абзацем четвертым подпункта 1.1 пункта 1 Указа N 667 земельные участки предоставляются юридическим лицам Республики Беларусь на праве постоянного или временного пользования, частной собственности или аренды; юридическим лицам, не являющимся резидентами Республики Беларусь, — на праве аренды. Согласно части первой пункта 5 Указа N 667 земельные участки предоставляются в установленном порядке, если иное не предусмотрено пунктом 6 Указа N 667, по результатам аукционов. Согласно абзацам второму и седьмому части первой пункта 6 Указа N 667 без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность земельные участки предоставляются на вещных правах в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель: государственным органам, иным государственным организациям (за исключением предоставления земельных участков для строительства автозаправочных станций) — для осуществления задач и функций, предусмотренных законодательством; юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям — для строительства и обслуживания объектов транспортной и инженерной инфраструктуры. Согласно части 3 пункта 7 Указа N 667 право на земельный участок возникает у гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица с момента государственной регистрации этого права в организации по государственной регистрации и удостоверяется свидетельством (удостоверением) о государственной регистрации. В соответствии с требованиями пункта 20 Указа N 667 местным исполнительным комитетам до 1 февраля 2008 г. необходимо было сформировать и утвердить перечни свободных (незанятых) земельных участков, а также установить порядок распространения информации о таких участках с определением должностного лица соответствующего местного исполнительного комитета, ответственного за формирование этих перечней и распространение включенной в них информации.
В соответствии с частью 1 подпункта 11.1, подпунктами 11.2 и 11.3 пункта 11 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом N 667 (далее — Положение N 667), для изъятия и предоставления земельного участка требуются: предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта; разработка проекта отвода земельного участка и принятие на его основе решения об изъятии и предоставлении данного участка; установление границ предоставленного земельного участка на местности, государственная регистрация создания земельного участка и возникновения права на него. Согласно части 6 пункта 20 Положения N 667 утвержденный в установленном порядке акт выбора места размещения земельного участка является основанием для проведения проектно-изыскательских работ и выдачи архитектурно-планировочного задания, получения заключений согласующих организаций и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта. Согласно части 1 пункта 24 Положения N 667 после проведения проектно-изыскательских работ, согласования в установленном порядке с территориальным подразделением архитектуры и градостроительства генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, проектов организации и застройки территорий садоводческого товарищества, дачного кооператива заинтересованное лицо обращается в организацию по землеустройству для разработки проекта отвода земельного участка в порядке, установленном Положением N 667. Согласно пункту 44 Положения N 667 срок пользования земельным участком, предоставленным во временное пользование, при необходимости может быть продлен соответствующим местным исполнительным комитетом, предоставившим этот участок. При этом в соответствии с пунктом 45 Положения N 667 заинтересованное в продлении срока временного пользования земельным участком лицо не позднее чем за два месяца до окончания этого срока должно обратиться в местный исполнительный комитет по месту нахождения данного участка с заявлением о продлении ему срока временного пользования земельным участком, обоснованием необходимости его продления и указанием предполагаемого срока продления.
Пример фактической основы дел об административных правонарушениях по части 3 статьи 15.10 КоАП.
На момент проверки земельный участок площадью 0,25 га и остаточной стоимостью 145067579 руб., выделенный УП «М» под строительство и эксплуатацию площадки для временного складирования грунта с мест производства работ по замене тепловых сетей, не использовался по прямому назначению. На площадке были размещены строительные бытовки подрядной организации ОАО «Б», в которых проживали рабочие. Площадка огорожена железобетонным забором по всему периметру с въездными воротами. По всему периметру площадки произведена высыпка щебня, уложен бордюрный камень. Произведена несанкционированная врезка в систему водоснабжения города с целью забора холодной воды (установлены более 5 кранов для пользования). На момент посещения грунт с мест производства работ по замене тепловых сетей на данной площадке отсутствовал, вдоль забора прорастали сорняки (протокол осмотра от 08.05.2013).
Примеры фактической основы дел об административных правонарушениях по статье 23.41 КоАП.
1. В соответствии с Положением о едином государственном заказчике по строительству жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 N 224 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. N 676» (далее — Положение N 224), УП «У» в проверяемом периоде осуществляло функции единого государственного заказчика при проектировании и строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимых для своевременного ввода жилых домов в эксплуатацию, реализации комплексной застройки населенных пунктов в соответствии с планами детальной планировки районов, включая строительство объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
В соответствии с абзацем 2 пункта 5, абзацем 8 пункта 6 Положения N 224 единый государственный заказчик осуществляет выбор земельного участка для строительства и освоения строительной площадки, принимает участие в выборе и отводе земельного участка для строительства объекта.
В соответствии с подпунктами 1.1, 1.4 пункта 1 примерного перечня функций заказчика, застройщика, утвержденного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.05.2011 N 25, в функции заказчика в области освоения строительной площадки входят подготовка документов, необходимых для предоставления земельного участка для строительства, разрешительной документации, подача в местный исполнительный и распорядительный орган соответствующего заявления; обращение за государственной регистрацией в отношении земельного участка.
УП «У», являвшимся заказчиком по строительству пяти объектов, не было обеспечено до начала строительства получение необходимых документов для государственной регистрации земельных участков под их строительство (отвод земельных участков, установление границ и государственная регистрация не произведены). В нарушение части 1 статьи 20 КоЗ, части 3 пункта 7 Указа N 667 УП «У» без наличия документов, удостоверяющих права на земельные участки, было допущено самовольное их занятие (выполнялись строительно-монтажные работы).
2. В ходе проверки было проведено обследование земельного участка, в результате которого установлено, что ООО «Ф» произвело самовольное занятие земельного участка УП «П» площадью 0,4 га (для складирования пиломатериалов, отходов деревообработки, строительного мусора) и самовольное строительство на земельном участке сооружения (забор деревянный протяженностью 255 м, высотой 2,5 м) рядом с арендуемым им зданием площадью 122,3 кв.м и открытой площадкой с асфальтным покрытием площадью 1106 кв.м для обслуживания деревообрабатывающего производства. Таким образом, ООО «Ф» использовался земельный участок площадью 0,4 га, огороженный деревянным забором (протяженность 255 м, высота 2,5 м), для складирования пиломатериалов, отходов деревообработки, строительного мусора без документов, удостоверяющих право на него.
Пример фактической основы дел об административных правонарушениях по статье 23.42 КоАП.
Решением горисполкома от 27.01.2011 ОАО «М» были предоставлены земельные участки общей площадью 0,4 га в ранее установленных границах сроком до 1 октября 2011 г. для строительства гаража-стоянки.
Заявление о продлении срока временного пользования земельными участками было подано предприятием только 07.09.2011, т.е. менее чем за два месяца до окончания этого срока.
Решением горисполкома от 10.11.2011 в связи с необходимостью продления срочных прав на земельный участок в ранее установленных границах ОАО «М» были предоставлены земельные участки общей площадью 0,4 га во временное пользование на период строительства сроком до 01.07.2012 для завершения строительства гаража-стоянки N 9.
Очередное заявление о продлении срока временного пользования указанными земельными участками было подано предприятием также с нарушением установленного законодательством двухмесячного срока, а именно 26.06.2012.
В результате земельные участки общей площадью 0,4 га в ранее установленных границах вновь были предоставлены ОАО «М» решением горисполкома от 03.08.2012 во временное пользование сроком до 01.10.2012 для строительства гаража-стоянки.
Следует отметить, что указанными решениями была предусмотрена обязанность предприятия по возврату в установленном порядке в состав земель г. Минска земельных участков общей площадью 0,4 га, предоставленных во временное пользование, по миновании надобности, но не позднее срока, на который они предоставлены, или в случае необходимости по продлению в соответствии с действующим законодательством срока пользования ими посредством обращения в горисполком не позднее чем за два месяца до его истечения.
В итоге только решением горисполкома от 14.02.2013 было прекращено право пользования ОАО «М» указанными земельными участками.
При этом следует отметить, что акт приемки в эксплуатацию объекта, законченного возведением, реконструкцией, реставрацией, благоустройством, датирован 04.03.2013.
С учетом изложенного предприятие нарушило сроки возврата временно занимаемых земельных участков, предоставленных ему на основании решений Мингорисполкома от 27.01.2011 (до 01.10.2011), от 10.11.2011 (до 01.07.2012), от 03.08.2012 (до 01.10.2012).
Кроме того, решением горисполкома от 10.11.2011 ОАО «М» были предоставлены земельные участки общей площадью 1 га во временное пользование сроком до 01.12.2012 и разрешено строительство объекта «Многоквартирный жилой дом».
Указанным решением была предусмотрена обязанность предприятия по возврату в установленном порядке в состав земель г. Минска данных земельных участков, предоставленных во временное пользование, по миновании надобности, но не позднее срока, на который они предоставлены, или в случае необходимости по продлению в соответствии с действующим законодательством срока пользования ими посредством обращения в горисполком не позднее чем за два месяца до его истечения.
Заявление о продлении срока временного пользования данными земельными участками было подано предприятием 27.11.2012, т.е. менее чем за два месяца до окончания срока пользования.
Только решением горисполкома от 31.01.2013 в связи с необходимостью продления срочных прав на земельные участки в ранее установленных границах ОАО «М» были предоставлены земельные участки общей площадью 1 га во временное пользование на период строительства сроком до 01.06.2013 для строительства указанного жилого дома.
С учетом изложенного предприятие нарушило сроки возврата временно занимаемых земельных участков, предоставленных ему на основании решения горисполкома от 10.11.2011 (до 01.12.2012).
Пример фактической основы дел об административных правонарушениях по части 1 статьи 23.80 КоАП.
Согласно пункту 1 Положения о едином порядке учета граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов (далее — Положение), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 N 1781 (далее — постановление N 1781), определяется единый порядок учета граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах Республики Беларусь. Учет граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов, согласно пункту 2 Положения ведется районными исполнительными комитетами в отношении земельных участков в границах городов, являющихся административными центрами районов.
Согласно пункту 17 Положения после включения земельных участков в перечень свободных (незанятых) земельных участков, которые могут быть предоставлены гражданам для строительства и обслуживания жилых домов, такие участки предлагаются гражданам, желающим их получить, исходя из:
последовательности включения в единый список граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов, сформированный в соответствии с постановлением N 1781, — в отношении граждан, включенных в сформированные до вступления в силу постановления N 1781 очереди (списки) граждан, желающих получить земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов;
даты и времени включения в список, начиная с гражданина, ранее других по дате и времени включенного в список, — в отношении граждан, включенных в список после вступления в силу постановления N 1781.
Согласно пункту 20 Положения после включения земельных участков в перечень гражданам в количестве, соответствующем количеству таких участков, с учетом очередности, установленной в пункте 17 Положения, местным исполнительным комитетом заказными письмами с уведомлением об их вручении либо на личном приеме под роспись направляются (вручаются) предложения о получении земельных участков. В предложениях о получении земельных участков указываются день, час и место, в которые гражданам необходимо прибыть для подачи заявления о предоставлении одного из земельных участков, включенных в перечень, или письменного отказа от получения таких участков.
Согласно представленным к проверке материалам земельный участок был включен в перечень свободных (незанятых) земельных участков в сентябре 2012 г.
Согласно приложению к решению райисполкома от 28.05.2012 всего на учете граждан, желающих получить земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов, состояло 507 человек.
В ходе проверки представлены только заявление гражданки Г. (N 165 в очереди) от 24.09.2012, в котором она письменно отказывается от земельного участка ввиду финансовых затруднений, и заявление гражданина И. (N 175 в очереди) от 24.09.2012, в котором он также письменно отказывается от земельного участка по причине переезда в другой город. Рассматриваемый земельный участок был предоставлен Д. (N 100 в очереди). Уведомление остальных очередников о наличии вышеуказанного свободного земельного участка райисполкомом не производилось.