Понятие, задачи и принципы построения
В настоящее время в отечественной и зарубежной литературе существует множество определений понятия «риск». В данном материале мы воспользуемся следующим определением: риск — элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведении какой-либо экономической операции.
Большинство управленческих решений, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, принимается в условиях риска, что обусловлено рядом факторов: отсутствием полной информации, наличием противоборствующих тенденций, элементами случайности и многими другими. В связи с этим проблема управления и анализа риска приобретает важное значение как составная часть теории и практики управления.
Управление риском представляет собой определенную сумму знаний и набор процедур и технологий по ограничению (минимизации) рисков в разных сферах деятельности: экономической, научно-технической, военной, в том числе и в таможенной деятельности.
В явлении «риск» можно выделить следующие элементы, взаимосвязь которых и составляет его сущность:
- возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива;
- вероятность достижения желаемого результата;
- отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;
- возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением выбранной в условиях неопределенности альтернативы.
Под риском понимается деятельность, связанная с преодолением определенной неопределенности в ситуации неизбежного выбора, когда имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата. Практика анализа рисков в таможенном деле показывает, что это непрерывный процесс сбора, обобщения, аналитического изучения информации, направленный на прогнозирование, выявление, предупреждение и пресечение таможенных правонарушений и обеспечивающий принятие эффективных управленческих решений.
В таможенных органах при изучении проблемы анализа и управления рисками используются следующие основные понятия:
- анализ рисков — систематическое использование имеющейся у таможенных органов информации для выявления рисков, причин и условий их возникновения;
- индикаторы риска — критерии, отклонение от которых либо их наличие требует применения в отношении товаров, перемещаемых (перемещенных) через таможенную границу, соответствующих операций таможенного контроля;
- область риска — объекты риска либо их совокупность, имеющие значение для таможенных целей, которые могут иметь между собой определенную связь, дающие основание предполагать, что может быть нарушено таможенное законодательство при перемещении товаров через таможенную границу либо их помещении под таможенный режим или процедуру;
- объекты риска — товары риска (товары прикрытия) либо транспортные (перевозочные), коммерческие и таможенные документы или деятельность лиц, в фактическом владении которых находятся товары риска;
- профиль риска — совокупность индикаторов риска, а также предписание на проведение операций таможенного контроля должностными лицами таможенных органов, направленных на предотвращение или минимизацию рисков;
- стратегия управления рисками — плановая деятельность таможенных органов, направленная на пресечение нарушения таможенного законодательства, повышение эффективности таможенного контроля и сокращение времени его проведения;
- тактика управления рисками — совокупность действий, предпринимаемых должностными лицами таможенных органов по выявлению рисков и принятию соответствующих мер, направленных на пресечение нарушения таможенного законодательства;
- товары риска — товары, в том числе транспортные средства, перемещаемые (перемещенные) через таможенную границу, в отношении которых существуют риски;
- товары прикрытия — товары, под видом которых через таможенную границу перемещаются иные товары;
- управление риском — систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, предусматривающая непрерывный сбор и анализ имеющейся у таможенных органов информации.
При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства.
На законодательном уровне риски разделяются на два вида, которые по типам делятся на выявленные и потенциальные, а также на внутренние и внешние.
Выявленный риск является фактом, т.е. известным риском, когда нарушение законодательства уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте.
Потенциальный риск — это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.
Внутренние риски — риски, связанные с проведением таможенных операций должностными лицами таможенных органов.
Внешние риски — риски, связанные с проведением внешнеэкономических операций юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.
Система управления рисками (СУР) применяется в целях эффективного использования ресурсов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов и заключается в определении товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, в отношении которых проводятся операции таможенного контроля, а также форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля.
СУР основывается на следующих базовых принципах построения, обеспечивающих решение основных задач таможенной службы:
- принцип целевой направленности;
- принцип целостности;
- принцип информационного единства;
- принцип законности;
- принцип единства управления рисками, заключающийся в определении единых подходов к принятию управленческих решений по принимаемым мерам по предотвращению или минимизации рисков.
Основываясь на указанных принципах, СУР обеспечивает организацию эффективного таможенного контроля, осуществляемого на основе выборочности. Это позволяет таможенным органам:
- сосредоточить внимание на наиболее важных и приоритетных направлениях работы и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;
- увеличить возможности по выявлению и прогнозированию нарушений таможенного законодательства;
- оказать благоприятные условия лицам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и соблюдающим таможенное законодательство;
- ускорить перемещение товаров и транспортных средств.
Объектами анализа риска в соответствии со статьей 129 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТмК ТС) являются:
- товары, находящиеся под таможенным контролем либо помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
- транспортные средства международной перевозки;
- сведения, содержащиеся во внешнеэкономических договорах (контрактах) купли-продажи либо обмена, соглашениях либо иных документах на право владения, пользования и (или) распоряжения товарами;
- сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих, таможенных и иных документах;
- деятельность декларантов и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;
- результаты применения форм таможенного контроля.
Гибкая система управления рисками является основой современных методов таможенного контроля, которые позволяют эффективно контролировать процессы таможенного оформления на тех участках, где существует наибольший риск их проявления.
Основными задачами системы управления рисками являются:
- создание единого информационного пространства, обеспечивающего функционирование СУР;
- разработка методик (программ) по выявлению рисков;
- определение потенциальных и фиксирование выявленных рисков;
- выявление причин и условий, способствующих совершению таможенных правонарушений;
- оценка возможного ущерба в случае возникновения потенциальных рисков и ущерба при выявленных рисках;
- определение возможности предотвращения или минимизации рисков, а также определение требуемых ресурсов и разработка предложений по их оптимальному распределению;
- разработка и применение методик оценки эффективности применяемых мер;
- разработка и практическая реализация мер по предотвращению или минимизации рисков;
- контроль за практической реализацией мер по предотвращению или минимизации рисков;
- оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
- накопление и анализ информации о результатах применения отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также о причинах и условиях, способствующих совершению таможенных правонарушений, с целью выработки предложений по модернизации стратегии таможенного контроля.
Управление рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц проходить через таможню без соответствующих временных задержек.
Нормативная правовая база системы управления рисками с учетом мирового опыта
Базовые принципы управления таможенными рисками заложены в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (заключена в г.Киото 18.05.1973) (далее — Киотская конвенция). Киотская конвенция обязывает страны-члены применять одинаковые международные стандарты в работе таможенных служб, упрощенные и автоматизированные таможенные процедуры, а также предусматривает переход на использование электронных документов и создание электронных систем единого окна.
К следующей международной основе в области применения управления рисками относятся Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, принятые в июне 2005 г. Всемирной таможенной организацией.
Данные Стандарты разработаны в целях повышения безопасности мировой торговли и базируются на 4 основных принципах:
- Предварительный обмен данными в электронном виде. Этот принцип предусматривает постоянный обмен данными между таможенными администрациями стран-экспортеров и импортеров для того, чтобы принять решение о форме таможенного контроля в отношении груза еще до его прибытия в таможню назначения. Решение о форме контроля принимается на основе результата обработки данных по этому грузу в системе управления рисками таможни назначения.
- Система информационного обмена должна поддерживаться на современном уровне с использованием новейших информационных технологий для безопасности передачи коммерческой информации.
- Таможенные администрации должны обеспечивать безопасность грузоперевозок.
- Сотрудничество таможен и бизнес-сообщества. Данный принцип предполагает более тесное сотрудничество между таможенной службой и уполномоченными экономическими операторами (участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), чья деятельность получила одобрение таможенной администрации как соответствующая нормам ВТО или стандартам обеспечения безопасности в цепи поставки товаров).
Стандарты имеют два базиса: первый — это система соглашений между таможенными службами, второй — это система партнерских отношений между таможенными органами и предпринимательским сообществом.
Тем самым Стандарты развивают положения Киотской конвенции. Совместно их положения составляют международные основы таможенного регулирования, которые призваны гармонизировать и упростить процедуры таможенного администрирования, а управление рисками должно явиться ключевым элементом данного администрирования.
СУР, действующая в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, разработана на основе Киотской конвенции.
На сегодняшний день в Республике Беларусь сформирована следующая правовая база функционирования системы управления рисками:
1) в пункте 2 статьи 128 ТмК ТС указано, что целями применения системы управления рисками являются:
- обеспечение в пределах компетенции таможенных органов мер по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды;
- сосредоточение внимания на областях повышенного риска и обеспечение более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
- выявление, прогнозирование и предотвращение нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства государств — членов Таможенного союза;
- ускорение проведения таможенных операций при перемещении товаров;
2) издано постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2008 N 419 «Об утверждении Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы», регулирующее правоотношения таможенных органов и иных государственных органов в рамках применения системы управления рисками;
3) в 2010 году Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь была принята Концепция системы анализа и управления рисками в таможенных органах.
Концепция основывается на принципах целевой направленности и выборочности таможенного контроля, повышения его эффективности и сокращения времени таможенного оформления товаров и разработана в целях совершенствования системы организации таможенного контроля, позволяющей эффективно поддерживать баланс между мерами, осуществляемыми таможенными органами для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, и максимальным облегчением условий для международной торговли.
Поэтапное внедрение системы анализа и управления рисками в технологии таможенного контроля с 2005 года позволило сократить более чем в 5 раз количество досмотров товаров и транспортных средств и в то же время повысить более чем в 8 раз эффективность таможенных операций, направленных на выявление правонарушений.
Метод управления рисками в системе таможенного контроля Республики Беларусь
В настоящее время таможенные органы Республики Беларусь стремятся не только осуществлять таможенный контроль за международным передвижением товаров, транспортных средств и физических лиц на уровне, обеспечивающем соблюдение таможенного законодательства, но и оказывать широкое содействие развитию внешней торговли, от чего во многом зависит экономический рост и безопасность государства.
Деятельность таможенных органов Республики Беларусь осуществляется в обстановке, которая характеризуется значительными изменениями во внешней торговле, глобализацией экономики, усилением противоправной деятельности, в том числе связанной с терроризмом, незаконным перемещением наркотиков, оружия, нарушением прав интеллектуальной собственности, сокращением расходов государства на материальное и кадровое обеспечение таможенных органов и в то же время возможностью применения современных информационных технологий.
Таможенные органы, осуществляющие свою деятельность в условиях глобализации экономики, сталкиваются с рядом важных задач. Главными из них остаются обеспечение поступлений в государственный бюджет и защита населения, но такие задачи должны решаться эффективно и действенно, одновременно обеспечивая поддержку потоку легитимных товаров. Таможенные руководители старшего звена должны удовлетворять все возрастающие требования к таможенным органам, располагая теми же или даже меньшими ресурсами. Такие изменения требуют освоения совершенно нового подхода к организации таможенного контроля и к разработке новых стратегий. Традиционные методы контроля, основанные на тотальной проверке или на критерии случайного отбора, на данный момент не могут обеспечить реализацию поставленных задач и ожидаемых результатов от деятельности таможенных органов.
Очевидно, что концепция управления рисками носит универсальный и широкоприменимый характер и в настоящее время находит себе качественно новое применение, проецируясь на таможенный контроль и таможенное администрирование в целом.
Система управления рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет рационально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля.
Внедрение системы управления рисками позволяет не только эффективно задействовать ресурсы таможенных органов с наибольшей эффективностью и увеличить количество выявляемых нарушений таможенного законодательства, а также субъектов внешнеэкономической деятельности и физических лиц, не соблюдающих его, и обеспечить рост поступления таможенных платежей в государственный бюджет, но и повысить авторитет Республики Беларусь как государства, соблюдающего принципы Всемирной таможенной и Всемирной торговой организаций.
В Республике Беларусь внедрение СУР начало осуществляться в рамках Концепции системы управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь, утвержденной приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18.06.2004 N 241-ОД (далее — Концепция системы управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь). Эта Концепция, включившая теоретические аспекты (понятия, основные цели и задачи, принципы построения и применения СУР) методического обеспечения, определила общую политику таможенных органов Республики Беларусь по таможенному контролю.
Таможенный кодекс Республики Беларусь, вступивший в силу 1 июля 2007 г., заложил правовую основу новой политики таможенного контроля, опирающегося на принцип выборочности, а при выборе объектов и операций использующего систему управления рисками.
СУР — это система администрирования, основанная на комплексном подходе, поскольку ее применение затрагивает не только исключительно организацию таможенного контроля, но и работу с кадрами и субъектами ВЭД, процессы взимания таможенных платежей, организацию таможенного оформления, развитие таможенной инфраструктуры и правоохранительной деятельности.
Таможенная служба Республики Беларусь, объединенная единой информационной сетью, создала условия для построения эффективной системы управления рисками, которая дала возможность минимизировать человеческий фактор при принятии решений, ускорить проведение операций таможенного контроля, сократить количество таможенных досмотров.
При формировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации соответствующие положения о таможенном контроле были заложены в ТмК ТС.
В соответствии с ТмК ТС таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза.
В то же время в свете интеграции Республики Беларусь в систему международных хозяйственных отношений создание условий, способствующих ускорению товарооборота и расширению внешнеторговых связей Республики Беларусь, также следует рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений деятельности таможни.
В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли, и с их профессиональными объединениями. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.
Таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение таможенным органам не требуется, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством.
В таких реалиях применение при определении целей, выборе операций и объектов таможенного контроля системы управления рисками соответствует общемировым тенденциям и стандартам, закрепленным в Киотской конвенции.
Фактически таможенный контроль и прежде осуществлялся на основе принципа выборочности. При этом, однако, в национальном законодательстве отсутствовало закрепление правового механизма осуществления необходимой выборки объектов целенаправленного таможенного контроля, не были формализованы основания для выявления приоритетных областей таможенного контроля и порядок определения таких оснований. Утвержденная Концепция системы управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь положила начало определению основных понятий и задач системы управления рисками, обозначила ключевые принципы построения и управления системой, а также выделила основные элементы этой системы. Применение системы управления рисками при осуществлении таможенного контроля в настоящее время закреплено в ТмК ТС.
Таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.
Важным элементом СУР является посттаможенный контроль, осуществляемый подразделениями таможенной инспекции. Усиление административного воздействия после выпуска позволяет ослабить до определенного уровня фактический таможенный контроль при таможенном оформлении товаров в пунктах пропуска при их декларировании, прежде всего в отношении уполномоченных экономических операторов. Также это позволяет снизить время таможенного оформления, т.к. к оформлению принимается таможенная стоимость, заявленная декларантом. Однако при этом у таможни есть право проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования после завершения всех таможенных формальностей в течение 3 лет. Проверке подлежат только те операции, которые предположительно были осуществлены с нарушением закона.
Контроль, проводимый после выполнения таможенных формальностей и завершения таможенных процедур (посттаможенный контроль), имеет свои особенности. При использовании данной формы контроля особый акцент делается на профессиональном проведении проверки бухгалтерского учета и отчетности проверяемой организации, что дает ясную и всеобъемлющую картину сделок, отраженных в бухгалтерских книгах и учетных записях участников внешнеэкономической деятельности.
В зависимости от поставленных задач методы документального и фактического контроля используются в различной пропорции. Однако если методы фактического контроля при проведении посттаможенного контроля используются не всегда, то без методов документального контроля не обходится ни одна проверка. Значимость методов фактического контроля при проведении посттаможенного контроля заключается в том, что с их помощью проверяющие могут сверить документальное отражение хозяйственных операций с фактическим положением дел организации.
Система управления рисками должна являться связующим звеном с функциями обратной связи между операциями таможенного контроля непосредственно при таможенном оформлении и операциями таможенного контроля после выпуска товаров (посттаможенным контролем).
Преимущества применения системы управления рисками для таможенных органов могут быть охарактеризованы как:
- более рациональное использование существующих ресурсов или потенциала при работе с ограниченным объемом ресурсов;
- направленность ресурсов на области повышенного риска;
- углубление содействия развитию торговли, потоку товаров и инвестиций в страну.
Осуществление эффективного таможенного контроля, основанного на применении СУР, подразумевает использование механизмов минимизации рисков. Механизмы минимизации рисков — это широкое понятие, включающее в себя совокупность инструментов, технологий, методик управления рисками и систему мер их минимизации.
Важной составляющей эффективного применения механизмов минимизации рисков является нормативное закрепление его составляющих и утвержденная регламентация порядка его применения.
Основным инструментом механизма минимизации рисков при осуществлении должностными лицами таможенных органов таможенного оформления и таможенного контроля является профиль риска.
Профиль риска — совокупность индикаторов риска, а также предписание на проведение операций таможенного контроля должностными лицами таможенных органов, направленных на предотвращение или минимизацию рисков. Профиль риска (ориентировка) может быть составлен для определенных объектов риска, конкретных таможенных процедур. Профиль риска (ориентировка) включает описание области риска, идентификацию и оценку риска, мероприятия, которые должны быть выполнены, срок действия.
Порядок выбора области риска, а также применение операций таможенного контроля, которые будут проведены в отношении объектов риска, определяются исходя из информации, имеющейся у таможенных органов, о возможности нарушения таможенного законодательства, а также принятия необходимых мер, позволяющих не допустить нарушения существующего порядка таможенного регулирования.
Профиль риска (ориентировка) может быть составлен для определенных объектов риска, конкретных таможенных процедур. Профиль риска (ориентировка) должен включать описание области риска, идентификацию и оценку риска, мероприятия, которые должны быть выполнены, срок действия.
При обработке электронной копии таможенной декларации или иного документа, представленного в таможенный орган, в автоматическом либо автоматизированном режиме индикатора риска на экран монитора должностного лица, проводящего таможенный контроль, выводится информационное сообщение, которое может содержать: описание индикатора риска; рекомендации по применению отдельных форм таможенного контроля; указание на применение отдельных форм таможенного контроля; ссылку на нормативный правовой акт, регулирующий вопросы контроля отдельных товаров, в том числе транспортных средств, субъектов хозяйствования.
Должностное лицо, проводящее таможенный контроль, действует с учетом данных рекомендаций, выполняет указания либо проверяет соблюдение требований нормативного правового акта.
Для формирования профиля риска (ориентировки) на основании информации, полученной от республиканских органов государственного управления либо подчиненных им организаций (далее — инициатор выставления профиля риска (ориентировки)), такая информация должна содержать следующие сведения:
- объект риска;
- источники, благодаря которым был выявлен риск;
- возможный ущерб от наличия данного риска;
- операции таможенного контроля, которые необходимо провести;
- время действия профиля риска (ориентировки).
В случае отсутствия какого-либо из вышеперечисленных сведений инициатору выставления профиля риска (ориентировки) письменно сообщается о необходимости дополнить ранее представленные сведения.
Отметив теоретические основы системы управления рисками, следует отметить и результаты ее практического применения.
Так, по данным на 2009 год наибольшей эффективности применения системы управления рисками удалось достичь в ПТО «Витебск», где производится таможенное оформление товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом. На основании профилей риска, сформированных в отделе, там проведено 183 таможенных досмотра, в результате которых выявлено 104 административных правонарушения. Эффективность таможенных досмотров в ПТО за 2008 год составила 56,83%, в то время как в 2007 году эта цифра составляла всего 3,6%.
В целом по таможне с внедрением системы управления рисками эффективность досмотров в 2008 году по сравнению с предыдущим годом возросла в 9 раз.
Результатом внедрения системы анализа и управления рисками в таможенных органах Республики Беларусь стали:
- повышение эффективности проведения операций таможенного контроля, в частности таможенного досмотра (с 0,6% в 2005 году до 4,7% в 2009 году);
- оптимизация затрат сил и средств, используемых таможенными органами в ходе таможенного контроля, а также снижение количества проводимых таможенных досмотров (с 7,6% в 2005 году до 1,6% в 2009 году).
В середине 2010 года был завершен процесс формирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
До момента формирования данного союза в каждом из вышеуказанных государств применялась национальная система управления рисками.
Вместе с тем назрела необходимость формирования системы управления рисками на уровне Таможенного союза.
В связи с этим представителями государств — членов Таможенного союза в 2011 году проведен ряд совещаний по вопросам унификации профилей рисков в рамках союза. За основу были взяты профили риска, сформированные в привязке к коду товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 N 850 «О новой редакции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» (далее — ТН ВЭД ТС) и направленные на контроль соблюдения верного заявления его таможенной стоимости.
Вышеуказанные профили позволяют в наибольшей мере осуществлять форматно-логический контроль деклараций на товары, так как данные по индикаторам риска представлены в виде числовой информации, которая в совершенстве воспринимается электронными вычислительными машинами.
Дополнительно упрощается процесс обмена информацией по вышеуказанным профилям.
В настоящее время в рамках Таможенного союза унифицированы индикаторы риска занижения таможенной стоимости в отношении более чем 5 тыс. подсубпозиций ТН ВЭД ТС.
Подведем итоги.
Внешнеэкономическая деятельность и прежде всего внешняя торговля связаны с перемещением через таможенную границу страны как юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю.
Основываясь на мировом опыте проведения таможенного контроля, Республика Беларусь подписала Киотскую конвенцию, которой предусмотрено применение системы анализа и управления рисками при осуществлении таможенного контроля. Применение СУР позволило увеличить товаропоток при наличии тех же технических и человеческих ресурсов, но при этом сократило временные издержки.
Также СУР используется в качестве инструмента пресечения незаконного перемещения товаров через таможенную границу и влияет на эффективность таможенного контроля.
Таким образом, положения Киотской конвенции легли в основу построения системы управления рисками на национальном уровне.
В частности, статьей 94 ТмК ТС определено, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При этом при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.
Эффективное управление рисками является важным для современного таможенного дела и обеспечивает средства для достижения надлежащего баланса между упрощением торговли и регулятивным контролем.
Риск — это элемент неопределенности, который может отразиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведении какой-либо экономической операции.
Управление рисками — это основной базисный принцип современных методов таможенного контроля. Этот метод позволяет оптимально использовать ресурсы таможенных органов, не уменьшая эффективности таможенного контроля, и освобождает большинство участников внешнеэкономической деятельности от излишнего бюрократического контроля. Процедуры, основанные на управлении рисками, позволяют контролировать производство таможенного оформления на участках, где существует наибольший риск, позволяя основной массе товаров и физических лиц сравнительно свободно проходить через таможню.
СУР применяется в целях эффективного использования ресурсов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы таможенных органов и заключается в определении товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, в отношении которых проводятся операции таможенного контроля, а также форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам, документам и лицам, и степени проведения таможенного контроля.
Поэтапное внедрение системы анализа и управления рисками в технологии таможенного контроля с 2005 года позволило сократить более чем в 5 раз количество досмотров товаров и транспортных средств и в то же время повысить более чем в 8 раз эффективность таможенных операций, направленных на выявление правонарушений.
Осуществление эффективного таможенного контроля, основанного на применении СУР, подразумевает использование механизмов минимизации рисков. Механизмы минимизации рисков — это широкое понятие, включающее в себя совокупность инструментов, технологий, методик управления рисками и систему мер их минимизации.
Важной составляющей эффективного применения механизмов минимизации рисков является нормативное закрепление его составляющих и утвержденная регламентация порядка его применения. Минимизация таможенных рисков осуществляется через эффективные механизмы организации таможенного контроля, а именно через применение форм таможенного контроля, наиболее используемыми из которых являются таможенный досмотр, проверка документов и сведений на товар.
Помимо этого, эффективность таможенного контроля достигается за счет согласованности действий таможенных органов государств — членов Таможенного союза в части, касающейся пресечения контрабанды через таможенную границу, а также выявлению рисковых ситуаций должностными лицами соответствующих отделов, занимающихся контролем и применением СУР.
В связи с этим с 2011 года на постоянной основе проводится переговорный процесс по унификации профилей рисков в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.