Несмотря на достигнутое в течение 2013 года снижение числа возбужденных уголовных дел, преступность продолжает оказывать дестабилизирующее влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества и требует принятия действенных профилактических мер.
Профилактика правонарушений является одной из основных задач органов внутренних дел, осуществление которой возложено на милицию общественной безопасности и криминальную милицию.
Во исполнение требований Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 453-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закон) органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны принимать меры общей и индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь, а также осуществлять превентивный надзор и профилактическое наблюдение за осужденными.
В настоящее время проводимая органами внутренних дел профилактическая работа требует дальнейшей активизации. Органам прокуратуры при этом следует усилить надзор за данным участком работы, что было отмечено на заседании Минского городского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, состоявшемся 26.03.2014.
При осуществлении надзора за исполнением Закона необходимо также проверить исполнение требований, предъявляемых к органам внутренних дел при осуществлении ими профилактики правонарушений, содержащихся в следующих правовых актах :
- Законе Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь»;
- постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2009 N 195 «О некоторых вопросах профилактики правонарушений» (далее — постановление N 195);
- постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2011 N 27 «О Государственной программе национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011 — 2015 годы»;
- постановлении Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 29.06.2006 N 174 «Об утверждении Инструкции о порядке организации деятельности органов внутренних дел и внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь по выявлению и пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»;
- решении Минского городского исполнительного комитета от 14.06.2012 N 1833 «О работе участковых инспекторов милиции г. Минска с населением по профилактике пьянства и алкоголизма и мерах по сокращению преступлений и правонарушений».
Так, органы внутренних дел в области профилактики правонарушений в пределах своей компетенции осуществляют следующие меры общей профилактики правонарушений:
- профилактические мероприятия, направленные на предупреждение отдельных правонарушений;
- правовое просвещение граждан;
- представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- обеспечение во взаимодействии с местными исполнительными и распорядительными органами стимулирования граждан за представление достоверной информации о подготавливаемых или совершенных правонарушениях;
- иные меры, предусмотренные другими законодательными актами Республики Беларусь.
При осуществлении надзора необходимо проверить исполнение требований ст. 11 — 19 Закона, предусматривающих основные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение различных категорий правонарушений.
Следует установить, распространяют ли органы внутренних дел информацию о проводимых профилактических мероприятиях, ведется ли работа по правовому просвещению граждан и носит ли она систематический характер; освещается ли деятельность по профилактике правонарушений в средствах массовой информации; насколько полно используются возможности средств массовой информации при публикации сведений о деятельности органов внутренних дел, распространении объективной информации о наиболее значимых преступлениях и происшествиях, имеющих широкий общественный резонанс, привлечении внимания населения к проблемам борьбы с преступностью и укреплению правопорядка в обществе; размещается ли информация по профилактике правонарушений в местах массового пребывания граждан, торговых объектах и городском общественном транспорте.
Необходимо проверить, созданы ли в территориальных подразделениях органов внутренних дел внештатные корреспондентские пункты для выполнения задач по организации взаимодействия с иными государственными органами, органами местного управления и самоуправления, средствами массовой информации, иными организациями и населением с целью осуществления профилактики правонарушений.
При проведении проверки необходимо изучать представления органов внутренних дел об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и устанавливать, соблюдаются ли требования ст. 21 Закона: рассматриваются ли указанные представления соответствующими организациями или должностными лицами, информируется ли орган внутренних дел в письменном виде в месячный срок о результатах рассмотрения представления. При изучении ответов следует обращать внимание на то, приняты ли необходимые меры по выполнению требований, содержащихся в представлении. Следует реагировать на непривлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 24.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, должностных лиц, оставивших без рассмотрения представление органа дознания, не принявших мер к устранению нарушений или давших несвоевременный ответ на представление.
Органы внутренних дел в пределах своей компетенции осуществляют такие меры индивидуальной профилактики правонарушений, как:
- профилактическая беседа;
- официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения (далее — официальное предупреждение);
- информирование о причинах и условиях противоправного поведения;
- профилактический учет.
Профилактическая беседа должна проводиться с гражданами в случаях совершения правонарушения или в случаях, когда их поведение либо образ жизни дает основание предполагать возможность совершения ими правонарушения. Беседа состоит в разъяснении гражданину общественной опасности противоправных деяний, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также его убеждении в недопустимости их совершения.
Необходимо проверять использование органами внутренних дел формы официального предупреждения о недопустимости противоправного поведения, утвержденной постановлением N 195. Официальное предупреждение должно объявляться под расписку гражданину, состоящему на профилактическом учете, в случаях совершения им правонарушения или в случаях, когда имеются достаточные основания полагать о его намерении совершить правонарушение.
Для вынесения официального предупреждения гражданин может быть вызван органом внутренних дел в письменной форме (повесткой, извещением) в общественный пункт, помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений. Об осуществлении вызова должна производиться запись в материалах, послуживших основанием для вызова. При вынесении официального предупреждения сотрудник органа внутренних дел обязан провести профилактическую беседу с гражданином, явившимся по вызову.
Информирование о причинах и условиях противоправного поведения осуществляется органами внутренних дел в соответствии со ст. 26 Закона путем направления письменной информации руководителю организации по месту жительства, работы или учебы граждан, склонных к противоправному поведению, с указанием совершенных ими правонарушений для устранения причин и условий противоправного поведения и принятия к ним мер общественного воздействия.
Необходимо проверить, соблюдается ли требование о своевременном (в месячный срок) письменном сообщении о принятых мерах.
Если руководитель организации не представил в установленный срок сообщения о принятых мерах либо принятые им меры не обеспечивают устранения причин и условий противоправного поведения, орган внутренних дел должен в течение десяти дней по истечении установленного срока либо после получения сообщения внести этому руководителю организации представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Работа по предупреждению правонарушений должна стать более последовательной и результативной, в связи с чем необходимо особое внимание уделять проведению профилактических мероприятий с лицами, поставленными на профилактический учет.
Так, на профилактический учет ставятся граждане (кроме граждан, за которыми установлен (возобновлен) превентивный надзор или в отношении которых осуществляется профилактическое наблюдение) на основании постановления руководителя (заместителя руководителя) органа внутренних дел — по основаниям, предусмотренным абз. 2 — 10 ч. 1 ст. 29 Закона.
Профилактический учет ведется органами внутренних дел по месту жительства граждан. Изучаются условия и образ жизни граждан, состоящих на профилактическом учете, осуществляется контроль за их поведением, применяются меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений.
При осуществлении надзора за деятельностью органов внутренних дел при проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений следует уделять внимание правильности постановки граждан на профилактический учет и снятия с учета, а также ведения и регистрации профилактических дел и карточек.
Необходимо проверять использование органами внутренних дел форм постановления о постановке на профилактический учет, постановления о снятии с учета, профилактической карточки и профилактического дела, а также журнала регистрации профилактических карточек и профилактических дел, утвержденных постановлением N 195.
К полномочиям органов внутренних дел в соответствии со ст. 8 Закона относится утверждение комплексных планов профилактических мероприятий, в связи с чем необходимо проверить наличие данных планов, а также исполнение предусмотренных мероприятий в срок и в полном объеме. Необходимо устанавливать, налажено ли органами внутренних дел эффективное взаимодействие с другими субъектами профилактики.
Следует проводить анализ эффективности профилактических мероприятий и степени их влияния на устранение негативных тенденций в поведении лиц, склонных к совершению правонарушений, в особенности лиц, имеющих судимость.
С учетом увеличения числа преступлений, совершенных лицами, имеющими судимость, которые находились в состоянии наркотического опьянения, необходимо проверять исполнение органами внутренних дел задач по устранению причин и условий, способствующих незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов; выявлению и учету лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ, принятию к ним мер в соответствии с законодательством Республики Беларусь с целью побуждения их к отказу от потребления указанных средств и веществ; ведению профилактической работы с лицами, допускающими немедицинское потребление наркотических средств, психотропных веществ и совершающими преступления.
Следует изучать практику оформления материалов для принятия решений о принудительной изоляции в лечебно-трудовые профилактории для медико-социальной реадаптации с обязательным привлечением к труду граждан, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией и систематически нарушающих общественный порядок или права других граждан.
Необходимо установить, разработаны ли органами внутренних дел комплексы предупредительно-профилактических мероприятий общего и индивидуального характера с целью недопущения вовлечения лиц в немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также в отношении лиц, содержащих притоны для их изготовления и потребления, участвующих в незаконном обороте указанных средств и веществ. Следует изучать эффективность проводимых мероприятий.
Индивидуально-профилактическая работа с лицами, страдающими хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, должна планироваться и осуществляться с учетом рекомендаций врача-нарколога либо при непосредственном его участии в разработке и проведении профилактического воздействия.
Необходимо приглашать в прокуратуру лиц, состоящих на профилактическом учете, и проводить с ними профилактические беседы. В ходе бесед выяснять условия проживания и социально-бытового устройства, причины, по которым лица не работают, необходимость оказания какой-либо помощи в трудоустройстве, прохождения курса лечения от алкоголизма и пр. При проведении бесед установить, знает ли гражданин своего участкового инспектора, проводились ли с ним мероприятия, указанные в его профилактическом деле. При необходимости объявлять указанным лицам официальные предупреждения о недопустимости противоправного поведения.
В обязательном порядке необходимо решать вопрос о принятии мер реагирования по отношению к сотрудникам органов внутренних дел в случае совершения преступлений лицами, имеющими судимость, которые находились на профилактическом учете или в отношении которых был установлен превентивный надзор, если профилактическая работа с лицами указанной категории не проводилась или носила формальный характер.