Осуществление прокурорского надзора за ведением административного процесса

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за ведением административного процесса закреплены в части 2 ст. 2.15 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях [1] (далее — ПИКоАП). Наибольший интерес представляют те из них, которые содержатся в п. 6 и 7 части 2 ст. 2.15 ПИКоАП, поскольку на практике порой их трудно отграничить.

Согласно п. 6 части 2 ст. 2.15 ПИКоАП прокурор отменяет своим постановлением противоречащие законодательным актам Республики Беларусь постановления о производстве процессуальных действий и о применении мер обеспечения административного процесса, за исключением постановлений, вынесенных судом.

В силу п. 7 части 2 ст. 2.15 ПИКоАП противоречащие законодательным актам Республики Беларусь постановления по делам об административных правонарушениях прокурор опротестовывает.

В данном случае четко разделены полномочия (право) прокурора:

  • на принесение протеста на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • на отмену постановлений о производстве процессуальных действий и постановлений о применении мер обеспечения административного процесса, вынесенных органом, ведущим административный процесс.

Исходя из разъяснения отдельных терминов ПИКоАП, данного в ст. 1.4 ПИКоАП, процессуальные действия — это производимые в соответствии с положениями ПИКоАП и предусмотренные им действия уполномоченных должностных лиц, совершаемые в ходе административного процесса. Постановление — это решение, вынесенное судьей или органом, ведущим административный процесс.

На основании ст. 6.10 ПИКоАП при совершении определенных процессуальных действий (проведение осмотра, освидетельствование, административное задержание физического лица, изъятие вещей и документов, опрос, судебное заседание, заседание коллегиального органа) уполномоченное должностное лицо органа, ведущего административный процесс, составляет протокол процессуального действия (т.е. документ, удостоверяющий конкретные обстоятельства и факты).

Однако протокол процессуального действия не является постановлением о производстве процессуального действия, в нем лишь фиксируются обстоятельства и факты, установленные при совершении процессуального действия, поэтому он не может быть отменен прокурором.

В отдельных случаях ПИКоАП содержит прямое указание на необходимость вынесения органом, ведущим административный процесс, постановления о производстве процессуального действия. Это может быть, например, постановление:

  • об удовлетворении заявления об отводе либо об отказе в его удовлетворении (ст. 5.4 ПИКоАП);
  • приостановлении либо возобновлении подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению (ст. 10.1 ПИКоАП);
  • назначении экспертизы (ст. 10.16 ПИКоАП);
  • прекращении дела об административном правонарушении на стадии подготовки дела к рассмотрению (ст. 10.27 ПИКоАП);
  • недопущении законного представителя к ознакомлению с материалами дела (ст. 10.29 ПИКоАП);
  • приостановлении или возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 11.2 ПИКоАП);
  • возвращении дела об административном правонарушении направившему его для рассмотрения органу, ведущему административный процесс (ст. 11.3 ПИКоАП);
  • соединении дел об административных правонарушениях в одном административном процессе (ст. 11.3-1 ПИКоАП);
  • принятии или отклонении замечаний на протокол заседания коллегиального органа (ст. 11.7 ПИКоАП).

ПИКоАП также в определенных случаях содержит указание на необходимость вынесения органом, ведущим административный процесс, постановления о применении мер обеспечения административного процесса.

Статья 8.1 ПИКоАП содержит перечень мер обеспечения административного процесса. В данный перечень входит:

  • административное задержание физического лица;
  • личный обыск задержанного;
  • наложение ареста на имущество;
  • изъятие вещей и документов;
  • задержание и принудительная эвакуация транспортного средства;
  • отстранение от управления транспортным средством;
  • блокировка колес транспортного средства;
  • привод;
  • удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении.

К постановлениям о применении мер обеспечения административного процесса относится:

  • постановление о наложении ареста на имущество (ст. 8.7 ПИКоАП);
  • постановление о приводе (ст. 8.12 ПИКоАП).

Указанные выше постановления органа, ведущего административный процесс, о производстве процессуальных действий и постановления о применении мер обеспечения административного процесса выносятся до момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении выносится на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении по результатам его рассмотрения (часть 1 ст. 11.9 ПИКоАП).

Структурно административный процесс состоит из нескольких стадий, а именно:

  • начало административного процесса (гл. 9 ПИКоАП);
  • подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению (гл. 10 ПИКоАП);
  • рассмотрение дел об административных правонарушениях (гл. 11 ПИКоАП);
  • обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении (гл. 12 ПИКоАП);
  • исполнение постановления о наложении административного взыскания (гл. 13 ПИКоАП).

В соответствии со ст. 10.26 ПИКоАП подготовка дела об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс, для рассмотрения заканчивается либо составлением протокола об административном правонарушении (после чего дело об административном правонарушении направляется для рассмотрения), либо прекращением дела об административном правонарушении (при наличии указанных в ПИКоАП обстоятельств).

Рассмотрение дела об административном правонарушении заканчивается вынесением постановления по делу (часть 1 ст. 11.9 ПИКоАП) с указанием в нем принятого по делу решения (часть 1 ст. 11.10 ПИКоАП):

  • о наложении административного взыскания (в том числе с прекращением дела об административном правонарушении в части);
  • прекращении дела об административном правонарушении;
  • передаче материалов дела по месту работы (службы) привлекаемого к административной ответственности физического лица для привлечения к ответственности дисциплинарной.

С учетом закрепленных законом особенностей каждой из стадий административного процесса следует различать полномочия прокурора, закрепленные в п. 6 и 7 части 2 ст. 2.15 ПИКоАП.

Прокурор вправе опротестовать лишь постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное на стадии его рассмотрения в любом из предусмотренных частью 1 ст. 11.10 ПИКоАП видов. Все иные постановления о производстве процессуальных действий и о применении мер обеспечения административного процесса, вынесенные органом, ведущим административный процесс, прокурор может отменить путем вынесения соответствующего постановления.

О видах таких постановлений говорилось выше. К их числу относится и постановление о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренное ст. 10.27 ПИКоАП, поскольку оно выносится на стадии подготовки дела к рассмотрению и не является постановлением по делу об административном правонарушении (в виде постановления о прекращении дела об административном правонарушении), выносимым только на стадии рассмотрения дела.

В отношении постановления о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 10.27 ПИКоАП и являющегося по своей сути постановлением о производстве процессуального действия — прекращении дела на стадии подготовки его к рассмотрению, должны действовать полномочия прокурора, установленные п. 6 части 2 ст. 2.15 ПИКоАП, т.е. такое постановление прокурор имеет право отменить самостоятельно.

Необходимо отметить, что гл. 12 ПИКоАП регулирует порядок обжалования и опротестования только постановлений по делу об административном правонарушении, т.е. тех постановлений (в том числе о прекращении дела), которые вынесены по результатам рассмотрения дела в порядке гл. 11 ПИКоАП. При наличии такого постановления по делу об административном правонарушении прокурор вправе его опротестовать.

Как закреплено ст. 7.1 и 7.2 ПИКоАП, действия и решения (кроме постановления по делу об административном правонарушении) должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы прокурору участниками административного процесса, а также иными юридическими и физическими лицами, если такие процессуальные действия и решения затрагивают их права и законные интересы. В этом случае прокурор, руководствуясь положениями п. 6 части 2 ст. 2.15 ПИКоАП, при рассмотрении жалобы принимает, исходя из части 5 ст. 7.3 ПИКоАП, решение о ее полном или частичном удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого решения (с вынесением соответствующего постановления) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

Сопоставление постановления о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенного на основании ст. 10.27 ПИКоАП, и постановления о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенного согласно ст. 11.9 ПИКоАП, позволяет выявить их очевидные различия (см. табл.).

Таблица

  Постановление о прекращении дела об административном правонарушении,

вынесенное на основании

ст. 10.27 ПИКоАП ст. 11.9 ПИКоАП
1. Выносится на стадии подготовки

дела для рассмотрения, а также в

случае неустановления лица,

подлежащего привлечению к

административной ответственности

1. Постановление выносится на стадии

рассмотрения дела

2. Лица, участвующие в

административном процессе, при

вынесении постановления не

присутствуют, они лишь уведомляются

о прекращении дела

2. Присутствие лица, в отношении

которого ведется административный

процесс, при рассмотрении дела

является обязательным (за

исключением предусмотренных законом

случаев). Постановление объявляется

немедленно по окончании рассмотрения

дела, его копия вручается (или

высылается заказным письмом) в

течение пяти дней лицу, в отношении

которого оно вынесено

3. В постановлении не указываются

обстоятельства, установленные при

рассмотрении дела

3. Постановление должно содержать

обстоятельства, установленные при

рассмотрении дела

4. Постановление вступает в силу с

момента вынесения

4. Постановление вступает в

законную силу по истечении срока на

обжалование и опротестование (10

суток), если не было обжаловано

(опротестовано) в установленном

порядке

5. Постановление может быть

обжаловано в течение срока ведения

административного процесса

участниками административного

процесса, а также иными юридическими

и физическими лицами, если

производимые процессуальные действия

и решения затрагивают их права и

законные интересы

5. Постановление может быть

обжаловано лицом, в отношении

которого оно вынесено, потерпевшим,

их представителями, защитником, а

также руководителем органа,

направившего дело об

административном правонарушении на

рассмотрение

Таким образом, рассмотренные выше полномочия прокурора при осуществлении надзора за ведением административного процесса можно определить следующим образом:

  • постановление по делу об административном правонарушении (как о наложении административного взыскания, так и о прекращении дела), вынесенное на стадии его рассмотрения в соответствии с положениями гл. 11 ПИКоАП, может быть лишь опротестовано прокурором согласно п. 7 части 2 ст. 2.15 ПИКоАП;
  • постановления о производстве процессуальных действий (в том числе постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное в соответствии со ст. 10.27 ПИКоАП) и о применении мер обеспечения административного процесса (за исключением постановлений, вынесенных судом) могут быть отменены прокурором на основании п. 6 части 2 ст. 2.15 ПИКоАП.

В силу части 3 ст. 2.15 ПИКоАП постановление прокурора об отмене постановления органа, ведущего административный процесс, о прекращении дела об административном правонарушении направляется в такой орган с указанием необходимости продолжения ведения административного процесса в соответствии с требованиями ПИКоАП.

Заключение

С учетом проведенного анализа положений ПИКоАП можно утверждать, что постановление по делу об административном правонарушении (как о наложении административного взыскания, так и о прекращении дела), вынесенное на стадии его рассмотрения, может быть лишь опротестовано прокурором, а постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное на стадии подготовки дела к рассмотрению, прокурором может быть отменено.

ПИКоАП проводит четкое разграничение полномочий прокурора при осуществлении надзора за ведением административного процесса, в том числе определяет случаи, когда прокурор вправе отменить постановление органа, ведущего административный процесс, а когда вправе опротестовать такое постановление.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2006 г.: текст Кодекса по состоянию на 13 июля 2012 г.