В целях дебюрократизации государственного аппарата Законом Республики Беларусь от 28.10.2008 N 433-З «Об основах административных процедур» (далее — Закон N 433-З) определен общий порядок осуществления административных процедур <1>.
<1> Административная процедура — действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности (пункт 1 статьи 1 Закона N 433-З).
Единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — перечень административных процедур), и порядок их совершения утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление N 156).
Вместе с тем пунктом 2 постановления N 156 определено, что его действие не распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами).
Законодательством Республики Беларусь специфические товары (работы, услуги) определяются через перечисление их видов.
В частности, Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 N 460 «О мерах государственного регулирования ввоза и вывоза специфических товаров (работ, услуг)» к таким товарам отнесены в том числе товары (работы, услуги), контролируемые в интересах национальной безопасности. В перечень товаров (работ, услуг), контролируемых в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденный постановлением Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 28.12.2007 N 15/137 «Об утверждении перечней специфических товаров (работ, услуг)», включены шифровальные средства (включая шифровальную аппаратуру, части для шифровальной аппаратуры и пакеты программ для шифрования), нормативно-техническая документация к шифровальным средствам (включая конструкторскую и эксплуатационную).
Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, не включены в перечни специфических товаров (работ, услуг). К специфическим товарам, которые являются объектами экспортного контроля, согласно статье 7 Закона Республики Беларусь от 06.01.1998 N 130-З «Об экспортном контроле» отнесены шифровальные средства (работы, услуги), включая шифровальную технику, а также специальные технические изделия, предназначенные для негласного получения информации. Лицензии на вывоз специфических товаров (работ, услуг) выдаются Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь.
Положением о предоставлении права на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении специфических товаров (работ, услуг), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 07.12.2009 N 593 «О некоторых вопросах деятельности, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), и экспортного контроля», специфические товары (работы, услуги) определяются как товары (работы, услуги), в отношении которых осуществляется экспортный контроль, включенные в перечни специфических товаров (работ, услуг).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» (далее — Решение N 134) утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Разделами 2.17 и 2.19 в названный перечень включены специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, и шифровальные (криптографические) средства.
Справочно. К специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации, относятся:
- Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.
- Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и регистрации видеоинформации.
- Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.
- Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.
- Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.
- Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов, в том числе переносная малогабаритная рентгеноскопическая, рентгенотелевизионная и рентгенографическая аппаратура.
- Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.
- Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.
- Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.
- Специальные технические средства для негласной идентификации личности.
Специальные технические средства для негласной регистрации психофизиологических реакций человека.
К шифровальным (криптографическим) средствам относятся:
- Принтеры, копировальные аппараты и факсимильные аппараты и их электронные модули, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Карманные машины для записи, воспроизведения и визуального представления данных с вычислительными функциями, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Аппараты кассовые, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Карманные компьютеры, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Машины вычислительные и их части, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Устройства вычислительных машин, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Электронные модули и части карманных машин, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Абонентские устройства связи, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Базовые станции, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Телекоммуникационное оборудование и его части, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Программные шифровальные (криптографические) средства вне зависимости от носителя информации.
- Аппаратура для радиовещания или телевидения и ее части, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Приемники радионавигационные, аппаратура дистанционного управления и их части, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Аппаратура доступа в сеть Интернет и телевизионные приемники с коммуникационной функцией, их части, имеющие функции шифрования (криптографии).
- Схемы электронные интегральные, запоминающие устройства, имеющие функции шифрования (криптографии) или содержащие шифровальные (криптографические) средства.
- Прочие машины электрические и аппаратура, имеющие индивидуальные функции, содержащие шифровальные (криптографические) средства.
Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами (заключено в г. Москве 09.06.2009) (далее — Соглашение) определено, что его действие не распространяется на экспорт и (или) импорт товаров, подлежащих экспортному контролю.
Пунктом 4 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (далее — Положение о ввозе-вывозе СТС), и пунктом 5 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза шифровальных (криптографических) средств (далее — Положение о ввозе-вывозе шифровальных средств), утвержденных Решением N 134, определено, что ввоз и вывоз специальных технических средств и шифровальных средств осуществляется на основании разовых лицензий, выдаваемых уполномоченным органом государства — члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель.
В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26.06.2013 N 544 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2013 г. N 168» (далее — постановление N 544) таким уполномоченным органом определено Министерство торговли Республики Беларусь.
Для получения лицензии заявитель представляет в уполномоченный орган необходимые документы, в том числе заключение о возможности ввоза или вывоза специальных технических средств (пункт 5 Положения о ввозе-вывозе СТС) или шифровальных средств (пункт 6 Положения о ввозе-вывозе шифровальных средств), которое выдается органом исполнительной власти в области обеспечения государственной безопасности государства — члена Таможенного союза.
Постановлением N 544 утвержден перечень республиканских органов государственного управления и иных организаций, осуществляющих выдачу заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз с таможенной территории Таможенного союза товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года N 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования», в случаях, указанных в Положениях о применении ограничений, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года N 134.
Пунктами 8 и 9 указанного перечня установлено, что выдачу заключений (разрешительных документов) на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза и вывоз с этой территории специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и шифровальных (криптографических) средств, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию (с территории) Таможенного союза ограничен, осуществляет Комитет государственной безопасности Республики Беларусь.
В связи с определением административных процедур в отношении специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и шифровальных (криптографических) средств возникла необходимость в отграничении шифровальных (криптографических) средств, лицензии на вывоз которых выдаются Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь (то есть подлежащих экспортному контролю), от шифровальных (криптографических) средств, лицензии на вывоз которых выдаются Министерством торговли Республики Беларусь.
Поэтому постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.03.2014 N 208 «О внесении изменения и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. N 156» (далее — постановление N 208) в постановление N 156 внесены изменение и дополнения, суть которых сводится к следующему.
Во-первых, постановлением N 208 конкретизированы виды специфических товаров (работ, услуг), на которые не распространяется действие постановления N 156.
В частности, абзац третий пункта 2 постановления N 156 дополнен подстрочным примечанием <*>, в котором разъяснено, что под специфическими товарами (работами, услугами) для целей постановления N 156 понимаются специфические товары (работы, услуги), в отношении которых осуществляется экспортный контроль, включенные в перечни специфических товаров (работ, услуг).
Во-вторых, перечень административных процедур дополнен главой 27 «Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, и шифровальные (криптографические) средства», в которую включены следующие административные процедуры: выдача заключения (разрешительного документа) о возможности ввоза на таможенную территорию или вывоза с таможенной территории Таможенного союза шифровальных (криптографических) средств и специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; выдача заключения экспертизы образцов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации; регистрация нотификации при ввозе на таможенную территорию и (или) вывозе с таможенной территории Таможенного союза шифровальных (криптографических) средств.
Так, перечень административных процедур дополнен административными процедурами, которые предусмотрены:
— по пункту 27.1 — частью первой пункта 5 и пунктом 6 Положения о ввозе-вывозе СТС.
Справочно. Для оформления лицензии заявителем в уполномоченный орган представляются следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии (далее — заявление), согласно приложению 1 к Соглашению;
- электронная копия заявления в формате, утвержденном Комиссией Таможенного союза, созданная с помощью программного обеспечения, разработанного Комиссией Таможенного союза и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное программное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Комиссией Таможенного союза форматом;
- копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) — копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;
- копия документа о постановке на учет в налоговом органе;
- копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;
- заключение о возможности ввоза или вывоза специальных технических средств, выданное органом исполнительной власти в области обеспечения государственной безопасности государства — члена Таможенного союза (далее — согласующий орган).
Справочно. Для получения заключения о возможности ввоза или вывоза специальных технических средств заявитель представляет в согласующий орган:
- заявление о выдаче заключения;
- копию внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему, а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) — копию иного документа, подтверждающего намерения сторон;
- копию лицензии на осуществление деятельности в области оборота специальных технических средств;
- копию заключения экспертизы образцов специальных технических средств, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена Таможенного союза;
- техническую документацию на специальные технические средства;
- образцы специальных технических средств (по требованию согласующего органа).
Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя, либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя.
Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе;
— по пункту 27.2 — абзацем пятым пункта 6 Положения о ввозе-вывозе СТС. Им предусмотрено, что для получения заключения о возможности ввоза или вывоза специальных технических средств заявитель представляет в согласующий орган копию заключения экспертизы образцов специальных технических средств, проведенной в порядке, предусмотренном законодательством государства — члена Таможенного союза.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2012 N 722 «О некоторых вопросах проведения экспертизы образцов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» установлено, что проведение экспертизы образцов специальных технических средств, заказчиками которой являются юридические и физические лица Республики Беларусь, осуществляется на возмездной основе Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь.
— по пункту 27.3 — частью второй пункта 7 Положения о ввозе-вывозе СТС.
Временный ввоз и временный вывоз специальных технических средств в случаях:
- проведения исследований, испытаний и экспертизы;
- экспонирования на выставках;
- ввоза и вывоза специальных технических средств для осуществления ремонта в соответствии с обязательствами по договору (контракту, соглашению);
- транзитных перевозок специальных технических средств через таможенную границу Таможенного союза —
- осуществляется заявителем при условии представления в таможенные органы заключения (разрешительного документа) согласующего органа;
— по пункту 27.4 — пунктом 11 Положения о ввозе-вывозе шифровальных средств.
В частности, ввоз и вывоз отдельных видов шифровальных (криптографических) средств осуществляется на основании информации о зарегистрированной в согласующем органе нотификации (уведомления) без оформления иных разрешительных документов, предусмотренных Положением о ввозе-вывозе шифровальных средств.
Справочно. Согласно Положению о порядке регистрации нотификации, приведенному в приложении 3 к Положению о ввозе-вывозе шифровальных средств (далее — Положение о нотификации), нотификация — это уведомление изготовителя о технических и криптографических характеристиках товара (продукции), являющегося шифровальным (криптографическим) средством или содержащим в своем составе шифровальные (криптографические) средства. В нотификации указывается информация об одном наименовании продукции либо о группе однотипных товаров, имеющих идентичные шифровальные средства.
Заполнение нотификации осуществляется изготовителем продукции или лицом, уполномоченным изготовителем продукции, однократно на один тип шифровального средства на основании собственных доказательств.
Нотификация позволяет перемещать шифровальные средства через таможенную границу Таможенного союза любыми лицами в любых количествах без повторных обращений заявителей и таможенных органов в согласующие органы.
Форма нотификации приведена в приложении 2 к Положению о ввозе-вывозе шифровальных средств.
Срок регистрации нотификации и опубликования информации о ней на сайте Евразийской экономической комиссии не должен превышать 10 дней со дня поступления нотификации на регистрацию.
Регистрация нотификации производится автоматически, если согласующий орган не свяжется с заявителем в течение 10 рабочих дней после подачи заявления по вопросам соответствия предоставленных материалов установленным требованиям.
В период с даты подачи материалов на регистрацию нотификации до регистрации нотификации заявитель может внести изменения в нотификацию с визированием этих изменений лицом, подписавшим нотификацию. При этом датой отсчета срока регистрации нотификации считается дата внесения изменений в нотификацию.
Перечень представляемых для регистрации документов приведен в пункте 19 Положения о нотификации.
Так, для регистрации нотификации заявитель представляет в согласующий орган государства — члена Таможенного союза вместе с сопроводительным письмом следующие документы:
- форма нотификации в двух экземплярах, заполненная и оформленная в соответствии с Положением о нотификации;
- электронная копия нотификации на носителе (компакт-диск, флэш-память);
- легализованный документ (апостиль, консульская легализация), предоставляющий заявителю право действовать от лица изготовителя. В случае составления указанного документа на иностранном языке к оригиналу или нотариально заверенной копии данного документа прилагается заверенный в порядке, установленном законодательством государства — члена Таможенного союза, перевод на языке государства, согласующий орган которого регистрирует нотификацию.
В случае оформления нотификации организацией-изготовителем третьей страны нотификация должна быть легализована.
— по пункту 27.5 — абзацем вторым пункта 6 и пунктом 7 Положения о ввозе-вывозе шифровальных средств, то есть заключение (разрешительный документ) о возможности ввоза или вывоза шифровальных средств, выданное согласующим органом.
Для получения заключения (разрешительного документа) заявитель представляет в согласующий орган:
- заявление о выдаче заключения (разрешительного документа) о возможности ввоза или вывоза шифровального средства с указанием его полного наименования, идентифицирующих признаков;
- копию лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, связанного с шифровальными средствами;
- техническую документацию на шифровальное средство (предоставление исходных кодов не является обязательным требованием, отказ заявителя в предоставлении исходных кодов сам по себе не является основанием в отказе по заявлению);
- образцы шифровального средства (по требованию согласующего органа для проведения научно-технической экспертизы).
Срок рассмотрения документов, представляемых в согласующий орган, а также необходимость проведения научно-технической экспертизы шифровального средства определяется государством — членом Таможенного союза.
Заключение (разрешительный документ) на конкретное шифровальное средство выдается однократно. При этом согласующие органы определяют возможность и условия применения указанного средства;
— по пункту 27.6 — частью второй пункта 8 и пунктом 9 Положения о ввозе-вывозе шифровальных средств.
Согласно пункту 8 Положения о ввозе-вывозе шифровальных средств не требуется получения лицензий:
а) при ввозе и вывозе шифровальных средств для осуществления ремонта или замены в соответствии с обязательствами по договору (контракту, соглашению);
б) при временном ввозе и временном вывозе шифровальных средств в целях:
- проведения научно-технической экспертизы;
- научных исследований;
- экспонирования на выставках;
в) при ввозе и вывозе шифровальных средств в целях обеспечения собственных нужд организаций без права их распространения и оказания третьим лицам услуг в области шифрования;
г) при транзитных перевозках шифровальных средств через территорию государств — членов Таможенного союза.
Ввоз и вывоз шифровальных средств в указанных случаях осуществляется при условии представления в таможенные органы заключения (разрешительного документа) согласующего органа.
Для получения заключения (разрешительного документа) в указанных случаях заявитель представляет в согласующий орган:
- заявление о выдаче заключения (разрешительного документа) о возможности ввоза или вывоза шифровального средства с указанием его полного наименования, идентифицирующих признаков, количества и цели ввоза или вывоза;
- техническую документацию на шифровальное средство. Предоставление исходных кодов не является обязательным требованием. Отказ заявителя в предоставлении исходных кодов не является сам по себе основанием в отказе по заявлению;
- образцы шифровального средства (по требованию согласующего органа для проведения научно-технической экспертизы);
- копию внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему и (или) копию иного документа, подтверждающего намерения сторон.
При ввозе шифровальных средств для обеспечения собственных нужд организаций заявитель дополнительно указывает в заявлении реквизиты свидетельства о проведении научно-технической экспертизы образцов шифровальных средств, если ее проведение предусмотрено законодательством государства — члена Таможенного союза.
Административные процедуры, включенные в главу 27 перечня административных процедур, за исключением выдачи заключения экспертизы образцов специальных технических средств, осуществляются бесплатно. За осуществление Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь такого вида административных процедур, как выдача заключения экспертизы образцов специальных технических средств, установлена плата за услуги.
Срок осуществления указанных выше административных процедур не должен превышать 20 рабочих дней с даты регистрации заявления.