Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются отношения, связанные с порядком определения объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, состоит в таких деяниях, как:
- завышение подрядчиком (субподрядчиком) объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов;
- то же деяние, совершенное заказчиком;
- выявленное при контрольном обмере завышение объемов и (или) стоимости строительно-монтажных работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов, причиной которого явились ошибки проектных организаций, допущенные в проектно-сметной документации.
Подпунктом 1.1 пункта 1 постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 N 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства» установлено, что с целью соблюдения порядка ценообразования на работы и услуги, выполняемые, оказываемые при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), в том числе соблюдения порядка формирования сметной стоимости строительства, завышение стоимости строительства составляют фактически принятые и (или) оплаченные работы и (или) услуги, стоимость которых превышает рассчитанную в соответствии с установленным законодательством порядком; не подтверждаемые документально соответствующими расчетами и обоснованиями; фактически не выполненные и (или) не оказанные и (или) ранее оплаченные.
Субъектами правонарушения являются физическое лицо (как правило, должностное), индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, по чьей вине допущены нарушения, составляющие объективную сторону состава рассматриваемого правонарушения.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной физического лица в форме умысла и неосторожности либо непринятием всех необходимых мер по правильному определению объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, либо за счет средств государственных внебюджетных фондов, либо за счет отчислений на капитальный ремонт вспомогательных помещений, конструктивных элементов, инженерных систем многоквартирного жилого дома или с привлечением льготных кредитов.
Основными субъектами доказывания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 21.7 КоАП, являются органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы Министерства финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, которые уполномочены на ведение административного процесса (функциональная и предметная компетенции) соответственно на основании:
Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.2008 N 647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»;
Бюджетного кодекса Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 N 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь».
Процессуальная компетенция органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь определена статьей 3.7 и пунктом 16 части 1 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП); органов Министерства финансов Республики Беларусь и финансовых управлений (отделов) местных исполнительных и распорядительных органов — статьей 3.15 и пунктом 62 части 1 статьи 3.30 ПИКоАП, постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2007 N 24 «О составлении протоколов и рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами органов Министерства финансов Республики Беларусь и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. N 190».
Примеры нарушений по статье 21.7 КоАП.
1. В стоимость выполненных субподрядчиком строительно-монтажных работ были включены материалы, не числящиеся по данным бухгалтерского учета (счет 10 «Материалы») и расход которых не подтверждался документально. Так, в стоимость выполненных работ были включены битум нефтяной в количестве 1 т, мастика битумная — 1,8 т, которые не числились в бухгалтерском учете субподрядчика. Согласно данным путевых листов автоцистерны на объект строительства было доставлено 526 куб.м воды для полива уплотняемого грунта насыпей, однако в акты сдачи-приемки выполненных строительных работ было включено воды в количестве 866 куб.м. Согласно данным путевых листов и ТТН в октябре 2013 г. было перевезено на расстояние 25 км асфальтогранулята в количестве 330 т, однако в акты выполненных строительных работ была включена транспортировка асфальтогранулята на асфальтобетонный завод на расстояние 30 км в количестве 560 т. В стоимость выполненных работ по объекту были включены отдельные материалы (металлоконструкции, железобетонные трубы, плиты ПК 100, горячекатаная арматурная сталь, бетон), которые согласно данным бухгалтерского учета и материальному отчету прораба не расходовались.
2. В стоимость выполненных работ и затраты была включена стоимость бетона класса (марки) С 6/8, 75,8 , использованного при выполнении бетонных работ, по цене с НДС 695572 руб., не соответствующей цене с НДС согласно Сборнику индексов изменения стоимости, цен и тарифов в строительстве по регионам и в среднем по Республике Беларусь (книга 2, таблица 3), утверждаемому ежемесячно приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее — Сборник индексов изменения стоимости), — 506607 руб., что относится к завышению стоимости строительства. При этом стоимость растворов кладочных тяжелых цементных марки 100 и марки 25, используемых при производстве работ, была включена в справку о стоимости выполненных работ и затратах по ценам с НДС соответственно 1078594 руб. и 400055 руб., не соответствующим ценам с НДС соответственно 501199 руб. и 310678 руб. согласно Сборнику индексов изменения стоимости. Также в стоимость выполненных работ и затраты была включена стоимость бетона класса (марки) С 16/20 (В20), использованного при выполнении бетонных работ, по цене с НДС 822436 руб., не соответствующей цене с НДС согласно Сборнику индексов изменения стоимости — 657136 руб. Кроме того, при расчете стоимости выполненных работ была включена стоимость лакокрасочных и других неметаллических покрытий (краска С 147-35-1) в соответствии с ресурсно-сметными нормами по расценкам, применяемым для определения стоимости выполненных работ, применение которых не предусмотрено.
3. Контрольным обмером установлено, что при кладке стен крыльца использовался кирпич силикатный утолщенный размером 250 x 120 x 88 мм марки 150. В расчет стоимости материалов был включен кирпич в количестве 5,3857 тыс.шт., стоимость которого определена по цене на кирпич керамический, предусмотренный проектом (по расценке Е8-6-101), по цене 2542218 руб. К завышению стоимости была отнесена разница в стоимости кирпича, предъявленного к оплате, и стоимости, определенной в соответствии с ценами, указанными в Сборнике индексов изменения стоимости (книга 2, таблица 4). Завышение стоимости составило 6771097 руб. в фактических ценах.
Также было установлено, что стоимость эксплуатации грузопассажирских подъемников в жилых и административно-бытовых зданиях на 9 этажей определена расценкой Е7-58-1, на последующий (технический) этаж — расценкой Е-58-2 (в общем объеме 700,0 м). Согласно актам выполненных работ, их стоимости было предъявлено к оплате 724,813 м, на 24,813 м больше, чем предусмотрено проектно-сметной документацией. Завышение стоимости принятых и предъявленных к оплате работ составило 15339235 руб.
4. Согласно подпункту 38.22-1 пункта 38 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.12.2007 N 25 (далее — Инструкция N 25), сметный лимит средств на затраты, связанные с выплатами доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаемыми по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проводимой в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 N 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда», определяется в размере 6% от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе эксплуатации машин и механизмов по итогу глав 1 — 7 Инструкции N 25.
Согласно пункту 7.3 Методических указаний по определению стоимости строительства в текущем уровне цен, расчету и применению индексов цен в строительстве, утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2007 N 444, порядок расчетов за выполненные работы определяется в соответствии с законодательством и договором строительного подряда (государственным контрактом).
Размер процентной нормы затрат, связанных с выплатой доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, определяется соотношением суммы соответствующих фактических выплат рабочим-строителям и машинистам, занятым на строительно-монтажных работах, по подрядной организации за отчетный период к элементу сметной заработной платы рабочих-строителей и машинистов с учетом повышений, предусмотренных законодательством, в текущих ценах за этот же отчетный период.
В ходе проверки было установлено, что УП «Б» аттестация рабочих мест в соответствии с законодательством Республики Беларусь не проводилась, доплаты за работу с вредными и (или) опасными условиями труда работникам УП «Б» не осуществлялись. В то же время в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (форма С-2) на объектах, финансирование которых было осуществлено за счет бюджетных средств, УП «Б» были включены затраты, связанные с выплатой доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в размере 6%.
5. В соответствии с подпунктом 2.7 пункта 2, подпунктами 3.2 — 3.4 пункта 3 Примерного перечня функций заказчика, застройщика, являющегося приложением к постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.05.2011 N 25 (далее — Примерный перечень функций заказчика и застройщика), функциями заказчика, застройщика в области обеспечения проектно-сметной документацией и организации строительства, финансирования, учета и отчетности являются: принятие от разработчика проектной документации, проверка на соответствие утвержденному заданию на проектирование, а также утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации; рассмотрение представляемых подрядчиком справок, актов выполненных работ, подписание их и производство расчетов за выполненные работы, обеспечение своевременного финансирования строительной деятельности, своевременные расчеты за выполненные работы и контроль за целевым использованием средств, выделенных на строительство объекта, принятие и оплата в установленном порядке выполненных работ, оплата подрядчику выполненных до консервации объекта строительства работ и возмещение ему понесенных в связи с консервацией затрат и убытков.
В соответствии с проектом организации строительства объекта N 1 и пунктом 2 таблицы Г.1 приложения Г к Методическим указаниям по применению ресурсно-сметных норм (РСН 8.01.104-2007), утвержденным приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.11.2007 N 364 «Об утверждении сборников ресурсно-сметных норм для составления сметной документации в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.» (далее — Методические указания по применению ресурсно-сметных норм (РСН 8.01.104-2007)), в локальных сметах в единичных расценках к нормам затрат труда, заработной плате рабочих, затратам на эксплуатацию машин и механизмов для учета влияния усложненных и стесненных условий производства работ (производство наружных и внутренних работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, освобожденных от оборудования и других загромождающих предметов) был применен повышающий коэффициент 1,2.
В ходе проверки правильности расчетов за выполненные строительно-монтажные работы было установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 53 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Закон о строительной деятельности), подпунктов 3.2 — 3.4 пункта 3 Примерного перечня функций заказчика и застройщика, требований утвержденной проектно-сметной документации в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ были включены и предъявлены к оплате работы по расценке Е9-323-2 «Установка дверей входных наружных металлических в жилых зданиях в кирпичных стенах» сборника 9 «Металлические конструкции» (РСН 8.03.109-2007) (содержится в приложении 1 к приказу Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.11.2007 N 364 «Об утверждении сборников ресурсно-сметных норм для составления сметной документации в базисном уровне цен на 1 января 2006 г.») с применением к нормам затрат труда, заработной плате рабочих, затратам на эксплуатацию машин и механизмов дважды повышающего коэффициента, учитывающего влияние усложненных и стесненных условий производства работ, равного 1,44, а не 1,2.
6. В соответствии с пунктом 3.5 Методических указаний по применению ресурсно-сметных норм (РСН 8.01.104-2007) стоимость работ по демонтажу отдельных конструкций зданий и сооружений, внутренних санитарно-технических устройств, наружных сетей при отсутствии необходимых расценок на демонтаж (разборку) определяется по нормам и расценкам соответствующих сборников на монтаж (установку, устройство) с коэффициентами к нормам затрат труда, заработной плате, затратам на эксплуатацию машин и механизмов, без учета стоимости материальных ресурсов, за исключением ресурсов, необходимых для демонтажа, или определяется на основе индивидуальных ресурсно-сметных норм. Значения коэффициентов к нормам затрат труда, заработной плате, затратам на эксплуатацию машин и механизмов принимаются: при получении материалов, пригодных для повторного использования, в размере 0,8; при получении материалов, непригодных для повторного использования, в размере 0,3.
Проверкой правильности применения единичных расценок сборников единичных расценок и поправочных коэффициентов к ним установлено, что в нарушение абзаца 2 пункта 2 статьи 2 Закона о строительной деятельности, подпунктов 3.2 — 3.4 пункта 3 Примерного перечня функций заказчика и застройщика в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ были включены и предъявлены к оплате работы по демонтажу карнизных свесов по расценке Е12-10-1 «Устройство мелких покрытий, свесов, брандмауэров, парапетов из листовой оцинкованной стали» сборника 12 «Кровли» (РСН 8.03.112-2007) в количестве 57,7 кв.м (не использовались, сданы на металлолом) с применением к нормам затрат труда, заработной плате, затратам на эксплуатацию машин и механизмов понижающего коэффициента 0,8, а не 0,3.
7. В соответствии с пунктом 12 Инструкции N 25 сметная стоимость, определенная по локальным сметам (локальным сметным расчетам, ресурсно-сметным расчетам), включает в себя основную заработную плату рабочих, стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов, в составе которой указывается заработная плата машинистов, стоимость материалов, изделий и конструкций, в составе которой указываются транспортные затраты по их доставке, стоимость оборудования, мебели, инвентаря, накладные расходы и плановые накопления.
В соответствии с пунктом 16 Инструкции N 25 накладные расходы и плановые накопления определяются в процентах от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе затрат на эксплуатацию машин и механизмов по нормам, утверждаемым в установленном порядке Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 16.01.2008 N 1 «Об установлении норм накладных расходов и плановых накоплений» в приложении установлены нормы накладных расходов и плановых накоплений для строительно-монтажных организаций, выполняющих строительные и иные специальные монтажные работы подрядным способом на объектах, сметная документация по которым составляется в ценах и нормах на 1 января 2006 г. (далее — Нормы расходов). Подпунктом 5.4 пункта 5 Норм расходов установлено, что на электромонтажные работы нормы накладных расходов и плановых накоплений в процентах (от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов) составляют соответственно 123% и 96,3%.
Утвержденной проектно-сметной документацией (пояснительная записка к сводному сметному расчету) также было определено, что нормы накладных расходов и плановых накоплений в процентах (от суммы сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов) на электромонтажные работы составляют соответственно 123% и 96,3%.
Проверкой было установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 53 Закона о строительной деятельности, подпунктов 3.2 — 3.4 пункта 3 Примерного перечня функций заказчика и застройщика, подпункта 5.4 пункта 5 Норм расходов, требований утвержденной проектно-сметной документации в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ были включены и предъявлены к оплате электромонтажные работы, к которым неправильно применены нормы накладных расходов и плановых накоплений (в размере соответственно 159,7% и 172,5%).
8. Проверкой правильности применения единичных расценок сборников единичных расценок и поправочных коэффициентов к ним было установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 53 Закона о строительной деятельности, подпунктов 3.2 — 3.4 пункта 3 Примерного перечня функций заказчика и застройщика при включении в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ работ по устройству по потолкам армирующего слоя из стеклосетки в количестве 52 кв.м была неправильно применена расценка Е61-30-1 «Устройство основания под штукатурку из металлической сетки по кирпичным и бетонным поверхностям» сборника 61 «Штукатурные работы» (общая стоимость — 6569630 руб., в том числе: заработная плата — 4093819 руб., эксплуатация машин — 11221 руб., материальные ресурсы — 1125398 руб., транспорт — 290007 руб.), необходимо было применить расценку Е26-123-1 «Устройство армирующего слоя из стеклосетки на высоту до 2,5 м на прямолинейных поверхностях» сборника 26 «Теплоизоляционные работы» (общая стоимость — 3749475 руб., в том числе: заработная плата — 2904498 руб., эксплуатация машин — 4239 руб., материальные ресурсы — 741422 руб., транспорт — 99316 руб.).
9. Выборочной проверкой выполненных работ по объекту были установлены завышения стоимости работ в связи с предъявлением к оплате заказчику объемов работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией и фактически не выполненных на объекте. Так, согласно локальной смете строительного проекта по данному объекту были предусмотрены следующие работы: по устройству пароизоляции обмазочной из битумной мастики в один слой в количестве 1003 кв.м, укладке плит минераловатных толщиной 70 мм в количестве 880 кв.м с исключением огрунтовки в количестве 880 кв.м, со стоимостью плит теплоизоляционных из минеральной ваты в количестве 63 куб.м, укладке плит минераловатных толщиной 50 мм в количестве 880 кв.м с исключением огрунтовки в количестве 880 кв.м, со стоимостью плит теплоизоляционных из минеральной ваты в количестве 45 куб.м, механическому креплению плит утеплителя дюбелями в количестве 1100 шт. со стоимостью дюбелей типа «Бур» в количестве 1155 шт. Тогда как в акты приемки выполненных работ по объекту данные виды работ были включены в следующих количествах: устройство пароизоляции обмазочной из битумной мастики в один слой — 1163 кв.м; укладка плит минераловатных толщиной 70 мм — 1040 кв.м с исключением огрунтовки в количестве 1040 кв.м, со стоимостью плит теплоизоляционных из минеральной ваты в количестве 75 куб.м; укладка плит минераловатных толщиной 50 мм в количестве 1040 кв.м с исключением огрунтовки в количестве 1040 кв.м, со стоимостью плит теплоизоляционных из минеральной ваты в количестве 53,5 куб.м; механическое крепление плит утеплителя дюбелями в количестве 1300 шт. со стоимостью дюбелей типа «Бур» в количестве 1357 шт.
10. Письмом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь «О прогнозных индексах цен в строительстве на 2013 — 2015 гг.» было предусмотрено, что с целью отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики Республики Беларусь. Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 26.01.2012 N 10 «О прогнозных индексах цен в строительстве» установлены среднегодовые прогнозные индексы цен в строительстве на 2013, 2014 и 2015 годы в размере 118,4, 114,1 и 110,5 процента соответственно. На основании установленных Министерством экономики Республики Беларусь среднегодовых прогнозных индексов цен в строительстве на данные периоды доведены до сведения уточненные прогнозные индексы цен в строительстве с разбивкой по месяцам, в том числе: июнь 2013 г. к февралю 2013 г. — 1,0937; июль 2013 г. к февралю 2013 г. — 1,1112; август 2013 г. к февралю 2013 г. — 1,129; сентябрь 2013 г. к февралю 2013 г. — 1,1471.
В то же время при расчете стоимости выполненных работ подрядной организацией УП «К» были применены следующие прогнозные индексы цен: июнь 2013 г. к февралю 2013 г. — 1,016; июль 2013 г. к февралю 2013 г. — 1,1112; август 2013 г. к февралю 2013 г. — 1,0, 1,0937 и 1,129; сентябрь 2013 г. к февралю 2013 г. — 1,0.
11. Согласно пункту 5 примечания к приложению Д «Нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли для строительных, монтажных, специальных и пусконаладочных работ при возведении, реконструкции, ремонте и реставрации объектов подрядным способом» к Методическим рекомендациям о порядке разработки и утверждения норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов, плановой прибыли, применяемых при определении стоимости строительства и составлении сметной документации, утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 23.12.2011 N 59 (далее — Приложение Д), нормы общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли при необходимости могут уточняться путем применения корректирующих коэффициентов, доводимых в составе нормативной базы в соответствии с размером статистической заработной платы по строительству, материальных и иных затрат. Нормативной базой применение корректирующих коэффициентов к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли по работам, выполненным по вышеуказанному объекту, не предусмотрено.
В то же время при расчете стоимости выполненных работ по капитальному ремонту подрядной организацией УП «К» были необоснованно применены корректирующие коэффициенты к нормам общехозяйственных и общепроизводственных расходов (далее — ОХР и ОПР) и плановой прибыли (далее — ПП), а именно: в июне 2013 г. — ОХР и ОПР — 0,7991; ПП — 0,8; в июле 2013 г. — ОХР и ОПР — 1,05098; ПП — 1,05197; в июле 2013 г. — ОХР и ОПР, ПП — 1,2074; в августе 2013 г. — ОХР и ОПР, ПП — 1,2074; в августе 2013 г. — ОХР и ОПР — 1,05098; ПП — 1,05197.
Кроме того, в акте выполненных работ за сентябрь 2013 г. в нарушение требований подпункта 5.1 пункта 5 Приложения Д и листа 1 МГ-208-12-ССМ «Пояснительная записка к сводному сметному расчету (капитальный ремонт). 1-й этап» сметной документации по данному объекту на работы по капитальному ремонту были применены нормы ОХР и ОПР, ПП в размере 80,84% и 72,95% соответственно (новое строительство), тогда как следовало применить нормы ОХР и ОПР, ПП в размере 84,16% и 53,94% соответственно (капитальный ремонт).
Также согласно листу 1 МГ-208-12-ССМ «Пояснительная записка к сводному сметному расчету (капитальный ремонт). 1-й этап» сметной документации по данному объекту стоимость работ по объекту была рассчитана с учетом приказа Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2012 N 352 «О формировании стоимости строительства» (далее — приказ N 352).
В соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 приказа N 352 в Методические рекомендации о порядке расчета текущих цен на ресурсы, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.12.2011 N 457 (далее — Методические рекомендации N 457), были внесены следующие изменения и дополнения: пункт 8 главы 3 дополнен частью следующего содержания: «При определении текущей цены затрат труда (стоимости одного человеко-часа рабочих) дополнительно учитываются корректирующие коэффициенты, доводимые ежемесячно в составе нормативной базы, на следующие виды работ: каменные работы; монолитные бетонные и железобетонные, штукатурные, малярные, обойные, облицовочные работы. Данные коэффициенты при определении стоимости строительства не учитываются в расчетах общепроизводственных и общехозяйственных расходов, плановой прибыли, других лимитированных и прочих затрат, нормативы которых установлены от нормообразующей базы в составе заработной платы рабочих и машинистов».
Однако в нарушение пункта 8 главы 3 Методических рекомендаций N 457 при расчете стоимости выполненных работ по капитальному ремонту подрядной организацией УП «К» в расчетах общепроизводственных и общехозяйственных расходов, плановой прибыли был необоснованно учтен корректирующий коэффициент при определении текущей цены затрат труда в размере 1,3.