Частью 2 статьи 4.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) предусмотрено, что привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании КоАП.
То же говорится и в ст. 8.1 КоАП, в соответствии с которой освобождение от административной ответственности допускается только на основании КоАП и лишь в случаях, предусмотренных КоАП.
Главой 8 КоАП предусмотрены основания для вынесения постановления об освобождении от административной ответственности. Вынесение таких постановлений является правом суда, органа, ведущего административный процесс, при наличии определенных оснований освободить лицо от ответственности.
В соответствии с нормами главы 8 КоАП юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, совершившие административное правонарушение, могут быть освобождены судом, органом, ведущим административный процесс, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения (ст. 8.2 КоАП).
Количество дел, по которым правонарушители освобождались хозяйственными судами от административной ответственности за малозначительностью правонарушения, невелико (менее 1% от числа рассмотренных). Является ли правонарушение малозначительным, определяется в каждом конкретном случае при рассмотрении дела об административном правонарушении. При оценке правонарушения на предмет его малозначительности суды обычно исходят из оценки обстоятельств его совершения. Так, малозначительным проступок может признаваться, когда отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, а также правонарушение не представляет большой общественной опасности и не наносит значительного ущерба государственным интересам. Кроме того, часто суды при признании правонарушения малозначительным учитывают следующие факторы: совершение правонарушения впервые; стоимость товара, реализованного без лицензии на розничную торговлю, в несколько раз меньше размера минимального штрафа; сумма полученного от незаконной предпринимательской деятельности дохода менее одной базовой величины и несоразмерна с величиной административного штрафа и др.
Индивидуальный предприниматель, если совершенное им административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, может быть также освобожден от административной ответственности по КоАП в следующих случаях:
1) с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, — при наличии одного из обстоятельств, указанных в п. 2, 3, 6 части первой ст. 7.2 КоАП (ст. 8.3 КоАП):
- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);
- добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание (п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);
- совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости(п. 6 ч. 1 ст. 7.2 КоАП);
2) вследствие болезни: физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью, может быть освобождено от административного взыскания, или административное взыскание, назначенное ему, может быть заменено более мягким. При этом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность физического лица, совершившего его, характер заболевания и другие обстоятельства (ст. 8.6 КоАП).
В противоречие данным нормам согласно ч. 1 ст. 14.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, подвергнутые административному взысканию, могут быть полностью или частично освобождены от административной ответственности по ходатайству об освобождении от административной ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь, по решению Президента Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.2005 N 481 (далее — Указ N 481) утверждено Положение о порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий (далее — Положение).
Также Указом N 481 создана Межведомственная комиссия по рассмотрению ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий (далее — Межведомственная комиссия).
Работа Межведомственной комиссии
Межведомственная комиссия рассматривает ходатайства об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий, представленные уполномоченными на то государственными органами и иными государственными организациями, в целях определения целесообразности полного или частичного освобождения заявителя от административных взысканий и при необходимости вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь через Администрацию Президента Республики Беларусь проект соответствующего распоряжения Президента Республики Беларусь с приложением обоснования целесообразности освобождения заявителя от административных взысканий.
Организационно-техническое обеспечение работы Межведомственной комиссии осуществляет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и производит в том числе:
- регистрацию и учет всех поступивших в Межведомственную комиссию документов;
- подготовку соответствующего проекта распоряжения Президента Республики Беларусь об освобождении юридического лица и индивидуального предпринимателя от административных взысканий;
- информирование не позднее семи рабочих дней до установленной даты проведения заседания Межведомственной комиссии членов этой комиссии, а также при необходимости — руководителей заинтересованных государственных органов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о месте и дате проведения указанного заседания, его повестке с представлением членам Межведомственной комиссии заключения государственного органа по ходатайству об освобождении юридического лица или индивидуального предпринимателя от административных взысканий с приложением обоснования целесообразности (нецелесообразности) освобождения юридического лица или индивидуального предпринимателя от административных взысканий;
- оформление протокола заседания Межведомственной комиссии;
- доработку соответствующего проекта распоряжения Президента Республики Беларусь с учетом его рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии и представление на визирование председателю Межведомственной комиссии;
- в случае принятия Межведомственной комиссией решения о нецелесообразности освобождения юридического лица или индивидуального предпринимателя от административных взысканий подготовку и направление уведомления юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, соответствующему государственному органу и организации, по решению которой наложены административные взыскания, о принятом решении о нецелесообразности освобождения юридического лица или индивидуального предпринимателя от административных взысканий;
- хранение документов (их копий), рассмотренных на заседаниях Межведомственной комиссии;
- выполнение иных функций, направленных на обеспечение деятельности Межведомственной комиссии.
Межведомственная комиссия имеет право:
- запрашивать у государственных организаций, в том числе судов, а также у субъектов предпринимательской деятельности информацию и документы, необходимые для работы, в порядке и сроки, определенные Межведомственной комиссией;
- приглашать на свои заседания руководителей заинтересованных государственных органов и иных организаций, а также субъектов предпринимательской деятельности.
- Межведомственную комиссию возглавляет председатель. Сейчас председателем Межведомственной комиссии является Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Кобяков А.В.
- Заседания Межведомственной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Место и дата проведения заседания Межведомственной комиссии определяются ее председателем.
Порядок внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении от административных взысканий
Положением устанавливаются порядок внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий (далее — ходатайства), которые наложены на них уполномоченными на то государственными органами (государственными организациями), порядок подготовки документов об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — заявители) от административных взысканий и требования к содержанию этих документов.
Нормы Положения применяются также при подготовке для внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайства об освобождении заявителя от уплаты пени за несвоевременное исполнение налогового обязательства после исполнения им налогового обязательства (в соответствии с п. 6 ст. 52 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь).
Ходатайство
Решение о полном либо частичном освобождении заявителя от административного взыскания согласно п. 2 Положения принимается на основании его ходатайства, которое должно содержать:
- причины, побудившие это лицо подать ходатайство;
- обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложения административного взыскания и последствиях освобождения от него, включая информацию о значимости для Республики Беларусь (ее административно-территориальной единицы) результатов, которые заявитель обязуется достигнуть в случае освобождения его от административного взыскания;
- информацию о привлечении должностных лиц (иных работников), виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной или иной ответственности;
- просьбу о полном или частичном освобождении заявителя от административного взыскания;
- информацию о комиссии по работе с имуществом, обращенным в доход государства, принявшей решение о реализации конфискованного имущества.
К ходатайству прилагаются:
- копия постановления о наложении административного взыскания в отношении заявителя;
- копия решения о полном или частичном оставлении в силе постановления по делу об административном правонарушении (в случае обжалования такого постановления);
- бухгалтерский баланс заявителя за предыдущий, а также текущий год на последнюю отчетную дату;
- справка об основных экономических показателях заявителя по форме, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 28.04.2006 N 74 «Об утверждении формы справки об основных экономических показателях и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов»;
- справка налогового органа о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание, и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом по форме, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 27.10.2005 N 113/128;
- справка таможенного органа о полной уплате налогов, сборов (пошлин), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание, и о состоянии иных расчетов заявителя с бюджетом по форме, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2005 N 73/131;
- обязательство заявителя о возмещении расходов, связанных с хранением имущества в период с приостановления реализации до принятия решения по ходатайству, а в случае принятия решения об освобождении от административного взыскания в виде конфискации имущества — расходов, связанных с хранением имущества в период с его изъятия и до фактического возврата, проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы, иных видов экспертиз, обязательной сертификации и экспертной оценки конфискованного имущества.
Ходатайство с приложенными документами подается заявителем в республиканский орган государственного управления, иную государственную организацию, подчиненную Правительству Республики Беларусь, в подчинении (ведении) которых он находится, а заявителем, не находящимся в подчинении (ведении) этих органа, организации, в том числе индивидуальным предпринимателем, — в облисполком (Минский горисполком) по месту его государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности.
Ходатайство может быть подано в течение одного года со дня вынесения постановления о наложении административного взыскания.
Заявитель не имеет права подать ходатайство до погашения имеющейся у него задолженности по налогу, сбору (пошлине), в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых наложено административное взыскание, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Рассмотрение ходатайства
Орган, которому подано ходатайство, в течение пяти рабочих дней после поступления ходатайства и всех необходимых документов направляет их в государственный орган (государственную организацию), по постановлению которого наложено административное взыскание, для дачи заключения о возможности (невозможности) освобождения заявителя от административного взыскания, а также приостановления исполнения административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения и реализации конфискованного имущества. При этом реализация имущества, требующего специальных условий хранения, или со сроком годности менее шестидесяти дней не приостанавливается и указанное имущество реализуется в порядке, установленном законодательством.
Государственный орган (государственная организация), по постановлению которого наложено административное взыскание:
- в течение десяти рабочих дней после получения от государственного органа вышеуказанных документов направляет этому органу заключение о возможности (невозможности) освобождения заявителя от административного взыскания, а также информацию о приостановлении исполнения наложенного административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения и реализации конфискованного имущества;
- в течение трех рабочих дней после получения вышеуказанных документов уведомляет исполняющий постановление о наложении административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения уполномоченный на то государственный орган (организацию), соответствующую комиссию по работе с имуществом, обращенным в доход государства, о приостановлении исполнения административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения и реализации конфискованного имущества.
Комиссия по работе с имуществом, обращенным в доход государства, в течение двух рабочих дней после получения уведомления обязана проинформировать соответствующую реализующую организацию о приостановлении реализации конфискованного имущества (за исключением имущества, требующего специальных условий хранения, или со сроком годности менее шестидесяти дней).
До принятия решения по ходатайству исполнение наложенного административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения и реализация конфискованного имущества (за исключением имущества, требующего специальных условий хранения, или со сроком годности менее шестидесяти дней) приостанавливаются государственным органом (государственной организацией), по постановлению которого оно наложено, со дня поступления в этот орган (организацию) документов о подаче ходатайства.
В случае принятия Межведомственной комиссией решения о нецелесообразности освобождения заявителя от административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения или конфискации либо отказа Президента Республики Беларусь удовлетворить ходатайство, административное взыскание в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения подлежит исполнению в порядке, установленном законодательством, а конфискованное имущество — реализации. При этом решение об отмене приостановления исполнения наложенного административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения и реализации конфискованного имущества принимается государственным органом (государственной организацией), по постановлению которого оно наложено, в двухдневный срок со дня получения решения по ходатайству либо информации о результатах его рассмотрения.
Государственный орган (государственная организация), по постановлению которого наложено административное взыскание в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения или конфискации, в течение трех рабочих дней со дня получения решения либо информации, указанных в части второй пункта 6 Положения, обязан уведомить исполняющий постановление о наложении административного взыскания уполномоченный на то государственный орган (организацию), соответствующую комиссию по работе с имуществом, обращенным в доход государства, о возобновлении исполнения административного взыскания в виде штрафа, взыскания стоимости предмета административного правонарушения и реализации конфискованного имущества. При этом расходы, связанные с хранением имущества, проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы, иных видов экспертиз, обязательной сертификации и экспертной оценки конфискованного имущества, в отношении которого приостановлена его реализация, возмещаются заявителем в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы работы с имуществом, обращенным в доход государства.
Государственный орган не позднее десяти рабочих дней со дня получения от государственного органа (государственной организации), по постановлению которого наложено административное взыскание, документов проверяет ходатайство и приложенные документы с учетом заключения государственного органа (государственной организации), по постановлению которого наложено административное взыскание, и подготавливает заключение о целесообразности (нецелесообразности) полного или частичного освобождения заявителя от административного взыскания.
При необходимости государственный орган может запросить у заявителя, других государственных органов, иных организаций дополнительную информацию, необходимую для принятия решения.
Заключение государственного органа по ходатайству с приложением обоснования целесообразности (нецелесообразности) освобождения заявителя от административного взыскания вместе с документами заявителя представляется в Межведомственную комиссию.
В обосновании целесообразности (нецелесообразности) освобождения заявителя от административного взыскания указываются финансовое состояние заявителя, размер причиненного ущерба, характер допущенных нарушений, меры, принятые по наказанию виновных должностных лиц (иных работников), другие обстоятельства, имеющие значение для принятия соответствующего решения, а также причины выбора предлагаемой формы освобождения заявителя от административного взыскания (полное или частичное освобождение от этого взыскания) или нецелесообразности освобождения.
Межведомственная комиссия рассматривает поступившие документы об освобождении заявителя от административного взыскания и при принятии решения о целесообразности полного или частичного освобождения в двухмесячный срок со дня получения всех необходимых документов вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь проект соответствующего распоряжения Президента Республики Беларусь с приложением ходатайства и документа, содержащего информацию о целесообразности освобождения от административного взыскания.
В случае принятия решения о нецелесообразности освобождения заявителя от административного взыскания Межведомственная комиссия письменно уведомляет об этом заявителя, государственный орган, представивший данные документы, с обоснованием причин принятия такого решения и государственный орган (государственную организацию), по постановлению которого наложено административное взыскание.
При отказе Президента Республики Беларусь удовлетворить ходатайство заявителя Администрация Президента Республики Беларусь в трехдневный срок информирует об этом Межведомственную комиссию, а также государственный орган (государственную организацию), по постановлению которого наложено административное взыскание.
Таким образом, освобождение от административной ответственности по решению Президента Республики Беларусь — довольно долгий и трудный процесс.