Закон Республики Беларусь от 8 января 2014 года N 131-З «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» дополнил ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) п. 7, закрепляющим новое основание прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, — возникновение препятствующих продолжению работы ограничений на занятие определенными видами деятельности.
Решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 30 декабря 2013 г. N Р-913/2013 признало данный Закон соответствующим Конституции Республики Беларусь.
В силу части первой ст. 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается в случаях, предусмотренных законом. Согласно п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 10 декабря 1948 года, каждый человек при реализации своих прав и свобод должен подвергаться только тем ограничениям, которые предусматриваются законом.
В соответствии же с п. 7 ст. 44 ТК ограничения на занятие определенными видами деятельности может установить любой акт законодательства.
Справочно
Согласно п. 13 части первой ст. 83 Трудового кодекса Российской Федерации <1> трудовой договор прекращается в связи с возникновением установленных ТК России, иным федеральным законом ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности, исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
Для сравнения отметим, что увольнение педагогического работника по п. 7 ст. 47 ТК вследствие выявления обстоятельств, препятствующих осуществлению педагогической деятельности, в том числе в сфере физической культуры и спорта, возможно, если эти обстоятельства предусматриваются в законодательных актах.
Статья 44 ТК представляет собой императивную норму, т.е. наниматель обязан прекратить трудовой договор с работником по любому основанию данной статьи, в том числе по п. 7. Особенности применения указанного основания увольнения заключаются в том, что:
- оно может не иметь связи с виновными действиями работника;
- выходное пособие работнику не выплачивается;
- предупреждение об увольнении работника не производится;
- уведомлять профессиональный союз в случае его наличия не требуется;
- его применению не препятствует болезнь или нахождение работника в отпуске;
- предпринимать меры по внутреннему трудоустройству работника не требуется;
- оно по причине оценочности может вызвать трудности при отнесении конкретного ограничения или запрета к сфере действия п. 7 ст. 44 ТК.
При анализе поставленной проблемы возникают некоторые практические вопросы.
Что можно считать ограничением на занятие определенными видами деятельности? Ограничение связано, например, с приостановлением или аннулированием специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида экономической деятельности. Полагаем, в п. 7 ст. 44 ТК речь идет не об ограничениях, препятствующих деятельности нанимателя, а о наличии у работника проблем с допуском к профессии (работе).
Среди указанных затруднений можно выделить следующие: аннулирование или истечение срока допуска к профессиональной деятельности, наличие неснятой или непогашенной судимости, отказ в допуске к государственным секретам, потеря гражданства или приобретение двойного гражданства, применение административной ответственности (как основной, так и дополнительной), предусмотренной КоАП (лишение специального права по п. 5 части 1 ст. 6.2 КоАП; лишение права заниматься определенной деятельностью по п. 6 части 1 ст. 6.2 КоАП).
Аннулирование или истечение срока допуска к профессиональной деятельности основывается на том, что существует ряд профессий, которые требуют подтверждения профессиональной компетенции.
В силу гл. 5 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года N 56-З «Об аудиторской деятельности» квалификационный аттестат аудитора выдает и вправе аннулировать Министерство финансов Республики Беларусь.
В соответствии с частями первой и шестой п. 7, частью первой п. 8 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» сертификаты профессионального бухгалтера выдают и аннулируют Министерство финансов Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь.
Вышеназванные законы в некоторых случаях предусматривают право в трехмесячный срок обжаловать в суд решения об аннулировании аттестата или сертификата.
Справочно
ТК России в части второй ст. 83 предписывает применять п. 13 части первой ст. 83, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как на вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и на вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом состояния здоровья.
Можно ли прекратить трудовой договор в связи с аннулированием аттестата, сертификата по п. 7 ст. 44 ТК, не дожидаясь истечения срока на обжалование? С нашей точки зрения, это возможно. Работник, который обратится в суд, вправе не только обжаловать решение об аннулировании, но и заявить требование о восстановлении на работе в случае судебного решения в свою пользу.
Можно ли вместо п. 7 ст. 44 ТК при аннулировании аттестата (сертификата) применить в качестве основания увольнения по п. 3 ст. 42 ТК (несоответствие работника выполняемой работе, занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, что препятствует продолжению данной работы)? На наш взгляд, при аннулировании аттестата или сертификата нельзя применять в качестве основания увольнения п. 3 ст. 42 ТК, поскольку причины их аннулирования не связаны с недостаточной квалификацией работника. Аннулирование же аттестата либо сертификата из-за невыполнения работником обязанности подтвердить профессиональную квалификацию имеет иную правовую природу.
Определенные требования предъявляются к компетенции авиационного персонала. Согласно части первой ст. 37 Воздушного кодекса Республики Беларусь перечень авиационного персонала гражданской авиации, уровень компетентности которого подлежит сертификации, а также порядок сертификации уровня компетентности закрепляют Авиационные правила выдачи свидетельств и классификации авиационного персонала гражданской авиации Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 мая 2011 г. N 36.
Это как раз тот пример, когда профессиональные ограничения устанавливаются на подзаконном уровне. У авиационного персонала гражданской авиации может приостанавливаться действие свидетельства или квалификационной отметки с потерей права выполнять обязанности в соответствии с этим свидетельством (квалификационной отметкой).
К сожалению, законодательство не регулирует последствий приостановления действия профессиональных документов авиационного персонала.
Для сравнения: абзац шестой части первой ст. 76 ТК России предусматривает такое основание отстранения от работы, как приостановление до двух месяцев действия специального права работника (лицензия, право на управление транспортным средством, право на ношение оружия, другое специальное право), а увольнение возможно лишь по п. 9 части первой ст. 83 ТК России в связи с приостановлением действия специального права на срок более двух месяцев.
Можно ли уволить по п. 7 ст. 44 ТК иностранного работника, временно пребывающего на территории Республики Беларусь, в случае аннулирования его специального разрешения? Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года N 225-З «О внешней трудовой миграции» на данный вопрос ответа не дает. Проект, который вносит в этот Закон изменения и дополнения и прошел первое чтение в Палате представителей Республики Беларусь, вводит в ст. 23 положение о том, что в случае аннулирования специального разрешения трудовой договор с трудящимся-иммигрантом прекращается.
По мнению специалистов Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в указанной ситуации трудовой договор прекращается по п. 7 ст. 44 ТК.
Нам данное мнение представляется спорным, поскольку в качестве одной из причин аннулирования специального разрешения абзац седьмой ст. 31 Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года N 225-З «О внешней трудовой миграции» называет аннулирование разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, т.е иностранный работник лишается работы по причинам, зависящим не от него, а от нанимателя.
Таким образом, новое обязательное основание увольнения по п. 7 ст. 44 ТК вызывает неоднозначные толкования. Полагаем, разъяснение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь сориентирует правоприменительную практику.
<1> Далее — ТК России.