Название документа: Решение экономического суда Минской области от 08.02.2016 (дело N 459-13/2015)
Требование: О признании недействительным решения исполнительного комитета о прекращении права временного пользования земельным участком и его изъятии.
Обстоятельства: В связи с тем, что не были начаты работы по освоению земельного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления, землепользователю было направлено предписание о необходимости приступить к освоению указанного земельного участка. Выданное предписание не было исполнено.
Решение: Требование не удовлетворено, так как при невыполнении условий отвода земельного участка по истечении срока, указанного в предписании, исполнительный комитет принимает оспариваемое решение.
Примечание
Постановлением судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 24.05.2016 (дело N 459-13/2015/67А/514К) данное решение и постановление апелляционной инстанции экономического суда Минской области от 15.03.2016 (дело N 459-13/2015/67а) оставлены без изменения.
Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Минской области от 15.03.2016 (дело N 459-13/2015/67а) данное решение оставлено без изменения.
РЕШЕНИЕ
Экономический суд Минской области, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «П» (далее — ООО «П») о признании недействительным решения Могилевского городского исполнительного комитета от 30.10.2015 «Об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении целевого назначения земельных участков, заключении на новый срок договоров аренды земельных участков», с участием представителей: заявителя, заинтересованного лица,
Установил:
Требование заявлено о признании недействительным решения Могилевского городского исполнительного комитета от 30.10.2015 «Об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении целевого назначения земельных участков, заключении на новый срок договоров аренды земельных участков».
В судебном заседании представитель заявителя поддержала заявленные требования, изложенные в жалобе, указав, что решение Могилевского городского исполнительного комитета от 30.10.2015 существенно нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч. 2 п. 8 Указа Президента Республики Беларусь N 667 от 27.12.2007 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ N 667) при невыполнении хотя бы одного из других условий отвода земельного участка в установленные сроки местный исполнительный комитет не позднее одного месяца со дня истечения соответствующего срока направляет гражданину, индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу предписание о необходимости выполнения условия отвода земельного участка (начала строительства, иного освоения земельного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления, перечисления платежей и др.). Срок, указанный в предписании, не может превышать одного месяца.
При этом, согласно абз. 1 ч. 3 п. 8 Указа N 667 решение о расторжении договора аренды земельного участка, если право его расторжения в одностороннем порядке предусмотрено данным договором, содержащее условия дальнейшего использования этого участка и обязательное для исполнения предписание организации по государственной регистрации осуществить государственную регистрацию прекращения права аренды земельного участка у юридического лица может быть принято не позднее десяти дней по истечении срока, указанного в предписании.
Так, в соответствии с п. 4.3 выписки из решения Могилевского городского исполнительного комитета от 28.03.2013 «О формировании земельных участков для проведения аукционов» заявитель обязался разработать в установленном законодательством порядке проектную документацию на строительство капитального строения (здания, сооружения) сроком до 1 года со дня государственной регистрации.
Государственная регистрация возникновения права аренды земельного участка осуществлена 14.11.2013. Соответственно, предписание о невыполнении условий отвода в соответствии с требованиями ч. 2 п. 8 Указа N 667 должно было быть направлено не позднее 13.12.2014. Вместе с тем, предписание землеустроительной службы Могилевского городского исполнительного комитета от 09.06.2015 направлено заявителю только лишь 09.06.2015 и получено последним 17.06.2015.
Согласно указанному предписанию заявителю указано на нарушение условий отвода земельного участка и установлен на устранение нарушений срок 10.07.2015. Соответственно, решение об изъятии земельного участка и прекращении права аренды согласно абз. 1 ч. 3 п. 8 Указа N 667 должно быть принято не позднее 20.07.2015. Указанное решение принято только лишь 30.10.2015 и получено заявителем 13.11.2015.
Кроме того, в соответствии с предписанием землеустроительной службы Могилевского городского исполнительного комитета от 09.06.2015 заявителю предписано приступить к занятию земельного участка. Принимая во внимание примечание к ч. 5 п. 7 Указа N 667, под занятием земельного участка следует понимать начало строительства, т. е. выполнение строительно-монтажных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией, поскольку земельный участок предоставлен для целей строительства капитального строения.
В соответствии с выпиской из решения от 28.03.2013 «О формировании земельных участков для проведения аукционов» заявитель обязан приступить к занятию земельного участка не позднее шести месяцев со дня утверждения в установленном порядке проектной документации на строительство капитального строения.
Таким образом, начало течения срока по занятию земельного участка связано с наступлением юридического события (п. 1 ст. 191 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), и которое не наступило. В силу ст. 192 указанного Кодекса, срок исполнения обязательства по занятию земельного участка не наступил (более того не начато его течение). Соответственно, предписание о нарушении сроков занятия земельного участка и требование о его занятии содержит недостоверные сведения и противоречит установленному Могилевским городским исполнительным комитетом сроку для такого занятия.
Исходя из изложенного, заявитель полагает, что данное предписание не может рассматриваться как обязательный для соблюдения процедуры изъятия земельного участка, предусмотренной ч. 2 п. 8 Указа N 667, документ.
Соответственно, при принятии решения допущены нарушения сроков и процедуры его принятия, установленные п. 8 Указа N 667.
В соответствии с ч. 2 ст. 67 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее — Кодекс о земле) решения о прекращении, в том числе права аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, за нарушение законодательства об охране и использовании земель, условий договора аренды земельного участка, если иное не установлено законодательными актами, принимаются исходя из материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, землепользователь не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель и (или) условий договора аренды земельного участка.
Так, учитывая, что в соответствии с п. 24 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 N 1476, проектная документация на возведение объекта разрабатывается после получения в установленном порядке разрешительной документации, и согласно п. 8 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 N 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности», (далее — Положение N 223) подготовка и оформление разрешительной документации осуществляется, в том числе, комиссией, создаваемой исполнительным комитетом, территориальным подразделением архитектуры и градостроительства, заявитель неоднократно обращался в Могилевский городской исполнительный комитет с заявлением о подготовке и выдаче разрешительной документации, несмотря на то, что в соответствии с требованиями гл. 2 Положения N 223 указанная документация должна была быть выдана заявителю при предоставлении земельного участка.
Так же, не получен ответ на заявление о подготовке и выдаче разрешительной документации от 20.01.2015 (входящий номер Могилевского городского исполнительного комитета от 23.01.2015).
В целях выполнения предписания землеустроительной службы Могилевского городского исполнительного комитета от 09.06.2015 заявитель был вынужден в очередной раз обратиться с заявлением о подготовке и выдаче разрешительной документации от 29.06.2015, на которое был дан ответ от 13.07.2015 (получен заявителем 17.07.2015), что 09.07.2015 было проведено заседание земельной комиссии и начата процедура изъятия земельного участка в связи с несоблюдением условий отвода земельного участка.
Указанное заседание земельной комиссии было проведено без участия и надлежащего уведомления заявителя, что нарушает порядок рассмотрения земельных споров исполнительными комитетами, предусмотренный ст. 93 Кодекса о земле, а также права землепользователя (заявителя). Так, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 93 указанного Кодекса земельный спор рассматривается в присутствии заинтересованных сторон (их представителей).
Кроме того, с даты получения предписания землеустроительной службы Могилевского городского исполнительного комитета от 09.06.2015 до даты проведения заседания земельной комиссии заявителем были поданы обращения от 19.06.2015, от 30.06.2015, от 14.07.2015 и от 14.07.2015 с просьбой выдать разрешительную документацию и установить срок проектирования с указанием о невозможности разработки проектной документации без получения разрешительной документации. Однако ответы на данные обращения не получены.
До вынесения решения заявитель также обращался с заявлением о выдаче разрешительной документации от 27.07.2015, от 09.09.2015, от 16.10.2015. Однако какого-либо решения по заявлению от 27.07.2015 не последовало, на заявления от 09.09.2015 и от 16.10.2015 последовали идентичные ответы, согласно которым Могилевский городской исполнительный комитет принял решение об обращении в Экономический суд Могилевской области, в выдаче разрешительной документации отказано в связи с процедурой изъятия земельного участка.
Согласно ст. 309 ГК обязательство по разработке в установленные сроки проектной документации является встречным обязательством то отношению к обязательству по выдаче разрешительной документации. Обязательство по разработке проектной документации (выполнению условий отвода земельного участка) приостановлено в связи с неисполнением Могилевским городским исполнительным комитетом обязательства по выдаче разрешительной документации и не могло быть исполнено в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пп. 1 и 2 ст. 9 ГК не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление им доминирующим положением на рынке. Лицо, злоупотребляющее правом, обязано восстановить положение лица, потерпевшего от злоупотребления, возместить причиненный ущерб (п. 3 ст. 9 указанного Кодекса).
Поскольку в соответствии с действующим законодательством разрешительную документацию оформляет и выдает местный исполнительный и распорядительный комитет, Могилевский городской исполнительный комитет, по мнению заявителя, злоупотребляет своим доминирующим положением и умышленно допускает действия, направленные на причинение вреда заявителю, который не мог соблюсти условия ввода земельного участка, что повлекло прекращение права аренды и причинение имущественного вреда заявителю, а также грубое нарушение прав и законных интересов на осуществление землепользования в соответствии с целевым назначением земельного участка и возведению в установленном порядке капитального строения.
Представители заинтересованного лица в судебном заседании и предоставленном отзыве требования заявителя не признали, указав, что причиной вынесения решения было то, что заявитель не приступил своевременно к освоению земельного участка.
В целях добровольного решения вопроса о расторжении договора аренды земельного участка Могилевским горисполкомом в адрес ООО «П» 31.07.2015 направлялась претензия о расторжении договора аренды земельного участка, на которую 14.08.2015 ООО «П» направил ответ о несогласии в добровольном порядке расторгнуть указанный договор аренды.
Выдача разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос является административной процедурой, предусмотренной п. 3.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156, и предусматривает помимо заявления, приобщение к нему иных документов, которые ООО «П» представлены не были.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные ими доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования исходя из следующего.
Между Могилевским городским исполнительным комитетом и ООО «П» 22.10.2013 был заключен договор аренды земельного участка. Предметом договора являлась аренда земельного участка площадью 0,3600 га в микрорайоне жилой застройки «С» по улице П. для строительства и обслуживания торгового центра с площадкой для сезонной торговли по генплану.
Договор заключен на основании решения Могилевского горисполкома от 28.03.2013 «О формировании земельных участков для проведения аукционов» (далее — решение) и протокола от 08.10.2013 по результатам повторного аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.
В соответствии с подп. 4.3 п. 4 решения победитель аукциона обязан:
Разработать в установленном законодательством порядке проектную документацию на строительство капитального строения (здания, сооружения) сроком до 1 года со дня государственной регистрации прав на земельный участок;
Приступить к занятию земельного участка не позднее шести месяцев со дня утверждения в установленном порядке проектной документации на строительство капитального строения (здания, сооружения).
Государственная регистрация возникновения права аренды земельного участка осуществлена 14.11.2013.
В соответствии с п. 8 Указа N 667 при невыполнении хотя бы одного из условий отвода земельного участка в установленные сроки местный исполнительный комитет не позднее одного месяца со дня истечения соответствующего срока направляет юридическому лицу предписание о необходимости выполнения условия отвода земельного участка (начала строительства). Срок, указанный в предписании, не может превышать одного месяца.
Если юридическое лицо по истечении срока, указанного в предписании, не выполнит условия отвода земельного участка, местный исполнительный комитет в соответствии с его компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков: принимает решение о расторжении договора аренды земельного участка, если право его расторжения в одностороннем порядке предусмотрено данным договором, содержащее условия дальнейшего использования этого участка и обязательное для исполнения предписание организации по государственной регистрации осуществить государственную регистрацию прекращения права аренды земельного участка у гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица, и после государственной регистрации прекращения этого права в течение одного месяца решает вопрос о дальнейшем использовании такого участка.
Пунктом 6 договора предусмотрен односторонний отказ арендодателя от исполнения договора в случае невыполнения арендатором хотя бы одного из условий отвода земельного участка (начала строительства, иного освоения земельного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления, перечисления платежей, других условий отвода).
В вязи с тем, что ООО «П» не были начаты работы по освоению указанного земельного участка в соответствии с целью и условиями его предоставления, на основании п. 8 Указа N 667, в адрес ООО «П» было направлено предписание от 09.06.2015 о необходимости приступить к освоению указанного земельного участка в срок до 10 июля 2015 г. Выданное предписание не было исполнено, а именно освоение земельного участка не начато.
Утвержденная проектная документация, а также положительное заключение экспертизы на осуществление строительно-монтажных работ по указанному объекту у ответчика, отсутствовали.
В соответствии с п. 18 договора стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательными актами.
Ст. 64 Кодекса о земле предусмотрено, что право аренды (субаренды) земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством или договором аренды.
Право аренды (субаренды) земельного участка прекращается также в случае изъятия земельного участка для государственных нужд, а также в случаях, указанных в абзацах третьем, четвертом, шестом — восьмом и десятом части второй ст. 60 Кодекса о земле (при неиспользовании в течение двух лет земельного участка, предоставленного для несельскохозяйственных целей; если негосударственное юридическое лицо Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня государственной регистрации создания земельного участка и возникновения права на него либо в течение иного срока, установленного решением государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятым в соответствии с законодательными актами, не приступили к занятию данного участка).
Выдача разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос является административной процедурой, предусмотренной п. 3.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156, и предусматривает помимо заявления приобщение к нему иных документов, которые ООО «П» представлены не были.
Решением Могилевского городского исполнительного комитета от 30.10.2015 на основании Указа N 667, обществу прекращено право временного пользования и изъят земельный участок общей площадью 0,3600 га в микрорайоне жилой застройки «С» по улице П.
Не согласившись с указанным решением, ООО «П» обратилось в экономический суд Минской области с заявлением о признании его недействительным.
В соответствии со ст. 41 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Могилевский горисполком в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, вправе принимать решения о предоставлении земельных участков в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владение, передаче их в собственность, а также об изъятии земельных участков.
В соответствии с ч. 11 ст. 69 Кодекса о земле землепользователи земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме, ведения личного подсобного хозяйства, имеют право на основании решения Минского городского, городских (городов областного, районного подчинения), районных, сельских, поселковых исполнительных комитетов в соответствии с их компетенцией по изъятию и предоставлению земельных участков одновременно с использованием указанных земельных участков по установленному целевому назначению использовать их с соблюдением законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности без изменения их целевого назначения и без осуществления реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и квартир в их составе, нежилых построек для ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, предпринимательской деятельности.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.07.2004 N 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта осуществляются на основании разрешительной документации.
Ст. 70 Кодекса о земле установлена обязанность землепользователей соблюдать установленные в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами сроки занятия земельных участков, в том числе строительства на них капитальных строений (зданий, сооружений), а также иные условия отвода земельных участков, а также использовать земельные участки, а также расположенные на них строения в соответствии с их целевым назначением и условиями отвода земельных участков.
Согласно п. 8 Указа N 667 местный исполнительный комитет принимает решение о прекращении права постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком и об изъятии земельного участка, содержащее условия дальнейшего его использования и обязательное для исполнения предписание организации по государственной регистрации осуществить государственную регистрацию прекращения соответствующего права гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица на земельный участок, и после государственной регистрации прекращения данного права в течение одного месяца решает вопрос о дальнейшем использовании этого участка.
Согласно абз. 8 ст. 63 Кодекса о земле право временного пользования земельным участком прекращается в иных случаях, предусмотренных законодательством.
При принятии решения суд исходит из того, что в соответствии с абз. 4 подп. 1.2 п. 1 Указа N 667, абз. 3 ч. 1 ст. 28, ст. 66 Кодекса о земле разрешение вопроса об изъятии спорного земельного участка относилось к компетенции Могилевского городского исполнительного комитета.
В этой связи суд приходит к выводу о наличии у местного исполнительного органа оснований для прекращения заявителю права постоянного пользования отведенным ему земельным участком, а доводы заявителя о нарушении Могилевским городским исполнительным комитетом требований п. 8 Указа N 667 признаются неправомерными.
Не принимаются также во внимание доводы ООО «П» о наличии обременений на выделенный участок, поскольку они сами по себе не препятствовали заявителю своевременно с ноября 2013 года по 09.06.2015 (дата выдачи предписания о невыполнении условий отвода земельного участка) обратиться за разрешительной документацией и приступить к строительству объекта в установленный договором срок.
Доводы заявителя о нарушении Могилевским горисполкомом его прав и законных интересов, выразившееся в несвоевременной выдаче предписания заявителю 09.06.2015, и как следствие нарушения процедуры изъятия земельного участка, не свидетельствует о незаконности принятого решения, поскольку приступить к освоению земельного участка заявитель обязан был не позднее декабря 2014 года. Каких-либо объективных доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин для пропуска срока, заявителем суду не представлено.
Вопреки указанию заявителя, заявление о подготовке разрешительной документации от 20.01.2015, поданное за рамками срока, определенного договором, было рассмотрено и письмом от 29.01.2015 был дан ответ с перечнем необходимых документов. После повторного обращения заявителя спустя шесть месяцев был дан ответ, что 09.07.2015 было проведено заседание земельной комиссии и начата процедура изъятия земельного участка в связи с несоблюдением условий отвода земельного участка. Последующие обращения о выдаче разрешительной документации в июле, сентябре и октябре 2015 года не ставят под сомнение обоснованность решения Могилевского городского исполнительного комитета.
При этом то обстоятельство, что заседание комиссии было проведено без участия и уведомления заявителя, не противоречит требованиям п. 8 Указа N 667, а также ст. 93 Кодекса о земле, определяющей рассмотрение земельного спора в присутствии заинтересованных сторон по заявлению одной из заинтересованных сторон.
В этой связи не усматривается в действиях Могилевского городского исполнительного комитета и нарушений ч. 2 ст. 67 Кодекса о земле, поскольку прекращение права пожизненного наследуемого владения, пользования земельным участком, аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, произведено по решению Могилевского городского исполнительного комитета, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, в соответствии с его компетенцией.
При таких обстоятельствах Могилевский городской исполнительный комитет правомерно принял решение от 30.10.2015 о прекращении права пользования ООО «П» земельным участком площадью 0,3600 га в микрорайоне жилой застройки «С» по улице П. для строительства и обслуживания торгового центра с площадкой для сезонной торговли по генплану.
В соответствии с требованиями ст. 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины при подаче жалобы не возмещаются.
Руководствуясь ст. ст. 9, 27, 133, 190 — 194 ХПК, экономический суд
Решил:
В удовлетворении заявления ООО «П» о признании недействительным решения Могилевского городского исполнительного комитета от 30.10.2015 «Об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении целевого назначения земельных участков, заключении на новый срок договоров аренды земельных участков» отказать в полном объеме.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование (опротестование), если оно не было обжаловано или опротестовано.
Решение может быть обжаловано (опротестовано) в экономический суд апелляционной инстанции Минской области в течение пятнадцати дней после его принятия в порядке, установленном ст. ст. 267 — 270 ХПК.