Ответственность за нарушение порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь

Сегодня многие субъекты хозяйствования все чаще предпочитают использовать для хранения своих денежных средств, а также для проведения различных операций с валютой счета, открытые в иностранных банках и иных кредитных организациях. Такого рода процесс оказывает серьезное влияние на развитие социально-экономической ситуации и находится под пристальным вниманием государства.

Дело в том, что современный этап развития внешнеэкономической деятельности в нашей стране связан с коренным изменением форм и методов, применяемых в этой сфере на протяжении десятилетий предшествующего развития. В настоящее время в сферу внешних связей вовлечено огромное количество новых участников. Десятки тысяч индивидуальных предпринимателей и организаций независимо от формы собственности, организационной структуры, размеров имущества, сферы деятельности и т.д. получили возможность участвовать в международном экономическом сотрудничестве.

Вместе с тем внешнеэкономическая деятельность приобрела особую привлекательность не только для отечественных предпринимательских структур, но и для криминальных элементов, использующих механизмы внешнеэкономических операций для легализации преступных доходов, бегства капиталов, невозвращения из-за границы валюты и т.д. В этом отношении уголовный закон должен включать в себя те или иные нормы, которые бы были направлены на противодействие совершению преступлений в данной сфере. Одной из таких норм в настоящее время является ст. 224 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК Республики Беларусь), предусматривающая ответственность за «открытие должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем счета в банке или иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь и ведение по ним операций без разрешения Национального банка Республики Беларусь, когда в соответствии с законодательством требуется такое разрешение, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения».

Действия, связанные с открытием счетов за пределами Республики Беларусь, являются преступными с 1994 года. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что оно нарушает порядок осуществления валютных операций, стабильность валютного рынка, финансовые интересы государства. Объектом преступления, установленного ст. 224 УК Республики Беларусь, являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и контроля, а также порядок открытия счетов за пределами Республики Беларусь.

Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее порядок открытия счетов за пределами Республики Беларусь, позволяет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям открывать счета за границей, однако на открытие счета необходимо получить специальное разрешение Национального банка Республики Беларусь (далее — Национальный банк). Открытие резидентами Республики Беларусь счетов в иностранных банках и иных кредитных организациях без специального разрешения запрещается.

Так, в соответствии со ст. 101 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели открывают счета в иностранной валюте за пределами Республики Беларусь и совершают по ним операции с разрешения Национального банка, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь или законодательством Республики Беларусь. Согласно ст. 19 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» не требуется получения разрешения Национального банка на открытие счетов в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь физическими лицами — резидентами в период их проживания (нахождения) за пределами Республики Беларусь.

В соответствии с Инструкцией о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 N 15 (далее — Инструкция), для рассмотрения вопроса о выдаче разрешений на открытие счетов в банках-нерезидентах субъекты валютных операций — резиденты (кроме банков) представляют в Национальный банк:

  • копию документа о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, индивидуального предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации, выписка из решения местного исполнительного или распорядительного органа, Министерства юстиции Республики Беларусь и т.п.);
  • справку инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь об отсутствии либо наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), иным обязательным платежам в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, контроль за уплатой которых в соответствии с законодательством возложен на налоговые органы;
  • бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках по состоянию на последнюю отчетную дату перед датой обращения с заявлением в Национальный банк (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером субъекта валютных операций (при наличии), подписи скрепляются печатью);
  • заявление произвольной формы, заполненное машинописным текстом и подписанное руководителем заявителя (в заявлении в обязательном порядке указываются цель открытия счета, планируемый режим счета, а также местонахождение и наименование банка-нерезидента, в котором предполагается открытие счета);
  • копии учредительных документов юридического лица;
  • подписанную руководителем и главным бухгалтером (при его наличии) смету-расчет и обоснование движения средств по счету (планируемые поступления и списания средств по статьям за период, на который требуется разрешение).

Разрешение на открытие счета выдается на срок не более 1 года. Копии выданных Национальным банком разрешений направляются в главное управление Национального банка по области по месту государственной регистрации резидента и в налоговый орган по месту постановки на учет резидента.

Следует также обратить внимание, что Инструкцией определяется порядок выдачи разрешений Национального банка на открытие резидентами за пределами Республики Беларусь счетов в банках-нерезидентах на следующие цели:

  • а) для содержания за пределами Республики Беларусь представительства (за исключением дипломатических и других официальных представительств Республики Беларусь), филиала;
  • б) для содержания оздоровительных учреждений за пределами Республики Беларусь;
  • в) для финансирования строительно-монтажных, строительно-ремонтных, геолого-изыскательских и других работ разъездного характера, выполняемых за пределами Республики Беларусь;
  • г) для осуществления расчетов по сделкам, связанным с осуществлением производственно-хозяйственной деятельности на территории иностранного государства;
  • д) для привлечения кредита, займа от банка-нерезидента, если условиями договора предусматривается открытие контокоррентного счета;
  • е) для размещения денежных средств (за исключением средств, полученных из бюджета) на депозитном счете, залоговом, гарантийном счете в банке-нерезиденте.

Предметом преступления, установленного ст. 224 УК Республики Беларусь, является счет в банке или иной кредитной организации.

Счет в банке или иной кредитной организации — это оформленный на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя документ, в котором отражаются данные о денежных обязательствах одной из сторон (депозитный, сберегательный счет) либо о взаимных обязательствах с учетом получаемых и выплачиваемых денежных средств. Особое значение в настоящее время имеют банковские счета, когда между банком и клиентом заключается договор, на основании которого банк производит расчетное обслуживание клиента (договор банковского счета).

С объективной стороны данное деяние характеризуется последовательным совершением двух действий:

  • а) открытие счета;
  • б) ведение операций по этому счету.

Открытие счета в банке или иной кредитной организации за пределами Республики Беларусь предполагает обращение должностного лица юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующее кредитно-финансовое учреждение с заявлением и предъявлением необходимых документов. Данное преступное действие имеет место в случаях открытия счетов резидентами Республики Беларусь без соответствующего разрешения Национального банка или после окончания срока действия такого разрешения. Открытием счета будет являться заключение виновным лицом договора об открытии счета с банком или иной кредитной организацией, действующими за пределами Беларуси.

Нарушение порядка открытия счета может иметь место и в случае, когда такое решение принимается (выдается разрешение) на основании поддельных документов, представленных должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем с целью получения разрешения Национального банка, или сопряжено с обманом.

Ведение операций по счету означает осуществление любых операций субъекта хозяйствования по этому счету (зачисление средств на счет, снятие денег или процентов со счета, перечисление или выдача денежных средств и т.д.). При этом следует иметь в виду, что указанные операции должны осуществляться только с ведома и согласия владельца счета <1> (как правило, это происходит в качестве оплаты заключенных сделок).

<1> Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть / под ред. Н.А.Бабия, И.О.Грунтова. — Минск, 2002. — С. 323.

Таким образом, для привлечения лица к ответственности необходимо обязательное сочетание двух действий — незаконного открытия счета и ведения операций по этому счету.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого преступления является место его совершения — территория другого государства, где в банке (банком является коммерческая организация, зарегистрированная в установленном порядке и имеющая на основании лицензии на осуществление банковской деятельности исключительное право осуществлять банковские операции: привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц) или кредитной организации (кредитная организация — это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения имеет право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством) незаконным образом открываются счета и по ним ведутся операции.

Моментом окончания преступления, установленного ст. 224 УК Республики Беларусь, является проведение по незаконно открытому счету хотя бы одной операции. Количество поступивших денежных средств на счет, равно как и перечисленных, временной промежуток между открытием счета и его использованием (ведением операций по счету) значения для уголовно-правовой квалификации не имеют. При этом если лицо незаконно открыло счет за пределами Республики Беларусь и преследовало цель провести по нему операцию, которую не смогло осуществить по независящим от него обстоятельствам, такие действия необходимо квалифицировать при наличии признака административной преюдиции как покушение на преступление, предусмотренное ст. 14 и ст. 224 УК Республики Беларусь <2>.

<2> Лукашов А.И. Преступления против порядка осуществления экономической деятельности: уголовно-правовая характеристика и вопросы квалификации. — Минск, 2002. — С. 46.

Необходимым условием привлечения специального субъекта преступления к уголовной ответственности по ст. 224 УК Республики Беларусь является наличие административной преюдиции. Это означает, что должностное лицо юридического лица или индивидуальный предприниматель незаконно открывает счета в банке или иной кредитной организации и ведет по ним операции в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения. Административная ответственность за незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь установлена ст. 11.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Признак административной преюдиции будет отсутствовать, и лицо не может быть привлечено к ответственности в случае:

  • установления незаконности его предшествующего привлечения к административной ответственности в течение года;
  • истечения годичного срока со дня наложения на должностное лицо или индивидуального предпринимателя административного взыскания по ст. 11.5 КоАП;
  • незнания лицом того факта, что на него было наложено административное взыскание (например, административный материал был рассмотрен без его участия и о принятом решении оно не было уведомлено).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется умышленной виной в форме прямого умысла. Мотивы и цели преступной деятельности лица не имеют значения для квалификации, но могут учитываться при назначении наказания. Если должностное лицо юридического лица или индивидуальный предприниматель открывают счет в банке или иной организации за пределами Республики Беларусь и ведут по ним операции без разрешения Национального банка с целью невозвращения из-за границы валюты, уклонения от уплаты сумм налогов, сборов, то такие действия следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 224 УК Республики Беларусь и соответственно ст. 225, 243 УК Республики Беларусь.

Субъектами рассматриваемого преступления являются:

  • а) должностное лицо юридического лица;
  • б) индивидуальный предприниматель.

Названные специальные субъекты должны быть резидентами Республики Беларусь.

В отличие от законодательства ряда иных зарубежных государств, субъектом преступления, установленного ст. 224 УК Республики Беларусь, не является по законодательству Республики Беларусь гражданин (физическое лицо). Например, Уголовный кодекс Украины (далее — УК Украины) в этом отношении предусматривает уголовную ответственность за незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов (ст. 208 УК Украины) для граждан своей страны.

Так, будучи резидентом Украины, гр-н Б. в нарушение требований законодательных актов без получения соответствующей лицензии Национального банка Украины на право открытия валютных счетов за пределами Украины и размещения валютных ценностей на счетах открыл для своих личных целей в Польше банковский счет, на котором разместил значительную сумму в польской валюте. Прокуратурой г. Тернополя по данному факту было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 208 УК Украины.

В завершение следует отметить, что многие государства осуществляют борьбу с бегством капиталов за границу, незаконным открытием счетов и т.д. В то же время уголовное законодательство развитых в экономическом отношении стран, как правило, не предусматривает специальных норм, посвященных противодействию «бегства» капиталов за границу, незаконному открытию счетов, невозвращению валюты. Уголовное же законодательство развивающихся государств, в том числе многих государств бывшего СССР, считает некоторые формы «бегства» капиталов за границу преступными <3> и устанавливает специальные нормы наподобие УК Республики Беларусь за невозвращение из-за границы валюты, нарушение порядка открытия счетов и т.д.

<3> Лопашенко Н.А. Проблемы бегства капитала из России и пути его возвращения. — Саратов, 2002. — С. 69; Преступность в сфере внешнеэкономической деятельности / под ред. В.Д.Ларичева. — М., 2002.

В принципе это и не удивительно, т.к. здесь имеет место обычная реакция государства на отток финансовых ресурсов за рубеж. В то же время признание преступлением нарушения порядка открытия счетов за пределами Республики Беларусь не выглядит столь очевидной и необходимой мерой. Криминализация подобного экономического поведения в основном влечет негативные последствия для экономических общественных отношений, и, как зачастую оказывается, такой уголовно-правовой запрет попросту неэффективен, поскольку не выполняет своего предназначения. Более приемлемым выглядит вариант экономического регулирования данных правоотношений, ненарушение порядка открытия счетов за пределами страны никак не должно подкрепляться уголовным принуждением.