Ответственность за нарушение природоохранного законодательства (вопросы применения ответственности по части 2 ст. 15.35 КоАП)

Орган, ведущий административный процесс, полномочный рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), выявил факт слива из канализационного колодца, расположенного в городской черте на удалении 5 м от уреза реки, сточных вод фекального характера. В отношении балансодержателя колодца был составлен административный протокол и впоследствии вынесено постановление о наложении взыскания. Юридическое лицо, к которому была применена административная ответственность, не согласилось с постановлением государственного органа и обжаловало его в хозяйственный суд, указав, что в деянии отсутствует состав названного правонарушения, поскольку река в черте города не отнесена к рыболовным угодьям, ибо не включена в Республиканскую комплексную схему размещения рыболовных угодий, утвержденную постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 N 220 (далее — комплексная схема); проведенный через час после слива сточных вод в реку анализ воды в ней не подтвердил ее загрязнение. Вместе с тем, получив предписание природоохранной службы, юридическое лицо, в отношении которого был составлен административный протокол, устранило последствия слива сточных вод в реку.

Описанный пример позволил автору более детально проанализировать ситуацию и прийти к выводу о правомерности наложения административного взыскания.

В соответствии с частью 2 статьи 15.35 КоАП административная ответственность для юридических лиц в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 500 базовых величин предусмотрена за нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (кроме добычи рыбы или других водных животных без надлежащего на то разрешения, либо в запретное время, либо в запрещенных местах, либо запрещенными орудиями и способами, а равно покушение на такую добычу).

Правила ведения рыболовного хозяйства и рыболовства (на которые имеется ссылка в диспозиции статьи Особенной части КоАП) утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 N 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими» (далее — Правила).

Правила кроме норм, регламентирующих непосредственно порядок ведения рыболовного хозяйства, в отдельной главе (глава 13 Правил) содержат запреты, которые должны соблюдаться при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, не связанной с использованием рыбы, но оказывающей на нее и среду ее обитания вредное воздействие.

Так, в соответствии с подпунктом 140.11 пункта 140 Правил (он был упомянут в административном протоколе) законодатель запрещает «сброс в рыболовные угодья и на их берега в пределах водоохранных зон неочищенных и необезвреженных сточных вод промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и других организаций, снега с содержанием песчано-солевых смесей, противоледных реагентов, отходов производства и потребления».

В тексте подпункта 140.11 пункта 140 Правил использовано понятие «пределы водоохранных зон».

Согласно статьи 75 главы 18 «Водоохранные зоны и прибрежные полосы» Водного кодекса Республики Беларусь (далее — ВдК) для предотвращения загрязнения, засорения и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного мира и произрастания объектов растительного мира на территориях, прилегающих к водным объектам, устанавливаются водоохранные зоны. В пределах водоохранных зон выделяются прибрежные полосы строгого охранного режима. В водоохранной зоне рек и водоемов устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности.

ВдК также определил запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах. В их пределах запрещены: применение химических средств защиты растений, внесение минеральных удобрений; размещение складов для хранения химических средств защиты растений, размещение объектов хранения нефтепродуктов, организация летних лагерей для сельскохозяйственных животных, размещение животноводческих ферм, накопителей сточных вод, кладбищ, скотомогильников и некоторых других объектов, способных вызывать загрязнение поверхностных и подземных вод и создавать угрозу для жизни и здоровья населения, экологической безопасности; устройство объектов захоронения и хранения отходов; мойка и стоянка транспортных средств.

В границах прибрежных полос действуют такие же запреты и ограничения. Дополнительно законодатель запретил на них возведение и реконструкцию сооружений; применение удобрений на расстоянии до 10 м от уреза воды; выпас скота; обработку земель на расстоянии до 10 м от уреза воды; удаление объектов растительного мира; ограждение земельных участков на расстоянии менее 5 м от уреза воды; размещение лодочных причалов и площадок постоянного базирования маломерных судов; размещение сооружений для очистки сточных вод; размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов; техническое обслуживание транспортных средств.

Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 N 1982-XII «Об охране окружающей среды» (статья 63) относит водоохранные зоны и прибрежные полосы рек и водоемов к объектам, подлежащим специальной охране.

Положение о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной и иной деятельности, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2006 N 377 «Об утверждении Положения о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной и иной деятельности и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь», также указывает на то, что запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах определяются ВдК и иными законодательными актами.

Исходя из диспозиции части 2 статьи 15.35 КоАП сброс сточных вод носит признаки административного правонарушения, если имеет место в пределах названных выше природоохранных объектов.

Упомянутые выше Правила, нарушение которых влечет применение административной ответственности, запрещают сброс в водные объекты «неочищенных и необезвреженных сточных вод промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и других организаций».

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 24.06.1999 N 271-З «О питьевом водоснабжении» сточной признается вода, отводимая после ее использования в хозяйственно-бытовой и производственной деятельности.

Согласно Инструкции об условиях приема сточных вод в коммунальную хозяйственно-фекальную канализацию г. Минска, утвержденной решением Минского городского исполнительного комитета от 23.01.2003 N 55 «Об условиях приема сточных вод в коммунальную хозяйственно-фекальную канализацию г. Минска» (сточные воды в приведенном выше примере были сброшены в реку Свислочь), сточными водами признается смесь производственных (отработавших в техническом процессе производства), бытовых (от санитарных узлов, душевых установок и мытья полов в административных и производственных зданиях) и атмосферных (дождевых, талых) сточных вод, образующаяся в месте подключения внутриплощадочной канализационной сети к коммунальной хозяйственно-фекальной канализации.

Такие воды должны иметь состав или подвергаться такой предварительной очистке, чтобы: соответствовать по составу бытовым сточным водам или содержать специфические загрязняющие вещества в количествах, обеспечивающих бесперебойное функционирование сетей и сооружений коммунальной фекальной канализации; не допускать выделения газообразных веществ, негативно влияющих на окружающую среду.

Сточные воды не должны: содержать вещества, способные засорять или отлагаться на стенках труб канализационной сети; оказывать разрушающее действие на материалы труб и элементы сооружений канализации; содержать горючие смеси и растворенные газообразные вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси в канализационных сетях и сооружениях; содержать вредные вещества в концентрациях, препятствующих биологической очистке сточных вод; иметь температуру выше 40 °C; содержать вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации в воде водного объекта — приемника очищенных сточных вод; содержать возбудителей инфекционных заболеваний; содержать нерастворенные масла, а также смолы и мазут; содержать биологически жесткие поверхностно активные вещества.

Учитывая обстоятельства сброса сточных вод, описанные в примере, а также особенность характеристики этих вод, орган, ведущий административный процесс, по мнению автора, имел основания не считать их очищенными и обезвреженными. Поэтому у него имелись основания усмотреть признаки правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.35 КоАП.

В данном случае ссылки на то, что река Свислочь не включена в комплексную схему и поэтому не может быть признана объектом, на который распространяют свое действие Правила, не должны приниматься во внимание. Согласно пункту 2 Правил рыболовными угодьями признается «часть территории Республики Беларусь (водоемы и водотоки), которая является средой постоянного обитания рыбы либо имеет значение для ее размножения, нагула, зимовки, миграции, а также используется или может быть использована для рыболовства». Упомянутая комплексная схема касается перечня рыболовных угодий, которые могут предоставляться в аренду для промышленного рыболовства (п. 9 Правил). Наряду с этим Правила относят к рыболовным угодьям все водотоки в виде рек и каналов без каких-либо ограничений, а на возможность наличия рыболовных угодий в границах населенных пунктов указывает статья 37 Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 N 257-З «О животном мире». Таким образом, в исследуемой автором ситуации орган, ведущий административный процесс, имел правовые основания для привлечения юридического лица к административной ответственности. В подобных случаях сам по себе факт негативного воздействия на природную среду уполномоченные государственные органы правомерно расценивают с точки зрения необходимости защиты природоохранных объектов.