Ответственность за нарушение законодательства о промышленной безопасности

Статья 26 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 N 363-З «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Закон о промышленной безопасности) определяет, что лица, виновные в нарушении правил промышленной безопасности, несут установленную законодательством ответственность.

Нарушение положений законодательства в области промышленной безопасности может привести к различным последствиям:

  • причинению вреда жизни и здоровью человека;
  • причинению материального вреда имуществу производственного объекта;
  • негативному воздействию на окружающую среду и т.д.

Количество ежегодно регистрируемых на опасных производственных объектах случаев производственных аварий и других чрезвычайных ситуаций свидетельствует о необходимости дальнейшей активизации работы по надзору (контролю) за безопасным ведением работ, где меры юридической ответственности являются одним из факторов предотвращения в указанных областях производства гибели (травмирования) людей, а также причинения значительного материального ущерба сооружениям и экологии.

За нарушение правил промышленной безопасности может наступать гражданско-правовая, административная, уголовная и дисциплинарная ответственность.

В сфере обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов субъектами гражданско-правовой ответственности могут быть лишь эксплуатирующие опасные производственные объекты организации, к административной ответственности могут привлекаться как должностные лица, так и организации, субъектами уголовной и дисциплинарной ответственности могут быть лишь физические лица.

Некоторые виды ответственности могут применяться одновременно, например дисциплинарная ответственность и возмещение вреда, другие только на альтернативной основе — или административная, или уголовная.

Для привлечения к установленной ответственности виновных в нарушении правил промышленной безопасности необходимо уточнение некоторых понятий.

Так, согласно статье 1 Закона о промышленной безопасности под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Опасными производственными объектами являются цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону о промышленной безопасности и зарегистрированные в государственном реестре.

Признаками опасных производственных объектов являются потенциальная опасность для человека и окружающей среды (наличие угрозы причинения вреда работникам предприятия, наличие высокого негативного воздействия за пределами опасного производственного объекта), а также невозможность осуществления полного контроля над опасными производственными объектами при определенных количественных параметрах.

Эксплуатация опасного производственного объекта создает повышенную опасность для окружающих и способна причинить вред окружающей среде, жизни и здоровью человека, а также имуществу юридических и физических лиц. Другими словами, опасный производственный объект является источником повышенной опасности, ответственность за причинение вреда которым регулируется статьей 948 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК).

Как правило, опасные производственные объекты одновременно являются потенциально опасными <1>, а также источниками повышенной опасности.

<1> Подпункт 5.5 п. 5 Инструкции о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 19.02.2003 N 17 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

К опасным производственным объектам относятся не все источники повышенной опасности, перечисленные в статье 948 ГК, а только те, которые перечислены в приложении 1 к Закону о промышленной безопасности.

Таким образом, под опасным производственным объектом необходимо понимать источник повышенной опасности, на котором осуществляется правомерная деятельность, связанная с владением и пользованием вредоносными предметами, количественный параметр которых на соответствующих уровнях исключает возможность полного контроля со стороны человека, вследствие чего потенциально создается повышенная опасность для компонентов окружающей среды, жизни и здоровья человека.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные для соблюдения требования, содержащиеся в нормативных правовых актах в области промышленной безопасности, в том числе технических нормативных правовых актах, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Законодательством подробно регламентируются отношения, связанные с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов при их проектировании, строительстве, приемке в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации, и иные отношения в области промышленной безопасности.

Так, на законодательном уровне предусматривается обязательность:

  • проведения экспертизы промышленной безопасности в целях определения состояния опасного производственного объекта;
  • разработки декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в определенных Законом о промышленной безопасности количествах;
  • подтверждения соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
  • выдачи лицензии организации на эксплуатацию опасного производственного объекта, а также выполнения иных мероприятий, от которых зависит безопасная деятельность опасного производственного объекта.

Согласно статье 948 ГК юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, то есть лица, эксплуатирующие такой объект, несут гражданско-правовую ответственность в случае причинения вреда охраняемым законом интересам.

Характеристика гражданско-правовой ответственности владельца опасного производственного объекта схожа с ответственностью владельца источника повышенной опасности и имеет следующие признаки.

1. В качестве обязанного лица по общему правилу выступает юридическое лицо или гражданин, владеющие опасным производственным объектом на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды, по доверенности, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.

Не признается владельцем опасного производственного объекта и не несет ответственности за вред перед потерпевшим лицо, управляющее опасным производственным объектом в силу трудовых отношений с владельцем этого источника.

2. Ответственность владельца опасного производственного объекта в случае причинения вреда наступает без наличия вины.

3. Основанием освобождения владельца опасного производственного объекта от гражданско-правовой ответственности является доказывание, что вред возник вследствие непреодолимой силы (пункт 3 статьи 372 ГК) или умысла потерпевшего.

Владелец опасного производственного объекта может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 952 ГК.

Рассматриваемая гражданско-правовая ответственность владельца опасного производственного объекта возникает вследствие причинения вреда производственной деятельностью и выполняет компенсаторно-восстановительную и стимулирующую функции.

Вместе с тем большое значение в предупреждении правонарушений отводится превентивной функции, что обусловлено повышенной опасностью осуществляемых организациями опасных видов деятельности.

На законодательном уровне предупредительная (превентивная) функция выражается в установлении возможности предъявления иска о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем (статья 934 ГК).

При решении вопроса о предъявлении данного иска следует учитывать, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, осуществляют свою деятельность на основе соответствующих разрешений заниматься ею. Такая деятельность хотя и разрешена законом (и на ее осуществление выдана лицензия), по самой своей сути изначально создает опасность причинения вреда в будущем.

Однако если все лицензионные требования эксплуатирующей организацией соблюдаются и при эксплуатации не превышаются предельно допустимые антропогенные нагрузки на человека и окружающую среду, запретить деятельность такой организации только на этом основании нельзя.

В случае эксплуатации опасного объекта с нарушением условий выданных эксплуатирующей организации лицензий, в том числе превышением лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, нарушением размещения опасных отходов, несоблюдением требований промышленной безопасности, риск причинения вреда в будущем возрастает: угроза из потенциальной превращается в реальную. Именно в данном случае исходя из положений действующего гражданского законодательства может быть применена статья 934 ГК о запрещении причинения вреда в будущем.

За несоблюдение требований в области промышленной безопасности юридические лица или граждане несут административную ответственность в случаях совершения административных проступков, предусмотренных статьями 9.17, 10.1, 10.2, частью 1 статьи 15.4, статьями 15.15, 15.18 — 15.20, частью 3 статьи 15.52, статьями 18.29, 18.40, 20.7, 20.8, 21.4, 21.5, частью 3 статьи 21.6, статьями 21.9, 21.10, 21.12, 23.2, 23.4, частью 1 статьи 23.11, статьями 23.12, 23.13, 23.35, 23.48, 23.61, 23.62 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

В соответствии с пунктом 35 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанными выше статьями, предоставлено должностным лицам органов, осуществляющих государственный надзор в области промышленной безопасности (Госпромнадзор). Порядок составления протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Госпромнадзора регламентирован постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 20.08.2007 N 70 «О составлении протоколов об административных правонарушениях должностными лицами Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».

Особенностью объективной стороны административных правонарушений в сфере промышленной безопасности является возможность совершения проступков как путем действия, так и путем бездействия.

С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами правонарушений могут быть юридические лица или граждане, чья деятельность связана с эксплуатацией опасных производственных объектов.

В отличие от преступлений в сфере промышленной безопасности, административные проступки характеризуются формальным составом, т.е. в качестве обязательного признака правонарушения достаточно лишь установления факта нарушения законодательных требований и не требуется наступления вредных последствий.

Рассмотрим некоторые из них.

На практике наиболее распространены правонарушения, предусмотренные статьей 23.61 КоАП. В 2011 году по указанной статье было составлено 447 протоколов.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных указанной статьей, состоит в несоблюдении требований по безопасному ведению работ в отраслях промышленности и на объектах, подконтрольных Госпромнадзору, установленных нормативными, техническими правовыми актами, обеспечивающих промышленную безопасность, а также лицензионных требований и условий, предъявляемых к осуществлению видов деятельности, связанной с эксплуатацией опасных производственных объектов.

В случае если нарушение требований промышленной безопасности повлекло последствия, выразившиеся в причинении вреда жизни и здоровью людей, такое деяние должно быть квалифицировано как преступление.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 23.61 КоАП, совершенные физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, рассматриваются единолично судьей районного (городского) суда.

Предметом правонарушения, указанного в статье 23.62 КоАП, являются взрывчатые вещества, а также боеприпасы. Данные вещества должны обладать следующими свойствами: при определенных видах внешнего воздействия они должны быть способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение или взрыв с выделением тепла и образованием газов. При этом под боевыми припасами следует понимать предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание. К ним, в частности, относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды, ручные и реактивные противотанковые гранаты и т.п., а также все виды патронов заводского и самодельного изготовления к различному стрелковому огнестрельному оружию независимо от калибра, за исключением патронов к длинноствольному гладкоствольному охотничьему оружию и патронов, не имеющих поражающего элемента (снаряда — пули, картечи, дроби и т.п.) и не предназначенных для поражения цели. Под взрывчатыми веществами понимаются химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению — взрыву (тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.п.).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 23.62 КоАП, характеризуется деянием, повлекшим нарушение требований промышленной безопасности учета, хранения, транспортирования или использования взрывчатых материалов.

Нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ, создавшее угрозу взрыва либо повлекшее взрыв или повлекшее причинение тяжкого телесного повреждения или смерть человека либо причинение ущерба в крупном размере, содержит признаки преступления и влечет ответственность по статье 302 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК).

Итак, за нарушение требований промышленной безопасности действующим законодательством предусмотрена возможность привлечения виновных лиц и к уголовной ответственности.

При решении вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности должны быть выявлены нарушения специальных правил безопасности на отдельных объектах, связанных, например, с использованием ядерной энергии, на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах, правил безопасности взрывоопасных работ, горных или строительных работ и т.д., ответственность за которые наступает по статьям 299, 301 — 303, 305, 325, 334, 463 УК.

Ответственность по статье 299 УК наступает за нарушение правил обращения с огнестрельным оружием, взрывоопасными, легковоспламеняющимися, едкими веществами или пиротехническими изделиями, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в крупном размере, а также смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам.

Если указанные последствия не наступили, виновные в нарушении соответствующих правил несут ответственность в соответствии со статьей 23.48 КоАП.

Практика привлечения к уголовной ответственности по статье 301 УК за нарушение правил производственно-технической дисциплины или правил безопасности на объектах, связанных с использованием ядерной энергии, в Республике Беларусь еще не сложилась.

За совершение преступлений в области промышленной безопасности наиболее часто привлекают к ответственности по следующим статьям УК:

  • ст. 302 «Нарушение правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ»;
  • ст. 303 «Нарушение правил безопасности горных или строительных работ»;
  • ст. 305 «Нарушение проектов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ».

Особенности квалификации преступлений по указанным составам рассмотрены в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28.09.2005 N 8 «О судебной практике по делам о нарушении правил безопасности при производстве работ, правил охраны труда и пожарной безопасности (ст. 302 — 306 УК)».

В пункте 1 данного постановления указано, что общественная опасность преступлений, связанных с нарушениями правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности при производстве определенного вида работ, состоит в создании реальной угрозы жизни или здоровью человека, в наступлении существенного материального ущерба или иных тяжких последствий. Поэтому рассмотрение дел о таких преступлениях в строгом соответствии с законом должно способствовать предотвращению аварий и производственного травматизма, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечению порядка и организованности при выполнении работ.

Преступление, предусмотренное ст. 302 УК, посягает на общественную безопасность на взрывоопасных объектах.

Объективная сторона состоит в нарушении специальных правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах. Исходя из специфики преступления, предусмотренного статьей 302 УК, оно может быть совершено только на опасных производственных объектах. Обычно это объекты, где производятся работы при наличии взрывоопасной среды, или взрывоопасные объекты. К таким объектам относятся предприятия или их цехи, на которых по условиям технологического процесса могут образовываться смеси горючих газов.

Обязательным признаком состава преступления является угроза наступления вредных последствий в виде причинения смерти или вреда здоровью человека.

Условием наступления ответственности по части 1 статьи 302 УК по признаку угрозы взрыва является такое нарушение специальных правил производственно-технической дисциплины, правил безопасности на взрывоопасных предприятиях, во взрывоопасных цехах либо правил безопасности взрывоопасных работ, которое создавало реальную угрозу взрыва, но указанное последствие не наступило лишь благодаря стечению обстоятельств либо в результате своевременно принятых мер по предотвращению взрыва.

Субъективная сторона преступления характеризуется сознательным либо неосторожным нарушением правил взрывобезопасности (указанным в части 1 статьи 302 УК), а по отношению к последствиям, определенным в части 2 статьи 302 УК (смерть человека), преступление характеризуется неосторожной формой вины.

Субъектом преступления могут быть любые лица, достигшие 16-летнего возраста, на которых возложены обязанности по соблюдению действующих правил производственно-технической дисциплины и безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо при производстве взрывоопасных работ. Здесь следует учитывать, что трудовым законодательством запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных и горных работах.

Составы преступлений, перечисленные в статье 303 УК, являются материальными, то есть преступление считается оконченным при наступлении вредных последствий. Данными последствиями являются, в частности, причинение по неосторожности тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, крупного ущерба, смерть одного или нескольких человек.

Объектом рассматриваемых преступных деяний является общественная безопасность при ведении горных, строительных работ. Можно также выделить дополнительный объект, в качестве которого выступают жизнь и здоровье человека.

Объективная сторона преступления характеризуется нарушением специальных правил, т.е. правил безопасности при ведении горных и строительных работ.

Строительными работами являются работы по возведению, реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений. К строительным работам следует относить все виды таких работ, производимых как на строительной площадке, так и вне ее. К работам, выполняемым на строительной площадке в связи с возведением, реконструкцией, ремонтом, передвижением или сносом жилых зданий, помещений и сооружений, относятся земляные, каменные, бетонные, монтажные, демонтажные, изоляционные, кровельные, отделочные, погрузочно-разгрузочные и другие. Работы вне строительной площадки связаны с ремонтом и прокладкой линий связи, электросетей, дорог, канализации, коммуникаций газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и иных инженерных сетей.

В контексте рассматриваемой статьи УК под горными работами понимаются работы в горнодобывающей промышленности, в частности выемка горных пород, проходка, проведение выработок.

Под горными работами, указанными в статье 303 УК, также следует понимать работы по строительству, реконструкции, эксплуатации и ремонту буровых установок, шахт и иных выработок по добыче полезных ископаемых как подземным, так и открытым способом, а также строительство и ремонт подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (метрополитен, тоннели и т.п.). При решении вопроса об отнесении конкретных работ к горным необходимо исходить из смысла статей 46 — 48 Кодекса Республики Беларусь о недрах об обеспечении безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Такие деяния могут быть совершены как путем действия, так и путем бездействия, когда правила предписывают действовать определенным образом. Еще одной особенностью квалификации действия или бездействия по статье 303 УК является утверждение в отношении всех видов работ, нарушение которых является преступным деянием, специальных правил безопасности.

Для квалификации деяния по статье 303 УК необходимо наступление вредных последствий в виде смерти человека (тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения), ущерба в крупном размере, а также установление причинной связи между нарушением специальных правил и вредными последствиями.

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслие или небрежность) по отношению к наступившему вреду жизни и здоровью человека.

Субъектами данного преступления могут быть как должностные, так и иные лица, достигшие 16-летнего возраста и обязанные соблюдать правила безопасности при производстве горных, строительных и иных подобных работ, в том числе работники предприятий, а также иные лица (например, практиканты).

Показателен случай привлечения к уголовной ответственности за нарушение правил безопасности строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека, начальника участка ООО «Б» Т.

Согласно предъявленному обвинению он в марте — мае 2010 г. при выполнении работ по устранению порыва теплотрассы в г. Б. не обеспечил надлежащего ограждения котлована защитным ограждением и установки сигнального освещения в темное время суток, а по окончании работ — закрытия котлована.

Вследствие допущенных нарушений 16 мая 2010 г. в ночное время в котлован упал 27-летний мужчина, который от полученных телесных повреждений скончался на месте происшествия.

Приговором суда Б-го района Т. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 303 УК, и ему с учетом наличия у него на иждивении троих малолетних детей, а также положительной характеристики назначено наказание в виде ограничения свободы сроком на 3 года без направления в исправительное учреждение открытого типа.

Субъектами преступления, предусмотренного статьей 305 УК, являются лица, ответственные за соблюдение проектов, обязательных требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ (главные инженеры, прорабы, мастера и т.д.).

Потерпевшими от этих преступлений могут быть любые лица.

Преступление, предусмотренное статьей 305 УК, в отличие от других преступлений, связанных с нарушениями правил безопасности, характеризуется нарушением проектов, обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов при производстве строительно-монтажных работ, обеспечивающих качество, прочность, надежность, долговечность и безопасность в эксплуатации объектов, зданий, сооружений, их элементов, конструкций и т.п.

При квалификации действий виновных по вышеуказанным статьям УК по квалифицирующим признакам причинения ущерба в крупном и особо крупном размерах следует руководствоваться критериями, указанными в примечании к разделу X УК.

К дисциплинарной ответственности за нарушение требований промышленной безопасности могут привлекаться работники, совершившие дисциплинарный проступок, который представляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с обеспечением промышленной безопасности на опасном производственном объекте. Проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей, закрепленных в должностной инструкции (штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями).

Статьей 198 Трудового кодекса Республики Беларусь предусмотрены три разновидности дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение. Данный перечень взысканий не является исчерпывающим. Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске.

При рассмотрении материалов о дисциплинарном проступке правоохранительными органами дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев, а по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными государственными органами или организациями, — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Несмотря на внушительный перечень мер ответственности за нарушения правил промышленной безопасности, одними правовыми средствами воздействия полностью исключить возможность возникновения производственных аварий не представляется возможным.

По информации МЧС, в настоящее время аварийность в наиболее опасных отраслях промышленности обусловлена не столько технологической спецификой этих отраслей, сколько общими тенденциями и условиями. Аварии зачастую происходят из-за недопустимо изношенного оборудования, некачественного или несвоевременного выполнения работ по обслуживанию и ремонту.

В ряде случаев причинами чрезвычайных происшествий становятся не до конца продуманные проектные и технические решения, имеют место случаи нарушения технологической и исполнительской дисциплины, что наглядно выражается в нарушении правил и приемов безопасного ведения работ, технологических регламентов и требований промышленной безопасности и является предпосылками для возникновения промышленных аварий.

Последствия чрезвычайных происшествий на опасных производственных объектах могут быть катастрофическими как для работников предприятий, так и для населения, а также экологии.

Повысить уровень промышленной безопасности на опасных производственных объектах можно только путем реконструкции, технического перевооружения производств, а также введения новых технологий.

Дополнительной мерой, которая способна нивелировать негативные последствия возможных чрезвычайных ситуаций, может стать введение института обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

В настоящее время согласно статье 25 Закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, может заключить со страховой организацией договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

Действующая редакция статьи 25 Закона о промышленной безопасности предоставляет право, но не обязывает собственника опасного производственного объекта заключать договор страхования. Однако существующий порядок налогообложения страховых взносов при добровольном страховании не стимулирует заключение такого рода договоров.

Вместе с тем опыт наших соседей, в частности Российской Федерации, подсказывает необходимость обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного производственного объекта с учетом масштабов потенциальных угроз, исходящих от данных объектов.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 27.07.2010 N 226-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» с 1 января 2012 г. при вводе в эксплуатацию опасного производственного объекта проверяется не только готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, но и наличие у этой организации договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.