В целях обеспечения экономической безопасности государства, защиты интересов граждан Республики Беларусь, а также предотвращения вовлечения в теневой оборот товарно-материальных ценностей на территории Республики Беларусь с 2005 года введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками отдельных групп товаров. Основным законодательным актом, регулирующим сферу маркировки товаров, является Указ Президента Республики Беларусь от 10.06.2011 N 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее — Указ N 243). Перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 N 1030 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 июня 2011 г. N 243» (далее — перечень). В перечень включены 20 продовольственных и непродовольственных товарных групп: пиво солодовое; масло моторное; масло растительное; икра осетровых (ее заменители) и рыбные консервы; воды, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки; овощные и фруктовые соки; слабоалкогольные напитки; моющие средства для стирки изделий из различных видов тканей; моющие (омывающие) и чистящие средства для стекол; антифризы и антиобледенительные жидкости; кофе (включая растворимый); чай (включая мате); обувь; материальные носители, содержащие экземпляры фонограмм и аудиовизуальных произведений; мобильные телефоны; телевизоры; часы; ноутбуки; принтеры; мониторы для вычислительных машин. В силу норм Указа N 243 на территории Республики Беларусь запрещены приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, указанных в перечне, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка.
Порядок реализации, учета, хранения, уничтожения контрольных (идентификационных) знаков, а также порядок маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками определен постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.08.2011 N 32 «О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее — постановление N 32). Для приобретения контрольных (идентификационных) знаков юридические лица и индивидуальные предприниматели, обязанные с учетом требования Указа N 243 осуществлять маркировку товаров, включенных в перечень, обращаются с заявлением о приобретении контрольных (идентификационных) знаков в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. К заявлению прилагаются документы, предусмотренные пунктом 24.10 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 N 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь». Образцы контрольных (идентификационных) знаков, предназначенных для маркировки товаров, включенных в перечень, утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.05.2007 N 86 «Об утверждении образцов контрольных (идентификационных) знаков и о признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь». Контрольные (идентификационные) знаки имеют сокращенное наименование товара, подлежащего маркировке (например, «ПИВО», «Моб. тел.» и т.д.), идентификационные серию и номер и отличаются по цветовой гамме в зависимости от места происхождения товаров (произведенных на территории Республики Беларусь либо ввезенных на ее территорию). Стоимость контрольных (идентификационных) знаков утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 05.02.2014 N 3 «Об установлении стоимости контрольных (идентификационных) знаков и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь». С 1 марта 2014 г. стоимость контрольного (идентификационного) знака, используемого для маркировки пива солодового, разлитого в тару любой вместимости, вод, чая и др., составляет 500 бел.руб. Выдача контрольных (идентификационных) знаков плательщикам осуществляется реализующими организациями РУП «Издательство «Белбланкавыд» в установленном законодательством порядке.
В целях усиления контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь совместно с Расчетным центром Национального банка Республики Беларусь принято решение о размещении информации о реализации и признании недействительности (включая списание и уничтожение) контрольных (идентификационных) знаков в сети Интернет. Данная мера позволяет посредством указанного информационного ресурса проверять достоверность контрольных (идентификационных) знаков, нанесенных на приобретаемый товар. Информацию о принадлежности контрольного (идентификационного) знака можно получить, посетив интернет-страницу официального сайта Расчетного центра Национального банка Республики Беларусь www.bisc.by/uslugi/asbdb.html.
За нарушения требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками, порядка использования контрольных (идентификационных) знаков юридические лица и индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, предусмотренную статьей 12.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).
Оценка действий субъекта хозяйствования по соблюдению вышеуказанных нормативно-правовых актов была предметом судебного разбирательства экономического суда г. М. по материалам конкретного административного дела.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 17.02.2014 ООО «П» допустило транспортировку товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товара является обязательной, чем были нарушены требования подпункта 2.1.1 пункта 2 постановления N 32. В соответствии с обстоятельствами административного дела 07.02.2014 работниками управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Минской области и г. Минску был задержан автомобиль, в котором в сопровождении директора ООО «П» перевозился товар (пиво чешского производства в ассортименте (5 сортов) в пластиковых кегах с фитингами) на общую сумму 45242458 руб., принадлежащий ООО «П». Потребительская тара с пивом была промаркирована контрольными (идентификационными) знаками размером 17 x 18 мм, в то время как тара с фитингом маркируется контрольными (идентификационными) знаками размером 17 x 34 мм.
По мнению органа, начавшего административный процесс, субъектом хозяйствования совершено правонарушение, предусмотренное ст. 12.35 КоАП.
Представители органа, начавшего административный процесс, доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержали.
Из объяснений представителя субъекта хозяйствования, данных органу, ведущему административный процесс, следует, что указанное пиво было приобретено ООО «П» в Чехии у фирмы «А» по внешнеторговому контракту с отсрочкой платежа. При приобретении этого пива чешской стороне почтовым отправлением предварительно были отправлены контрольные (идентификационные) знаки, которые были приобретены субъектом хозяйствования в порядке, предусмотренном постановлением N 32, для нанесения их на потребительскую тару для дальнейшего ввоза в Республику Беларусь.
В подтверждение данного довода лицо, в отношении которого ведется административный процесс, сослалось на информационный ресурс Расчетного центра Национального банка Республики Беларусь www.bisc.by/uslugi/asbdb.html.
Указанная партия была доставлена в г. М. в феврале 2014 г. сторонней организацией — перевозчиком и была размещена для дальнейшего таможенного оформления на складе временного хранения.
После проведения всех необходимых процедур субъекту хозяйствования были выданы соответствующие декларации на часть партии в размере 64 кег, прошедшей таможенную очистку. После выезда с территории склада временного хранения в непосредственной близости от КПП автомобиль был задержан сотрудниками управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Минской области и г. Минску, которые проверили наличие документов на груз, а также сообщили, что потребительская тара с пивом промаркирована контрольными (идентификационными) знаками с нарушением требований. Так, согласно их пояснениям на кеги с фитингами наносится контрольный знак размером 17 x 34 мм, о чем представителю субъекта хозяйствования не было известно.
Представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, вину во вменяемом правонарушении признал, указал на легитимность ввоза товара на территорию Республики Беларусь, приобретение в установленном порядке контрольных (идентификационных) знаков, на одинаковую стоимость контрольных знаков «ПИВО» независимо от их размера, на факт уплаты всех таможенных платежей, в связи с чем просил суд освободить юридическое лицо от административной ответственности в силу положений статьи 8.8 КоАП, поскольку фактические обстоятельства дела свидетельствовали, что материальный вред бюджету Республики Беларусь вследствие совершения деяния, послужившего основанием для начала административного процесса, не причинен.
Представители органа, начавшего административный процесс, подтвердили факт легитимности ввоза товара на территорию Республики Беларусь.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей органа финансовых расследований, пояснения представителя лица, в отношении которого ведется административный процесс, суд приходит к выводу о достаточности доказательств, подтверждающих наличие в действиях ООО «П» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.35 КоАП, исходя из следующего.
В феврале 2014 г. возле КПП территории склада временного хранения был задержан автомобиль, в котором перевозилось пиво чешского производства в ассортименте (5 сортов) в пластиковых кегах с фитингами на общую сумму 45242458 бел.руб., принадлежащее ООО «П». Потребительская тара с пивом была промаркирована контрольными знаками размером 17 x 18 мм.
В соответствии с подпунктом 2.1.1 пункта 2 постановления N 32 маркировка контрольными (идентификационными) знаками (далее — контрольные знаки) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, обязанными осуществлять маркировку товаров контрольными знаками, осуществляется: пива солодового, разлитого в тару любой вместимости, за исключением тары, имеющей в своем строении фитинг, путем нанесения контрольного знака формата 17 x 18 мм или 17 x 34 мм с сокращенным наименованием товара «ПИВО» на торцевую часть укупорочного средства тары (кроме жестебанки) либо на любое место ее боковой поверхности; разлитого в тару любой вместимости, имеющую в своем строении фитинг, — путем нанесения контрольного знака формата 17 x 34 мм с сокращенным наименованием товара «ПИВО» на верхнюю поверхность тары (кроме фитинга и крышки на фитинге).
Указанные фактические обстоятельства послужили основанием для составления сотрудниками управления Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Минской области и г. Минску протокола об административном правонарушении в отношении ООО «П» по ст. 12.35 КоАП.
В соответствии со статьей 12.35 КоАП приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация на территории Республики Беларусь юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка в случаях, когда в соответствии с законодательством маркировка товаров является обязательной, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати базовых величин с конфискацией товаров или без конфискации.
Факт правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении и не отрицается представителем субъекта хозяйствования.
В соответствии с частью 3 статьи 7.1 КоАП при наложении на юридическое лицо административного взыскания учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Принимая во внимание, что представитель лица, в отношении которого ведется административный процесс, вину признал, административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.35 КоАП, совершено впервые, что суд расценивает как смягчающие административную ответственность обстоятельства, а также учитывая факт легитимности ввоза товара (предмета административного правонарушения) на территорию Республики Беларусь, факт уплаты всех таможенных платежей, заблаговременное приобретение субъектом хозяйствования контрольных знаков, а также полученную в ходе судебного заседания информацию об одинаковой стоимости контрольных (идентификационных) знаков размером 17 x 18 мм и 17 x 34 мм, возможность нанесения контрольного знака размером 17 x 34 мм на потребительскую тару любой емкости, что не отражается на учете объемов ввозимого товара, отсутствие вреда, что не отрицалось представителями органа, ведущего административный процесс, экономический суд пришел к выводу о применении меры ответственности в виде штрафа в размере 15 базовых величин, что составляет 1950000 руб., без конфискации товара на общую сумму 45242458 руб.