Перспективы уголовно-правовой оценки незаконных действий в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ

Среди преступлений, совершаемых в сфере обращения специальных предметов и веществ, незаконное изготовление и оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств являются наиболее распространенными. Повышенная общественная опасность такого рода преступлений обусловлена еще и тенденцией развития насильственной вооруженной преступности. Эта тенденция непосредственно связана с расширением масштабов нелегального оборота огнестрельного оружия и боеприпасов. В рамках осуществления международного проекта регулирования оборота огнестрельного оружия, разработанного в 1997 году Комиссией ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, во многих государствах предприняты меры по усилению правового регулирования оборота оружия <1>. В целях укрепления международного сотрудничества в борьбе с незаконным распространением оружия, обеспечения общественной безопасности и регламентации отношений в сфере оборота оружия 13 ноября 2001 г. в Республике Беларусь был принят Закон «Об оружии» <2>. Законом Республики Беларусь от 04.08.2004 N 312-З Республика Беларусь присоединилась к Протоколу против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющему Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности <3>. Законами Республики Беларусь от 04.01.2003 N 173-З и от 22.07.2003 N 227-З в статью 295 действующего УК Республики Беларусь, предусматривающую ответственность за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, были внесены определенные коррективы <4>. Но наиболее существенные изменения и дополнения в уголовный закон в части регламентации ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия предусмотрены Законом Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Беларусь и кодексы Республики Беларусь об административных правонарушениях» <5>. Данный Закон предусматривает три статьи, устанавливающие ответственность за незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (в широком смысле понимания этого термина): ст. 295 — незаконные действия в отношении огнестрельного оружия (кроме охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), боеприпасов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств; ст. 295-1 — незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия или боеприпасов к нему; ст. 295-2 — подделка или умышленное уничтожение маркировки огнестрельного оружия. Названные статьи УК в соответствии с положениями ст. 5 Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З вступают в законную силу со дня введения в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. «Юридическая судьба» этого кодекса давно вызывает у правоведов изумление. Но промульгация уголовного закона с установлением неопределенного срока для вступления его в законную силу, представляется, является негативным примером законодательной деятельности. Граждане и правоохранительные органы должны иметь не только возможность ознакомиться с содержанием новых уголовно-правовых запретов, но и должны точно знать, с какого момента у них возникают соответствующие права и обязанности по поводу соблюдения этого запрета.

<1> Меры по регулированию оборота огнестрельного оружия: Доклад Генерального секретаря Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Шестая сессия Экономического и Социального Совета ООН. — Вена, 1997, 28 апреля — 9 мая. E/CN. 15/1997/4 March 1997.

<2> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 109, 2/810; 2005 г., N 188, 2/116; 2006 г., N 107, 2/1235; 2006 г., N 122, 2/1259.

<3> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., N 123, 2/1061.

<4> См. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 8, 2/922; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 83, 2/974.

<5> Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 111, 2/1242.

Многие положения указанных уголовно-правовых норм содержат новеллы, которые нуждаются в толковании. Полагаем, что судебная практика должна быть готова к адекватному применению этих норм с момента их вступления в законную силу. Остановимся подробнее на содержании этих норм.

Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (ст. 295 УК)

В связи с предполагаемым введением в Уголовный кодекс Законом Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З статьи 295-1 часть первая статьи 295 УК, которая в настоящее время предусматривает ответственность за незаконные изготовление либо сбыт гладкоствольного охотничьего оружия или его составных частей, будет исключена. Таким образом, в ст. 295 УК будут действовать три части. В части второй статьи 295 УК будут сформулированы признаки основного состава преступления: незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия (кроме охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), боеприпасов (кроме боеприпасов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию), взрывчатых веществ, взрывных устройств, либо незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов огнестрельного оружия (кроме составных частей и компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), либо незаконные изготовление или сбыт основных частей взрывных устройств. Исходя из санкции части второй ст. 295 УК, действующей в редакции Закона от 22.07.2003 N 227-З, это преступление будет отнесено к категории тяжких. В части третьей рассматриваемой статьи по-прежнему будет сохраняться повышенная ответственность за деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 295 УК, если они совершены повторно либо группой лиц по предварительному сговору. Совершение данного преступления организованной группой будет образовывать собой особо квалифицированный состав преступления в рамках части четвертой ст. 295 УК.

Огнестрельному оружию, боеприпасам и взрывным устройствам, в силу их специфического предназначения, всегда имманентно присуща социальная опасность. Однако неконтролируемый оборот данных предметов создает угрозу общественной безопасности. Специфика данного преступления, как и любого другого преступления против общественной безопасности, заключается в том, что при совершении такого рода деяний ставятся под угрозу интересы и права неопределенного круга лиц.

В целях укрепления общественной безопасности Министерством внутренних дел Республики Беларусь проводятся специальные мероприятия, направленные на обеспечение контроля за оборотом оружия. По сообщению Управления информации и общественных связей МВД Республики Беларусь, например, в 2004 году правоохранительными органами было изъято свыше 3600 единиц незаконно хранящегося оружия. При этом 2500 единиц оружия были сданы гражданами добровольно. Между тем судебная статистика показывает, что количество этих преступлений с каждым годом увеличивается. Так, по части второй ст. 295 УК к уголовной ответственности в 2003 году было привлечено 198 человек, в 2004 году — 243, в 2005 году — 252. Соответственно по ч. 3 ст. 295 УК было осуждено в 2003 году 52 человека, в 2004 году — 73, в 2005 году — 63.

Предметом преступления, ответственность за которое будет предусмотрена в ст. 295 УК, будут далеко не все виды огнестрельного оружия, указанные в Законе «Об оружии». Согласно принятой редакции ч. 2 ст. 295 УК к предмету преступления будут относиться огнестрельное оружие (кроме охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия) либо его основные части или компоненты (кроме составных частей и компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия), боеприпасы (кроме боеприпасов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию), взрывчатые вещества и взрывные устройства либо основные части к взрывным устройствам.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об оружии» к огнестрельному оружию относится оружие, «которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества». Представляется, что более точное определение огнестрельного оружия дано в подпункте «а» ст. 3 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющего Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: «Огнестрельное оружие означает любое носимое ствольное оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества, исключая старинное огнестрельное оружие или его модели». В действующем законодательстве Республики Беларусь не употребляется термин «старинное огнестрельное оружие». Закон Республики Беларусь оперирует понятием антикварное оружие, к которому относятся «все виды оружия, изготовленные до конца 1899 года».

Учитывая классификацию огнестрельного оружия, определенную Законом «Об оружии», в контексте применения в будущем ст. 295 УК, к огнестрельному оружию следует относить боевое оружие (револьверы, карабины, автоматы, гранатометы и т.д.), служебное оружие (огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие), некоторые виды гражданского оружия (спортивное огнестрельное оружие как гладкоствольное, так и с нарезным стволом; охотничье огнестрельное оружие (с нарезным стволом или комбинированное)).

К огнестрельному оружию не относится сигнальное оружие. Являясь разновидностью гражданского оружия, сигнальное оружие конструктивно предназначено только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов пиротехническими составами. Однако если сигнальное оружие приспосабливается для стрельбы малокалиберными пулями, то в таком случае оно приобретает свойства огнестрельного оружия со всеми вытекающими из этого уголовно-правовыми последствиями.

Предметом данного преступления не является огнестрельное бесствольное оружие. Согласно Закону «Об оружии» к такому виду оружия относится «оружие, в котором в качестве ствола используется гильза патрона». В статье третьей Закона «Об оружии» содержится важная оговорка о том, что, если ратифицированным и вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные нормы права, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, то применяются нормы международного договора. Поскольку в подпункте «а» ст. 3 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему понятие огнестрельного оружия определяется через «носимое ствольное оружие», то в силу этой международной нормы нет оснований для отнесения огнестрельного бесствольного оружия к предмету рассматриваемого преступления.

Составными частями или компонентами огнестрельного оружия в соответствии с подпунктом «b» ст. 3 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему являются «любые элементы или запасные детали, специально предназначенные для огнестрельного оружия и необходимые для его функционирования, в том числе ствол, корпус или ствольная коробка, затвор или барабан, ось затвора или казенник, а также любое устройство, предназначенное или адаптированное для уменьшения звука, производимого выстрелом». Это определение в полном объеме воспроизведено в ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об оружии».

Согласно Закону «Об оружии» к боеприпасам относятся «устройства и предметы, непосредственно предназначенные для поражения цели, выполнения задач, способствующих ее поражению, и содержащие разрывной, пиротехнический или метательный заряды или их сочетание». В новой редакции ч. 2 ст. 295 совершенно обоснованно исключили из предмета рассматриваемого преступления боеприпасы к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию. Отсутствие такой оговорки в пока еще действующей редакции ч. 2 ст. 295 УК создает противоречие в контексте криминализации незаконных действий в отношении гладкоствольного охотничьего оружия и боеприпасов к нему. Однако представляется, определение понятия «боеприпасы», приведенное в Законе «Об оружии», формально создает условия для широкого толкования этого термина. Более точным, на наш взгляд, является определение боеприпасов, которое дано в подпункте «с» ст. 3 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему: «боеприпасы» означают выстрел в комплекте или его компоненты, включая патронные гильзы, капсюли, метательный заряд, пули или снаряды, используемые в огнестрельном оружии, при условии, что сами такие компоненты подпадают под систему разрешений в соответствующем Государстве-участнике». Это определение четко показывает, что идет речь только о боеприпасах к огнестрельному оружию. В этом смысле термин «боеприпасы к нему» (т.е. к огнестрельному оружию), который был употреблен в первоначальной редакции ч. 2 ст. 295 УК, более четко определял предмет этого преступления.

В контексте понимания боеприпасов возникает вопрос о том, могут ли быть предметом преступления по ч. 2 ст. 295 УК газовые или сигнальные пистолеты и револьверы, конструктивные особенности которых дают возможность производить стрельбу не только газовыми, но и дробовыми или пулевыми патронами. Дробовые и пулевые патроны являются разновидностями боеприпасов к огнестрельному оружию. Вместе с тем конструкция некоторых видов газовых и сигнальных револьверов или пистолетов позволяет использовать по прямому назначению дробовые или пулевые патроны. Это означает, что такое оружие фактически обладает функциями комбинированного оружия (огнестрельно-газового либо огнестрельно-сигнального). В соответствии со ст. 8 Закона «Об оружии» на территории Республики Беларусь запрещен оборот патронов с дробовыми зарядами для газовых пистолетов и револьверов, а также газовых или сигнальных пистолетов и револьверов, конструкция которых позволяет вести стрельбу пулевыми или дробовыми патронами.

Таким образом, любые действия с названными боеприпасами и пистолетами (револьверами) являются в настоящее время незаконными. Но в уголовно-правовом смысле возникает вопрос о квалификации незаконных действий с такого рода газовыми или сигнальными пистолетами или револьверами. Одна из проблем заключается в том, что ряд незаконных действий в отношении газового оружия образует самостоятельное преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 297 УК. Таким образом, в этой части возникает конкуренция между нормами, предусмотренными ч. 2 ст. 295 и ст. 297 УК. Поскольку конструкция некоторых видов газового оружия не исключает возможности использования дробовых или пулевых боеприпасов, то при уголовно-правовой оценке содеянного в таких случаях, представляется, решающее значение имеет направленность умысла лица, совершающего соответствующее незаконное действие. Если, например, лицо изготовило револьвер, который заведомо по своей конструкции может быть использован для производства выстрела как газовым, так и дробовым или пулевым патроном, то такое действие должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 295 УК. В таком случае с учетом умысла лица этот пистолет будет обладать признаками огнестрельного оружия. При этом дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 297 УК не требуется. Возможность использования качеств газового оружия при незаконном изготовлении такого устройства будет охватываться более тяжким преступлением — незаконным изготовлением огнестрельного оружия (ч. 2 ст. 295 УК). Поскольку некоторые виды газового оружия обладают качествами комбинированного оружия, то представляется, что в ч. 2 ст. 297 УК было бы уместно предусмотреть законодательную оговорку «при отсутствии признаков более тяжкого преступления». Если в таких случаях умысел на создание оружия с комбинированными функциями не доказан, то содеянное должно квалифицироваться по ст. 297 УК.

Предметом преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 295 УК, могут быть взрывчатые вещества и взрывные устройства. В судебной практике к взрывчатым веществам относят порох, динамит, тротил, нитроглицерин и другие химические вещества и смеси, обладающие способностью к взрыву без доступа кислорода воздуха <6>.

<6> Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 10.04.1992 N 2 (с изм. и доп. от 19.06.1997 г.) «О судебной практике по делам о незаконном ношении, хранении, приобретении, изготовлении или сбыте оружия или взрывчатых веществ, хищении огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ» // Сборник действующих постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь (1961 — 1995 гг.). Часть II. Постановления по уголовным делам. — Мн., 1995, с. 140; Судовы веснiк, 1997, N 3, с. 4 — 5.

В нормативных правовых актах не определяется понятие взрывного устройства. В уголовно-правовой литературе к взрывным устройствам относят изделия промышленного или самодельного изготовления, предназначенные и способные к взрыву при определенных условиях <7>. Основной частью взрывного устройства следует признавать специальное приспособление, предназначенное для производства взрыва (например, детонатор).

<7> См., например, Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. А.В.Баркова. — Мн., 2003. — С. 780.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется действиями с соответствующими предметами, которые по своему характеру являются незаконными. Понимание уголовной противоправности деяний, указанных в ч. 2 ст. 295 УК, требует уяснения порядка правомерного оборота оружия и боеприпасов.

Закон «Об оружии» и изданные в его развитие нормативные правовые акты допускают возможность нахождения во владении граждан определенных видов огнестрельного оружия и боеприпасов при наличии соответствующего разрешения. Так, граждане Республики Беларусь могут иметь в собственности боевое оружие, если оно является наградным. У граждан есть право приобретать спортивное оружие в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь. Лица, имеющие государственное удостоверение на право охоты, могут в установленном порядке приобретать, хранить, носить охотничье оружие.

В средствах массовой информации высказывалось мнение о необходимости предоставления гражданам права на приобретение и ношение короткоствольного огнестрельного оружия (нарезных или гладкоствольных пистолетов и револьверов) в целях самообороны <8>. Этот вопрос, в частности, стал предметом серьезного обсуждения депутатами Государственной Думы Российской Федерации в 2000 году <9>. Основные аргументы сторонников такого подхода сводятся к следующему: в условиях роста вооруженной преступности граждане фактически беззащитны перед преступниками (газовое оружие, как одно из разрешенных средств самообороны, не обладает достаточной эффективностью в силу крайне низких поражающих характеристик); в законодательстве некоторых зарубежных государств (например, США, Англии) разрешено приобретение и ношение короткоствольного огнестрельного оружия. Конечно, рост преступности обостряет социальную потребность в предоставлении гражданам права на более эффективные средства защиты от общественно опасных посягательств. Однако решение данной проблемы должно быть взвешенным и обдуманным. Исследования многих зарубежных ученых, занимавшихся изучением вопроса о взаимосвязи между наличием у населения огнестрельного оружия и смертностью по причине насильственных преступлений, показывают следующую закономерность: как только огнестрельное оружие становится легкодоступным населению, вероятность гибели людей в результате совершения насильственных преступлений увеличивается <10>. Представляется, этот вопрос может быть решен положительно только при наличии у населения соответствующего уровня правосознания, устоявшихся традиций и культуры обращения с огнестрельным оружием. Например, в царской России были только два сословия, которые были воспитаны на особом отношении к оружию: дворяне и казаки.

<8> См. напр., А.Иллеш, В.Руднев. Вооружен — значит опасен // «Известия», 17 июня 1991 г., с. 3; В.Сисно. Где мой черный пистолет // «Труд», 28 августа 1996 г., с. 4.

<9> См. Шелковникова Е. Оружие и контроль за его оборотом в разных странах // Правозащитник, N 2, 2000, с. 19.

<10> См., напр., Франклин Э., Зимринг Ф. Огнестрельное оружие, насилие и национальная политика // В мире науки, 1992, N 1, с. 6 — 14.

В новой редакции ч. 2 ст. 295 УК законодатель признает уголовно-противоправными деяния в отношении огнестрельного оружия и других предметов, которые либо полностью изъяты из гражданского оборота, либо обращение с которыми осуществляется без соответствующего разрешения. В зависимости от предмета преступления преступными согласно новым положениям ч. 2 ст. 295 УК признаются следующие варианты общественно опасного поведения:

  1. незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия (кроме охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия);
  2. незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение боеприпасов (кроме боеприпасов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию);
  3. незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств;
  4. незаконные изготовление, приобретение, передача во владение, сбыт, перевозка, пересылка или ношение составных частей или компонентов огнестрельного оружия (кроме составных частей и компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия);
  5. незаконные изготовление или сбыт основных частей взрывных устройств.

Понятие незаконного изготовления дано в подпункте «d» ст. 3 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему: незаконное изготовление означает изготовление или сборку огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов или боеприпасов из находящихся в незаконном обороте составных частей и компонентов, либо без соответствующей лицензии или разрешения компетентного органа Государства-участника, в котором осуществляется изготовление или сборка, либо без маркировки огнестрельного оружия в соответствии со статьей 8 данного Протокола во время его изготовления.

В судебной практике к незаконному изготовлению оружия относят также восстановление утраченных поражающих свойств, а также переделку каких-либо предметов (например, строительного пистолета), в результате которой они приобрели свойства огнестрельного оружия <11>.

<11> Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 10.04.1992 N 2 (с изм. и доп. от 19.06.1997), с. 142.

Незаконные приобретение, передача во владение, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств образуют собой незаконный оборот соответствующих предметов. В соответствии с подпунктом «е» ст. 3 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему к незаконному обороту относится также ввоз или вывоз соответствующих предметов с территории одного Государства-участника на территорию другого Государства-участника. Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь взрывных веществ, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов и боеприпасов влечет уголовную ответственность за контрабанду по ч. 2 ст. 228 УК Республики Беларусь. Остальные действия, образующие собой незаконный оборот соответствующих предметов, будут влечь ответственность по ст. 295 либо ст. 295-1 УК Республики Беларусь.

Приобретение огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств — это возмездное или безвозмездное их получение. Разновидностью незаконного приобретения является хищение соответствующих предметов. Но поскольку в отношении хищения данных предметов в действующем УК предусмотрена специальная норма, то содеянное должно квалифицироваться в таком случае по ст. 294 УК. Необходимо отметить, что о хищении соответствующих предметов можно вести речь только в том случае, когда при незаконном завладении причиняется вред дополнительному объекту преступления — отношениям собственности. Иногда органы предварительного расследования и суды прекращают дела за отсутствием состава преступления в случаях, когда огнестрельное оружие или боеприпасы были случайно найдены <12>. Обращение с оружием, в том числе и приобретение, допускается только при наличии специального разрешения. Поэтому любой иной способ получения оружия, в том числе и в результате находки, является незаконным.

<12> См. Лашук, Т. Фрулиндикова А. Применение судами законодательства по делам о незаконном обороте оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ (по материалам обзора судебной практики) // Судовы веснiк, N 3, 1997, с. 38.

В ч. 2 ст. 295 УК в качестве альтернативных действий названы незаконные передача во владение или сбыт соответствующих предметов. Необходимо отметить, что в настоящее время уголовно-правовые признаки передачи и сбыта не совсем понятны. До вступления в силу УК 1999 г. в судебной практике «передача» охватывалась понятием «сбыт» <13>. Но в первоначальной и пока еще действующей редакции ч. 2 ст. 295 УК «передача» и «сбыт» выделены в качестве самостоятельных альтернативных действий. Этимологическое толкование слов «передача» и «сбыт» показывает, что сбыт является видовым понятием передачи. В толковых словарях русского языка слово «передать» означает отдать во владение, вручить, распространить каким-нибудь способом. Под сбытом понимается продажа чего-либо <14>. Следует заметить, что в подпункте «е» ст. 3 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему не употребляется термин «сбыт». В названном Протоколе к незаконному обороту отнесены «продажа» и «передача» соответствующих предметов. В целях разграничения понятий «передача» и «сбыт» в уголовно-правовой литературе предпринималась попытка найти существенные юридически значимые признаки, позволяющие провести отграничение между этими понятиями. Однако единства в доктринальном толковании понятия «передача» не наблюдается: передачей признают «вручение предмета преступления другому лицу для временного пользования, хранения, в качестве залога и т.д.» <15>, «безвозмездное отчуждение другим лицам огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств» <16>, «вручение соответствующих предметов какому-либо лицу: во временное пользование; для хранения; по просьбе другого лица, т.е. выполнение функций посредника между прежним и новым владельцем» <17>. Между тем до вступления в силу новых изменений в части незаконного оборота с соответствующими предметами решение данного вопроса имеет непосредственное практическое значение. Дело в том, что по ч. 1 ст. 295 действующего УК, в отличие от части второй этой статьи, ответственность за незаконную передачу гладкоствольного охотничьего оружия не предусмотрена. Такое действие при отсутствии разрешения органов внутренних дел пока влечет лишь административную ответственность.

<13> Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 10.04.1992 г. N 2 (с изм. и доп. от 19.06.1997). С. 141.

<14> См. например, Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — 4-е изд., доп. — М., 1998. — С. 641, 715.

<15> См., например, Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Под общ. ред. А.В.Баркова. — Мн., 2003. — С. 789.

<16> Уголовное право, Особенная часть: Учебник для вузов / Отв. ред. И.Я.Козаченко, З.А.Незнамова, Г.П.Новоселов. — 3-е изд., изм. и доп. — М., 2001. — С. 534.

<17> Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учеб. пособие / Под ред. Н.А.Бабия и И.О.Грунтова. — Мн.: Новое знание, 2002. — С. 526.

Закон Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З уточнил понятие «передачи». В новой редакции ч. 2 ст. 295 УК идет речь не просто о «передаче», а о «передаче во владение». Передача соответствующего предмета только во владение предполагает временное обладание им. При этом не имеет значения, возмездной или безвозмездной будет такого рода незаконная сделка.

Соответственно под сбытом названных в ст. 295 УК предметов следует понимать их отчуждение в любой форме другому лицу для постоянного владения, пользования и распоряжения.

Хранение представляет собой фактическое обладание такими предметами. Время и место хранения не влияют на квалификацию преступления.

Перевозка означает перемещение соответствующих предметов непосредственно при виновном лице в пространстве независимо от способа транспортировки. Цель перемещения такого рода предметов не влияет на квалификацию этого преступления.

Незаконные хранение и перевозку следует отличать от нарушения правил хранения и перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов. Нарушение правил хранения и перевозки является административным правонарушением и имеет место в случае, когда лицо, имеющее разрешение на хранение или перевозку огнестрельного оружия и боеприпасов, нарушает соответствующие правила хранения или перевозки данных предметов. При незаконном хранении или перевозке в аспекте применения ч. 2 ст. 295 УК лицо не имеет соответствующего разрешения на обращение с огнестрельным оружием, его составными частями и компонентами или боеприпасами.

Пересылка соответствующих предметов представляет собой их перемещение в пространстве без участия отправителя (например, посредством почтового отправления).

Ношение — это нахождение оружия или иных предметов непосредственно при виновном лице.

До вступления Закона Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З в законную силу к незаконным действиям в отношении основных частей огнестрельного оружия в соответствии с действующим УК будут относиться только два альтернативных действия: изготовление или сбыт. По смыслу пока еще действующей редакции ч. 2 ст. 295 УК, названные действия образуют собой юридически оконченное преступление с момента, когда лицо изготовило хотя бы одну деталь огнестрельного оружия, которая отнесена Законом «Об оружии» к числу основных частей огнестрельного оружия. Необходимо отметить, что применительно к хищению огнестрельного оружия (ст. 294 УК) судебной практикой выработан иной подход в понимании основных частей огнестрельного оружия: хищение признается оконченным, если произошло незаконное завладение такими составными частями оружия, которые в совокупности (комплекте) позволяют без дополнительных приспособлений и доработки произвести выстрел <18>. Такой подход заслуживает внимания. Дело в том, что совершение иных действий (кроме изготовления или сбыта) — приобретение, передача во владение, хранение, перевозка, пересылка, ношение — в отношении составных частей или компонентов, которые в комплекте позволяют произвести выстрел, представляет собой достаточно высокую степень общественной опасности (например, лицо приобретает совокупность деталей, которые в комплекте способны произвести выстрел). Поэтому названные действия совершенно обоснованно были криминализированы Законом Республики Беларусь от 17.07.2006 N 147-З.

<18> Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 10.04.1992 N 2 (с изм. и доп. от 19.06.97). С. 142.

Преступления, ответственность за которые предусмотрена в ч. 2 ст. 295 УК, следует признавать оконченными с момента совершения хотя бы одного из альтернативных действий, указанных в данной статье. В случае совершения нескольких альтернативных действий, одним из которых является неоконченный сбыт соответствующего предмета, содеянное полностью охватывается соответствующей частью ст. 295 УК. Дополнительной квалификации за покушение на сбыт в таких случаях не требуется.

Преступление, ответственность за которое предусмотрена ст. 295 УК является умышленным. Мотивы и цели его совершения на квалификацию не влияют. К уголовной ответственности за это преступление привлекается вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Понятие повторности (ч. 3 ст. 295) должно трактоваться в соответствии с общими требованиями, изложенными в ч. 3 ст. 41 УК, а группы по предварительному сговору (ч. 3 ст. 295 УК) и организованной группы (ч. 4 ст. 295 УК) — в ч. 2 ст. 17 и 18 УК.

Законом Республики Беларусь от 17.07.2006 г. N 147-З подредактировано и примечание к ст. 295 УК. С момента вступления этого Закона в силу норма поощрительного характера, содержащаяся в примечании к ст. 295, будет выглядеть следующим образом: «лицо, добровольно сдавшее предметы, указанные в статьях 295 — 297 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности за действия, предусмотренные названными статьями, кроме случаев сбыта».

Незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия (ст. 295-1 УК)

В статье 295-1 УК законодатель дифференцирует ответственность в зависимости от вида незаконного действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия. В части первой данной статьи впервые в истории отечественного уголовного законодательства будет предусмотрена ответственность за незаконные приобретение, передачу во владение, хранение, перевозку, пересылку или ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия или боеприпасов к нему либо незаконные приобретение, передачу во владение, перевозку, пересылку или ношение составных частей или компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия. Это преступление отнесено законодателем к категории преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Часть вторая этой статьи предусматривает ответственность за незаконные изготовление либо сбыт охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, его составных частей, компонентов или боеприпасов к нему. Это преступление также отнесено к категории преступлений, не представляющих большой общественной опасности. В части третьей ст. 295-1 УК предусмотрена повышенная ответственность за «действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно либо группой лиц по предварительному сговору». По категории преступления этот вариант общественно опасного поведения является менее тяжким.

Криминализация незаконного оборота охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, боеприпасов к нему, его составных частей и компонентов (незаконные действия, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 295-1 УК) обусловлена необходимостью исполнения международных обязательств. В соответствии с подпунктом «b» ч. 1 ст. 5 Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых, в частности, и незаконный оборот огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему. Напомним, что положения названного Протокола распространяются и на охотничье огнестрельное гладкоствольное оружие, его составные части или компоненты, а также боеприпасы к такому оружию.

Учитывая степень общественной опасности незаконного оборота названных предметов (за исключением сбыта), законодатель в качестве необходимого условия уголовной ответственности по ч. 1 ст. 295-1 УК предусмотрел административную преюдицию: уголовная ответственность в таком случае будет наступать только в случае, если лицо совершило подобное действие (например, незаконное приобретение) в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение.

Необходимо отметить, что в ст. 23.71 КоАП от 21.04.2003 административная ответственность за некоторые незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия устанавливается впервые: незаконные перевозка, пересылка или его ношение. Статья 173 КоАП 1984 года предусматривает административную ответственность только за приобретение, хранение, передачу другим лицам или продажу гражданам охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия без разрешения органов внутренних дел. Кроме того, в ст. 23.71 КоАП от 21.04.2003 впервые в истории административного законодательства будет установлена административная ответственность за незаконные приобретение, передачу во владение, перевозку, пересылку или ношение составных частей или компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.

Преступление, ответственность за которое предусматривается в ч. 2 ст. 295-1 УК, известно действующему уголовному законодательству. Ответственность за незаконные изготовление либо сбыт гладкоствольного охотничьего оружия или его основных частей предусмотрена в ч. 1 ст. 295 действующего УК. Следует заметить, что в этом смысле конструкция действующей ст. 295 УК не совсем удачна. В ч. 1 и 2 ст. 295 УК дается законодательное описание хотя и сходных, но разных по своему характеру преступлений. Такого рода погрешность в законодательной технике конструирования уголовно-правовых норм не согласуется с положениями ст. 41 УК (повторность преступлений) и ст. 42 УК (совокупность преступлений). В настоящее время совершение преступлений, подпадающих под признаки ч. 1 ст. 295 и ч. 2 ст. 295 УК, требует самостоятельной квалификации. Вместе с тем они не образуют указанные формы множественности преступлений, что создает в судебной практике проблемы при назначении меры уголовной ответственности. Следует также заметить, что ст. 173 КоАП 1984 года предусматривает административную ответственность за продажу гладкоствольного охотничьего оружия без разрешения органов внутренних дел. Таким образом, в настоящее время понятие сбыта в рамках ч. 1 ст. 295 УК сужено за счет отнесения продажи данных предметов к административному правонарушению. Логика такого законодательного подхода при дифференциации ответственности за сбыт гладкоствольного охотничьего оружия не совсем понятна. Исключение ч. 1 ст. 295 УК и установление уголовной ответственности за незаконные действия в отношении охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия в отдельной статье Законом от 17.07.2006 N 147-З является весьма запоздалой реакцией законодателя на несовершенство действующего законодательства.

Необходимо отметить, что редакция ч. 2 ст. 295-1 УК имеет несколько новелл, которые следует учитывать при применении этой нормы с момента вступления в силу КоАП от 21.04.2003. Объем криминализации в ч. 2 ст. 295-1 УК расширяется за счет установления уголовной ответственности за незаконные изготовление либо сбыт составных частей, компонентов охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия или боеприпасов к нему. В настоящее время в ч. 1 ст. 295 УК предусмотрена ответственность за незаконные изготовление либо сбыт основных частей охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия. Напомним, что в отличие от «составных частей и компонентов» понятие «основные части» оружия согласно старой редакции Закона «Об оружии» трактовалось значительно уже.

Содержание санкции по ч. 2 ст. 295-1 УК существенно отличается от санкции пока еще действующей ч. 1 ст. 295 УК: не предусматривается наказание в виде ограничения свободы, введено новое наказание в виде исправительных работ, срок наказания в виде ареста увеличен до шести месяцев. Расширение в данном случае объема криминализации и достаточно сложное соотношение санкций действующей и новой нормы будут порождать вопрос о применении положений об обратной силе уголовного закона <19>.

<19> Подробнее см. Марчук В.В. Квалификация преступлений при изменении диспозиции уголовно-правовой нормы // Судовы веснiк.- 2002.- N 1. — С. 35 — 37.

Содержание незаконных действий, ответственность за которые предусмотрена в ст. 295-1 УК, аналогично рассмотренным уже действиям, ответственность за которые предусмотрена в ч. 2 ст. 295 УК. Однако в перспективе следует обратить внимание на определенные особенности в уголовно-правовой оценке незаконного изготовления охотничьего оружия. Незаконное изготовление охотничьего оружия с нарезным стволом либо изготовление составных частей или компонентов влечет ответственность по ч. 2 ст. 295 УК. Вместе с тем охотничье огнестрельное оружие может быть комбинированным, т.е. иметь гладкоствольный и нарезной ствол. Представляется, что незаконное изготовление комбинированного охотничьего оружия необходимо квалифицировать только по ч. 2 ст. 295 УК. Поскольку в ч. 2 ст. 295 УК установлена более строгая ответственность, то изготовление гладкого ствола наряду с нарезным будет охватываться более тяжким преступлением.

В судебной практике встречаются случаи, когда имеет место изготовление обреза из гладкоствольного охотничьего ружья. В таком случае гладкоствольное оружие утрачивает свое функциональное предназначение. В результате такой переделки поражающие качества оружия существенно возрастают. Изготовление обреза из гладкоствольного охотничьего ружья требует квалификации по ч. 2 ст. 295 УК.

С момента введения в действие Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. особое внимание следует обращать на отграничение незаконных действий, связанных с передачей во владение и сбытом. Дело в том, что по ст. 295-1 УК привлечение к ответственности за сбыт соответствующего предмета, в отличие от передачи во владение, не обусловлено признаками административной преюдиции. Исходя из рассмотренного выше соотношения понятий «сбыт» и «передача во владение» определение соответствующего вида незаконного оборота охотничьего гладкоствольного оружия и иных предметов будет зависеть от того, на возвратной или безвозвратной основе передавался соответствующий предмет.

Подделка или умышленное уничтожение маркировки огнестрельного оружия (ст. 295-2)

Статья восьмая Протокола против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему определяет, что для целей идентификации и отслеживания каждой единицы огнестрельного оружия Государства-участники в процессе изготовления каждой единицы огнестрельного оружия либо требуют нанесения уникальной маркировки, указывающей на наименование изготовителя, страну или место изготовления и серийный номер, либо сохраняют любую альтернативную уникальную удобную в обращении маркировку, состоящую из простых геометрических символов в сочетании с цифровым и (или) буквенно-цифровым кодовым обозначением и позволяющую всем Государствам-участникам быстро определить страну изготовления; требуют наличия надлежащей простой маркировки на каждой единице импортируемого огнестрельного оружия, позволяющей определить страну импорта и, если это возможно, год импорта и дающей компетентным органам данной страны возможность отслеживать это огнестрельное оружие, а также наличия уникальной маркировки, если данное огнестрельное оружие не имеет такой маркировки; обеспечивают во время передачи огнестрельного оружия из государственных запасов для постоянного использования в гражданских целях наличие надлежащей уникальной маркировки, позволяющей всем Государствам-участникам определить передающую страну.

Криминализация подделки или умышленного уничтожения маркировки огнестрельного оружия обусловлена необходимостью исполнения международного обязательства, закрепленного в подпункте «c» ч. 1 ст. 5 названного Протокола, в соответствии с которым каждое Государство-участник принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемых «фальсификацию или незаконное удаление, уничтожение или изменение маркировки на огнестрельном оружии, предусмотренной в статье 8 настоящего Протокола».

Согласно статье первой Закона Республики Беларусь «Об оружии» маркировка оружия представляет собой «совокупность условных знаков (букв, слов, цифр, геометрических фигур и произвольных изображений), нанесенных производителем на поверхность оружия, позволяющая определить страну, где было изготовлено оружие, его изготовителя, индивидуальный номер единицы оружия».

Подделка маркировки огнестрельного оружия выражается в изменении составляющих маркировки любым способом (путем наплавления, фрезерования, перебивки условных знаков и т.д.). Такого рода изменение маркировки может быть частичным либо полным (фальсификация).

Уничтожение маркировки огнестрельного оружия представляет собой ее полную ликвидацию (уничтожение), затрудняющую идентификацию наименования изготовителя, страны или места изготовления оружия, его серийного номера и т.д.

Ответственность за подделку или уничтожение маркировки огнестрельного оружия будет наступать только при наличии умысла у лица, совершающего подобные действия. Изменение или уничтожение маркировки оружия по небрежности (например, при проведении ремонтных работ) не будет влечь ответственности по данной статье.

Мотивы и цели не будут оказывать влияния на квалификацию этого преступления. Вместе с тем установление цели подделки или уничтожения маркировки огнестрельного оружия может иметь и уголовно-правовое значение. При наличии цели на вовлечение в дальнейшем в незаконный оборот такого рода оружия (например, цели сбыта огнестрельного оружия с сфальсифицированной маркировкой) будет образовывать приготовление к совершению преступления, ответственность за которое предусмотрена соответственно в ст. 295 или 295-1 УК.