Подлежат ли легализации доверенности, выдаваемые от имени юридических лиц — нерезидентов на территории иностранного государства для их последующего предъявления в Республике Беларусь?

Нет, не подлежат.

В целях подтверждения подлинности документов, выдаваемых на территории одного государства с целью их использования за границей, каждое государство устанавливает порядок легализации таких документов. Основным способом легализации документов является консульская легализация, которая представляет собой многоступенчатую процедуру заверения документа в консульстве государства, в котором был составлен документ, и последующее его удостоверение в консульском учреждении страны, в которой данный документ подлежит применению.

При этом процедура легализации предусматривается для документов, которые являются официальными. Обычно к таким документам относятся документы, исходящие от государственных органов и / или удостоверяемые в установленном порядке (например, нотариально). В то же время каждое государство вправе самостоятельно определить перечень документов, которые рассматриваются им как официальные и подлежат легализации.

Так, например, в Республике Беларусь порядок легализации официальных документов определен Инструкцией об организации работы по осуществлению консульской легализации официальных документов в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства иностранных дел Республики Беларусь от 16.08.2010 N 16 «Об организации работы по осуществлению консульской легализации официальных документов в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь» (далее — Инструкция). В соответствии с частью 1 пункта 4 Инструкции главное консульское управление, консульский пункт Министерства иностранных дел Республики Беларусь легализуют официальные документы, составленные на территории Республики Беларусь, исходящие из:

  • судов, государственного учреждения «Центр судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь», Республиканского трудового арбитража, главных управлений юстиции областных, Минского городского исполнительных комитетов, ведомственных нотариальных архивов, а также от нотариусов;
  • учреждений образования;
  • государственных архивов Республики Беларусь;
  • иных государственных органов и организаций.

Тем не менее конкретные виды документов, которые рассматриваются как официальные, Инструкцией не определены.

В целях упрощения процедуры легализации официальных документов, в том числе доверенностей, между рядом государств 05.10.1961 в г. Гааге была заключена Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (далее — Гаагская Конвенция).

В соответствии с частью 2 статьи 1 Гаагской Конвенции в качестве официальных документов в смысле Гаагской Конвенции рассматриваются:

  • a) документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя;
  • b) административные документы;
  • c) нотариальные акты;
  • d) официальные пометки, такие как отметки о регистрации; визы, подтверждающие определенную дату; заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Отмечаем, что как в рамках международной практики, так и исходя из действующего законодательства Республики Беларусь документы, оформляющие совершение и / или исполнение сделки (договоры, акты, счета-фактуры), не рассматриваются в качестве официальных документов и соответственно не подлежат обязательной легализации.

Доверенность исходя из ее сути является классической односторонней сделкой. Правила удостоверения доверенностей определяются законодательством государства, в рамках юрисдикции которого такая доверенность удостоверяется. В случае выдачи доверенности от имени юридического лица такая доверенность обычно удостоверяется самим юридическим лицом в соответствии с положениями законодательства соответствующего государства и не является официальным документом в понимании Гаагской Конвенции.

Аналогичный подход прослеживается в правоприменительной практике Российской Федерации, положения законодательства которой являются крайне схожими с законодательством Республики Беларусь. Так, согласно пункту 27 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 158 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц» доверенность от имени иностранного лица, выданная на территории иностранного государства, не является официальным документом и по общему правилу не требует обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля.

В рамках описания рассмотренной конкретной ситуации в указанном письме Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечает, что, поскольку доверенность выдана от имени частной компании исполнительным директором, подпись последнего согласно Гаагской Конвенции не должна быть апостилирована. Проставление апостиля необходимо только на нотариальном акте, удостоверяющем доверенность, в случае если таковой наличествует.

Исходя из вышеизложенного доверенность, выдаваемая от имени юридического лица — нерезидента и удостоверяемая данным юридическим лицом, не может рассматриваться в качестве официального документа, соответственно не подлежит легализации, а также не требует проставления апостиля.