Порядок получения физическим лицом — резидентом денежных сумм по договорам займа от физического лица — нерезидента вызывает некоторые вопросы, в частности касающиеся необходимости получения разрешения Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала. Рассмотрим подробнее данный вопрос.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 N 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон) валютными операциями являются, в частности:
- сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;
- сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях.
С учетом положений ст. 5, 6 Закона вышеуказанная валютная операция является валютной операцией, связанной с движением капитала.
Согласно п. 16 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 N 72 (далее — Правила), физические лица — резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:
- на основании разрешений Национального банка Республики Беларусь — валютные операции, указанные в статье 10 Закона;
- без разрешений Национального банка Республики Беларусь — иные валютные операции.
В соответствии со ст. 10 Закона на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, физическими лицами — резидентами (за исключением физических лиц, выступающих при проведении данных операций в качестве индивидуальных предпринимателей, и физических лиц, указанных в ч. 4 ст. 10 Закона) разрешение Национального банка Республики Беларусь требуется только в случаях:
- приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;
- приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
- приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
- размещения денежных средств в банках и иных кредитных организациях иностранных государств;
- предоставления займов на срок, превышающий 180 дней;
- перевода денежных средств по сделкам, предусматривающим доверительное управление валютными ценностями.
При этом в силу подп. 29.2 п. 29 Правил использование иностранной валюты, ценных бумаг и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций на территории Республики Беларусь разрешается в отношениях между физическим лицом — резидентом и физическим лицом — нерезидентом, а также между физическими лицами — нерезидентами — по валютным операциям, предусматривающим дарение (в том числе в виде пожертвований), отмену дарения, предоставление займов, возврат займов и процентов за пользование ими, передачу на хранение и их возврат, а также в иных случаях, установленных актами валютного законодательства.
Таким образом, законодательством Республики Беларусь установлен ограниченный перечень случаев, когда физическое лицо — резидент Республики Беларусь обязано получить разрешение Национального банка Республики Беларусь на проведение валютной операции, связанной с движением капитала.
Следовательно, получение займа физическим лицом — резидентом Республики Беларусь от физического лица — нерезидента осуществляется без получения разрешения Национального банка Республики Беларусь. При этом действующее валютное законодательство допускает использование иностранной валюты при проведении вышеуказанной валютной операции.
Обращаем внимание, что абз. 3 п. 2 Положения о порядке получения, учета, регистрации, использования иностранной безвозмездной помощи, контроля за ее получением и целевым использованием, а также регистрации гуманитарных программ, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 N 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее — Положение), установлено, что иностранная безвозмездная помощь — денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь, беспроцентные займы, а также товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав, безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение отправителями.
Согласно п. 19 Положения регистрация помощи, полученной физическим лицом, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в ч. 2 указанного пункта. В случае если физическое лицо обращается за освобождением полученной помощи от подоходного налога с физических лиц, регистрация такой помощи производится в соответствии с ч. 3 п. 34 Положения.
Пунктом 34 Положения определены условия освобождения от подоходного налога иностранной безвозмездной помощи для категории малообеспеченных граждан и других.
Следовательно, действующим законодательством Республики Беларусь получение физическим лицом — резидентом Республики Беларусь беспроцентного займа от физического лица — нерезидента рассматривается как иностранная безвозмездная помощь. Получение иностранной помощи не требует регистрации.
В то же время иностранная безвозмездная помощь может использоваться для целей, указанных в Положении. Так, п. 3 Положения установлено, что помощь и имущество, приобретенное за счет средств помощи, используются для:
— ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
— проведения научных исследований, разработок, обучения, а также реализации научно-исследовательских программ;
— содействия охране историко-культурного наследия, развитию библиотечного и музейного дела, кинематографии, изобразительного, декоративно-прикладного, монументального, музыкального, театрального, хореографического, эстрадного, циркового и иных видов искусств (включая создание новых произведений, подготовку концертных программ, постановку спектаклей), проведения культурных мероприятий, а также развития и поддержки народного творчества, народных промыслов (ремесел), развития особо охраняемых природных территорий, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
— обеспечения исполнения наказаний, профилактики правонарушений и пропаганды законопослушного образа жизни;
— оказания медицинской помощи, в том числе медико-социальной помощи;
— оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, а также гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
— укрепления материально-технической базы государственных учреждений, строительства, ремонта (реконструкции) объектов социального назначения;
— развития физической культуры и спорта, детско-юношеского спорта, в том числе проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;
— иных целей, определяемых Управлением делами Президента Республики Беларусь:
- по согласованию с Президентом Республики Беларусь, — в отношении помощи в размере (стоимости), превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления;
- без согласования с Президентом Республики Беларусь, — в отношении помощи в размере (стоимости), не превышающем 500 базовых величин на дату ее поступления.
Таким образом, с целью исключения ограничений по использованию полученной от нерезидента суммы займа необходимо установить в договоре займа процент за пользование заемными денежными средствами.