Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (часть 1)

1. Понятие, значение и общие условия стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является итогом ведения административного процесса, поскольку именно на данной стадии осуществляется реализация принципов неотвратимости ответственности, справедливости и гуманизма, виновной ответственности. Предыдущие стадии закладывали основания для осуществления указанных принципов и привлечения к административной ответственности посредством собирания уполномоченными должностными лицами доказательств, и лишь на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении эти доказательства оцениваются и кладутся в основу привлечения виновного лица к административной ответственности путем вынесения законного и обоснованного постановления о наложении административного взыскания.

Рассмотрение дела об административном правонарушении — стадия административного процесса, на которой суд, уполномоченное должностное лицо, ведущее административный процесс, рассматривает по существу дело об административном правонарушении, исследует и оценивает доказательства, имеющиеся в деле об административном правонарушении, и выносит постановление по делу об административном правонарушении, решая вопрос о виновности конкретного лица в совершении административного правонарушения.

Таким образом, значение стадии рассмотрения дела об административном правонарушении заключается в следующем:

  1. она подводит итог ведению административного процесса в отношении конкретного административного правонарушения;
  2. она обеспечивает оценку собранных по делу об административном правонарушении доказательств;
  3. она обеспечивает привлечение к административной ответственности лица, виновного в совершении административного правонарушения, путем вынесения судом, уполномоченным должностным лицом постановления о наложении административного взыскания.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в общем порядке регламентируется гл. 11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП). Однако необходимость в таком рассмотрении возникает не всегда. В отдельных случаях, когда доказательства вины лица, совершившего административное правонарушение, очевидны и виновность такого лица может быть доказана без проведения процессуальных действий и составления протокола об административном правонарушении, ПИКоАП позволяет осуществлять рассмотрение в упрощенном и ускоренном порядке, регламентированном ст. 10.3 ПИКоАП.

Основаниями для применения такого порядка являются:

  1. совершение административного правонарушения в ходе судебного разбирательства по уголовным, гражданским, хозяйственным делам или делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 10.3 ПИКоАП);
  2. случаи, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении и возмещение вреда в случае его причинения (ч. 3 ст. 10.3 ПИКоАП);
  3. случаи фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (ч. 3-1 ст. 10.3 ПИКоАП).

В первом случае обстоятельства административного правонарушения фиксируются в протоколе судебного заседания и соответствующим судьей (судом) выносится постановление о наложении административного взыскания.

Во втором случае дело рассматривается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. Однако такой порядок рассмотрения дела не осуществляется при совершении административных правонарушений:

  • за совершение которых предусматривается административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация или депортация;
  • индивидуальным предпринимателем, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;
  • повторное совершение которых влечет уголовную ответственность;
  • по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает по требованию потерпевшего либо законного представителя (ст. 4.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

В третьем случае постановление о наложении административного взыскания также выносится должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Участниками рассмотрения дела об административном правонарушении в первых двух случаях являются только судья, должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, и лицо, в отношении которого ведется административный процесс. В третьем же случае участие лица, в отношении которого ведется административный процесс, необязательно.

При осуществлении рассмотрения дела об административном правонарушении в общем порядке участники данной стадии делятся на обязательных и факультативных.

Обязательными участниками данной стадии являются:

  1. судья;
  2. должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении;
  3. физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс;
  4. законный представитель несовершеннолетнего или недееспособного лица, в отношении которого ведется административный процесс;
  5. защитник, если об этом ходатайствует физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или его законный представитель;
  6. представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс;
  7. должностное лицо органа, ведущего административный процесс, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение, если ходатайствует об участии в рассмотрении.

Полномочия суда и органов, ведущих административный процесс, на рассмотрение дел об административных правонарушениях, их подсудность и подведомственность четко определяются гл. 3 ПИКоАП.

Как можно отметить, к обязательным участникам относятся субъекты рассмотрения дела об административном правонарушении и участники административного процесса, защищающие свои или представляемые права и интересы. При этом гл. 11 ПИКоАП в отношении последней категории лиц предусматривает ряд обстоятельств, при наличии которых дело об административном правонарушении рассматривается в отсутствие заинтересованных участников.

В отсутствие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, дело об административном правонарушении может рассматриваться в следующих случаях:

  1. если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;
  2. если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, извещенное надлежащим образом, уклоняется от явки в суд, орган, ведущий административный процесс;
  3. физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, получило повестку и не уведомило суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали, о наличии уважительных причин, препятствующих его явке по вызову в назначенный срок;
  4. постановление о наложении административного взыскания выносится в порядке, предусмотренном частью 3-1 статьи 10.3 ПИКоАП.

В отсутствие законного представителя физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, дело об административном правонарушении рассматривается в том случае, если он, будучи извещенным надлежащим образом, уклоняется от явки в суд, орган, ведущий административный процесс.

При невозможности рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, или его законного представителя п. 2 ч. 1 ст. 11.4 ПИКоАП позволяет применить в отношении их такую меру обеспечения административного процесса, как привод.

В отношении защитника ч. 2 ст. 11.4 ПИКоАП определяет, что рассмотрение дела откладывается на срок не более пяти дней в случае его неявки. В этом случае физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, может ходатайствовать об участии иного защитника или дело об административном правонарушении рассматривается в отсутствие защитника.

В отсутствие представителя юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется в случаях, если:

  • представитель юридического лица, в отношении которого ведется административный процесс, будучи извещенным надлежащим образом, уклоняется от явки;
  • юридическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Остальные лица участвуют в рассмотрении дела об административном правонарушении лишь в том случае, если это признает необходимым судья или должностное лицо органа, ведущего административный процесс, рассматривающие дело об административном правонарушении.

Общими условиями стадии рассмотрения дела об административном правонарушении являются:

  1. срок рассмотрения дела об административном правонарушении;
  2. основания и порядок приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении;
  3. соединение дел об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 11.2 ПИКоАП дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

Сроки стадии рассмотрения дела об административном правонарушении начинают течь с момента получения дела судьей, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, от должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении. В случае возврата дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в порядке ч. 1 ст. 11.3 ПИКоАП сроки рассмотрения начинают течь с момента повторного получения дела об административном правонарушении.

Заканчивается стадия рассмотрения дела об административном правонарушении с момента объявления постановления по делу об административном правонарушении или вручения его копии соответствующему участнику административного процесса.

Основания приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотрены ч. 3 ст. 11.2 ПИКоАП. Так, рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено:

  1. при назначении экспертизы — на срок проведения экспертизы;
  2. при утрате физическим лицом дееспособности — до назначения недееспособному лицу представителя;
  3. если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, не может участвовать в рассмотрении дела по причине заболевания либо имеются другие уважительные причины, препятствующие его участию в рассмотрении дела об административном правонарушении, и если указанное лицо не ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.

Такое основание, как назначение экспертизы на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, идентично приостановлению на стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Признание лица недееспособным возможно только в судебном порядке.

Вопросы признания гражданина недееспособным и установления над ним опеки регулируются ст. 29 Гражданского кодекса Республики Беларусь. В случае назначения недееспособному лицу опекуна последний будет являться также законным представителем недееспособного лица.

В случае если физическое лицо ходатайствует о рассмотрении дела об административном правонарушении в его отсутствие, то нет необходимости в подтверждении причин его отсутствия. Если же такого ходатайства нет, то при уведомлении физическим лицом о наличии заболевания или других уважительных причин рассмотрение дела об административном правонарушении может быть приостановлено на срок, необходимый для устранения этих причин. При этом уведомившее о наличии таких причин физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, обязано представить судье, должностному лицу органа, рассматривающим дело об административном правонарушении, документальное подтверждение о наличии указанных причин. Это связано с тем, что сроки приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении по рассматриваемому основанию в ПИКоАП не указаны и связаны со сроками давности привлечения к административной ответственности, с наступлением которых дело об административном правонарушении должно быть прекращено.

Процессуальный порядок приостановления (возобновления) рассмотрения дела об административном правонарушении аналогичен порядку приостановления (возобновления) подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению. О принятом решении о приостановлении рассмотрения дела об административном правонарушении судья, должностное лицо, уполномоченное рассматривать дело об административном правонарушении, выносит мотивированное постановление. При отпадении оснований для приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении выносится мотивированное постановление о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 11.3-1 ПИКоАП могут соединять дела об административных правонарушениях:

  1. о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом, если они подсудны или подведомственны одному и тому же суду, органу, ведущему административный процесс;
  2. о совершении одного и того же административного правонарушения физическим и юридическим лицом;
  3. о совершении одного и того же административного правонарушения совместно двумя или более физическими лицами;
  4. начатые по встречным заявлениям о совершении административных правонарушений, ответственность за которые наступает по требованию потерпевшего либо законного представителя.

Целью соединения дел об административных правонарушениях является быстрое, всестороннее и полное исследование всех обстоятельств совершения административного правонарушения, подлежащих установлению, прежде всего, вины лица, в отношении которого ведется административный процесс. Соединение дел не является обязательным, а направлено на максимально полное исследование обстоятельств совершения административного правонарушения и принятие по делу справедливого решения.

Возможность соединения дел о совершении одного и того же административного правонарушения совместно двумя или более физическими лицами диктуется необходимостью правильного определения роли и вины каждого из соучастников, но при этом не должны нарушаться права и законные интересы участников административного процесса. Именно в силу этого в ч. 3 ст. 11.3-1 ПИКоАП указывается, что сроки рассмотрения по всем соединенным делам текут с момента начала рассмотрения по первому из них, поступившему на рассмотрение.

О соединении дел об административных правонарушениях выносится постановление.

Раскрыв понятие, значение и общие условия рассмотрения дела об административном правонарушении, следует также остановиться и на структуре стадии рассмотрения дела об административном правонарушении. Глава 11 ПИКоАП четко разделяет данную стадию на несколько самостоятельных этапов, каждый из которых имеет свое функциональное назначение. Однако следует отметить, что в полной мере они проявляются лишь при рассмотрении дела в общем порядке, предусмотренном гл. 11 ПИКоАП. К таким этапам рассмотрения дела об административном правонарушении относятся:

  1. подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;
  2. непосредственное рассмотрение дела об административном правонарушении;
  3. вынесение постановления по делу об административном правонарушении.

2. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Данный этап в стадии рассмотрения дела об административном правонарушении необходим для того, чтобы обеспечить принятие законного, обоснованного и справедливого решения по делу об административном правонарушении. Он обобщает в себе необходимые условия организационно-правового характера, без которых невозможно непосредственное рассмотрение дела об административном правонарушении.

Эти условия в обобщенном виде можно определить следующим образом:

1) условия, определяющие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении данным судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс;

2) условия, определяющие порядок рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс.

К первой категории относятся условия, касающиеся установления таких обстоятельств, как:

  • а) определение того, относится ли рассмотрение данного дела об административном правонарушении к компетенции судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс (абз. 2 ст. 11.1 ПИКоАП);
  • б) определение того, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс (абз. 3 ст. 11.1 ПИКоАП);
  • в) определение того, имеются ли основания к возврату дела об административном правонарушении (ч. 1 ст. 11.3 ПИКоАП);
  • г) наличие или отсутствие сведений, необходимых для рассмотрения дела и вынесения по нему решения (абз. 4 ст. 11.1 ПИКоАП).

Судья, должностное лицо органа, уполномоченного рассматривать дело об административном правонарушении, при его поступлении устанавливает свою компетенцию на рассмотрение данного дела. Эта компетенция определяется в соответствии с положениями гл. 3 ПИКоАП. При этом учитывается не только предметная компетенция (т.е. компетенция в зависимости от вида административных правонарушений), но и территориальная компетенция (в зависимости от места расположения суда, органа, ведущего административный процесс). Если при этом будет установлено, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его для рассмотрения в суд, орган, ведущий административный процесс, к компетенции которых относится рассмотрение данных дел об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 11.3 ПИКоАП).

После установления своей компетенции на рассмотрение дела об административном правонарушении судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих административный процесс. Буквальное толкование нормы абз. 3 ст. 11.1 ПИКоАП позволяет говорить лишь об установлении наличия или отсутствия обстоятельств, указанных в ч. 1 — 2 ст. 9.6 ПИКоАП. При их обнаружении суд либо орган, ведущий административный процесс, выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении с изложением оснований, исключающих административный процесс, о чем сообщается заявителю, органу, ведущему административный процесс и составившему протокол об административном правонарушении, и лицу, в отношении которого ведется административный процесс.

Согласно ч. 1 ст. 11.3 ПИКоАП, если судья, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, при подготовке к рассмотрению дела установят, что органом, ведущим административный процесс и направившим дело об административном правонарушении для рассмотрения, не соблюдены требования к форме и содержанию протокола, либо прилагаемые к нему материалы не соответствуют их перечню, то дело об административном правонарушении в пятидневный срок возвращается органу, ведущему административный процесс. О возврате дела выносится соответствующее постановление. Следует обратить внимание на то, что оснований для возврата лишь два:

  • несоблюдение требований к форме и содержанию протокола об административном правонарушении;
  • несоответствие прилагаемых к протоколу об административном правонарушении материалов их перечню.

Недостаточность доказательств вины лица, в отношении которого ведется административный процесс, нарушение процессуальной формы материалов, содержащихся в деле об административном правонарушении (кроме протокола об административном правонарушении), не являются основаниями для возврата дела. Сроки устранения недостатков при возврате дела об административном правонарушении не указаны, в связи с этим органами, уполномоченными на подготовку дела об административном правонарушении, по общему правилу они трактуются аналогично со сроками на подготовку дела об административном правонарушении.

В ходе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении суд, уполномоченное должностное лицо всесторонне и объективно исследует поступившие материалы, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие обстоятельства административного правонарушения, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе. В случае недостаточности полученных материалов должностное лицо вправе истребовать дополнительные материалы.

Перечень дополнительных материалов в ПИКоАП не регламентируется. Ими могут быть различного рода справки, иные письменные материалы, в которых могут содержаться сведения об имеющих значение для дела обстоятельствах, характеристики, мнения специалистов, изложенные в письменной форме, ходатайства, вещи и предметы.

Истребование при необходимости дополнительных материалов позволяет повысить качество рассмотрения дела об административном правонарушении, защитить права и законные интересы участников административного процесса.

Ко второй группе условий, определяющих порядок рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, относятся:

  • а) определение состава участников рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • б) извещение их в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении;
  • в) принятие и направление для исполнения решения о приводе физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, его законного представителя, если рассмотрение дела в их отсутствие невозможно.

Глава 11 ПИКоАП определяет обязательность присутствия при рассмотрении дела ряда участников административного процесса с учетом того, что они надлежащим образом извещены и не заявлено ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие.

Извещение об участии в административном процессе осуществляется повесткой, в которой указывается время и место рассмотрения дела.

Не подлежат приводу несовершеннолетние в возрасте до шестнадцати лет, беременные женщины, больные, которые по состоянию здоровья не могут или не должны оставлять место своего пребывания, что удостоверено врачом, либо лица, имеющие явно выраженные признаки заболевания, препятствующего их приводу (ч. 3 ст. 8.12 ПИКоАП).

Привод является необходимой мерой обеспечения административного процесса в случаях, если дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено без участия физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, либо его законного представителя. Решение оформляется в форме постановления. Согласно ч. 4 ст. 8.12 ПИКоАП привод осуществляется уполномоченными лицами органов внутренних дел по месту жительства, регистрации или месту пребывания лиц. О невозможности привода лицом, осуществляющим привод, делается запись в постановлении о приводе, которое приобщается к делу об административном правонарушении.

Если физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, или его законный представитель сочтут целесообразным участие защитника в деле об административном правонарушении и заявят об этом ходатайство, то суд, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, информируют защитника о времени и месте рассмотрения дела. При неявке защитника рассмотрение дела откладывается, но не более чем на пять дней.

В случаях рассмотрения дела об административном правонарушении, по которому предусмотрена административная ответственность юридического лица, участие представителя юридического лица обязательно, за исключением случаев, когда представитель юридического лица, извещенный надлежащим образом, уклоняется от явки либо юридическое лицо письменно ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (ч. 3 ст. 11.4 ПИКоАП).

Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, могут признать необходимым участие в рассмотрении дела иных лиц. Этими лицами могут являться специалисты, эксперты, педагоги и др. Их участие при рассмотрении дела об административном правонарушении может являться инициативой как судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, так и заинтересованных участников административного процесса, заявивших об этом ходатайство. Но наличие такого ходатайства не влечет обязанности судьи и соответствующего должностного лица органа, ведущего административный процесс, привлекать к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении указанное в ходатайстве лицо.

Для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении может быть приглашено должностное лицо органа, ведущего административный процесс и направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение, если оно ходатайствует об этом. При этом судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении, не вправе отказать ему в этом.