Обстоятельства: При проведении проверки налоговым органом было выявлено нарушение директором ОДО налогового законодательства, что привело к неполной уплате налогов и сборов. Директор предприятия ссылался на то, что не мог нести субсидиарную ответственность, так как решением суда ОДО признано банкротом, а требования кредиторов признаны погашенными.
Требование: Об отказе в привлечении руководителя должника к субсидиарной ответственности.
Решение: Требование не было удовлетворено, так как директор ОДО не обеспечил составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Название документа: Постановление апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 30.08.2016 (дело N 243-11/2016-141А)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Апелляционная инстанция экономического суда Гомельской области, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу П. на решение экономического суда Гомельской области от 27 июля 2016 г. по делу N 243-11/2016 по исковому заявлению инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Гомеля к П. о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании 2026 руб. 05 коп. по обязательствам общества с дополнительной ответственностью «Б» (далее — ОДО «Б»), с участием представителей
Установила:
Решением экономического суда Гомельской области от 27 июля 2016 г. по делу N 243-11/2016 взыскано с гражданина П. в пользу инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Гомеля 2026 руб. 05 коп. в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам ОДО «Б».
П. (далее по тексту — ответчик) с решением суда первой инстанции не согласился, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении заявленных требований истцу отказать. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что сумма, доначисленная по акту проверки от 25.01.2011, неправомерно включена в реестр требований, так как нарушены нормы Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Проверка произведена с многочисленными нарушениями. Кроме того, решением хозяйственного суда Гомельской области от 29.04.2010 по делу N 7-11Б/2010 ОДО «Б» признано банкротом, в связи с чем исковые требования по взысканию сумм, включенных в акт от 25.01.2011, являются незаконными.
Ответчик в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району г. Гомеля (далее по тексту — истец) в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным, а жалобу — не подлежащей удовлетворению, поскольку в случае экономической несостоятельности должника лица, в том числе руководитель должника, имеющие право давать обязательные для должника указания либо имеющие возможность иным образом определять его действия, при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, апелляционная инстанция пришла к выводу, что решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба — удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением облисполкома от 25.02.2004 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей зарегистрировано ОДО «Б».
Решением хозяйственного суда Гомельской области от 29.04.2010 по делу N 7-11Б/2010 ОДО «Б» признано банкротом и в отношении его открыто ликвидационное производство. Определением хозяйственного суда Гомельской области от 19.10.2012 N 7-11Б/2010 ликвидационное производство по делу завершено.
Руководство ОДО «Б», бухгалтерский и налоговый учет осуществлял директор — П. — весь период.
Должностными лицами управления ДФР Комитета государственного контроля Республики Беларусь по области проведена тематическая проверка должника по вопросу соблюдения законодательства за период с 01.01.2007 по 30.04.2008. По результатам проверки составлен акт тематической проверки от 27.06.2008 (далее по тексту — акт).
На основании акта принято решение о взыскании с ОДО «Б» платежей в бюджет от 18.07.2008, согласно которому ОДО «Б» подлежит уплате (взысканию) в бюджет 120 391 276 рублей, в том числе: налогов, сборов — 117 304 943 рубля; пеней — 3 626 333 рубля.
Как следует из акта, нарушения законодательства, отраженные в данном акте проверки, допущены в результате действий (бездействия) директора ОДО «Б» П., который в нарушение статей 7, 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) не обеспечил достоверность данных, содержащихся в подписанных им накладных на получение товаров от ОДО «С», ООО «И», ЧПТУП «З» и на отгрузку товаров в адрес ЧПТУП «З», отразил их в бухгалтерском учете общества, таким образом не обеспечил составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, что привело к неуплате налогов и сборов.
В соответствии со статьями 64, 81, 82 Налогового кодекса Республики Беларусь, Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (с изменениями и дополнениями) налоговым органом проведена внеплановая проверка ОДО «Б» за период с 25.02.2004 по 20.01.2011, по результатам которой был составлен акт проверки от 25.01.2011.
В связи с непредставлением документов проверка проводилась в соответствии с Положением о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2010 N 426, — на основании сведений банка о движении денежных средств по расчетному счету и сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц.
На основании акта проверки от 25.01.2011 налоговым органом принято решение по акту выездной проверки ОДО «Б» от 18.02.2011, согласно которому ОДО «Б» подлежало внесению в бюджет налогов, сборов в сумме 8 662 846 рублей и пени за несвоевременную уплату налогов в бюджет — 3 353 293 рубля.
Апелляционной инстанцией отклоняется довод апеллянта о том, что сумма, доначисленная по акту проверки от 25.01.2011, неправомерно включена в реестр требований, так как при проведении проверки нарушены нормы Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Данный довод несостоятелен, поскольку налоговым органом проверка проведена в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» по причине ликвидации юридического лица.
Как следует из акта проверки от 25.01.2011, нарушения налогового законодательства, отраженные в разделах 1, 1.1, 4, 5, 9 акта проверки, допущены в результате действий (бездействия) директора ОДО «Б» П., который в нарушение статьи 6 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) не организовал работу бухгалтерии, что привело к недоначислению налогов, сборов, иных платежей в бюджет.
Согласно определению о завершении ликвидационного производства от 19 октября 2012 г. по делу N 7-11Б/2010 в связи с недостаточностью имущества должника требования кредиторов на сумму 20 455 921 рубль признаны погашенными.
В соответствии с пунктом 4 постановления Президиума Верховного Суда Республики Беларусь от 27.04.2016 N 2 «О практике рассмотрения экономическими судами дел о привлечении к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, признанного банкротом» при определении размера субсидиарной ответственности учитываются требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов или перечень внеочередных платежей, приложенных антикризисным управляющим к своему отчету по итогам ликвидационного производства.
В соответствии с реестром требований кредиторов на 19.10.2012 требования истца остались непогашенными.
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее по тексту — ГК), юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Согласно пунктам 5.1, 5.9. устава ОДО «Б» органом управления предприятия являются общее собрание участников и дирекция. Исполнительным органом в обществе является дирекция, осуществляющая текущее руководство деятельностью общества, состоящая из директора и исполнительного директора. Функции дирекции выполняет директор или исполнительный директор. К компетенции дирекции общества относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества.
Законными представителями плательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации (пункт 1 статьи 25 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь).
В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII (в редакции от 26.12.2007 N 302-З) «О бухгалтерском учете и отчетности» руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения.
Согласно пункту 5.13 устава ОДО «Б» дирекция несет ответственность за результаты работы общества.
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII (в редакции от 26.12.2007 N 302-З) «О бухгалтерском учете и отчетности» организации и их должностные лица, нарушающие законодательство Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В нарушение статьи 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, статьи 6 Закона Республики Беларусь от 18.12.1994 N 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» П. не обеспечил надлежащее ведение бухгалтерского и налогового учета. Вместе с тем П., являвшийся директором и учредителем ОДО «Б», должен был и имел возможность определять действия предприятия по всем направлениям, в том числе по созданию необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета.
Имеющиеся в деле доказательства с достоверностью свидетельствуют, что нарушения бухгалтерского и налогового законодательства, допущенные директором ОДО «Б», привели к неполной уплате налогов, сборов, что обусловило экономическую несостоятельность (банкротство) ОДО «Б».
Пунктом 3 статьи 52 ГК, частями 2, 6 статьи 11 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» установлено, что если экономическая несостоятельность (банкротство) должника — юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Кредитор (кредиторы) или его (их) правопреемники, государственные органы, прокурор, контролирующие органы вправе предъявить иски о привлечении к субсидиарной ответственности в случаях, указанных в части второй настоящей статьи, в течение десяти лет с момента возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в экономический суд, рассматривавший это дело.
В связи с тем, что управляющим до завершения ликвидационного производства иск о привлечении к субсидиарной ответственности не предъявлялся, в соответствии с требованиями законодательства с иском обратился кредитор — ИМНС Республики Беларусь по району г. Гомеля.
В силу пункта 9 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.10.2006 N 11 «О некоторых вопросах применения субсидиарной ответственности» при разрешении споров, связанных с ответственностью учредителей (участников) юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), собственника его имущества или других лиц, в том числе руководителя должника, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, экономический суд устанавливает следующие обстоятельства:
- Наличие у соответствующего лица права давать обязательные для юридического лица указания либо возможности иным образом определять его действия;
- Совершение соответствующим лицом действий (или его бездействие), свидетельствующих об использовании принадлежащего ему права давать обязательные для юридического лица указания или использовании своих возможностей иным образом определять его действия;
- Наличие причинно-следственной связи между использованием соответствующим лицом своих прав и (или) возможностей в отношении юридического лица и последствиями в виде признания должника банкротом;
- Недостаточность имущества должника для удовлетворения требований кредиторов.
Вина П. в доначислении должнику налогов подтверждена актами проверок компетентных органов.
Согласно частям 1, 2 статьи 6 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 N 3321-XII (в редакции от 26.12.2007 N 302-З) «О бухгалтерском учете и отчетности» руководитель организации обязан организовать бухгалтерский учет и создать необходимые условия для правильного его ведения. Руководитель организации должен обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части соблюдения правил ведения бухгалтерского учета, оформления и представления для учета документов и сведений.
Таким образом, материалы дела с достоверностью свидетельствуют, что ответчик, будучи должностным лицом, ответственным за ведение бухгалтерского учета, не организовал бухгалтерский учет и не создал необходимые условия для правильного его ведения.
Ввиду изложенного апелляционная инстанция отклоняет довод ответчика о том, что на него не может быть возложена субсидиарная ответственность.
Апелляционная инстанция признает необоснованным довод ответчика о том, что он не может нести субсидиарную ответственность, так как решением суда должник признан банкротом, а вступившим в законную силу постановлением суда о завершении ликвидационного производства от 19 октября 2012 г. по делу N 7-11Б/2010 требования кредиторов признаны погашенными.
Признание погашенными требований кредиторов на основании положений Закона о банкротстве в связи с недостаточностью имущества не исключает взыскание субсидиарной ответственности с виновных лиц, а напротив, является одним из оснований для взыскания субсидиарной ответственности, что предусмотрено пунктом 3 статьи 52 ГК, частями 2, 6 статьи 11 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Часть 2 статьи 100 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) предусматривает, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии со статьями 103, 104 ХПК суд, рассматривающий экономические дела, принимает и исследует только те доказательства, которые могут подтвердить или опровергнуть факты, подлежащие доказыванию по рассматриваемому делу. Обстоятельства дела, которые согласно законодательству должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться иными доказательствами.
Ответчик в нарушение части 2 статьи 100 ХПК не представил суду надлежащих доказательств в соответствии с требованиями статей 103, 104 ХПК, с достоверностью подтверждающих отсутствие его вины в экономической несостоятельности (банкротстве) должника.
На основании изложенного решение экономического суда Гомельской области от 27 июля 2016 г. по делу N 243-11/2016 является законным и обоснованным, установленных статьей 280 ХПК оснований для изменения или его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 133, 279, 281 ХПК, апелляционная инстанция
Постановила:
Решение экономического суда Гомельской области от 27 июля 2016 г. по делу N 243-11/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Постановление суда, рассматривающего экономические дела, апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца с момента вступления его в законную силу.