Обстоятельства: Юридическое лицо допустило реализацию товаров без наличия требуемых законодательством документов, подтверждавших отпуск в реализацию.
Решение: На юридическое лицо наложен штраф с конфискацией арестованных товаров.
Название документа: Постановление экономического суда Минской области от 01.12.2015 (дело N 450-8Ап/2015)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУДА МИНСКОЙ ОБЛАСТИ О НАЛОЖЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ
Судья экономического суда Минской области, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении экономического суда Минской области протокол и материалы дела, поступившие от инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по району в отношении частного торгового унитарного предприятия «М» (далее — ЧТУП «М») об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), с участием представителя ИМНС и ЧТУП «М»
Установил:
ЧТУП «М» допустило реализацию товаров в нарушение установленного законодательством порядка, выразившееся в реализации 17.11.2015 в торговом объекте (магазин «В») товаров (стиральные порошки, моющие средства, канцелярские принадлежности, посуда и т. п.) в количестве 92 единиц на общую сумму 4 410 800 рублей без наличия требуемых законодательством документов, подтверждающих отпуск его в реализацию (ТТН-1, ТН-2 и иных документов, предусмотренных законодательством).
Представитель ЧТУП «М» в протоколе об административном правонарушении вину юридического лица не отрицал, указав, что не успел оформить документы на внутреннее перемещение.
Проанализировав материалы дела, суд пришел к заключению, что в действиях юридического лица имеется нарушение вменяемого административного правонарушения.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 КоАП, посягающего на охраняемые законом общественные отношения в сфере оборота товаров (работ, услуг), может быть выражена в приобретении, хранении, использовании в производстве, транспортировке товаров, в их реализации в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов или документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов).
Факт реализации товара без документов, подтверждающих отпуск его в реализацию, подтверждается материалами дела, показаниями представителя юридического лица, изложенными в протоколе опроса.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 N 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее совершения.
Согласно подп. 1.12 п. 1 ст. 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан обеспечить, если иное не предусмотрено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена полномочными государственными органами, о приобретении товарно-материальных ценностей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей, при их транспортировке и в местах продажи, а также документов, подтверждающих отпуск из мест хранения в места продажи.
Отсутствие у субъекта предпринимательской деятельности первичного учетного документа, подтверждающего приобретение (поступление) к нему товара, хранение товара, транспортировку без установленных документов, образует состав административного правонарушения.
Доводы представителя ЧТУП «М», изложенные в протоколе об административном правонарушении, не могут быть приняты судом, так как в любом случае товаросопроводительные документы должны находиться вместе с товаром и предъявляться в момент проверки, что в данном случае не имело места.
В соответствии с п. 2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 N 192, накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.
Накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств, расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»; накладная ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).
Таким образом, и при внутреннем перемещении товаров законодатель требует наличие сопроводительных документов на перемещаемый груз, при этом из вышеуказанной Инструкции следует, что при перемещении груза с использованием транспортного средства должна выписываться именно ТТН-1, накладная ТН-2 используется для отпуска и приемки товаров, если их перемещение осуществляется без участия автомобиля (почтой или нарочным).
В соответствии с санкцией ч. 4 ст. 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) — влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
Определяя величину административного штрафа, суд, принимая во внимание объем реализуемого товара, а также то, что правонарушение совершено впервые, назначает штраф в размере 10 базовых величин, товар, реализуемый в нарушение установленного законодательством порядка, подлежит конфискации.
Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2014 N 1255 с 01.01.2015 базовая величина в Республике Беларусь установлена в размере 180 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11.9 — 11.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), судья
Постановил:
В соответствии с ч. 4 ст. 12.17 КоАП наложить на ЧТУП «М» административное взыскание в виде штрафа в размере 1 800 000 (один миллион восемьсот тысяч) рублей.
Конфисковать указанные в протоколе описи арестованного имущества от 17.11.2015 товарно-материальные ценности в количестве 92 единиц на общую сумму 4 410 800 рублей.
Настоящее постановление вступает в законную силу по истечении срока на обжалование (опротестование), если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном ПИКоАП.
Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана через экономический суд Минской области в течение 10 суток со дня объявления лицу, привлекаемому к административной ответственности, постановления о наложении административного взыскания (со дня вручения или получения копии постановления лицом, не участвующим в судебном заседании) в порядке, предусмотренном ст. ст. 12.1 — 12.4 ПИКоАП.
Вступившее в законную силу постановление о наложении административного взыскания обязательно для исполнения.
Лицо, подвергнутое административному взысканию, обязано уплатить штраф в срок не позднее пятнадцати дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления и письменно уведомить об этом экономический суд.
Оригинал квитанции (платежного поручения) об уплате штрафа необходимо представить в суд для приобщения к материалам дела.
Уплату штрафа следует производить в соответствии с прилагаемыми реквизитами с отметкой о конкретном получателе.
По истечении срока, установленного для добровольного исполнения постановления о наложении административного штрафа, если оно не исполнено либо в суд не поступило сообщение об исполнении настоящего постановления о наложении административного штрафа, настоящее постановление подлежит принудительному исполнению в порядке, установленном разделом IV ПИКоАП.