Постатейный комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях. Общая часть. Раздел III. Административное взыскание. Глава 6. Понятие, цели и виды административных взысканий. Глава 7. Наложение административного взыскания. Глава 8. Основания для освобождения от административной ответственности

Глава 6. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

Статья 6.1. Понятие и цели административного взыскания

1. Административное взыскание является мерой административной ответственности.

2. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

3. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

4. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Комментарий к статье 6.1

1. Административная ответственность — это не только вид юридической ответственности, но и часть административного принуждения. Под административным принуждением понимается словесно-психологическое и физическое воздействие государственных органов, которое осуществляется на правовой основе в отношении определенного физического или юридического лица с целью заставить, побудить его к соответствующему поведению, подчинению известным ограничениям или возложить на него одно из административных взысканий. Административное принуждение выражается в действиях уполномоченных органов и их должностных лиц по предупреждению, пресечению и раскрытию административных правонарушений. Административные взыскания признаются разновидностью мер административного принуждения и являются мерой административной ответственности. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что:

  • являются карательными санкциями;
  • преследуют специфические цели;
  • применяются в соответствии с детально урегулированной правом процедурой.

2. Совершение административных правонарушений влечет применение мер административных взысканий, которые менее суровы, чем наказания за преступления, т.е. не влекут судимости, как это имеет место при уголовной ответственности, и налагаются специальными органами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности (органами внутренних дел, таможенными органами, судами и др.). В то же время их применение наносит виновному правовой урон, временно ухудшает его правовое положение (ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности), а также создает состояние наказанности, которое прекращается, если лицо в течение года со дня окончания исполнения постановления не совершило нового административного правонарушения.

3. Превентивная цель применения административных взысканий состоит в предотвращении совершения не только административного проступка, но и других правонарушений — дисциплинарных проступков, преступлений и иных, в том числе и их рецидивов.

Статья 6.2. Виды административных взысканий

1. За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

  1. предупреждение;
  2. штраф;
  3. исправительные работы;
  4. административный арест;
  5. лишение специального права;
  6. лишение права заниматься определенной деятельностью;
  7. конфискация;
  8. депортация;
  9. взыскание стоимости предмета административного правонарушения.

2. В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 2, 6, 7, 9 части первой настоящей статьи.

3. Административные взыскания, указанные в пунктах 3, 4, 6, 7, 9 части первой настоящей статьи, налагаются только судом.

Комментарий к статье 6.2

1. Система административных взысканий представляет собой внутренне организованное единство, состоящее из иерархически упорядоченного множества относительно самостоятельных видов административных взысканий, совокупность которых выражает функциональное предназначение административного взыскания в социальной среде с учетом того, что применение административных взысканий сопряжено с ограничением имущественных и личных неимущественных прав нарушителя (права собственности, права на свободу передвижения, права на личную неприкосновенность и других прав).

Учитывая правовые последствия применения указанных в комментируемой статье Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) административных взысканий, можно предположить их следующую классификацию:

  • превентивные взыскания, применяемые к лицам, виновным в совершении незначительных административных проступков (предупреждение);
  • административные взыскания, предусматривающие принудительные имущественные санкции (штраф, исправительные работы, конфискация и взыскание стоимости предмета административного правонарушения);
  • взыскания, предусматривающие временное ограничение прав граждан (лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью);
  • взыскания, применение которых сопряжено с временной изоляцией правонарушителя от общества (административный арест);
  • административные взыскания, предусматривающие применение насильственных методов физического принуждения (депортация).

2. Следует отметить, что на сегодняшний день наиболее распространенным административным взысканием, применяемым к юридическим лицам, является штраф как мера имущественного характера.

Статья 6.3. Основные и дополнительные административные взыскания

1. Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

2. Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

3. Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

4. За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания из числа указанных в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

5. Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 6.3

1. В комментируемой статье выделяются три разновидности применения административных взысканий:

  • применяемые только в качестве основных;
  • применяемые в качестве как основных, так и дополнительных видов взыскания;
  • применяемые только в качестве дополнительных видов взыскания.

2. Дополнительные административные взыскания не назначаются самостоятельно, они могут налагаться только наряду с основными, т.е. санкцией за административный проступок могут быть основное взыскание либо основное и дополнительное.

Статья 6.4. Предупреждение

Предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

Комментарий к статье 6.4

1. По своему содержанию предупреждение как административное взыскание представляет собой карательную санкцию исключительно морального характера, поскольку выражается, по сути, в официальном (от имени государства) и легальном причинении правонарушителю морального вреда в виде душевной подавленности от ожидания более сурового административного наказания в тех случаях, когда его применение является вполне вероятным в случае совершения нового административного правонарушения и с учетом того, что предупреждение как менее строгий вид административного взыскания не смогло обеспечить достижение целей административного наказания.

Как всякая мера властного воздействия, предупреждение имеет свой объект легального посягательства, и, как следует из вышеизложенного, в качестве такового выступают в основном такие личные неимущественные права и нематериальные блага, как достоинство личности и деловая репутация. Отсюда ярко выраженный психологический характер рассматриваемой меры административной ответственности обусловливается властно-обязывающим воздействием на общественные установки личности правонарушителя посредством государственного порицания.

Предупреждение, как и другие виды административных взысканий, носит личный характер, т.е. применяется к конкретному физическому лицу, совершившему административное правонарушение, не затрагивая интересы других (третьих) лиц, и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме.

2. От предупреждения как вида административного взыскания необходимо отличать устные замечания, которые представляют собой средства убеждения и, естественно, не являются административными взысканиями. Устное замечание является профилактической мерой (носит исключительно предупредительный характер, т.е. предшествует административному правонарушению или может быть с ним не связано) и формой освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, применяется в связи с административным правонарушением, но не представляет собой реализацию административной ответственности, которая связана с наступлением состояния административной наказанности.

Статья 6.5. Штраф

1. Штраф является денежным взысканием, размер которого определяется исходя из базовой величины, установленной законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, а в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, — в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

2. Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть менее двух базовых величин, а на юридическое лицо — менее десяти базовых величин. Штраф за административные правонарушения против порядка налогообложения, а также предусмотренные статьей 23.74 настоящего Кодекса, налагаемый на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, может быть установлен в меньшем размере, но не может быть менее одной десятой базовой величины для индивидуального предпринимателя, менее пяти десятых базовой величины для юридического лица.

3. Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо — тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах. Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, в том числе индивидуального предпринимателя, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.

4. Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать десятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

5. Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от пяти до тридцати базовых величин.

6. Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на уплату штрафа и возмещение причиненного им вреда в порядке, предусмотренном Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, то штраф, налагаемый на физическое лицо, устанавливается в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, но не ниже пяти десятых базовой величины.

7. Положение части шестой настоящей статьи не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены такие виды административных взысканий, как административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность и если административное правонарушение совершено повторно; к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью; если совершенное административное правонарушение может повлечь административную ответственность юридического лица.

Комментарий к статье 6.5

1. Штраф предусмотрен КоАП в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП, но и иными законодательными актами (декретами и указами Президента Республики Беларусь). Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны. Во-первых, они выражаются в величине, кратной базовой величине. Во-вторых, размер штрафа может выражаться в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте.

2. Административный штраф может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного взыскания. Административный штраф налагается в зависимости от статуса субъекта административного правонарушения — физического лица, должностного лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица в размерах, определенных частями 2 — 6 комментируемой статьи. Превышение размеров административного штрафа допускается только при совершении правонарушений, определенных в частях 3 и 4 комментируемой статьи.

3. Штраф в размере нижнего предела штрафа, предусмотренного в санкции статьи Особенной части КоАП, не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены такие виды административных взысканий, как административный арест, лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, депортация или взыскание стоимости предмета административного правонарушения, если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность и если административное правонарушение совершено повторно; к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью; если совершенное административное правонарушение может повлечь административную ответственность юридического лица.

Статья 6.6. Исправительные работы

  1. Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьей 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
  2. Из заработка физического лица, которому назначены исправительные работы в соответствии с частью первой настоящей статьи, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.
  3. Исправительные работы не могут быть назначены беременным женщинам, инвалидам I и II группы, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет, а также лицам, указанным в части второй статьи 4.6 и части первой статьи 4.7 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 6.6

1. Данное административное взыскание относится к санкциям, ограничивающим имущественные права нарушителя. Исправительные работы представляют собой длящееся денежное взыскание, отличающееся от другой разновидности денежного взыскания, предусмотренного КоАП, — административного штрафа. Их основные различия заключаются в сроках исполнения — штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дней со дня вручения ему постановления о применении данного взыскания. В отличие от административного штрафа исправительные работы назначаются судом (судьей).

2. Административное взыскание в виде исправительных работ напоминает аналогичное уголовное наказание:

  • по порядку назначения и размерам денежного взыскания — в обоих случаях исправительные работы назначаются судом, предельный размер денежных удержаний не может превышать 20% заработка нарушителя;
  • по правовым последствиям уклонения от его исполнения — неотбытый срок административного взыскания, уголовного наказания в виде исправительных работ может быть заменен соответственно взысканием (наказанием) (при уклонении от отбывания взыскания, примененного за совершение мелкого хулиганства, — штрафом или административным арестом, в случае злостного уклонения от отбывания уголовного наказания — ограничением свободы, арестом или лишением свободы).

Статья 6.7. Административный арест

1. Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

2. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста, а также к лицам, указанным в части второй статьи 4.6 и части первой статьи 4.7 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 6.7

1. Административный арест может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания. Административный арест — единственный из видов административных взысканий, который ограничивает свободу нарушителя. Административный арест является суровым административным наказанием и применяется за правонарушения, граничащие по своей общественной опасности с преступлениями, либо за злостное совершение административных правонарушений. Арест заключается в лишении виновного свободы на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении. Лица, подвергнутые административному аресту, содержатся в специальных приемниках или изоляторах временного содержания органов внутренних дел.

2. Административное взыскание в виде административного ареста применяется лишь в исключительных случаях за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 10.5, 11.1, 11.2, 15.45, 15.47, 17.1, 17.3, 18.16, 18.17, 23.3, 23.14, 23.34, 24.1, 24.4, 24.6, 24.12 КоАП. По смыслу части 1 комментируемой статьи административный арест применяется только при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исчерпывающий перечень которых указан в части 1 статьи 7.3 КоАП. Если таковые отсутствуют, должны быть применены другие, менее суровые административные взыскания, например альтернативное взыскание в виде административного штрафа или исправительных работ.

3. Лица, подвергнутые административному аресту за указанные правонарушения, используются на физических работах. В случае совершения данных административных правонарушений лицами, указанными в части 2 комментируемой статьи, к ним может быть применено любое административное взыскание, предусмотренное названными выше статьями КоАП, кроме административного ареста.

Статья 6.8. Лишение специального права

1. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом.

2. Лишение специального права устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

3. Лишение права управления транспортным средством не может назначаться физическому лицу, которое пользуется этим средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения либо состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отказа от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, или оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия.

Комментарий к статье 6.8

1. Наличие у гражданина специального права подтверждается разрешительными документами (например, водительским удостоверением). Лишение специального права, ранее предоставленного данному гражданину, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП (статьи 15.37, 17.2, 18.13, 18.14, 18.16, 18.17, 18.21, 23.48, 23.71). Административное взыскание в виде лишения специального права ограничено временным лимитом в 3 года, по истечении этого срока правомочия лица должны быть восстановлены. В этом случае изъятые документы возвращаются. Таким образом, данное административное взыскание представляет собой временное приостановление правомочий нарушителя — физического лица. При этом срок лишения такого права не может быть менее 6 месяцев.

2. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Лишение специального права применяется чаще всего в отношении водителей. Лишение водительских прав предусматривается КоАП за грубые нарушения Правил дорожного движения, например управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, отказ от прохождения медицинского освидетельствования, нарушение водителями правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого телесного повреждения потерпевшему.

Статья 6.9. Лишение права заниматься определенной деятельностью

1. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

2. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.

Комментарий к статье 6.9

1. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется только тогда, когда правонарушение связано с этой деятельностью, а сохранение права признано невозможным. По сути, в данном случае суд, налагающий такое административное взыскание, прекращает действие лицензии на определенный срок. При этом лишение права заниматься определенной деятельностью распространяется на вид деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия) в соответствии с перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003 N 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Обычный срок такого лишения — от 6 месяцев до года (назначается целое число месяцев или год).

2. Срок лишения права заниматься определенной деятельностью зависит от того, является ли оно дополнительным или основным видом административного взыскания в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП (статьи 9.23, 11.25, 11.26, 12.7, 12.16, 12.37, 12.38, 15.40, 15.41, 15.46, 23.12).

Статья 6.10. Конфискация

1. Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Независимо от назначенного административного взыскания применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Комментарий к статье 6.10

1. Конфискация представляет собой разновидность административных взысканий, ограничивающих имущественные права нарушителя. Одна из основных особенностей конфискации состоит в том, что она может быть применена только судом. Другая ее особенность заключается в том, что она применяется строго в отношении дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, причем независимо от того, принадлежат ли они нарушителю на праве собственности или находятся у него на иных законных основаниях.

Очевидно, что отсутствие в КоАП ограничительного положения, исключающего возможность конфискации предметов, не находящихся в собственности лица, привлекаемого к административной ответственности, обусловлено необходимостью защиты публичных интересов государства. Ведь сам собственник далеко не всегда является непосредственным участником общественных отношений, возникающих по поводу принадлежащего ему имущества, его участие может быть опосредовано действиями других субъектов, которым он вверяет свое имущество в управление, владение или пользование и которые от его имени совершают в отношении его соответствующие действия. В таких случаях указанное имущество может стать предметом административного правонарушения со стороны лица, которому оно вверено собственником, или орудием его совершения. Прежде всего, это характерно для таможенных правонарушений, субъектами которых являются, как правило, не собственники, а лица, перемещающие товары, и таможенные посредники (брокеры), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные средства от собственного имени.

В этой связи необходимо четко разграничивать понятия «предмет» и «орудие и средства совершения административного правонарушения», которые не являются равнозначными. В действующем законодательстве содержание указанных понятий не раскрывается. Однако в специальной литературе и на практике они достаточно разработаны. Так, под предметом административного правонарушения принято понимать вещи и иные ценности, по поводу которых возникают общественные отношения, составляющие объект правонарушения. Под орудиями и средствами совершения административного правонарушения следует понимать движимое и недвижимое имущество, используемое для осуществления объективной стороны правонарушения.

2. Согласно нормам части 1 пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) изъятыми из оборота являются объекты гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается посредством указания в законе. Действующее законодательство Республики Беларусь не содержит запрета на нахождение в гражданском обороте ни национальных денежных средств, ни иностранной валюты, за исключением случаев, если таковые являются поддельными.

Таким образом, применение специальной конфискации в отношении арестованного (изъятого) имущества и предмета правонарушения (денежные средства, принятые с нарушением установленного порядка приема; вся иностранная валюта, находящаяся у правонарушителя при приеме валюты в качестве платежного средства) является неправомерным.

Статья 6.11. Депортация

Депортация — административное выдворение за пределы Республики Беларусь — применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Комментарий к статье 6.11

1. В соответствии со статьей 60 Закона Республики Беларусь от 03.06.1993 N 2339-XII «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» иностранцы могут быть подвергнуты депортации в случаях и порядке, определенных законодательными актами Республики Беларусь.

2. Согласно Положению о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2007 N 333 «Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства», в соответствии с постановлением о депортации иностранец может быть депортирован в одно из следующих государств:

  • государство гражданской принадлежности;
  • государство обычного места жительства;
  • государство, с территории которого он прибыл в Республику Беларусь;
  • государство, изъявившее желание его принять;
  • государство, ходатайствующее о его выдаче.

3. Срок выезда иностранца из Республики Беларусь в соответствии с постановлением о депортации определяется исходя из оснований для вынесения такого постановления, обстоятельств въезда, пребывания или проживания в Республике Беларусь и минимального периода времени, необходимого для его въезда в другое государство. Расходы, связанные с депортацией, производятся за счет иностранца либо юридического лица или физического лица, ходатайствовавших о его въезде в Республику Беларусь. В случаях, если возмещение расходов за счет средств этих лиц невозможно, депортация осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

4. На основании решения о депортации иностранец включается в список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен. В случае депортации иностранца в его документе для выезда за границу проставляется соответствующая отметка. Срок запрета въезда в Республику Беларусь от одного года до десяти лет устанавливается с учетом обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о депортации, и иных сведений, характеризующих личность иностранца, а также связанных с его пребыванием в Республике Беларусь.

Статья 6.12. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения

1. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств.

2. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, против порядка управления или в области таможенного регулирования, если в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена их конфискация.

Комментарий к статье 6.12

1. Взыскание стоимости предмета административного правонарушения — это принудительное изъятие и обращение в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость связанных с проступком предметов, товаров и (или) транспорта, которое применяется при отсутствии соответствующих предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения в области предпринимательской деятельности, против порядка управления или в области таможенного регулирования, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрена их конфискация.

2. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, заключается в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях — свободная цена на день выявления правонарушения.

Глава 7. НАЛОЖЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ

Статья 7.1. Общие правила наложения административного взыскания

1. Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

2. При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения и личность физического лица, совершившего административное правонарушение, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.

3. При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица.

4. Наложение административного взыскания не освобождает физическое или юридическое лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание.

Комментарий к статье 7.1

1. Административное взыскание может быть наложено в пределах, предусмотренных санкцией соответствующей правовой нормы; за одно административное правонарушение может быть применено основное либо основное и дополнительное взыскания. При совершении нескольких административных проступков административное взыскание налагается за каждый из них в соответствии со статьей 7.4 КоАП. Специальная конфискация применяется независимо от того, указана ли она в санкции статьи Особенной части КоАП.

2. При наложении административного взыскания на физическое лицо всегда должны применяться два основных критерия:

  • объективный — заключается в том, что взыскание налагается в соответствии с КоАП (при этом должны быть учтены особенности совершенного правонарушения — характер, обстоятельства его совершения, причиненный нарушителем вред имущественного и неимущественного характера);
  • субъективный — предполагает оценку личных особенностей правонарушителя, его имущественного статуса, учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершенный проступок (при выяснении в процессе производства по делу характера вины правонарушителя должны быть проанализированы все особенности субъективной стороны состава административного проступка, позволяющие идентифицировать признаки умышленного или неосторожного деяния, а также наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность; при оценке имущественного положения правонарушителя должно быть выявлено наличие или отсутствие причинной связи между имущественным статусом лица и совершенным проступком).

3. Часть 3 комментируемой статьи определяет также общие правила наложения административных взысканий на юридическое лицо. В этом случае должны быть приняты во внимание характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. Таким образом, предполагаетcz оценка рассмотренных объективных и субъективных факторов административного правонарушения, необходимость выявления которых предусмотрена комментируемой статьей при совершении проступков физическими лицами.

Статья 7.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  1. чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
  2. предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  3. добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  4. наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
  5. совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
  6. совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  7. совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
  8. совершение административного правонарушения беременной женщиной.

2. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.

3. Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Комментарий к статье 7.2

1. Обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение, включают признаки, позволяющие квалифицировать степень общественной опасности проступка и применить менее суровые санкции к правонарушителю. По смыслу КоАП такие обстоятельства учитываются непосредственно перед наложением взыскания, когда наличие признаков состава административного правонарушения уже выявлено, т.е. обстоятельства, смягчающие ответственность за административные правонарушения, находятся за рамками соответствующего состава.

Анализ комментируемой статьи позволяет сделать вывод о том, что обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут быть классифицированы как обстоятельства, касающиеся личности лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, касающиеся обстановки совершения административного правонарушения, обстоятельства, характеризующие административное правонарушение, обстоятельства, проявляющиеся в процессе совершения административного правонарушения или сразу после его совершения.

2. Чистосердечное раскаяние означает негативную оценку лицом факта правонарушения и причиненного им вреда, всегда является следствием личной оценки правонарушителем совершенного им проступка. При этом гражданин основывается на собственном мировоззрении, определяющем его негативное отношение к правонарушению. Раскаяние лица под воздействием мер морального или физического принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

3. К смягчающим обстоятельствам КоАП относит и предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения, а также добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание. При оценке этих признаков следует иметь в виду следующее:

  • предотвратить причинение вредных последствий физическое лицо может только в случае добровольного или вынужденного отказа от совершения правонарушения, т.е. до начала административного производства;
  • поскольку иным способом предотвратить общественно опасные последствия правонарушения невозможно, лицо не может быть признано виновным ввиду отсутствия события и состава административного проступка, административное производство по делу в этом случае исключается;
  • в отличие от вышеуказанных особенностей предотвращения вреда от правонарушения возмещение вреда, причиненного проступком, или его устранение возможно только в случае уже совершенного административного правонарушения (добровольность возмещения или устранения общественно опасных последствий означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения).

4. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка, а также совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств. Наличие у лица субъективных трудностей не всегда связано с его семейным статусом, именно поэтому КоАП различает эти понятия. Под тяжелыми обстоятельствами чаще всего имеются в виду материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является административное правонарушение.

5. Обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение правонарушения, среди прочих является совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости (в частности, применительно к налоговым правонарушениям).

6. Несовершеннолетний (или лицо, достигшее семидесяти лет), совершивший административный проступок, чаще всего не способен самостоятельно (адекватно) оценить общественную опасность деяния, поэтому КоАП и квалифицирует совершение противоправных действий несовершеннолетним (или лицом, достигшим семидесяти лет) в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.

7. При рассмотрении правонарушения, совершенного беременной женщиной, принимаются во внимание физиологические особенности лица, которые не всегда позволяют предвидеть вред, причиняемый проступком.

8. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим: судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о проступке, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в комментируемой статье. Открытый перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, позволяет правоприменителю признать в качестве смягчающих обстоятельств состояние здоровья лица, которое совершило административное правонарушение, в частности учесть инвалидность водителя транспортного средства, социальные заслуги (наличие государственных наград), положительные характеристики с места работы и т.д.

Статья 7.3. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  1. продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;
  2. совершение административного правонарушения повторно;
  3. вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;
  4. совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;
  5. совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;
  7. совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;
  8. совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;
  9. совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ;
  10. совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей.

2. Суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать отягчающим административную ответственность обстоятельство, указанное в пункте 2 части первой настоящей статьи.

3. Суд, орган, ведущий административный процесс, не могут признать отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в настоящей статье.

4. Отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Комментарий к статье 7.3

1. В отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, перечень признаков, отягчающих ответственность, указанных в комментируемой статье, не может быть изменен (дополнен), поскольку он является исчерпывающим, или закрытым. К таким обстоятельствам относятся только действия (бездействие), способные увеличить вред проступка. Для административных проступков с отягчающими признаками характерна вина в форме прямого умысла, при этом выявляются признаки противоправного умышленного действия. Последнее представляет собой мотивированный с точки зрения правонарушителя акт, следствием которого может быть причинение ущерба потерпевшему (физического, морального или материального вреда).

2. Судья, должностное лицо, налагающие административное взыскание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим. Это означает, что признание условия, указанного в комментируемой статье в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, является правом лиц, уполномоченных налагать административное взыскание. Например, должностное лицо, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, в зависимости от характера правонарушения может не признать в качестве обстоятельства, отягчающего ответственность за нарушение таможенных правил, совершение правонарушения в состоянии опьянения.

Статья 7.4. Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений

1. При совершении физическим лицом двух или более административных правонарушений основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности.

2. Порядок, предусмотренный частью первой настоящей статьи, применяется и в случаях совершения нескольких административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс. При этом суд, орган, ведущий административный процесс, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяют административное взыскание по совокупности совершенных административных правонарушений путем полного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:

  1. штраф, налагаемый в базовых величинах на физическое лицо, — ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, порядка осуществления экономической деятельности, порядка управления — тысячи базовых величин;
  2. лишение специального права — пяти лет;
  3. лишение права заниматься определенной деятельностью — двух лет;
  4. административный арест — двадцати пяти суток.

3. К окончательному основному административному взысканию суд, орган, ведущий административный процесс, присоединяют дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения.

4. Постановления о наложении административных взысканий, относящихся к различным видам, наложенные за отдельные административные правонарушения, приводятся в исполнение самостоятельно.

Комментарий к статье 7.4

1. При квалификации деяний физического лица как совокупности административных правонарушений действует правило сложения административных взысканий: при совершении одним лицом двух и более административных правонарушений административные санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

2. Если физическое лицо привлекается к ответственности за совокупность административных правонарушений, важно определить, действительно ли речь идет о различных деяниях или перед нами одно и то же деяние, выразившееся в различных последствиях.

Статья 7.5. Исчисление срока административного взыскания

Срок административного взыскания исчисляется в случае применения:

  • административного ареста — сутками;
  • лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью — месяцами, годами.

Комментарий к статье 7.5

1. Применение административных взысканий, указанных в Особенной части КоАП, означает временное ограничение прав нарушителя, обусловленное в пределах, определенных санкцией правовой нормы, сроком, указанным во вступившем в законную силу постановлении о наложении данного взыскания. По его истечении нарушитель восстанавливается в своих правах.

2. Исчисление сроков возможно лишь при наложении указанных административных взысканий, ограничивающих свободу либо предусматривающих применение санкций в виде лишения прав. Наложение административных взысканий в виде предупреждения, штрафа, исправительных работ, конфискации, депортации, взыскания стоимости предмета административного правонарушения не обусловлено исчислением сроков.

Статья 7.6. Сроки наложения административного взыскания

1. Административное взыскание может быть наложено:

  1. за совершение административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его совершения;
  2. за совершение длящегося административного правонарушения — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;
  3. за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования — не позднее шести месяцев со дня его совершения;
  4. за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, — не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8 — 13.11 настоящего Кодекса, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее одного года со дня их совершения, статьей 13.14 настоящего Кодекса, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее двух лет со дня их совершения и двух месяцев со дня их обнаружения;
  5. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 настоящего Кодекса, — не позднее одного года со дня его совершения;
  6. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 23.18 настоящего Кодекса, — на физических лиц и индивидуальных предпринимателей — не позднее двух лет со дня его совершения и трех месяцев со дня его обнаружения.

2. В случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня отмены постановления и не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования — не позднее семи месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также по иным административным правонарушениям, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, — не позднее тридцати семи месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.14 настоящего Кодекса, административное взыскание за которое может быть наложено не позднее двадцати пяти месяцев со дня его совершения, по административному правонарушению, предусмотренному статьей 9.21 настоящего Кодекса, — не позднее тринадцати месяцев со дня его совершения, по административному правонарушению, предусмотренному статьей 23.18 настоящего Кодекса, — на физических лиц и индивидуальных предпринимателей — не позднее двадцати пяти месяцев со дня его совершения.

3. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Комментарий к статье 7.6

1. В КоАП определены сроки наложения административного взыскания исходя из следующих позиций. Во-первых, давностные сроки, установленные законодателем, зависят от вида и характера административного правонарушения. Во-вторых, сроки привлечения к административной ответственности поставлены в зависимость и от вида административного взыскания. В-третьих, по определенной категории дел существенно дифференцированы сроки назначения административных взысканий, налагаемых как на физических, так и на юридических лиц. В-четвертых, свои давностные сроки установлены при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении в случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту. В-пятых, для применения института давности привлечения к административной ответственности необходимо установить не только срок давности, но также и определить, с какого момента начинается отсчет срока давности, какие обстоятельства прекращают течение срока давности, какие периоды не учитываются при исчислении срока давности.

2. По общему правилу срок наложения взыскания начинает течь со дня совершения административного правонарушения. При исчислении двухмесячного срока не принимается в расчет день совершения правонарушения, его течение начинается с ноля часов дня, следующего за днем совершения проступка. По-иному исчисляется срок в случае выявления факта длящегося правонарушения, то есть непрерывно осуществляющегося в течение определенного времени. В данном случае началом течения давностного срока будет не день совершения правонарушения, а день его обнаружения. Началом течения давностного срока наложения административного взыскания может быть также день принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. В данном случае дело должно быть рассмотрено и административное взыскание наложено в течение одного месяца со дня вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении независимо от даты совершения самого проступка.

3. День совершения административного правонарушения должен быть подтвержден протоколом, в тех случаях, когда протокол не составляется, день совершения административного правонарушения устанавливается на основе других, предусмотренных КоАП, доказательств: показаний свидетелей, потерпевших и иных фактических данных, относимых к доказательствам по делу. Исчисление сроков наложения административного проступка начинается с момента установления факта проступка, подтвержденного протоколом или иным указанным выше способом. В то же время противоправное действие (бездействие) при длящемся проступке уже было совершено, причем правонарушение продолжалось вплоть до момента его выявления, поэтому к юридическому факту, подтверждающему наличие длящегося проступка, относится его обнаружение (в большинстве случаев день составления акта проверки), со дня которого начинают исчисляться сроки наложения административного взыскания.

4. Давностные сроки наложения административного взыскания отличаются от иных видов сроков тем, что они не приостанавливаются, не продлеваются и, что самое главное, не восстанавливаются. Изложенное обстоятельство при определенном стечении обстоятельств может привести к освобождению лица, совершившего административное правонарушение, от предусмотренной КоАП административной ответственности за содеянное, т.е. может не сработать принцип неотвратимости наказания.

Статья 7.7. Зачет времени задержания

В срок административного ареста засчитывается срок задержания.

Комментарий к статье 7.7

1. Административный арест является таким же ограничением неприкосновенности личности, как и задержание. Поэтому в комментируемой статье предусмотрено, что срок задержания включается в срок административного ареста. Однако при этом следует иметь в виду, что такой зачет возможен только в случае, если такая мера обеспечения производства по материалам дела об административном правонарушении была применена к правонарушителю в связи с совершением им административного проступка, за который назначен административный арест, т.е. должна существовать причинно-следственная связь между задержанием и назначенным наказанием.

2. Зачет предварительного заключения — не право, а обязанность уполномоченного лица, вынесшего постановление о назначении наказания в виде административного ареста. Зачету предшествует назначение правонарушителю основного наказания в виде административного ареста, срок отбывания которого исчисляется с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении. В тех случаях, когда до вынесения постановления правонарушителю избиралась мера пресечения в виде административного задержания, уполномоченное лицо, ведущее административный процесс, должно указать о зачете всего времени задержания (начиная с момента фактического задержания и до момента вынесения постановления) в срок административного ареста.

Статья 7.8. Возложение обязанности возместить причиненный вред

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

Комментарий к статье 7.8

1. Порядок возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненного административным правонарушением, определяется гражданским законодательством. Процессуальная деятельность в данном случае обусловлена совершением гражданского правонарушения. При этом к нарушителю применяются санкции в соответствии с гражданским законодательством наряду с административными взысканиями, назначаемыми в соответствии с КоАП.

2. Обязательства вследствие причинения вреда определяются главой 58 ГК. Согласно пункту 1 статьи 933 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. ГК различает причинение вреда в состоянии необходимой обороны и в состоянии крайней необходимости: вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, подлежит возмещению причинителем вреда, в отличие от вреда, причиненного в состоянии необходимой обороны, не подлежащего возмещению в том случае, если не были превышены ее пределы. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счет казны Республики Беларусь или казны административно-территориальной единицы.

3. Обязательствам вследствие причинения вреда присущ особый порядок квалификации виновности деяния, отличный от установления признаков вины при совершении административного проступка: причинитель вреда освобождается от его возмещения лишь в том случае, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Статья 7.9. Наложение административного взыскания при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность

При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами 3 и 5 части 1 статьи 7.2 настоящего Кодекса, а также иных обстоятельств, признанных смягчающими органом, ведущим административный процесс, административные взыскания за правонарушения, предусмотренные статьями 13.1 — 13.11 настоящего Кодекса, налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в указанных статьях минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.

Комментарий к статье 7.9

1. Квалификация обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение административного правонарушения против порядка налогообложения, всегда учитывается при применении административного взыскания. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер налагаемого штрафа подлежит уменьшению в два раза.

2. Применение смягчающих обстоятельств имеет субъективный характер в силу самой формулировки нормы. При этом необходимо учитывать, что между обстоятельствами, которые заявляются как смягчающие, и совершением правонарушения должна иметься причинная связь. Поэтому не может применяться как смягчающее обстоятельство, например, ссылка индивидуального предпринимателя, несвоевременно вставшего на налоговый учет, на отсутствие у него денежных средств на уплату штрафа вследствие того, что им не осуществлялась деятельность без постановки на налоговый учет. В то же время к смягчающим обстоятельствам по усмотрению органа, ведущего административный процесс, можно отнести:

  • отсутствие неблагоприятных экономических последствий правонарушения и причиненного государству материального ущерба;
  • совершение правонарушения впервые;
  • ошибочность действий налогоплательщика при исчислении налогов (отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения, его совершение по неосторожности) и т.д.

Глава 8. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Статья 8.1. Общие положения об освобождении от административной ответственности

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Комментарий к статье 8.1

1. Законодательство, базируясь на принципах демократизма, гуманности, экономии средств государственного принуждения и последовательного использования убеждения, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших правонарушения, от того или иного вида юридической ответственности. Главное состоит в том, чтобы при решении вопроса об освобождении нарушителя от административной ответственности были тщательно учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

2. По содержанию и юридическим последствиям освобождение от административной ответственности сходно с обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, т.е. их объединяет противоправность деяния и возможность привлечения к ответственности. Действительно, содержанием ситуации является административное правонарушение, а юридические последствия (результат) в конечном итоге совпадают и заключаются в отказе органа, ведущего административный процесс, от привлечения к административной ответственности того или иного лица. Вместе с тем основания освобождения от административной ответственности и обстоятельства, исключающие неправомерность деяния, существенно различаются: в одном случае это малозначительность совершенного правонарушения или особенности характера правонарушения и личности правонарушителя, а в другом — крайняя необходимость, необходимая оборона, обоснованный риск.

Статья 8.2. Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения суд, орган, ведущий административный процесс, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Комментарий к статье 8.2

1. При малозначительности административного правонарушения устанавливается факт его совершения, а также выявляются все признаки состава правонарушения, однако орган, ведущий административный процесс, вправе освободить нарушителя от применения административных взысканий. Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела. Необходимой правовой предпосылкой для принятия данного решения является незначительный размер имущественного ущерба либо несущественность телесного, морального вреда, а также отсутствие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.

2. Толкование данного понятия характеризуется определенными сложностями и имеет свои особенности. Во-первых, в КоАП не дано определения понятия и критериев малозначительности административного правонарушения. При этом малозначительность административного правонарушения как оценочное понятие является абсолютно неопределенным понятием: законодателем не дано как определение, так и критерии его оценки; установление содержания этого понятия делегировано судьям, органам, должностным лицам, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении. Во-вторых, при установлении содержания малозначительности административного правонарушения правоприменительный орган в качестве оценочных критериев должен использовать совокупность как правовых, так и неправовых факторов (количественные и качественные признаки правонарушения, ситуационные факторы, личностные характеристики, нравственные стандарты поведения, сложившиеся в обществе, и другие).

Статья 8.3. Освобождение от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из обстоятельств, указанных в пунктах 2, 3, 6 части первой статьи 7.2 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 8.3

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
  • добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;
  • совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости.

Статья 8.4. Освобождение от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, влекущее административную ответственность, по требованию потерпевшего либо его законного представителя освобождается от административной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим либо его законным представителем.

Комментарий к статье 8.4

1. Освобождение от административной ответственности в связи с примирением с потерпевшим обусловлено волеизъявлением потерпевшего, внешне выраженным в свободном и добровольном заявлении, представленном лицу, ответственному за ведение дела. При этом не имеет значения, от кого — от правонарушителя или от потерпевшего — исходила инициатива примирения. Главное заключается в том, что потерпевший официально заявил о своем нежелании привлечь данное конкретное лицо к административной ответственности по мотивам, которые могут быть самого различного свойства (прощение в связи с возмещением или заглаживанием вреда, жалость в связи с тяжелым материальным положением правонарушителя, удовлетворение в связи с раскаянием правонарушителя и др.).

2. Комментируемая статья предусматривает возможность освобождения от административной ответственности только такого лица, в отношении которого она может быть реально применена ввиду совершения им административного правонарушения, влекущего административную ответственность по требованию потерпевшего либо его законного представителя. Освобождение от административной ответственности допустимо лишь при строго добровольном отказе потерпевшего от административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, и недопустимо, если заявление об отказе и о примирении является результатом угрозы, иных форм психического и тем более физического принуждения со стороны правонарушителя в отношении потерпевшего.

3. Примирение лица, совершившего административное правонарушение, с потерпевшим, по сути, можно считать разновидностью деятельного раскаяния. При этом идея примирения, во-первых, дает возможность разрешить конфликтную ситуацию между пострадавшим и лицом, совершившим административное правонарушение, без дополнительных условий и с меньшими процессуальными и моральными затратами; во-вторых, способствует решению противоречий нерепрессивными мерами, сглаживает их; в-третьих, гарантирует восстановление нарушенного права, компенсацию издержек, связанных с нанесением ущерба благам потерпевшего; в-четвертых, помогает достичь компромисса между всеми заинтересованными субъектами административного процесса.

Статья 8.5. Освобождение от административной ответственности военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (статья 4.7 настоящего Кодекса), совершившие административные правонарушения, могут быть освобождены от административной ответственности с передачей материалов о правонарушениях соответствующим органам для решения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности, за исключением случаев, когда в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса предусмотрены такие виды административных взысканий, как лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения, а также если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность.

Комментарий к статье 8.5

1. Под правовыми (юридическими) основаниями дисциплинарной ответственности понимаются нормы законов Республики Беларусь от 05.11.1992 N 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе», от 13.11.1992 N 1939-XII «О статусе военнослужащих», указов Президента Республики Беларусь от 31.08.1999 N 509 «Об утверждении Дисциплинарного устава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь», от 07.05.2001 N 243 «Об утверждении Дисциплинарного устава должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь», от 26.06.2001 N 355 «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Республики Беларусь», от 29.05.2003 N 218 «Об утверждении Дисциплинарного устава органов внутренних дел Республики Беларусь и текста Присяги лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Республики Беларусь», от 20.12.2007 N 660 «О некоторых вопросах органов финансовых расследований Комитета государственного контроля».

2. Дисциплинарный проступок — это дисциплинарно противоправное и виновное нарушение (невыполнение или ненадлежащее выполнение) военнослужащим (иным лицом, на которое распространяется действие дисциплинарного устава или специального положения о дисциплине) установленных дисциплинарным уставом или специальным положением о дисциплине возложенных на него обязанностей и запретов по службе.

Состав дисциплинарного проступка — это система установленных законодательством обязательных объективных и субъективных элементов, признаки которых характеризуют правонарушение военнослужащего (иного лица, на которое распространяется действие дисциплинарного устава или специальных положений о дисциплине).

3. Объектом воинского дисциплинарного проступка выступают интересы военной службы, воинская дисциплина и специфические военно-служебные отношения, связанные с порядком военного управления, нормальному развитию и реализации которых этот дисциплинарный проступок препятствует. Под предметом воинского дисциплинарного проступка понимаются различные материальные образования, по поводу или в связи с которыми устанавливается определенный порядок военно-служебных отношений.

Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка — это внешнее проявление посягательства на охраняемый законодательством объект. Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка включает:

  • внешнюю сторону поведенческого акта военнослужащего в форме совершения каких-либо действий или бездействия;
  • вредные последствия или создание угрозы причинения вреда;
  • причинную связь между проступком и последствиями, а также ряд обстоятельств, представляющих собой условия, место, время, обстановку совершения проступка.

Обязательным признаком состава любого воинского дисциплинарного проступка является деяние, которое всегда представляет собой нарушение правовых норм, правил воинской дисциплины, содержащих требования, предъявляемые к военнослужащим (иным лицам, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине), и порядок их выполнения (тех или иных правил исполнения служебных обязанностей), закрепленных нормативными правовыми актами. Воинские дисциплинарные проступки могут проявляться в форме действия, бездействия, а также нарушения специальных правил. Сущность нарушения специальных правил заключается в неисполнении правовых требований к несению военной службы в отдельных ее сферах, которые лицо было обязано и могло выполнить. Вредные последствия воинских дисциплинарных проступков имеют специальный характер, определяемый особенностями объекта проступка. Вредные последствия в воинских дисциплинарных проступков представляют собой, прежде всего, причиненные деянием вредные изменения в охраняемых законом интересах военной службы (ослабление боевой готовности воинских подразделений, неполное выполнение боевых (учебно-боевых) задач, стоящих перед подразделением, и т.п.).

Причинная связь в воинских дисциплинарных проступках выражается в действии или бездействии и характеризуется общими признаками:

  • действие или бездействие при нарушении воинской дисциплины должно быть совершено ранее наступления вредных последствий;
  • действие или бездействие должно быть обязательным условием наступления вредных последствий (если такое действие или бездействие отсутствуют, то вредные последствия не могут наступить);
  • действие или бездействие должно создавать реальную возможность наступления вредных последствий или обусловливать превращение реальной возможности этих последствий в действительность.

Статья 8.6. Освобождение от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким вследствие болезни

Физическое лицо, заболевшее после наложения на него административного взыскания психической или иной тяжелой болезнью, может быть освобождено от административного взыскания, или административное взыскание, назначенное ему, может быть заменено более мягким. При этом учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность физического лица, совершившего его, характер заболевания и другие обстоятельства.

Комментарий к статье 8.6

1. Психическая или иная тяжелая болезнь могут являться основанием к освобождению правонарушителя от административного взыскания (замене его на более мягкое), если правонарушитель заболел после наложения на него административного взыскания. Постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 26.02.2002 N 49/10 «Об утверждении Положения о порядке представления осужденных к досрочному освобождению от отбывания наказания по болезни» утверждены перечни психических болезней, являющихся основанием для представления осужденных к досрочному освобождению от отбывания наказания, и тяжелых болезней, являющихся основанием для представления осужденных к досрочному освобождению от отбывания наказания, которые могут быть использованы при рассмотрении вопроса об освобождении от административного взыскания или замене административного взыскания более мягким вследствие болезни.

2. При рассмотрении вопроса об освобождении от административного взыскания (замене его на более мягкое) вследствие психической или иной тяжкой болезни необходимо учитывать характер совершенного административного правонарушения, личность физического лица, совершившего его, характер заболевания и другие обстоятельства.

Статья 8.7. Освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение в силу обстоятельств, вызванных совершением в отношении его деяний, влекущих ответственность по статье 181 Уголовного кодекса Республики Беларусь, либо деяний, направленных на его использование в целях сексуальной или иной эксплуатации, ответственность за которые предусмотрена статьями 171, 171-1, 181-1, 182, 187 Уголовного кодекса Республики Беларусь, освобождается от административной ответственности.

Комментарий к статье 8.7

1. Уголовным кодексом Республики Беларусь предусмотрена уголовная ответственность за использование занятия проституцией или создание условий для занятия проституцией (статья 171), вовлечение в занятие проституцией либо принуждение к продолжению занятия проституцией (статья 171-1), торговлю людьми (статья 181), похищение человека (статья 182), незаконные действия, направленные на трудоустройство граждан за границей (статья 187).

2. Потерпевшим выступает физическое лицо мужского или женского пола, выступающее в качестве «живого товара», как предмет торговли. Законодателем ни нижний, ни верхний возрастной предел не определен. Это свидетельствует о том, что жертвой сделки может оказаться и младенец (в том числе новорожденный), и подросток, и взрослый человек, уже способный в полной мере осознавать характер и значение осуществляемых в отношении его действий. В законе нет также ограничений по иным параметрам, касающимся потерпевшего. Следовательно, им может быть и родной ребенок участника сделки, и усыновленный, и любое другое лицо.

Как правило, начальный этап торговли людьми — завладение человеком. Это может быть похищение (захват) человека (данное действие образует объективную сторону самостоятельного состава преступления) или его вербовка. Вербовка означает привлечение лица для выполнения каких-либо работ или оказания услуг. При этом лицо само дает согласие на выполнение работ или оказание услуг. Для получения согласия используются различные средства воздействия: открытое предложение стать объектом торговли (крайне редко), угроза и запугивание жертвы, активный обман (сознательное искажение подлинной информации) или пассивный обман (умолчание об истине). Таким образом, потерпевшего либо прямо принуждают дать согласие, либо он действительно добровольно дает согласие под влиянием заблуждения. Согласие потерпевшего значения не имеет. Часто вербовку осуществляют фирмы, занимающиеся трудоустройством, туристическим бизнесом, или брачные агентства. Обычно такие фирмы берут на себя расходы, связанные с оформлением необходимых для выезда за границу документов, и оплачивают проезд до места назначения. Предполагается, что расходы будут компенсированы после того, как жертва начнет работать. Вербовщик может либо сам эксплуатировать жертву, либо передать ее другому лицу. В последнем случае он выступает в качестве поставщика «живого товара». После того как жертва захвачена или завербована, осуществляется ее перемещение к месту эксплуатации.

Перевозка — это физическое перемещение или организация физического перемещения (оформление виз, приобретение билетов) людей из одного места в другое посредством любого вида транспорта для последующей эксплуатации. Поскольку перевозчиков может быть несколько, то необязательно перевозка осуществляется непосредственно к месту эксплуатации. Перемещение жертвы может быть насильственное и добровольное. Иногда люди по своей инициативе выезжают в другую местность или за границу для устройства на предложенную им работу. В этом случае имеет место добровольное перемещение жертвы. Перевозка может осуществляться как в пределах территории Республики Беларусь, так и с перемещением потерпевшего через Государственную границу Республики Беларусь. Передача и получение человека предполагают смену его наставника, покровителя, владельца; отчуждение-приобретение его как вещи на безвозмездной или возмездной основе. Передача охватывает все способы распоряжения человеком, кроме продажи, и состоит в переходе человека от одного владельца к другому, т.е. происходит смена владельца в результате, например, дарения, обмена, временной передачи для эксплуатации и т.д. Получение охватывает все действия, обусловленные передачей (дарение, обмен, временное принятие человека для эксплуатации и т.д.), и действия посредника в сделке купли-продажи. Укрывательство — это любые действия, направленные на сокрытие местонахождения потерпевшего от правоохранительных органов и любых заинтересованных лиц (например, родственников). Укрывательство может выражаться в изготовлении фальшивых документов, предоставлении помещения для проживания потерпевшего, сообщении заведомо недостоверных сведений и т.д. Умолчание о местонахождении потерпевшего укрывательством не является.

3. Под проституцией понимается систематическое (более двух раз) вступление мужчины или женщины в сексуальные контакты с лицами своего или противоположного пола за вознаграждение. Однократное вступление в половую связь, даже за вознаграждение, не может признаваться проституцией. Под вовлечением в занятие проституцией понимается совершение активных действий, имеющих своей целью побудить определенное лицо к занятию проституцией, т.е. к продаже своего тела другому лицу (другим лицам) для совершения половых сношений или иных действий сексуального характера.

Способы вовлечения могут быть различными — уговоры, обещания, использование зависимого положения потерпевшего, шантаж, обман, принуждение, насилие, угрозы. Шантаж — это угроза разглашения компрометирующих вовлекаемое в проституцию лицо сведений (в целях вовлечения его в занятия проституцией). Обманом является сознательное введение вовлекаемого в проституцию лица относительно предстоящего ему занятия проституцией (сообщение ложных сведений о роде его будущих занятий либо умолчание об этом, например с девушкой заключают договор о том, что она будет исполнять в ресторане танцевальные номера, а в действительности ей предназначена участь проститутки). Принуждение означает физическое или психическое воздействие на потерпевшего, ограничивающее или лишающее его в конкретной обстановке возможности действовать по своему усмотрению, в целях заставить его продолжить занятия проституцией, пресечь попытки потерпевшего прекратить заниматься проституцией. Под насилием понимается физическое воздействие на вовлекаемое в проституцию лицо, выражающееся в умышленном нанесении ему побоев, умышленном причинении здоровью этого лица легкого вреда, а также вреда средней тяжести при отягчающих обстоятельствах или истязании без отягчающих обстоятельств. Угроза применения насилия — это психическое воздействие на вовлекаемое в проституцию лицо, выражающееся в его запугивании и в угрозе применить к нему физическое насилие в случае его отказа от занятия проституцией.