Постатейный комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях. Особенная часть. Глава 17. Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности

Статья 17.1. Мелкое хулиганство

Нецензурная брань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другие умышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организаций или спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, —

влекут наложение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административный арест.

Комментарий к статье 17.1

1. Объективная сторона мелкого хулиганства всегда характеризуется противоправным действием физического лица. Хулигану свойственны активные волевые вредоносные поступки, безнравственность поведения, циничное отношение к гражданам. Аморальность поведения хулигана проявляется в стремлении своими действиями оскорбить, унизить незнакомого ему гражданина (оскорбительное приставание) либо добиться того же вредоносного эффекта путем употребления ненормативной лексики. Мелкое хулиганство может выражаться в оскорблении граждан словами и жестами; распевании непристойных песен; срывании информационных и рекламных плакатов, афиш, газет; вывешивании в общественных местах непристойных рисунков, текстов; написании нецензурных слов на заборах, стенах домов, в местах общественного пользования; беспричинном, умышленном создании паники в общественных местах; умышленной езде на транспорте по лужам вблизи тротуаров, переходов; поджигании бумаги на стадионах; поджигании корреспонденции в почтовых ящиках и т.д.

2. При корреляции мелкого хулиганства как административного проступка и хулиганства, квалифицируемого как преступление (статья 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)), следует учитывать следующие обстоятельства:

  • физическое или моральное воздействие на потерпевшего в случае мелкого хулиганства всегда характеризуется менее значимой вредоносностью в отличие от насилия, применяемого к гражданам (или угрозы его применения) при совершении преступления;
  • объектом противоправных действий хулигана при совершении административного проступка является нематериальная субстанция — общественный порядок, при этом потерпевшему не причиняется имущественный вред либо последний незначителен;
  • мелкое хулиганство как административный проступок несовместимо с квалифицирующими признаками хулиганства как преступления, такими как групповое правонарушение, действия, сопряженные с сопротивлением представителю власти, и другие, указанные в частях 2 и 3 статьи 339 УК.

Статья 17.2. Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы

Стрельба из огнестрельного оружия в населенном пункте или в месте, не предназначенном для стрельбы из такого оружия, —

влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин с конфискацией оружия и боеприпасов к нему или без конфискации, с лишением специального права либо без лишения специального права.

Комментарий к статье 17.2

1. Огнестрельное оружие — оружие, которое производит выстрел, предназначено или может быть легко приспособлено для производства выстрела или ускорения пули или снаряда за счет энергии взрывчатого вещества.

Населенный пункт — компактно заселенная часть территории Республики Беларусь, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы. К числу населенных пунктов относятся города, поселки городского типа и сельские населенные пункты. В Республике Беларусь устанавливаются три категории городов: город Минск — столица Республики Беларусь; города областного подчинения; города районного подчинения. Населенные пункты, в которых находятся местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются центрами соответствующих административно-территориальных единиц.

В соответствии со статьей 26 Закона Республики Беларусь от 13.11.2001 N 61-З «Об оружии» оружие применяется по целевому назначению. Оно также может быть применено для защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов лица, интересов общества и государства, то есть в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а равно при задержании лица, совершившего преступление. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого применяется оружие, предупреждение о намерении его применить, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создаст непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия. Оружие применяется в качестве крайней меры, когда иными способами невозможно защитить правоохраняемые интересы от общественно опасного посягательства. Оружие может быть использовано также для отражения нападения животного или подачи сигнала тревоги. Запрещается применять оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица, в направлении огнеопасных и взрывоопасных, а также содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ), в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения. О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, лицо, применившее оружие, обязано незамедлительно (не позднее суток) сообщить о происшедшем в органы внутренних дел по месту применения оружия, а также принять меры по оказанию пострадавшему медицинской помощи.

2. Согласно пунктам 58 и 63 Порядка оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.2002 N 473 «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого, служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории Республики Беларусь», ношение оружия и боеприпасов осуществляется на основании выданных органами внутренних дел разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия: лицами, подлежащими государственной защите, — в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь; работниками юридических лиц с особыми уставными задачами — при исполнении служебных обязанностей; гражданами Республики Беларусь — во время охоты, спортивных мероприятий или тренировочных стрельб, в учебных целях, в целях самообороны (только газовое оружие); лицами, награжденными оружием, — на основании записи в разрешении на хранение и ношение оружия: «Разрешено постоянное ношение оружия». Иностранные граждане могут использовать принадлежащее им оружие в местах проведения охоты, во время спортивных мероприятий или тренировочных стрельб. Лица, имеющие право на хранение и ношение оружия, обязаны выполнять установленные правила безопасного обращения с ним. Указанные лица могут использовать в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь, имеющееся у них на законных основаниях оружие.

Статья 17.3. Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде

1. Распитие алкогольных напитков на улице, стадионе, в сквере, парке, общественном транспорте или в других общественных местах, кроме мест, предназначенных для употребления алкогольных напитков, либо появление в общественном месте в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, —

влекут наложение штрафа в размере до восьми базовых величин.

2. Те же действия, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, —

влекут наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин или административный арест.

Комментарий к статье 17.3

1. Под общественным местом понимаются любые объекты реального или потенциального нахождения физических лиц (парк, стадион, сквер и др.) даже в тот временной период, когда граждане там отсутствуют, важно, что они гипотетически могут находиться там и стать невольными свидетелями либо участниками противоправных действий (в некоторых общественных местах — парк, улица и др. — в любое время суток).

2. Распитие алкогольных напитков так же, как и хулиганство, всегда является действием правонарушителя, для его квалификации не имеет значения наступление физических последствий (релаксации, транквилизирующего воздействия спиртного) — проступок считается завершенным в момент волеизъявления правонарушителя, т.е. в момент начала употребления указанных напитков.

3. В распитии алкогольных напитков группой лиц содержатся признаки, отягчающие административную ответственность, независимо от того, находились ли нарушители в состоянии алкогольного опьянения.

4. К правонарушению, указанному в комментируемой статье, не относится распитие алкогольных напитков в ресторанах, кафе и подобных местах, где употребление спиртного обусловлено их предназначением и вытекает из существа оказываемых услуг. В то же время распитие спиртных напитков в магазинах, осуществляющих розничную продажу указанной продукции, но не предназначенных для ее продажи в розлив, содержит признаки рассматриваемого правонарушения.

5. К пребывающим в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и нравственность, относятся лица, испытывающие патологические последствия алкогольного опьянения, например находящиеся в состоянии алкогольной зависимости (абстинентный синдром). Однако в любом случае состояние опьянения по смыслу комментируемой статьи обусловлено потреблением алкогольной, спиртосодержащей продукции независимо от времени их потребления.

Статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение

Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение путем покупки для него алкогольных напитков, а также иное вовлечение лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, заведомо несовершеннолетнего в употребление алкогольных напитков либо в немедицинское употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ —

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Комментарий к статье 17.4

1. Данная форма правонарушения представляет собой действия взрослого, направленные на вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, независимо от того, совершил ли подросток под влиянием алкоголя правонарушение или другие антиобщественные действия, наступили или не наступили для него какие-либо последствия. Правонарушение следует считать оконченным с момента, когда подросток поддался вовлекающим действиям. Другой формой совершения этого правонарушения является вовлечение несовершеннолетнего в немедицинское употребление одурманивающих веществ, под которыми понимаются лекарственные препараты (димедрол, эфедрин, триоксазин и др.) и химические вещества хозяйственно-бытового назначения, в частности фосфорорганические соединения, растворители, пестициды и токсические вещества, употребление которых вызывает своеобразное влияние на эмоционально-нервную и психическую сферу человека как наихудший заменитель (суррогат) наркотиков. Употребление подростком одурманивающих веществ создает непосредственную реальную угрозу его физическому, психическому и нравственному здоровью как необходимым условиям формирования достойной личности.

2. Вовлечение в антиобщественное поведение может осуществляться как путем покупки для несовершеннолетнего алкогольных напитков, так и иными способами (путем уговоров, обещаний, угроз и т.д.) — главное, чтобы в результате этого у несовершеннолетнего возникло желание употребления спиртных напитков, одурманивающих веществ (к ним относятся клофелин, смесь димедрола с алкоголем, барбитурато-алкогольная смесь, хлороформ, эфир, толуол, спиртовые экстракты растений, содержащих алкалоиды пропановой группы, и т.д.).

Статья 17.5. Занятие проституцией

1. Занятие проституцией —

влечет наложение штрафа в размере от шести до двадцати базовых величин или административный арест.

2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, —

влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Комментарий к статье 17.5

1. Предмет правонарушения — занятие проституцией, т.е. неоднократное за деньги или иное вознаграждение вступление в половую связь в любой форме (естественный, а также анальный и оральный секс) с другим лицом, а также предложение либо согласие вступить в такую связь. Занимающимся проституцией может признаваться лицо как женского, так и мужского пола, для которого эта деятельность становится источником регулярного дохода. Однократное вступление в половую связь, даже за вознаграждение, не может признаваться проституцией. Основное отличие проституции от эротических злоупотреблений в системе половых связей заключается в том, что проститутки вступают в половую связь с различными партнерами за плату. Проституция обычно предполагает предварительную договоренность о вознаграждении. Однако если проститутка ранее уже вступала с тем или иным клиентом в близкие отношения и он аккуратно рассчитывался по приемлемой для нее цене, то предварительное напоминание о необходимости оплаты в очередной раз отнюдь не обязательно. Оплата здесь сама собой разумеется.

2. Общественная опасность неконтролируемой проституции очевидна. Для пресечения подобных деяний необходимо проведение постоянного контроля за проститутками и сутенерами, извлекающими материальную выгоду из такого рода занятий. Отсутствие контроля может стать причиной глобальных социальных катаклизмов, в частности массового распространения венерических заболеваний (люэса, гонореи, а также СПИДа).

Статья 17.6. Заведомо ложное сообщение

1. Заведомо ложное сообщение, повлекшее принятие мер реагирования милицией, скорой медицинской помощью, подразделениями по чрезвычайным ситуациям или другими специализированными службами, —

влечет наложение штрафа в размере от четырех до пятнадцати базовых величин.

2. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, —

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

Комментарий к статье 17.6

1. Вызов гражданином специализированных служб без надлежащих оснований для этого квалифицируется в качестве административного правонарушения.

2. Данное правонарушение совершается умышленно. Вызов специализированных служб гражданином, убежденным в наличии соответствующих обстоятельств, под воздействием заблуждения, обмана или иных факторов, наличие которых несовместимо с квалификацией признаков умышленной вины, нельзя рассматривать в качестве данного административного правонарушения.

Статья 17.7. Распространение порнографических материалов или предметов. — Исключена.

Статья 17.8. Распространение произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости

Изготовление либо хранение с целью распространения или рекламирования либо распространение или рекламирование, а равно публичная демонстрация кино- и видеофильмов или иных произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости, —

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией указанных произведений, на индивидуального предпринимателя — от десяти до ста базовых величин с конфискацией указанных произведений, а на юридическое лицо — до пятисот базовых величин с конфискацией указанных произведений.

Комментарий к статье 17.8

1. В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 N 773 «О дополнительных мерах по прекращению на территории республики пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости» запрещены на территории республики создание, распространение, демонстрация и рекламирование кино-, теле- и видеофильмов, выпуск печатных изданий, оттисков либо иных произведений, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткость, производство предметов порнографического характера, а также торговля ими или хранение их с целью продажи и распространения.

2. Согласно пункту 8 статьи 10 Закона Республики Беларусь от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» реклама не должна поощрять, пропагандировать культ насилия и жестокости или побуждать к насилию, жестокости, опасным действиям, способным нанести вред здоровью граждан, имуществу государства, организаций или граждан либо угрожающим их безопасности, и иным действиям, нарушающим нормы законодательства.

Статья 17.9. Курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах

Курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, —

влечет наложение штрафа в размере от одной десятой до пяти десятых базовой величины.

Комментарий к статье 17.9

1. В соответствии с пунктом 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий», запрещается курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения; на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции; в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций; на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена; во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

2. Согласно постановлению Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 N 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» к специально предназначенным для курения местам предъявляются следующие требования:

  • отделка ограждающих конструкций (полов, стен и перекрытий) в помещениях должна быть выполнена из негорючих материалов;
  • не допускается размещать мягкую мебель;
  • могут располагаться смежно с туалетными комнатами, залами ожидания и быть общими для мужчин и женщин, но не быть проходными;
  • должны иметь отдельную систему вентиляции с кратностью воздухообмена 10 куб.м/ч и выводящую воздух за пределы здания без его рециркуляции;
  • температура воздуха в холодный период года должна быть не ниже 16 град. C;
  • должны обозначаться соответствующими знаками по ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности», оборудоваться урнами (пепельницами) из негорючих материалов, не менее чем на 1/3 заполненными водой, и обеспечиваться первичными средствами пожаротушения (огнетушитель или ящик с песком).

Запрещается размещать специально предназначенные для курения места:

  • в туалетных комнатах;
  • в помещениях категорий взрывопожарной и пожарной опасности А, Б, В1 — В4 и ближе 30 метров от наружных установок категорий взрывопожарной и пожарной опасности Ан, Бн, Вн согласно нормам действующего законодательства;
  • во взрывоопасных и пожароопасных зонах согласно правилам устройства электроустановок;
  • на путях эвакуации (лестничных клетках, коридорах) из зданий и сооружений;
  • на территориях, в зданиях и сооружениях организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, в которых курение и проведение огневых работ не допускается требованиями технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации Республики Беларусь.

В указанных местах должны быть вывешены соответствующие запрещающие знаки по ГОСТ 12.4.026-76 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные и знаки безопасности».