Закон Республики Беларусь от 5 января 2016 года N 353-З внес в Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года N 225-З «О внешней трудовой миграции» (далее — Закон N 225-З) изменения и дополнения, вступающие в силу 15 июля 2016 г.
Основные новшества затронули порядок привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь.
1. Детализация термина «наниматель Республики Беларусь».
В соответствии со скорректированным абзацем восьмым ст. 1 Закона N 225-З наниматель Республики Беларусь — это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или осуществляющая наем иммигрантов для работы в своем представительстве на территории Республики Беларусь иностранная организация, а также физическое лицо, которые вправе заключать и прекращать трудовые договоры с трудящимися-иммигрантами и на этом основании использовать их труд.
В категорию лиц, которым разрешается привлекать иностранную рабочую силу, больше не входят нерезиденты, кроме иностранных организаций, привлекающих иностранных граждан, не имеющих разрешений на постоянное проживание, для работы в своих представительствах (далее — иностранцы).
Таким образом, с 15 июля 2016 г. иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории страны, не относятся к нанимателям Республики Беларусь и не могут, за некоторым исключением, привлекать иностранную рабочую силу.
При этом согласно части первой ст. 67 Закона Республики Беларусь от 10 января 2010 года N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативный правовой акт не имеет обратной силы, т.е. не распространяет свое действие на отношения, которые возникли до его вступления в силу, кроме случаев, когда смягчает или отменяет ответственность либо прямо закрепляет, что распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Вместе с тем в соответствии с частью второй ст. 11 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года N 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» порядок занятия трудовой деятельностью иностранцами, временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь, определяют специальные законодательные акты.
Согласно части второй и третьей ст. 23 Закона N 225-З трудящиеся-иммигранты осуществляют трудовую деятельность в Республике Беларусь только при условии наличия специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее — специальное разрешение) и заключения трудового договора.
С 15 июля 2016 г. после окончания срока действия специального разрешения нерезидент сможет привлекать иностранную рабочую силу только в представительство иностранной организации или тогда, когда это предусматривают нормативные правовые акты Главы государства.
Таким образом, заключить трудовой договор с иностранцем, чтобы он выполнял работу на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, описанных выше, нерезидент с 15 июля 2016 г. не сможет.
Вначале потребуется создать белорусское юридическое лицо, которое впоследствии сможет получить разрешение на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы (далее — разрешение на привлечение иностранной рабочей силы) и специальные разрешения в отношении каждого привлекаемого иностранца.
Инвесторы получат право привлекать иностранную рабочую силу только при наличии статуса белорусского резидента. При этом сохранятся предусмотренные Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. N 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», а также другими нормативными правовыми актами Главы государства льготы и индивидуальные меры государственной поддержки.
2. Исключение из сферы действия Закона N 225-З отдельных категорий иностранцев.
В перечень иностранцев, на которых не распространяется действие Закона N 225-З, вошли те, кто трудоустраивается в нашей стране по получаемой специальности в период обучения в белорусском учреждении высшего образования или в течение года после получения в нем специальности и присвоения квалификации.
При приеме на работу таких лиц наниматель не должен получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, а также специальное разрешение.
Это позволит создать благоприятные условия для получения иностранцами практического опыта работы по специальности, формирования положительного миграционного сальдо за счет иностранцев, фактически интегрированных в белорусское общество, а также заполнить квалифицированными кадрами определенные ниши в отдельных секторах экономики (например, в сфере здравоохранения).
3. Дополнение основных принципов внешней трудовой миграции.
Новый абзац восьмой ст. 4 Закона N 225-З в целях противодействия незаконной миграции, а также для обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, дополнил перечень основных принципов осуществления внешней трудовой миграции принципом недопустимости нарушения трудового и иного законодательства Республики Беларусь при использовании труда иммигрантов.
4. Создание условий для привлечения в Республику Беларусь высококвалифицированных иностранцев, а также иностранцев, учреждающих коммерческие организации.
Под высококвалифицированным работником понимается иностранец с высоким уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании и стажем работы по специальности не менее 5 лет. Величина месячной заработной платы такого иностранца должна превышать 15-кратную величину месячной минимальной заработной платы.
Наниматель, планирующий привлечь более 10 иностранцев, может не получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы:
- при использовании труда высококвалифицированных работников;
- когда иностранец привлекается в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал.
В случае получения нанимателем Республики Беларусь специального разрешения на весь период его действия месячная заработная плата высококвалифицированного работника должна оставаться не ниже 15-кратной величины установленной в Республике Беларусь месячной минимальной заработной платы.
В настоящее время в отечественные законодательные акты, в том числе по административным процедурам, вносятся изменения с целью приведения в соответствие с Законом N 225-З. Срок действия специального разрешения для трудоустройства высококвалифицированного работника планируется сделать два года с возможностью продления на этот же срок.
5. Предоставление льготного порядка получения специальных разрешений.
Решение о выдаче специального разрешения в отношении иностранца, привлекаемого в качестве руководителя коммерческой организации, в создании которой он участвовал в качестве собственника имущества, учредителя, участника, будет принимать подразделение по гражданству и миграции. При этом заключения комитета по труду, занятости и социальной защите областного (Минского городского) исполнительного комитета не потребуется.
Применение данной нормы будет способствовать созданию благоприятных условий для развития осуществляемой иностранцами предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь.
6. Установление конкретных условий трудовой деятельности иммигрантов.
В силу ст. 23 Закона N 225-З иммигранты осуществляют трудовую деятельность в Республике Беларусь только при наличии специального разрешения и его копии и заключении трудового договора.
7. Расширение перечня обязанностей белорусского нанимателя.
Белорусский наниматель будет обязан:
- получить специальное разрешение в отношении каждого иностранца, с которым планирует заключить трудовой договор. Данная обязанность существовала и ранее и теперь получила законодательное закрепление;
- выдать трудящемуся-иммигранту копию специального разрешения. Она необходима не только для того, чтобы получить разрешение на временное проживание в Республике Беларусь, но и чтобы ознакомиться с периодом его действия;
- зарегистрировать в подразделении по гражданству и миграции органов внутренних дел в месячный срок со дня внесения в трудовой договор изменения и (или) дополнения, касающиеся:
- данных о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;
- места работы, в том числе структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;
- трудовой функции;
- основных прав и обязанностей работника и нанимателя;
- срока трудового договора (для срочных трудовых договоров);
- режима труда и отдыха (если он отличается от общих правил, установленных нанимателем);
- условий оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада), доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
- порядка, оснований прекращения, изменения и продления трудового договора;
- условий переезда в Республику Беларусь, питания, проживания, медицинского обслуживания трудящегося-иммигранта.
Это существенно обезопасит любую из сторон от противоправных действий другой;
- прекратить трудовой договор с трудящимся-иммигрантом в случае аннулирования специального разрешения. Данная норма позволит исключить возможность незаконного пребывания иностранцев в Республике Беларусь, а также будет противодействовать незаконной трудовой деятельности после прекращения заключенного с ними трудового договора;
- вернуть в подразделение по гражданству и миграции специальное разрешение в течение пяти рабочих дней:
- со дня прекращения трудового договора с трудящимся-иммигрантом;
- со дня получения уведомления об аннулировании специального разрешения либо истечения срока его действия;
- в случае незаключения трудового договора с иммигрантом.
8. Определение оснований для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и специальных разрешений, а также оснований для их аннулирования.
Например, разрешение на привлечение иностранной рабочей силы будет аннулироваться в случае несоблюдения нанимателем Республики Беларусь существенных условий трудового договора, заключенного с трудящимся-иммигрантом, положений Закона N 225-З и других актов законодательства о внешней трудовой миграции.
Внесенные в Закон N 225-З изменения и дополнения позволят, с одной стороны, стимулировать привлечение отдельных категорий работников из числа иностранцев, в которых заинтересована Республики Беларусь, с другой — своевременно реагировать на изменение миграционной ситуации, чтобы не допустить нелегальных мигрантов на белорусский рынок труда.