Постатейный комментарий к Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях. Особенная часть. Глава 24. Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции

Статья 24.1. Неуважение к суду

Неуважение к суду, выразившееся в уклонении от явки в суд, то есть неявка по вызову без уважительной причины, либо в неподчинении распоряжению председательствующего, либо в нарушении порядка во время судебного заседания, а равно совершение иных действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду, —

влекут наложение штрафа в размере от восьми до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Комментарий к статье 24.1

1. В соответствии со статьей 5 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей судебную систему Республики Беларусь составляют:

Конституционный Суд Республики Беларусь — орган судебного контроля за конституционностью нормативных правовых актов в государстве, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства;

  • общие суды, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
  • хозяйственные суды, осуществляющие правосудие посредством хозяйственного и административного судопроизводства.

Система общих и хозяйственных судов строится на принципах территориальности и специализации.

2. Основным объектом противоправного посягательства является авторитет судебной власти. Основанием последнего служит признание суда органом, наиболее гарантирующим объективное, справедливое решение правовых вопросов, споров. Проявление неуважения к этому органу может отрицательно сказаться на осуществлении им функции правосудия, затруднить исследование доказательств, а также лишить процесс той воспитательной роли, которую он призван выполнять. Умаление авторитета суда отнюдь не способствует надлежащему восприятию вынесенных судебными инстанциями правоприменительных актов.

3. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется целенаправленным волевым действием лица, уклоняющегося от участия в судебном разбирательстве. В редких случаях правонарушение может выражаться в совершении действий, свидетельствующих о явном пренебрежении к суду. Такие действия могут быть совершены всеми участниками процесса либо в случае открытого судебного разбирательства — присутствующими гражданами (например, явное пренебрежение к суду может выражаться в нарушении порядка во время судебного заседания).

4. При отложении дела суд обязан оценить уважительность причин неявки лица. На практике уважительными причинами признается очень широкий перечень фактических обстоятельств, среди которых помимо действительно заслуживающих внимания (болезнь, нахождение в лечебном учреждении, обстоятельства непреодолимой силы) встречаются и такие, за которыми можно усмотреть противодействие лица рассмотрению дела и подчеркнутое неуважение к судебной власти. Например, такие причины, как рабочая занятость, отдых, отпуск и т.п., не могут быть признаны уважительными, поскольку лицо имеет объективную возможность явиться в судебное заседание.

Статья 24.2. Воспрепятствование явке в суд народного заседателя

Воспрепятствование нанимателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного заседателя для участия в судебном разбирательстве —

влечет наложение штрафа в размере от пяти до десяти базовых величин.

Комментарий к статье 24.2

1. Народный заседатель — лицо, привлекаемое в установленных законодательными актами порядке и случаях для участия в деятельности суда по осуществлению правосудия.

В соответствии со статьями 133, 134, 136 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве народных заседателей в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами. Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-летнего возраста, владеющие белорусским и русским языками. Народными заседателями не могут быть:

  • лица, в отношении которых имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;
  • лица, признанные ограниченно дееспособными или недееспособными решением суда, вступившим в законную силу;
  • лица, состоящие на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;
  • депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, руководящие работники государственных органов и иных организаций, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, прокурорские работники, работники судов, учреждений юстиции, сотрудники органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и органов государственной безопасности, нотариусы, адвокаты, а также лица, занимающие выборные должности в органах местного управления и самоуправления;
  • священнослужители.

Количество народных заседателей устанавливается в следующем соотношении:

  • для районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов — 35 народных заседателей на одного судью;
  • для областных (Минского городского), Белорусского военного судов — 25 народных заседателей на одного судью;
  • для Верховного Суда Республики Беларусь — 10 народных заседателей на одного судью.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляются соответствующими районными (городскими), областными (Минским городским) исполнительными комитетами сроком на пять лет на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан Республики Беларусь в названные списки производится с их согласия. Привлечение народных заседателей для рассмотрения конкретного дела в суде производится судьей, рассматривающим это дело, согласно очередности из числа народных заседателей соответствующего суда. Народный заседатель привлекается к исполнению своих обязанностей на срок не более 21 дня в году, а в случае, если время рассмотрения конкретного дела превышает указанный срок, — на срок рассмотрения этого дела.

2. Воспрепятствование явки в суд народного заседателя может быть обусловлено нарушениями должностными лицами по месту основной работы народного заседателя условий материального обеспечения его деятельности. К подобным нарушениям, в частности, относятся:

  • несвоевременное возмещение командировочных, транспортных расходов;
  • лишение народного заседателя во время исполнения его обязанностей в суде гарантий и льгот, предусмотренных для работников данных предприятий, учреждений, организаций;
  • увольнение народного заседателя, перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации.

3. Субъектом данного административного правонарушения являются наниматель или лица, его представляющие. Для данного правонарушения характерно бездействие должностного лица, не исполняющего возложенные на него обязанности.

Статья 24.3. Непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению судьи, органа дознания, следователя или прокурора

Оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения (постановления) суда или представления судьи, органа дознания, следователя или прокурора либо непринятие мер к устранению указанных в них нарушений закона, а равно несвоевременный ответ на частное определение (постановление) или представление —

влекут наложение штрафа в размере от шести до десяти базовых величин.

Комментарий к статье 24.3

1. В соответствии со статьей 33 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — УПК), если при судебном рассмотрении уголовного дела будут выявлены нарушения прав и свобод граждан, а также нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия или при рассмотрении дела нижестоящим судом, суд может вынести частное определение (постановление), которое подлежит рассмотрению в срок не позднее одного месяца со дня поступления с письменным сообщением суду о мерах, принятых по частному определению (постановлению).

2. В соответствии со статьей 10.31 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — ПИКоАП) при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, судья имеет право вынести частное определение, а орган, ведущий административный процесс, — направить предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о принятии мер по устранению этих причин и условий. Должностные лица государственных органов и иных организаций обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах суду, органу, ведущему административный процесс, их вынесшим и направившим.

3. В соответствии со статьей 325 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК) суд, обнаружив при рассмотрении дела нарушения законности отдельными должностными лицами или гражданами либо существенные недостатки или нарушения в деятельности юридических лиц, выносит частное определение и направляет его соответствующим юридическим лицам или их должностным лицам, которые обязаны в месячный срок сообщить суду о принятых ими мерах.

4. В соответствии со статьей 215 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) в случае выявления при рассмотрении спора нарушения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, государственными органами, органами местного управления и самоуправления, должностными лицами или гражданами законодательных и иных нормативных правовых актов в их деятельности хозяйственный суд вправе вынести частное определение. Частное определение направляется соответствующим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, государственным органам, органам местного управления и самоуправления, должностным лицам или гражданам, которые обязаны в срок не более одного месяца со дня вынесения частного определения сообщить в хозяйственный суд о принятых мерах.

5. В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 N 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь» представление — акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление вносится прокурором или его заместителем в государственный орган, иную организацию или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения и принять меры к устранению способствующих им причин и условий. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по исполнению представления.

6. Неисполнение должностным лицом вступившего в законную силу приговора, решения или иного судебного акта либо воспрепятствование их исполнению наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (статья 423 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК)).

Статья 24.4. Заведомо ложные объяснение либо заявление

Заведомо ложное объяснение свидетеля или потерпевшего, либо заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения, либо заведомо ложное заключение эксперта, либо сделанный переводчиком заведомо неправильный перевод по делу об административном правонарушении —

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Комментарий к статье 24.4

1. Заведомая ложность объяснений свидетеля или потерпевшего может выражаться не только в умышленном искажении фактических данных, но и в их отрицании. Разновидностями объяснений являются утверждения и признания. Утверждение — это такое объяснение, в котором содержатся сведения о фактах, лежащих в основании требований или возражений и подлежащих установлению в суде. Другой формой объяснения является признание, т.е. согласие с фактом, на котором основываются материалы дела. Признание может быть сделано под давлением доказательств, когда лицо, участвующее в деле, вынуждено признать факт в силу непререкаемости доказательств, имеющихся в деле.

Заведомо ложное заявление о совершении административного правонарушения — умышленное сообщение в органы, ведущие административный процесс, о совершении административного правонарушения, которое в действительности не было совершено или было совершено не тем лицом, на которое указано в заявлении. Информация в заведомо ложном заявлении должна обладать следующими обязательными признаками (отсутствие хотя бы одного из них влечет отсутствие состава правонарушения):

  • во-первых, она не соответствует действительности (заведомо ложная);
  • во-вторых, содержит сведения о деянии, включающие все признака состава административного правонарушения;
  • в-третьих, при квалифицирующих обстоятельствах она должна относиться к конкретному лицу и конкретному правонарушению.

При этом информация может быть как устной, так и письменной (например, отправлена по обычной или электронной почте, передана по телеграфу, телетайпу или иным способом). Не имеет значения для квалификации рассматриваемого правонарушения факт наличия или отсутствия подписи заявителя.

Заведомо ложное заключение эксперта — это преднамеренно неверный, не соответствующий действительности вывод по результатам исследования материалов, относящихся к предмету экспертизы.

Под заведомо неправильным переводом понимается преднамеренное искажение содержания объяснений лиц, исследуемых документов, заключений экспертов и т.п.

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в том, что названные лица, несмотря на предупреждение их об ответственности за заведомо ложные объяснения или заключения либо за заведомо неправильный перевод, сообщают органам, ведущим административный процесс, или суду не соответствующие действительности, искаженные сведения о фактических данных, имеющих доказательственное значение. Общественная опасность этих деяний заключается в том, что они препятствуют установлению истины по делу, вводят в заблуждение органы, ведущие административный процесс, или суд относительно действительных обстоятельств дела, что может привести к вынесению незаконных и необоснованных постановлений.

В то же время объективная сторона заведомо ложного заявления о совершении административного правонарушения состоит в действии, направленном на доведение субъектом заведомо ложной информации о потерпевшем до третьего лица. К таким лицам (адресатам получения ложной информации) относятся, в частности, должностные лица и государственные органы, полномочные возбуждать производство по делам об административных правонарушениях.

3. Ответственность по комментируемой статье исключается, если по делу установлено, что неверные объяснения свидетеля или потерпевшего, заключения эксперта либо неправильный перевод стали возможными ввиду ошибочного восприятия фактов, событий и т.п. по причинам субъективного характера, к которым можно отнести, в частности: дефект памяти, заболевание органов слуха и зрения свидетеля или потерпевшего, неопытность и низкую квалификацию эксперта, переводчика.

Статья 24.5. Отказ либо уклонение свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика от исполнения возложенных на них обязанностей

Отказ либо уклонение без уважительных причин свидетеля или потерпевшего от дачи объяснений либо эксперта или переводчика без уважительных причин от исполнения возложенных на них обязанностей по делу об административном правонарушении —

влекут наложение штрафа в размере от восьми до тридцати базовых величин.

Примечание. Лицо не подлежит административной ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.

Комментарий к статье 24.5

1. В соответствии со статьей 4.2 ПИКоАП потерпевшим является физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации. Потерпевший — физическое лицо обязан:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • давать объяснения суду, органу, ведущему административный процесс;
  • представлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

2. В соответствии со статьей 4.6 ПИКоАП свидетель обязан:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • правдиво и полно рассказать обо всем, что ему известно по делу об административном правонарушении, ответить на поставленные вопросы;
  • подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

3. В соответствии со статьей 4.7 ПИКоАП эксперт обязан:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • давать обоснованное и объективное заключение по поставленным вопросам;
  • отказаться от дачи заключения, если представленные материалы недостаточны или поставленный вопрос выходит за пределы специальных знаний эксперта;
  • представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его специальную квалификацию;
  • сообщить по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, сведения о своем профессиональном опыте и отношении к лицам, участвующим в административном процессе;
  • без разрешения суда, органа, ведущего административный процесс, не разглашать сведения об обстоятельствах дела и иные сведения, ставшие ему известными в связи с проведением экспертизы, в случае если он был предупрежден об этом судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс.

4. В соответствии со статьей 4.9 ПИКоАП переводчик обязан:

  • являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс;
  • отказаться от участия в административном процессе, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода;
  • при необходимости представить судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие его квалификацию переводчика;
  • точно и полно выполнить порученный ему перевод;
  • удостоверить правильность перевода своей подписью;
  • соблюдать порядок при производстве процессуальных действий с его участием;
  • подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.

5. Отказ предполагает выражение лицом своего несогласия с требованием о даче объяснений либо от исполнения возложенных обязанностей, то есть его волеизъявление, выраженное в доступной и ясной форме. В свою очередь, уклонение предполагает скорее не прямое волеизъявление лица, а такое его поведение, из которого возможно сделать вывод о его нежелании давать объяснения: неявка по вызову в орган, ведущий административный процесс, избегание определенных тем при производстве опроса и т.д.

Как следует из содержания комментируемой статьи, обстоятельством, исключающим наступление ответственности по ней, является наличие уважительных причин для отказа или уклонения от дачи объяснений по делу об административных правонарушениях. К примеру, не может быть квалифицировано как уклонение от дачи объяснений неявка по вызову в орган, ведущий административный процесс, физического лица, неспособного в силу своих физических недостатков к свободному передвижению.

Статья 24.6. Уклонение от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс

Уклонение без уважительных причин от явки в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предварительного следствия —

влечет наложение штрафа в размере от шести до тридцати базовых величин или административный арест.

Комментарий к статье 24.6

1. В соответствии с процессуальными правилами лицо вызывают в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предварительного следствия повесткой, в которой указывают, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, дата и время явки, а также последствия неявки без уважительных причин. Повестка вручается вызываемому лицу под расписку либо передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия вызываемого лица повестка вручается совершеннолетнему члену семьи либо передается администрации по месту его работы, иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку вызываемому лицу. Нарушением следует считать неявку (несвоевременную явку) обвиняемого (свидетеля и др.) без уважительных причин и (или) без уведомления следователя (дознавателя и др.) об уважительных причинах неявки заблаговременно, где под неявкой понимается отсутствие обвиняемого (свидетеля и др.) в назначенном следователем (дознавателем и др.) месте в определенное в повестке время. Обвиняемый (свидетель и др.) может прийти в другое время или же встретиться со следователем (дознавателем и др.) в другом месте. В этом случае неявка все равно будет иметь место.

2. Нарушением является неявка (несвоевременная явка) без уважительных причин. Причем уважительными причинами неявки (несвоевременной явки) вызываемого могут признаваться:

  • стихийные бедствия, катастрофы;
  • болезнь, реально лишающая обвиняемого (свидетеля и др.) возможности явиться;
  • смерть близких родственников лица, вызываемого на допрос;
  • болезнь члена семьи или наличие малолетних детей при невозможности поручить кому-либо уход за ними;
  • несвоевременное получение либо неполучение повестки;
  • длительный непредвиденный перерыв в движении транспорта;
  • иные существенные обстоятельства, лишающие свидетеля (обвиняемого и др.) возможности явиться в назначенный срок.

В то же время с помощью различных манипуляций в виде уклонения от получения повесток лицо, вызываемое в орган, ведущий административный или уголовный процесс, либо в орган дознания или предварительного следствия, может затруднить получение сведений о своем надлежащем извещении. Лицо, злоупотребляющее правом, осознает, что при отсутствии данных о его извещении (в условиях умышленно созданной им неопределенности) явка не состоится.

Статья 24.7. Несообщение либо непредставление доказательств в суд, а равно несообщение о перемене адреса

1. Несообщение суду по гражданским либо хозяйственным делам о перемене адреса во время производства по делу —

влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

2. Несообщение либо непредставление в суд без уважительных причин доказательств по гражданским либо хозяйственным делам лицом, не являющимся участником судопроизводства, —

влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин.

Комментарий к статье 24.7

1. В соответствии со статьей 147 ГПК юридически заинтересованные в исходе дела лица обязаны сообщать суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения любой процессуальный или судебный документ посылается по последнему известному суду адресу и считается доставленным, хотя бы соответствующее лицо по этому адресу более не проживало (не находилось).

В соответствии со статьей 143 ХПК лица, участвующие в деле, обязаны сообщать хозяйственному суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения процессуальные документы посылаются по последнему известному хозяйственному суду адресу и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает (отсутствует).

2. В соответствии со статьями 179, 195, 196 ГПК каждая сторона доказывает факты, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Факты, которые согласно закону предполагаются установленными, не подлежат доказыванию. Однако в опровержение их могут быть представлены доказательства. Если доказательств, представленных юридически заинтересованными в исходе дела лицами, недостаточно, суд предлагает им представить дополнительные доказательства. Однако если для названных лиц представление дополнительных доказательств невозможно, суд на основании их ходатайств содействует в истребовании таких доказательств. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие самостоятельному получению доказательства, и место его нахождения. При необходимости суд выдает стороне или другому юридически заинтересованному в исходе дела лицу запрос на получение доказательства. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его непосредственно в суд или выдает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос для представления в суд. Должностные лица или граждане, не имеющие истребуемого доказательства либо не имеющие возможности представить его в установленный судом срок, обязаны известить об этом суд в пятидневный срок со дня получения запроса суда с указанием причин. Любой государственный орган, юридическое лицо, гражданин по требованию суда обязаны в указанный им срок представить находящиеся у них документы, другие письменные доказательства, не требуя оплаты расходов по их представлению. По требованию суда письменные доказательства направляются их держателями непосредственно в суд. Суд может также выдать лицу, ходатайствующему об истребовании письменного доказательства, запрос на право его получения для представления в суд.

В соответствии со статьей 101 ХПК доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Лицо, участвующее в деле, не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, участвующего или не привлеченного к участию в деле, у которого оно находится, вправе заявить в хозяйственный суд ходатайство об истребовании этого доказательства. В ходатайстве должно быть указано, какие обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены этим доказательством, обозначено доказательство и указано место его нахождения. Хозяйственный суд при удовлетворении ходатайства истребует соответствующее доказательство от лица, у которого оно находится. Об истребовании доказательства хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются срок и порядок представления доказательства. Хозяйственный суд при необходимости выдает лицу, участвующему в деле, соответствующее определение для получения доказательства. Лицо, владеющее истребуемым хозяйственным судом доказательством, направляет его непосредственно в суд или выдает на руки лицу, имеющему соответствующее определение, для передачи в суд. Если лицо, от которого хозяйственным судом истребуется доказательство, не имеет возможности представить его вообще или не имеет возможности представить его в срок, установленный судом, оно обязано не позднее пяти дней со дня получения определения хозяйственного суда об истребовании доказательства известить об этом суд с указанием причин неисполнения или задержки исполнения его требования. В случае неизвещения хозяйственного суда, а также неисполнения требования о представлении истребуемого доказательства по причинам, признанным хозяйственным судом неуважительными, лицо, от которого это доказательство истребуется (должностное лицо юридического лица), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством. При этом лицо, владеющее истребуемым доказательством, не освобождается от обязанности его представления в хозяйственный суд.

Статья 24.8. Несоблюдение мер по обеспечению иска

Нарушение требований, выразившееся в запрещении ответчику совершать определенные действия, а равно в запрещении другим лицам передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства, —

влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

Комментарий к статье 24.8

1. В соответствии со статьей 255 ГПК мерами по обеспечению иска могут быть:

  • наложение ареста на имущество, в том числе на денежные средства в пределах цены иска, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц;
  • запрещение ответчику совершать определенные действия;
  • запрещение другим лицам передавать имущество ответчику или выполнять по отношению к нему иные обязательства;
  • приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста;
  • приостановление взыскания по исполнительному документу, оспариваемому должником в судебном порядке.

В соответствии со статьей 116 ХПК мерами по обеспечению иска могут быть:

  • наложение ареста на недвижимость или иное имущество, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц;
  • наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
  • запрещение ответчику совершать определенные действия;
  • возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия;
  • запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;
  • приостановление взыскания по исполнительному документу или иному документу, допускающим взыскание в бесспорном (безакцептном) порядке, в случае предъявления исков о признании таких документов не подлежащими исполнению;
  • приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста;
  • иные меры.

2. Запрещение ответчику совершать определенные действия должно относиться, прежде всего, к предмету рассматриваемого хозяйственным судом спора. Применение судом данной меры направлено на предотвращение совершения таких действий, которые могут создать угрозу уничтожения предмета спора. Это могут быть и действия, правомерность которых является предметом судебного разбирательства, а также действия, которые наносят ущерб истцу. Так, может быть запрещен снос ответчиком определенного строения. В этом случае установлением запрета предотвращается наступление отрицательных последствий для истца. При этом суд вправе установить в отношении других лиц запрет на совершение определенных действий, касающихся предмета спора. Подобный запрет может устанавливаться в отношении передачи имущества, выступающего предметом спора, ответчику. Запрет может быть установлен в отношении иных действий, совершение которых может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного постановления.

Для применения обеспечительной меры важно, чтобы эти определенные действия касались предмета спора (например, при разрешении спора о неправомерном расторжении договора аренды недвижимого имущества, истцом по которому является арендатор, суд может запретить арендодателю заключать договоры аренды этого имущества с другими лицами до вынесения судебного акта, которым завершается судебное разбирательство).

Статья 24.9. Невыполнение требований судебного исполнителя

Невыполнение требований судебного исполнителя об обращении взыскания на имущество, в том числе на денежные средства должника, находящиеся у других лиц, о представлении сведений о заработной плате должника, передаче исполнительного документа для исполнения юридическому лицу или гражданину без уважительных причин —

влекут наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин.

Комментарий к статье 24.9

1. В соответствии со статьями 496, 498, 501, 522 ГПК обращение взыскания на имущество должника состоит из ареста (описи), изъятия и принудительной реализации этого имущества. Взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и небанковских финансовых организациях. Наличные денежные средства, обнаруженные у должника, изымаются в размере, необходимом для погашения долга и возмещения расходов по исполнению. При наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и небанковских финансовых организациях, на них налагается арест. При отсутствии у должника денежных средств в рублях, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на денежные средства должника в иностранной валюте. При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, взыскание обращается на иное принадлежащее должнику имущество, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание. Взыскание на имущество должника, в том числе на денежные средства и иные ценности, находящиеся в наличности либо на счетах и во вкладах или на хранении в банках и небанковских финансовых организациях, обращается в тех размере и объеме, которые необходимы для исполнения исполнительного документа, с учетом расходов по совершению исполнительных действий. Обращение взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы должника производится в случае отсутствия у должника денежных средств и иного имущества или недостаточности их для полного взыскания, за исключением случая, когда размер взыскания не превышает установленной доли удержания из месячной заработной платы и приравненных к ней доходов должника.

Взыскание с граждан обращается на личное имущество должника, а также на его долю в общей собственности, в совместной собственности супругов, в имуществе крестьянского (фермерского) хозяйства. Взыскание возмещения за ущерб, причиненный преступлением, может быть обращено также на все имущество, являющееся общей совместной собственностью супругов, на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, если приговором суда по уголовному делу установлено, что названное имущество приобретено на средства, добытые преступным путем. При обращении взыскания на имущество, в том числе денежные средства и имущество должника, находящиеся у других лиц, судебный исполнитель посылает этим лицам запрос о том, имеется ли у них какое-либо имущество должника и обязаны ли они уплатить какие-либо деньги должнику, на каком основании и в какой срок. Одновременно указанные лица уведомляются о том, что с момента получения запроса судебного исполнителя на имеющееся у них имущество, в том числе денежные средства должника, налагается арест в сумме взыскания и расходов по исполнению и что все причитающиеся должнику платежи до полного погашения взыскиваемой суммы они обязаны вносить взыскателю или на депозитный счет суда.

Судебный исполнитель направляет исполнительный документ юридическому лицу или гражданину, у которого должник работает либо получает заработную плату и другие приравненные к ней доходы, с предложением производить удержание согласно исполнительному документу, удержанные суммы пересылать взыскателю за счет должника. При увольнении должника с работы юридическое лицо или гражданин, производившие удержание из заработной платы должника, обязаны в трехдневный срок возвратить исполнительный документ судебному исполнителю с отметкой на исполнительном документе о произведенных удержаниях и о новом месте работы должника, если оно известно. Юридическое лицо или гражданин, производившие удержание алиментов на детей, должны сообщить в трехдневный срок судебному исполнителю по месту исполнения и лицу, получающему алименты, об увольнении с работы лица, уплачивающего алименты, а также о новом месте его работы или жительства, если это им известно. Юридическое лицо или гражданин, производившие удержание расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, должны сообщить в трехдневный срок судебному исполнителю по месту исполнения об увольнении с работы лица, обязанного возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Исполнительные документы о взыскании с граждан в пользу юридических лиц денежных сумм, не превышающих той доли месячной заработной платы или иного приравненного к ней дохода должника, на которую в соответствии с ГПК может быть обращено взыскание, направляются судебными исполнителями для исполнения непосредственно юридическим лицам и гражданам, у которых должник работает либо получает иные доходы.

2. Согласно пунктам 65 — 67, 105, 106 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20.12.2004 N 40 «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству» (далее — Инструкция по исполнительному производству), судебный исполнитель может обратить взыскание на имущество, в том числе денежные средства должника, находящиеся у других лиц, а также на имущество, в том числе денежные средства, причитающиеся должнику от других лиц, на которые по закону можно обратить взыскание. При обращении взыскания на имущество, в том числе денежные средства и имущество должника, находящиеся у других лиц, судебный исполнитель посылает этим лицам запрос о том, имеется ли у них какое-либо имущество должника и обязаны ли они уплатить какие-либо деньги должнику, на каком основании и в какой срок. Одновременно указанные лица уведомляются о том, что с момента получения запроса судебного исполнителя на имеющееся у них имущество, в том числе денежные средства должника, налагается арест в сумме взыскания и расходов по исполнению и что все причитающиеся должнику платежи до полного погашения взыскиваемой суммы они обязаны вносить взыскателю или на депозитный счет суда. Начальным моментом действия ареста является время получения другими лицами запроса судебного исполнителя. Наложение ареста на имущество должника означает запрет другим лицам распоряжаться этим имуществом, в том числе и запрет на передачу его должнику. Арест на принадлежащие должнику денежные суммы, находящиеся у других лиц, состоит в запрещении выплаты обязанным лицом указанных сумм должнику. Одновременно устанавливается обязанность других лиц, у которых находятся имущество или денежные суммы, производить все платежи, причитающиеся должнику, на депозитный счет суда. Эта обязанность действует до полного погашения суммы, указанной в запросе судебного исполнителя. Вопрос об изъятии арестованного имущества, находящегося у других лиц, разрешается судебным исполнителем с учетом условий, на которых это имущество находилось у других лиц. Если нахождение имущества должника у других лиц обусловлено заключенным между ними договором, вопрос о возможности его изъятия решается судом с вынесением соответствующего определения.

Наниматели обязаны по запросу судебного исполнителя в срок до пяти дней предоставить (либо направить) ему письменный ответ о том, состоит ли у них должник на работе и каков размер его заработка в месяц (с учетом премиальных вознаграждений, дополнительных выплат и т.д.). В таком же порядке судебный исполнитель истребует у должника сведения о причитающихся должнику авторском вознаграждении и иных доходах.

Судебный исполнитель направляет исполнительный документ юридическому лицу или гражданину, у которого должник работает либо получает заработную плату и другие приравненные к ней доходы, на исполнение с предложением ежемесячно производить удержание согласно исполнительному документу. Удержанные суммы пересылаются взыскателю за счет должника. Предложение подписывается судьей и судебным исполнителем. Копия предложения направляется при этом взыскателю. В случае, если исполнительный документ направляется для удержания по адресу обслуживаемой судебным исполнителем территории, копия предложения остается у судебного исполнителя. Если исполнительный документ направляется в другую местность (район, город), вне обслуживаемой судебным исполнителем территории, копия предложения об удержании направляется в соответствующий суд и передается судебному исполнителю, в районе деятельности которого находится юридическое лицо или гражданин, у которого работает должник. В данном случае судебный исполнитель, получивший копию предложения, обязан осуществлять контроль за исполнением в соответствии с частью третьей пункта 106 Инструкции по исполнительному производству.

3. В соответствии со статьями 369 — 375, 389 — 391 ХПК обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, заключается в предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном законодательством, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания денежных средств со счета должника и внесения этих средств или их части на соответствующий счет хозяйственного суда. Обращение взыскания на наличные денежные средства должника, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) других лиц, производится путем их описи, изъятия и внесения на соответствующий счет хозяйственного суда. Обращение взыскания на иное имущество должника при недостаточности денежных средств, взысканных со счета должника по предъявленному взыскателем к исполнению исполнительному документу, производится судебным исполнителем:

  • посредством проведения описи имущества, его изъятия или наложения ареста на имущество и его реализации, или передачи имущества в счет погашения задолженности;
  • путем взыскания денежных средств со счетов должника, а также причитающихся должнику денежных средств, находящихся на счетах других лиц в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;
  • иными способами, предусмотренными законодательными актами.

Взыскание с должника — юридического лица или индивидуального предпринимателя денежных средств по исполнительному документу обращается в первую очередь на денежные средства, находящиеся на его счетах в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации. В целях обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации, взыскатель представляет исполнительный документ соответственно в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания денежных средств в бесспорном порядке. Условия и порядок перечисления денежных средств на покрытие задолженности юридических лиц, финансируемых из бюджета, если задолженность не может быть возвращена за счет их денежных средств в течение одного месяца, устанавливаются законодательством. При недостаточности у юридического лица на счете денежных средств для погашения задолженности ее взыскание производится судебным исполнителем в порядке, установленном ХПК, путем обращения взыскания на иное имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, в том числе и на денежные средства, находящиеся на иных счетах. Судебный исполнитель обращает взыскание на имущество должника с учетом денежных средств, взысканных взыскателем. Обращение взыскания на имущество, закрепленное за юридическими лицами на праве оперативного управления, не допускается. Взыскание с гражданина денежных средств путем обращения взыскания на имущество, в том числе на заработную плату и приравненные к ней доходы и выплаты, причитающиеся должнику, осуществляется на основании судебного приказа хозяйственного суда.

Для установления наличия денежных средств и иного имущества должника, находящихся у других лиц, судебный исполнитель направляет этим лицам запрос о том, имеется ли у них имущество должника, обязаны ли они уплатить какие-либо суммы должнику, на каком основании и в какой срок. Лица, у которых находятся денежные средства должника, одновременно с направлением запроса уведомляются, что с момента получения запроса судебного исполнителя на денежные средства должника, имеющиеся у них, налагается арест на сумму взыскания и все платежи, причитающиеся должнику, они обязаны вносить (перечислять) на соответствующий счет хозяйственного суда до полного погашения взыскиваемой суммы. При получении сообщения о наличии у других лиц подлежащих перечислению по правилам безналичных расчетов денежных средств, причитающихся должнику, и неперечислении этими лицами на соответствующий счет хозяйственного суда этих средств в течение трех банковских дней после наступления срока платежа судебный исполнитель по определению хозяйственного суда, представлению судебного исполнителя или заявлению взыскателя обращает взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах других лиц, а при их недостаточности для исполнения определения хозяйственного суда о судебном приказе — на иное имущество этих лиц.

Обращение взыскания на заработную плату, пенсию или стипендию должника-гражданина производится в случае отсутствия у него имущества или недостаточности этого имущества для полного взыскания, за исключением случаев, когда размер взыскания не превышает доли удержания из месячной заработной платы, пенсии или стипендии должника. При исполнении решения хозяйственного суда о взыскании периодических платежей взыскание на заработную плату, пенсию или стипендию должника-гражданина обращается независимо от наличия у него имущества. Правила об обращении взыскания на заработную плату, включая заработную плату работников, применяются также при обращении взыскания на причитающиеся должнику:

  • доходы работников производственного кооператива, членов крестьянского (фермерского) хозяйства, работников иных организаций;
  • вознаграждения за использование авторского права и смежных прав, права на промышленный образец;
  • стипендии;
  • пенсии;
  • суммы в возмещение ущерба, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • пособия по безработице;
  • доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица;
  • иные доходы и суммы.

Наниматели, органы, учреждения обязаны по требованию судебного исполнителя в назначенный им срок дать ответ, состоит ли с ними в трудовых отношениях должник и какой размер его месячной заработной платы и (или) иных доходов и сумм. Судебный исполнитель направляет исполнительный документ нанимателю, в орган, учреждение, где должник работает либо получает заработную плату и (или) иные доходы и суммы, с предложением проводить удержание согласно исполнительному документу, а удержанные суммы пересылать взыскателю за счет должника. При увольнении должника с работы наниматель, орган, учреждение, проводившие удержание из заработной платы должника и (или) иных причитающихся ему доходов и сумм, обязаны в течение трех дней возвратить исполнительный документ судебному исполнителю с отметкой на судебном приказе о проведенных удержаниях и указанием нового места работы должника, если оно известно. Исполнительный документ о взыскании с гражданина в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей денежных средств, не превышающих доли удержания из месячной заработной платы, пенсии или стипендии должника, на которые по законодательству может быть обращено взыскание, направляется судебным исполнителем для исполнения непосредственно нанимателю или в орган, учреждение, где должник работает либо получает заработную плату и (или) иные доходы и суммы.

4. Согласно пункту 23 Инструкции о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 N 17 «Об утверждении Инструкции о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам», при исполнении производства, возбужденного на взыскание денежных средств по исполнительному документу хозяйственного суда, судебный исполнитель должен обратить взыскание на имущество должника с учетом того, что на имущество должника, находящееся в залоге, обращается взыскание для удовлетворения не обеспеченных залогом требований взыскателей при недостаточности у должника иного имущества. Обращение взыскания на наличные денежные средства должника, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) других лиц, производится путем их описи, изъятия и внесения на соответствующий счет хозяйственного суда не позднее рабочего дня, следующего за днем изъятия. Обращение взыскания на иное имущество должника при недостаточности денежных средств, взысканных со счета должника по предъявленному взыскателем к исполнению исполнительному документу, производится судебным исполнителем:

  • посредством проведения описи имущества, его изъятия или наложения ареста на имущество и его реализации или передачи имущества в счет погашения задолженности;
  • путем взыскания денежных средств со счетов должника, а также причитающихся должнику денежных средств, находящихся на счетах других лиц в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;
  • иными способами, предусмотренными законодательными актами.

Статья 24.10. Неисполнение исполнительных документов, судебного постановления или иного акта

1. Неисполнение должником в установленный судом, иным органом или судебным исполнителем срок исполнительного документа, не связанного с передачей денежных сумм, —

влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до тысячи базовых величин.

2. Неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе о взыскании денежных средств с должника, банком или небанковской кредитно-финансовой организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, в случае предъявления им исполнительного документа при наличии денежных средств на счетах должника —

влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо — до пятидесяти процентов от суммы, подлежащей взысканию.

3. Неисполнение должником в установленный судом, иным государственным органом или должностным лицом либо судебным исполнителем срок судебного постановления или иного акта, обязывающего должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, —

влечет наложение штрафа в размере до сорока базовых величин, а на юридическое лицо — до тысячи базовых величин.

Комментарий к статье 24.10

1. В соответствии со статьей 396 ХПК при исполнении судебного постановления, согласно которому должник обязан выполнить определенные действия, не связанные со взысканием денежных сумм или передачей имущества, судебный исполнитель по истечении срока добровольного исполнения требований исполнительного документа обязан проверить выполнение должником предъявленного к нему требования. В случае невыполнения должником требований исполнительного документа судебный исполнитель в порядке, установленном ХПК, принимает меры к привлечению должника к ответственности.

Согласно пунктам 48 — 51 Инструкции по исполнительному производству, судебные постановления приводятся в исполнение по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Иные акты приводятся в исполнение в сроки, предусмотренные законодательством. Судебный исполнитель в день возбуждения исполнительного производства направляет (вручает) сторонам извещение о совершении данного процессуального действия, при этом должнику направляется (вручается) предложение добровольно исполнить решение в течение семи дней с момента его направления (вручения). Судебный исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения в случаях:

  • если срок исполнения указан в исполнительном документе;
  • если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению;
  • если исполнению подлежит постановление суда о конфискации имущества должника;
  • по истечении срока на обжалование определения суда о взыскании с должника расходов по исполнению.

В предложении о добровольном исполнении судебный исполнитель предупреждает должника, что неисполнение исполнительного документа в добровольном порядке в указанный в предложении срок повлечет за собой его принудительное исполнение с отнесением расходов по исполнению за счет должника. При наличии обстоятельств, дающих основание полагать, что должник может растратить или скрыть имущество, судебный исполнитель обязан одновременно с вручением предложения о добровольном исполнении принять меры по обеспечению исполнения. Немедленному исполнению подлежат судебные постановления:

  • о взыскании алиментов;
  • о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;
  • о взыскании периодических платежей в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина;
  • о взыскании заработной платы, но не свыше чем за один месяц;
  • о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника;
  • о наложении административных взысканий в виде административного ареста либо депортации;
  • о приводе, наложении ареста на имущество, вынесенные в качестве мер обеспечения административного процесса;
  • по другим делам, если в постановлении (акте) указано, что оно подлежит немедленному исполнению.

Предложение о добровольном исполнении судебного постановления вручается должнику, как правило, под расписку в его получении с указанием времени вручения или направляется по месту его жительства заказным письмом с обратным уведомлением о вручении. В случае отсутствия должника предложение вручается кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов его семьи, а при их отсутствии — работнику жилищно-эксплуатационной службы или администрации по месту работы. В указанных случаях лицо, принявшее предложение, обязано указать на расписке в получении предложения свою фамилию, имя, отчество, а также свое отношение к должнику или занимаемую должность (например, муж, отец и т.п. или руководитель учреждения и т.п.). В случае отказа должника или члена его семьи от принятия предложения или от выдачи расписки в его получении доставляющий делает об этом отметку и возвращает предложение в суд, а судебный исполнитель составляет об этом акт. Отказ должника или члена его семьи от принятия предложения или от выдачи расписки в его получении не является препятствием для совершения судебным исполнителем принудительных мер по исполнению исполнительного документа по истечении срока, указанного в предложении. Принудительное исполнение исполнительного документа производится судебным исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения.

2. Согласно статье 350 ХПК неисполнение обслуживающим должника банком или небанковской кредитно-финансовой организацией по причинам, признанным хозяйственным судом неуважительными, предъявленного к исполнению исполнительного документа о взыскании денежных средств со счета (счетов) должника, а также судебного постановления о наложении ареста на денежные средства и иное имущество должника влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством. Кроме того, хозяйственный суд выносит частное определение, которое направляется в банк, обслуживающий должника, и Национальный банк Республики Беларусь. Невыполнение лицом по причинам, признанным хозяйственным судом неуважительными, действий, которые не носят имущественного характера и совершение которых возложено на него судебным приказом хозяйственного суда, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно статье 529 ГПК взыскатель либо по его просьбе суд при обращении взыскания на находящиеся на счетах в банках денежные средства должника представляет исполнительный документ непосредственно в соответствующий банк для принудительного списания средств.

3. В соответствии со статьей 398 ХПК должностные лица юридических лиц, индивидуальные предприниматели и граждане в случае невыполнения требований судебного исполнителя по причинам, признанным хозяйственным судом неуважительными, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. Если должник не исполнит в срок, установленный хозяйственным судом, иным органом или судебным исполнителем, исполнительный документ или требования, не связанные со взысканием денежных сумм, он может быть привлечен к ответственности, установленной законодательством. В случае неисполнения должником исполнительного документа после привлечения его к ответственности, если исполнительный документ может быть исполнен другим лицом, хозяйственный суд с согласия взыскателя вправе уполномочить другое лицо или самого взыскателя исполнить судебное постановление за счет должника. При невозможности исполнения исполнительного документа другим лицом или взыскателем исполнение производится хозяйственным судом, который принимает иные необходимые меры, предусмотренные актами законодательства. Должностное лицо юридического лица, умышленно не исполняющее требования судебного исполнителя, исполнительный документ, судебное постановление либо препятствующее их исполнению, несет ответственность, установленную законодательством.

Согласно пункту 113 Инструкции по исполнительному производству в случае невыполнения требований судебного исполнителя — неисполнения судебного постановления (акта), утраты исполнительного документа, расходования удержанных сумм на другие цели, а также в случае несообщения (либо несвоевременного сообщения) судебному исполнителю сведений о заработной плате должника и других получаемых им суммах, об изменении должником места работы, задержке возврата исполнительного документа при увольнении должника с работы и т.д. судебный исполнитель обращается к судье с представлением о наложении на виновных лиц штрафа в порядке и размере, установленных законодательством. Наложение штрафа и его уплата не освобождают от обязанности своевременно и надлежащим образом исполнить судебное постановление (акт) и не являются препятствием для привлечения должностных лиц и граждан к ответственности.

Статья 24.11. Передача запрещенных предметов лицам, содержащимся в местах лишения свободы

Передача любым способом лицам, содержащимся в следственных изоляторах или иных местах лишения свободы, запрещенных для передачи предметов и веществ —

влечет наложение штрафа в размере от шести до десяти базовых величин.

Комментарий к статье 24.11

1. В соответствии со статьей 84 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее — УИК) осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей в количестве, установленном статьями 118 — 121, 125, 126 и 173 УИК. Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать вес одной посылки. Посылки, бандероли и передачи осужденным, поступившие не от близких родственников, вручаются осужденным с разрешения начальника исправительного учреждения. Больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами I и II группы, разрешается получение дополнительной бандероли с лекарственными средствами по заключению лечащего врача, которые хранятся и выдаются медицинской частью исправительного учреждения, а также дополнительной посылки или передачи в течение трех месяцев с продуктами питания, рекомендованными врачом. Осужденным, отбывающим наказание в тюрьмах, исправительных и воспитательных колониях, а также оставленным в следственных изоляторах и тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, независимо от отбытого срока наказания может быть разрешена дополнительно одна вещевая посылка в год.

Согласно пунктам 113 и 115 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.10.2000 N 174 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», максимальный вес посылок и бандеролей определяется почтовыми правилами (вес одной передачи не должен превышать вес одной посылки). Для приема передач оборудуются специальные комнаты, вход в которые свободен для граждан. В этих комнатах устанавливаются столы с письменными принадлежностями и контрольными весами, стулья или скамейки, ящики для заявлений и жалоб. На видных местах вывешиваются выписки из нормативных правовых актов, определяющих порядок приема передач, предоставления свиданий, приема граждан по личным вопросам руководством учреждения.

На основании пункта 30 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13.01.2004 N 3 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь», лицам, содержащимся под стражей, запрещается:

  • иметь при себе, хранить, приобретать и пользоваться предметами, веществами и продуктами питания, не включенными в перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, содержащиеся под стражей, могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету или превышающими установленное им количество;
  • вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях СИЗО, перестукиваться или переписываться с ними;
  • нарушать установленный порядок проведения свиданий, передачи каких-либо предметов и переписки.

Согласно пункту 65 Правил внутреннего распорядка в следственных изоляторах органов государственной безопасности Республики Беларусь, утвержденных постановлением Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 17.10.2003 N 20 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в следственных изоляторах органов государственной безопасности Республики Беларусь», прием посылок и передач, адресованных заключенным, осуществляется в помещении следственного изолятора, оборудованном для этой цели. Лицам, содержащимся под стражей, разрешается получать без ограничения количества посылки, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами, а также передачи общим весом не более 30 кг в месяц. Не допускается ограничение веса передач для несовершеннолетних, лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями (при наличии заключения медицинского работника органа государственной безопасности Республики Беларусь), а также беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей. Передачи принимаются в порядке очередности посетителей. Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые заключенные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, вывешивается в помещении для приема передач.

2. Практика доказывает опасность нахождения в исправительных учреждениях денег, ценных вещей, ценных бумаг, валюты зарубежных стран. Особую роль могут сыграть оптические приборы, наручные и карманные часы. Продукты питания (дрожжи, сахар, изделия на спиртовой основе) могут быть использованы осужденными как ингредиенты для приготовления спиртных напитков. Одними из запрещенных к использованию предметов являются алкогольные напитки, в результате употребления которых происходит значительное количество правонарушений и преступлений. В результате применения наркотических, психотропных, токсичных и сильнодействующих лекарственных веществ осужденные совершают тяжкие преступления. В преступлениях, связанных с нападением на администрацию исправительных учреждений, используются ножи, опасные бритвы, топоры, колюще-режущие предметы, конструктивно схожие с холодным оружием. Предметом выяснения отношений среди осужденных, приводящего к убийствам и другим преступлениям, можно считать игральные карты, порнографические материалы и предметы. Значительное число побегов из мест отбывания наказаний произошло при использовании топографических карт, компасов, литературы по топографии, единоборствам, служебному собаководству, устройству оружия. Различные виды ухищрений применяют осужденные для совершения побегов из мест лишения свободы с использованием военной и другой форменной одежды, головных уборов и обуви. Похищенные либо переданные служебные документы, документы, удостоверяющие личность, могут стать предметом для совершения побегов. К таким предметам можно отнести также: фотоаппараты, фотоматериалы, химикаты, кинокамеры, видео-, аудиотехнику, средства связи и другие предметы, обозначенные в правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений.

3. В то же время передача любым способом лицу, содержащемуся в следственном изоляторе, исправительном учреждении, исполняющем наказание в виде лишения свободы, или арестном доме, предметов или веществ, хранение и использование которых ограничено, сверх разрешенного количества либо предметов или веществ, хранение и использование которых запрещено, а равно получение от такого лица указанных предметов или веществ с целью выноса за пределы следственного изолятора, исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или арестного дома, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (статья 412 УК).

Статья 24.12. Несоблюдение требований превентивного надзора

1. Несоблюдение требований превентивного надзора без уважительных причин —

влечет наложение штрафа в размере от шести до десяти базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, —

влечет наложение штрафа в размере от восьми до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Комментарий к статье 24.12

1. Превентивный надзор за осужденными устанавливается судом для наблюдения за поведением освобожденных из мест лишения свободы, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия. В соответствии со статьями 198 — 202 УИК представление об установлении превентивного надзора за лицами, указанными в части 3 и пункте 1 части 4 статьи 80 УК, направляется в суд администрацией исправительного учреждения за месяц до предстоящего освобождения этих лиц из исправительного учреждения, а представление об установлении превентивного надзора за лицом, указанным в пункте 2 части 4 статьи 80 УК, — органом внутренних дел по месту жительства этого лица. Определение (постановление) суда об установлении превентивного надзора за лицами, указанными в части 3 и пункте 1 части 4 статьи 80 УК, и требований превентивного надзора направляется судом администрации исправительного учреждения, а определение (постановление) суда об установлении превентивного надзора за лицом, указанным в пункте 2 части 4 статьи 80 УК, и требований превентивного надзора — в орган внутренних дел по месту жительства этого лица. Определение (постановление) суда об установлении превентивного надзора за лицами, указанными в части 3 и пункте 1 части 4 статьи 80 УК, и требований превентивного надзора объявляется этим лицам администрацией исправительного учреждения за день до их освобождения из исправительного учреждения и в тот же день направляется в орган внутренних дел по избранному месту жительства. При этом лица предупреждаются об ответственности за неприбытие без уважительных причин в установленный срок к избранному месту жительства, либо выезд за пределы района (города) без согласия органа внутренних дел, либо перемену места жительства в пределах района (города) без уведомления органа внутренних дел, совершенные с целью уклонения от превентивного надзора, а также за несоблюдение иных требований превентивного надзора без уважительных причин. Определение (постановление) суда об установлении превентивного надзора за лицом, указанным в пункте 2 части 4 статьи 80 УК, и требований превентивного надзора объявляется этому лицу органом внутренних дел по его месту жительства. При этом лицо предупреждается об ответственности за выезд за пределы района (города) без согласия органа внутренних дел или перемену места жительства в пределах района (города) без уведомления органа внутренних дел, совершенные с целью уклонения от превентивного надзора, а также за несоблюдение иных требований превентивного надзора без уважительных причин. Превентивный надзор за лицами, указанными в части 3 и пункте 1 части 4 статьи 80 УК, считается установленным со дня освобождения их из исправительного учреждения, а превентивный надзор за лицом, указанным в пункте 2 части 4 статьи 80 УК, — со дня объявления этому лицу органом внутренних дел определения (постановления) суда об установлении за ним превентивного надзора.

Представление о приостановлении превентивного надзора за лицом, в отношении которого он был установлен, при осуждении его к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или направлении в лечебно-трудовой профилакторий направляется в суд органом внутренних дел по месту жительства этого лица. Определение (постановление) суда о приостановлении превентивного надзора за лицом, в отношении которого он был установлен, осужденным к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или направленным в лечебно-трудовой профилакторий, направляется судом администрации исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория и (или) в орган внутренних дел по месту жительства этого лица. Определение (постановление) суда о приостановлении превентивного надзора объявляется указанному лицу администрацией исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория либо органом внутренних дел по месту жительства этого лица. Представление о возобновлении превентивного надзора за указанным лицом направляется в суд администрацией исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория либо органом внутренних дел по месту жительства этого лица за месяц до отбытия им наказания в виде ограничения свободы, ареста или освобождения из лечебно-трудового профилактория. Определение (постановление) суда о возобновлении превентивного надзора за лицом направляется судом администрации исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория и (или) в орган внутренних дел по месту жительства этого лица. Определение (постановление) суда о возобновлении превентивного надзора объявляется лицу администрацией исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория либо органом внутренних дел по месту жительства этого лица. При этом лицо предупреждается об ответственности за неприбытие без уважительных причин в установленный срок к избранному месту жительства, либо выезд за пределы района (города) без согласия органа внутренних дел, либо перемену им места жительства в пределах района (города) без уведомления органа внутренних дел, совершенные с целью уклонения от превентивного надзора, а также за несоблюдение иных требований превентивного надзора без уважительных причин.

Осуществление превентивного надзора не должно иметь целями унижение человеческого достоинства и компрометацию лица, за которым установлен превентивный надзор. Осуществление превентивного надзора возлагается на органы внутренних дел по месту жительства лица, за которым он установлен. При осуществлении превентивного надзора уполномоченные сотрудники органов внутренних дел обязаны: зарегистрировать лицо, за которым установлен превентивный надзор, в день обращения его за регистрацией; поставить на учет лицо, за которым установлен превентивный надзор, в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь; сфотографировать лицо, за которым установлен превентивный надзор; объявить под расписку лицу, за которым установлен превентивный надзор, требования превентивного надзора; контролировать соблюдение требований превентивного надзора лицом, за которым установлен превентивный надзор. При осуществлении превентивного надзора уполномоченные сотрудники органов внутренних дел имеют право: требовать сведения о поведении лица, за которым установлен превентивный надзор, от администрации организации по месту его работы, а также от граждан по месту жительства; ходатайствовать перед соответствующими государственными органами, иными организациями о трудовом и бытовом устройстве лица, за которым установлен превентивный надзор; вызывать лицо, за которым установлен превентивный надзор, и проводить с ним профилактические беседы, а при необходимости — в присутствии представителей администрации организации по месту его работы, а также его родственников; опросить лицо, за которым установлен превентивный надзор, о соблюдении им требований превентивного надзора; входить в любое время суток в жилище лица, за которым установлен превентивный надзор. При осуществлении контроля за соблюдением требований превентивного надзора лицом, за которым установлен превентивный надзор, органы внутренних дел могут привлекать членов наблюдательных комиссий и граждан, участвующих в охране правопорядка. При осуществлении превентивного надзора орган внутренних дел, осуществляющий превентивный надзор, вправе направить в суд представление о продлении или досрочном прекращении превентивного надзора, об изменении требований превентивного надзора в пределах, предусмотренных частью 8 статьи 80 УК. Определение (постановление) суда о продлении превентивного надзора, об изменении требований превентивного надзора объявляется лицу, за которым установлен превентивный надзор, органом внутренних дел, осуществляющим превентивный надзор. Розыск лиц, уклоняющихся от превентивного надзора, осуществляется органами внутренних дел.

Лицо, за которым установлен превентивный надзор, обязано выполнять следующие требования превентивного надзора: прибыть в установленный администрацией исправительного учреждения, исправительного учреждения открытого типа, арестного дома или лечебно-трудового профилактория срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел; являться по вызову в орган внутренних дел в указанный срок и давать пояснения по вопросам соблюдения им требований превентивного надзора; уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы и (или) жительства; выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам только с согласия органа внутренних дел. Лицо, за которым установлен превентивный надзор, в случае, указанном в части 8 статьи 80 УК, обязано: не посещать определенные места; не покидать свое жилище в определенное время суток; являться в орган внутренних дел для регистрации в установленное органом внутренних дел время. Лицо, за которым установлен превентивный надзор, не должно совершать преступлений и административных правонарушений.

Превентивный надзор прекращается в случаях, указанных в части 11 статьи 80 УК. Прекращение превентивного надзора в случаях, указанных в пунктах 1 — 3 части 11 статьи 80 УК, производится определением (постановлением) суда по представлению органа внутренних дел, осуществляющего превентивный надзор. Определение (постановление) суда о прекращении превентивного надзора объявляется органом внутренних дел, осуществляющим превентивный надзор, лицу под расписку. Превентивный надзор в случаях, указанных в пунктах 4 и 5 части 11 статьи 80 УК, прекращается органом внутренних дел.

2. Согласно Инструкции о порядке установления и осуществления превентивного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 20.11.2000 N 201 «Об утверждении Инструкции о порядке установления и осуществления превентивного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», превентивный надзор является системой временных принудительных мер контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, который устанавливается судом и осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями с привлечением работников иных служб органов внутренних дел.

Превентивный надзор устанавливается для наблюдения за поведением поднадзорных, предупреждения с их стороны преступлений и правонарушений, оказания на них необходимого профилактического воздействия.

Осужденный, находящийся под превентивным надзором, обязан не допускать правонарушений и соблюдать следующие правила превентивного надзора:

  • прибыть в определенный постановлением начальника исправительного учреждения срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в инспекции;
  • являться в инспекцию для регистрации от одного до четырех раз в месяц (периодичность регистрации устанавливается инспекцией);
  • являться по вызову в инспекцию в указанный ею срок и давать письменные объяснения по вопросам, связанным с соблюдением правил превентивного надзора;
  • уведомлять инспекцию о перемене места работы или жительства;
  • выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам только с согласия инспекции;
  • соблюдать установленные судом иные ограничения, а именно: запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время суток, запрещение посещать определенные места.

Порядок выезда поднадзорных за пределы административного района:

  • вопросы о краткосрочном выезде поднадзорного с места постоянного жительства за пределы района (города) по личным делам рассматривает начальник инспекции на основании письменного заявления поднадзорного;
  • при обращении поднадзорного с письменным заявлением о краткосрочном выезде по личным делам за пределы района (города) начальник инспекции направляет запрос в отдел внутренних дел (милицию) по временному месту жительства поднадзорного о проверке возможности его проживания по указанному адресу (при получении положительного ответа принимает решение о выезде поднадзорного с постоянного места жительства, о чем делает соответствующую запись в заявлении, выдача поднадзорному разрешения на выезд по личным делам производится в исключительных случаях, при этом учитываются причина выезда, данные, характеризующие его поведение в период нахождения под превентивным надзором);
  • при разрешении поднадзорному выезда по личным делам в другую местность на срок более суток ему под роспись выдается маршрутный лист, в котором указываются дата разрешения на выезд, цель поездки, срок и место пребывания, обязанности поднадзорного зарегистрироваться в инспекции по новому месту жительства, являться по вызову в установленное время и известить о своем возвращении инспекцию, осуществляющую за ним превентивный надзор по месту постоянного жительства (о выезде поднадзорного уведомляется инспекция, на территорию обслуживания которой должен прибыть поднадзорный);
  • при разрешении поднадзорному выезда по личным делам в другую местность на срок свыше 30 суток в инспекцию по месту временного проживания поднадзорного вместе с уведомлением высылается дело превентивного надзора (в случаях краткосрочного выезда поднадзорного ввиду крайней необходимости (болезнь, похороны) решение о выезде принимается без предварительного направления запроса в инспекцию по месту временного проживания);
  • при перемене поднадзорным постоянного места жительства инспекция, осуществляющая надзор, уведомляет об этом орган внутренних дел по новому месту жительства поднадзорного;
  • при выезде поднадзорного на другое постоянное место жительства ему выдается контрольный листок, в котором указываются дата отъезда, адрес нового места жительства и срок явки на регистрацию в милицию по новому месту жительства;
  • инспекция органа внутренних дел по новому месту жительства поднадзорного после его явки на регистрацию обязана немедленно запросить, а инспекция по прежнему месту жительства — выслать на это лицо дело превентивного надзора.

В случае выявления нарушения требований превентивного надзора и связанных с ним ограничений, совершенных вне территории проживания поднадзорного, установивший такой факт работник милиции немедленно информирует об этом оперативного дежурного органа внутренних дел, осуществляющего превентивный надзор за этим лицом. Ответственность наступает только за те нарушения, которые допущены после объявления постановления (определения) суда об установлении или продлении превентивного надзора и в пределах срока, указанного в постановлении (определении).

3. В то же время несоблюдение требований превентивного надзора без уважительных причин, совершенное лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за такие же нарушения, наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до одного года (статья 421 УК).